Какими институтами обеспечивается государственная власть. Институты государственной власти

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

  • - - Москва, просп. Вернадского, 84. Психология. См. также Университеты ч489...

    Педагогический терминологический словарь

  • - понятие, использовавшееся конституциями советского периода развития нашего государства, т. е. Конституциями СССР, РСФСР, других союзных республик в составе СССР и автономных республик...
  • - один из принципов, на которых согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основывается Российская Федерация...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - понятие, широко использовавшееся Конституциями СССР и предшествовавшими ныне действующей Конституциями России и означавшее систему органов, действовавших в пределах автономных областей, автономных округов,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в ГД при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в КС при рассмотрении дел, относящихся к компетенции...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в СФ при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента, выполняющее свои задачи в соответствующем субъекте РФ. Его основные задачи - представлять Президента РФ в субъекте РФ,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - правовой акт Государственной Думы РФ. Согласно ч. 3 ст. 103 Конституции РФ, ГД РФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Таким образом, правовую форму постановления имеют...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - одна из палат Федерального Собрания - парламента РФ - в настоящее время. Согласно ст. 11 Конституции РФ, Совет Федерации участвует в осуществлении государственной власти. Он относится к законодательной ветви власти...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 30 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против государственной власти"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - верховенство государственной власти, ее независимость от любых властей и сил внутри государства или других государств...

    Политология. Словарь.

  • - один из основных принципов организации власти в социалистических. Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей...

    Большой юридический словарь

  • - см. субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; Федеральные органы государственной власти...

    Большой юридический словарь

  • - в СССР обязательные для исполнения общие правила или предписания индивидуального характера, издаваемые представительскими учреждениями Советского государства - Советами депутатов трудящихся...

    Большая Советская энциклопедия

"ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в книгах

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Из книги Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" автора России Законодательство

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

2.3 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Из книги Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России автора Безруков Андрей Викторович

2.3 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации Основы правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в Конституции РФ, Федеральном

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

автора Автор неизвестен

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации 1. За

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации За

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений К ведению федеральных органов

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной

2.4 Органы государственной власти Российской Федерации

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

2.4 Органы государственной власти Российской Федерации Многообразная деятельность любого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства представляет собой организационно и

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

автора Автор неизвестен

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) принятие

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации

автора Петренко Андрей Витальевич

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации Избирательная система характеризуется совокупностью правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов,

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:1) государственная и территориальная

Государственный аппарат включает следующие основные элементы: органы представительной власти (центральные и местные), исполнительно-распорядительные органы (министерства, местные органы исполнительной власти), органы прокуратуры, суд, органы охраны общественного порядка (милиция, полиция), органы защиты государственной безопасности, органы государственного контроля, вооруженные силы.

Парламент - высший законодательный орган в государстве, выбираемый гражданами и представляющий их интересы. Основные функции парламента:

  • - законодательная,
  • - представительство интересов граждан.

В круг полномочий парламента также входят: а) утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении, б) участие в формировании правительства и контроль за его деятельностью, в) определение внешнеполитического курса государства и др.

Структура: парламент бывает двухпалатным (одна палата обычно представляет в равной степени всех граждан, другая - территориальные или национально-территориальные общности); и однопалатным, предполагающим этническую и социально-культурную однородность общества. Порядок формирования парламента зависит от его структуры.

В нашем государстве парламент называется Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат - Совета Республики и Палаты представителей. Совет Республики (верхняя палата) формируется по принципу территориального представительства (по восемь человек от каждой области и города Минска и еще восемь членов палаты назначаются Президентом Республики Беларусь). Палата представителей избирается гражданами Республики Беларусь.

Руководитель нижней палаты или однопалатных парламентов (по традиции его называют спикером) в большинстве случаев избирается депутатами из своего состава. Должность председателя верхней палаты в разных странах занимается по-разному. В нашей стране оба руководителя - из своего состава. Важными элементами в структуре палат являются комиссии (комитеты), образованные депутатами для решения законотворческих и других задач. Комиссии парламента бывают временными и постоянными. Объединения депутатов по партийной принадлежности называются фракциями. Фракция имеет свое руководство.

Правительство (вместе с администрацией Президента) образует исполнительную власть. Правительство - это государственный институт, система управления, обладающая правом монопольного использования физического принуждения для проведения в жизнь законов и обычаев на территории данной страны. Исполняет основные политические решения, принятые законодательной властью; может само принимать политические решения (в рамках своих полномочий, определенных конституцией и законами); руководит государством. Основные функции правительства:

  • - обеспечение безопасности страны и защита прав граждан;
  • - разработка программы социально-экономического развития страны;
  • - формирование государственного бюджета;
  • - разработка и финансирование инвестиционных программ;
  • - кадровая политика;
  • - участие в законодательной деятельности (законодательная инициатива, издание нормативно-правовых актов, разработка законопроектов);
  • - ведение международных переговоров и заключение договоров, осуществление связей с международными организациями.

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.



Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Законодательная власть.

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.



Функции парламента:

· законодательная – деятельность по принятию законов.

· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента.

· Принятие законов.

· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

· Определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные . Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики , в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов :

1. партийные депутатские фракции организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса .

1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

· Флибустьерство – затягивание прений.

· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

Взаимодействие законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в формах: 1) законодательной инициативы; 2) издания законов субъектов РФ; 3) осуществления контроля за соблюдением и исполнением Конституции и законов РФ, законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением федеральных и региональных программ развития, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) формирования органов власти субъекта РФ; 5) права высшего должностного лица участвовать в работе высшего законодательного органа субъекта РФ с правом совещательного голоса и требовать созыва внеочередного заседания этого органа, а также созыва вновь избранного законодательного органа власти; 6) иных формах.Взаимодействие представительных и исполнительных органов власти субъекта РФ в формировании органов власти выражается в следующем: 1) право представительного органа власти выражать недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ и подотчетному ему исполнительному органу; 2) право представительного органа власти назначать выборы высшего должностного лица и т. д.

В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней безопасности и т.п.

Исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, то есть почти полного обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления системы государственного регулирования, что особенно заметно в экономической области. Главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным обособлением.

В настоящее время функциями исполнительной власти являются следующие:

· Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).

· Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).

· Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.

· Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.

· Координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

· Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

· Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Экзаменационный билет № 8

1) Государственная власть: понятие, особенности, функции.

Государственная власть имеет политический характер, т.к. общество дифференцировалось по интересам

потребностям, которые неодинаковы у разных групп, и чтобы регулировать эти интересы и потребности, власть

должна осуществлять политику.

Особенности государственной власти:

ее политическая и классовая природа .

» ее субъект и объект обычно не совпадают , властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены (в

демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их

частичному совпадению - каждый гражданин является не только подвластным, он вправе быть

индивидуальным источником власти); » реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на

общество в целом, конкретные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих

перед обществом задач и функций. » деятельность государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти . В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1. субъект власти (социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д)

2. объект власти (индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом);

4. средства, способы, приемы осуществления государственной власти;

5. ресурсы власти.

2) Форма правления.

элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании . Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти - наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия , - словом, как устроено разделение властей.

Экзаменационный билет № 9

1) Политический процесс: понятие, структура, уровни, типы

Наряду с конкретными институтами в политической сфере, которые были названы выше, в ней существует и «сквозной», общий для нее институт власти. Без осуществления властных функций ни один другой политический институт действовать не может. Власть не всегда рассматривают как политический институт. Иногда ее характеризуют как форму или систему отношений, заключающуюся в способности, возможности и праве влиять на поведение и деятельность людей и социальных групп с помощью специальных властных механизмов и средств (правовых норм, административных актов и т.д.). Такой подход ни в коей мере не противоречит институциональному, а лишь расширяет наше представление о власти как о важном социальном и политическом явлении.

Обратим внимание на то, что понятием власти широко оперируют и в других науках, например в психологии, где под ней понимают особый тип поведения, позволяющий изменять поведение других людей. Уже из этой трактовки становится понятно, что власть может быть не только политической. Это обстоятельство нужно вообще иметь в виду с учетом того, чго в широком плане власть есть способ достижения цели.

Власть -- это функция любой деятельности, любого социального субъекта. При этом можно говорить по меньшей мере о двух ее разновидностях: а) естественной власти в семье, в конкретных социальных группах, которая зачастую понимается как неформальное лидерство; б) «навязываемой» власти, власти как внешней силе, осуществляемой через особые институты, чаще всего государственно-принудительного характера. Другими словами, власть может быть основана на авторитете статуса, как, скажем, власть родителей над несовершеннолетними детьми, либо на применении силы, связанном с занимаемой должностью, а также с унаследованным авторитетом.

Власть и политика

Именно ко второй разновидности относится политическая власть. Ее универсальное начало -- отношение господства и подчинения, управления и исполнения. М. Вебер, который внес большой вклад в разработку проблем власти в целом и политической в частности, писал о связи между политикой и властью: «...»политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает <...> Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает»1.

Анализируя власть и властный авторитет как ее атрибут, имеющий легитимный (законный, признанный обществом) и институциональный характер, Вебер выделяет три ее типа: 1) харизматический (основанный на преданности лидеру, якобы наделенному некоей высшей, почти мистической силой); 2) традиционный (основанный на традициях и обычаях); 3) рационально-легитимный (основанный на вере в правильность и неформальность соблюдения всеми членами общества усыновленных формальных правил и норм поведения). Разработанная Вебером типология власти является одной из наиболее принятых в социологии.

В современной западной социологии проблема власти остается по-прежнему актуальной, поскольку власть продолжает быть главным средством решения наиболее важных общественных проблем, таких, как регулирование различных видов общественных отношений (экономических, социальных, семейных и др.), обеспечение норм человеческого взаимодействия, контроль за их соблюдением и т.д. Т. Парсонс характеризует власть как «способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей, ...принимать решения и добиваться их обязательного выполнения»1. По существу, такого же подхода придерживается и Смелзер, рассматривающий власть как способность одновременно и навязывать свою волю, и мобилизовывать ресурсы общества для достижения поставленной цели.

Есть смысл разграничивать политическую и государственную власть. Последняя, конечно, имеет политический характер, но она осуществляется специальным обособленным аппаратом, действующим в определенных территориальных рамках и использующим насилие, право на которое закреплено законом. Что касается политической власти, то ей свойственна реальная деятельность особых социальных групп и индивидов в их составе по проведению собственной воли посредством политики и правовых норм. Социологию здесь волнует вопрос о «властвующей элите» (этот термин передает соответствующее название книги американского социолога Р. Миллса, который одним из первых дал глубокий анализ управляющего слоя в США), содержании и особенно направленности ее политической деятельности. Фролов С.С. Социология: Учебник. М.:Гардарики, 2010.-344с.

В большинстве современных государств структура важнейших органов государственной власти и управления строится в соответствии с идеей о разделении властей , имеющей глубокие исторические корни. Разделение властей – демократический принцип функциониро­вания государственной власти, предполагающий ее общее разделе­ние на законодательную, исполнительную и судебную . Такое деление поз­воляет ветвям власти, сохраняя независимость, конструктив­но сотрудничать, предупреждать злоупотребления властными полномочиями и осуществлять взаимный контроль на основе законодательной системы «сдержек и противовесов», препятствующих чьей-либо единоличной монополии на власть, ее опасному сосредоточению в одних руках. Рассматривая институты государственной власти, мы будем опираться прежде всего на схему разделения властей, реализованную в Республике Беларусь, отметив, что при ее разработке были учтены наиболее распространенные мировые политические модели и опыт. В то же время нельзя забывать, что каждое государство обладает своими особенностями построения и функционирования конкретных институтов государственной власти.

Идея разделения государственной власти возникла еще в древности. Здравомыслящие политики уже тогда понимали разрушительные последствия для общества всеобъемлющей и бескон­трольной власти в обществе тех или иных институтов, социаль­ных групп, индивидуумов, о чем можно найти упоминания у Аристотеля, Цицерона, Локка, Монтескье и др. авторов.

Рассмотрение названных ветвей государственной власти целесообразно начинать с законодательной , ибо, несмотря на их равенство и независимость в отношениях друг с другом, источником норм права, в соответствии со своим названием, призвана выступать именно она.

Законодательная власть - это система пред­ставительных органов государственной власти, которые разра­батывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Главным органом законодательной власти во многих странах является Парламент. Самый ранний прототип Парламента (англ. parliament, от фр. parler - говорить) появился в Англии еще в XIII в. как орган сословного представительства. В большинстве стран этот важнейший законодательный орган имеет свое особое название (Дума, Сейм, Рада, Бундестаг и т.д.), в Республике Беларусь Парламент представлен как Национальное собрание Республики Беларусь , состоящее, в соответствии с его классической моделью, из двух палат – т.н. верхней и нижней . Нижняя палата Парламента РБ – Пала­та представителей , верхняя – Совет Республики . Состав Палаты пред­ставителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется наоснове всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосова­нии.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, а также 8 членов назначает Президент.

Конституция Республики Беларусь содержит возрастной ценз для избрания депутатом Палаты представителей (не моложе 21 года) и членом Совета Республики (не моложе 30 лет).

Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководи­тели Парламента ведут заседания и ведают внутренним распо­рядком палат.

Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотре­ния законопроектов, принятия законов, основные формы дея­тельности Палаты представителей и Совета Республики за­креплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Бела­русь (ст. 90 – 105 Конституции Республики Беларусь).

Срок полномочий Парламента – четыре года . Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия обеих палат могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы, т.е. вынесения законопроекта на обсуждение Парламента, принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а также гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек (ст. 99 Конституции Республики Беларусь). Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики и окончательно подписывается Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений , решения Совета Республики - в форме постановлений .

Суть деятельности Парламента составляет законодательный процесс, который включает в себя:

1) вынесение законопроекта на обсуждение;

2) рассмотрение, анализ и обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) промульгация принятого закона (подписание Президентом);

Один из самых сложных и долгих этапов, как законодательного процесса, так и общей работы Парламента – всестороннее и скрупулезное рассмотрение законопроекта, связанное прениями и дебатами. Такое рассмотрение проходит при необходимости в несколько периодов – чтений . Всего выделяют 3 чтения. Первое – наиболее принципиальное, изучаются базовые положения законопроекта, затем происходит голосование. Если законопроект одобрен, то он принимается для дальнейшей работы, направляется на согласования, в случае отрицательного результата голосования к нему больше не возвращаются, ибо сама идея законопроекта оказалась непринятой. Второе чтение – доклад лица, ответственного за подготовку законопроекта и голосование по каждой из его статей в отдельности. Третье – обсуждение и голосование в целом по законопроекту со стилистическими поправками (уточнение понятий, устранение двусмысленностей и т.д.). Законопроект принимается при большинстве голосов поддержавших его депутатов.

Исполнительная власть – это система органов государственной власти, реализующих законы и иные норматив­ные правовые акты, обеспечивая тем самым исполнительно-распорядительную, управленческую деятельность в рамках осуществле­ния внутренней и внешней политики государства.

Высший, центральный орган исполнительной власти – Правительство . На региональном уровне исполнительно-распорядитель­ные функции выполняют мест­ные исполннтельно-распорядительные органы – областные, районные, городские, по­селковые, сельские исполкомы, которые формируют институты местной власти.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом, слагает свои полномочия перед избраннымПрезидентом (ст. 106 Конституции Респуб­лики Беларусь). Работой Правительства руководит Премьер-министр . Правительство может издавать постановления , имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. Премьер-министр, как непосредственный руководитель Правительства, в пределах своей компетенции вправе издавать распоряжения.

Основные функции Правительства :

· руководство системой подчиненных ему органов госу­дарственного управления и других органов исполнитель­ной власти;

· разработка основных направлений внутренней и внеш­ней политики и принятие мер по их реализации;

· проведение единой государственной политики в области регулирования экономики, социальных отношений, образования, науки и культуры;

· разработка республиканского бюджета и отчет о его ис­полнении;

· принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, за­щите интересов государства, национальной безопаснос­ти и обороноспособности, охране собственности и об­щественного порядка, борьбе с преступностью;

· организация управления государственной собственнос­тью (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).

В свою очередь, институт Президентства (от лат. praesidens, букв. – сидящий впереди) среди иных органов государственной власти занимает промежуточное место, т.е. его нельзя формально отнести ни к одной из трех ветвей власти. Президент является Главой государства , гарантом Конституции стра­ны, прав и свобод граждан. Он является важной фигурой в механизме реализации «системы сдержек и противовесов», предусмотренной в демократическом государстве, выступая арбитром и посредником в конфликтах между всеми другими ветвями власти. В то же время роль Президента значительна в исполнительно-распорядительной сфере через контроль за деятельностью Правительства, а также в законодательной области – через возможность подписания обоснованных декретов и указов, имеющих, как правило, силу закона.

Ключевые политико-идеологические функции Президента : принятие мер по охране суверенитета, национальной безопас­ности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства, гарантий реализации его внутренней и внешней политики, преемственности и взаимодействия властных институтов; представительство государ­ственных интересов в системе международных отношений.

Порядок избрания и компетенция Президента, его осво­бождения и смещения с должности закреплены в Главе 3 раздела IV Консти­туции Республики Беларусь (ст. 79 – 89 Конституции Республики Беларусь). Президент Республики Беларусь избирается непосредственно населением (напрямую) с использованием мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (если его поддержало более половины населения от числа включенных в списки для голосования). Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь, обладающий активным избирательным правом. Установлены два цензовых ограничения: Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет (возрастной ценз) и постоянно проживающий на терретории Беларуси не менее 10 лет (ценз оседлости). Срок полномочий Президента – пять лет .

Третья ветвь власти, выделяемая на основе принципа разделения властей – судебная власть.

Судебная власть - система государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных пра­вовых актов, законов, рассматривающая дела и споры, возникшие вследствие конфликтов в обществе.

Структура судебных органов :Конституционный Суд Рес­публики Беларусь ; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, районные, военные суды); хо­зяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и Минский городской хозяйственные су­ды).

Важнейшие задачи судебных органов :защита конституционного строя Республики Беларусь, законных интересов личности, общества и госу­дарства.

Основная функция судебной власти - правоохранительная; важнейший способ ее реализации- правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме . Решения органов судебной власти общеобязательны, они имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит исключительно судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Основные принципы правосудия : независимость судей и их подчинение только закону; коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе (обвинение и защита); гласность судебного разбирательства; обеспечение обвиняемо­му права на защиту; презумпция невиновности; недопущение осуждения по одному делу повторно; недопущение сбора документов незаконным путем; обязательность судебных актов для всех ор­ганизаций и граждан; неприкосновенность судей; возможность обжалования решения суда (апелляция); ответственность суда за судебную ошибку.

Контроль конституционности принимаемых всеми ветвями власти нормативных актов в госу­дарстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь (ст. 116 Конституции Республики Беларусь).

Главными представителями органов судебной власти выступают : судьи, прокуроры (осуществляют уголовное преследование лиц, совершивших преступление, представляют сторону обвинения), следователи (на этапе сбора доказательств и оформления документов для судебного разбирательства), адвокаты (представляют сторону защиты), нотариусы (на этапе составления и заверения документов, имеющих юридическую силу), судебная полиция (охрана), судебная экспертиза, судебные исполнители (на этапе реализации принятого судом решения).

Отдельно необходимо осветить работу органов местного управления и самоуправления, которые имеют важное значение для осуществления политики государства и руководства на региональном, местном, локальном уровне административно-территориальных единиц.

Местное управление и самоуправлениев Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов , исполнительные и распорядительные органы , органы террито­риального общественного самоуправления, местные референ­думы, собрания и другие формы прямого участия в государ­ственных и общественных делах (ст. 117 Конституции Респуб­лики Беларусь).

Публикации по теме