Институт этнологии и антропологии ран. © Бутовская М

Марина Львовна Бутовская


В 1982 г. окончила биологический факультет Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (каф. Антропологии).

С 1982 по 1984 г. училась в аспирантуре Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН.

Научный сотрудник (1985-1992); старший научный сотрудник (1992-1995); ведущий научный сотрудник (1995-2002) ИЭА РАН.

С 2002 г. по настоящее время Зав. Центром эволюционной антропологии, в.н.с. Института этнологии и антропологии РАН.

С 1998 по настоящее время – профессор Центра социальной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета.

Доктор исторических наук, диссертация защищена в ИЭА РАН (1994).

Член международных организаций – Европейская антропологическая ассоциация, Американская ассоциации физических антропологов, Общество по изучению поведения и эволюции человека, Международное общество по изучению агрессии, Международной общество по этологии человека, Международное приматологическое общество.

Научные интересы: эволюция человека; этология человека и приматов (изучение структуры социальных отношений у разных видов приматов, социальных отношений в детских коллективах, реконструкция ранних этапов развития человеческого общества, эволюция смеха и улыбки у человека) городская антропология (исследования поведения горожан в условиях анонимного взаимодействия на улицах города, структурирование пространственного поведения в разных культурах, изучение структуры городской популяции нищих и взаимоотношений нищих с горожанами), гендерные исследования (исследования критериев выбора постоянного партнера в современных условиях, удовлетворенности браком у мужчин и женщин, процессов формирования гендерных стереотипов у детей и подростков) конфликтология и способы мирного разрешения конфликтов (изучение этологических и физиологических механизмов агрессии и ее урегулирования у детей и подростков, агрессии и примирения у различных видов приматов, теоретические исследования в области эволюции механизмов агрессии и примирения у человека, изучение роли стресса в пост-конфликтном поведении) кросс-культурные исследования в области проблем альтруизма (анализ формирования дружественных отношений у детей в разных культурах).

Читает курсы лекций: Этология человека и Методы сбора этологичского материала; Основы физической антропологии; Спец. курс по эволюционной антропологии; Теория и практика межкультурной коммуникации.

Опыт научных исследований: Полевые наблюдения по изучению социального поведения приматов в Сухумском приматологическом центре (1979-1991) и в Российском приматологическом центре, г. Адлер (1992 – по настоящее время), исследования в приматологическом центре Кассельского университета, Германия (1992-1993) и в приматологическом центре Страсбургского университета (1999-2001); экспедиционные работы по изучению гендерных стереотипов в Калмыкии (1993-1995). Изучение этологических и гормональных основ регуляции агрессии у детей и подростков (Москва Элиста, Ереван) (1997 – по настоящее время); изучение проблем городских нищих в Восточной Европе (1998 – по настоящее время); этологические исследования поведения пешеходов в городских условиях (1999 – по настоящее время).

Организация и проведение двух международных летних школ по этологии человека (Звенигород, 19-26 июня, 2001 и Пущино, 30 июня -7 июля 2002).

Гранты и премии: исследовательский грант от Немецкой академии наук (1992-1993); исследовательский грант от Сороса "культурная инициатива" (1993-1994); исследовательские гранты от РФФИ (1996-1998, № 96-06-80405; 1997-1999, № 97-06-80272; 1999-2001, № 99-06-80346) и РГНФ (1996-1998, № 96-01-00032; 1998, № 98-01-00176); исследовательский грант от Французской академии наук (1999-2000); исследовательский грант от Открытого Общества, Схема поддержки исследований, (1999-2001, № 138/99). Гранты на посещение научных конференций с докладами от Сороса (1994, 1996, 1997, 1998), от Международного общества по изучению агрессии (2000), от коллоквиума по изучению мозга и проблем агрессивности (2000), от РФФИ (2000), от РГНФ (2002, 2003). Грант-премия от президиума РАН по программе "Выдающиеся ученые, молодые доктора и кандидаты" 2001.

Интервью

Эволюция продолжается
Что нужно для подлинно объективного изучения человека? Непредвзятый взгляд. Он возможен, если рассматривать поведение человека в контек­сте поведения прочих живых существ. И тогда обнаружится, что схожесть изображений хищников на ацтекских барельефах, в мимике масок из Полинезии, в играх школьников начальных классов и детенышей шимпанзе - не просто совпадение. Что любовь не изобретена человеком, а унаследована им от животных. Что человек все еще во многом обезьяна - и слава богу
М.Л. Бутовская

Список работ автора имеющихся на сайте

Брить или не брить?
Отрывок из книги «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции», в котором объясняется, как женщинами воспринимается растительность на лице мужчин.
М.Л. Бутовская

Марина Львовна Бутовская (27 июня 1959, Черкассы, Украина) — российский этолог, антрополог, доктор исторических наук, профессор.

В 1982 году окончила биологический факультет МГУ по кафедре антропологии. В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию «Этологические механизмы некоторых форм группового поведения приматов как предпосылка антропосоциогенеза». В 1994 году защитила докторскую диссертацию «Универсальные принципы организации социальных систем у приматов, включая человека».

С 1995 по 2002 годы — ведущий научный сотрудник ИЭА РАН, c 2002 по 2008 годы — заведующая Центром эволюционной антропологии Института, с 2008 года заведует сектором кросскультурной психологии и этологии человека. Профессор Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, где с 1997 года читает авторские курсы лекций (в 1998—2000 годах была заместителем директора Института культурной антропологии (ИнКА) РГГУ).

Член Ассоциации этнографов и антропологов России, Европейской антропологической ассоциации (англ.) русск., Европейского приматологического общества (англ.) русск., Американской ассоциации физических антропологов (англ.) русск., Общества по изучению поведения и эволюции человека (англ.) русск., Международного общества по изучению агрессии (англ.) русск., Международного общества по этологии человека (англ.) русск. и Международного приматологического общества.

Область научных интересов: приматология, этология человека и приматов, эволюционная антропология (в т. ч. эволюционные предпосылки гомосексуальности), антропология пола, конфликтология, культурология, кросс-культурная коммуникация, охотники-собиратели Восточной Африки. С 2006 года ежегодно проводит несколько сезонов полевых исследований среди охотников-собирателей хадза, скотоводов датог и других групп в Танзании.

Книги (6)

Антропология пола

в формировании современных видов животных и человека.

Пол и гендер в человеческом обществе представлены как комплексный биосоциальный феномен. Рассмотрены различия мужского и женского тела, особенности физиологии и генетики, психической деятельности и стратегий сексуального и родительского поведения.

В книге показана специфика мужского и женского поведения в традиционных обществах, продемонстрирована связь репродуктивного успеха с социальным статусом и экономическим благосостоянием.

Обсуждаются причины устойчивости ряда гендерных стереотипов в современном обществе. Подробно рассказано об универсальных и культурноспецифичных идеалах красоты и методах их исследования.

Власть, пол и репродуктивный успех

Книга «Власть, пол и репродуктивный успех» знакомит читателя с современными представлениями об эволюции полового поведения человека.

В книге предлагается реконструкция половых связей на разных этапах эволюции человека и обосновывается связь между формированием устойчивых пар между полами и удлинением сроков младенчества и детства. Обсуждается вопрос о связи между сексом и воспроизводством в современном обществе.

Этнография полевой жизни: воспоминания сотрудников ИЭА РАН

В книге собраны воспоминания сотрудников Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук.

Основное внимание уделяется экспедиционной работе, осуществлявшейся сотрудниками института в разных регионах мира.

Язык тела. Природа и культура

В книге «Язык тела. Природа и культура» впервые и наиболее полно в отечественной научной литературе дается обзор эволюционных основ невербальной коммуникации человека.

Изложены самые современные теории эволюционной психологии и приведены материалы, полученные в последние годы отечественными и зарубежными специалистами, в том числе и лично автором книги.

В основу положены материалы курсов лекций по «Этологии человека» и «Теории и практике межкультурной коммуникации», читаемых автором для социальных антропологов, культурологов и лингвистов в Российском Государственном Гуманитарном Университете.

О дохлой кошке и живых котятах

Все люди рождаются и умирают — и у каждого народа с рождением и смертью связаны удивительные обычаи и обряды. Что такое инициация?

Что такое «мужские» и «женские» дома? Почему к рождению мальчика или девочки относятся по-разному? Как у разных народов хоронят умерших?

Об этом и о многом другом вы узнаете из книги Марины Бутовской — истории о дружбе русской и папуасской девочек и о том, чему они научились, всего лишь ухаживая за осиротевшими котятами.

Человека и приматов, эволюционная антропология

Мари́на Льво́вна Бутовская (род. 27 июня , Черкассы , Украина) - российский этолог , антрополог , доктор исторических наук , профессор.

Биография

Основные работы

Монографии

  • У истоков человеческого общества / РАН. Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1993. 255 с.
  • Бутовская М. Л. Язык тела. Природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М.: Научный мир, 2004. 437 с. ISBN 5-89176-240-4 .
  • Бутовская М. Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век-2, 2004. 367 с. ISBN 5-85099-148-4 .
  • Бутовская М. Л., Дерягина М. А. Систематика и поведение приматов. М.: Энциклопедия российских деревень, 2004. 272 с.
  • Бутовская М. Л., Буркова В. Н., Тименчик В. М., Бойко Е. Ю. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряжённости у человека. М.: Научный мир, 2006. 275 с. ISBN 5-89176-349-4 .
  • Бутовская М. Л. . М.: Из-во "Век 2", 2013.

Статьи

  • Бутовская М. Л. Эволюция группового поведения приматов как предпосылка антропосоциогенеза // Советская этнография. 1987. № 1.
  • Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. Этология приматов (учебное пособие). М.: Издательство МГУ, 1992. 190 с.
  • Бутовская М. Л. Половой диморфизм в социальном поведении бурых макаков (в связи с эволюцией поведения гоминид) // Женщина в аспекте физической антропологии. М., 1994. С. 102-109.
  • Бутовская М. Л., Плюснин Ю. М. Принципы организации пространственного поведения у человека и высших приматов (сравнительный анализ) // Современная антропология и генетика и проблема рас у человека / Ред. И. М. Золотарева, Г. А. Аксянова. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 91-143.
  • Бутовская М. Л. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения у детей / Семья, гендер, культура. М., 1996.
  • Бутовская М. Л. Формирование гендерных стереотипов у детей: социокультурная и социобиологическая парадигма - диалог или новое противостояние? // Этнографическое обозрение. 1997. № 4. С. 104-122.
  • Бутовская М. Л., Артемова О. Ю., Арсенина О. И. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // Этнографическое обозрение. 1998. № 1. С. 104-120.
  • Бутовская М. Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 149-160.
  • Бутовская М. Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа . 1998. № 9. С. 87-99.
  • Butovskaya M. L. The Evolution of Human Behaviour: The Relationship Between the Biological and the Social // Anthropology. 2000. V. 38. № 2.
  • Butovskaya M. L., Korotayev A. V. , Kazankov A. A. Variabilité des relations sociales chez les primates humains et non humains: à la recherche d"un paradigme général // Primatologie. 2000. V. 3. P. 319–363.
  • Butovskaya M. L., Guchinova E. Men and Women in Contemporary Kalmykia: Traditional Gender Stereotypes and Reality // Inner Asia, 2001, N.3 p. 61-71.
  • Butovskaya M. L., Boyko E. Y., Selverova N. B., Ermakova I. V. The hormonal basis of reconciliation in humans // J. Physiol. Anthropol. Appl. Human. Sci., 2005, 24 (4), p. 333-337. ()
  • Бутовская М. Л. , Мабулла А. Хадза в условиях межкультурного взаимодействия: особенности социального поведения детей и подростков, обучающихся в школе поселка Эндомага // / Отв. ред. А. В. Коротаев , Е. Б. Деминцева. М.: Институт Африки РАН, 2007. С. 138-167.

Напишите отзыв о статье "Бутовская, Марина Львовна"

Ссылки

  • на сайте
  • на сайте РГГУ
  • на сайте исторического факультета МГУ
  • на сайте «Летопись Московского университета»
  • на сайте «Этология»
  • на сайте «ПостНаука »
  • на сайте журнала «Скепсис »
  • // «Русский репортёр », № 16, 2008
  • на радио «Свобода»
  • (из цикла публичных лекций «Полит.ру»)

Отрывок, характеризующий Бутовская, Марина Львовна

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.
– Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой.
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня.
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.
Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье.
Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что во первых она стала очень богатой невестой, а во вторых то, что чем старее она становилась, тем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею и, не принимая на себя никаких обязательств, пользоваться ее ужинами, вечерами и оживленным обществом, собиравшимся у нее. Мужчина, который десять лет назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была 17 ти летняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней невестой, а как с знакомой, не имеющей пола.
Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами.

В 1982 г. окончила биологический факультет Московского Государственного Университета (каф. Антропологии).

С 1982 по 1984 г. училась в аспирантуре Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН.

Научный сотрудник (1985–1992); старший научный сотрудник (1992-1995); ведущий научный сотрудник (1995–2002) ИЭА РАН.

С 2002 г. по настоящее время зав. Центром эволюционной антропологии, в. н. с. Института этнологии и антропологии РАН.

С 1998 по настоящее время - профессор Центра социальной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета.

Доктор исторических наук, диссертация защищена в ИЭА РАН (1994).

Член международных организаций - Европейская антропологическая ассоциация, Американская ассоциации физических антропологов, Общество по изучению поведения и эволюции человека, Международное общество по изучению агрессии, Международной общество по этологии человека, Международное приматологическое общество.

Научные интересы: эволюция человека; этология человека и приматов (изучение структуры социальных отношений у разных видов приматов, социальных отношений в детских коллективах, реконструкция ранних этапов развития человеческого общества, эволюция смеха и улыбки у человека) городская антропология (исследования поведения горожан в условиях анонимного взаимодействия на улицах города, структурирование пространственного поведения в разных культурах, изучение структуры городской популяции нищих и взаимоотношений нищих с горожанами), гендерные исследования (исследования критериев выбора постоянного партнера в современных условиях, удовлетворенности браком у мужчин и женщин, процессов формирования гендерных стереотипов у детей и подростков) конфликтология и способы мирного разрешения конфликтов (изучение этологических и физиологических механизмов агрессии и ее урегулирования у детей и подростков, агрессии и примирения у различных видов приматов, теоретические исследования в области эволюции механизмов агрессии и примирения у человека, изучение роли стресса в пост-конфликтном поведении) кросс-культурные исследования в области проблем альтруизма (анализ формирования дружественных отношений у детей в разных культурах).

Читает курсы лекций: Этология человека и Методы сбора этологичского материала; Основы физической антропологии; Спец. курс по эволюционной антропологии; Теория и практика межкультурной коммуникации.

Опыт научных исследований: Полевые наблюдения по изучению социального поведения приматов в Сухумском приматологическом центре (1979–1991) и в Российском приматологическом центре, г. Адлер (1992 - по настоящее время), исследования в приматологическом центре Кассельского университета, Германия (1992–1993) и в приматологическом центре Страсбургского университета (1999–2001); экспедиционные работы по изучению гендерных стереотипов в Калмыкии (1993–1995). Изучение этологических и гормональных основ регуляции агрессии у детей и подростков (Москва Элиста, Ереван) (1997 - по настоящее время); изучение проблем городских нищих в Восточной Европе (1998 - по настоящее время); этологические исследования поведения пешеходов в городских условиях (1999 - по настоящее время).

Организация и проведение двух международных летних школ по этологии человека (Звенигород, 19–26 июня, 2001 и Пущино, 30 июня - 7 июля 2002).

Гранты и премии: исследовательский грант от Немецкой академии наук (1992–1993); исследовательский грант от Сороса «культурная инициатива» (1993–1994); исследовательские гранты от РФФИ (1996–1998, № 96-06-80405; 1997–1999, № 97-06-80272; 1999–2001, № 99-06-80346) и РГНФ (1996–1998, № 96-01-00032; 1998, № 98-01-00176); исследовательский грант от Французской академии наук (1999–2000); исследовательский грант от Открытого Общества, Схема поддержки исследований, (1999–2001, № 138/99). Гранты на посещение научных конференций с докладами от Сороса (1994, 1996, 1997, 1998), от Международного общества по изучению агрессии (2000), от коллоквиума по изучению мозга и проблем агрессивности (2000), от РФФИ (2000), от РГНФ (2002, 2003). Грант-премия от президиума РАН по программе «Выдающиеся ученые, молодые доктора и кандидаты» 2001.

М. Л. Бутовская

Антропология пола

Фрязино, 2013

УДК 572 ББК 28.7 Б 93

Работа выполнена в Институте этнологии и антропологии Российской академии наук.

Издание осуществлено при поддержке Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия».

Бутовская М.Л.

Антропология пола. Фрязино: Век2. 2013. - 256 с., цв. илл.

ISBN 978-5-85099-191-3

Фото М.Л. Бутовской: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 3.1, 3.2, 4.2, 4.3, 7.1, 7.2,

7.3, 10.1, 10.2, 11.1, 11.2, 11.7, 11.12

На обложке: женская фигурка - племя чокве, Ангола

Мужская фигурка - племя бена-лулуа, Конго

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Критическая Масса, 2006, № 4 автора Журнал «Критическая Масса»

Лазутчик в жизнь. Александр Скидан о собрании рассказов Пола Боулза Пол Боулз. [Собрание рассказов в 3 томах]. Т. 1: Нежная добыча. Т. 2: Замерзшие поля. Т. 3: Полночная месса. Пер. с англ.; под ред. Д. Волчека и М. Немцова. Тверь: Kolonna Publications; Митин Журнал, 2005-2006. 192 с.; 184 с.; 216 с. Тираж

Из книги Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты автора Белоусов А Ф

Антропология места

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

22 КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Научное направление, возникшее в XIX в., изучающее человека как субъект культуры, получило название культурной антропологии.К этому времени был преодолен европоцентристский взгляд как определяющий в культурном развитии человечества, были

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

14.05.08 Хоружий С.С. Антропология исихазма и антропология Достоевского (на материале “Братьев Карамазовых“) Хоружий С.С.: Сегодня мой доклад будет посвящен Достоевскому. Тема сформулирована мной так: «Антропология исихазма и антропология Достоевского». Нельзя сказать,

автора Малиновский Бронислав

III. Психоанализ и антропология

Из книги Секс и вытеснение в обществе дикарей автора Малиновский Бронислав

III. Психоанализ и антропология 1. Разрыв между психоанализом и социологией Психоаналитическая теория Эдипова комплекса была изначально сформулирована вне какого бы то ни было социологического или культурного контекста. И это понятно, поскольку психоанализ начинался

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Социальная антропология и культурная антропология Если бы термины «социальная» или «культурная антропология» имели в виду только обозначение различий между некоторыми областями исследований и физической антропологией, то это не создавало бы никакой проблемы. Однако

Из книги Эротизм без берегов автора Найман Эрик

Евгений Берштейн Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве[*] Предлагаемые заметки посвящены двум эпизодам из истории того, что Н. А. Бердяев окрестил «вейнингерианством», - сенсационной и массовой популярности в России начала XX в. книги австрийского

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Из книги Быт русского народа. Часть 4. Забавы автора Терещенко Александр Власьевич

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Из книги Истоки контркультуры автора Рошак Теодор

Глава VI Исследуя утопию: визионерская социология Пола Гудмена Человек средних лет – беллетрист и социальный критик – следит за детской игрой «вниз по реке» на оживленной городской улице. Его взгляд то и дело с обожанием останавливается на семнадцатилетнем мальчике,

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

4.6. Тайное химическое оружие сильного пола и Красная Королева Конкуренция сперматозоидов от разных самцов в половых путях самки - один из вариантов «усилий спаривания» (mating efforts), обеспечивающая потенциальный репродуктивный выигрыш более успешного самца. Одно из

Из книги Власть, пол и репродуктивный успех автора Бутовская Марина Львовна

9.3. Конкуренция в пределах пола Исследования, проведенные в нескольких странах, показали, что у человека конкуренция за полового партнера связана с оперативным соотношением полов в популяции (рис. 9.2). Зная оперативное соотношение полов в конкретной человеческой

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

Бутовская М. Л. Власть, пол и репродуктивный успех УДК 39 ББК 63.5 Б 93Бутовская М. Л.Власть, пол и репродуктивный успех. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 64 с. - (Наука сегодня).ISBN 5–85099–152–2На обложке: Франческо Хайес «Новая любимица».ISBN 5–85099–152–2© «Век 2».

Публикации по теме