Моя педагогическая философия. Эссе учителя-логопеда «Моя педагогическая философия

Без раздумий отвечаю –

Любовь к детям»

В. А. Сухомлинский

Раздумья на тему «Я – учитель-логопед» - это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность для себя, значимость для других людей. В моём случае – профессия выбрала меня. От воспитателя до учителя-логопеда. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен - вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога.

Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.

За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства , за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я на своём месте». Все мои знания, весь мой опыт, все мои душевные силы для них. Каждый раз, ощущая невероятное чувство радости за успехи детей, убеждаюсь в том, что профессия выбрана важная, нужная, необходимая!

Я люблю свою работу. Она даёт мне возможность помочь детям научиться правильно, произносить звуки родной речи. Ежедневно, соприкасаясь с миром детства, совершаю вклад в завтрашний день детей. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и в жизни в целом, ведь красивая, чистая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Учитель-логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с интересом. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, сознавать, что самое большое и значительное в . Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям познавать и открывать новое.

Логопедическая работа в детском саду предполагает единство теории, игры, театра и психологии. Конечно, требуется немалого терпения, упорства, искренней увлеченности, огромной самоотдачи, сострадания и любви к каждому ребенку, чтобы услышать результат.

Каждый день мои маленькие друзья садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно. Неуверенность в себе, закомплексованность заставляют детей замыкаться. Как страшно ребёнку: «А вдруг у меня ничего не получится? » Здесь на первом плане: помочь, приласкать, посочувствовать. Логопедическое занятие – этот не только школа обучения и воспитания ребенка, но и добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога, вселяющего в них уверенность в том , что всё получится. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно.

Создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу. На каждом занятии стараюсь соблюдать доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. Для этого есть специально оборудованный кабинет, больше похожий на комнату, в которой нет места строгому стилю. В ней всё: стены, шторы, игрушки, мебель проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, где ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.

Радость сотрудничества с родителями, создание атмосферы взаимопонимания единомышленников, эмоциональная сопричастность друг другу – всё это необходимо для благоприятного развития личности ребёнка. Логопедические занятия для мам и пап не менее важны, чем для детей. Являясь активными участниками, они «подзаряжаются» энергией, черпают знания о том, как нужно эмоционально общаться с ребенком. Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь принципом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды детского сада».

Думаю, многие согласятся со мной, что самое главное в педагогической деятельности – личность педагога, его человеческие качества, потому что чёрствый, грубый педагог не сможет добиться хороших результатов. И, наоборот, добрый и внимательный воспитывает одним своим присутствием.

Активный поиск путей решения творческих задач: постоянный процесс совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, поиск новых, вариативных форм организации логопедического сопровождения дошкольников. Эти аспекты современного дошкольного образования есть и в моей деятельности.

Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости, об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от творческой активности и инициативы. Оптимизм, терпение и целеустремлённость – эти качества помогают мне в совершенствовании профессии «учитель-логопед».

Моя работа позволяет ощущать себя волшебником – дарить детям и их родителям, своего рода «выздоровление». И каждый педагог меня поймёт: мы живем в своих воспитанниках . Логопед должен любить свою работу. Я считаю, это главное и основное условие для успешной деятельности. По-моему мнению, в руках логопеда самая дорогая ценность – дети, их развитие и перспективы. Для ребёнка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Логопед расширяет ему возможности общения, он является своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодолению речевых нарушений вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения, как в среде сверстников, так и со взрослыми, ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. В общении с детьми стараюсь быть открытой, умею поставить себя на место ребёнка, понять его внутреннее состояние.

В основе моей педагогической деятельности лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. Да, все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений и эмоций. Основными составляющими моей педагогической философии являются вера в ребёнка, принятие и понятие его удивительной души, его поступков, его ожиданий, а так же удовлетворение одной из самых главных его потребностей - потребности в любви и одобрении . Я искренне верю, если в общении с ребёнком мы полны любви, понимания и уважения, то он так же, подражая нам, возьмёт это лучшее и пронесёт дальше. Я не считаю количество детей, которым помогла, но поверьте, приятно слышать от детей: «Екатерина Анатольевна! Возьмите меня на занятие! » Их радостное приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих учеников. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей.

Видя результат работы, эмоции детей, я поняла, что учитель-логопед - профессия самая лучшая для меня и любимая!

Что бы четко говорить,
нужно с пальцами дружить

Зухра Искакова
Эссе «Моя профессия - учитель-логопед!»

Я – учитель -логопед и работаю с детьми, имеющими разные проблемы. Каждый год встречаю детей, которых очень трудно понять не только педагогам, но и самим родителям. Речь сложная, непонятная – в реке плавает «лыба» или «ыба» , на ёлке растут «фыфки» и «сыски» . Множество вопросов задаю сама себе. Оправдаю ли я возложенные на меня надежды, обязательства? Смогу ли я помочь детям подружиться с трудными звуками? Ведь одних нужно будет научить «шипеть» , других «свистеть» , а кого-то «рычать» . Как помочь ребенку, не навредив? За какую «ниточку» потянуть, чтобы распутать «клубок» невнятности речи? Какие методы и приёмы применить к каждому ребёнку?

Важным моментом в моей работе является установление положительного эмоционального контакта в первые дни общения с ребёнком. Знания, полученные вместе с положительными эмоциями, остаются в нашей памяти на всю жизнь : «Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь»… Мои воспитанники ежедневно возвращают меня в беззаботный мир детства своим умением быть искренними и наивными, верить в чудеса и волшебство. Я в свою очередь учу их красивой и правильной устной речи. Чёткость звукопроизношения, умение вести диалог, красноречиво выражать свои мысли в монологе станет большим подспорьем в школе, а в дальнейшем может принести успех в профессиональной сфере . На своих занятиях я учу детей выдержке и терпению, объясняя, что не всё получается сразу. Каждый день по крупинкам мы формируем новые умения и навыки. Но когда что-то получается, ребёнок «зарычал» , «зашипел» или научился произносить сложное слово, этот маленький человечек счастлив и горд за себя. Вот из таких маленьких побед и состоит работа учителя-логопеда .

Большое внимание я уделяю работе с родителями воспитанников. Объясняю им, что они самые главные помощники для своих детей в этом сложном и неизведанном мире. Только родительское внимание, терпение, поддержка, заинтересованность в детских успехах является важнейшим мотивационным компонентом в логопедической работе. Совместная работа учителя -логопеда и родителей делает ребёнка более трудолюбивым, целеустремлённым, уверенным в своих силах, а в дальнейшем, окрылённым своими достижениями, стимулирует на покорение новых высот.

Общение с педагогами оставляет огромный след в душе человека на всю жизнь. И только от нас зависит, какой это будет след – светлый и добрый или пустой и ни о чем не говорящий! Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период от рождения до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Какую же ответственную задачу возложила сама природа на меня, учителя-логопеда !

Горы перечитанной литературы, открытые занятия, советы коллег, курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения, воплощение новых идей, приемов – всё это работает на эффективность коррекционной работы, на приобретение бесценного опыта, на развитие ребенка. Любой самый маленький момент занятия должен способствовать развитию тех или иных психических функций. Бесспорно, успех в работе зависит от глубоких профессиональных знаний учителя-логопеда , его осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от творческой активности и инициативы.

Я думаю, что учитель -логопед – это педагог, в котором сочетаются артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог…

Почему артист? Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво. Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово, подтверждая мысль Я. Корчака о том, что дети – «артисты, фантазеры, и поэты, и исследователи, и художники» .

А еще учителю -логопеду нужно быть музыкантом, чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание. Пропеть гласные звуки, передать ритм – кто как не музыкант, а значит, и учитель -логопед может это сделать! Отождествляя речь и музыку, еще Аристотель писал : «Приятная для слуха речь – своего рода музыка» .

Дизайнер… Отчего же учитель -логопед еще и дизайнер? Да оттого, что он создает удобства, красоту, экономичность, т. е. условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так ребенка можно увлечь, заинтересовать и пригласить к диалогу. Ребенок и сам принимает участие в создании обучающей среды, принося любимые игрушки, игрушки-самоделки. И тогда окружение становится малышу близким и дорогим, поскольку рядом с ним частичка его дома.

Личность учителя -логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность , речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще у логопеда в распоряжении есть улыбка. По меткому выражению В. Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки» . Каждое утро я начинаю с главного артикуляционного упражнения «Улыбка» : улыбнись себе, улыбнись другим, и мир улыбнётся тебе. А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово? Мы порой не замечаем, какова роль Слова в нашей жизни. А ведь её и представить невозможно без звуков речи. Смех детей, их весёлый лепет наполняют нас радостью. Слова и песни о любви дают силы жить. Стихи и проза возвышают и воспитывают. Лозунги вдохновляют на новые достижения. Недаром мудрец Еврипид считал Речь царицей всех наук. Человек способен словом влиять на других, убеждать, спорить, производить впечатление, достигать успеха, управлять, получать удовольствие от фильма, понимать юмор и шутить, создавать поэмы, песни и даже спасти Словом. Это ли не чудо! Учитель -логопед – образец для окружающих, не только для детей, но и взрослых.

Оптимизм, терпение и целеустремлённость – эти три качества помогают мне в познании профессии « Учитель-логопед » .

Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Как приятно видеть, когда у ребёнка совершенствуется речь. И он радуется своим успехам. Как мало надо для счастья маленькому человеку. И, как здорово, что именно я помогла ему в этом. Вот за это я и люблю свою профессию . С одной стороны, за те трудности, преодоление которых помогает двигаться вперед, мыслить, совершенствоваться, с другой стороны, за радость и счастье в глазах ребенка впервые правильно произнесшего, звук или сложную фразу.

Ежедневно и ежечасно дети нуждаются в нашем внимании, в нашей любви и в нашей помощи. Все вместе мы радуемся, и, неизвестно, кто больше – ребенок, родители, воспитатель или логопед, когда «Ура! Наконец-то победили трудный звук А для меня самое главное, что маленький человечек поверил в свои силы, преодолел себя, что родители не только радуются этой первой маленькой победе, но и осознают, видят свой вклад в такое трудное, интересное и самое важное дело – воспитание, развитие, обучение детей.

Считаю, что мое призвание – научить детей видеть мир во всем его многообразии. Когда я вижу своих детей, то становится радостно оттого, что могу быть с ними откровенной, каждый день дарить радость открытий, быть им другом и мудрым наставником.

Детский сад для меня гораздо больше, чем работа, это то место, где в любую погоду меня согреют ребячьи сердца и всегда светит солнце в моей душе.

Повезло ли мне с выбором профессии ? Я уверена : если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, и им обязательно пригодится красивая грамотная речь.

Учитель -логопед – прекрасная профессия , которой я горжусь. С одной стороны - это ежедневный кропотливый труд, с другой стороны - радость от результатов этого труда. Счастье понимать, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.

И вот опять новый день. Новые встречи. Новые интересы. Новые любопытные детские глаза. Считаю, что судьба одарила меня счастьем! Каждый день я прихожу в свой любимый детский сад, вижу распахнутые и доверчивые глаза своих воспитанников. Я радуюсь успехам своих ребят, сопереживаю их неудачам. Мне хочется взять детские ладошки в свою руку и повести их в удивительный мир открытий…

Терпение и творчество,
Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от меня зависит -
Быть им или не быть.

Я всегда с восторгом смотрела на свою маму. Учителя с большой буквы. С замиранием сердца наблюдала, как она виртуозно ведет урок. С нами, учащимися, она была не просто учительница, она была для нас-собеседником. У нас были не просто уроки истории. Это были уроки дискуссий, рассуждений, путешествий в прошлое. Мы говорили, спорили, находили общее решение или не соглашались друг с другом, и, незаметно для нас самих, изучали новое, повторяли пройденное. Мне всегда хотелось стать такой как она. Но в то же время я мечтала еще о чем-то более большем! Я хотела не просто учить! Я хотела приносить людям такую пользу, которая бы сравнивалась со спасением жизни!!! Поступив в медицинский колледж, я поняла, что медицина - это все-таки не мое.

Однажды я услышала один разговор, который повлиял на мою дальнейшую судьбу. Говорили мама и её, уже достаточно большой, малыш, скорее уже школьник. «Ну как ты не можешь понять, что не «Л», а «Р»! РЫБА, РАК! ТРАКТОР!»- чуть ли не в отчаянии почти кричала мама - «Тебе в школе двойки будут ставить, если ты не научишься говорить эту букву!». Я никогда не забуду глазенки этого мальчика. В них было столько отчаянья! Непониманья того, чего от него хотят. Столько страха, за эти ужасные будущие двойки! «А ведь помогать, спасать жизни можно и другим способом!»- осознала я. Как же раньше я не поняла, что мое призвание совсем в другом! Вот с таким мыслями я и оказалась в нашем КГПУ им. В.П.Астафьева, на факультете специальной педагогики. Вот уж поистине- не мы выбираем судьбу, судьба выбирает нас. Теперь мы с мамой коллеги.

Моя профессиональная деятельность учителя-логопеда началась 18 августа 2011 года. Подходили к концу летние каникулы, и школа стояла в ожидании ребят. Я помню тот день, когда я впервые переступила порог школы. Я словно перенеслась в прошлое. В то счастливое и незабываемое время, когда все было легко и просто, когда в соседнем кабинете сидела моя мама, готовая всегда прийти на помощь; в то время когда я была самой счастливой на свете! От воспоминаний чувства хлынули волной! И именно тогда я поняла - я сделала правильный выбор. Ведь в моих руках будущее ребят, и от меня зависит, каким оно будет, когда они вырастут.

Теперь я учитель! Каждый день, проходя по коридорам школы, я ловлю взгляды своих учеников. Мои ребята… Они так похожи и одновременно все такие разные...Как же их много! Моих хороших! Ради их радостной улыбки, сияющих глаз я ни перед чем не остановлюсь. Они, мои ребята, дают мне силы и идеи для новых открытий в страну знаний.



Учитель-логопед... Что же это за специалист? «Логос» в переводе с греческого - «слово». Вторая часть слова «логопед» «пайдео» - в переводе с греческого означает учить, воспитывать. Учить правильным словам, грамотной речи. И это моя главная профессиональная задача. Учитель-логопед - это нужный и важный специалист! Это «лекарь» речи! Лекарь души! Учитель, от которого у некоторых ребят зависит будущее.Своими словами я бы сказала, что логопед - это врач, который учит или же учитель, который исцеляет. В данной профессии необходимы знания, как из области медицины, так и - педагогики. Невозможно научить ребенка выговаривать звуки, слова - не имея знаний о медицинском диагнозе, о его осложнениях; не зная анатомического строения органов артикуляции.

Свою логопедическую работу я представляю в виде большого айсберга, где дефекты звукопроизношения всего лишь его маленькая верхушка, видная всем. А там, под толщей воды, скрывается нечто большее. Страшное. Не видное никому, кроме специалиста. Такие проблемы как: нарушение письма, чтения, нарушения мелкой моторики и другие! А эти проблемы влекут за собой еще более страшные последствия- неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность.Всё это влияет не только на успешное школьное обучение, но и всю дальнейшую социализацию ребенка в будущем. Именно поэтому моя профессия выбрана не зря. Ведь, действительно, от моей качественной работы может зависеть будущее детей. Смогут ли они красиво и без ошибок писать, чисто говорить, строить свои высказывания. Может кто-то из них будет врачом, телеведущим. А может, так же как и я, станет учителем-логопедом.

Я стараюсь быть для детей не просто учителем, а тем человеком, которому можно довериться, который никогда не подведет, не оставит, который обязательно научит правильно и верно говорить.Стараюсь в каждом ребенке найти то особенное, чем он может гордиться. Раскрыть все его потенциальные возможности, которые в будущем обязательно приведут его к нужному успеху. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная моя задача, как логопеда. Ведь в каждом человеке-солнце! Только дайте ему светиться! На своих занятиях я не просто учитель- я актриса, сценарист, волшебница, которая за руку может отвести в сказу, в волшебство. Каждое занятие это что-то неповторимое, запоминающееся. Мне очень радостно на душе, когда ребята вновь и вновь просятся ко мне на урок. Для меня это выше всех похвал. Но еще большую радость я испытываю от того, что иду к ним на урок.

В школе я работаю уже третий год и еще ни разу я не усомнилась в сделанном мной выборе. Школа это то место, где я хочу работать и помогать детям. На сегодняшний день я очень горжусь достигнутыми мной результатами, хоть их не так уж и много. И останавливаться на достигнутом я не собираюсь. Конечно же, у меня, как и у остальных молодых специалистов, есть трудности, с которыми я встретилась на своем профессиональном пути. Ноприходящий с каждым годом педагогический опыт и время, все расставляют по свои местам. Потихоньку я вливаюсь в учебный процесс. И сегодня Я - это уже учитель, а не вчерашняя студентка. И я работаю. Творю. Стараюсь. А за любимой работой и все насущные проблемы отходят на второй план и становятся незаметными, второстепенными. Самые запоминающие моменты в моей деятельности - это дети, которым я помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей.

А однажды одна ученица сказала мне: «Спасибо за урок!» Это было выше всех похвал! Это было признание меня, как учителя. То, что я испытала в тот момент нельзя описать словами. Я поняла, что я иду правильным направлением! В детстве я мечтала связать свою судьбу с медициной, но разве логопед не помогает выздороветь ребёнку? Моя работа позволяет ощущать себя волшебником - дарить радость и надежду детям и их родителям, своего рода «выздоровление». Я еще молодой педагог, но уже сейчас «учитель» для меня- это не профессия, это образ жизни.

«Уча других, мы учимся сами…»

(Л. Сенека)

Моя профессия – Логопед. Свой педагогический путь я начала с профессии воспитателя, после окончания факультета олигофренопедагогики Хабаровского педагогического университета, который стал для меня профессиональной платформой в моей трудовой деятельности. Работа эта сочетает в себе многое: мудрость медицины, которая шагнула довольно далеко, корректность и гуманность по отношению к маленьким деткам, особенно к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проникновенность психологии и опыт прожитых мною лет.

Почему же я выбрала много лет назад, эту довольно трудную и нераспространенную в то время профессию? Это объясняется довольно просто, я всегда хотела работать с детьми, однако я еще помимо этого хотела помогать им. Давать поддержку в трудных жизненных ситуациях, ведь они еще так малы и беззащитны. В моей профессии очень много сложностей, но и очень много приятных моментов: когда ты видишь, что малыш преодолевает первые трудности, начинаешь разделять счастье вместе с ним, а когда что-то не получается я говорю: «Все будет хорошо! У тебя все получиться!». И это прекрасно.

Помогать детям с ОВЗ, при неодинаковом уровне речевого развития очень сложно, поскольку порой они стесняются своих дефектов. Дефекты речи бывают разными и без помощи специалиста сами не проходят, нужно начинать исправлять их как можно раньше, потому что со временем ребенок привыкает говорить неправильно, да и родители перестают обращать внимание на речь своего малыша. В такие моменты нужно помочь детям и их родителям. И с этого момента начинаются упорные тренировки и разные упражнения, чтобы помочь малышу, конечно и родители ребенка-логопата должны понимать, что все это требует не только моего квалифицированного профессионализма, но и усидчивость со стороны ребенка, и терпения со стороны родителей.

Сколько детей, столько и личностей, а сколько личностей – столько и индивидуальностей. В своей работе я отдаю предпочтение индивидуальному подходу к каждому ребенку. Ведь помимо, речевых проблем у деток выявляются легкие или тяжелые психологические проблемы, которые я решаю при помощи правильно поставленных целей и задач. Ребенок должен доверять мне, так как мы вместе проходим этот путь, и я, и его семья.

Мое педагогическое кредо: «Возможно все и даже больше! На все остальное, что вы, считаете невозможным, просто требуется время».

Логопед – это не просто человек, который научит правильно говорить ребенка. Это человек, который расширит границы мира перед ним, расширит его словарный запас, сделает его более уверенным в себе и научит не отступать, если на пути повстречались трудности. А ребенок, особенно с ОВЗ, учит, что не все люди одинаковы. Благодаря этим деткам, я каждый день снова и снова ощущаю вкус забытого детства. Вот почему я выбрала профессию логопеда.

Профессия педагога предъявляет высокие требования к человеку, решившему посвятить свою жизнь детям с ОВЗ. В моей деятельности невозможно останавливаться на определенном этапе профессионального роста, поэтому я стараюсь усовершенствовать свой профессиональный уровень. Это позволяет сделать жизнь детей более интересной, а их развитие более качественным. Ведь одной из главных задач ДОУ является развитие речи детей, т.к. правильное овладение речью является важнейшим условием для полноценного психического и интеллектуального развития.

Учитель-логопед МКДОУ № 5 р.п. Охотск Болдырева Нины Петровны

Жанна Панарина
Эссе учителя-логопеда «Моя педагогическая философия»

МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»

ЭССЕ

Учителя- логопеда

Панариной Жанны Викторовны

«Моя педагогическая философия »

«Что самое главное в моей жизни?

Без раздумий отвечаю –

Любовь к детям»

В. А. Сухомлинский

Раздумья на тему «Я – учитель-логопед » - это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность для себя, значимость для других людей. В моём случае – профессия выбрала меня. От воспитателя до учителя- логопеда . Учить ребёнка правильной , красивой речи, учить весело и увлечённо , дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен - вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога .

Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.

За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь : «Я на своём месте» .Все мои знания, весь мой опыт, все мои душевные силы для них. Каждый раз, ощущая невероятное чувство радости за успехи детей, убеждаюсь в том, что профессия выбрана важная, нужная, необходимая!

Я люблю свою работу. Она даёт мне возможность помочь детям научиться правильно , произносить звуки родной речи. Ежедневно, соприкасаясь с миром детства, совершаю вклад в завтрашний день детей. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и в жизни вцелом, ведь красивая, чистая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Учитель -логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с интересом. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям познавать и открывать новое.

Логопедическая работа в детском саду предполагает единство теории, игры, театра и психологии. Конечно, требуется немалого терпения, упорства, искренней увлеченности, огромной самоотдачи, сострадания и любви к каждому ребенку, чтобы услышать результат.

Каждый день мои маленькие друзья садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно . Неуверенность в себе, закомплексованность заставляют детей замыкаться. Как страшно ребёнку : «А вдруг у меня ничего не получится Здесь на первом плане : помочь, приласкать, посочувствовать. Логопедическое занятие – этот не только школа обучения и воспитания ребенка, но и добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога , вселяющего в них уверенность в том, что всё получится . Учитель -логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно.

Создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу. На каждом занятии стараюсь соблюдать доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. Для этого есть специально оборудованный кабинет, больше похожий на комнату, в которой нет места строгому стилю. В ней всё: обои, шторы, игрушки, мебель проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира,где ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.

Радость сотрудничества с родителями, создание атмосферы взаимопонимания единомышленников, эмоциональная сопричастность друг другу – всё это необходимо для благоприятного развития личности ребёнка. Логопедические занятия для мам и пап не менее важны, чем для детей. Являясь активными участниками, они «подзаряжаются» энергией, черпают знания о том, как нужно эмоционально общаться с ребенком. Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь принципом : «Родитель - не гость, а полноправный член команды детского сада» .

Думаю, многие согласятся со мной, что самое главное в педагогической деятельности – личность педагога , его человеческие качества, потому что чёрствый, грубый педагог не сможет добиться хороших результатов. И, наоборот, добрый и внимательный воспитывает одним своим присутствием.

Активный поиск путей решения творческих задач : постоянный процесс совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, поиск новых, вариативных форм организации логопедического сопровождения дошкольников. Эти аспекты современного дошкольного образования есть и в моей деятельности.

Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости, об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от творческой активности и инициативы. Оптимизм, терпение и целеустремлённость – этикачества помогают мне в совершенствовании профессии «учитель-логопед » .

Моя работа позволяет ощущать себя волшебником – дарить детям и их родителям, своего рода «выздоровление» . И каждый педагог меня поймёт : мы живем в своих воспитанниках. Логопед должен любить свою работу. Я считаю, это главное и основное условие для успешной деятельности. По-моему мнению, в руках логопеда самая дорогая ценность – дети, их развитие и перспективы. Для ребёнка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Логопед расширяет ему возможности общения, он является своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодолению речевых нарушений вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения, как в среде сверстников, так и со взрослыми, ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. В общении с детьми стараюсь быть открытой, умею поставить себя на место ребёнка, понять его внутреннее состояние.

В основе моей педагогической деятельности лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. Да. все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений и эмоций. Основными составляющими моей педагогической философии являются вера в ребёнка, принятие и понятие его удивительной души, его поступков, его ожиданий, а так же удовлетворение одной из самых главных его потребностей - потребности в любви и одобрении. Я искренне верю, если в общении с ребёнком мы полны любви, понимания и уважения, то он так же, подражая нам, возьмёт это лучшее и пронесёт дальше. Я не считаю количество детей, которым помогла, но поверьте, приятно слышать от детей : «Жанна Викторовна! Возьмите меня на занятие!» Их радостное приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих учеников. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей.

Видя результат работы, эмоции детей, я поняла, что учитель -логопед - профессия самая лучшая для меня и любимая!

Это мой выбор! Это мой путь!

Публикации по теме