Меры улучшения экологии в городе. Улучшение экологической обстановки окружающей среды

Научно-техническая революция и использование полезных ископаемых земли, привело к тому, что экологическая ситуация на нашей планете ухудшается буквально на глазах. Уровень загрязнения недр, гидросферы и воздушного слоя земли приближается к критическому уровню. Человечество стоит на пороге глобальной катастрофы техногенного характера. К счастью, все больше государственных и общественных организаций понимает глубину и опасность проблемы.

Работа над улучшением сложившейся ситуации набирает обороты. Уже сейчас современные технологии предлагают многие способы решения экологических проблем, от создания экологических видов топлива, экологического транспорта до поиска новых экологически чистых источников энергии и разумного использования ресурсов Земли.

Пути решения проблемы

Подход к вопросам экологии необходим комплексный. Он должен включать в себя долговременные и плановые мероприятия, направленные на все сферы жизни общества.

Для кардинального улучшения экологической обстановки, как на земле в целом, так и в отдельно взятой стране, необходимо осуществлять меры такого характера:

  1. Правового. Они включают в себя создание законов об охране окружающей среды. Немаловажное значение имеют и международные соглашения.
  2. Экономического. Ликвидация последствий техногенного воздействия на природу требует серьезных финансовых вливаний.
  3. Технологического. В этой области есть, где разойтись изобретателям и рационализатора. Применение новых технологий в добывающей, металлургической и транспортной отрасли промышленности, позволит свести до минимума загрязнение окружающей среды. Основной задачей является создание экологически чистых источников энергии.
  4. Организационные. Они заключаются в равномерном распределении транспорта по потокам для недопущения его длительного скопления в одном мести.
  5. Архитектурные. Целесообразно озеленять большие и малые населенные пункты, делить их территорию на зоны с помощью насаждений. Немаловажное значение имеет высадка насаждений вокруг предприятий и вдоль дорог.

Особое значение необходимо придавать защите флоры и фауны. Их представители просто не успевают приспосабливаться к изменениям окружающей обстановки.

Действующие меры по сохранению экологии

Осознание драматической ситуации в экологии заставило человечество принимать срочные и действенные меры к ее исправлению.

Наиболее популярны такие направления деятельности:

  1. Уменьшение бытовых и производственных отходов. Особенно это остро касается пластиковой посуды. Ее постепенно заменяют на бумажную. Проводятся исследования по выведению бактерий, которые питаются пластиком.
  2. Очистка сточных вод. Для обеспечения различных отраслей деятельности человека ежегодно расходуются миллиарды кубических метров воды. Современные очистные сооружения позволяют очищать ее до природного состояния.
  3. Переход к чистым источникам энергии. Это означает постепенный отказ от атомной энергии, двигателей и печей, работающих на угле и нефтепродуктах. Использование природного газа, ветровой, солнечной энергии и гидроэлектростанций обеспечивает чистоту атмосферы. Использование биотоплива позволяет значительно снизить концентрацию вредных веществ в выхлопных газах.
  4. Охрана и восстановление земель и лесов. Проводится высаживание новых лесов в местах вырубок. Осуществляются мероприятия по осушению земель, защите их от эрозии.

Постоянная агитация в пользу экологии, меняет взгляды людей на эту проблему, склоняя их к бережному отношению к окружающей среде.

Перспективы решения экопроблем в будущем

В будущем основные усилия будут направлены на ликвидацию последствий техногенной деятельности человека и уменьшение вредных выбросов.

Для этого существуют такие перспективы:

  1. Строительство специальных заводов для полной утилизации всех видов отходов. Это позволит не занимать новые территории под свалки. Полученную от сжигания энергию можно использовать для нужд городов.
  2. Возведение тепловых электростанций, работающих на «солнечном ветре» (Гелий 3). Это вещество находится на Луне. Несмотря на большую стоимость его добычи, энергия, получаемая из «солнечного ветра» в тысячи раз превышает теплоотдачу от ядерного топлива.
  3. Перевод всего транспорта на силовые установки, работающие на газу, электричестве, аккумуляторах и водороде. Это решение будет способствовать сокращению выбросов в атмосферу.
  4. Холодный ядерный синтез. Этот вариант получения энергии из воды уже находится в стадии разработки.

Несмотря на серьезный ущерб нанесенный природе, человечество имеет все шансы вернуть ей первозданный вид.

Каждый человек в состоянии заботиться об экологии. Для этого вовсе не нужно быть влиятельным и известным, обладать уникальными интеллектуальными или физическими возможностями. И уж точно от вас не потребуется никаких финансовых инвестиций. Более того, заботясь об окружающей среде, вы можете ещё и за потребление энергоресурсов. Совершая ежедневно простые действия, доступные каждому, вы вносите маленький вклад в улучшение экологической ситуации. А это несравнимо лучше, чем ничего. Если же эти действия и поступки станут привычными для вас, то размер вашего личного вклада изо дня в день будет становиться всё больше и заметнее!

1. Выключайте воду во время чистки зубов. За минуту из крана вытекает около 15 л воды. Если чистить зубы 2 раза в день по 2 минуты и не выключать при этом воду, то из-за одного человека впустую вытекает 60 л воды. А если в семье 4 человека? 240 л воды утекает в никуда ежедневно! Таким образом, просто выключая воду во время чистки зубов/бритья, одна семья может сэкономить 7200 л в месяц. Это почти 90 тонн в год! И сберечь их можно всего лишь во время чистки зубов, а прибавьте сюда душ вместо ванны, и будет в разы больше. Если у вас ещё возникает вопрос, зачем экономить воду, подумайте о том, что даже сейчас, в прогрессивном 21 веке, 1/7 населения земли не имеет доступа к пресной воде. Через несколько поколений к ним могут присоединиться и ваши потомки, если вы будете бездумно расходовать воду.

2. Выключайте на ночь технику (компьютер, принтер, телевизор, приставку, стереосистемы, микроволновую печь и т.д.). Вопреки расхожему мнению, даже находясь в «спящем режиме», техника продолжает потреблять электричество. Такое небрежное отношение к потреблению энергии приводит к исчерпанию запасов природных ресурсов и увеличению объёмов выбросов углекислого газа (СО2) в атмосферу. А ещё это дополнительное электромагнитное излучение, которое никому ещё на пользу не пошло. Не хочется каждый вечер бегать по всей квартире, выключая приборы? Задумайтесь об установке единого выключателя для всей техники, которой вы не пользуетесь ночью (холодильник, к примеру, лучше оставить работающим).

3. Откажитесь от одноразовой посуды. Кроме того, что она вредна для здоровья, являясь продуктом нефтепереработки, пластик в естественных условиях разлагается сотни лет. составляет 60% от всех отходов, загрязняющих морское дно. При этом, разлагаясь, он отравляет окружающую среду ядовитыми диоксиновыми соединениями. Гораздо полезнее и экологичнее пить чай из кружки, а не из одноразового стаканчика!

4. Ходите за покупками с экосумкой из текстиля. Она способна заменить около 400 . Купив 1 экосумку (или сшив её самостоятельно), вы в одиночку, не прикладывая никаких усилий, сделаете планету чище на 400 пакетов, большинство которых «живёт» 20 минут, не подлежит повторной переработке и, как и другой пластик, разлагается столетия.

5. Экономьте бумагу. Для производства 1 тонны бумаги нужно срубить 17 взрослых деревьев. Когда мы видим огромные вырубленные участки, мы сожалеем о красивом лесе. Но немногие вспоминают про лес, когда выбрасывают в ведро ещё чистые черновики, газеты, журналы, счета и т.д. В России только на нужды целлюлозно-бумажной промышленности ежегодно вырубается более 40 млн. м3 леса! При этом разумная экономия бумаги, сбор макулатуры и использование её в качестве позволяют не просто сохранить леса, но и сократить объём производственных отходов, загрязняющих воздух, более чем на 70%!

6. Чаще передвигайтесь пешком/на велосипеде. Пешие прогулки, как и поездки на велосипеде, не приносят никакого вреда природе. Зато приносят огромную пользу вашему здоровью.

7. Расскажите об этом друзьям. Учите этому детей! Начав с себя, вы можете стать примером для своих друзей, детей, родственников, коллег. Рассказывайте им о своих полезных экопривычках - пусть как можно больше людей «заражаются» от вас созидательным настроем, узнавая, что помогать природе просто! Возникший эффект снежного кома, когда вы рассказали об этом 10 друзьям, а каждый из них, в свою очередь, ещё 10 друзьям, на 9-м уровне достигнет уже 1 млрд. человек - то есть каждого 7-го жителя Земли! И всё это благодаря вам!

Любое большое дело начинается с одного шага. Только представьте: вы, именно вы можете запустить процесс, который глобально изменит экологию планеты! Просто начните действовать.

Как бы вы не старались, каждый вносит свой вклад в загрязнении окружающей среды, и мы еще не утонули в горах мусора только потому что есть люди которым не безразлична судьба нашей планеты, конечно нужно переходить на экологически чистые продукты потребления, например:ведутся разработки в солнечной индустрии преоброзования света на основе органических полупроводников,которые позволят отказаться некоторые отросли промышленности от использования веществ загрязняющих среду(бензин,нефть, электричество), но кто позволит развиваться этой отросли, когда от продажи нефти государство имеет такие бабки,и это только один пример кому не выгодно переход на экологически чистые продукты., и таких примеров много..то что я делаю для экологии,это как капля в море, я не сорю по возможности всегда убираю мусор..но тут парадокс, если где то убыло, где то прибудет, нужно утилизировать мусор,но таких предприятий мало, то что я убрал за собой в одном месте это не значит что я спас природу от этого мусора,…

Что нужно для улучшения экологической обстановки в стране? Подписаться

Твитнуть

Одних только разговоров будет мало для того, чтобы улучшит экологическую обстановку в стране. Для того чтобы изменения произошли в глобальном масштабе, следует разбудить разум каждого человека и только в таком случае есть небольшая вероятность, что можно будет значительно наладить экологическую обстановку. Нужно также следить за тем, чтобы проводилась своевременно.

Для начала человеку следует осознать тот факт, что его поведение может влиять на общую экологическую обстановку. И поэтому следует направлять все свои действия для создания благоприятной окружающей среды, иначе через некоторое время вам просто не будет где жить.

Вы должны понять, что различные очистители воздуха, фильтры для воды, не помогут сохранить естественную среду обитания. Все это может сделать только человек, не засоряя территорию, посадив дерево, пользуя автотранспорт только…

Наше здоровье зависит от влияния множества самых разных факторов. Это и питание, и образ жизни, и наличие стрессов. Но все эти влияния мы можем самостоятельно откорректировать в той или иной степени. Однако деятельность нашего организма во многом зависит и от того, как на него влияет окружающая среда. Один человек никак не может справиться с таким глобальным противником, как промышленность, которая ежедневно становится причиной огромного количества выбросов в атмосферу. Но на государственном уровне во многих странах уже очень серьезно относятся к вопросам улучшения экологической обстановки. И такой подход подразумевает в том числе и участие каждого индивидуума в отдельности.

Существуют простые и довольно не затратные по времени и усилиям вещи, которые каждый из нас может делать на благо окружающему миру и себе. Поговорим о некоторых из них более подробно, про меры дающие улучшение экологической обстановки окружающей среды.

Наверное, каждому школьнику известно,…

Постоянное улучшение экологической ситуации и охрана окружающей среды является непременной обязанностью любой организации осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации. Экологичность и безопасность производства не только оказывает благоприятное воздействие на окружающую среду но и реализует социальную функцию возложенную практически на любую современную организацию. Поэтому в проектном институте, учитывая настоящее финансово-хозяйственное положение, можно предложить следующий комплекс мер для реализации данной цели:

  • 1) сортировка твёрдых бытовых отходов для последующей переработки на предприятиях края. Сортировка осуществляется по трём критериям: бумага, металлы и бытовые отходы. Для осуществления сортировки предприятием перерабатывающим мусор предоставляется по одному контейнеру для каждого вида отходов. Вывоз контейнеров осуществляется так же за счёт предприятия которому отходы переходят в пользование. Вследствие данного мероприятия объём неперерабатываемых отходов, которые впоследствии попадут на городские свалки, может сократиться на 90%. Кроме того предприятие экономит средства за счёт ликвидации платы за вывоз мусора;
  • 2) замена ртутьсодержащих люминесцентных ламп на светодиодные. Данное мероприятие является довольно дорогостоящим но в среднесрочной перспективе положительный экономический эффект очевиден так как светодиодная лампа является одним из самых экологически чистых источников света. Принцип свечения светодиодов позволяет применять в производстве и работе самой лампы безопасные компоненты. Эти лампы не используют веществ, содержащих ртуть, и относятся к 4 классу загрязняющих веществ, что позволяет утилизировать их с бытовыми отходами и не представляют опасности в случае выхода их из строя.

Вследствие мероприятия организация получит экологически безопасные осветительные приборы с высоким КПД, более близкие по спектру к солнечному свету. Так же это позволит избежать дорогостоящего процесса хранения и утилизации ртутьсодержащих ламп и налагаемых в связи с этими процессами штрафов. Немаловажным эффектом является освобождение производственного помещения отведённых для хранения устаревших осветительных приборов;

3) утилизация списанной офисной техники посредствам переработки.

Данное мероприятие несет положительный экологический эффект благодаря тому, что оргтехника не отправляется на хранение на полигоны и свалки города, загрязняя тем самым окружающую среду, а отправляются на вторичную переработку;

4) озеленение прилегающей территории;

Ещё одним не затратным методом улучшения экологической ситуации на предприятии является озеленение прилегающих территорий предприятия. Зеленые насаждения существенно улучшают микроклимат, понижая температуру, увеличивая скорость движения воздуха, что в условиях жаркого лета благоприятно действует на организм человека. Растения улучшают радиационный режим, снижают интенсивность прямой солнечной радиации. Охлаждающее действие зеленых насаждений объясняется расходом большого количества тепла на испарение и повышение относительной влажности воздуха, связанное с транспирацией растений.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России»

«Всегда существует противоречие

Между развитием и сохранением природы.

Оно всегда было, есть и будет, но нам нужно найти этот баланс».

В.В.Путин

На совещании «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России»

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами собрались сегодня для того, чтобы поговорить по проблемам экологического характера, по проблемам охраны окружающей среды, по таким вопросам, которые волнуют практически каждого, но точно совершенно каждого касаются. Предлагаю сосредоточиться сегодня на конкретных, практических мерах, реализация которых позволит улучшить экологическую обстановку и, конечно, обозначить ключевые акценты дальнейшей работы. Это особенно важно, учитывая, что сейчас идёт подготовка базового документа, который называется «Основы экологической политики России на период до 2030 года».

Интенсивное развитие хозяйственной деятельности, транспортной, промышленной инфраструктуры неизбежно оказывает воздействие на окружающую среду. Своё негативное влияние вносят и архаичные производства, которые не отвечают современным экологическим требованиям, загрязняют природу. Данные ежегодных государственных докладов показывают, что антропогенное воздействие на естественные экосистемы не снижается, а только увеличивается. Практически во всех регионах страны загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов сохраняется на высоком уровне.

Серьёзной проблемой является и так называемое захламление почв. Речь идёт не только об экологическом ущербе, связанном с прошлой хозяйственной деятельностью, но и о неуклонном увеличении количества отходов, которые идут не на вторичный хозяйственный оборот, а на полигоны, а проще сказать - на свалки, которые, к сожалению, очень часто находятся в ненадлежащем состоянии и наносят вред природе и людям.

В целом, согласно оценкам экспертов, около 15% территории Российской Федерации по экологическим показателям находится в критическом состоянии. И бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды. Главными причинами таких проблем называют несовершенство системы природоохранного регулирования, неэффективность управленческих и контрольных функций государства, слабые стимулы для использования современных чистых и так называемых зелёных технологий.

Для изменения ситуации предлагается внести в законодательство ряд изменений. Прежде всего они касаются нормирования воздействия на окружающую среду за счёт внедрения так называемых наилучших существующих технологий, то есть технологий, основанных на последних достижениях науки и техники, которые направлены на снижение негативного воздействия на природу.

Важное условие, разумеется, что такие технологии должны быть финансово доступными для предприятий и экономически эффективными. Кстати, в странах Евросоюза, у наших соседей, уже начиная с 1996 года внедрение подобных технологий является обязательным требованием. Проблема обсуждается, и, собственно говоря, её внедрение на экспертном уровне началось ещё в 1984-1988 годах, когда эти идеи были разработаны и предлагались.

Ещё одной мерой, направленной на уменьшение антропогенной нагрузки, могут стать экономические стимулы. Так, если предприятие активно вкладывает инвестиции в модернизацию, в энергосбережение, экологически чистые технологии, то оно вправе рассчитывать на преференции. Например, затраты на проведение природоохранных мероприятий могут учитываться при определении размера платы за воздействие на окружающую среду.

Одновременно с этим предлагается ввести увеличение штрафов для предприятий, не соблюдающих законодательство и нарушающих установленные правила. Подчеркну, что все предлагаемые новации полностью соответствуют международной практике в этой сфере и в целом направлены на обеспечение экологической безопасности страны, повышение качества жизни людей, укрепление здоровья нации. И конечно, они дают дополнительный импульс процессам технологического развития нашей промышленности и экономики.

В этой связи хотел бы особо отметить следующее. Безусловно, нужно избавляться от грязных производств, обеспечивать высокие экологические стандарты, предъявлять жёсткие требования к нарушителям. Мы такую работу должны вести последовательно, но при этом нельзя создавать новые административные барьеры в экономике. Нам нужен реальный, позитивный результат, эффективно работающая система, не создающая дополнительные проблемы для бизнеса, но при этом эффективно обеспечивающая экологическое благополучие.

Всегда существует противоречие между развитием и сохранением природы. Оно всегда было, есть и будет, но нам нужно найти этот баланс. Я прекрасно понимаю озабоченность тех специалистов, которые думают о необходимости повышения производительности труда, состоянии нашей конкурентоспособности. Но все мы понимаем, что если стимулов нет, то тогда это консервирует старые производства и старые технологии и ведёт к экстенсивному пути развития, которое всегда будет опаздывать за передовыми технологиями, за нашими конкурентами не угонится никогда, - мы будем всегда плестись в хвосте. И не только в хвосте решения проблем, связанных с сохранением природы, но и в хвосте экономического развития. Будем всегда догонять, а это ошибочный путь. Это путь, который не приведёт нас к лидерству ни в деле защиты природы, ни с точки зрения экономического развития, а значит, и решения социальных проблем.

Давайте начнём работать. Юрий Петрович - вам слово.

Ю.П.Трутнев: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Прежде всего несколько слов - о сегодняшней экологической ситуации в России. Как видно из представленных графиков, ситуация по выбросам в воздух, сбросам в водные источники практически стабильна, а по отходам идёт некоторое превышение уровня. В то же самое время мы не можем назвать эту стабильность благоприятной. Сегодня около 10 млн граждан Российской Федерации проживает на территориях с высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Здесь показаны эти зоны и горячие экологические точки, накопленные по результатам прошлой экономической деятельности.

Основным инструментом воздействия на ситуацию является государственное регулирование. Необходимо сказать, что система нормирования, система государственного регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации разрабатывалась в 1980-х годах на основе эколого-экономических моделей того времени. Она очевидно устарела.

Какие накопились проблемы? Прежде всего система нормирования негативного воздействия субъективно позволяет предприятиям восстанавливать любой уровень воздействия на окружающую среду. Плата за негативное воздействие минимальна и не индексировалась с 1991 года. Отсутствует экономический стимул для перехода предприятий на наилучшие, доступные технологии. Отсутствует механизм ликвидации накопленного экологического ущерба. Не обеспечены условия для создания бизнес-среды в сфере переработки и утилизации отходов. Практически ликвидирован институт государственной экологической экспертизы.

Владимир Владимирович, Вы говорили о балансе. Необходимо сказать, что при отсутствии эффективной системы государственного регулирования экологии экономический рост приводит к ухудшению состояния жизни людей, состояния среды.

В целях реформирования законодательства Министерством совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовлен пакет из восьми экологических законопроектов, охватывающих различные стороны отношений человека и природы. В каком они сегодня состоянии? Четыре законопроекта, перечисленные на слайде №5, согласованы со всеми федеральными органами исполнительной власти, внесены в Правительство.

Хочу доложить, что при подготовке к данному совещанию, практически вчера, согласован пятый. То есть сегодня пять из восьми согласованы и готовы к рассмотрению на Правительстве Российской Федерации. Тем не менее в несогласованном состоянии остаются три законопроекта, в том числе важнейший - о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.

С Вашего разрешения хотелось бы остановиться на каждом из несогласованных проектов и сказать, в каком состоянии они находятся. Прежде всего самый важный законопроект - о нормировании и экономическом стимулировании. Очевидно, разные предприятия совершенно по-разному влияют на состояние окружающей среды. Из миллиона предприятий Российской Федерации, оказывающих то или иное воздействие на природу, только 11,5 тыс. предприятий отвечает за 99% выбросов и сбросов. Таким образом, по отношению к подавляющему массиву предприятий мы видим задачи не столько ужесточения экологического законодательства, сколько снятия административных барьеров. По 700 тыс. предприятий с незначительным уровнем воздействия мы предполагаем переход на декларирование, по 290 тыс. нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов.

Что же касается оставшихся 11,5 тыс. опасных экологических объектов, то по отношению к ним законопроект планирует переход на принципы наилучших существующих доступных технологий. При выборе этого принципа мы опирались на мировой опыт. Хочу сразу сказать, что, кроме принципа наилучших существующих доступных технологий, в мире иногда используются нормативы качества окружающей среды, но они используются не для нормирования, а для контроля нагрузки на соответствующую территорию, то есть скорее как инструмент территориального развития. Кроме того, для предприятий они абсолютно невыполнимы, потому что требуют снижения выбросов в 10 раз.

Что же такое «наилучшие существующие доступные технологии»? Это технологии, которые экономически доступны и которые практически внедрены на нескольких предприятиях. При этом очевидно, что законодательством задаются не сами технологии, а задаются нормативы выбросов и сбросов на единицу продукции, соответствующие наилучшим технологиям, то есть мы создаем для предприятий цель, к которой они реально могут стремиться. При этом для внедрения наилучших существующих доступных технологий нам необходимо 6 тыс. описаний технологических процессов. В Евросоюзе они разбиты на 27 отраслевых справочников, обновляемых один раз в три года. Это достаточно большая работа, для нее предусмотрен переходный период. Но сразу хочу сказать, что мы, конечно, не собираемся изобретать что-то новое. Наилучшие существующие доступные технологии существуют не в национальном, а в межнациональном масштабе, поэтому прежде всего мы будем переводить и адаптировать уже имеющиеся справочники BREF.

Теперь по поводу того, что предполагается в рамках мер экономического воздействия в период внедрения наилучших существующих доступных технологий. Мы предполагаем два этапа увеличения платы за негативное воздействие: в 2-3 раза, по отношению к существующему уровню сегодня, в 2012 году, и в 3-4 раза в 2016 году. С учётом этих повышений объём платы в 2020 году будет составлять 1,1% от прибыли предприятий. При этом это будет касаться предприятий, которые не переходят на существующие наилучшие доступные технологии (НДТ). Что касается предприятий, переходящих на принципы НДТ, то плата для них будет снижаться. Хочу сразу сказать, мы, очевидно, понимаем, что 1,1% - это в среднем по всей экономике Российской Федерации. Очевидно, будут отраслевые искажения, будут искажения, связанные с конкретными предприятиями. На эту тему нам с коллегами из Министерства экономического развития и Минфина ещё надо вместе работать, но времени на это у нас существует вполне достаточно - до 2020 года.

Теперь по поводу административных мер и как они будут действовать в период перехода на принципы НДТ. С 2012 до 2014 года мы предлагаем разработку всей необходимой документации - деление предприятий на категории (категории будут утверждаться постановлением Правительства), подготовку нормативных актов, утверждение планов мероприятий по снижению воздействия. С 2014 года мы предлагаем запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам существующих наилучших доступных технологий. Это тоже примерно тот путь, которым шёл весь мир. С 2016 года предлагается запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. И наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется ещё пятилетний период для её завершения.

Что хотелось бы сказать в целом по предлагаемым мерам? Все решения носят отсроченный характер. Меры экономического характера в целом составляют 1,1% от прибыли предприятий. Для предприятий, переходящих на НДТ, объём платы снижается (а не увеличивается!) на 70%. И наконец, до внедрения принципов НДТ на существующих предприятиях в 2020 году у Правительства есть возможность проанализировать экономическую ситуацию и сделать выводы по судьбе каждого конкретного предприятия.

Несколько слов о стоимости модернизации. Очевидно, самых больших вложений потребуют такие отрасли, как электроэнергетика: переход с мазута, угля на газ, на другие источники. Потребует довольно много денег и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом жилищно-коммунальное хозяйство, поскольку сегодня это государственная ответственность, потребует ещё больше внимания.

В то же время хочу сказать о том, что модернизация и там, и там необходима в любом случае. Кроме того, значительная часть требуемых денег уже сегодня предусматривается теми или иными отраслевыми документами, такими комбинированными схемами размещения объектов электроэнергетики, как федеральная целевая программа, комплексная программа «Модернизация и реформирование ЖКХ», и так далее. В целом стоимость модернизации российской экономики оценивается в 2% ВВП - это примерно то, во что она во всём мире обходилась.

Прогнозируя дальнейшее развитие экономики, также можно сказать, что сохранение темпов экономического развития ещё некоторое количество времени возможно на старых мощностях. Но в стратегической перспективе мы в любом случае при этом сценарии проиграем, поскольку модернизация постепенно позволит достичь совершенно других показателей развития экономики.

Теперь по оставшимся замечаниям. Замечания у нас осуществляются двумя федеральными органами исполнительной власти - Минфином и МЭРом, и они во многом противоположны, потому что механизмы экономического стимулирования, очевидно, поддерживаются Российским союзом предпринимателей и МЭРом. В то же время у Минфина это вызывает некоторые, скажем, возражения, поэтому здесь мы предлагаем, как вариант выхода из ситуации, заложить механизмы экономического стимулирования как правовую оболочку, принимая конкретные решения постановлениями Правительства по результатам анализа и консультаций с нашими коллегами.

Теперь о законопроекте об отходах. Сегодняшнее законодательство не предусматривает полномочия и ответственность органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации за размещение отходов, территориальное планирование, уменьшение объёма, утилизацию. Такие полномочия данным законопроектом вводятся.

Кроме того, вновь возрождается вид деятельности, связанный с переработкой вторичных отходов. Мы закладываем возможности устанавливать, определять отрасли промышленности и виды продукции, по которым будет работать залоговый механизм, то есть стоимость продукции будет закладываться в стоимость утилизации. В принципе этот механизм прекрасно работал в Советском Союзе - мы все его прекрасно знаем. Замечания здесь только у Минфина - они говорят о том, что передача полномочий субъектам Российской Федерации повлечёт необходимость выделения дополнительного финансирования. Но мы считаем, что финансовых полномочий мы всё-таки здесь на них не возлагаем, административно могут выполняться тем же персоналом. И позиция Минфина состоит в том, что обнуление ставок платы за экологическое безопасное размещение отходов повлечёт за собой выпадающие доходы из консолидированного бюджета.

Я здесь не сказал о том, что в законопроект заложена норма, что если отходы производства размещены безопасно, нет дренажа в почву, нет развеивания и так далее, то есть, если это не угрожает окружающей среде, то мы обнуляем плату за хранение отходов. Для чего мы это делаем? Мы это делаем потому, что сегодня большинство полигонов не оборудовано соответствующим образом и причиняет вред окружающей среде. Нам надо добиться, чтобы предприятия были заинтересованы безопасно хранить отходы.

Возражение Минфина, что это приведёт к выпадающим доходам… Можно сказать только о том, что этот объём оценивается в 600 млн рублей в год по Российской Федерации. Мы думаем, что это всё-таки по сравнению с ущербом для природы не такая большая величина.

Законопроект о ликвидации экологического ущерба, Владимир Владимирович, разработан в соответствии с необходимостью выполнения поручений, данных Вами по ликвидации экологического ущерба в разных точках нашей страны.

Хочу доложить, что в этом году мы приступаем к реализации четырёх таких проектов: это Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля, Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат на Байкале и в устье реки Селенги скопление нефтепродуктов. В то же самое время какой бы то ни было правовой оболочки для проведения такого вида деятельности не существует. Поэтому мы параллельно и начинаем реализацию проектов, и создаём правовое пространство. Законопроект согласован полностью вчера, последнее замечание снято, поэтому пока будет просто как раздел.

Достаточно важный для нас законопроект - проект об особо охраняемых природных территориях. Здесь есть некоторое количество технических разногласий, которые вряд ли достойны обсуждения в таком кругу. Но принципиальные разногласия, концептуальные, в том, что существует позиция, что изменения режима работы особо охраняемых природных территорий несёт угрозу биоразнообразию, их существованию. Мы уверены в том, что это не так, потому что то, что мы предлагаем, полностью соответствует мировой практике, сбалансировано и защищено инструментами государственного регулирования.

В то же самое время мы уверены в том, что мы должны иметь возможность создавать туристическую инфраструктуру в рекреационных, специальных, предназначенных для этого законодательством зонах национальных парков, должны совершенствовать инфраструктуру заповедников.

И в этом году эта работа началась. Наконец, у нас существуют ситуации, когда люди живут в пределах особо охраняемых природных территорий и не имеют права выйти в лес, собрать грибы, заготовить дрова, то есть законодательством такой возможности не предусмотрено. Очевидно, этот пробел законодательства необходимо ликвидировать, потому что люди там все равно живут и мы никуда их оттуда не выселим.

Ну и, наконец, последнее. Мы периодически сталкиваемся с ситуацией, когда существует крупный, национального масштаба инфраструктурный проект, который упирается в то, что мы ничего не можем сделать с границами особо охраняемых природных территорий. Мы хотим сохранить норму невозможности уменьшения площадей, но при этом в какой-то части при компенсировании другими землями мы должны иметь возможность реализовывать инфраструктурные проекты. Очень остро это сказалось, например, в ситуациях с лесными пожарами, когда мы столкнулись с тем, что у нас просто нет никаких дорог в заповедниках, национальных парках и там тушить просто нет возможности.

И наконец, общие выводы. Мы уверены в том, что предлагаемый пакет законопроектов создаёт новую оболочку для правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации - современную, основанную на мировом опыте, что мы создаём систему инструментов, вводящих долгосрочные стимулы для перехода на принципы минимального воздействия на окружающую среду, повышения эффективности использования природных ресурсов, роста конкурентоспособности. Уменьшаются административные барьеры и коррупционные факторы в сфере охраны окружающей среды, создаются системы управления отходами, создаются механизмы защиты морской среды от нефтяного загрязнения, внедряются механизмы экологического аудита и экологической экспертизы, повышается эффективность государственно-экологического мониторинга и контроля и, наконец, создаются условия для развития систем особо охраняемых природных территорий.

Спасибо за внимание.

Http://premier.gov.ru/events/news/14655/

Публикации по теме