Традиции и становление религии в греции. Религия греции

Греческая церковь , иначе - греческого королевства церковь, до 1821 г. входила в состав константинопольского патриархата, признавала над собою безусловную власть вселенского патриарха и жила общею с великой Христовой церковью жизнью. В 1821 г. в Греции вспыхнуло восстание против ненавистного турецкого ига, охватившее собою все слои общества и поставившее под знамена национального войска и представителей церкви, приходских клириков и монахов. Вследствие тяжелых обстоятельств военного времени, пришла в расстройство и церковная жизнь в провинциях современной Греции. Духовенство, занятое борьбой за национальную свободу, порвало сношения с константинопольской патриархией, хотя зависимости своей от патриарха не отвергало. Константинопольские патриархи, быстро сменявшиеся на престоле и озабоченные благоустройством ближайших дел, считали бесполезным посылать обычные общительные грамоты в восставшие местности, где не было ни церковной, ни гражданской власти, а ограничивались лишь грамотами увещательными, призывая народ к подчинению турецкому правительству. При таких условиях, греческие епископы и клирики поминали за богослужением «всякую православную епископию», или просто - «всякую епископию». В виду полного расстройства церковных дел в Греции, упорядочением их на первых порах занялись так называемые народные собрания, состоявшие из светских и духовных лиц и временно усвоившие себе административные права. Но эти собрания (в г. Эпидавре в 1822 г., в Астре - в 1823 г., в Эрмионе и Трезене - 1827 г.) не пришли к каким-либо определенным формам церковного управления и ограничились одними проектами, хотя юрисдикций вселенского патриарха над епархиями Греции официально и не отвергали. В правление графа Иоанна Каподистрии (с 11 апреля 1827 г.) была сначала избрана епитропия из пяти епископов для управления церковными делами, а потом учреждено министерство, причем было восстановлено и каноническое общение с вселенским патриархом. Но неожиданная смерть Каподистрии (1831 г.) порвала его церковную деятельность в самом начале. В январе 1833 г. в Греции водворился новый король Фридрих Оттон, семнадцатилетний баварский принц. В виду его несовершеннолетия, было учреждено регентство из баварских сановников, во главе с Маурером. Для устройства церковных дел регентство образовало особую семичленную комиссию, во главе с министром церковных дел Трикуписом. Комиссия была вдохновлена вести дело на основе протестантских начал. К сожалению, и среди греков нашлись лица, которые искренно разделяли протестантские воззрения на положение церкви в государстве и усердно старались осуществить их в своем отечестве. Таков был секретарь комиссии иеромонах Феоклит Фармакид, учившийся в Германии, человек образованный и энергичный, бывший душою комиссии. Он первый подал регентству мысль о провозглашении греческой церкви автокефальною, под главенством короля, при том без всякого сношения с константинопольским патриархом. В этом смысле комиссия в 1833 г. и составила проект устройства церкви. Правительство сначала рассмотрело этот проект в совете министров, затем тайно запросило епископов по вопросу об автокефальности церкви и наконец, созвало собор из 22-х епископов для обсуждения проекта. 23 июля 1833 г. элладская церковь была обвялена независимой от константинопольского патриарха, а вскоре был назначен и синод для управления ее делами. Сущность канонисма 1833 г. о церковном устройстве в Греции заключалась в следующем. Православная церковь королевства греческого, духовно не признающая иной главы, кроме Господа Иисуса Христа, а в правительственном отношении имеющая своим верховным начальником короля Греции, автокефальна и независима от всякой другой власти, при точном соблюдении догматического единства во всем, издревле чтимом всею православною восточною церковью. Верховная церковная власть находится в руках постоянного синода, называемого «священным синодом королевства греческого» и подчиненного верховному надзору короля; король особым распоряжением учреждает государственное министерство с правами верховной власти, коему синод и будет подчиняться. Синод состоит из пяти членов, из коих один председатель и четыре советника; они определяются правительством сроком на один год и получают жалованье. Дела в синоде решаются большинством голосов, решения заносятся в протокол, который всеми и подписывается. В синоде присутствует представитель правительства - королевский прокурор, без участия коего синод не имеет власти делать решающие постановления. Члены синода и чиновники его канцелярии принимают присягу по особой формуле. Во всех внутренних делах церкви,синод действует независимо от всякой мирской власти. Но так как верховной государственной власти принадлежит высший надзор за всеми делами, возникающими в государстве, то ни одно дело, подлежащее ведению синода, не рассматривается или не решается без предварительного сношения с правительством и без его утверждения. Это относится как к внутренним делам церкви, каковы - сохранение в чистоте учения веры, правильное совершение богослужения, исполнение клириками своих обязанностей, религиозное просвещение народа, церковная дисциплина, рукоположение клириков, освящение церковной утвари и церковных зданий и юрисдикция в делах чисто-церковных, так особенно к делам смешанного характера, каковы: назначение времени и места богослужений, основание и упразднение монастырей, назначение и отмена религиозных процессий, определение на церковные должности, указание границ епархий, распоряжения касательно учебных и благотворительных заведений и т. п. Епархиальные архиереи находятся под властью синода и ему подчиняются, определяются на кафедры и низлагаются правительством по предложению синода и получают от правительства приличное содержание. Число и расположение епархий и приходов определяется правительством по докладу синода. Синоду принадлежит верховный суд над духовенством и мирянами в делах чисто-церковных, причем его решения представляются на утверждение правительства, гражданские же дела клириков (например, об имуществах церквей и монастырей, о постройке храмов) подлежат компетенции светского правительства. Король имеет право созывать под своим покровительством церковные соборы. Во время богослужений архиереи поминают прежде короля, а потом синод. Итак, в силу канонисма 1833 г. вся правительственная власть в церкви была предоставлена королю, который признан главою и верховным ее начальником, а синод оказался не более, как одним из гражданских учреждений, посему и назван священным «синодом королевства греческого»; в канонисме, вопреки определению собора епископов (1833 г.), ничего не было сказано о том, что участие короля в церковном управлении не должно противоречить церковным канонам, а с другой стороны, в нем не было упомянуто, что сам синод должен управлять делами по церковным правилам. Синод, несмотря на свой административный характер, был подчинен двойственной опеке - министерства церковных дел и королевского епитропа; его члены определялись только на один год, дабы правительство с удобством могло удалять из него беспокойных и неприятных для себя членов.

Время весьма быстро доказало все ненормальности вновь водворенного в Греции церковного строя и убедило местный священный синод в полной его зависимости от светской власти. Спустя около месяца после издания канонисма 1833 г., синод нашел необходимым возбудить пред правительством вопрос, в каких случаях он может вести непосредственную переписку с разными церквами и гражданскими властями государства и в каких должен предварительно испрашивать разрешение правительства. Синоду было разъяснено, что во внутренних церковных делах требуется утверждение правительства (placet) только тогда, когда дело идет об издании новых законов и распоряжений, а во всех прочих случаях достаточно прокурорского «смотрено». В делах смешанного церковно-общественного характера требуется утверждение прокурора или министерства, смотря по важности дела. Судебные приговоры суда, все без исключения нуждаются в утверждении правительства. Из этого правительственного дополнения к канонисму синод ясно увидел, что он подчинен правительству не только во внешних церковных делах, но и во внутренних, и горько разочаровался в своих надеждах основать церковное управление на канонах. Напрасно синод просил правительство изменить первые параграфы канонисма в духе соборного определения 1833 г. и предоставить ему некоторую самостоятельность в управлении: правительство ответило, что внесение в канонисм постановлений о том, что основанием церковного управления должны служить церковные правила, может подать повод ко многим и вредным перетолкованиям относительно королевского главенства (χυριἁρχια ), a по поводу вообще возражений синода, правительство ответило в резком грубо-угрожающем тоне, с обвинением в государственной измене, побудившим членов синода принести унизительное и жалкое оправдание. И в обществе возникло сильное недовольство новым канонисмом, коим в церкви узаконялся цезаропапизм, т. е. королю, вопреки канонам, предоставлялось главенство в церкви и власть даже над священным синодом; многим не нравилось то, что провозглашение независимости греческой церкви состоялось без согласия константинопольского патриарха и т. п.

В 1843 году в Греции вспыхнула революция, и королевство было обвялено конституционным государством. Перемена образа правления подала повод и к пересмотру законоположений прежнего правительства относительно устройства и управления церковного. На собрании депутатов 1844 года в конституцию были внесены два следующих положения:
1) «Господствующая религия в Греции есть вера восточной православной Христовой церкви, а всякая другая известная религия терпима и богослужебные ее действия совершаются беспрепятственно под надзором законов, но запрещается прозелитизм и всякое другое нападение на господствующую религию.
2) Православная церковь Греции, признавая главою Господа нашего Иисуса Христа, существует нераздельно соединенною догматически с великой константинопольской и всякою другою православною Христовой церковью, неизменно сохраняя, подобно им, священные апостольские и соборные каноны, пребывает автокефальною, действуя независимо от всякой другой церкви в административных своих обязанностях, и управляется священным синодом архиереев». Этими двумя положениями уничтожались первые члены канонисма 1833 г., но в остальном этот канонисм остался без изменения.

Прошло уже около двадцати лет с того времени, как церковь королевства греческого была провозглашена автокефальною, а она все еще оставалась в неопределенном положении, так как не получила согласия на свое автономное управление со стороны константинопольского патриарха, которому прежде была подчинена, и не была признана в качестве независимой другими поместными православными церквами. Правительство Греции, не признавая силы за церковными правилами, считало свою церковь законно-существующею, но иерархия не могла стать на точку зрения светской власти и продолжала живо сознавать свою прежнюю каноническую связь с константинопольской патриархией и необходимость согласия с ее стороны на автокефальность греческой церкви. Красноречивым свидетельством этого служит тот факт, что за весь этот длинный промежуток времени греческие епископы не позволили себе рукоположить ни одного архиерея, хотя нужда в этом была большая. В виду такого положения церковных дел, правительство и синод Греции неоднократно делали хитрые попытки завязать сношения с константинопольским патриархом и как бы случайным путем достигнуть от него признания независимости греческой церкви. Но в Константинополе хорошо понимали значение этих попыток и не шли ни на какие уступки. Тогда в Афинах убедились в необходимости прямых действий. Правительство и синод в 1850 г. отправили к константинопольскому патриарху грамоты, тождественные по содержанию, в коих просили у патриарха только рассмотрения водворившегося в Греции церковного законоположения. Но в патриархии правильно поняли истинное положение церковных дел в Греции и смысл обеих грамот, поэтому, при обсуждении этих дел на соборе 1850 года, члены его держались следующей основной точки зрения: епархии греческие издавна находились под юрисдикцией вселенского престола, но потом заблудились и теперь снова ищут принятия в церковное единство. Собор выразил свою радость по поводу восстановления нарушенного общения с вселенским патриархом, которому только и принадлежит каноническое право признать греческую церковь независимою, и, по тщательном обсуждении дела, постановил в Духе Святом следующее определение. «Православной церкви в королевстве греческом, имеющей Началовождем и Главою, как и вся кафолическая православная церковь, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, быть впредь законно-самостоятельною, и высшим церковным правительством ее признавать постоянный синод, состоящий из архиереев, преемстственно призываемых по старшинству рукоположения, под председательством преосвященного митрополита афинского, и управляющий делами церкви по божественным и священным правилам свободно и беспрепятственно от всякого мирского вмешательства. Установляемый этим соборным деянием священный синод в Греции мы признаем и провозглашаем нашим по духу собратом, возвещая всем повсюду благочестивым и православным чадам единой святой соборной и апостольской церкви, да признают его таковым и поминают под именем священного синода церкви эллинской. Предоставляем же ему и все начальственные права, приличествующие высшему церковному правительству, дабы он впредь поминаем был при богослужении эллинскими архиереями в их епархиях, а председатель его поминал бы всё епископство православных, и дабы сему синоду принадлежали все канонические действия касательно рукоположения архиереев. Но для сохранения законного его единства с константинопольскою великою церковию и с прочими православными Христовыми церквами, по божественным и священным правилам и преданным от отцов обычаям кафолической православной церкви, он должен поминать в священных диптихах именно вселенского патриарха и прочих трех патриархов по чину, равно как и все епископство православных, а также получать, сколько нужно, и святое миро от святой Христовой великой церкви. Председатель священного синода, по соборным и преданным от отцов повелениям, при вступлении в это звание, обязуется посылать обычные соборные грамоты к вселенскому и прочим патриархам, равно как и они, при своем вступлении, будут делать тоже. Кроме того, когда церковные дела будут требовать совместного рассмотрения и взаимного содействия к лучшему устроению и утверждению православной церкви, надлежит, чтобы эллинский священный синод относился к вселенскому патриарху и находящемуся при нем священному синоду. А вселенский патриарх, вместе с своим синодом, охотно будет оказывать свое содействие, сообщая о нужном священному синоду церкви эллинской. Но дела, относящаяся к внутреннему церковному управлению, как то - избрание и рукоположение архиереев, число их, наименование кафедр их, рукоположение священников и диаконов, сочетание и расторжение браков, управление обителей, благочиние, надзор за клиром, проповедание слова Божия, воспрещение противных вере книг, - все это и подобное должен решать священный синод синодальным определением, отнюдь не преступая священных правил св. соборов, преданных отцами обычаев и наставлений православной восточной церкви». После признания греческой церкви автокефальною, местному правительству надлежало составить новое положение о церковном управлении, в духе постановления константинопольского собора 1850 г. и в согласии с церковными канонами, причем канонисм 1833 года, как противоречивший тому и другому, естественно, должен был потерять законодательную силу и уступить место другому законоположению, совершенно отличному от прежнего. Греческий синод так и понимал дело и в этом смысле, по поручению правительства, составил законопроект, который в феврале 1852 года и представил министру на рассмотрение и утверждение. Министр Влахос в мае рассмотрел и исправил законопроект и возвратил его синоду. Синод с удивлением увидел, что его законопроект совершенно извращен и переработан в духе канонисма 1833 года. Члены синода сделали обстоятельные замечания на министерский проект и потребовали его изменения, согласно с церковными канонами. Требования синода и его замечания привели Влахоса в большой гнев; он дал понять членам синода, что в его лице оскорблена гражданская власть, и отказался дать делу быстрый ход, так как заседания синода будто-бы показывают, что законопроект не настоятельно нужен. Синод должен был отказаться от некоторых своих замечаний, но просил министра возможно скорее провести проект законодательным путем, так как он настоятельно нужен. Но министр не уступал до тех пор, пока синод не вынужден был выразить свое согласие на принятие министерского законопроекта во всем его объеме и в данной ему редакции. Министр легко провел его во всех законодательных инстанциях, а 10 сентября 1852 года разослал по всем церковным властям королевства для исполнения. Этот закон об устройстве управления в церкви Греции, без всякого существенного изменения, действует и в настоящее время. Он называется так: «Νὁμος χαταστιχὁς τἡς ἱερἁς συνὁδου τἡς ἑχχλησἱας τἡς ῾Ελλἁδος ». По своему духу и самому изложению он напоминает регламент 1833 года, но имеет и такие выражения, которые внесены в него под влиянием определения константинопольского патриаршего синода 1850 г. Отсюда в законе наблюдается двойственность начал. В нем церковь эллинская признается новым общественным союзом, отличным от государства, считается членом вселенской церкви, признающей своим главой Господа Иисуса Христа, говорится, что она управляется духовно епископами, которые руководятся апостольскими и соборными канонами и отеческими преданиями, а высшее управление возложено на «священный синод церкви эллинской», состоящий из пяти членов, во главе с митрополитом афинским. Но в тоже время члены синода, при вступлении в должность, клянутся быть верными конституции и беспрекословно повиноваться законам государства, вызываются в синод правительством на один год, по окончании коего возвращаются в свои епархии, причем правительство может удержать двоих из них и на второй срок, по своему усмотрению; секретари синода - клирики также определяются королем, по представлению министра церковных дел. На заседаниях синода обязательно присутствует королевский епитроп, представитель гражданской власти, и подписывается под всеми его решениями, чего бы они ни касались; всякое дело, решенное синодом в отсутствие епитропа или им не подписанное, не имеет силы. Дела подлежащие рассмотрению синода, разделяются на внутренние или церковные и на внешние, имеющие связь с общественными интересами; во внутренних делах синод действует независимо от гражданской власти, а внешние обязанности он исполняет при содействии и с утверждения правительства. Но то, что сказано выше о королевском епитропе, разрушает всякую свободу синода в делах и внутренних, лишает его инициативы в области чисто церковной, создает полную невозможность что-либо сделать и предпринять по своему усмотрению и в интересах церкви. Значит, по существу дела, различие между теми и другими предметами ведения синода сглаживается на практике. Далее, синоду принадлежит верховная юрисдикция над всеми клириками и он является высшей инстанцией по делам церковного судопроизводства, но опять все решения синода по судейским делам, равно и епархиальных архиереев, приводятся в исполнение не иначе, как после предварительного утверждения короля или министра. Отлучение от церкви мирян производится лишь после предварительного разрешения правительства. Дела брачные рассматриваются синодом лишь в отношении их церковного элемента, а в отношении гражданском они подлежат ведению светской власти. Жалоба на синод приносится высшему гражданскому правительству. Синод сносится с местными и иностранными гражданскими или церковными властями чрез посредство министра церковных дел. За богослужением синод поминается после короля и королевы.

Таким образом, закон 1852 года об устройстве синода греческой церкви, отличающийся двойственностью начал, совершенно стеснил свободу действий синода и поставил эллинскую церковь в полную зависимость и даже рабство от власти гражданской. Распорядителем в церкви является не синод, а министр церковных дел, имеющий обширные права, создавшиеся на счет и в ущерб власти церковной; без его разрешения синод не может совершить ни одного дела не только внешнего характера, но и внутреннего. Та же двойственность начал и подчиненность церкви государству наблюдаются и в других церковных законах Греции, и прежде всего в законе об епископиях и епископах, изданном в том же 1852 г. Здесь епископ называется духовным начальником вверенной ему епископии; он по своему сану есть естественный предстоятель подчиненного ему клира, обязывается соблюдать священные каноны, подчиняться синоду и следит за тем, чтобы и его паства руководилась в своей жизни церковными правилами. Но с другой стороны, епископы мыслятся и государственными чиновниками. После рукоположения, сказано в законе, епископы утверждаются и королевским приказом, дабы они были признаны таковыми и со стороны светских властей королевства. Прежде вступления в должность епископ дает торжественное обещание быть верным конституции и соблюдать законы государства. В своей пастырской деятельности епископ ограничен со стороны светской власти; так, члены епископского суда определяются королевским приказом; епископ не может издать так называемых анонимных епитимий, т. е. пастырских прещений и увещаний по поводу пороков и заблуждений, без предварительного согласия местного светского начальства. И в самом порядке законодательства по церковным делам в Греции замечается двойственность. Законы о синоде и епископах, вопреки определению Константинопольского патриаршего синода 1850 г., являются не церковными в тесном смысле, а государственными, касающимися церковных дел. О таком их характере прямо сказано в заключении их текста: «настоящий закон, определенный палатой депутатов и герусией и утвержденный нами, должен быть опубликован в правительственной газете и должен исполняться как закон государственный».

После издания законов о синоде и епископах, правительство Греции в том же 1852 г. опубликовало закон о разделении королевства на 24 епархии, из коих одна (афинская) возведена на степень митрополии, десять - на степень архиепископий, а остальные наименованы епископиями. Законом 1856 г. епархии были разделены на приходы. Деление было произведено очень неравномерно; сельские приходы оказались очень невелики и бедны. В 1852 г. при епархиальных архиереях были учреждены епископские суды (ἑπισχοπιχἁ διχαστἡρια ), постоянными членами коих были назначены находившиеся при архиереях должностные лица: эконом, сакелларий, хартофилакс и протекдик, а сверхштатными - скевофилакс и сакеллий, за отсутствием коих заседают ипомниматограф и иеромнимон. Все эти члены назначаются епископом, а утверждаются синодом. Дикастирии рассматривают судебные дела клириков, решения по которым постановляет епископ; кроме того, члены дикастирии, в случае смерти архиерея, составляют епископскую епитропию, для управления епархией. Для поучения народа слову Божию правительством были назначены иерокириксы. Низшие клирики - священники и диаконы избирались самими прихожанами, но назначались архиереями после предварительного их испытания. По закону 1852 г., епархиальным архиереям было назначено жалованье из государственного казначейства: митрополиту - 6.000 драхм в год, архиепископу - 5.000, епископу - 4.000; кроме того, афинский митрополит получал 3.000 драхм в год за председательство в синоде, а члены синода - по 2.400 драхм. Архиереи имели и случайные доходы - за разрешения на брак, за выдачу бракоразводного свидетельства и т. п. Низшее духовенство получало вознаграждение от прихожан, взимая плату за требы, получая добровольные приношения и т. п.

Церковная реформа коснулась и греческих монастырей. В эпоху восстания греков против турок в Элладе было до 524 мужских монастырей и 18 женских. Они владели громадными недвижимыми имуществами, но управление последними велось крайне беспорядочно. Общее число монахов простирались до 3.000. Они распределились по монастырям очень неравномерно. До 200 монастырей имели менее пяти монахов, а 120 обителей были совершенно пусты. Внутренняя жизнь монастырей находилась в большом упадке, а назначение настоятелей монастырей зависело не от епархиальных архиереев, а от светских властей, которые, обыкновенно за известную плату, сдавали монастыри как бы в аренду угодным им монахам, которые и пользовались монастырскими угодьями, как своею собственностью. Предприняв монастырскую реформу. правительство поступило крайне несправедливо. Оно распорядилось закрыть все пустые и имеющие не более шести монахов монастыри, имущества их конфисковать в пользу народного казначейства, а монахов переселить в другие монастыри; монастыри не упраздненные должны были платить пять процентов со своего ежегодного дохода в пользу упомянутого казначейства, а лица, искавшие монашеского звания, и рясофоры, имевшие не более 25 лет от роду, должны были удалиться из монастырей. В 1834 году гражданские чиновники приступили к исполнению этого правительственного распоряжения. Были пущены в ход все виды лжи, обмана и коварства, чтобы закрыть возможно больше монастырей, изгнать как можно больше монахов и конфисковать все их имущества. Величайшая бессовестность овладела страной, - все стремились извлечь для себя выгоду из бедственного положения монастырей, всякий старался или обмануть, или укрыть, или купить за полцены. В результате государство приобрело громадную денежную сумму от конфискации монастырских имуществ, а церковь лишилась 394 монастырей, из них 16 женских. Монастырские деньги, вопреки обещанию правительства употреблять их на церковные нужды, стали расходоваться на потребности государства, а потом и совсем слились с общегосударственными доходами. Это создало в духовенстве и среди монахов большое неудовольствие, а затем сама конфискация монастырских имуществ представлялась оскорблением православной веры и святости обителей, тем более, что предпринятая правительством мера еще более ухудшила внутренний быт монастырей. Среди монахов и народа возникло грозное движение. В виду этого правительство в 1858 г. издало новый закон о монастырях. Этим законом во главе внутреннего монастырского управления поставлен монастырский совет, состоящий из игумена и двух монахов - советников. Они избираются самими монахами из своей среды, сроком на пять лет, под руководством особой комиссии. Избрание совершается открытою подачей голосов. Избранный утверждается епархиальным архиереем, который об этом доносит синоду и номарху, а синод - министру церковных дел. Монастырский совет решает дела коллективно. Он управляет монахами обители и заведует ее имуществом. В первом отношении совет подчинен епархиальному архиерею, а во втором - гражданской власти в лице номарха, епарха и министра церковных дел. Монастырский совет обязан вести точную и подробную опись владений монастыря и его инвентаря, обязан ежегодно представлять номарху на утверждение смету доходов и расходов и отдавать отчеты в управлении имуществом монастыря; без разрешения светских властей, совет не имеет права ни продать, ни обменять монастырского имущества движимого и недвижимого, а также отдавать в аренду монастырские угодия, брать и отдавать деньги в заем, выступать в суде по хозяйственным делам, расходовать монастырские деньги на хозяйственный нужды свыше 100 драхм. Таким образом, и в законе о монастырях правительство Греции осталось верным своему принципу господства и в делах церковных: оно не только захватило в свои руки заведывание монастырскими имуществами, но и ограничило власть епископа над монастырями, усвоив себе право влиять на утверждение избранного настоятеля монастыря. Изложенным законом греческие монастыри руководствуются в своем управлении и в настоящее время. Ныне число греческих монастырей простирается до 175, из коих 10 женских; в них подвизается до 1.500 монахов и 200 монахинь. Все монастыри относятся к разряду епархиальных. Они имеют ежегодного доходу более двух миллионов драхм, из коих пятую часть, по распоряжению правительства, обязываются вносить на нужды народного образования, на содержание иерокириксов, духовных школ и т. п. Многие из монастырей замечательны своею почтенною древностью, историческими заслугами, особенно в области просвещения, богатством, благотворным влиянием на окружающую среду, в смысле подъема нравственности и т. п. Таковы, например, монастыри Метеорские в Фессалии, Великая пещера в Пелопоннесе, Лавра в честь Успения Богоматери в каловритской епархии, Архангельский в городе Эгиалии и т. д.

Духовное просвещение в стране, в первые годы истории греческой церкви, стояло очень невысоко. Первая богословская школа была учреждена в 1830 г. Каподистрией в монастыре Живоносного Источника на о. Паросе. Приготовительными для нее школами служили орфанотрофий и элементарное училище на Эгине. В 1837 г. при афинском университете был открыт богословский факультет, устроенный по образцу западных. В настоящее время здесь преподают выдающиеся ученые богословы, пользующееся европейскою известностью. Число студентов на факультете не велико. По окончании учения, они идут на служение церкви в звании клириков, иерокириксов, учителей и т. п. Другим рассадником богословской науки в Греции служит Ризарьевская духовная семинария в Афинах, основанная в 1843 году братьями Ризарами. Школа оказала большие услуги стране в области просвещения. Ныне она сделана специально богословской школой, питомцы коей, по окончании учения, обязываются идти на служение церкви. Из других духовных школ существовали - на острове Сиросе, в Халкиде и Триполисе, открытые в 1856 г., и в Керкире, основанная в 1875 г. Они принадлежали к типу низших школ и скоро были закрыты. В 1899 г. спартский епископ Феоклит основал духовное училище в г. Арахове. Покойный афинский митрополит Герман (1896 г.) построил здание для новой духовной семинарии в Афинах, но открытия школы не последовало и в настоящее время, несмотря на совершенную необходимость. Кроме школ, делом религиозно-нравственного просвещения народа в Греции занимались различные силлоги, т. е. общества или братства. Свою деятельность они вели посредством школы, бесед, чтений, издания журналов и религиозно-нравственных книг, устройство библиотек и читален и т. п. Из силлогов известны: «Братство Христолюбцев - ῾Αδελφὁτης τὡν Φιλοχπιστων » основанный профессорами афинского университета в 1875 г. и ныне не существующий, - «Священный Союз - ῾Ιερὁς Σὑνδεσμος », открытый митрополитом Германом в Афинах для просвещения клириков и известный выдающеюся полезною деятельностью, - «Возрождение - ῾Ανἁπλασις », раскинувший сеть своих школ в Афинах и соседних городах и селах, «Οἱχονομἱα », «Общество друзей народа - ῾Εταιρεἱα τὡν Φἱλων τοὑ Λαοὑ », «Παρνασσὁς - ученое афинское общество», «Силлог для издания полезных книг - Σὑλλογος πρὁς διἁδοσιν ωφελἱμων βιβλἱων », находящийся под покровительством королевны Софии, «Силлог для распространения греческой грамотности», «Силлог - в пользу воспитания женщин», «Историческое и этнологическое общество, «Археологическое общество», «Христианская археологическая комиссия», «Афинский Силлог». Из провинциальных силлогов известен в Патрах - во имя апостола Андрея. Затем, просвещением народа в Греции занимались многочисленные богословские журналы. Наконец, и богословская наука имела и имеет в Греции достойных представителей. Из греческих ученых богословов более других известны: иеромонах Феоклит Фармакид (1860 г.). Пресвитер Константин. Экономос 1857г.), Вамвас (1855г.), Дука (1845 г.), проф. Контогонис (1878 г.), Александр Ликург 1875 г.), Никифор Калогерас (1876 г.), проф. Диомидис Кириакос, архим. Андроник Димитрокопул (1875 г.), Иоанн Скальцунис и многие другие (о некоторых из них в Энциклопедии будет особая речь). При всем том нельзя сказать, что религиозно-нравственное просвещение в Греции находится на желательной высоте. Напротив, профессор афинского университета А. Диомидис Кириакос говорит в своей «Церковной истории», что оно оставляет желать многого. Клир греческий далеко не достаточно образован, а это влияет и на простой народ, который и невежественен в вопросах веры и нравственности, и суеверен, и равнодушен к нравственному совершенствованию. Со стороны церкви необходимы еще большие и ревностные труды для возвышения религиозно-нравственного уровня в стране, хотя справедливость и требует сказать, что в конце XIX века просвещение в Греции значительно поднялось сравнительно и с положением его в средине столетия. Постепенно стало возвышаться в Греции и богослужение. В Афинах и в других городах построены прекрасные храмы, священная живопись стала улучшаться, а церковное пение возвращаться к основным византийским мелодиям.

Большую смуту внесли в умы православных греков католики и протестанты, которые водворились в стране вскоре после ее освобождения. Они старались влиять на греков главным образом посредством школ, но когда греки поняли всю опасность обучения своих детей в католических и протестантских школах, то всеми мерами стали оказывать противодействие иноверной пропаганде. Поэтому ни католики, ни протестанты не имели в стране большого успеха. Кроме инославной пропаганды, в Греции в XIX веке немалую смуту воздвигли местные еретики, фанатики и либералы. Из них известны: Феофил Каирис, Андрей Ласкарат, Мануил Роидис, Христофор Папулакис, Апостол Макракис и другие. Они отрицательно относились к учению православной церкви, неодобрительно отзывались о ее установлениях, имели собственные религиозно-философские учения, коими и прельщали многих. Но священный синод бдительно стоял на страже своих духовных чад, отлучил этих отщепенцев от церкви, а колеблющихся в православной вере укрепил соответствующими окружными посланиями.

Из других событий в истории греческой церкви, после ее устройства в 1852 году, следует отметить присоединение к ней епархии на островах Ионийских, состоявшееся в 1866 году. В 1864 г. эти острова (Керкира, Левкада, Закинф, Кефаллиния, Итака, Кифира и Наксос), принадлежавшие англичанам, были подарены ими греческому королю Георгу I. Политическое объединение, естественно, должно было повести и к церковному единению с Грецией этих островов, признававших юрисдикцию вселенского патриарха. Завязались переговоры по этому поводу между церквами ионийской, эллинской и константинопольской. Дело было оформлено в каноническом отношении и присоединение состоялось в июле 1866 г. В 1881 году, в силу Берлинского трактата 1878 г., к Греции были присоединены Фессалия и часть Эпира; местные епархии, в числе девяти, после надлежащих сношений с вселенским патриархом, также вошли в состав эллинской церкви.

В 1900 году во внутреннем устройстве греческой церкви совершилась важная перемена: королевство было вновь разделено на епархии, число коих назначено тридцать две, тогда как раньше было больше; новые границы епархий совпали с пределами гражданских округов. Все епархиальные архиереи, за исключением митрополита афинского, получили титул епископа, при полном равенстве своих прав и обязанностей; имеющие звание архиепископа сохраняют его до конца своей жизни. В 1901 году все епархии королевства замещены достойными кандидатами; и этот факт примечательный, так как многие епископские кафедры оставались вакантными в течение продолжительного времени, иные от 20 до 30 лет. Затем, при каждой кафедре назначен постоянный иерокирикс, - чего прежде также не было, а на все королевство существовало не более десяти проповедников слова Божия. В ноябре 1901 года лишился своей кафедры афинский митрополит Прокопий . Повод к этому был не совсем обычный, а именно - буквальный перевод Евангелия с оригинального на простонародный греческий язык, исполненный светским писателем Паллисом. Перевод был исполнен крайне грубо и невежественно. Общественное религиозное чувство возмутилось профанацией священной книги, извращением ее учения и порчей заветного достояния греков - единственного памятника греческой письменности и языка. В Афинах возник народный бунт, до кровавой стычки с войсками включительно. Митрополит Прокопий, как не сумевший предотвратить народного движения своевременным запрещением перевода Паллиса, вынужден был отказаться от кафедры.

Современное положение греческой церкви, как видно из речей митрополита Прокопия, произнесенных им на заседаниях священного синода, довольно печально и вызывает необходимость реформы. Необходимо, прежде всего, изменить основной закон (χαταστιχὁς νὁμος ) об устройстве синода и канонисм о епархиальных архиереях, поражающие двойственностью начал, как это и отмечено выше. Неудовлетворительно и монастырское управление, без верховного надзора епархиального архиерея за всем строем монастырской жизни. Следует также лишить монахов избирательного права, которое вносит в монастыри раздоры и вражду, также нужно предоставить назначение настоятелей и членов совета местному архиерею и синоду. Нужно, далее, присоединить бедные и малонаселенные монастыри к богатым, дабы сократить расходы и улучшить внутренний быт монастырей. При монастырях необходимо открыть школы не только элементарные, но и средние, для обучения монахов и кандидатов священства, с преподаванием церковной музыки и пения, иконописания и ремесла: хорошо было бы учредить при монастырях типографии для печатания богослужебных книг и мастерские для изготовления священной утвари и одежды. Необходимо увеличить и число иерокириксов. Сельское духовенство невежественно и бедно. Необходимо умножить число духовных школ в королевстве и улучшить существующие, особенно богословский факультет при афинском университете, где нет полного комплекта профессоров, а некоторые кафедры остаются вакантными в течение продолжительного времени. Вопрос о материальном обеспечении всего греческого духовенства, как высшего, так и низшего, есть вопрос неотложный и чрезвычайно важный. Он успешно может быть решен лишь в том случае, если будет учреждено специальное церковное казначейство; а основать такое казначейство будет не трудно, если государство возвратит церкви некогда конфискованные им монастырские денежные суммы; этих денег церкви будет достаточно и для устранения многих других ее нужд. Далее, необходимо произвести новое разделение епархий на приходы, с целью их уравнения, и лишить гражданскую власть права назначать т. н. церковные советы, заведующие приходскими храмами, предоставив это право епархиальным архиереям. Ненормальным нужно признать и крайнее обилие приходского духовенства, при бедности приходов: необходимо посвящать новых клириков лишь в случае крайней необходимости. Греческий народ по природе религиозен, унаследовав набожность от византийских времен, но эта религиозность иногда осложняется посторонними элементами, порождаемыми невежеством. Необходимо обратить внимание и на просвещение народа, причем одна церковь, без материальных средств, совершенно бессильна выполнить эту трудную и великую задачу: необходимо содействие государства и прежде всего - материальное. Наконец, постройка новых храмов, снабжение их приличною утварью и иконами хорошего письма, водворение благочиния за богослужением, распространение правильных церковно-богослужебных напевов также должны служить предметом попечения церкви и государства. Такие ближайшие задачи деятельности высшей церковной и гражданской власти в Греции завещал минувший век двадцатому столетию.

Литература. 1) Архимандрит Стефан Гианнопул (Γιαννὁπουλος ), Συλλογη τὡν εγχυχλἱων τἡς ἱερἁς συνὁδου τἡς ἑχχλησἱας τἡς Σλλἁδος . ῾Λθἡωαι . 1901. 2) Проф. Е. А. Курганов, Устройство управления в церкви королевства греческого. Казань. 1871. 3) ῾Α. Διομἡδης Κυριαχὁς, ῾Εχχλησιαστιχἡ ἱστορἱα , т. 3. ῾Αθἡναι. 1898.4) ῾Ε. Κυριαχἱδης, ῾Ιστορἱα τοὑ συγχρὁνου ἑλληνισμοὑ, τὁμοι 1-2. ῾Αθἡνα ι. 1892. 5) И. Соколов. Очерки истории православной греко-восточной церкви в XIX веке. Спб. 1902 (и во втором томе «Истории христианской церкви в XIX в.», издание проф. А. П. Лопухина).

Предшественниками Прокопия Икономидиса по афинской митрополичьей кафедре были: Неофит, Мисаил, Феофил, Прокопий I (с 1874 г.) и Герман Каллигас (1889-1896 г.), иерарх очень энергичный и просвещенный.

* Иван Иванович Соколов,
магистр богословия,
доцент Спб. духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 586. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

Остров Эвбея – в Греции в каждом поселке стоят храмы с давней историей на святых намоленных местах.

Православие в Греции является господствующей религией, что официально закреплено в Конституции страны. Оно оказывает во многом определяющее влияние на все стороны жизни современных греков . И это неудивительно – ведь по последним данным официальной статистики, 97% жителей Греции принадлежат к Православной Церкви. Закон Божий включен в общеобразовательную школьную программу Греции как обязательный предмет, а в каждом из греческих университетов имеется факультет богословия.

На Кассандре можно увидеть небольшую церковь Святого Николая на одноименном мысе. Дверь часто закрыта, но из замка торчит ключ. Сюда можно зайти самостоятельно, пожертвовать денег, поставить свечу перед иконой. Церковь всегда опрятна, хотя людей, которые за ней ухаживают, почти невозможно встретить.

Помимо сферы образования Церковь ведет активную социальную деятельность во всех областях жизни, сотрудничая при этом как с государством, так и с различными общественными структурами. Греческая Церковь является весомой экономической силой - ей принадлежит значительное число земельных участков, которые используются под строительство храмов, монастырей, больниц, домов престарелых и других социальных учреждений, либо сдаются в аренду для осуществления социально-полезной деятельности.

Но главная задача Греческой (как и любой Православной) Церкви – приобщение людей к подлинно христианской жизни. Такое приобщение происходит прежде всего в храмах. Найти православный храм в Греции не составит труда, где бы вы ни находились – в мегаполисе (например, в Афинах или Салониках), в небольшом городке или в деревне, на материке или на одном из многочисленных островов. Храмов в Греции множество – зачастую даже в маленьких городках один храм отделяет от другого одна-две улицы. Но даже огромное количество храмов зачастую не вмещает всех прихожан - ведь многие жители Греции регулярно посещают церковные службы.

На острове Закинф на плато под деревней Кери была найдена икона Богородицы Кериотиссы («Свечницы»). Все усилия передвинуть икону оказались бесплодными - ночью она возвращалась на прежнее место. На этом месте была построена одноименная церковь, которую посещает множество паломников.

Помимо праздников, большинство греков придает немалое значение таким церковным таинствам, как Крещение и Венчание. Почти все греки , за очень редким исключением, крестят своих детей. При этом, в соответствии с древней православной традиции , в Греции можно крестить и с именами , которых нет в святцах. Так, например, многие греки носят имя Христос (с ударением на первый слог).

Появление старостильных церковных объединений в Греции было связано с расколом православной Церкви Эллады, произошедшем вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции новоюлианского календаря 10 марта (23 марта) 1924. 10 марта 1924 года Архиепископ Афинский Хризостом (Пападопулос) ввёл в Церкви Греции новоюлианский календарь, очень близкий к григорианскому календарю. По мнению части приверженцев старостильных церквей иерархия Церкви Греции, подчинившаяся этому распоряжению, отпала от Православия в схизму. По мнению других, принявшие новый новоюлианский календарь «лишь» попрал церковные каноны. Хризостом Пападопулос был сподвижником Мелетия Метаксакиса.

Мелетий Метаксакис (1871-1935) был избран Константинопольским патриархом в 1921 году, а затем Александрийским. В 1923 году провёл «Всеправославный конгресс», на котором решено ввести новый календарь. В марте 1924 года новый календарь был введён в Константинопольской и Элладской церквах, 1 октября того же года - в Румынской церкви, а в 1926 году - в Александрийском патриархате.

В первое воскресенье после нововведения многие священники и миряне Греции, не принявшие новшество, собрались и создали представительство Церкви истинно-православных христиан - «Ассоциацию православных», которая в 1926 году была реорганизована под именем «Греческого религиозного общества ИПХ». Движение приобрело много сторонников после знамения Креста на небе, освятившаго храм, праздновавший Крестовоздвижение по юлианскому календарю. Сохранились фотографии, на которых благодаря свету от гигантского Креста в небе видно толпы народа и полицию, приехавшую до того разогнать церковное собрание.

Успенский собор в Эдессе построен во второй половине XIV века и первоначально назывался Софийским. Во времена османского завоевания султан повелел все Софийские соборы сделать мечетями, но власти Эдессы «схитрили» и переименовали собор в Успенский, чтобы уберечь его от этой участи.

13 мая 1935 года из Элладской церкви в Истинно-Православную церковь с покаянием перешли три епископа: Герман Димитриадский, Хризостом Флоринский и Хризостом Закинфский. 11 июня 1935 года три старостильных архиерея были арестованы. Новостильный предстоятель канонической Элладской Православной Церкви Хризостом I (Пападопулос) начал против них судебный процесс. В 1937 году в ИПЦ произошёл раскол на две ветви: флоринитскую и матфеевскую.

Первые воздерживались от категорических суждений о благодатности»/«безблагодатности» новокалендаристов. Вторые сочли действия «новостильных» иерархов достаточным для отпадения от Православия и не признания всех Таинств Элладской Православной Церкви. Несмотря на ведение переговоров с 1970-х годов эти различия привели к появлению своего священства в матфеевской ветви. Один иерарх Элладской Православной Церкви делал заявление, что члены старостильного движения также являются православными христианами.

Туристы и паломники видят разную Грецию. Для одних туристов это живая встреча с программой средней школы раздела «Древняя Греция » с ее мифами , богами и героями, классической архитектурой , и афинской демократией. Для других – восхитительная курортная страна с незабываемым отдыхом, природными красотами, гостеприимным народом и европейским сервисом. Для православных паломников Греция – это совсем другая страна. Православная Греция. Страна проповеди апостола Павла, величия и блеска Византийской империи, борьбы за Православие в период турецкого владычества, и, что особенно приятно, родная нам по Православной вере, где можно спокойно зайти в храм помолиться, посетить великие православные святыни и поклониться им. Страна, принесшая на Русь свет истинной веры.

На Крите есть пещера Аркудоспилио с огромным сталагмитом в виде медведя, стоящий возле ниши с водой. Легенды говорят, что Дева Мария превратила в камень живого медведя, который выпивал всю воду, не оставляя ни капли для местных жителей и монахов.

Православная Греция наполнена святынями, дорогими сердцу каждого православного христианина. Начиная с ареопага, места, где прозвучала проповедь апостола Павла к эллинам и до самых отдаленных островов, где находятся мощи мучеников и преподобных, Греция хранит свою сокровищницу великой истории и современной жизни Христианства. В Салониках почивают мощи великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя воинов и «отечестволюбца» славян, издревле одного из самых любимых и почитаемых на Руси святых. Икона святого великомученика повелением Димитрия Донского перед Куликовской битвой была перенесена из Владимира в Москву, а после победы был установлен особый праздник – Димитриевская родительская суббота – день поминовения погибших воинов. Димитрий – до сих пор одно из самых распространенных имен в России.

На остров Корфу едут к святителю Спиридону Тримифунтскому, одному из 318 отцов первого Вселенского собора в Никее, уже при жизни почитавшегося прозорливцем и чудотворцем. И до сих пор святитель Спиридон неутомимый и ходатай и помощник перед Господом за нас, грешных. Знайте, что приложиться к мощам святителя разрешается только православным христианам. Католикам дозволяется лишь поцеловать раку, где покоятся мощи. Каждые полгода святителю Спиридону меняют одежду и обувь, и каждый раз она сношена.

Потом частицы этой одежды раздают верующим. Множество чудес совершается при обращении верующих к нему за помощью. И помощь эта приходит быстро! Обращайтесь к святителю Спиридону, и он вам обязательно поможет! Но как, побывав у святителя Спиридона, не посетить его земного друга, святителя Николая Чудотворца, который находится неподалеку, в городе Бари! Обязательно нужно побывать! Правда, это уже не Греция, а Италия.

Итак, возвращаемся в Грецию. Нас ждет город Патры , где воздвигнут собор в честь апостола Андрея Первозванного, где находятся его святые мощи и остатки креста, на котором он был распят. Того самого, «Андреевского». Для русских людей встреча с апостолом Андреем – это встреча с покровителем России, с тем, кто принес на просторы Руси свет веры Христовой. В монастыре Мега Спилео находится одна из семидесяти икон, созданных святым апостолом и евангелистом Лукой. Она объемная и вырезана из воска. По преданию именно про нее Богородица сказала «"Да пребудет с ней благодать Того, Кто родился от Меня».

По легенде, в VI веке на Салоники напали враги. Город не взяли, но в плен попали две девушки. Князь захватчиков приказал им вышить ему святого Димитрия, покровителя города. Девушки со слезами взялись за работу. Закончив образ, они помолились святому, и он спас их, перенеся в храм Салоник.

На острове Эвбея пребывают мощи святого Иоанна Русского. Чудо не только в том, что по молитвам этого праведника совершаются многочисленные чудеса и исцеления, но и в том, что греки почитают его наравне с другими величайшими святыми. А они обычно не очень охотно это делают. Паломничество к святому праведному Иоанну Русскому – это посещение того, кто и своей жизнью явил великий христианский подвиг, и после смерти не оставляет своего служения людям . Иоанн Русский помогает всем просящим его помощи.

Небесные монастыри Метеоры воочию дадут нам представление о соединении чуда природной красоты с чудом монашеского подвига на пути стяжания Духа Святаго. И, конечно же, святая гора Афон . Ворота Неба. Святая гора, удел Царицы Небесной. И еще. В каждом селе есть храм. Действующий. Посещаемый. Любимый. Так у них принято. Так они живут. И это пример для нас, живущих в России. Паломничество в Грецию необходимо совершить для того, чтобы увидеть, как живет христианский народ, для которого Православие – не только поход в церковь три раза в году – На Крещение, на Вербное и на Пасху, а повседневная реальность жизни, без которой немыслимо само его существование.

— страна победившего православия. Действительно, как еще можно назвать страну, где 98% населения единоверцы — ортодоксальные христиане, а православие — государственная религия, статус которой закреплен в Конституции страны? Единственная официально православная страна в мире, население которой никогда не отходило от веры, а наоборот, выстрадало свое право быть христианами. Современная Эллада — наследница христианских традиций Византийской империи. Элладская Православная Церковь (Ελληνική Ορθόδοξη Εκκλησία) — одна из самых многочисленных и влиятельных церквей среди своих единоверцев в мире.

Именно на территории Греции находится единственная в мире православная монашеская республика Афон. Святая гора известна как земной удел Пресвятой Богородицы. В монастырях Афона сохранилась в чистом виде православная вера, унаследованная от великой Византии.

История христианства на земле эллинов тесно связана с Первоверховным апостолом Павлом, который своей проповедью привел к вере многочисленных местных язычников. На острове Родос есть бухта, названная в честь апостола Павла, в которой по преданию высадился пламенный проповедник. Иоанн Богослов написал одно из самых важных и загадочных произведений — Апокалипсис (Откровение) на острове Патмос. Греки чтят и хранят память о своей православной истории.

Отношения между государством церковью и народом

В Греции церковь не только духовный институт, но и авторитетная государственная и общественная организация. Важные религиозные праздники в стране имеют статус , отмечаются грандиозно, с оркестрами, маршами, крестными ходами. Главным православным праздником, конечно же, является Светлое Христово Воскресение. отмечают в течение нескольких дней собираясь большими семьями за общим столом с традиционным . Таинство крещения, как правило, предваряет запись в свидетельстве о рождении, а брак без венчания не признается юридически.

Священники в Греции находятся на обеспечении у государства, получая зарплаты. Кроме своих прямых духовных обязанностей, каждый служитель церкви имеет и общественную нагрузку. Это могут быть как занятия с подрастающим поколением, так и благотворительная деятельность. В маленьких деревенских храмах после воскресной службы могут устраивать совместные с паствой посиделки с . Общение священнослужителей и прихожан тесное и доверительное — клирики пользуются глубоким уважением у греков.

Греческий православный храм

Греческий храм в архитектуре

В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом». Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов. Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος - это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.

Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.

Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный. Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера. Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над самым центром вверху расположен полусферический купол.

Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями. Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест. Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.

Особенности греческого храма

При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.

Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια - по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением. Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.

Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.

Поведение в греческом храме

Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.

В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля. Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.е можно поставить свечи за упокой.

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на — главный христианский праздник. Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским. Теперь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря. Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка (кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия (σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Иерархия Элладской Православной Церкви

В Элладской Церкви духовная иерархическая цепочка отличается от привычной в РПЦ и выглядит вот так:

Патриарх — архиепископ — митрополит — епископ.

Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος) является главой Священного Синода. Избирается исходя из положений Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года Священным Синодом. В число кандидатов на избрание входят все действующие греческие митрополиты — епархиальные архиереи. По истечении пяти дней после избрания президент Греции должен издать указ о его признании, и затем совершается чин возведения на кафедру — интронизация.

Священный Синод Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) — считается высшей властью в Элладской Церкви. В Священный Синод входят все епархиальные архиереи, имеющие сан митрополитов и назначенные правительством республики. Для вопросов, связанных с общецерковным управлением повседневного характера был специально создан Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), в который входит Архиепископ и двенадцать митрополитов.

Элладская Православная Церковь включает в себя: 81 епархию, причем 30 из них относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата номинально. Епархии острова Крит, архипелага Додеканес и монашеская республика Афон прямо относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, поэтому частью Элладской Церкви не считаются.

Греческие храмы. Фото

Паникадила

При одном только упоминании о Греции, в голове всплывает множество ассоциаций о великих философах, открытиях, словах, проникших во все языки мира, мифах и древнегреческих богах, знакомых каждому со школьной скамьи.

Греки известны не только своим жизнелюбием, но и глубокой верой, почитанием традиций. Они называют себя потомками великой Византийской культуры, в большинстве своем исповедуют Православие.

Православными христианами себя признают более 90 процентов коренных жителей.

Греческая Конституция называет христианство государственной религией, при этом оставляя право выбора вероисповедания самим гражданам, исключая возможность ведения миссионерской деятельности.

Представители разных конфессий мирно соседствуют друг с другом. Значительная часть мусульман сосредоточена на Родосе, на Эгейских островах часто встречаются католики, есть в стране протестанты, иудеи и те, кто продолжает веру древних греков в богов Олимпа.

В большинстве своем главенство Зевса, верховного Божества, признавалось греками до первого столетия н.э.

Основы христианской веры заложены с апостольских времен. Проповеди апостола Павла обратили многих греков в Православие, тогда активно стали создаваться общины христиан.

Им посвящены пять посланий, входящие в Новый Завет. . Кстати древнейшие рукописи Евангелия найдены на греческом языке.

К началу пятого века Греция стала относится к патриархату Константинополя Византийской империи, период просветительства отмечен деятельностью создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия и святителя Григория Паламы.

Затем наступил период тяжелых испытаний, когда греческие земли находились под властью турок.

После того, как османские султаны захватили власть, на протяжении четырехсот лет христиане подвергались жесточайшим гонениям.

Тогда именно церковь помогла сохранить язык и традиции Греции. Монахами были организованы тайные школы, где учеников обучали по ночам. Освободиться от ига удалось только в 19 веке, тогда же Греческая церковь получила независимость. На Святой горе Афон была организована «монашеская республика».

Религиозные праздники



Элладская (или Греческая) Православная Церковь объединяет 81 епархию, в её составе находится 200 монастырей.

Она называется автокефальной, то есть никому не подчиняется.

Официально церковь и государство разделены, но церковная традиция присутствует во всех сферах жизни греков.

Для школьников предусмотрены специальные курсы, посвященные религиозным вопросам, каждый день в любом учебном заведении (школе или ВУЗе) должен начинаться с молитвы, читаемой преподавателями и учащимися.

Священники активно участвуют в общественной жизни, присутствуют практически на всех торжествах.

Церковь влиятельна в отношении государственных институтов. Политические решения всегда получают одобрение или неодобрение православных иерархов. И никто не противится такому сотрудничеству.

В основной календарь государственных праздников включено много религиозных торжественных дат:

  • Великому посту предшествует греческая масленица (Апокриес), сопровождаемая карнавалами.

  • Пасха считается самым главным торжеством. Она называется ламбри, то есть свет.

    В этот день верующие зажигают свечи, с которыми выходят на улицы и площади, раздается грохот фейерверков и звон колоколов, разносящий радостную весть о Воскресении Христа.

    Неповторимая атмосфера охватывает всю страну. Подготовка к празднику начинается за неделю. В четвтерг многие семьями приходят в церкви, принося букеты цветов.

    В пятницу по городам проходят эпитафиос – шествия с украшенной Плащаницей.После пасхального Богослужения кушают магиритсу, а с утра принято катать крашенные яйца по поверхности стола. Чьё уцелеет, у того предстоящий год сложится хорошо.

  • праздник Успения Богородицы именуют летней Пасхой или Кимиси тис Фиотоку, в этот день никто не работает.

  • Греки почитают Святителя Николая , 6 декабря устраивая процессии к морю с чтением молитв.

  • Рождество Христово отмечается 25 декабря, в это день принято украшать дом, а на стол подавать голубцы, как символ обернутого в пеленки Христа.

В каждой греческой семье особое значение придают совершению таинств, воскресным службам, посещаемым всем вместе.

Венчание в церкви равнозначно (и даже предпочтительнее) заключению гражданского брака. А если грек проходит мимо монастыря или храм, он обязательно совершит крестное знамение.

Вдоль автодорог часто можно увидеть строения в виде храмов или комнаток с лампадой и иконой внутри, их называют проскинитариями, устанавливая на скорбных местах гибели людей.

Греки очень религиозны, поэтому храмы и монастыри встречаются в больших городах и уютных деревушках.

Они сливаются в единый архитектурный ансамбль, поднимаясь от земли белокаменными или кирпичными стенами, упираясь золотом крестов и блеском куполов в бездонное, голубое небо.

Греческие святые места

Знатоки Древней Греции приезжают в страну, чтобы увидеть музейные экспозиции и известный Парфенон , туристы выбирают пляжи, чтобы отдохнуть от суеты и понежиться на солнце.

Паломники стремятся соприкоснуться с теми местами, откуда Православие пришло на русскую землю, найти уединение и совершить молитвенное прошение.

Греческие служители церкви лояльно относятся ко всем прихожанам: и к тем, кто укрепляется в вере, и к тем, кто делает первые шаги. Они всегда дружелюбны и приветливы.

В храмах действуют более лояльные правила: разрешается сидеть, для этого установлены специальные стулья, а женщинам дозволяется появляться в брюках и без платка на голове.

При этом слишком вольный наряд сочтут за неуважение. Внешнее греки не ставят в приоритет, для них главное внутренняя сила веры и молитвы.

Солнечная страна пропитана духом Христианства и богато украшена древними храмами и обителями:

    • Афон называют уделом Пресвятой Богородицы. Святая Гора открыта для паломников, но доступ женщин на неё запрещен.

    • Метеоры в Фессалийской равнине представляют собой потрясающее зрелище.

      На каменных столпах, вырастающих из земли, устроены монастыри. На этом месте на крутых уступах скал, в недоступных пещерах селились иноки.

      Их стали называть висящими между небом и землей. В 14 веке образовался монастырь на вершине каменной глыбы, за пять столетий их число превысило 20. На сегодня действующими остались шесть: два женских и четыре мужских.

      Сначала насельники поднимались и спускались по веревочным лестницам, путь был опасным и очень тяжелым, затем стали использовать сети, только к середине 20 века были вырублены ступени в скалах.

    • Остров Родос славится своими Святынями. Женщин, желающих стать мамами, привлекает монастырь с образом Божией Матери Цамбики.

    • Остров Корфу хранит мощи Святителя Спиридона Тримифунского. К нему обращаются за помощью в разрешении жилищных вопросов. Раз в шесть месяцев Святителя переодевают, а частицы изношенной одежды раздают верующим.

В православном мире Греческая, или, как её принято называть, Элладская церковь является третьей по числу своих последователей и одной из самых влиятельных. В то же время Греческая республика стала единственной страной, конституционно закрепившей православие в качестве государственной религии. В жизни её общества церковь играет важнейшую роль, а вера исторически стала неотъемлемой частью культуры.

Вера, утверждённая законом

В религиозном и культурном отношении современная Греция по праву считается наследницей Византии. Из 11 млн её жителей, 9,4 млн человек принадлежат к Элладской Православной Церкви, во главе которой стоит архиепископ Афинский. Кроме того, значительное количество граждан (по некоторым данным, около 800 тыс. человек) являются последователями так называемых старостильных православных церквей, использующих в своём богослужении Юлианский календарь.

Основная религия Греции ─ православие ─ опирается не только на многовековые традиции, но и на целый ряд законодательных актов, принятых в последние десятилетия. Например, брак не признаётся законным без обряда венчания. Большинство церковных праздников имеют статус общегосударственных, а профессиональные принято отмечать во дни памяти святых, являющихся небесными покровителями данного рода занятий. Ввиду того авторитета, который имеет в Греции православная церковь, крещение считается обязательным, а именины являются более веским поводом для торжества, чем день рождения. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию указывается в особой графе паспорта.

Начало христианизации Эллады

Из Нового Завета известно, что свет христианской веры в I веке принёс на Греческую землю первоверховный апостол Павел. До его появления в этих краях государственной религией Греции было язычество, и жители страны, имевшей богатейшее культурное наследие, оскверняли себя идолопоклонством. Многие годы святой благовестник провёл среди них, проповедуя учение Христово.

Греки весьма живо воспринимали новое для них учение, и во многих районах, где проповедовал апостол Павел, после его ухода оставались созданные им христианские общины. Именно они впоследствии дали толчок к распространению Христова учения по всему европейскому языческому миру.

Последователи первоверховного апостола

Свой вклад в христианизацию Эллады внёс и святой евангелист Иоанн Богослов, трудившийся там вместе со своим учеником Прокопием, также впоследствии канонизированном православной церковью. Основными местами их проповеднической деятельности стали город Эфес и остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря, где было написано знаменитое «Откровение Иоанна Богослова», известное также под названием «Апокалипсис». Кроме того, достойными продолжателями дела, начатого апостолом Павлом, явились святые Варнава и Марк.

Однако, несмотря на все апостольские труды, Греция ещё в течение трёх столетий оставалась языческой, и христиане подвергались жестоким гонениям, лишь изредка сменявшимся периодами относительного затишья. Православие восторжествовало в ней лишь в IV веке, после возникновения Византийской империи.

Вера, сохранившая нацию

С этого времени православная религия Греции получила общегосударственный статус, следствием чего стало появление многочисленных храмов и основание целой сети монашеских обителей. Тот же исторический период был отмечен бурным всплеском богословской мысли и утверждением организационной структуры церкви.

Общепризнано, что именно благодаря религии Греция сумела сохранить свою национальную самобытность в годы турецкого владычества XV-XIX вв. Несмотря на все попытки насильственной исламизации, жители Эллады сберегли свою веру, которая помогла им пронести сквозь годы османского ига культурное наследие прошлых веков, свой язык и традиции. Более того, многие исследователи склонны полагать, что в тот период лишь благодаря церкви греки не исчезли с лица земли как нация.

Земной удел Пресвятой Богородицы

Греция стала родиной многих святых, почитаемых во всём христианском мире. Достаточно назвать лишь такие известные имена, как великомученик Димитрий Солунский, святители Григорий Палама и Нектарий Эгинский, святая Параскева-мученица и ряд других угодников Божиих, оставивших заметный след в истории православия. Многие из них местом своего служения Богу избрали святую гору Афон, признанную земным уделом Пресвятой Богородицы.

Именно Ей Священное Предание приписывает заповедь, запрещающую женщинам посещать расположенные там монастыри. Любопытно, что сохранение этого правила, соблюдаемого на протяжении 2 тыс. лет, входило в число условий, выдвинутых Греческой Республикой при вступлении в Евросоюз.

Особенности религии греков

Несмотря на то что у Русской и Греческой церквей одна общая вера, между ними существуют некоторые отличия сугубо обрядового характера. Например, богослужения в греческих храмах короче, чем в русских, и их отличает нарочитая простота. Исповедовать прихожан могут не все священники, а только иеромонахи, причём сама исповедь не совершается во время литургии. В церковном хоре поют только мужчины. Храмы открыты круглосуточно, и женщинам вход в них разрешён без головных уборов. Есть также отличия и в облачении священников.

В наши дни религия Греции не ограничивается лишь православием. По статистическим данным, в стране сегодня насчитывается 58 тыс. католиков. Кроме того, протестантизм в Греции исповедуют 40 тыс. человек. В стране также насчитывается около 5 тыс. иудеев, проживающих главным образом в Салониках. Имеются также представители этнической греческой религии (политеизма) ─ около 2 тыс.

Пятидесятники ─ кто они, чем опасны и каковы их особенности?

В настоящее время в Греции, как и во всём мире, немалой популярностью пользуются различные мистические учения. Наиболее распространённым среди них является Пятидесятничество. Религией это течение назвать нельзя, поскольку по ряду характерных признаков оно представляет собой секту. Отколовшись в начале XX века от протестантской церкви Америки, пятидесятники с тех пор исповедуют собственное учение, по ряду вопросов расходящееся с христианской догматикой, и практикуют совершенно чуждые церковным канонам обряды.

Особый упор члены секты делают на так называемое Крещение Святым Духом ─ обряд, в основе которого заложена христианская догма о сошествии Святого духа на апостолов, но имеющий форму, глубоко чуждую церковной традиции. Заключается он в том, что во время молитвенных собраний все присутствующие приводятся в состояние транса, при котором теряют ощущение реальности и начинают издавать бессвязные звуки (глоссолалии), близкие по своему фонетическому строю к человеческой речи, но лишённые всякого смысла.

«Неведомые языки»

Этим обрядом пятидесятники воспроизводят эпизод, приведённый в первой главе книги «Деяния святых апостолов», автором которой принято считать евангелиста Луку. В ней описывается, как в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа на Его учеников, собравшихся в Сионской горнице в Иерусалиме, снизошёл Святой Дух в виде огненных языков, после чего они обрели дар, проповедуя Слово Божье, говорить на неизвестных им ранее языках.

Члены секты полагают, что в процессе совершаемого ими обряда они получают дар, сходный с тем, который был ниспослан апостолам при схождении на них Святого Духа. Доказательством, по их мнению, является, упомянутые выше глоссолалии, которые сектанты выдают за непроизвольную речь на неведомых никому языках.

Обряды, ведущие к помешательству

Сразу отметим, что специалисты неоднократно проводили исследования этого феномена и пришли к заключению, что глоссолалии не только не являются речью на каком-либо из современных языков, но даже не имеют сходства ни с одним из умерших. В свою очередь медики находят в них многие черты, соответствующие симптомам ряда психический заболеваний, что всеми силами пытаются опровергнуть пятидесятники.

Кто они, чем опасны и почему их секта считается деструктивной ─ вопросы, неоднократно освещавшиеся в средствах массовой информации. Резкая критика обрядов, совершающихся во время молитвенных собраний, звучала как со стороны медиков, подчёркивавших их отрицательное воздействие на человеческую психику, так и со стороны представителей официальной Церкви, приписывающих глоссолалии воздействию сатанинских сил.

Благочестие и непротивление злу

В обыденной жизни пятидесятники придерживаются «учения о благочестии», проповедуя отказ от наркотиков, алкоголя, курения и азартных игр. Они являются ревностными поборниками семейных устоев и добросовестного отношения к труду.

Традиции, принятые в среде пятидесятников, предписывают им следовать доктрине о «непротивлении злу насилием». В связи с этим многие из них отказываются служить в армии и вообще брать в руки оружие. Такая позиция находит отклик среди жителей разных стран мира, и благодаря этому число последователей секты пятидесятников с каждым годом увеличивается.

Веротерпимость, ставшая национальной чертой

В предыдущих разделах статьи упоминался период османского господства в Греции, в результате чего, начиная с XV века, она стала границей, разделявшей христианский и мусульманский миры. Несмотря на то что события тех далёких времён стали достоянием истории, их отзвуки слышны и поныне. Сегодня на территории страны (главным образом в Западной Фракии) проживает около 250 тыс. мусульман, и хотя от общего числа жителей они составляют незначительный процент, исламский фактор в Греции продолжает играть весьма существенную роль.

В своей повседневной жизни греки, как и все прочие люди, заняты решением обычных житейских проблем. Но системой религиозных праздников, постов и регулярных богослужений Церковь помогает им возвыситься над обыденной суетой и не позволяет забыть о вечности, ожидающей каждого из людей за порогом смерти.

Воспитанные в православной вере, они проявляют сочувствие и к представителям других религий, поэтому население Греции всегда отличалось веротерпимостью. Среди них испокон века было принято уважать чужой выбор и не ограничивать гражданские права иноверцев.

Публикации по теме