Гоголь невский проспект краткое.

Два молодых человека - поручик Пирогов и художник Пискарев - ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на ее счет самую романтическую влюбленность. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещенного четырехэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся еще три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с ее глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу.

Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у нее в доме. Пораженного Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но ее куда-то увлекают, Пискарев тщетно ее ищет по комнатам и… просыпается у себя дома. Это был сон!

Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грезах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? - думает он, очнувшись. Он найдет ее и женится на ней! Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и - о чудо! - именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку ее лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеется над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате.

Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.

Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить свое любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.

В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует ее, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова - высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился.

Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все - именно таково...

Ряд произведений, написанных Гоголем в период 1830-1840 годов, собраны в сборнике «Петербургские повести». Объединяет их не только тема «маленького человека», но и общее место действия - Петербург. Одно из произведений - «Невский проспект», краткое содержание повести рассмотрим в этой статье.

Критический реализм в произведениях Гоголя

В «Петербургских повестях» автор выразил свои впечатления, вызванные жизнью в Петербурге. Все произведения связывает общая проблематика - власть денег и чинов. Также всем повестям сборника присущ и типичный персонаж - разночинец. Ведущий пафос произведений - разоблачение несправедливости и разрушающей силы денег. Повести правдиво воссоздают картину Петербурга того времени. В этих произведениях Гоголь обращается к приему крайнего контраста. В «Невском проспекте» автор показал шумную толпу людей различных сословий, безумную роскошь меньшинства и ужасающую бедность большинства, разлад между возвышенной мечтой и пошлой действительностью. Контрастность Петербурга и двуличность большого города стали основными темами повести «Невский проспект».

Написана она в 1834 году, опубликована впервые в «Арабесках» в 1835. Гоголь создал в повести сплав социально-бытовой сатиры и лирики. Всей мощью таланта автор рисовал российскую действительность, лелея при этом мечту о прекрасном будущем своей страны. Тем самым Гоголь, по сравнению с предшественниками, поднял критический реализм на новую, высшую ступень. Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Невского проспекта», следует более подробно остановиться на главных действующих лицах.

Поручик Пирогов

Он недавно получил чин и очень им гордится: «вы не заметили, верно, я офицер». Молодой человек принадлежит к среднему классу: «есть офицеры», составляющие «средний класс общества». Со своим приятелем Пискаревым поручик общается из корыстных побуждений: «поощрял художника» оттого, что ему хотелось видеть свою «мужественную физиономию» на портрете. Пирогов думал о себе «с самодовольною и самонадеянною улыбкою» и считал себя обаятельным мужчиной, перед которым не может устоять ни одна женщина: «он не мог понять», что ему можно «противиться», потому как «любезность» и «блестящий чин» давали «право на внимание».

В «Невском проспекте» Гоголь характеризует Пирогова так, как это делали люди, принадлежавшие к кругу поручика: он был «ученым и воспитанным». Они, как известно, «хвалят Булгарина», «не пропускают ни одной лекции». Но наш поручик «имел множество талантов»: «декламировал стихи», умел «рассказать анекдот», «поговорить об актрисе». Пирогов говорит дамам пошлые комплименты, а уверен, что это любезность. Он хвастлив и рассказывает товарищам о том, чего нет на самом деле - об интрижке с немкой. Гордится Пирогов и своей красотой: «раскланявшись», показал «красоту своего стана». Наглый и бесчестный поручик пытается соблазнить замужнюю женщину, «несмотря на то, что немка» дает «явный отпор». После того как ее муж и его приятели избивают наглого поручика, он чувствует себя еще и оскорбленным незаслуженно, хотя сам вел себя бесстыдно. «Сибирь и плети» посчитал «самым малым наказанием» для них.

Художник Пискарев

Еще один главный герой «Невского проспекта» - молодой художник «во фраке и плаще», «тихий, скромный» и по-детски «простодушный». Доверчивого и наивного художника приятель Пирогов называет «простофиля и простак». Пискарев - «добрый», «застенчивый», толкующий «о своем предмете» и не заботящийся «об излишнем». Он не только «с истинным наслаждением» трудится и «любит тихо» то, чем занимается, но и имеет «в себе истинный талант». Он способен на непорочные чувства, и мысли его «чисты, как у ребенка».

Пискарев настолько погружен в свое творчество, что отвечает часто невпопад и не смотрит человеку в глаза. Он глубоко одинокий человек, на похороны к нему никто не приходит, даже Пирогов. Однажды он видит прекрасную незнакомку, ему она кажется настоящим божеством, но он, к своему ужасу, узнает, что она работает в публичном доме. На этом романтик Пискарев не останавливается и предлагает развратной девице выйти за него замуж, на что та отвечает отказом. Мечтатель Пискарев не выносит этого и через четыре дня умирает. Безответная страсть приводит Пискарева к трагической гибели.

Прогулка по Петербургу

Повесть «Невский проспект» (краткое содержание поможет быстро вспомнить сюжет) начинается с того, как молодые люди - Пискарев и Пирогов - прогуливаются по Невскому и ухлестывают за одинокими дамами. Художник Пискарев, лелея романтические мечты, следует за брюнеткой. Они доходят до четырехэтажного дома и заходят в комнату, где находятся еще женщины, весь вид которых подсказывает Пискареву, что находится он в публичном доме. Прелестный облик той, за которой он последовал, никак не увязывается ни с этим злачным местом, ни с ее пошлыми разговорами. Пискарев в ужасе выбегает на улицу. Дома молодой человек долго не может успокоиться. Только он заснул, как пришел слуга и сообщил, что за ним прислали карету - та самая дама, у которой он только что был, просит немедленно приехать к ней.

Сны художника

Пораженного молодого человека привезли на бал, и среди танцующих он увидел свою избранницу, которая прелестнее всех присутствующих дам. У них завязался разговор, но девушку куда-то позвали. Пискарев ищет ее по всем комнатам, но безуспешно. В отчаянии он просыпается… у себя дома. Это всего лишь сон. Молодой человек теряет покой, желая видеть ее хотя бы во сне, он прибегает к опиуму. Однажды он видит себя в своей мастерской с палитрой в руках, а она - его жена - стоит рядом. Проснувшись, он решил разыскать ее во что бы то ни стало. Пискарев поехал в нужный дом, дверь открыла именно она, с премилой улыбкой сообщив, что, несмотря на поздний час (два часа дня), она спала, так как привезли ее только утром совершенно пьяной.

Краткое содержание «Невского проспекта» дает представление о том, как мечтатель Пискарев пытался вразумить семнадцатилетнюю красавицу. Он рассказывал молодой девушке о пучине разврата, в который она погружена. Рисовал ей картины семейной жизни. Но красавица с презрением отказала ему. Отчаявшийся художник бродит по городу. Вернувшись домой, запирается у себя. Через неделю его находят с перерезанным горлом. Беднягу хоронят на Охтинском кладбище, а на его похоронах нет приятеля Пирогова, поскольку тот и сам влип в историю.

Наказание за любовь

Увязавшись в тот же вечер за блондинкой, Пирогов оказался в квартире некоего жестянщика. Тот, будучи тогда пьяным, просит своего друга сапожника отрезать ему нос сапожным ножом. Пирогов, помешавший им исполнить свои намерения, спешно ретировался. Вернувшись сюда утром, чтобы разыскать прекрасную незнакомку, он узнал, что красавица-блондинка - жена сапожника. Пирогова это не останавливает. Он заказывает жестянщику шпоры, а сам не сводит с прелестницы глаз, возбуждая в ее муже ревность. В воскресенье, когда сапожника не оказалось дома, Пирогов танцует с его женой, целует ее. И в этот самый момент возвращается супруг со своим другом жестянщиком и со столяром Кунцом.

Сюжет повести «Невский проспект» принимает неожиданный поворот: пьяные и рассерженные ремесленники схватили поручика Пирогова и сотворили с ним нечто грубое и невежливое, что у автора нет даже слов, чтобы «описать это действо». Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная цензурой, позволила узнать, что Пирогова высекли! Он вылетел из дома в бешенстве, грозя обидчикам плетью и Сибирью. Однако, зайдя по дороге в кондитерскую, съев пирожных и почитав газету, поручик охладился, а вечером, отличившись на танцах, совсем успокоился. Странное происшествие, но под неверным светом фонарей все именно так. Словно зажигают лампы для того, чтобы «показать все в ненастоящем свете». Такими словами и заканчивается повесть Гоголя «Невский проспект».

Невский проспект - жизненная артерия Петербурга: главная улица города, протяжённая через весь её центр. Связующее звено всех улиц и то место, куда стекаются горожане всякого возраста и сословия в любой час дня и ночи. Себя показать - посмотреть других, завести деловые знакомства, встретить свою любовь или просто найти себе развлечение по душе.

Однажды два молодых мужчины- художник Пискарев и поручик Пирогов - отправились на Невский, чтобы поглазеть на барышень и найти достойных своего внимания. Их привлекали прежде всего одинокие дамы, не спеша прогуливающиеся мимо. Художник увлёкся брюнеткой, охваченный возвышенными романтическими чувствами. Оказавшись на Литейной, около четырёхэтажного дома с множеством горящих окон, они поднимаются на самый верхний этаж и оказываются в комнате. В ней Пискарёв видит трёх других женщины. Они выглядят так вульгарно, что с ужасом Пискарев понимает, что оказался в публичном доме. Возвышенный образ его избранницы не мог навести на мысль, что развязка окажется именно такой. Художник начинает замечать, что прекрасная брюнетка и говорит довольно пошло и глупо. Потрясённый молодой человек убегает прочь, в черноту улицы.

Дома сон никак не шёл к нему, он то начинал дремать, то просыпался, то снова начинал дремать. Вдруг кто-то постучал в дверь. Он открыл её и увидел богато одетого лакея. Тот сообщил, что его зовёт к себе дама, у которой он изволил недавно быть, и что она прислала карету за ним. Она пожелала, чтобы художник был у неё тот час. У Пискарева новое потрясение. Но он не отказывается исполнить волю дамы и отправляется... на бал. Его новая избранница снова поражает его своей исключительной красотой. Они начинают разговаривать, но вскоре её куда-то зовут. Она уходит. Пискарев напрасно ищет её в коридорах и комнатах дома. Волнение охватывает его, но оказывается, что он уже не на балу, а у себя дома. Он понял, что проснулся ото сна в буквальном смысле.

Пискарёв не находит себе места с той ночи, желая хоть раз ещё увидеть возлюбленную хотя бы в прекрасном сне. Явь переплетается со сном из-за опиума, который начинает принимать художник. В своих грёзах он снова с незнакомкой и снова счастлив. Уже он нафантазировал, что она ему жена и находится возле него в его мастерской, где он рисует с палитрой в руках. Как прекрасно, как хочется теперь Пискарёву, чтобы сон осуществился! Он решает найти свою даму и жениться на ней.

Пискарев едва находит тот самый дом. И дверь открывает ему его любимая красавица. Уже два часа дня, но она только что проснулась, потому что только в семь утра приехала откуда-то. Вернее, уточняет она, её привезли совсем пьяной. Между тем художнику известно, что ей всего лишь семнадцать лет, и он начинает увещевать красавицу о том, что она в опасности - погрязла в разврате, тогда как могла бы жить счастливой, полной праведных дел семейной жизнью. В ответ он слышит презрительный смех! Ни минуты не сомневаясь, она отказывает ему во взаимности. Пискарев в полном отчаянии убегает, долго бродит по улицам Петербурга, а возвратившись домой, закрывается в комнате.

Спустя неделю о нём вспоминают, взламывают дверь и находят несчастного с перерезанным горлом. Он оказался жертвой собственных иллюзий и сам решил свою судьбу при помощи бритвы. Хоронят несчастного романтика на Охтинском кладбище. Однако Пирогова, его приятеля, на похоронах не оказывается. Мы узнаём о том, что поручик и сам за прошедшее время успел попасть в историю.

Преследуя понравившуюся ему на Невском проспекте блондинку, он оказывается в квартире жестянщика Шиллера. Тот находится в сильном опьянении и просит такого же пьяного сапожника Гофмана помочь ему отрезать... нос! Да ещё сапожным ножом. Пирогов пытается остановить пьяное безобразие, но встречает в ответ грубость и убегает. Но решает, вернувшись утром, снова увидеть свою блондинку и вступить с ней в любовную связь. Он рассматривает это как приключение. Однако девушка являлась женой Шиллера. Чтобы добиться цели, он делает заказ жестянщику, чтобы тот изготовил ему шпоры. Муж явно ревнует, но от заказа не отказывается.

В воскресенье, в отсутствие Шиллера, поручик флиртует с его женой и во время танца целует её. Эту картину застают Шиллер, явившийся с другом Гофманом и ещё одним свидетелем - немецким столяром Кунцом. Они снова пьяны, и их гнев обрушивается на Пирогова. Они хватают поручика грубо высекают его. Об этом позоре можно лишь догадаться по описанию автора. Подтверждение этого действия осталось только в черновых записях писателя. Опозоренный поручик бежит из дома Шиллера, но по дороге заскакивает в кондитерскую и там за поеданием пирожков и чтением газеты успокаивается. Будучи человеком лёгкого нрава, вечером он окончательно избавляется от отрицательных эмоций, станцевав на балу мазурку.

  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

«Невский проспект» – один из первых образцов характерного для Гоголя «смеха сквозь слёзы». Эта повесть состоит из двух частей, историй влюблённости двух противоположных по характеру молодых людей – художника Пискарёва и поручика Пирогова. Хотя «Невский проспект» – небольшое произведение, написанное в довольно лёгком тоне, здесь уже хорошо заметны мотивы трагизма бытия и тщетности человеческих надежд, преобладающие в позднем творчестве Гоголя.

Гоголь. Невский проспект. Аудиокнига

Возвышенный, одухотворённый художник Пискарёв случайно видит вечером на Невском проспекте красивую черноволосую девушку, которая напоминает ему Перуджинову Бьянку. Вне себя от страсти художник бежит за этим ангельского вида существом – и приходит вслед за ним в притон проституток. Его прекрасная дама оказывается одной из них. Потрясённый Пискарёв спешит уйти домой, но воображаемый чистый образ преследует его и там. Надолго впав в нервное расстройство, начав принимать опиум, Пискарёв грезит, что встреченная им незнакомка на самом деле – знатная особа, которой лишь зачем-то потребовалось на время притвориться жрицей любви. Он решает вырвать свою богиню из гнезда разврата, вновь находит тот самый притон и предлагает своей даме начать с ним честную жизнь. Но его самопожертвование встречает лишь циничные насмешки. Вернувшись к себе, Пискарёв кончает жизнь самоубийством.

В те же дни собственный женский идеал – легкомысленного вида блондинку – встречает на Невском проспекте знакомый Пискарёва, недалёкий и сальный поручик Пирогов (см. его описание в повести). Бравый офицер преследует блондинку по проспекту до квартала мастеровых, не смущаясь, врывается за ней прямо в квартиру, но обнаруживает там мужа своей пассии – пьяного жестянщика-немца Шиллера. Пирогов ретируется, но на следующий день приходит к Шиллеру заказывать шпоры, а потом и ножны к кинжалу. Делая всё новые заказы, Пирогов тайно продолжает домогаться жены жестянщика. Застав её однажды одну, он едва не добивается своей сокровенной цели, но в решительный момент домой возвращается Шиллер с двумя другими нетрезвыми немецкими приятелями. Они втроём жестоко колотят Пирогова.

Две составляющие содержание «Невского проспекта» истории – трагическая и смешная – объединены у Гоголя общим мотивом неисполненности заветного желания. Образы пошлого Пирогова и приподнятого над всем земным Пискарёва не столько противопоставляются друг другу, сколько рельефнее друг друга оттеняют. «Невский проспект» пронизан ощущением близости возвышенного и мелкого, драматического и смешного, – тем ощущением, которым гоголевское творчество затем с годами проникается всё сильнее.

По Невскому проспекту гуляют двое молодых людей, попутно ухлестывая за одинокими девушками. Один из них, Пискарев, замечает красивую брюнетку и следует за ней. Они проходят до улицы Литейной. Она заходит в дом, в котором поднимается на четыре этажа вверх и видит там еще нескольких девушек. Он быстро понимает, что очутился в публичном дому и мгновенно покидает его.

Ему было тяжело понять, что та прекрасная леди, на которую у него были абсолютно романтические надежды, оказалась распутницей.

Он пошел домой, где очень долго не мог успокоить себя, но как только спокойствие было на его стороне, в дверь позвонил лакей, который сказал ему, что та дама у которой он был совсем недавно, зовет его на бал. Пискарев собирается и приезжает на праздник. Самая прекрасная женщина которую он видел, была та самая девушка, которую он встретил на улице. Но вскоре он теряет ее из виду и больше не может ее найти. Пискарев просыпается и понимает, что это был сон.

Пискарев грезит юной особой. Он пытается отыскать ее в своих снах, погружаясь в них все глубже от опиума. Он решился зайти в тот дом, в который она первый раз его привела и заводит с ней разговор о прекрасной семейной жизни. Ее это совершенно не привлекает, она смеется над ним. Пискарев уходит в гневе и презрении и запирается у себя дома.

Его находят спустя семеро суток, в своей комнате с перерезанным горлом и хоронят на Охотинском кладбище. Его друга тоже настигла плачевная история.

В тот же день, когда Пискарев встретился с брюнеткой, Пирогов проследовал за блондинкой. Прогулявшись за ней, он приходит в дом Шиллера, жестянщика, где происходит очень странное действие. Шиллер просит Гофмана, сапожника, отрезать ему нос. Пирогов уходит, чтобы не попасть в пьяную драку, тем более он понимает, что блондинка, жена жестянщика. Пирогов заказывает шпоры.

В выходной Пирогов приходит к госпоже Шиллер, он неплохо проводит с ней время, но наступает неуклюжий момент при котором муж с друзьями приходит домой. Они хватают его за руки и ноги и высекают его. Пирогов убегает от них, грозя им плетей и ссылки в Сибирь. Однако как только попадает в кондитерскую, и съедает пару вкуснейших булочек, мгновенно забывает о произошедшем ранее.

Позже он посетил своих друзей, и изрядно напившись в мазурке, окончательно забыл произошедшую историю.

Представьте, какие странные происшествия возможны на Невском проспекте, где горят обманным светом фонари и где невозможно предугадать развитие событий.

Краткий пересказ "Невский проспект" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

Публикации по теме