Профессиональнопедагогическое ораторское искусство (информативно-речевое воздействие педагога). Ораторские способности педагога

В последнее время привлекают пристальное внимание и исследователей, и практиков. На первый взгляд, особой новизны здесь нет: еще в тру­дах теоретиков античности указывалось на необходимость учета ау­дитории, установления с нею контакта, управления вниманием слуша­телей. Но в более поздние периоды эта проблема почти ушла из поля зрения, ее нередко игнорировали, выдвигая на первый план только вопросы правильности речи или логики изложения. Однако нельзя не заметить, что любая сторона выступления - будь то аргументация, или культура речи, или композиция, или контакт оратора с аудито­рией - не может быть до конца понята, а значит, и эффективно использована без проникновения в суть психологических механизмов, функционирующих в процессе речи. Интерес к психологии с точки зрения ее применения в риторике усилился в 60-е годы нашего века. В литературе этого периода отмечалось, что всякая агитацион­но-пропагандистская работа, всякая дискуссия, всякая публичная речь имеет свою социально-психологическую сторону. Необходимо в этой работе учитывать психологию масс, знать закономерности воз­действия слова на настроения, чувства, поступки людей.

При этом важно подчеркнуть, что риторика основывается на психологии, пользуется ею, но сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторс­кой деятельности.

Любое публичное выступление является целенаправленным рече­вым воздействием оратора на психику слушателя. Круг проблем, ко­торые при этом возникают и которые нам помогает решить психология, таков: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протека­ет процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать.

Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями как по общей, так и по социальной психологии, а также уметь на практике их использо­вать. Другими словами, психологическая культура оратора - это единство знаний, отражающих закономерности психической деятель­ности человека, и умения применять эти знания в конкретных усло­виях работы с людьми.

Главная цель орато­ра - передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, приз­вать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздейс­твие на оратора: принимая или не принимая точку зрения оратора, она своим видом, поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете, на выступле­ние. Таким образом, ораторская речь - это не тот заготовленный заранее текст, который отшлифован и отрепетирован оратором, а те­перь просто "озвучивается", а постоянная импровизация, учитываю­щая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выс­тупления и многие другие факторы. Аудитория как бы становится со­автором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качест­ва, чтобы выполнять поставленную задачу, оказать желаемое воз­действие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивле­ние аудитории.

Прежде всего, он должен четко представлять, какими средства­ми воздействия на аудиторию располагает. Одно из важных преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора целый комплекс средств: и звуковых, и визуальных, и собственно речевых (вербальных - от лат. verbum - слово), и связанных с речью непосредственно (го­лос, интонация), и невербальных (жест, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, по­могают влиять и на разум, и на чувства слушателей.

Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Но для того чтобы правильно варьировать длительность этой паузы или, возможно, вовсе от нее отказаться в какой-то ситуации, необ­ходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы соб­рать внимание аудитории дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сос­редоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутс­твием, внезапным началом речи, ошеломить их, - в обоих случаях это особый психологический прием, цель которого - приковать вни­мание, пробудить интерес.

Понятие внимания - ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восп­риятие, запоминание, мышление. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Частота колебаний, устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам ауди­тории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать уста­лость у слушателей.

По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание - это дверь в сознание человека, и, приоткрыв ее в начале выступления, оратор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательными. Более действенны разнообразные компо­зиционные, речевые и методические приемы.

Композиционные средства активизации внимания и интереса, это:

Интригующее начало;

Прерывистое ("пунктирное") развертывание тезиса;

Вопросно-ответный ход рассуждения;

Контрастное сопоставление аргументов;

Экспрессивное заключение.

Речевые средства:

Использование литературных образов, цитат, крылатых выра­жений;

Использование разностилевой, экспрессивной лексики;

Художественность изложения (тропы и фигуры речи): дра­матизация речи;

Интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы.

Методические средства:

Рассмотрение проблемных ситуаций;

Выделение основных моментов речи:

Полемический характер изложения;

Зрительный контакт с аудиторией;

Использование наглядности, технических средств;

Использование обращений к аудитории для возобновления вни­мания.

Следует особо остановиться на технике аргументации и компо­зиции речи. Известно, что аргументы не следует излагать в нисходящем порядке, лучше начинать с более сильных доводов и та­кими же сильными заканчивать. Здесь действует так называемое "правило рамки" (или "закон края"). Оно состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении (будь то лекция, доклад, просто разговор) должна быть заключена в рамку. Этой рамкой могут быть сильные аргументы или, по отношению ко всей речи, яркие, запоминающиеся начало и конец выступления. Суть правила - в особом психологическом законе работы памяти, сформу­лированном в XIX в. ученым Г.Эббингаузом: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняются в па­мяти человека лучше, чем середина.

Так, излагая во вступлении цели и перспективы общения, а в заключении речи - итоги и выводы, оратор обеспечивает запоминание главного в предмете речи. Соблюдение этого же правила помогает выбрать наиболее эффективный способ построения короткой агитаци­онной речи: постановка проблемы в начале речи (нередко в форме риторического вопроса) и сжатый вывод из всего сказанного в кон­це, содержащий ответ на поставленный вопрос.

Немаловажное значение для усиления эффективности речи имеет психологическая сторона речевой культуры. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Опыт показывает, что несоответствие упот­ребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальные - раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию.

Речевые ошибки дают и еще один отрицательный психологический эффект. Они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения. Иногда слушатели вообще перестают вникать в содержание и только следят за тем, как произносится речь. Это приводит к уменьшению, а иногда и полному исчезновению предпола­гаемого эффекта.

Важная сторона психологической грамотности оратора - учет особенностей аудитории.

Аристотель в "Риторике" писал: "Речь слагается из трех эле­ментов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего".

Оратору приходится обращаться к "образу" аудитории неоднок­ратно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с аудиторией реальной, а во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.

Аудитория - это некоторое количество людей, собравшихся, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении. Этих людей объединяют общие усло­вия, в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор). Аудитория - это не просто "сумма личностей", ее составляющих. В группе человек ве­дет себя по-иному, по-иному чувствует, и процессы восприятия, за­поминания, мышления протекают иначе, чем если бы оратор воздейс­твовал на каждого слушателя по отдельности. В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Это хорошо видно, например, в реакциях аудитории массового митин­га, когда смех, возмущение или восторг мгновенно охватывают боль­шинство слушателей и выражаются довольно бурно.

Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разде­ляют аудиторию на различные группы. Прежде всего, слушатели неод­нородны по тем причинам (мотивам), что привели их на митинг, лек­цию или собрание. Конечно, лучше всего, когда люди идут что-то узнать, обсудить, интересуясь темой разговора и разбираясь в ней.

Но слушатели с интеллектуально-познавательными мотивами -это еще не вся аудитория. Всегда есть те, кто пришел, подчиняясь приказу, порядку, долгу; есть и те, кого больше интересует сам оратор (о чем бы он ни говорил) или ситуация общения ("побыть на людях"). Цель оратора - захватить, увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы второй и третьей группы в интеллектуально-познавательные.

От мастерства оратора зависит, в значительной степени, и уровень понимания слушателями излагаемого материала, а также то, сколько слушателей, первоначально отнесенных к поверхностному или соглашательскому типу, в конце выступления перейдут в группу конструктивных.

Чтобы добиться этого, оратор должен хорошо представлять се­бе, какие барьеры стоят между ним и слушателями в процессе речи, с какими неизбежными потерями информации приходится считаться, а также помнить, что, по выражению Г.В.Гете, "каждый слышит лишь то, что он понимает", и поэтому следует максимально заботиться о доступности речи, обеспечивать ее понимание.

С психологической культурой оратора неразрывно связана эти­ческая культура, такт, умение наладить общение. Эту сторону ре­чевого мастерства называют еще коммуникативной культурой или культурой общения.

Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора - от начального момента подготовки к выступлению и до самокритичного анализа состоявшейся речи. Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический кли­мат в аудитории: прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора как человека, вызываю­щего доверие, уважение. Недаром еще Цицерон считал наиболее важ­ными предметами в образовании оратора этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слуша­телей к себе и не добьется успеха.

Этика оратора - это совокупность нравственных норм, ценност­ных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.

Этически значима сама личность оратора, такие ее свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики - такт, проявляющий­ся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общи­тельности, чуткости.

Такт особенно важен в академическом и деловом красноречии, где неопытный оратор может легко впасть в назидательный, поучаю­щий тон или без необходимости прибегнуть к жестким, авторитарным формулировкам.

Этически значимой является и форма произнесения речи. Гово­рить намного труднее, чем читать по тексту, но именно живая речь больше воздействует на аудиторию, способствует установлению кон­такта и атмосферы доверия, обеспечивает эффективность выступле­ния.

Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет, включающий в себя совокуп­ность приветствий, обращений, пространственные отношения между говорящим и слушающими, систему жестов и мимических движений ора­тора.

Мы уже говорили, насколько важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей. Но начальная фраза речи несет и большую этическую нагрузку. Некоторые авторы даже выделяют так называемые "самоубийственные" начала выступления, затрудняющие контакт с собеседниками. Это выражения типа: " Я не знаю, как начать", "Я, правда, специально не готовился", "Вряд ли вам понравится то, что я скажу", а также фразы: "Вам, конечно, пока неизвестно", "Вы, наверное, еще не знаете, не читали, не слышали"... Нежелательны и злоупотребления местоимением "я" и бесконечные ссылки на собственный опыт. В.Писарек называет это "дать волю самовлюбленности" и считает это "грехом столь же тяж­ким, как и грех оскорбления слушателей ". Другой автор, И.Томан, рекомендует произносить слово "вы" погромче, а слово "я" - потише.

Этикет проявляется и в том, насколько точно выбрана дистан­ция между оратором и аудиторией. (Этот аспект изучается специаль­ной наукой проксемикой). Если не вдаваться в некоторые осо­бенности, обусловленные национально-культурными различиями разных народов, то необходимо руководствоваться такими общими правилами:

Расстояние между говорящим и слушающими определяется родом и жанром речи; наибольшая дистанция - 3-4 м - в ситуации официальной речи (собрание, совещание и т.п.);

Превышение обычной дистанции затрудняет контакт и говорит нередко о неуверенности оратора, об отсутствии духовной общности, о высокомерии. Все эти причины отрицательно вли­яют на успех речи;

Уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется слу­шателями как попытка навязать им чуждое мнение, как стрем­ление подавить их волю; в большинстве случаев физический контакт (прикосновение) нежелателен.

Другая, связанная с риторикой наука - кинемика - изучает роль жестикуляции и мимики как составных частей этикета и как фактора эффективности речи. Роль жестов велика и в обиходной ре­чи. Но в ситуации "оратор - аудитория" жест становится одним из средств передачи информации, он призван усиливать речь, помогать оратору убеждать слушателей.

Жесты тесно связаны с национальной культурой, имеют социаль­ные ограничения в использовании и, наконец, жесты и мимика строго индивидуальны. Общее правило здесь таково: жестикуляция и мимика должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему и над­лежащим образом подчеркивать некоторые ее элементы.

Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты - они выдают неискренность, нарочитость речи. Но не менее опасны и мо­нотонные, однообразные жесты, усыпляющие слушателей и лишающие речь выразительности.

Оратор не должен специально "придумывать" жесты, но контро­лировать их он обязан. "Исполнение, - говорил Цицерон, - требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса".

Психологические и этические аспекты риторики, так же как и другие стороны ораторского искусства, как в фокусе, сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения. Мы уже от­мечали, что он одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, что усложняет требования к нему. Какими же качествами должен обладать хороший оратор?

Само собой разумеется, на первое место мы ставим компетентность, эрудицию, высокую общую культуру, - здесь комментарии не нужны. Затем следует отметить убежденность оратора, которая пред­полагает, что он говорит лишь то, во что верит и чему сам следу­ет. У одного из поэтов древнего Востока читаем:

Чтоб собесебник ношу мысль постиг,

Нужней нам сердце, нежели язык.

Как сможешь в чем-то убедить другого,

Когда ты сам в свое не веришь слово?

Кроме упомянутых качеств, оратор должен обладать также комп­лексом специфических психологических свойств, необходимых для ус­пешного выполнения своей социальной роли. Это такие качества ума, как гибкость, критичность, самокритичность; волевые качества - настойчивость, решительность, самообладание; эмоциональные ка­чества - устойчивость, импульсивность, жизнерадостность; коммуни- кативные качества - доброжелательность, общительность, скром­ность, такт; деловые качества - организованность, целеустремлен­ность, деловитость, энергичность, работоспособность.

Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействий с нею и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения. Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их со­четание с природным темпераментом, особенностями характера, опы­том дают нам многообразие индивидуальных стилей, определяют успех любого выступления.

"Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой - вкрадчивою грациею изложения; тре­тий - преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый - последовательностью и ясностью изложения и т.д. Каждый из них го­ворит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты", - говорил В.Г. Белинский.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО (Информативно-речевое воздействие педагога)

Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекционного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской деятельности.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педагогического ораторского искусства.

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Тезис - любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приведем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему - «Вода»: ...Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный помощник закаливания организма.

Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления.

Например, педагог произносит суждение «Красота начинается там, где нет ничего лишнего» и выдвигает аргумент: «Отсутствие лишних деталей позволяет нам видеть главное в предмете, воспринимать истинное содержание предмета, и тогда его форма точно отражает содержание - что и предстает перед нами как гармония формы и содержания, то есть красота». Ученики поражены услышанным. А педагог предлагает им бросить на пол клочок бумаги и поглядеть, как изменится интерьер комнаты и наше самочувствие...

Современные технические средства позволяют широко применять музыкальное сопровождение для предъявляемого наглядного материала.

Наглядный материал обладает многообразием своих видов: натуральный предмет (например, живой заяц), графическое изображение предмета (например, рисунок моста), художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров (например, нежность в вальсах Шопена), рассказ а реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах), факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы), символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца), а также апелляция к воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»).

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда- как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

Например, педагог заявляет тему разговора - «Творчество - единственный способ саморелизации «Я». Планом такой беседы станет поочередно выдвигамые понятия: «Я» - «саморелизация» - «разные способы самореализации» - «творчество» - отличительные свойства творчества». Такая последовательность позволит следовать за мыслью оратора и согласиться с его общим выводом.

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуждает неукоснительно исполнять данное требование к ораторскому выступлению. Нетрудно перечислить длинный ряд понятий, которые даже среди взрослых людей понимаются по-разному.

Например, такие понятия, как «свобода», «дисциплина», «справедливость», «смелость», «счастье», «долг», «чистоплотность», «джентельмен», «порядочность» и другие.

Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Если педагог собирается говорить о каком-либо явлении, он должен предложить слушателям свой вариант лексического значения понятия. При этом неплохо проговорить и другие значения, которые на время разговора исключаются оратором.

Например, педагог-оратор предлагает рассмотреть процесс приобретения детьми жизненного опыта. Первоначально следует определить, что имеется в виду под словом «опыт», исключить понимание под «опытом» «научного эксперимента»...

Предположим, педагог объявляет своим вопросом «воспитание гражданственности». Необходимо тут же очертить ракурс рассмотрения: с точки зрения этики или же политики предполагается данное рассмотрение заявленного понятия.

Скажем, педагог с детьми планирует разговор о взрослости. Открыв толковый словарь, убеждается в ряде значений этого слова. Теперь ему предстоит, развернув перед слушателями семантический веер, избрать объектом рассмотрения одно из значений.

Надо помнить, что любое определение выстраивается таким образом, что сначала указывается на его отношение к более широкой группе предметов - «подведение под широкое понятие» (скажем, стул - это мебель.., совесть - этическая ктегория...), а затем выделяется существенный признак предмета, наличие которого и делает предмет тем, чем он является (например, «Совесть - этическая категория, указывающая на способность человека со- ведать о самочувствии и сопереживать самочувствию другого человека при каких-либо действиях субъекта»).

Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассматриваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на гласные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.

Организация работы оратора складывается из следующих организационных блоков:

  • - обустройство оратора (подготовка места работы, расположение стола, стула, кафедры, доски, мела и прочих средств, а "также расположение приготовленного наглядного материала);
  • - пластический образ оратора (свободная, открытая, расположенность к слушателям и доброжелательная мимика, некоторый наклон в сторону слушателей);
  • - предъявление и демонстрация наглядного материала (совпадение момента предъявления с произнесением понятия, общедоступность восприятия материала, инструкция для восприятия материала, фиксированность расположения материала для последующего к нему обращения, пластическое отражение отношения к демонстрационному материалу);
  • - при современных технических средствах использование фонозаписи, видеозаписи, диапозитивов, кинофрагментов; такая демонстрация нуждается в предварительной проверке незадолго до начала выступления оратора; хорошо прибегать к помощи ассистента; не исключается вариант просьбы о помощи к аудитории;
  • - работа с доской и графическое обозначение рассматриваемого материала или анализируемой идеи (чистая доска, четкость записи, логичность распределения записей, понятность символических знаков, аккуратность и доступность всех записей для всех слушателей).

Наряду с требованием наглядного материала стоит требование использования художественных средств в тексте выступления оратора, назначением которых является создание образной картинки явления:

  • - эпитета, рисующего для воображения слушателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);
  • - метафоры, которая создают яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоций);
  • - сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (выцослив, как сорняк, красивая, как нежная незабудка, дорогой, как «Мерседес», работает упорно, как маленький трактор в поле, голоса детей, как колокольчики);
  • - аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помогающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захватило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; закончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);
  • - фрагмента художественного произведения или целостного произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое явление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов людей - тому классический пример); экспозиция фрагмента художественного произведения может дополняться музыкальным фоном.

Технология взаимодействия со слушателями предполагает следующее:

  • - педагогическую инструментовку совместной работы со слушателями (общая позиция «Мы», риторические вопросы, апелляция к воспоминаниям, вопросы и ответы, фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работоспособности слушателей, анализ и оценка общей совместной работы);
  • - просьба о помощи и оказание помощи в случае необходимости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору, в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);
  • - поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обращении, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);
  • - соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», тишина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополнительных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);
  • - этику взаимодействия со слушателями (обращение и приветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слушателей).

Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктивную роль во взаимодействии «оратор - группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработкой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников совместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкрепление в адрес всех присутствующих.

Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Благодарю за честь работать в такой умной и доброжелательной группе...»

Немаловажное значение будет иметь завершение выступления, поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благодарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...»

В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодарность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст публики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ребенка, поставившего вопрос оратору.

Не исключена возможность сопровожения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Красивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой».

Поза оратора - это поза открытая для взаимодействия со слушателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «диагональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вертикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.

Включая в текст высказывания других авторов, непременно следует сопроводить имя автора некоторыми сведениями о нем: национальное представительство автора, период творчества, название произведения, на которое ссылается оратор или из которого приводится цитата. Надо четко отграничить цитату от последующего текста выступления оратора (иногда для этого специально добавляют слова «конец цитаты»), В случае, если оратор избирает форму косвенной речи, тоже нужно подчеркнуть интонационно завершенность ссылки на другого автора. Неплохо, если трудная для звукового восприятия фамилия приводимого автора будет написана на доске (экране).

В финально-аккордной части выступления очень важно следующее:

  • - завершить выступление итоговой благодарностью («Спасибо»), она означает, что выступление завершено;
  • - подвести итоги совместной работы («Итак,

мы с вами...»);

  • - произвести общий вывод («Таким образом, можно сказать, что...»);
  • - выяснить, не остались ли неясными какие-то из вопросов («Нетли сомнений..?» или «Осталисьли вопросы поданной проблеме?»).

Не надо пугаться, когда кто-то из слушателей заявляет, что не согласен с оратором. Достаточно «обрадоваться» тому, что существуют иные мнения, и заявить, что мир был бы скучным, будь все люди одинакового мнения. Такое заявление обычно обескураживает, успокаивает некоторых слушателей, сохраняет авторитет оратора, а главное - формирует терпимость к разнообразию личностных проявлений в обществе.

Разумеется, следует произнести обращение при прощании («Дорогие друзья, до свидания!»).

Не забыть произнести добрые пожелания в адрес слушателей («Всего хорошего!»).

Итак, профессиональное ораторское искусство педагога складывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны деятельности, как построение мысли, составление логически оправданного плана, выделение главной категории в содержании ораторского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструментовка совместной со слушателями интеллектуальной работы, этическое выражение своего отношения к слушателям, а также предварительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления. Если педагог станет прослеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагментарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со временем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивысшей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

Вопросы для углубленного осмысления

  • 1. Составьте фрагмент выступления на тему... «Дождь» по формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Произнесите вслух и предложите слушателям^) повторить ваш тезис, ваши аргументы и приведенную вами иллюстрацию.
  • 2. Подберите и запишите ряд слов. Произносите их поочередно, одно слово из данного ряда произносите как «вкусное». А теперь представьте, что это слово есть тема вашего выстуления: как вы его произносите, когда объявляете тему вашего сообщения?
  • 3. Предположим, тема вашего выступления - «топор». Задайте ракурсы рассмотрения: с позиции рабочего инструмента; с позиции режущего средства; с позиции строительства дома; с позиции техники безо- пасноти. Как будут выглядеть ваши выступления при изменении ракурса?
  • 4. Проследите положение рук во время общения с людьми или во время спокойного расположения на кресле в транспорте: остерегайтесь «замка», постарайтесь держать руки свободными, несмещенными, ладонями развернутыми в сторону собеседника. Очень скоро вы заметите, что руки вам «не мешают».
  • 5. Время от времени воображайте, что кончики ваших ушей соединены с плечами палочкой, - держите осанку. Зафиксируйте изменившееся состояние. Скоро прямая осанка станет привычной для вас.
  • 6. Поупражняйтесь в художественных приемах описания таких явлений, как шум леса, крик детей на спортплощадке, глаза детей во время интересного рассказа, езда на велосипеде, белый снег на ветвях елок, чистая школьная доска.
  • 7. Попробуйте рассказать домашним, что вы видели на улице. Следите за тем, чтобы не было лишних слов, чтобы ваши суждения имели аргументы, а описания были красочными. Отметьте реакцию слушателей.
  • 8. Когда вы принесете в дом какой-либо новый предмет, используйте ситуацию для упражнения в демонстрации наглядного материала: положите предмет на руку, продемонстрируйте всем, покажите мимически, как вам нравится предмет, найдите ему достойное место. А затем - оцените свою работу по реакции своих домашних слушателей.
  • 9. Когда будете свободны от домашних хлопот, расположитесь удобнее и оглядитесь: вас окружают привычные веши. Найдите для каждой из них определение, вложите в найденное определение ваше отношение. Например, вы говорите: «трудяга-копьютер», «мудрый книжный шкаф», «старенький услужливый ковер».
  • 10. Приготовьте первую фразу вашего предполагаемого ораторского выступления. Произнесите ее «на голосовых связках», затем переводите голос в нижний регистр, потом вновь вернитесь к верхнему регистру. Определите изменение эмоционального фона сказанного вами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и структура профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Основные группы педагогических умений. Профессиональное самоопределение и развитие.

    презентация , добавлен 16.11.2014

    Технология работы социального педагога с семьей. Современная помощь семье. Формы и методы работы социального педагога с семьей. Работа социального педагога. Методика работы социального педагога с родителями. Работа социального педагога с детьми.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2007

    Направления работы социального педагога в современных условиях. Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога. Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет). Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Организация работы педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе. Искусство и среда в художественно–творческом развитии школьников младших классов. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов на кружке рукоделия.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2016

    Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи: основные цели, принципы и содержание. Эмпирические исследования взаимодействия социального педагога и семьи в Реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Курска.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Понятия "методика работы социального педагога" и "технология работы социального педагога". Классификация методов работы социального педагога. Структура диагностико-прогностической технологии и требования к педагогу. Профилактика наркомании среди детей.

    Наталья Зорькина
    Ораторские способности педагога

    Цель : Познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства .

    Что такое ораторское искусство .

    Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько знаний. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерство публичного выступление, качественная характеристика ораторской речи , искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

    Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства .

    Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специч… видов человеческой деятельности. Так, Е. А. Ножин утверждает : ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства , т. е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.

    На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества : духовной, идеологической, социально - политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

    Ораторское искусство – явление историческое.

    Ораторское искусство никогда не было однородным.

    В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т. д. Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г. Е. А… “ораторское искусство” .

    Нередко возникает спор : каждый ли человек может стать хорошим оратором .

    Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства . Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима , выдающийся теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней : поэтами рождаются, ораторами делаются . Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать , или приложить для этого определенные усилия.

    Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

    Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов , учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

    Ответьте на вопрос.

    Согласны ли вы с утверждением Цицерона :

    “Поэтами рождаются, ораторами делаются” ?

    Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям.

    Этически значима сама личность оратора , а прежде всего такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, самокритичность.

    Тактичность оратора выявляется в манере говорить, разъяснять мысль, в выборе слов и выражений, в умение подойти к конкретной аудитории, пробудить её интерес к теме.

    Определенное место отводится и речевому этикету, представляющему собой совокупность фраз, пространственных отношений между говорящих и слушающими и системы жестов оратора .

    Жест представляет собой двигательный акт, отличающийся коммуникативной направленностью.

    Литература : А. Е. Михневич “Ораторское искусство лектора” .

    Лекторское красноречие русских ученных 19 века – М. Знание, 1987-96г.

    Деловая риторика : Введенская Л. А. Павлова Л. Г.

    Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на физическом состоянии : одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

    Не случайно появилось даже такое понятие, как “ораторская лихорадка” . Единых рецептов избавления от неё не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

    Немецкий исследователь Отто Эрист в книге “слово предоставлено вам” называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

    1. Чрезмерное погружение в собственные переживания.

    2. Нередко просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

    Одним словом нужно определенным образом настроить себя перед выступлением.

    Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора .

    Задание для педагогов .

    1. В чём заключается методическое значение следующего психологического наблюдения

    “один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения. Каждый из них говорит, соображает с предметом своей речи, с характером слушающей ею толпы, с обстоятельствами настоящий минуты”.

    2. Дайте оценку следующим вариантам фраз оратора , необходимых для установления и поддержания контакта со слушателями :

    1) – я вам напоминаю то, о чём мы говорили прошлый раз.

    Вы, конечно, помните, о чём мы говорили прошлый раз.

    Если вы помните, прошлый раз мы говорили о…

    2) – вы, возможно, слышали об этой теории.

    Вы, несомненно, слышали об этой теории.

    Некоторые из вас, я полагаю, слышали об этой теории

    3) – есть ли у вас вопросы ко мне?

    Вопросы есть?

    Все ли ясно, коллеги?

    Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит вы владейте индивидуальным стилем.

    Положительные ответы на вопросы 1,4,5,6,9 и отрицательные на остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу.

    А, наоборот – к демократическому.

    Если вы ответили “нет” на вопросы 2,3,5 значит, у вас сильный тип нервной системы.

    “Нет” на вопросы 1,4,6,10 говорят о подвижность ваших эмоций.

    Если выяснилось, что вы относитесь к первому типу, не пытайтесь копировать манеру второго – ничего не получится.

    Совет демократическому типу : постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролировать свое поведении, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

    Тест “Человек на трибуне”.

    Определяются важнейшие для оратора качества : стиль общения, тип нервной системы, подвижность эмоций.

    Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями. Их можно разделить на две большие группы.

    Представители первый подчиняют аудиторию себе. Конечно, они учитывают её непосредственную реакцию, но предпочитают держать “бразды” в руках. Не допускают вольностей в поведении и речи. Назовём этот стиль “авторитарным”.

    Принадлежащие ко второму типу в известной мире сами подчиняются аудитории. Они располагают более разнообразным выбором вариантов поведения общения, произнесения речи. Ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую “личностную” манеру общения. Этот тип “демократический”. И у того и у другого есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может делать выступающего нечувствительным к интересам слушателей. А стремление во всем следовать аудитории может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

    Надо ответить “да” или “нет” на следующие вопросы.

    1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

    2. Чувствуете ли себя после выступления “выжатым”, ощущаете ли резкое падение работоспособности ?

    3. Волнуетесь ли перед выходом настолько, что должны “преодолевать” себя?

    4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

    5. Приходите ли задолго до начала выступления?

    6. Нужно ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать.

    7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

    8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

    9. Отвечаете ли на вопросы по ходу?

    10. Успеваете ли во время выступления пошутить?

    Достаточно интересный и интенсивный курс риторики приглашает посетить школа ораторского мастерства «Твоя сцена».

    Завоевать аудиторию и удерживать её внимание на протяжении 45 минут – дело достаточно непростое. Тем более, если речь идёт о детях и подростках. Курсы ораторского мастерства и риторики помогут молодому педагогу научиться работать со своими маленькими слушателями и в разы повысить эффективность проводимых школьных занятий.

    Как говорить и быть услышанным?

    Обучение ораторскому мастерству включает в себя не только работу с голосом. В обязательном порядке время уделяется постановке правильного дыхания и умению оратора поддерживать контакт с аудиторией, вовлекать слушателей в суть лекции.

    Программа обучения риторике для преподавателей состоит из следующих тематических блоков:

    • Основы ораторского искусства. Для того чтобы хорошо понимать предмет изучения и осознавать его важность в просветительской деятельности, необходимо изучить историю развития данного искусства и его теоретические постулаты.
    • Дыхательные техники. Правильное дыхание позволяет оратору говорить долго и проникновенно, не чувствуя при этом сухости во рту. Кроме того, то, как преподаватель берёт дыхание, влияет и на восприятие его речи аудиторией.
    • Упражнения для артикуляции и дикции. Даже если речь педагога кажется чёткой и вполне внятной, это ещё не означает, что она будет в полном объёме воспринята аудиторией. Упражнения для развития речевого аппарата помогут развит чёткость и скорость речи. В результате педагог сможет донести до учеников больший объём информации, а они в свою очередь – лучше воспринять её.
    • Техники удержания внимания публики. Преподаватель, если он хочет быть услышанным, должен научиться поддерживать зрительный и эмоциональный контакт с аудиторией. Благодаря ряду упражнений учитель овладеет техникой привлечения внимания каждого ученика. Это положительно скажется на общей успеваемости по предмету, так как каждый ученик постепенно проникнется ощущение, что преподаватель работает именно с ним, и станет более ответственно относиться к предмету.
    • Интонирование и жестикулирование. Правильно поставленное смысловое ударение, понижение или повышение громкости голоса, смена тембра – все эти приёмы делают речь более выразительной и эмоционально насыщенной. Но очень важно уметь применять подобные навыки к месту. То же касается и жестикуляции. Нередко причиной снижения способности аудитории осмысленно воспринимать информацию становится смешная жестикуляция лектора.

    Достаточно интересный и интенсивный курс риторики приглашает посетить школа ораторского мастерства «Твоя сцена» . Преподавателем курса является действующая актриса театра и кино Марина Зайцева, работающая по собственной методике. Об эффективности предложенной педагогом программы говорит большой интерес к её авторскому курсу арт-риторики. Более детальную информацию, а также расписания занятий и новости театральной студии «Твоя сцена» можно

Публикации по теме