Общее недоразвитие речи у ребенка. Уровни общего недоразвития речи

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

МКБ-10

F80.1 F80.2

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические . К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности , родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия , ЧМТ , заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия , алалия , афазия, заикание , а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия .
  • Социальные . Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.

Патогенез

Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня . Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия , дизорфография , дислексия , плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Диагностика

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа , МРТ головного мозга , ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:

  • Лексико-грамматической . Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
  • Фонетической . Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
  • Фонематической . Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
  • Слоговой структуры . Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
  • Связной речи . Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.

Коррекция ОНР 3 уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка . Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики . Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи . Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков . Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте . Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется с помощью психолого-логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: совершенствование восприятия речи, расширение лексики, формирование распространенной фразы, развитие грамматических языковых навыков.

МКБ-10

F80.1 F80.2

Общие сведения

Учение об уровнях речи у детей с логопатологией было выдвинуто в 50-60 г.г. прошлого столетия профессором логопедии Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня речевого недоразвития: 1– безречье, 2 – появление общеупотребительной речи, 3 – развернутая фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Т.о., второй уровень речевого развития отличается более высокими языковыми способностями по сравнению с ОНР 1 уровня . Однако низкая степень владения речевыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития методами специального коррекционного обучения. Позднее к этой классификации был добавлен 4-ый уровень речевого развития, характеризующийся остаточными признаками ФФ и ЛГ недоразвития.

Причины ОНР 2 уровня

Грубые дефекты речи имеют полиэтиологическую природу. Главную роль в их возникновении играют биологические факторы: осложнения беременности (гестозы, иммунологический конфликт, внутриутробная гипоксия), последствия тяжелых родов (асфиксия новорожденного , родовые травмы), заболевания раннего детства (инфекции, протекающие с нейротоксикозом, ЧМТ). Дети с ОНР 2 уровня часто наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии , в возрасте 2-3-х лет им выставляется задержка речевого развития . Логопедическое заключение может звучать как алалия , дизартрия , афазия , ринолалия .

В некоторых случаях тяжелые речевые проблемы не связаны с ранним органическим поражением ЦНС. У этой группы плохо говорящих детей могут обнаруживаться недостатки воспитания (дефицит общения, педагогическая запущенность), наследственная предрасположенность к позднему возникновению речи, синдром госпитализма и другие биосоциальные предпосылки. Часто ОНР становится следствием комплекса различных факторов, когда имеют место и церебральные нарушения, и неблагоприятные условия развития ребенка.

Патогенез

При ОНР 2 уровня отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом плане выявляется недостаточная словарная база, что обусловливает трудности выражения мыслей, выстраивания синтаксической структуры предложений и грамотного изложения. Фонетико-фонематическое недоразвитие выражается искажением звуко-слоговой схемы слов, неготовностью дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Конкретные механизмы речевого недоразвития зависят от этиологических факторов. Так, при перинатальных органических поражениях мозга речевой дефицит может быть связан с непониманием речи или невозможностью ее моторной реализации. В случае пороков развития периферических органов речи первично нарушается собственная речевая активность, вторично – фонематические процессы.

Симптомы ОНР 2 уровня

Речь развивается с опозданием, первые самостоятельные фразы появляются к 3-4 годам или позднее. Предложения короткие, простые, состоят из 2-3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Союзы, предлоги, прилагательные при построении высказывания употребляются редко. Наряду с фразой ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Словарь становится более разнообразным, но по-прежнему отстает от возрастной нормы. При ОНР 2-го уровня дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. Навык словообразования и словоизменения не сформирован, падежные формы употребляются неправильно, отсутствует согласованность членов предложения, не дифференцируется единственное и множественное число.

Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов, элизии согласных при их стечении. Недостаточность фонематического восприятия проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи имеются многочисленные звукопроизносительные дефекты: смешения, искажения фонем, замены согласных (аффрикат, мягких/твердых, глухих/звонких, шипящих/свистящих). Изолированный звук при этом может произноситься нормативно. Таким образом, при второй степени ОНР используемые речевые средства остаются значительно искаженными.

Дети с речевым недоразвитием, как правило, имеют некоторые отклонения в моторной и психической сферах. У них часто выявляется несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, плохая координация. Возможны нарушения речевой моторики вследствие недифференцированности артикуляционных поз и изменений тонуса мускулатуры органов речи. Особенности протекания психических процессов заключаются в снижении слухо-речевой памяти, слабости внимания, недостаточном развитии вербально-логического мышления. Из-за этого дети неохотно вовлекаются в игровую и учебную деятельность, часто отвлекаются, быстро утомляются, делают массу ошибок при выполнении разного рода заданий.

Осложнения

Без целенаправленного обучения дети с ОНР 2 уровня испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. На фоне недоразвития языковых компонентов формируются специфические расстройства школьных навыков - аграмматическая дисграфия и дислексия . Вследствие плохого владения фразовой речью ребенок не может полноценно общаться со сверстниками и утвердиться в детском коллективе. Дети с ограниченной речевой активностью осознают и тяжело переживают свой дефект, что негативно отражается на их личностном и психическом развитии. Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность .

Диагностика

Логопедическое обследование включает изучение медицинского анамнеза, оценку состояния всех компонентов устной речи. На первой встрече с ребенком и родителями логопеду необходимо выяснить вероятные причины речевого недоразвития, степень понимания и владения ребенком речью, особенности моторного и психического развития. Диагностика устной речи включает изучение уровня сформированности:

  • Связной речи . Ребенка просят пересказать прослушанный текст, составить рассказ по наглядным пособиям, ответить на вопросы. При этом выявляются семантические и синтаксические ошибки, неправильный порядок и связь слов в предложении, нарушение логики и последовательности изложения. Даже с помощью наводящих вопросов, подсказок логопеда ребенок не способен точно передать содержание рассказа.
  • Лексико- грамматических процессов . При выполнении заданий заметны трудности в подборе нужных слов, незнание геометрических формы, цветов, обобщающих категорий, синонимов и антонимов. Одним и тем же аморфным словом ребенок может обозначать целый ряд предметов, близких по назначению или функции. Фраза строится аграмматично, с нарушениями согласования, неправильным изменением слов по числам и падежам.
  • Слоговой структуры и фонетико-фонематических процессов . Сложные по звуконаполняемости и слоговому составу слова произносятся искаженно. Количество слогов сокращается до двух-трех. Высказывания малопонятны из-за множественных дефектов звукопроизношения. У детей с ОНР 2 уровня может быть нарушено до 15-20 звуков практически всех групп. Задания на звуковой анализ и синтез ребенку недоступны.

Второй уровень развития речи дифференцируют с другими степенями речевой недостаточности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), а также тугоухостью , системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении . При проведении диагностики важно понять, какая именно речевая патология лежит в основе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.

Коррекция ОНР 2 уровня

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти », «заячьей губы »). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря . В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств . В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи . Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
  • Совершенствование произносительных умений . На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж . После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев речевой прогноз при ОНР 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и повышение уровня развития речи. При переходе в начальную школу дети должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжелой логопатологии. С целью предотвращения учебных трудностей и отставания в когнитивном развитии необходимо своевременное выявление тяжелых речевых дефектов и их коррекция.

Вашему малышу логопедом поставлен диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Разумеется, это не особо радостное известие для родителей - за исключением тех случаев, когда изначально уровень был ниже. Как развиваются дети с ОНР, на какие его особенности должны обратить внимание родители, и самое главное – сможет ли учиться такой ребенок в обычной школе? Эти вопросы очень актуальны сегодня – ведь, к сожалению, диагноз ОНР 3 уровня дети-дошкольники имеют достаточно часто (по некоторым данным, до 40%).

В одной из предыдущих статей мы описывали все четыре уровня ОНР. Давайте вспомним краткие характеристики детей каждого уровня:

  • Первый уровень – безречевой. Дети пользуются лепетными словами и предложениями из 2-4 слов;
  • Второй уровень – это зачатки правильной речи, когда малыш пробует произнести многие слова, сильно искажая их. Не использует склонения по родам и падежам, путает множественное и единственное число;
  • Третий уровень – это фразовая речь, в которой ребенок допускает много ошибок. Дошкольник охотно общается только в присутствии близких людей, стесняясь делать это самостоятельно;
  • Четвертый уровень – это незначительно измененная речь, в которой присутствуют перестановка звуков или слогов, затруднения при выговаривании отдельных букв и произнесении сложных слов.

Давайте теперь подробнее рассмотрим, какие проблемы с речью характерны для детей с ОНР 3 уровня.

ОНР 3 уровня: характеристика детей

Прежде всего, нужно напомнить родителям, что ОНР потому так и называется, что у ребенка существуют общие проблемы с речью – не только со звуковой ее стороной, но и со смысловой. Так что если ребенок не произносит какие-либо звуки, само по себе это не является диагнозом ОНР. Логопед при обследовании ребенка будет обращать внимание на лексику, грамматику и фонетику одновременно.

Дети в школе могут испытывать трудности с чтением и письменной речью. Дисграфия и дислексия – частые спутники ОНР. Поэтому коррекцию речи дошкольника нужно начинать как можно раньше, и обычных логопедических групп при детских садах здесь, как правило, недостаточно. Потребуются регулярные занятия.

Для третьего уровня могут быть характерны сложности с произнесением не только шипящих и свистящих звуков, но и соноров и аффрикат. Один звук при этом заменяет два или более. Речь у детей с 3 уровнем ОНР гораздо более связная, чем у детей предыдущих уровней, и ребенок вполне может составить рассказ по предложенной ему сюжетной картинке или рассказать о своей семье и событиях из жизни. При этом дошкольник пользуется различными частями речи и пытается построить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Его словарный запас достаточно большой. Однако ошибок у детейвсе еще много.

Правильные предложения в речи такого ребенка могут соседствовать с неправильными – в зависимости от ситуации одна и та же грамматическая форма может изменяться. Много ошибок дети допускают в вопросах согласования и управления. Например, неправильное употребление существительных во множественном числе («ухи» вместо «уши», «роты» вместо «рты»), неверное согласование прилагательных и существительных («глубокая озеро»).

Несмотря на то, что словарный запас детей с ОНР 3 уровня обогащается за счет новых существительных и глаголов, они зачастую неверно или неточно их употребляют, подменяя одно понятие другим («стул» вместо «табуретка»).

Часто наблюдается затруднение в произношении многосложных слов («милисинер» вместо «милиционер», «висипед» вместо «велосипед»).

Родителям таких детейстоит следить и за своей речью, проговаривая слова правильно, и не пытаться говорить с ребенком на его языке, коверкая слова – пассивный словарь в этом возрасте гораздо больше, чем активный, и неправильно произносимые родителями слова запечатлеются в памяти ребенка именно в таком виде.

ОНР и школа

В какой школе будет учиться малыш, если ему поставлен диагноз ОНР 3 уровня? Для понимания проблемы стоит рассказать о некоторых особенностях дошкольников. Важной характеристикой детей с ОНР 3 уровня является то, что они понимают недостаточность своей речи и стесняются ее. Поэтому вступление в контакт с незнакомыми детьми и взрослыми у них затруднено. Это нужно всегда иметь в виду родителям, которые должны поощрять попытку дошкольника пообщаться с другими людьми. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы над ребенком смеялись и передразнивали его.

Дошкольники с ОНР отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело учить стихи, подолгу сосредотачиваться на одной задаче, или, наоборот, вовремя переключаться с одного объекта на другой. Поэтому они быстро утомляются и допускают ошибки при выполнении задач. Нарушение мелкой моторики рук – еще одна характерная особенность дошкольников. Их координация пальцев нарушена.4.7 из 5 (58 голосов)

В последнее время у детей все чаще встречается общее недоразвитие речи. Это проявляется в виде пассивного изучения языка, что сильно влияет на накопление знаний. Заболевание имеет обширную симптоматику. Притупление освоения навыков, отсутствие или снижение адекватной реакции на общение являются одними из признаков ОНР.

Когда развитие ребенка проходит правильно, он демонстрирует способности, которые отвечают его возрасту. Активно проходит постижение мира и применение полученных в повседневной жизни знаний.

Данная патология является полиэтиологической и формируется во внутриутробной среде. Существует множество факторов, способствующих этому. Зачастую, это временные сбои в развитии малыша, которые, при правильном подходе, можно благополучно решить.

Существует четыре степени заболевания. Они различаются по степени тяжести симптомов. Для определения уровня серьезности недуга следует пройти обследование у логопеда. Процесс лечения формируется на базе консервативных методик, которые подразумевают работу специалиста. В домашних условиях с ребенком должны заниматься его родители.

Общее недоразвитие речи также классифицируется по клиническому составу. Всего существует 3 группы:

  1. Дети с минимальными мозговыми расстройствами, недостаточным мышечным тонусом и моторной дисфункцией относятся к не осложненной форме ОНР.
  2. Осложненная степень проявляется в виде синдрома неврологического и психологического характера.
  3. К грубому недоразвитию речи относятся дети с органическим поражением отделов головного мозга, отвечающих за речевые функции.

В зависимости от степени тяжести речевого расстройства, заболевание разделяют на четыре вида. Дети, страдающие этим недугом, начинают выговаривать первые слова достаточно поздно, примерно в 3-4 года. При этом окружающим трудно разобрать, что говорит ребенок. Все это имеет последствия в виде нарушений вербальной деятельности. Они обусловливаются нарушением памяти, снижением умственных способностей и уменьшением интереса к познаванию окружающего мира.

У детей, страдающих от первого уровня ОНР, проявляются следующие симптомы:

  • Сложности с формулировкой предложений. Нередко они состоят из одного слова.
  • Нарушение произношения звуков. Затруднения в их различии.
  • Невнятная речь. Фразы частично заменяются жестами и мимикой.

Вторая степень выявляется следующими признаками:

  1. Плохое запоминание слов. Небольшой запас, в сравнении со сверстниками.
  2. Отсутствие способности осознания различий между числами.
  3. Неправильное употребление падежей и предлогов.
  4. Искаженное произношение звуков.

Симптомы третьего уровня ОНР:

  • Трудности с согласованием разных частей речи.
  • Сложности с формулированием сложных фраз.
  • Несущественные ошибки в произношении.
  • Речь связная, но состоит из простых предложений.

Основные особенности, которые наблюдаются у детей с четвертой формой ОНР:

  1. Затруднения с произношением слов с большим количеством слогов.
  2. Пониженный уровень фонетического восприятия.
  3. Ошибки при словообразовании.
  4. Нарушения в логическом изложении мыслей.

Первый уровень

Ребенок, у которого 1 уровень недоразвития речи, умеет формулировать фразы, а также составлять несложные предложения. Они имеют небольшой словарный запас, половина которого состоит из отдельных звуков.

Предложения нередко состоят из одного-двух слов. У детей наблюдается несвязная речь, как у младенца. Разговор сопровождается чрезмерной жестикуляцией, которую иногда сложно понять. Часто ребенок просто не понимает значения некоторых слов. Тяжело дается воспроизведение звуков. При разговоре отмечается невнятная речь, требуется , логопеда.

Дети с первым уровнем ОНР, часто произносят только первые слога в словах или меняют их местами. Проявляются трудности с распознаванием звуков.

Второй уровень

Помимо несвязной речи, у получается составлять предложения из 2-3 слов. Зачастую, их смысл достаточно примитивен и сводится к описанию действий или окружающих предметов. На этом уровне дети еще не очень хорошо понимают значения слов, поэтому имеют трудности с грамматикой. Они проявляются в неправильном выборе окончания, а также неуместном употреблении предлогов.

Сложным для понимания является даже единственное и множественное число. Звуки все еще произносятся искаженно и нечетко. Ребенку еще трудно находить между ними отличия, поэтому появляются препятствия с соединением их в слова.

Третий уровень

Стадии дети уже могут разговаривать развернутыми фразами, но все еще только простыми предложениями, потому как сложные вызывают затруднения. Ребенок уже может понимать речь других людей на слух, если она не содержит запутанных словосочетаний.

В сравнении со вторым уровнем, отмечается увеличение лексикона. В разговоре преобладают глаголы и существительные. Прилагательные и наречия используются еще не так часто. При всех перечисленных достижениях присутствуют ошибки в названии предметов. Ребенок еще плохо использует окончания и ударения. Проявляются заметные успехи в произношении звуков. Перестановка слогов встречается уже не так часто.

Четвертый уровень

4 степень ОНР характеризуется большим словарным запасом, хотя еще встречаются незнакомые слова. Остаются трудности в понимании значений антонимов и пословиц. Проблемы также могут возникать с выговариванием труднопроизносимых звуков. Еще существуют затруднения с выражением собственной мысли, а также пересказом увиденных событий. Они проявляются в упущении главного смысла или излишнем внимании к второстепенным деталям.


Особенности лечения и коррекции на разных уровнях

Так как существует четыре степени общего недоразвития речи, терапия на каждой из них отличается.

Коррекция ОНР первого уровня у детей дошкольного возраста проводится путем развития самостоятельной речи. Также нужно уделять достаточное внимание улучшению памяти.

Следует развивать возможность понимать значение слов. Важным моментом также является стимуляция навыков правильного построения монологов и диалогов. Не стоит зацикливаться на чем-то одном, нужно совершенствовать и другие умственные процессы, такие как память, внимание и логическое мышление.

Терапия для второй степени заболевания должна включаться в себя работу над развитием речи и пониманием произносимого. Нужно улучшать звукопроизношение, а также объяснять ребенку грамматические и лексические тонкости.

Следует развивать речевую активность путем частого общения. По ходу разговора рекомендуется исправлять ошибки. Это нужно для соблюдения норм языка. Родители тоже должны рассказывать, как правильно употреблять слова.

Детям с 3 уровнем ОНР стоит уделять внимание произношению звуков и . Для этого нужно развивать связную речь. Лексика и грамматика также имеют большое значение. Для лучшего эффекта можно использовать специальные развивающие игры.

Требует коррекции возрастной речи. Она является финальной стадией в исправлении сбоев в развитии. Следует продолжать формирование навыков грамматики, фонетики и лексики. На этом этапе нужно разрабатывать умения строить фразы и предложения. Для лучшего усвоения терапию лучше проводить в разных условиях.

Чтобы избежать проблем со здоровьем у ребенка, женщинам во время беременности стоит отказаться от вредных привычек и больше внимания уделять правильному питанию и образу жизни.

В заключение

Если нарушения в речи уже имеются, это не критично, так как все можно исправить. Первым делом нужно отправиться на консультацию к логопеду. После осмотра, в зависимости от степени недуга, специалист назначит лечение, по окончании которого ребенок сможет правильно разговаривать и воспринимать слова на слух. Родителям также следует принимать активное участие в обучении малыша.

В последнее время у большого числа детей обнаруживаются различные нарушения развития: трудности с обучаемостью, нарушения письма и чтения, разнообразные речевые расстройства, дефекты внимания и памяти. Все это добавляет работы детским специалистам: неврологам, дефектологам, логопедам. Последние часто сталкиваются с ОНР - симптомом, характерным для многих нарушений детского развития.

Что такое ОНР

ОНР в логопедии (общее недоразвитие речи) - это обобщенное название обширной группы речевых нарушений, наблюдающихся у детей с сохраненными слухом и интеллектом. Недоразвитие характеризуется искажением фонетического, грамматического и артикуляционного строя речи и сочетается с отставанием в речевом развитии.

Речь является высшей психической функцией, которая формируется только в человеческом обществе и только в определенное время. Это связано с сензитивными периодами развития соответствующих отделов головного мозга (речевых центров), поэтому отсутствие речи у ребенка в возрасте 2-3 лет является серьезным поводом для беспокойства.

Важно! Несвоевременная или недостаточная коррекция ОНР отражается в дальнейшем во взрослой жизни: проблемы в учебе, несформированность коммуникативных умений, неадекватность самооценки, личностное неблагополучие…

На сегодняшний день существует определенная путаница в логопедических терминах и классификациях. Так, 1 и 2 уровни заболевания автоматически относятся к ТНР (), а 4 уровень похож на фонетико-фонематическое недоразвитие. Вместе с тем запись

«ОНР» часто можно увидеть и при постановке таких диагнозов, как задержка психического развития, педагогическая запущенность и пр. Становится не совсем понятно, что это за диагноз – ОНР.

Очевидно, что данное нарушение является неотъемлемой составляющей ряда патологических состояний детского развития. Можно утверждать, поэтому, что ОНР - это большая совокупность речевых патологий, от наиболее легких и быстро поддающихся исправлению до довольно стойких и трудно корригируемых.

Уровни и формы ОНР

Поскольку речевые расстройства многообразны и отличаются степенью стойкости и тяжести, принято различать . Формы указывают на анатомический дефект, лежащий в основе нарушения речи, а уровни отражают степень этого нарушения и его конкретную выраженность (недоразвитие какого именно компонента речи преобладает).

К формам ОНР относят:

  1. Неосложненную (в основе лежат минимальные мозговые дисфункции). При этой форме для ребенка характерна нормально выраженная потребность в общении, однако, в силу органических поражений, нарушены эмоционально-волевое развитие, моторная ловкость, что приводит к тому, что для окружающих детей такой ребенок может выступать не как самый желанный партнер по взаимодействию.
  2. Осложненная (в основе лежат неврологические нарушения). Первичный дефект обуславливает не только речевые, но и иные моторные и психические расстройства. Поэтому осложненные формы часто встречаются у детей с ДЦП, психопатическими синдромами, аутизмом. Общение со сверстниками в таких ситуациях значительно осложняется, что лишает ребенка возможности скорректировать дефект за счет нахождения в языковой среде.
  3. Грубое недоразвитие (обусловлено нарушением речевых центров ГМ). Способности к освоению речи у детей с такими нарушениями сведены к минимуму. Даже при условии систематической и полноценной коррекции речь ребенка не будет похожа на речь нормально развивающегося сверстника.

Уровни речевого развития:

Причины

При сборе логопедом анамнеза часто выявляются , обусловливающие возникновение ОНР у детей: асфиксии, родовые травмы, внутриутробные гипоксии, ранние инфекции, частые ОРЗ и пр.

Правильный подход к проблеме предполагает понимание того, что данное нарушение - это последствие некоего первичного дефекта ( , дизартрия, заикание и пр.). Соответственно, успешная коррекция возможна только при правильном указании фундамента ОНР.


Симптоматика

В норме речевое развитие ребенка начинается с 4-месячного возраста, когда появляется гуление, затем лепетание, которые к 1 году оформляются в осмысленные и осознанные слова. К 2 годам здоровые малыши могут строить двух-трехсложные предложения, в состоянии выучить короткий простой стишок или потешку. Общение ребенка со взрослым носит постоянный активный характер и инициируется малышом чаще, чем взрослым.

Важно! Если вышеперечисленные особенности детского развития не наступают в положенное время, это повод заподозрить задержки речевого развития и обратиться к логопеду.

Кроме этого, в зависимости от формы ОНР, могут наблюдаться также следующие симптомы:

  • Отсутствие интереса к общению (для осложненной формы и ГНР).
  • Недостаточно активная умственная деятельность.
  • Нарушения памяти и внимания.
  • Значительные фонетические искажения.
  • Очень бедный словарный запас.


Принципы диагностики и коррекции ОНР

Очевидно, что пока ребенок не заговорит, заметить большинство симптомов болезни просто не представляется возможным. Вместе с тем, например, и 2 уровня можно ожидать при наличии у ребенка в анамнезе анатомо-физиологических факторов, которые провоцируют развитие заболевания (травмы, инфекции, асфиксии и т. д.).

  1. Поэтому одним из основных принципов диагностики ОНР является качественный сбор и анализ анамнестических данных.
  2. Также важно проводить диагностическую работу параллельно с выявлением уровня развития всей психической деятельности в целом, чтобы найти точки компенсации речевого дефекта.
  3. Вывод об уровне и форме ОНР делается на основе многостороннего сравнения речи пациента с нормативными для его возраста значениями. Чем сильнее отклонение от нормы, тем более выражено ОНР ().
  4. Для дальнейшей коррекционной работы большое значение имеет принцип динамического изучения ребенка. Это позволяет отследить его прогресс и оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

Коррекционная работа строится на следующих принципах:

  • Учет психологических последствий дефицита речевого общения.
  • Дифференцированный подход к пациенту, в зависимости от степени нарушения.
  • Принцип единства речи и остальных психических функций.
  • Принцип опоры на сохранные звенья речевой деятельности.

Профилактика ОНР

Поскольку первопричинами ОНР считаются органические факторы, крайне важно максимально исключить их еще на стадии вынашивания ребенка. Для этого будущая мама должна вести здоровый образ жизни, качественно питаться, по возможности родить без осложнений.

Хороший и правильный уход за младенцем также обеспечивает ему условия для дальнейшего полноценного развития. Постоянное общение с малышом, стимулирование его речи, разнообразные предметные игры и чтение книжек - обязательные условия, без которых формирование речевой деятельности не представляется возможным.

Публикации по теме