Психологические новости. Смотреть что такое "человеческое общество" в других словарях

Основатель Огюст Конт считал ее об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.

Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?

Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

— политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

— социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е. договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое , т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

  • оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данной общности;
  • оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
  • оно имеет свою территорию;
  • у него есть самоназвание и своя история;
  • оно обладает своей системой управления;
  • оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

Жизнедеятельность общества

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры ( , политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

В социологии существуют различные подходы к поиску оснований выбора приоритетов в социальной жизнедеятельности людей (проблема детерминизма).

Еще Аристотель подчеркивал крайне важное значение государственного устройства для развития общества. Отождествляя политическую и социальную сферы, он рассматривал человека как «политическое животное». При определенных условиях политика может стать решающим фактором, полностью контролирующим все другие сферы общества.

Сторонники технологического детерминизма определяющий фактор общественной жизни видят в материальном производстве, где характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных продуктов, но и уровень потребления и даже культурные запросы людей.

Сторонники культурного детерминизма полагают, что костяк общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечит устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур предопределяет различие в поступках людей, в организации материального производства, выборе форм политической организации (в частности, это можно связать с известным выражением: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»).

К. Маркс исходил в своей концепции из детерминирующей роли экономической системы , полагая, что именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе .

В современной отечественной социологической литературе существуют противоположные подходы к решению проблемы примата во взаимодействии социальных сфер общества . Одни авторы склонны отрицать саму эту идею, полагая, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой из социальных сфер своего функционального предназначения. Они исходят при этом из того, что гипертрофированное «разбухание» одной из социальных сфер может пагубно сказаться на судьбе всего общества, так же, впрочем, как и недооценка роли каждой из этих сфер. Например, недооценка роли материального производства (экономической сферы) ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений в обществе. Размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов (социальная сфера) ведет к социальной энтропии, беспорядку и конфликтам. Принятие идеи примата политики над экономикой и другими социальными сферами (особенно в условиях тоталитарного общества) может привести к краху всей социальной системы. В здоровом социальном организме жизнедеятельность всех его сфер находится в единстве и взаимосвязи.

Ослабнет единство — понизится эффективность жизнедеятельности общества, вплоть до изменения своей сути или даже распада. В качестве примера приведем события последних лет ХХ в., приведшие к поражению социалистических общественных отношений и распаду СССР.

Общество живет и развивается по объективным законам единства (общества) с ; обеспечения социального развития; концентрации энергии; перспективной активности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания — отрицания; соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; диалектического единства экономического базиса и общественной надстройки; возрастания роли личности и др. Нарушение законов развития общества чревато крупными катаклизмами, большими потерями.

Какие бы цели не ставил перед собой субъект социальной жизни, находясь в системе общественных связей, он должен им подчиняться. В истории общества известны сотни войн, принесших ему огромные потери, независимо от того, какими целями руководствовались правители, их развязавшие. Достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, бывших президентов США, начавших войну во Вьетнаме, Ираке.

Общество — целостный социальный организм и система

Уподобляли общество социальному организму, все части которого взаимозависимы, а их функционирование направлено на обеспечение его жизни. Все части общества выполняют заданные им функции для обеспечения его жизни: продолжение рода; обеспечение нормальных условий для жизнедеятельности его членов; создание возможностей производства, распределения и потребления; успешную деятельность всех его сфер.

Отличительные черты общества

Важной отличительной чертой общества выступает его автономность , которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, добиваться её высокой эффективности, опираясь на существующее в нем разделение труда.

Общество обладает самодостаточностью , которая позволяет ему выполнять главную задачу — предоставлять людям условия, возможности, формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.

Общество обладает большой интегрирующей силой . Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления , которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.

Общество как целостный организм обладает качеством системности , и все его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.

Часть и целое как компоненты единой системы связаны между собой неразрывными узами и поддерживают друг друга. В то же время тот и другой элемент обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Чем сильнее целое в сравнении со своими частями, тем сильнее пресс объединения. И напротив, чем сильнее части по отношению к системе, тем она слабее и сильнее тенденция к разъединению целого на составные части. Следовательно, для образования устойчивой системы необходим подбор соответствующих элементов и их единство. При этом, чем больше несоответствие, тем сильнее должны быть узы сцепления.

Образование системы возможно как на естественных основах притяжения, так и на подавлении и подчинении одной части системы другой, т. е. на насилии. В связи с этим различные органические системы строятся на различных принципах. Одни системы основаны на доминировании естественных связей. Другие — на доминировании силы, третьи стремятся укрыться под защитой сильных структур или существуют за их счет, четвертые объединяются на основе единства в борьбе с внешними врагами во имя высшей свободы целого и т. д. Существуют также системы, основанные на сотрудничестве, где сила не играет существенной роли. Вместе с тем существуют определенные рамки, за пределами которых и притяжение, и отталкивание могут привести к гибели данной системы. И это естественно, так как излишнее притяжение и сцепление создают угрозу для сохранения разнообразия системных качеств и тем самым ослабляют способность системы к саморазвитию. Напротив, сильное отталкивание подрывает целостность системы. При этом, чем больше самостоятельность частей в рамках системы, чем выше их свобода действия в соответствии с заложенными в них потенциями, тем меньше у них стремление выйти за ее рамки и наоборот. Именно поэтому систему должны образовать лишь такие элементы, которые более или менее однородны между собой, и где тенденция целого, хотя и доминирует, но не противоречит интересам частей.

Законом всякой социальной системы является иерархичность ее элементов и обеспечение оптимальной самореализации путем наиболее рационального построения ее структуры в данных условиях, а также максимального использования условий окружающей среды для ее преобразования в соответствии со своими качествами.

Один из важных законов органической системы закон обеспечения ее целостности , или, иначе говоря, жизненности всех элементов системы . Поэтому обеспечение существования всех элементов системы выступает условием жизненности системы как целого.

Фундаментальным законом любой материальной системы , обеспечивающим ее оптимальную самореализацию, выступает закон приоритета целого над его составными частями . Поэтому чем сильнее опасность для существования целого, тем больше жертв со стороны его частей.

Как и любая органическая система в трудных условиях общество жертвует частью во имя целого, главного и коренного . В обществе как целостном социальном организме общий интерес при всех условиях находится на первом плане. Однако общественное развитие может осуществляться тем более успешно, чем больше общий интерес и интересы индивидов будут находиться в гармоническом соответствии между собой. Гармоническое соответствие между общими и индивидуальными интересами может быть достигнуто лишь на относительно высокой ступени общественного развития . До тех же пор, пока такая ступень не достигнута, господствует либо общественный, либо личный интерес. Чем труднее условия и чем больше неадекватность социальных и природных компонентов, тем сильнее проявляет себя общий интерес, реализуясь за счет и в ущерб интересам индивидов.

В то же время чем более благоприятные условия, возникшие либо на основе природной среды, либо созданные в процессе производственной деятельности самих людей, тем при прочих равных условиях общий интерес в меньшей мере осуществляется за счет частного.

Как и всякая система общество содержит в себе определенные стратегии выживания, существования и развития . Стратегия выживания выдвигается на первый план в условиях крайнего недостатка материальных ресурсов, когда система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя экстенсивного, или точнее, во имя всеобщего выживания. В целях выживания социальная система изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.

Подобный переход к экстенсивному развитию и перераспределению материальных ресурсов в случае необходимости происходит не только в глобальных, но и локальных масштабах, т. е. в рамках малых социальных групп, если они попадают в экстремальную ситуацию, когда средств оказывается крайне недостаточно. В таких условиях страдают как интересы индивидов, так и интересы общества в целом, поскольку оно лишается возможности развиваться интенсивно.

Иначе развивается социальная система после выхода из экстремальной ситуации, но находящаяся в условиях неадекватности социальных и природных компонентов . В таком случае стратегия выживания сменяется стратегий существования . Стратегия существования реализуется в условиях, когда возникает определенный минимум средств для обеспечения всех и, кроме того, появляется их некоторый излишек сверх необходимого для жизни. В целях развития системы в целом излишек производимых средств изымается, и они сосредоточиваются на решающих направлениях социального развития в руках наиболее сильных и предприимчивых . Все же остальные индивиды ограничиваются в потреблении и обычно довольствуются минимумом. Таким образом, в неблагоприятных условиях существования общий интерес прокладывает себе дорогу за счет интересов индивидов , наглядным примером чего является становление и развитие российского общества.

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями.

ОБЩЕСТВО :

  1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).
  2. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).
  3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).
  4. Человечество в целом.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.

Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.

Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.

Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.

Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.

Здесь можно предположить два существенных положения:

  1. Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом.
  2. В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.
Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:
  • преобразование природной и социальной среды обитания,
  • выход за рамки опыта, целеполагание, целесообразность.
Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:
  1. Цель –
  2. Средства достижения цели –
  3. Действия, направленные на достижение цели –
  4. Результат.
Потребности человека:
  • Биологические (самосохранение, дыхание),
  • Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
  • Идеальные (в знаниях, в искусстве).

Виды человеческой деятельности: Практическая:

  • материально-производственная,
Духовная:
  • познавательная деятельность,
  • ценностноориентированная,
  • прогностическая.

Норма – это образец, правило поведения, а социальные нормы – это для человека являются мерой и правилом его поведения в обществе.

Поведение людей регулируется через:

  • дозволение – желательные варианты поведения,
  • предписания – это указанные правила поведения,
  • запреты – это деяния, которые запрещены или их не следует совершать.
Виды социальных норм:
  • обычаи,
  • традиции,
  • моральные нормы,
  • религиозные,
  • политические,
  • правовые.

Девиантное (отклоняющееся) поведение. Социальные нормы, общепринятые в рамках социальной общности или группы правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют главный регулятор поведения людей в обществе и необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Сфера позитивных, одобряемых обществом или группой, отклонений – это таланты и гении.

Сфера негативных, осуждаемых обществом или группой, отклонений – это алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство, преступное поведение.

Начнем с положения о том, что общество - это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

Сфер жизни выделяют несколько:

  • экономическая (отношения в процессе материального производства),
  • социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп),
  • политическая (деятельность государственных организаций, политических партий),
  • духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Общественная жизнь сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика). Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики - законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Общество имеет свою специфику в сравнении с природой. «Во всех областях природы... господствует определенная закономерность, независимая от существования мыслящего человечества»,- писал крупнейший ученый-физик М. Планк. Поэтому естествознание может сосредоточиться на изучении этих объективных законов развития, независимых от человека. Общество же - это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы «извне». Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, самим собой. При этом выявляются коренные отличия человека от других живых существ. Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т. п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович). Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица. Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интерсы, интеллект, потребности и способности. Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность - как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Развитие общества - результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т.д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве - его поведение сообразуется с целью: добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения - биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности. В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, отметим разделение деятельности на духовную и практическую. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой. Иные классификации выделяют деятельность трудовую, высшую нервную, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда). Как и в предшествующей классификации, выделение этих видов носит условный характер.

Что же такое творчество? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности включает в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.

Труд - это вид человеческой деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем труд преобразует самого человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входя т в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах: что следует делать? Что можно делать? Чего делать нельзя? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Существующие в обществе нормы можно представить в ряде их разновидностей.

Обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, благородно - подло, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.

При ответе обратите внимание на то, что эта тема связана с историей человечества, ибо общество - это результат развития человечества.

Представьте себя на месте исследователя, когда будете отвечать на задания о человеке, индивиде, личности.

Примеры социальных норм и к чему приводит отклоняющееся поведение человека или группы людей Вам известны с детства.

Пробуйте высказывать свое мнение.


Для выполнения заданий по Теме 1 Вам необходимо уметь:

1. ПЕРЕЧИСЛЯТЬ:
Важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, науки, изучающие человека.

2. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Общество, бытие человека, творчество, человеческая деятельность, образ жизни.

3. СРАВНИВАТЬ:
Общество и природу, роль игры, общения, труда в жизни человека.

4. ОБЪЯСНЯТЬ:
Соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.


Рекомендованная литература:
  • Боголюбов Л.Н. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Что такое «общество»? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное общество собралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «общество любителей пива», - да мало ли еще вариантов, когда термин «общество» кажется вполне уместным! Вместе с тем, философию вряд ли может интересовать общество любителей пива или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. Разберемся с тем, что же интересует философов в обществе, на какие проблемы его развития они обращают внимание.

В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования: 1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах, 2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий «стиль жизни», как выражаются западные социологи). Если суммировать все вышеперечисленное то, в повседневности под обществом понимается определенная группа людей, имеющих одинаковое положение, либо происхождение, либо цели и интересы, а под человеком - разумное живое существо. При этом первое противопоставляется второму как множество единице или как целое части.

В отличие от обыденного сознания философия стремится в ходе использования системы своих категорий и принципов постичь сущность общества и человека путем осмысления их места в составе Универсума и их внутреннего нерасторжимого единства.

В научной литературе существует немало дефиниций общества. Простейшее из них звучит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений. В западной литературе обществом чаще всего называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное «национальное лицо». Возможно и еще одно определение: «Общество - это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность».

Существует два подхода к анализу проблемы «человек и общество»:

  • 1. Общество - целостная система, не сводимая к особенностям взаимодействующих индивидов. Человек - ансамбль социальных отношений. Общество производит тех людей, которые ему нужны. Для такого подхода характерен принцип коллективизма: человек и его интересы должны подчиняться интересам целого. (Платон, Дюркгейм, Маркс).
  • 2. Общество - сумма индивидов-атомов, продукт их сознания и воли. Человек - автономный индивид-субъект, обладающий сознанием и волей, способный к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Основой такого подхода является представление о человеке, наделённом «естественными правами», а также характерен принцип индивидуализма. (Гоббс, Руссо, Вебер).

Основные философские подходы к анализу общества:

1. Натуралистический подход. Социология возникла и оформилась в первой половине XIX века в рамках позитивистского взгляда на мир. Предполагалось, что это наряду с науками о природе должна существовать подобная им и вооружённая естественнонаучными методами наука об обществе. Метафизические объяснения социальных процессов позитивизм полагал бесполезными. Для большинства позитивистских подходов характерны недвусмысленные претензии на безусловное объяснение социальных процессов и жизни человечества, и искренняя вера в то, что ученый в состоянии рационально объяснить почти все.

В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Так, например, Ш. Фурье, французский социалист-утопист, пытался создать социальные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. Общество здесь характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами.

  • 2. Атомистический подход. Человек - некий социальный атом, а общество - механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс).
  • 3. Идеалистический подход. Развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека.
  • 4. Диалектико-материалистический (экономический) подход. Общественная жизнь - высшая форма движущей материи. Общество выступает и как объект и как субъект материальной действительности. Общество есть единство общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие - это совокупность материальных, объективных факторов, а общественное сознание - это совокупность духовных и идеальных факторов в жизнедеятельности людей. Они взаимообусловлены, но первые являются определяющими. Диалектико-материалистический подход нацеливает исследователей на обнаружение объективных законов в развитии общества.
  • 5. Структурный функционализм - Т. Парсонс и Р. Мертон. Эта социологическая доктрина рассматривает общество как систему, социальный организм, существование частей или подсистем которого функционально оправдано в интересах структуры целого.

В целом объяснение общества всегда вписывается в рамки определенного философского направления, каждое из которых имеет равное право на существование. Но не все из них согласуются с социально-научным познанием. Так с позиций субъективного идеализма фундаментальным фактором общественного развития является свободная воля людей, и никакой объективной закономерности в нем не обнаруживается. Объективный идеализм порождает телеологическую модель общества и допускает использования различных форм сверхестествееной силы. Натуралистические схемы в социологии не позволяют определить новое качество общества, специфику самой социальности, отличающей его от природы. Дальше всех в раскрытие сущности общества пошел К. Маркс. Он показал, как из особенностей материальной жизни проистекают особенности общественного устройства.

Говоря «человек - существо социальное», мы, прежде всего, имеем в виду, что его нормальная жизнедеятельность связана с обществом себе подобных. Например, Робинзон Крузо, оставшись на необитаемом острове, в полном одиночестве воспроизвел весь объем трудовых функций, необходимых для поддержания жизни, и тем самым общество в форме знаний и навыков все эти годы было с ним.

Термин «общество» обычно используется в двух смыслах. Во-первых, общество понимается как исторически, географически, экономически и политически конкретное социальное образование. Согласно даже обычным представлениям, общество - нечто большее, чем просто общность или группа людей. Используя понятие «общество», мы обычно имеем в виду либо исторически конкретный тип общества (первобытное общество, феодальное, современное общество и т.п.), либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством (современное российское общество), либо целую совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты характеризуются тем, что под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

Во-вторых, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам (по Э. Шилзу): объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); браки заключаются между представителями данного объединения; оно исполняется преимущественно за счет детей тех людей, которые все являются его признанными представителями; объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; у него есть собственное название и своя история; оно обладает собственной системой управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; его членов объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Из всего вышеперечисленного следует, что в постоянном поиске философской мысли от общества к человеку и обратно, на первое место необходимо ставить общество. Понятие «общества» и «человека» в рамках философии однопорядковы, потому что в них отражаются две абсолютно одинаковые по значимости фундаментальные особенности социальной реальности. Понятие «человек» заключает в себе в первую очередь предельно обобщенный образ всех людей, взятых независимо от времени и места их жизни, от половых, расовых, классовых, религиозных и других различий, в этом аспекте оно - синоним понятия «человечество». В свою очередь последнее, взятое в соотношении с понятием «природа», предстает синонимом понятия общества вообще. Отсюда нетрудно заключить, что понятия общества и человека в аспекте их отношения к природе могут быть тождественны.

Между тем обобщенный образ всех людей, включающийся в понятие «человека», в ходе процесса мышления, прежде всего, на уровне обыденного сознания постоянно оказывается сопряженным с чувственным представлением о том или ином отдельно взятом конкретном индивиде или конкретной группе индивидов. Единичное и особенное в содержании понятия человека именно поэтому служат необходимым фоном в процессе его логического функционирования, что является для противопоставления понятия «человек» как формы частного, преходящего и случайного бытия социальной реальности понятию «общество» как целостному образованию, заключающему в себе всеобщие, вечные и необходимые определения этой реальности. Из вышеперечисленного следует, что понятия общества и человека находятся в противоречивом соотношении, т.е. они противоположны и в то же время тождественны. И если первое легко обнаруживается, прежде всего, при рассмотрении общества и человека как двух явлений социальной реальности, то второе при постижении их сущности.

Однако объективное различие общества и человека на уровне явления заключается в том факте, что первое не обладает, а второе, напротив, обладает биологическим качеством. Природа человека биосоциальна, общество же как совокупность экономических, политических, правовых, моральных, религиозных и других отношений людей не является по самой своей сути неким специфическим биологическим образованием.

Тем не менее, на том основании, что человек как живое существо является частью общества, в выдвинутой в XIX в. Г. Спенсером концепции социального дарвинизма обществу, хотя, и косвенно, приписывался биологический характер, поскольку закономерности его исторического развития сводились Спенсером к закономерностям биологической эволюции с ее естественным отбором, борьбой за существование и выживанием наиболее приспособленных к внешней среде.

Напротив, Ф. Ницше общество и его культуру резко противопоставил человеку как биологическому существу, природа которого, по его мнению, заключена в психофизиологическом инстинкте воли к власти. Поскольку в ценностях культуры выражаются интересы и цели общества, а не биологические влечения и нужды отдельно взятого индивида, постольку культура, согласно Ницше, препятствует проявлению сущности человека и угнетает ее, делает человека больным животным, ни на что не способным и безвольным рабом общества. В силу подчинения императивам культуры человек перестает быть самим собой. Абсолютизируя, таким образом, имеющееся в природе человека биологическое качество, Ницше на этом основании признает, что общество и человек - это взаимоисключающие антагонистические полярности, что в XX в. было подхвачено и на свой лад переосмыслено, в частности З. Фрейдом.

Другим объективным основанием противоположности общества и человека на уровне явления выступает их статус в наличном бытии социальной реальности, а именно: первое относительно второго предстает в виде определенной системы, исходными элементами которой и являются человеческие индивиды. Жизнедеятельность общества, поэтому никогда не тождественна сумме жизнедеятельностей входящих в его состав индивидов. Своеобразие общества как системы не определяется и общими свойствами ее элементов. Система всегда больше суммы своих элементов, поскольку включает в себя не только структурные связи элементов, но также характеристики, которые возникают в результате взаимодействия элементов и которые образуют целостность системы, не присущую самим ее элементам.

Противостояние общества и человека как явлений социальной реальности на разных этапах исторического процесса выражалось по-разному. Так, в первобытно-родовом строе, когда отдельно взятый человек только начал становиться личностью, общество как целое отождествлялось по сути дела с входящими в его состав индивидами, поскольку интересы родового коллектива выступали одновременно интересами каждого из его членов. Всякое же противопоставление человека обществу жестко пресекалось. В этих условиях противоположность общества и человека существовала в форме несущественного различия.

С зарождением и развитием общественно-экономических формаций, частной собственности и утвердившегося вместе с последней отчуждения как социального феномена, выразившегося в стихийном характере совокупной деятельности людей, в превращении человека в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, противоположность между обществом и человеком стала принимать крайние формы проявления. Одним словом, могущество человечества предопределило его же бессилие. Собственная мощь противостоит ему как чуждая сила, в этом - существенный момент парадоксальности современной эпохи: потеря человеком собственных убеждений, традиции, коммуникабельности, его одиночество (Х. Ортега-и-Гассет); отсутствие личной ответственности, собственного мышления, его деятельность вне «Я» (К. Ясперс); трагедия самосознания превращенного в ничто человека (Ф. Кафка); скандал духа, кризис культуры, бытия и сознания (экзистенциализм); эстетика художественного выражения духовной бесформенности и внутренного разложения современного человека (П. Пикассо); бессилие человека перед собственным развитием (Э. Кассирер); трагически шокированное сознание (Т. Манн); конформностное сознание одномерного человека (Г. Маркузе); антипрактика - антицель - отчуждение (П. Сартр); сытое счастье находяшегося в опасности человека (Г. Гадамер); буйство науки и техники (Грин); превращение средства в цель (Э. Фромм); безнадежность ожидания (Бекет); сизифов труд бунтующего человека (А. Камю)… Видение страшного мира стало причиной эстетического отчуждения, театр абсурда, литература абсурда, атональная музыка, абстрактное изобразительное искусство как эстетика выражения «страшного мира» являются выражением кризиса технифицированного быта, культуры и сознания.

Таким образом, в индивидуальном сознании это нашло выражение в виде восприятия нормативов, предписываемых социальной структурой, как чуждых и враждебных личности, а также в чувстве изоляции, одиночества, заброшенности и беспомощности. Мир социальных институтов и общественной культуры предстал в глазах личности зловещей стихийной силой, потенциально несущей угрозу самому существованию человека. Этот факт социальной реальности своеобразно был осмыслен, в частности, в философии экзистенциализма, в которой признается наличие подлинной и неподлинной экзистенции человека. Под второй экзистенцией разумеется не что иное, как существование личности в обществе, когда она утрачивает свою свободу и превращается в объект манипулирования со стороны других людей. Подлинное же существование личности как свободного субъекта возможно лишь вне общества, в состоянии полного одиночества.

В современном обществе не только процессы отчуждения, но и омассовления и нивелирования личности служат источником усиления противопоставленности общества человеку, поскольку направлены на то, чтобы лишить личность права на самобытность и уникальность собственного бытия. Это не может не вызывать у людей протест и стремление к противостоянию социальной системе, что нашло теоретическое отражение в ряде философско-этических концепций индивидуализма, в которых утверждается приоритет личности перед любой формой социальной общности.

Как бы ни представлялась нам на уровне явления достоверной и несомненной противоположность общества и человека, тем не менее при погружении философской мысли в сущность социальной реальности обнаруживается и выходит на первый план их нерасторжимое внутреннее единство, которое при этом выступает не в виде формального тождества, а в форме их взаимопроникновения как реальных противоположностей социальной действительности. Заметим, что противоположность общества и человека в форме противостояния системы и элемента может быть фиксирована лишь в рамках устойчивого статического состояния их соотношения. Но как только последнее начинает рассматриваться в динамике, так сразу же обнаруживается взаимопереход этих противоположностей, что хорошо проявляется при решении, в частности, проблемы возникновения общества и человека.

В социальной философии в этой связи Марксом было установлено, что человек - это не просто исходный неотъемлемый элемент общества, без которого оно не может существовать, но вместе с тем полномочный и единственный творец последнего на базе деятельного использования соответствующих объективно-исторических предпосылок. С другой стороны, только в обществе человек может стать тем, что он есть, и вне общества в принципе не может появиться, жить и развиваться, так что последнее в свою очередь творит человеческих индивидов, обеспечивая тем самым свое будущее существование и прогресс.

Источником возникновения общества, таким образом, является человек с его деятельностью, направленной на преобразование природы, а в свою очередь источником возникновения человека выступает общество. Получается так, что для появления общества в наличии уже должен быть человек. Для появления же человека нужно иметь в наличии общество.

Для возникновения общества и человека таким процессом является человеческая деятельность, историческое развертывание которой смогло одновременно породить как общество, так и человека. Причем это произошло путем опредмечивания человеческой деятельности, с одной стороны, в объектах культуры общества, а с другой - в социальных качествах отдельно взятых индивидов (сознание, трудовые навыки, способность к познанию и общению, интересы, ценностные ориентации и т.д.). Такое опредмечивание осуществлялось многие десятки тысяч лет, так что общество и человек как явления социальной реальности приобрели в полной мере свои специфические характеристики не сразу. Произошло это примерно 40 тысяч лет тому назад.

Поскольку люди смертны, постольку каждое новое поколение формируется на базе прежде накопленной культуры общества, следовательно можно утверждать, что источником возникновения человека как субъекта деятельности и общественных отношений является общество. Получается, что общество, как уже было отмечено, есть творец человека. И оно осуществляет эту свою функцию с появлением каждого нового поколения людей. Сформировавшиеся же люди нового поколения не только осваивают наличную культуру общества, но и в дальнейшем развивают и преобразуют ее, так что общество возникает в своих новых формах на основе деятельности людей. В этом случае оказывается, что человек - творец общества.

Обе стороны соотношения «общество - человек» предстают продуктом, следствием своего противоположного члена и одновременно творцом, причиной последнего. Если иметь в виду, что общество - это определенная система, а человек - ее элемент, то напрашивается вывод о том, что статусом субстанциального начала обладает не только система (общество), но и ее элемент (человек). Ни в одной другой системе реальной действительности такого рода паритет в соотношении системы и ее элементов не был обнаружен. В этом плане общество - уникальная система, в рамках которой каждый ее элемент совместно с другими обладает способностью к созиданию целого и тем самым может претендовать на одинаковое с системой онтологическое значение. В этой связи общество есть не что иное, как человек, взятый в системе его общественных отношений. Человеческую же личность правомерно рассматривать как общество, существование которого достигло предельно аккумулированного выражения.

Если учесть все это, то можно утверждать, что с помощью категорий «система - элемент» невозможно выразить все аспекты соотношения общества и человека. Еще более недостаточными в этом плане предстают понятия рода и индивида. Если в животном мире род есть сохраняющаяся величина, жизнь которой обеспечивается возникновением и исчезновением индивидов, то в социальном мире общество (род) не остается одним и тем же, а постоянно изменяется вместе со сменой ряда поколений, т.е. на каждом данном историческом этапе оно как определенная формация возникает, развивается и гибнет.

Из этого следует, что понятийный аппарат социальной философии нуждается в расширении за счет введения в оборот философского анализа социума терминов, с помощью которых можно было бы полнее и глубже выразить специфику, в частности, соотношения общества и человека. Ведь общество есть такой целостный организм, элементы которого (т.е. люди) не безразличны к целому и друг к другу и к тому же имеют особое значение по отношению ко всем остальным. В этом организме совершенное единство целого достигается посредством обеспечения полной свободы его элементов. В этой связи если главной целью общества является создание необходимых материальных и духовных условий для оптимальной жизнедеятельности людей и их самореализации, то конечной целью последних выступает постоянное воспроизводство, сохранение и развитие фундаментальных устоев и институтов общества как непосредственной культурной среды их существования.

Как общество невозможно без людей, так и наоборот. Поэтому общественные (коллективные) и индивидуальные (личные) интересы в своей основе должны находиться в гармоническом единстве. Всякого рода деформации и перекосы в соотношении тех и других интересов неизбежно наносят существенный (а порой непоправимый) ущерб как обществу, так и отдельно взятым индивидам. Поддержание динамического равновесия общественных и индивидуальных интересов - исходный залог благополучия и прогресса социума и его членов. Противоречие общественного и индивидуального лежит в основе общественно-исторического процесса, так что этапы развертывания последнего выражают в своем содержании не что иное, как фазы разрешения указанного противоречия.

Целостность общества, базирующаяся на гармоническом единстве общественных и индивидуальных интересов, достигается не стихийно, но только посредством сознательной социальной организации, которая направлена на регулирование и поддержание упорядоченности общественной жизни и которой занимаются в настоящее время соответствующие группы специалистов, объединенных в разного рода управленческие учреждения.

В том случае, когда социальная организация жизнедеятельности общества подвергается коренному преобразованию, возникает социальный хаос, который по своей сути есть не что иное, как отрицание существующих общественных целей и признанных ценностей, а также устойчивой упорядоченности налаженных устоев жизни людей, в ходе которого (отрицания) сразу или постепенно происходит выдвижение новых общественных целей и ценностей и связанная с этим перестройка прежнего уклада жизнедеятельности общества. Социальный хаос всегда протекает болезненно, ибо вызывает определенную деградацию общественной жизни и порождает массу глубоких и зловещих народных бедствий. Именно поэтому социальный хаос называют еще смутным временем.

Примечательно, что социальный хаос каждый раз является результатом сознательной деятельности тех или иных групп людей, которые только в ходе его существования видят возможность реализации своих корыстных групповых интересов. Именно поэтому они нередко стремятся как можно дольше поддерживать такого рода хаос, который для них предстает даже в качестве новой социальной организации общества. Иначе говоря, социальный хаос есть особый вид социальной организации, промежуточный между ее старой и новой формой, а не просто отсутствие всякого присутствия такого рода организации.

Из всего вышеперечисленного следует подчеркнуть, что соотношение общества и человека представляет собой одно из исходных внутренних противоречий социальной реальности. Будучи двумя атрибутами последней, они исключают и вместе с тем дополняют друг друга. В основе такого рода связи общества и человека лежит человеческая деятельность, а формами конкретной реализации этой связи выступают прежде всего соотношения системы и элемента, общественного и индивидуального интересов, социальной организации и социального хаоса. Системная организация (как и социальный хаос) общества является результатом не стихийных сил и процессов, но всегда продуктом сознательной деятельности людей. В этом заключается принципиальное качественное отличие социальной системы от любых других систем реальной действительности.

Как явление реального мира общество есть особый вид наличного бытия, поэтому отправной философской категорией при определении понятия общества выступает категория бытия. В рамках онтологии под бытием (Универсумом) разумеется единственной самодостаточное целое, не оставляющее ничего вне себя. Взятое само по себе, оно не несет в себе ничего, кроме себя самого. Категория бытия - самая абстрактная и потому самая бедная по содержанию, но по объему - самая богатая, так как под нее подпадает все, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.

При рассмотрении общества как особого вида наличного бытия следует, прежде всего установить, в чем заключается определяющая форма его предметной реализации и каков способ его существования. На первый вопрос ответ следует сформулировать: почему определяющей формой предметной реализации общества являются многообразные отношения людей и их разного рода групп и общностей. Реализация такого рода отношений происходит в ходе совместного поведения людей, направленного на осознанное достижение совпадающих или несовпадающих их целей, что и определяет солидарный или конфликтный характер таких отношений. Что касается ответа на второй вопрос, то он будет таким: способом существования общества выступает так или иначе осознанная целенаправленная человеческая деятельность. Обратимся к пояснению вначале первого, а затем второго ответа.

«Общество, - писал К. Маркс, - не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Иначе говоря, наличное бытие общества заключено в первую очередь не в бытии людей как природно-биологических существ и не в бытии вещей культуры («второй природы»), а в развертывании сложной и разветвленной совокупности как материальных, так и духовных общественных отношений людей. Хотя без человеческих индивидов и вещей культуры не может быть общества, тем не менее, исходную характеристику наличного бытия последнего составляют отношения живущих в нем людей.

При рассмотрении категории качества в философии выделяется два его типа - природное и социальное. Последнее, в свою очередь, подразделяется на два вида - системное и функциональное. По своему онтологическому статусу общество как определенное наличное бытие является системным социальным качеством. А это значит, что человеческие индивиды и вещи культуры приобретают свой полный смысл как отдельно взятые социальные образования только находясь в системе функционирующих общественных отношений. Вне последних подлинное наличное бытие чего-либо в обществе невозможно установить и осмыслить. Поэтому в социуме всякое отдельно взятое сущее имеет изначально статус опосредованного бытия. А это значит, что в нем любая реалия существует не в самой себе, а в другом. Изъятие из живой ткани общественных отношений равносильно утрате ею своей подлинной качественной определенности. Так, человеческий индивид перестает быть личностью (социально-историческим существом), если он выпадает из соответствующей системы общественных отношений и тем самым теряет свое социальное качество. В наличном бытии общества тон задают не его предметные элементы с их свойствами, а те человеческие отношения, которые определяют его как системную целостность. По своему онтологическому статусу общество качественно отличается от любого макрообъекта, обладающего вещной формой предметной реализации своего бытия.

Теперь обратимся к рассмотрению специфического своеобразия способа существования общества, который, как уже было выше указано, заключается в так или иначе осознанной целенаправленной человеческой деятельности (в дальнейшем - просто «деятельности»). Маркс глубоко и точно сказал, что история есть не что иное, «как деятельность преследующего свои цели человека». Человеческая деятельность для общества значит то же самое, что для элементарных частиц их взаимные превращения и взаимодействия, посредством которых они реализуются и переходят из одних состояний в другие. И подобно тому, как в физической науке постижение законов бытия элементарных частиц осуществляется посредством осмысления процессов их взаимопревращения, точно так же сущность общества может быть раскрыта лишь в ходе познания механизма реализации человеческой деятельности. На основе обобщения развития фундаментальных наук в философской методологии давно установлена истина: единственным путем раскрытия сущности вещей реальной действительности является объективный анализ способа их существования, т.е. познание их форм движения и развития. Как способ существования общества человеческая деятельность представляет собой активное воздействие субъекта (людей) на объект (предметы реального мира). Она выступает посредствующим звеном между обществом и природой.

Деятельность - это жизненная активность субъекта, а не объекта. Через нее субъект входит в контакт и вместе с тем противопоставляет себя объекту. Ее содержание составляют процессы преобразования и познания природной и социальной действительности с целью удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и самореализации сущностных сил человека. В этой связи деятельность - это не только активное, но и целенаправленное воздействие субъекта на объект посредством использования соответствующих средств (орудий, методов). Активное преобразование вещей реального мира без соответствующего замысла и проекта невозможно. Деятельность всегда есть реализация той или иной цели, т.е. процесс объективирования существующего в сознании человека идеального образа будущего результата деятельности в предметные формы природных вещей.

Целеполагание как и средства достижения целей - главные структурные элементы деятельности. Отсутствие целей с необходимостью ведет к утрате смысла существования человека. Предметы становятся средством деятельности лишь тогда, когда начинают служить достижению цели. Внутренняя логика протекания деятельности заключена в механизме взаимодействия цели, средства и результата. Если цель является внутренне побуждающим мотивом деятельности, то результат (продукт) представляет собой следствие использования орудий и средств деятельности. Лишь средство переводит цель в результат, который есть функция средств реализации деятельности. В целенаправленном действии выражается свобода и творчество субъекта деятельности. Деятельность как живой поток человеческой активности в своей основе и есть не что иное, как переход материального в идеальное и наоборот. Отличие практической деятельности от теоретической заключено в том, что первая является материальной, а вторая - духовной. Если на уровне практики человек входит в непосредственный физический контакт с вещами внешнего мира и активно преобразует их. То в познавательном процессе он непосредственно имеет дело не с материальными вещами, а с их чувственными образами, абстрактными представлениями и идеализированными объектами, которыми он мысленно оперирует и которые преобразует в ходе своего мышления. При этом практика является основой, движущей силой, критерием и целью познания. В отличие от животного способа существования, человеческий способ жизнедеятельности заключается в практическом преобразовании вещей окружающего мира согласно целям и программам общества, а также задачам самореализации и всестороннего развития отдельно взятого человека. При этом взаимодействие человека с материальным миром характеризуется системой созданных людьми орудий труда, целенаправленными и совместно осуществляемыми действиями, коллективным опытом и способами организации деятельности.

Изменяя мир, человек изменяет и себя. Такого рода реформы могут быть осуществлены лишь в ходе использования познанных человеком объективных законов, существенных характеристик и отношений вещей. Так, например, свобода есть познанная необходимость, используемая в человеческой деятельности для достижения целей общества и отдельно взятых личностей. Уровень свободы определяется объемом знаний о законах и существенных характеристиках объектов реальной действительности, что и позволяет человеку принимать решения со знанием дела, осуществлять выбор согласно своим желаниям, достигать самореализации и предвидеть последствия своей деятельности.

В социальной философии сопряженным с понятием деятельности выступает понятие труда. Если деятельность есть целеполагающая активность человека как биосоциального существа, направленная на преобразование реальной действительности для удовлетворения его потребностей и являющаяся единственным способом его существования и самореализации, то труд, по определению Маркса, есть «целесообразная деятельность для созидания потребительских стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни».

Подчеркнем, что, согласно Марксу, труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, а не между людьми. Опираясь на приведенные определения деятельности и труда, можно сказать, что эти понятия в чем-то совпадают по своему содержанию, но их на таком основании неправомерно было бы отождествлять.

В узком же смысле понятие труда существенно отличается от понятия деятельности, поскольку выражает в себе лишь один вид или один из аспектов содержания последнего. Например, когда говорят фразу «труд и отдых», то под трудом разумеют определенный вид деятельности, с которым сопоставляется другой вид деятельности, т.е. отдых. В этом плане вполне правомерно словосочетание «трудовая деятельность», которой противопоставляют нетрудовую деятельность.

Нередко словом «труд» обозначают лишь материальную предметно-практическую деятельность, так что теоретическая деятельность в этом случае невольно оказывается за пределами трудового процесса. В философском же анализе общества и человека предпочтение следует отдавать понятию деятельности, а не понятию труда.

Общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. «…Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат… … Толковый словарь Ушакова

Община, сообщество, артель, ассоциация, банда, беседа, братство, братия, ватага, группа, землячество, каста, клика, коалиция, конгломерат, корпорация, кружок, кучка, лагерь, лига, мир, партия, плеяда, секта, совет, собрание, союз, сфера,… … Словарь синонимов

Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? общества, чему? обществу, (вижу) что? общество, чем? обществом, о чём? об обществе; мн. что? общества, (нет) чего? обществ, чему? обществам, (вижу) что? общества, чем? обществами, о чём? об… … Толковый словарь Дмитриева

Общество - в широком смысле большая группа людей, объединенных какой либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества… … Экология человека

Общество - Общество ♦ Société «Человеческое или животное общество – это организация, – пишет Бергсон. – Оно подразумевает соподчинение, а также, как правило, подчинение одних элементов другим» («Два источника морали и религии», глава I). Общество –… … Философский словарь Спонвиля

ОБЩЕСТВО Юридическая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Общество (значения). Общество обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей,… … Википедия

А; ср. 1. Совокупность людей, объединённых общими для них конкретно историческими условиями жизни. Человеческое о. История общества. Развитие общества. Наука об обществе. // Исторически конкретный тип социальной системы, определённая общественно… … Энциклопедический словарь

1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией О. это общность людей, наделенных волей и сознанием, проживающих на определенной территорииЭнциклопедический словарь экономики и права

общество - а; ср. см. тж. общественный 1) а) Совокупность людей, объединённых общими для них конкретно историческими условиями жизни. Человеческое о/бщество. История общества. Развитие общества. Наука об обществе … Словарь многих выражений

Книги

  • , П. Ф. Лилиенфельд-Тоаль. Вниманию читателей предлагается книга российского социолога и государственного деятеля П. Ф. Лилиенфельда-Тоаля, в которой он развивает идею сопоставления человеческого общества с природой,…
  • Мысли о социальной науке будущего. Человеческое общество как реальный организм , Лилиенфельд-Тоаль П.Ф.. Вниманию читателей предлагается книга российского социолога и государственного деятеля П. Ф. Лилиенфельда-Тоаля, в которой он развивает идею сопоставления человеческого общества с природой,…

1. Общее понятие человека

Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле. кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего. лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нес, а притягивает как магнит.

Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы; Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.

История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства,- арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности - богу и тем самым обрести спасение в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.

Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Идеалистическая философия XIX - начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив,- к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами, например Гегелем, который рассматривал индивида в контексте социально-исторического целого как продукт деятельного взаимодействия, в котором происходит опредмечивание человеческой сущности и весь предметный мир вокруг человека есть не что иное, как результат этого опредмечивания, все-таки целостного учения о человеке еще не было. Этот процесс в целом походил на состояние вулкана, готового к извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков внутренней энергии. Начиная с марксизма, человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Были заложены основные принципы диалектико-материалистической концепции человека, построение же гармоничного во всех отношениях здания цельной философии человека- это в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны - это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. . . Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Развитие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности - интуицию.

Все это и означало появление нового биологического вида Homosapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях - как человек разумный и как человек общественный. (Если глубоко вдуматься, то это, в сущности, одно и то же.) Подчеркивая универсальность социального начала в человеке, К. Маркс писал: «. . . сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Такое понимание человека подготовлялось уже в немецкой классической философии. И. Г. Фихте считал, например, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду. Л. Фейербах, создавший материалистическую концепцию философской антропологии, послужившую исходным началом для рассуждений Маркса о человеке, его сущности, тоже писал, что изолированного человека не существует. Понятие человека непременно предполагает другого человека, или, точнее, других людей, и только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова.

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это - яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности. «Индивид,- писал К. Маркс,- есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни. - является проявлением и утверждением общественной жизни»". Сущность человека не абстрактна, как можно было бы думать, а конкретно-исторична, то есть содержание ее, оставаясь в принципе тем же социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста и т. д. Однако на первом этапе рассмотрения личности ее индивидуальные моменты необходимо отходят на второй план, главным же вопросом остается выяснение универсальных ее свойств, с помощью которых можно было бы определить понятие человеческой личности как таковой. Исходным пунктом такого понимания является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения.

Не претендуя на статус определения, суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда мы можем сказать, что человек - это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения. При этом подчеркивание в человеке его социальной природы не имеет в марксизме того упрощенного смысла, что будто бы только социальная среда формирует человеческую личность. Социальное здесь понимается как альтернатива идеалистически-субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, будучи, с одной стороны, альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой - не отрицает биологического компонента в человеческой личности, также имеющего универсальный характер.

Публикации по теме