Фонематические процессы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Развитие фонематических процессов Учитель-логопед Зотеева О.С

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям при обучении грамоте. Ребёнку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов коррекционной работы. Одновременно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти – на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в процессе специальных игр и упражнений.

Эта работа начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему родного языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений Учитель-логопед Высшей категории МКОУ «Форносовская СОШ» Дубинина Татьяна Алексеевна

ЦЕЛЬ: формирование фонетико-фонематического восприятия и навыков элементарного языкового анализа слов ЗАДАЧИ: Развитие у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе русского языка; Введение понятий о различительной роли звука, основных качественных его характеристиках. Формирование навыков элементарного языкового анализа и синтеза слов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчёт количества звуков в слове.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Развитие неречевого слуха; Развитие речевого слуха; Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.

I этап Цель: Развитие неречевого слуха Задачи: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Предлагаемые игры: « Что звучало?» « Где звучало?» (индивидуально) «Колокольчик» «Хлопни, как я!» (индивидуально) «Дятел» (индивидуально)

«ЧТО ЗВУЧАЛО?» Логопед показывает ребёнку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Логопед издаёт звуки, а ребёнок говорит, что звучало.

«ГДЕ ЗВУЧАЛО?» Используется на индивидуальных занятиях. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звонит колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук.

«КОЛОКОЛЬЧИК» Дети встают в круг. «Водящий» с закрытыми глазами находится в центре круга. Дети поочерёдно звонят колокольчиком. «Водящий» должен угадать и показать, у кого из детей звонит колокольчик.

«ХЛОПНИ, КАК Я!»

«ДЯТЕЛ» Логопед отстукивает карандашом различные ритмы (I II III , II I II и т.д.), а ребёнок повторяет за ним.

II этап Цель: Развитие речевого слуха Задачи: Развивать способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу; Дифференциация слогов и фонем.

Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса «Далеко – близко» «Большой – средний – маленький» «Взрослый или детёныш?» «Телефон»

«ДАЛЕКО – БЛИЗКО»

«БОЛЬШОЙ – СРЕДНИЙ – МАЛЕНЬКИЙ» Логопед выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

«Взрослый или детёныш?» Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Логопед произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.

«ТЕЛЕФОН» Логопед тихо «на ушко» говорит слово (по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

Игры на различение слов, близких по звуковому составу «Красный – зелёный» «Цепочка» «Подбери картинку» «Какое слово лишнее?» «Самое короткое слово» «Самое длинное слово» «Подскажи словечко!»

«КРАСНЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ» Логопед показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания: «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

«ЦЕПОЧКА» Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем - по три) : Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков. МАК – БАК ТОК – ТУК БЫК – БОК ДОМ – ДЫМ КОМ – СОМ МОТОК – КАТОК – ПОТОК БАТОН – БУТОН – БЕТОН ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА

«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ» Логопед выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: « Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

«Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

«САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО» Логопед произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

«САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО» Логопед произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Логопед произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово. «Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Винтокрылый … (вертолёт)».

Игры на дифференциацию слогов и фонем «Назови по порядку слоги» «Бабочки» «Девочки – гласные» «Мальчики – согласные» «Флажки» «Наушник – колокольчик»

«Назови по порядку слоги» Логопед произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

«БАБОЧКИ» Логопед предлагает ребёнку усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки – это гласные звуки: [а, о, у, и, ы, э]. Логопед произносит разные звуки, а ребёнок усаживает бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.

«ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ» Перед ребёнком лежат картинки с изображением девочек в красных платьях, губы каждой девочки имеют определённую артикуляцию, над головой – графическое изображение гласного звука. Логопед произносит гласные звуки, а ребёнок показывает соответствующую девочку.

«Мальчики – согласные» Твёрдые звуки носят одежду синего цвета и живут в синем домике, а мягкие – одежду зелёного цвета и живут в зелёном домике. Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик, когда мы их произносим – горлышко «звенит». Глухие звуки «носят» наушники, они ничего не слышат.

«ФЛАЖКИ» Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета.

«Наушник – колокольчик» Ребёнок, называя картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук. Если первый звук – глухой, то картинку нужно положить под «наушником», а если – звонкий, то – под «колокольчиком».

III этап Цель: Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов Задачи: Определять количество слогов в словах разной сложности; Выделять первый и последний звук в слове; Определять место, количество, последовательность звуков в слове; Развивать фонематические представления.

Игры на определение количества слогов в словах разной сложности «Отбей слоги мячом» «Паровоз и вагончики» «Гусеница» «Тучка и зонтик»

«Отбей слоги мячом» Логопед говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

«ГУСЕНИЦА» Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

«ТУЧКА И ЗОНТИК» На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове «Рыбалка» «Звуковые человечки» «Тарелочки» «Кепки» «Двухэтажный дом»

«РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию логопеда нужно выделить из слова последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.

«ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» Логопед ставит на стол 3 звука - яйца, у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки.

«ТАРЕЛОЧКИ» На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова.

«КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Логопед показывает детям картинки, спрашивая: «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает: «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [ в ’] ».

«ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ» Логопед даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна: синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.

Игры на определение примерного места звука в слове «В каком вагоне едет Звук?» «Застегни пуговицу на рубашке» «Грибочек» «Клумба

«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?» Логопед показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

«Застегни пуговицу на рубашке» На рубашке появляется карман – картинка. Логопед просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

«Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Логопед просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук.

«Клумба» Логопед показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове «Фишки» «Схема слова» «Экран телевизора» «Звёздное небо»

«ФИШКИ» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.

«СХЕМА СЛОВА» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

«Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

«Звёздное небо»

Упражнения и игры на развитие фонематических представлений «Стаканчики» «Цветик – семицветик» «Подбери и раскрась картинки на заданный звук»

«СТАКАНЧИКИ» Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божей коровкой.

«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [ З ]). Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука.

«Подбери и раскрась картинки на заданный звук» Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.

Таким образом, проведение специальных игр и упражнений будет способствовать успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА: Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.: Гном и Д. – 2000. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Онтогенез фонематических процессов

Фонематические процессы (фонематическая система) человека состоят из фонематического слуха и фонематического восприятия, при этом последнее включает простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.

Функции фонематической системы были определены и раскрыты В.К. Орфинской:

  1. смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);
  2. слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);
  3. фонематический анализ, т. е. разложение слова на составляющие его фонемы (8).

Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.

Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично её анализируя, определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (8 пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).

Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей - левого) - центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.

В онтогенезе развитие и становление фонематических процессов происходит постепенно.

Фонематический слух - это сенсорная основа нашей речи. В отличие от звуко-высотного или музыкального слуха, направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем - частей слова, имеющих «смысл», содержание, обладающих значением.

В некоторых восточных языках одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке фонемы постоянны и не зависят от тембра и высоты звука (9).

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка (1). Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в «решетке фонем» (7).

Фонематический слух начинает формироваться у ребенка очень рано. Уже на 3 - 4 неделе жизни ребенок выделяет речь человека из любых других звуковых раздражителей. Неоднократно отмечалось, что ребенок постепенно становится все более «внимателен» именно к звукам человеческой речи. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. В восприятии речи взрослого человека ребенок проходит как бы несколько этапов: вначале он реагирует на интонацию обращенной к нему речи, затем особую значимость приобретает для него ритм, и только после этого, уже в конце первого года жизни, ребенок начинает различать слова по их звуковому составу. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Исследования отечественных психологов, лингвистов - Н. X. Швачкина и А.Н. Гвоздева показали, что к двум годам ребенок различает все звуки родного языка. Иначе говоря, к двум годам фонематический слух ребенка оказывается сформированным. (5).

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В возрасте 6 лет дети говорят, в целом, правильно, но все же у значительного числа их имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаще замены звуков) (5).

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова (1). Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. Посредством аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И, Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М, Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. (6).

Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова (с четырех-пяти лет), выделение начального ударного гласного из слова (с пяти лет); он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове (последовательный анализ), их количества (количественный анализ), места по отношению к другим звукам (после какого звука/перед каким звуком – позиционный анализ). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (с шести лет)(3).

Д.Б. Эльконин дает следующее определение фонематическому анализу:

  1. определение порядка слогов и звуков в слове,
  2. установление различительной роли звука,
  3. выделение качественных основных характеристик звука (2).

Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения звуков в целое слово (с 6 лет). Другими словами, фонематический синтез – это процесс, противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе слухо-произносительных представлений.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления - способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематический слух), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ). В формировании фонематических представлений выделяется несколько периодов. На первых этапах (от одного года до трех лет) фонематические представления складываются в соответствии с собственным неправильным произношением. В процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков, т.е. речеслуховой анализатор освобождается от тормозящего влияния речедвигательного анализа. (8).

Список использованной литературы

  1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев– М.: Детство-Пресс, 1961.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  5. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.
  6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н и др; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ.
  8. Садовникова, И.Н. Формирование фонематического анализа/ И.Н. Садовникова // Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2005.
  9. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.






Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно- рефлекторные связи. Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов. Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.


Варианты внешних дефектов в произношении звуков речи: Полное отсутствие звука Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции Смешение в речи двух правильно произносимых звуков Искаженное произношение звука В этом случае он говорит «рыба» вместо «ррыба» и «лампа» вместо «ллампа». Встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет). Ребенок говорит «лрыба» вместо «ррыба» и «саба» вместо «шуба», однако эти замены наблюдаются в более позднем возрасте. Ребенок, умеющий правильно произносить оба звука и уже вышедший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно употребляет их в речи (говорит то «ррыба», то «лрыба»,). В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук Р, но произносит его искаженно.


Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия Н.А. Чевелева условно разделяет на шесть этапов: Узнавание неречевых звуков дифференциация фонем дифференциация слогов различение одинаковых слов, фраз, звуко комплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса различение слов, близких по звуковому составу развитие элементарного звукового анализа


Игры по развитию фонематического восприятия УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ. Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.


ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК. Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто- либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.


ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА. Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.




Игра «СОСТАВЬ СЛОВО» Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза. Задачи: -учить выделять начальный звук в слове. -учить синтезировать слова из заданных звуков. -учить составлять звуковую схему слова. -учить обозначать звук буквой. Ход игры: 1 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук. 2 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.


«ДИНОЗАВРИК» ЦЕЛЬ: « Развитие звуко - буквенного анализа» ЗАДАЧИ: -Учить выделять первую букву в слове. -Учить находить общую букву в словах. -Развивать зрительное внимание, мышление. ИНСТРУКЦИЯ: Проведи динозаврика к домику так, чтобы по пути ему встречались слова, начинающиеся на одну и ту же букву. Игра « ЗВУКОПУЗИКИ» ЦЕЛЬ: « Развитие фонематического слуха» ЗАДАЧИ: -Учить выделять звук на фоне слова. -Учить дифференцировать звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам. -Учить соотносить звук с буквой. -Развивать мышление. ИНСТРУКЦИЯ: Помоги звукопузикам поймать шарики со своим звуком.


В мире звуков (фонематика) (развиваем фонематический слух, внимание, память) Описание: Эта игра очень похожа на традиционные игры-ходилки с кубиками и фишками, где победитель тот, кто первый добрался до финиша. Но "Фонематика" - еще и развивающая игра. Ею могут пользоваться для занятий с детьми и родители, и педагоги, и логопеды. С помощью этой игры можно определить и улучшить состояние фонематического слуха у ребенка. Передвигая фишку по игровому полю и попадая на разные клетки, малыш будет получать задания: назвать начальный или конечный звук слова, которым обозначается предмет, нарисованный на карточке, подобрать рифму к тому или иному слову. Игра подойдет детям разных возрастов (от 2 до 10 лет). В правилах предложены различные варианты проведения игры для детей разных возрастных категорий. Техническое описание: Комплектность: поле, 42 карты, 84 маленьких карточки, 4 фишки, кубик, правила. Упаковка - картон, размер упаковки 33*22*2,8 см.







Учитель-логопед первой кв. категории Макеева Марина Олеговна ГБОУ Школа №1571

Одной из важнейших задач обучения ребёнка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез. Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» .

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем. Другими словами, фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематический анализ - мысленный процесс выделения отдельных фонем.

Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.

В норме дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей развития артикуляционной моторики они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом дети хорошо слышат звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Ребёнок способен проводить различие между правильным и неправильным произношением, но не всегда может правильно произнести то или иное слово. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. К этому возрасту у них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. У детей же с недостаточно развитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы. Для таких детей слова с такими фонемами звучат одинаково, например: точка – дочка, коса – коза, почка – бочка, лиса (животное) – леса (мн. число слова «лес» ) . Словарь ребёнка с недостаточно развитым фонематическим восприятием не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи, так как многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми» . Также у детей с недостаточно развитым фонематическим восприятием нарушаются процессы формирования навыков звукового анализа и синтеза, что приводит ещё и к нарушению слоговой структуры слова, а в дальнейшем к нарушениям процессов письма и чтения. Так речь ребёнка постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

Одним из основных направлений логопедической работы с детьми дошкольного возраста является преодоление нарушений фонематических процессов.

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по преодолению нарушений фонематических процессов проводится поэтапно.

  • Первый этап – узнавание и различение неречевых звуков.
  • Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.
  • Третий этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
  • Четвертый этап – дифференциация слогов.
  • Пятый этап – дифференциация фонем.
  • Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

На первом этапе ребёнку предлагаются игры и упражнения, в процессе которых развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Например: шум дождя, шелест листвы, звук проезжающих машин, гул самолёта и т.д. Выполнение таких упражнений способствует также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов.

На втором этапе ребёнка учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова, фразы. Например, ребёнку предлагается определить, кто его «зовёт» – медведь (взрослый говорит низким голосом) или мышонок (взрослый говорит высоким голосом) .

Третий этап включает игры, которые научат ребёнка различать слова, близкие по звуковому составу. Например, показать на картинке, где коса, а где коза; где каска, а где кашка.

На четвёртом этапе дети учатся различать слоги, включающие близкие по звучанию звуки: па-ба, ку-гу, ма-на и др.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Следует начинать с дифференциации гласных звуков. Например: взрослый называет звуки ([у] , [о] , [а] и т.д.) , а ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [а] . Аналогично продолжается работа на материале согласных звуков.

Шестой этап предполагает игры и упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза. На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность. Сначала необходимо сформировать навык определения наличия заданного звука в слове. Затем следует учить ребёнка определять первый и последний звук в слове, а также определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) . И только после этого можно переходить к формированию более сложных форм фонематического анализа и синтеза таких, как: определение последовательности и количества звуков в слове, а также определение места заданного звука по отношению к другим звукам в слове.

Таким образом, при работе в данном направлении необходимо следовать принципам последовательности и «от простого к сложному» , а также предлагать ребёнку задания в игровой форме, благодаря чему повышается интерес к учебной деятельности.

Игры и упражнения для формирования фонематических процессов.

Игры и упражнения первого и второго этапов.

  1. Игра «Угадай, что звучит» . Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы) , затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
  2. Игра «Отгадай музыкальный инструмент» . Ребёнку предлагается прослушать отрывок записи игры на каком-либо музыкальном инструменте. Ребёнок должен отгадать, какой музыкальный инструмент звучал. Так же, как и в предыдущей игре, можно использовать картинки-подсказки.
  3. Игра «Транспорт» . Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс поезда, работа мотора мотоцикла и т.д.) , и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.
  4. Игра «Погремушки» . Для игры понадобится несколько погремушек, издающих разные звуки и отличающихся по цвету. Взрослый, после знакомства ребёнка со звучанием каждой погремушки, прячет их за ширму (либо ребёнок закрывает глаза) , издаёт звук одной из них, а ребёнок должен отгадать, какая погремушка издала этот звук (например, синяя, красная или зелёная) .
  5. Игра «Отгадай звучащую игрушку» . Для игры понадобится несколько звучащих игрушек, издающих разные звуки (свисток, дудочка, погремушка, музыкальная шкатулка и т.д.) . Игра проводится аналогично предыдущей.
  6. Игра «Баночки» . В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» ) необходимо насыпать разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.) . Взрослый издаёт звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.
  7. Игра «Что это за зверь?» . Ребёнку предлагается прослушать запись голосов животных (лай собаки, мычание коровы и т.д.) , пение и голоса птиц, а затем отгадать, кто из животных (птиц) так подает голос.
  8. Игра «Кто тебя позвал?» . Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса» : у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.
  9. Игра «Лесенка» . Для игры понадобится картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка (любой персонаж, например, зайчик) . Зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребёнок) – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля» ) то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче.
  10. вариант: после показа взрослым ребёнок сам поёт песенку с разной силой голоса (тихо-громче-громко и наоборот) в соответствии с передвижением зайчика по лесенке.
  11. вариант: ребёнок закрывает глаза, взрослый поет песенку то тихо, то громко, ребёнок должен отгадать, где находится зайчик – вверху или внизу лесенки.
  12. Игра «Тихо-громко» .
  13. вариант: взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силой голоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза) .
  14. вариант: для игры понадобится две игрушки, например, собачка и котик. Взрослый определяет, кто из них говорит громко, а кто – тихо, и демонстрирует на примере фразы или одного слова. Затем ребёнок должен отгадать, кто – собачка или котик – сказал фразу (слово) .

Игры и упражнения третьего и четвертого этапов.

  1. Игра «Покажи» . Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов со схожими по звучанию названиями: коса – коза. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен показать этот предмет на картинке. Например: покажи, где коса, а где коза; где трава, а где дрова; где почка, а где бочка.
  2. Игра «Закончи предложение» . На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса) » , «На лугу пасётся … (коза) » .
  3. Игра «Назови» . Ребёнку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках: кашка – каска, бочка – почка, точка – дочка и т.д.
  4. Игра «Найди ошибку» .
  5. вариант: взрослый называет предметы, изображенные на картинках, сознательно делая ошибки в некоторых словах. Например, показывая на каску, взрослый говорит: «Это кашка» . Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры) , услышав ошибку в слове, при возможности (если ребёнок выговаривает все звуки, входящие в состав этого слова) ребёнок называет правильный вариант.
  6. вариант: аналогичным образом можно поиграть в эту игры с предложениями. Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса» ) ; «Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку» ) .
  7. Игра «Шаг вперед» . Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок должен сделать шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза» , взрослый называет слова: коса, каша, коза.
  8. Игра «Правильно-неправильно» . Взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком) , услышав правильный вариант. Например: «масына» , «масина» , «мафына» , «махына» , «машина» .
  9. Игра «Гномы» . Эта игра проводится аналогично предыдущей, только взрослый дает ребёнку две карточки: одну с изображением весёлого гнома, другую – с изображением грустного гнома. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.
  10. Игра «Хлопай, не зевай» . Взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.
  11. Игра «Попугайчики» . Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
  12. Игра «Будь внимательным» . Взрослый даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би» ) , а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи» ) . Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.

Игры и упражнения пятого и шестого этапов.

  1. Игра «Поймай звук» . Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  2. Игра «Флажок» . Эта игра проводится аналогично предыдущей, только ребёнку предлагается поднять флажок, услышав заданный звук. Если игра проводится на материале гласных звуков, то целесообразно использовать флажок красного цвета. Если ребёнку предлагается выделить из звукового ряда твёрдый согласный звук – флажок синего цвета. Соответственно, выделяя мягкий согласный звук из звукового ряда, можно поиграть с флажком зелёного цвета.
  3. Игра «В каком слове (слоге) спрятался звук?» . Взрослый называет слова (слоги) , ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или поднять руку, помахать флажком) , услышав заданный звук в слове.
  4. Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?» . Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а] , лук – [у] , дом – [о] и т.д. На первых этапах взрослый должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук.
  5. Игра «Назови слова с заданным звуком» . Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов) , ребёнок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук.
  6. Игра «Выбери подходящие картинки» . Взрослый кладет на стол несколько картинок. Ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.
  7. Игра «Разложи картинки» . Игра проводится на материале слов, в состав которых входят аппозиционные звуки (с – ш, с – з, к – г, л – л", п" – б" и т.д.) . Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки на две стопки: в одну стопку нужно положить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть, например, звук [с] , в другую – картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [з] .
  8. Игра «Назови первый (последний) звук в слове» . Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно. На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале (конце) слова.
  9. Игра «Паровозик» . Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м] , [с] ) , позже – других согласных.
  10. Игра «Где спрятался звук?» . Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово с заданным звуком. Ребёнок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова) и бросает мяч обратно. Этот вариант игры стоит предлагать ребёнку на этапе закрепления навыка определения места звука в слове, когда зрительная опора не требуется.
  11. Игра «Найди слово» . На столе лежат несколько картинок. Ребёнку нужно определить слово, соответствующее заданным условиям. Например, найти слова, в которых звук [с] находится в начале (середине или конце) слова.
  12. Упражнение «Составь схему слога (слова) » (звуковой анализ слога (слова) ). Ребёнку предлагается составить звуковую схему слога (слова) , дать характеристику каждому звуку, определить общее количество звуков, количество согласных (твёрдых, мягких) и гласных звуков, назвать все звуки в слове по порядку. Начинать обучать ребёнка звуковому анализу следует с обратных слогов (ап) , затем проводится анализ прямых слогов (па) , затем слов из трёх звуков (мак, сок) , из четырех звуков с двумя прямыми слогами (мама) , и только позже переходить к анализу более сложных слов (со стечением согласных – стол, трёхсложных – канава и др.) .
  13. Игра «Назови звуки» . Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок называет по порядку все звуки в слове и бросает мяч обратно.
  14. Игра «Подбери слово» . Ребёнку предлагается подобрать (придумать, либо выбрать из числа предложенных) слово в соответствии с инструкцией. Например: придумать слово из трёх звуков; придумать слово соответствующее заданной звуковой схеме; найти из числа предложенных слов те, которые начинаются с мягкого согласного звука.
  15. Игра «Хлопаем» . Ребёнку предлагается разделить слова на слоги, отхлопывая каждый слог, затем назвать количество слогов в слове.
  16. Игра «Посмотри вокруг» . Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
  17. Игра «Я знаю три слова» . Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребёнку мяч, называя разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т.д) , ребёнок называет три слова, соответствующих заданию, и бросает мяч обратно.
  18. Игра «Бусинки» . Ребёнку предлагается собрать рассыпавшиеся бусы, расставив по порядку «слова-бусинки» (для игры используются заранее подобранные картинки) : каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее (радуга – аист – туфли – иголка и т.д.) .
  19. Игра «Цепочка» . Ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом. В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово) , либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку) .
  20. Упражнение «Собери слово из слогов» . Игра может проводится устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.

Сформированные фонематические процессы являются необходимой предпосылкой для успешного овладения обучающимися письмом, чтением и служат непременным условием обучения грамоте. В настоящее время большое количество обучающихся 1-х классов, имеющих нормальный физический слух и интеллект, оказываются не готовы к усвоению школьной программы по русскому языку и чтению из-за плохо сформированных фонематических процессов. Нарушение в развитии фонематических процессов не дает возможности обучающимся овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем языка, и замедляет развитие речи в целом. Поступив в 1-й класс школы с положительным эмоциональным настроем и желанием учиться, многие первоклассники вскоре теряют интерес к учёбе из-за личного неуспеха. Им сложно даются такие предметы как письмо, обучение грамоте, чтение. Особенно трудным для выполнения является письмо под диктовку. При письме у таких детей часто появляются специфические ошибки, которые не связаны с применением правил русского языка: антиципации (предвосхищения), например: "тсол", вместо стол, элизии (пропуски, упущения), например: "мана", вместо малина, персеверации (застревания) например: "пплаток", вместо платок; контаминации (сплав двух сложных слогов в один), перестановки. Данной категории обучающихся, как правило, требуется гораздо больше времени на выполнение домашних заданий. Несформированность фонематических процессов оказывает отрицательное влияние на овладение письменной и устной речью, поэтому важно повысить эффективность формирования фонематических процессов у обучающихся 1-х классов на логопедических занятиях. Вовремя оказанная логопедическая помощь в развитии и формировании фонематических процессов – это залог успешного освоения школьной программы и обучения в целом. Изучению фонематических процессов уделяли внимание многие известные учёные: А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин и др. Фонематические процессы осуществляются за счёт сложной аналитико-синтетической деятельности мозга. Л.С. Выготский ввёл понятие "фонема" и доказал, что она является единицей развития детской речи. Основной закон восприятия фонем – восприятие звучащей стороны речи. Важно отметить и роль Н.И. Жинкина, который выдвинул гипотезу о том, что все фонемы хранятся в человеческой памяти упорядоченным образом и образуют так называемую «фонемную решетку» (1952 г.). Эта гипотеза и сейчас подтверждается многими педагогами, психологами и лингвистами. Немного позже Д.Б. Эльконин ввёл понятие фонематическое восприятие. В основе фонематического восприятия лежит фонематический слух. Как известно, он занимался разработкой эффективной методики обучения детей чтению и письму. Д.Б. Эльконин определил фонематическое восприятие как "слышание" отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании». Данные авторы считали, что произношение находится в тесной зависимости от акустического «обобщения звука». Кроме этого необходимо отметить роль Н.Х. Швачкина, который опытным путём установил последовательность освоения детьми фонематических различений. С детьми годовалого возраста, находящимися на стадии перехода от лепета к словесной речи, он проводил следующие опыты. Ребёнку показывали или давали для игры некоторые предметы и сообщали их вымышленные названия. Слова подбирались так, чтобы они различались одной фонемой или наличием или отсутствием фонемы: пак-бак, бук-бак и т.п. Экспериментатор добивался того, чтобы ребёнок усвоил соотнесённость звукового комплекса с предметом, а затем просил показать или дать бак, пак и т.д. Таким образом, выявлялись важные закономерности восприятия фонем. Через слово ребёнок переходит к фонематическому восприятию речи . По мнению эмбриофизиологов, на ранних стадиях онтогенеза, в период эмбрионального развития, закладывается предварительная способность к восприятию звуков человеческой речи, к фонематическому слуху. Новорожденный ребёнок не способен дифференцировать ни фонемы человеческой речи, ни другие звуки, различные по силе, высоте. Поскольку области головного мозга, отвечающие за восприятие звуков, ещё недостаточно сформированы. Ребёнок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400 г. Но в коре новорожденного ребёнка уже имеется 17 млрд. нервных клеток, размножение которых закончилось к моменту рождения ребенка. Большие полушария мозга ребенка ещё сильно сглажены. Поверхность мозга в первые месяцы жизни начинает увеличиваться за счет того, что она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины . Первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями, но постепенно участок мозга, расположенный в задней височной извилине преимущественно левого полушария начинает несколько отличаться от такого же участка в противоположном полушарии. В этих симметричных точках имеется различная по характеру нервных клеток и степени их развития мозговая ткань. В 1968 г. нейроанатомы Н. Гешвинд и У. Левицкий обнаружили феномен анатомической межполушарности мозга человека: в большинстве случаев участок коры на границе височной и теменной долей в левом полушарии был крупнее правого. Данный участок левого полушария слухоречевая зона коры больших полушарий - задняя треть верхней височной извилины левого полушария получил название – центр Вернике, в честь учёного, впервые заметившего (1874г.), что при удалении верхней височной извилины человек теряет способность понимать обращённую к нему речь. Центру Вернике принадлежит главная роль в функционировании фонематического слуха. К другому центральному органу речи принадлежит зона Брока, которая у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи. С началом развития данного центра ребенок начинает различать фонемы слышимой речи, это происходит спонтанно, без специального обучения примерно к концу первого года жизни. К двум годам формирование центра Вернике можно считать законченным . Психологи утверждают , что примерно к этому возрасту завершается и формирование фонематического слуха, ребёнок владеет уже всей системой основных фонематических противопоставлений. Дальнейшее развитие фонематических функций происходит за счёт усложнения структуры мозга и увеличения количества отростков нервных клеток, а также образования множества связей между ними. Вот как описал ход развития фонематических процессов у ребёнка Н.Х. Швачкин. Автор выделил двенадцать фонематических рядов. Проведенное им исследование выявило две стадии фонематического развития: стадия различения гласных и стадия различения согласных. Ребёнок делит звуковой поток речи на две части, вычленяя из него гласные и отличая их от других звуков – согласных. Стадия различения согласных является первой ступенью фонематического развития детской речи и образует первый фонематический ряд этого развития. Он разделяется на три последовательных этапа:

  • I этап: различение а и не-а .
  • II этап: различение и – у, э – о ; различение и – о, э – у .
  • III этап: различение и – э, у – о .

Стадия различения согласных сложна и многоступенчата. Началом этой стадии служит восприятие самого факта наличия согласных. Оно является предварительной ступенью дифференциации согласных. В общей схеме фонематического развития различение наличия согласных является второй ступенью и образует второй фонематический ряд.

Затем следует различение всей массы согласных. Сначала согласные делятся на сонорные и шумные – это третья ступень фонематического развития речи. Она разделяется на два ряда. Один из них составляет третий фонематический ряд развития речи ребёнка и заключается в различении сонорных и артикулируемых шумных. Другой состоит в различении сонорных и не артикулируемых шумных, возникает позже других ступеней различения и образует шестой фонематический ряд. Он условно включается нами в пятую ступень фонематического развития речи. Вслед за расчленением сонорных и шумных возникает расчленение твердых и мягких согласных. Это является четвёртой ступенью фонематического развития речи и образует четвертый фонематический ряд.

После этого возникает различение среди самих сонорных и шумных. Они образуют последние две ступени фонематического развития речи.

Различение сонорных происходит на пятой ступени фонематического развития и образует пятый фонематический ряд. Он разделяется на три последовательных этапа:

  • I этап: различение между назальными и плавными + jot.
  • II этап: различение назальных.
  • III этап: различение плавных.

Различение плавных и jot возникает очень поздно и образует последний двенадцатый фонематический ряд. Этот ряд условно включается в шестую ступень фонематического развития речи.

Различение шумных происходит на шестой ступени фонематического развития и образует следующие ряды:

  • седьмой фонематический ряд – различение губных и язычных;
  • восьмой фонематический ряд – различение взрывных и придувных;
  • девятый фонематический ряд – различение передне и заднеязычных;
  • десятый фонематический ряд – различение глухих и звонких согласных;
  • одиннадцатый фонематический ряд – различение шипящих и свистящих.
  • двенадцатый фонематический ряд – различение плавных и jot.

к двум годам в сенсорной речи ребёнка с нормальным интеллектуальным и речевым развитием дифференцированы все звуки русского языка, хотя функция речедвигательного анализатора ещё продолжает своё формирование в этом возрасте. Благодаря раннему развитию фонематического слуха ребёнок учится различать многообразные фонетические элементы речи, их слуховые представления, которые регулируют выработку этих элементов в собственной речи ребёнка. Понятие фонематические процессы включает в себя:

  • фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Он имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
  • фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи. Фонематическое восприятие возникает в связи с развитием семантики речи ребёнка, которое перестраивает и восприятие звуков речи и артикуляцию. [Швачкин Н.Х 5.]
  • фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.
  • фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.
  • фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Мнения учёных сходятся на одной точке зрения, а именно на том, что фонематические процессы важны для усвоения звуковой стороны речи. Если у ребёнка имеются речевые нарушения, это неизменно приведёт к затруднениям в овладении звуковым анализом и синтезом, различным затруднениям при письме, особенно под диктовку, и овладении навыком чтения. Для проведения обследования уровня сформированности фонематических процессов у обучающихся 1-х классов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ, фонематический синтез применяются различные задания, которые представлены в приложении 1 .

Подбор и объём речевого материала для обследования фонематических процессов подбирается с учётом индивидуальных речевых возможностей первоклассника. Действуем по принципу от простого к сложному.

Всю логопедическую работу по коррекции фонематических процессов можно проводить в игровой форме, что, как известно, очень нравится детям любого возраста и тем самым повышает их мотивацию к логопедическим занятиям. Незаметно для себя обучающиеся получают новые знания, приобретают необходимые умения и навыки, которые являются необходимыми при обучении грамоте, чтению и другим школьным дисциплинам. Логопедическая работа по развитию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает в себя следующие направления работы:

  1. Коррекция звукопроизношения (при необходимости), постановка, уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы могут заменяться на письме;
  2. Развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

Основные задачи коррекционной работы, которые решаются совместными усилиями логопеда и учителя состоят в следующем:

  • систематическая работа, направленная на формирование у обучающихся 1-х классов умения сравнивать, различать речевые и неречевые – логопед;
  • отработка и уточнение артикуляции звуков, которые ребёнок правильно произносит изолировано, но в речи сливаются или произносятся «смазанно» – логопед;
  • постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь – логопед;
  • формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков – логопед и учитель;
  • закрепление навыка звукового анализа, доступных для ребёнка, постепенное обучение ребёнка сокращённым и более обобщённым операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формирование умений выделять звуки в сильных и слабых позициях, различать варианты их звучания – логопед, учитель.

На начальном этапе работы мы ставим целью развитие фонематического слуха, и решаем следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки. Сначала, действия детей могут ограничиваться реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши). Также могут предъявляться карточки с условными обозначениями (красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – твердый согласный, зеленый квадрат – мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п. Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать разнообразные игры и упражнения. При развитии слухового восприятия, внимания, памяти внимание обучающихся сначала обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Логопед объясняет первоклассникам, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания. Далее необходимо обратить внимание ребёнка на поставленный или уточнённый в речи звук. Логопед формирует навыки правильного произношения звука, различения и выделения звука из состава слога, слова, в потоке речи. При достижении первоклассником определенного уровня звукового анализа, изучаемый звук соотносится с соответствующей буквой и вводится в письменные упражнения, тем самым закрепляется его правильное написание в слогах, словах, предложениях. После усвоения ребёнком правильного произношения изучаемого звука и написания соответствующей графемы проводим работу по дифференциации звука среди акустически и артикуляционно близких звуков. Сначала учим ребёнка различать изучаемый звук среди других звуков в чужой речи. Затем учим его различать изучаемый звук в собственной речи. И только после того, как ребёнок научился самостоятельно различать данный звук в словах своей и чужой речи, можно начинать формировать навык выделения звука из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. При выделении изучаемого звука подбираем речевой материал в которых данный звук находится в сильной позиции (гласные звуки – ударная позиция начала слова, согласные звуки – конец слова (кроме звонких звуков) , начало слова перед гласным звуком). Если ребёнок испытывает трудности при определении последовательности, количества звуков в словах, то ему предлагают наглядную схему звукового состава данного слова. После усвоения ребёнком анализа звукового состава слова с помощью схемы переходим к выделению звуков путём проговаривания, а затем к звуковому анализу в уме. Усвоение обучающимся каждой новой операции готовит его к последующей, тем самым накапливая определённые фонематические обобщения и наблюдения над звуковой стороной языка. На данном этапе обучения удобно использовать разрезную азбуку, позже письменные упражнения (по мере прохождения букв в классе). Следующим этапом работы является работа над предложением. Предложение содержит слова на изучаемый звук. Вариантами заданий по этой теме могут быть следующие:

  • составление предложений по картинкам с последующим их анализом (определение порядка слов в них; выделение слов с изучаемым звуком, указание места их в предложении; деление слов на слоги и выделение слогов с изучаемым звуком, чёткое их проговаривание);
  • составление предложения из данных вразбивку слов, насыщенных изучаемым звуком.

После того как обучающийся, уже овладел чётким и правильным произношением звука во фразе и предложении вводим диктанты с устным или графическим анализом слов в предложениях. Следующим этапом работы идет дифференциация звуков. Данный этап работы можно начинать только после того, как ребёнок научиться чётко произносить, воспринимать на слух изученные звуки и соотносить их с соответствующими буквами. Систематизация представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают предпосылки для создания и закрепления навыка правильного письма и чтения, развитие языкового чутья. Важно уделить внимание дополнительной проработке таких понятий как: гласные звуки и буквы, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие – глухие; слог, ударение. Обучающимся с фонематическим недоразвитием речи нужно давать много заданий, направленных на выделение гласных и согласных звуков из прямого слога, как последовательно так и вразбивку. Эти упражнения нужно проводить с опорой на артикуляцию произносимых звуков. В ходе работы над умением делить слова на слоги специалисту необходимо включить задания на нахождение детьми ударного слога в слове. Сначала учим ребёнка различать ударный слог в чужой речи, а затем в собственной. В ходе занятий необходимо давать возможность ребёнку действовать самостоятельно, побуждая его к активности заинтересованности в преодолении имеющихся дефектов в развитии речи, учить его контролировать свою речь, письмо, чтение, грамотно писать и правильно читать. Подборка различных вариантов речевых игр для развития фонематических процессов у младших школьников представлена в приложении 2 . Все задания доступны по содержанию и могут использоваться в работе с детьми не только логопедами, учителями, но и родителями.

Данный вид логопедической работы, а именно формирование фонематических процессов у обучающихся 1-х классов, эффективно помогает предупредить и устранить недостатки в развитии устной речи, а также ошибки письма, письменной речи и чтения.

Литература:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Александрова Т.В. «Живые звуки, или фонетика для дошкольников» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  3. Алтухова Н.Г. «Научитесь слышать звуки», – СПб., 2006.
  4. Бессонова Т.П., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. «Основы логопедической работы с детьми» – М.: «Издательство Аркти», 2005.
  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, «По дороге к азбуке» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  6. Выготский Л.С. «Мышление и речь»- М.: Издательство Лабиринт», 2008.
  7. Гадасина Л.Я, О.Г. Ивановская «Звуки на все руки» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  8. Жинкин Н. "Механизмы речи"- Издательство Академии педагогических наук РСФСР,1958 .
  9. Ковшикова В.А. «Исправление нарушений различения звуков» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  10. Колесникова Е. В. «От слова к звуку» – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
  11. Комратова Н.Г. «Учимся говорить правильно» – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  12. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей – СПб.: «Речь», 2003.
  13. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.
  14. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  15. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов – М.: АРКТИ, 2002.
  16. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.: ил.

Публикации по теме