Социальная структура общества. Определение общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция 1. Общество как система

План лекции

1. Понятие общества, общественных отношений и общественной структуры

правовой общество философия гражданский

Понятие общества является сложным. Существуют различные подходы к определению данного понятия, но в целом можно сказать, что общество представляет собой определённую совокупность людей, проживающих на земле и находящихся в определённых связях и отношениях. Общество в философском осмыслении предстаёт как целостная система. Что же понимают под целостной системой? Выделяют два основных вида систем: целостные и суммативные.

Суммативные системы - это малосвязанные системы (куча камней над дорогой, толпа прохожих людей) и т.д. Целостные системы - возникают тогда, когда между частями и элементами системы, возникают системообразующие связи, т.е. когда все части и элементы выполняют те или иные функции, направленные на сохранение данной целостности, поддержания её динамического равновесного состоянии. Причём, эти функции контролируются, управляются целостностью. Общество является целостной системой потому, что все его составные части и структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной целостности и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой.

Общество является сложной многосвязанной системой. В массовых действиях трудно оценивать общественные события только по отдельным связям. Оценивать приходится по определённой сумме связей, возникающих между людьми, по какому-то свойству. Суммарный эффект связей по какому-либо свойству в науке обозначают отношением.

Общественные отношения - это суммарный эффект определённых общественных связей по какому-либо общественному свойству. Например, отношения обмена товаров представляет собой эффект множества конкретных связей, в которые вступают конкретные люди на рынке, одни в качестве продавцов, другие в качестве покупателей. Происходит обмен товарами. Продавец даёт покупателю свой товар, покупатель отдаёт деньги, но деньги это тоже товар, который называют всеобщим эквивалентом. В качестве денег выступает такой товар, который обменивается на все другие товары. Таким товаром выступает золото.

Политическое отношение складывается из суммы таких политических взаимодействий и связей, которые возникают между отдельными депутатами, между парламентом и президентом и т.д. В обществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, нравственные, религиозные, семейно-бытовые и др. Вся совокупность общественных отношений, присутствующих в обществе, образует общественную структуру.

Общественная структура включает в себя отношения, которые возникают между отдельными людьми, различными социальными группами, между различными общественными и политическими объединениями и организациями, между различными социальными общностями (родом, племенем, нацией, народностями), а также между отдельными сторонами общественной жизни. В структуре общества выделяют пять основных сфер жизни (рис. 1):

1) экономическая сфера;

2) политическая сфера;

3) сфера социально-классовых отношений;

4) сфера семейно-бытовых отношений;

5) сфера духовной жизни.

Рис. 1. Сферы жизнедеятельности общества

Все сферы жизни находятся в постоянной взаимосвязи, носящей причинный и закономерный характер. Изменения в одной сфере, оказывают непосредственное воздействие на все другие сферы, но основу всех сфер жизни и общества в целом составляет сфера экономической жизни. Каждая из сфер жизни изучается различными общественными науками. Сфера политической жизни - политологией; сфера экономической жизни - экономикой; сфера семейно-бытовых отношений различными учениями о семье, быте. Сфера духовной жизни изучается множеством частных наук - теорией живописи, литературой, культурологией и др. Все сферы жизни попадают в поле зрения науки социологии. История изучает целостное общество во взаимосвязи всех сфер, но в хронологическом порядке, в той последовательности, как совершаются исторические события во времени. Философия же рассматривает общество как целостную систему, с учётом общих закономерностей, по которым осуществляется общественное развитие. Философия изучает отдельные сферы жизни общества с точки зрения того, каким общим закономерностям подчиняются эти сферы жизни, какое влияние они оказывают друг на друга и какую роль играют в развитии целостного общества. В поле зрения философии попадают причины, вызывающие общественное саморазвитие, его движущие силы.

2. Основные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества.

Экономическая жизнь общества связана непосредственно с материальным производством. Материальное производство составляет основу жизни общества в целом. В экономической сфере жизни можно выделить три структурных уровня: субстанциональный, уровень экономических отношений, экономическое сознание. Субстанциональный уровень связан непосредственно с характером материального производства. На различных исторических этапах характер материального производства различный. В современном мире материальное производство является многоотраслевым. В первобытнообщинном строе существовала только одна отрасль - это занятие охотой, рыболовством, собирательством плодов, трав. Экономическая жизнь современного общества включает в себя: различные отрасли производства, такие как производство сельскохозяйственной продукции, промышленные предприятия, различные торговые организации, связанные с распределением материальных благ. С появлением денег появляются такие финансовые организации, как банки. На основе этих организаций формируются экономические отношения, составляющих структуру экономической жизни. Основу экономической жизни общества составляет способ производства.

Способ производства - это то, каким образом люди производят, распределяют и потребляют материальные блага. Способ производства включает в себя 2 стороны: производительные силы и производственные отношения (рис.2). Производительные силы включают в себя личностный фактор и вещественные компоненты.

Рис. 2. Способ производства общества.

Личностный фактор - это люди, производящие материальное благо, обладающие соответствующими знаниями, умениями навыками. Вещественными компонентами являются средства производства, они включают в себя: предметы труда (это то, на что направлен труд) и средства труда.

Производственные отношения - это отношения, которые возникают между людьми в процессе непосредственного производства материальных благ. Это отношения между владельцами средств производства, между управляющими и инженерно-техническими работниками, между рабочими и владельцами средств производства и т.д.

Отношение собственности - это отношение людей к средствам производства. Характер этих отношений зависит от формы собственности. Исторически существовали различные формы собственности с различной степенью обобщенности. Выделяют частную собственность и различные виды общей собственности: коллективная, групповая, акционерная, общинная и общностная (родоплеменная, народностная, национальная и общества в целом).

Экономическое сознание включает в себя представления об экономических отношениях и характере материального производства на уровне обыденного сознания и теоретического сознания. На уровне обыденного сознания складывается представление о материальном производстве и экономических отношениях, исходя из условий непосредственной практической жизни людей. На уровне теоретическом формируются различные учения об экономической жизни общества.

В рамках диалектико-материалистической философии выделяют два основных закона: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; закон определяющей роли способа производства по отношению к общественной структуре. Первый из этих законов указывает на характер развития способа производства. Сущность данного закона проявляется в диалектике взаимосвязи производственных отношений и производительных сил общества.

В способе производства активной составляющей являются производительные силы. Исторически они постоянно изменяются. Исходной точкой к их изменению являются изменения во взаимосвязи человека и средства производства, а эта взаимосвязь изменяется с изменением социальных качеств людей и средств производства. Постоянным импульсом подобных изменений являются противоречия между потребностями, интересами людей и способом их удовлетворения.

Чтобы обеспечить себя необходимыми благами, люди вынуждены трудиться, заниматься производством. Потребности и интересы людей заставляют их постоянно искать надёжные способы получения благ. Им приходиться вовлекать в производство новые орудия труда, создавать технологические процессы, различные способы трудовой деятельности, т.е. постоянно видоизменять средства производства.

Новые средства производства оказывают непосредственное воздействие на самого человека. Совершенствуются трудовые, производственные навыки самих людей, они приобретают соответствующие научно-технические знания, расширяются их производственные возможности, приобретаются новые профессии, новые виды производственной деятельности.

Таким образом, производительные силы общества постоянно изменяются, обновляются. Производственные отношения менее подвижны, они консервативны, поэтому отстают от развития производительных сил. В силу этого, во взаимосвязи производственных отношений и производительных сил проявляется действие закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Сущность закона такова: с появлением общества, установившиеся производственные отношения в начале соответствуют производительным силам, способствуют их развитию, затем, когда производительные силы обновляются, производственные отношения стареют, становятся тормозом на пути развития производительных сил, наступает необходимость в их замене. И они заменяются на более новые производственные отношения, которые в начале соответствуют новым производительным силам и способствую их развитию. При этом происходит замена старого способа производства новым.

Но по мере дальнейшего развития производительных сил и их обновления производственные отношения стареют, становятся тормозом на пути обновлённых производительных сил, наступает необходимость в их замене они заменяются на новые производственные отношения, соответствующие новым производительным силам. При этом снова на место старого способа производства устанавливается новый.

Таким образом, происходит постоянная замена старого способа производства новым (т.е. постоянное обновление способа производства).

При каждой замене старого способа производства новым происходят качественные изменения в сфере экономической жизни. Старая экономическая структура заменяется новой экономической структурой.

Сущность закона определяющей роли способа производства по отношению к общественной структуре в том, что при замене старого способа производства новым происходит качественное изменение общественной структуры, на место старой общественной структуры устанавливается новая общественная структура.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

Сфера социально-классовых отношений включает в себя 3 компонента:

1) различные социальные группы, социальные слои (интеллигенция, священнослужители, жреческие касты и т.д.), классы, социальные общности (род, племя, народность, нация);

2) система отношений между социальными группами, слоями, классами, нациями и др. социальными общностями;

3) социально-классовое и национальное сознание, т.е. отражение существующих социально-классовых и национальных отношений на уровне обыденного сознания и теоретического.

Структура сферы социально-классовых отношений исторически изменялась.

В первобытнообщинном строе социальная структура была однородной. Это означает, что различия между людьми были только по полу и возрасту. Не было различий по социальному положению, не существовало социальных слоёв и классов. Социальной общностью являлись род и племя.

Род - коллектив кровных родственников, ведущих своё происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Род имел общий язык, общую родовую культуру, общие традиции. Несколько родов, проживающих совместно, составляли племя.

Племя - это такая общность, которая характеризуется общим языком, общей племенной культурой, племенными традициями, общими обычаями и культами, общностью территории.

В рабовладельческом обществе сформировалось социально-неоднородное общество. Наряду с различием по полу и возрасту, существовало различие по социальному положению. Выделялись два основных класса: рабы, рабовладельцы. Существовали крестьяне - общинники, ремесленники в городах, купцы, священнослужители, появился слой интеллигенции (философы, учителя). Сформировалась новая социальная общность - народность.

В целом народность - исторически сложившаяся языковая, территориальная и культурная общность людей, возникающая путём смешения племён в результате заключения союзов, завоеваний, переселений и т.п.

В феодальном обществе произошло изменение в социальной структуре. Появились такие основные классы как феодалы и крепостные крестьяне. В начале и в конце существования феодального общества выделился слой свободных крестьян - общинников, в городах - ремесленники, купцы, священнослужители, интеллигенция (учителя, преподаватели университетов).

В капиталистическом обществе сложилась своя, соответствующая неоднородная структура общества. В качестве основных классов выделялись буржуазия, пролетариат (рабочие, лишённые средств к существованию и, вынужденные продавать свою рабочую силу).

Впервые определения классам дал В.И.Ленин в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства».

В буржуазном обществе сформировалась новая историческая общность людей - нация.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, психологии, языка, бытовых и культурных традиций, религиозных верований. В отличие от народности здесь на передний план выходит единство экономической жизни.

К числу духовных признаков нации относится развитое национальное самосознание, приверженность к национальным ценностям, чувство патриотизма.

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется и тогда, когда, скажем, дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов -- предпринимателями, или же, когда предприниматель становится профессиональным политиком.

Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины и основные направления, чтобы контролировать эти процессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Большую роль в жизни общества играет формирующаяся внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политических процессов.

Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявления существующих в обществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.

Данные интересы реализуются посредством тех или иных элементов политической системы. К ним относятся: государственные органы законодательной и исполнительной власти; армия, правоохранительные органы, прежде всего суд, прокуратура, милиция или полиция; государственный арбитраж; политические партии и движения; общественные организации -- профсоюзные, молодежные и др., защищающие интересы определенных социальных и профессиональных групп, в том числе их политические интересы, связанные с реализацией их политических прав и свобод. Все эти государственные органы, другие политические учреждения и организации взаимодействуют между собой и образуют более или менее целостную политическую систему.

К наиболее важным институтам политической системы общества можно отнести институты политической власти, права и идеологии. Это некие узловые механизмы функционирования политического строя общества, которые должны обеспечивать его стабильность и развитие. Они проявляются в деятельности отдельных органов государственной законодательной и исполнительной власти -- парламента, правительства, местных органов власти, правоохранительных органов, а также в деятельности политических партий, движений и средств массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения.

Сфера политической жизни включает в себя: политическую систему; политические отношения, политическое и правовое сознание. Политика (др. греч. - дела государства) - это обусловленная интересами определённых социальных групп форма деятельности, направленная на защиту и утверждение их интересов.

Политическая система включает в себя различные политические организации. Главной политической организацией является государство.

Понятие «государство» различно в различных философских системах. Так, Платон и Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Г. Гегель полагал, что государство положено извне абсолютной идеей. Т. Гоббс считал, что государство возникает на основе общественного договора по согласию людей для согласования отношений между людьми. Вл. Соловьёв определял государство как организованную жалость. К. Маркс и Ф. Энгельс дают своё понимание государства как аппарата силы для подавления господствующим классом желания и воли эксплуатируемого населения. Такая пестрота воззрений на государство свидетельствует о том, что последовательно научно не продуман ответ на вопрос о его сущности.

Государство существовало не всегда. Оно - результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. Термин «государство» ввёл Н. Макивелли.

Этот термин означает общее понятие государства независимо от конкретных форм государственного устройства. В целом, государство - это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти - законодательной, исполнительной, судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогресса.

Кроме того, в политическую систему включаются различные политические объединения и партии. Политическая система общества в процессе исторического развития изменялась. Она возникла с возникновением первого классового общества - рабовладельческого. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделил три основных признака государства: наличие публичной власти; наличие налогов, предназначенных для содержания аппарата власти и решения социальных задач государства; территориальный признак, действие государственной власти на определённой территории.

Государство состоит из следующих органов: органы власти - законодательные и исполнительные, центральные и периферийные; армия; полиция, милиция, органы госбезопасности; суды, прокуратура, тюрьмы; различный чиновничий аппарат (налоговый, отдел народного образования, здравоохранения и др.). В частности, в соответствии с конституцией Российское государство имеет следующую структуру: центральные органы власти (законодательный орган власти - Федеральное собрание, нижняя палата - Государственная дума, верхняя палата - Совет Федерации; исполнительный орган власти - правительство во главе с председателем правительства); периферийные органы власти (Республиканское или областное народное собрание, правительство республики или области во главе с председателем); судебные органы, от центральных до периферийных, включают в себя прокуратуру, судей, адвокатов, тюрьмы; армия, органы госбезопасности, милиция, ФСБ.

Выделяют две основные формы правления государства:

республиканская (государственные должности избираемые);

монархическая (власть одного человека, передаётся по наследству).

К формам государственного устройства относится простое (унитарное) государство и сложное (федеративное), состоящие из нескольких республик или штатов.

Политический режим характеризует государство в связи с методами осуществления тем или иным классом своего господства. По этому признаку различают государства демократические, тоталитарные, авторитарные, диктаторские. Демократия (греч. demos -народ и kratos - сила, власть) - одна из форм власти, характеризующаяся официальным провозглашением принципа подчинения меньшинства большинству и признанием свободы и равноправия граждан.

Демократическое государство представляет собой такую структуру, при которой все государственные должности избираются и отчитываются перед своими избирателями. К недемократическим режимам относится авторитарный (от лат. autoritas - власть, влияние), базирующийся на антиправовой концепции и практике властвования. К историческим формам такого режима относятся азиатские деспотии, тиранические режимы древности, абсолютистские режимы средневековья, Нового времени, а также военно-полицейские и фашистские режимы. Такого рода режимы именуются также тоталитарными (от лат. totalitas - цельность, полнота).

При тоталитарных режимах власть основывается на однопартийной системе и все пронизывающей, навязанной сверху идеологии. Тоталитарный режим характеризуется тем, что государство контролирует отношения во всех структурных организациях общества. Сам термин «тоталитаризм» ввёл Б. Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. Крайней формой тоталитаризма является фашизм (от лат. fascismo, fasio - пучок, связка, объединение) - это открыто террористическая диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и прогрессивных общественных движений, осуществление насилия над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвлённый аппарат идеологического воздействия, дополняемый системой массового террора. Диктатура - это власть какой-то группы людей над населением страны, узаконенная конституционной формой.

Подводя итог по теме, отметим, что общество в философском осмыслении представляет собой целостную систему, имеющую определённую структуру, в которой выделяются следующие сферы: экономическая, политическая, социальная, семейно-бытовая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, но основу общества составляет экономическая сфера жизни. Источники самодвижения общества заключены, прежде всего, в сфере экономической жизни, в основном противоречии между потребностями и интересами людей и способом удовлетворения этих потребностей и интересов.

Вопросы для закрепления материала

1. Что понимается под обществом?

2. Дайте определение понятию общественных отношений.

3. Какие виды отношений выделяют в обществе?

4. Дайте определение общественной структуры.

5. Какие отношения включаются в общественную структуру?

6. Перечислите сферы жизнедеятельности общества.

7. Какие науки относятся к общественным?

8. Какими науками изучается каждая сфера жизни общества?

9. Что понимается под экономической сферой жизни общества?

10. Дайте понятие экономического сознания.

11. Какие компоненты составляют сферу социально-классовых отношений?

12. Что понимают под национальным сознанием?

13. Какова структура политической сферы жизни общества?

14. Что понимается под политической системой общества?

15. Назовите основные признаки государства.

Лекция 2. Общество как система

План лекции

1. Гражданское общество и государство

Проблемы функционирования социальной структуры, взаимодействия различных социальных групп самым непосредственным образом связаны с проблемами гражданского общества.

Термин "гражданское общество" появился еще в античную эпоху. Его употреблял ещё Аристотель. Т. Гоббс отождествлял гражданское общество и государство. Он считал, что люди вне гражданского общества, то есть в естественном состоянии постоянно воевали между собой. И чтобы они полностью не истребили друг друга, необходима была сила, которая обеспечивала бы безопасность каждого гражданина. В качестве такой силы выступает общая власть, для установления которой люди должны договориться между собой. "Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица" (Кола Д. Политическая социология. С. 196.). Так на договорной основе возникает государство, которое Гоббс называет Левиафаном. Оно есть смертный бог, которому люди подчиняются. Таким образом, "государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты".

Ж. Руссо связывал появление гражданского общества с возникновением частной собственности. Он писал: "Первый, кто огородил участок земли, придумал заявить: "Это мое!" и нашел людей достаточно простодушных, был подлинным основателем гражданского общества".

И. Кант под гражданским обществом подразумевал всеобщее правовое общество. Он считал, что "только в нем возможно наибольшее развитие природных задатков" (Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 465.).

В свое время эту проблему ставил и решал Гегель (Гегель. Философия права. Ч. 3. Раздел 2: Гражданское общество М., 1990). Возникновение гражданского общества Г. Гегель связывает с семьей. С течением времени, пишет немецкий философ, семья разбивается на множество семей, отношения которых друг к другу представляют уже не некое внутреннее единство, а нечто внешнее. Это положение Гегель называет ступенью дифференциации, когда утрачивается нравственность, являвшаяся базой семьи. Здесь совершается переход от семьи к гражданскому обществу. "Гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой, как нечто самостоятельное". Гегель считает, что лишь в современном ему мире создано гражданское общество, в котором каждый для себя является целью, а остальные для него как бы не существуют. Но без взаимодействия с другими нельзя добиться своей цели. Поэтому они используются как средство. Очевидно, Гегель имеет в виду буржуазное общество. Он характеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей.

Гражданское общество предстает как система отношений между личностями и сословиями, покоящаяся на частной собственности и праве, Гегель исходил из того, что «собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью», а право, выступающее «в форме закона», должно обладать значением «как всеобщее». Выраженная здесь идея общезначимости права есть, по сути, идея правового государства. Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи социально-экономической и правовой сторон гражданского общества.

О гражданском обществе писал и К. Маркс. Он исходил из того, что в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса. Это не случайно, ибо, по логике марксизма, основополагающей сферой жизни общества является социально-экономическая. Данная сфера, в том числе осуществляющиеся в ней отношения собственности, характеризуется как основное звено развития гражданского общества.

К. Маркс часто употреблял термин "гражданское общество", но придал ему совершенно другой смысл. Прежде всего, он под гражданским обществом подразумевал производственные отношения. В "Немецкой идеологии" вместо понятия производственных отношений употребляется понятие формы общения. Вот что К. Маркс говорит о гражданском обществе: "Форма общения, на всех существовавших до сих пор исторических ступенях обусловливаемая производительными силами и в свою очередь их обусловливающая, есть гражданское общество..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35.). Оно обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства.

Нетрудно увидеть, что Маркс под гражданским обществом подразумевал буржуазное общество, то есть общество, в котором следует различать (буржуа) - члена гражданского общества и гражданина государства. Буржуа как члена гражданского общества не следует путать с буржуем, то есть с человеком, эксплуатирующим другого человека.

Гражданское общество в подлинном смысле слова возникает в условиях капиталистического способа производства. Потому что именно при капитализме человек получает возможность действовать свободно в рамках существующих юридических законов и норм, выражать свои позиции по тем или иным вопросам, создавать политические партии, профессиональные союзы и организации, различного рода движения (молодежные, женские, спортивные и др.) и т.д. Иначе говоря, капитализм предполагает наличие не только официальных структур и институтов, но и неофициальных. Неофициальные структуры автономны, они функционируют в соответствии с принятыми в государстве законами. Они могут формировать общественное мнение. С ними считаются официальные органы власти. Такое общество потому и называется гражданским, что все граждане государства могут проявлять себя, могут открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям официальных властей, могут протестовать против тех или иных решений государственных органов. И нередко под влиянием неофициальных структур официальные структуры вынуждены пересматривать свои решения.

Необходимо отметить, что в классическом виде гражданское общество может существовать только в демократических государствах (таковыми, как известно, считаются западные государства). Понятно, что в диктаторских капиталистических государствах не приходится говорить о гражданском обществе, хотя формально в таких государствах могут существовать и неофициальные структуры. Но они существуют в основном для внешнего потребления или подпольно. Само собой разумеется, формирование гражданского общества немыслимо в имперских государствах, то есть в государствах, где доминирует политическое насилие. Кроме того, гражданское общество не формируется там, где доминируют естественные (кровнородственные) и личные, а не социальные связи.

Гражданское общество имеет некоторые общие признаки, без которых оно не может функционировать. Перечислим их:

1) универсальное правовое государство,

2) возможность легального существования неофициальных социальных институтов, политических движений и течений,

3) доминирование социальных связей над личностными,

4) развитое личностное начало,

5) свобода и ответственность граждан.

Осмысливая проблему гражданского общества и беря на вооружение то, что оставлено нам предшествующими мыслителями, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее состояние разработки данной проблемы. Видимо, было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаимодействие всех имеющихся в обществе больших и малых социальных групп. Экономической основой их взаимодействия должны быть свободно развивающиеся различные формы собственности. А защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства, в котором все подчинено закону. В итоге в подлинно гражданском обществе, в основу которого положены интересы и права гражданина, каждый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и обществу. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства.

Гражданское общество - категория не абстрактная, а экзистенциальная. Она отражает всего лишь специфический образ воли людей к жизни, их стремление к самоорганизации ради обеспечения жизни своей и своего потомства. Для этого людям приходится изменять существующие социальные обстоятельства, постоянно воздействовать на власть и других людей, искать самовыражение внутренней энергии. Это и будет то, что мы называем гражданским обществом. Как показывает исторический опыт, для эффективного развития гражданского общества необходимы три условия. Первое общее условие - личностная автономия, которая понимается не просто как личная свобода человека, а как единство внешних и внутренних возможностей его развития. Реализация внутреннего потенциала человека немыслима вне институциональных рамок, посредством которых человек реализует свою свободу выбора. Отсюда второе необходимое условие - демократическое устройство государства. Именно демократия есть политическая форма существования гражданского общества, в которой оно находит своё сосредоточение. Наконец, в качестве третьего условия выделяют господство в обществе гражданского права - права собственности человека как наиболее полного, неограниченного права, права вообще.

Таким образом, необходимое условие функционирования гражданского общества - существование свободной личности. Её характеризуют, с одной стороны, высокий уровень индивидуальной автономии по отношению к обществу вообще и к государственной власти в особенности. Такая личность выступает как самоценная и самодостаточная сила. С другой стороны, такой личности присущи способности как взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, интересов, ценностей, так и подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах.

Для формирования нового гражданского общества необходимы определённые институциональные предпосылки, прежде всего минимум демократических прав и свобод, а также рыночная экономика, которые создают возможности, как для свободы личности, так и для самоорганизации граждан. Важный институт такой самоорганизации - демократические выборы органов государственной власти. Регулярно повторяющиеся выборы - это периоды безраздельного доминирования гражданского общества над государством. Итогом данного господства над иерархией оказывается обновлённое государство, способное в течение определённого периода находиться в известной гармонии с гражданским обществом.

В гражданском обществе доминируют социальные связи над личными. В добуржуазных обществах социальные связи в собственном смысле слова не играли особой роли. Не случайно эти общества принято считать традиционными обществами. Возьмем, например, первобытное общество. Оно базируется на кровнородственных, то есть природных связях, хотя, конечно, социальные связи полностью не отсутствовали. Жизнь первобытного человека регулируется вековыми традициями и обычаями. По отношению к ним человек проявлял рабскую покорность и не представлял свою жизнь вне рамок существовавших норм жизни. Если взять феодализм, то и там личные связи играют решающую роль, хотя значение социальных связей резко возросло. Король мог по своему усмотрению одних подданных наказывать, других поощрять и т.д.

В гражданском обществе индивиды связаны между собой, прежде всего социальными, а не этническими или личными связями. Иными словами, коллектив в гражданском обществе носит социальный характер. Поэтому члены одного и того же коллектива проявляют социальную солидарность, когда, например, официальные органы власти пытаются ограничить их права или ущемить их экономические интересы. Скажем, если на каком-нибудь предприятии снизили заработную плату, то профсоюз объявляет забастовку и весь коллектив прекращает работу до удовлетворения его экономических требований. Что касается коллектива в традиционном обществе, то в нем такая солидарность, в сущности, отсутствует.

Без личностного начала нет гражданского общества. Человек гражданского общества инициативен и целеустремлен. Он понимает, что от него самого во многом зависит его благополучие. Он цивилизован, старается знать законы своего государства, борется за их выполнение и одновременно выступает против них, если они не отвечают его интересам. Инициативный человек осознает, что его могут подстерегать опасности и трудности. Но, кто не рискует, тот ничего не добивается в жизни. Гражданское общество немыслимо без свободы.

Процесс формирования отношений гражданского общества начался и в современной России. Правда, идет этот процесс очень трудно, чрезвычайно медленно и противоречиво. Люди постепенно, не без трудностей, все более отвоевывают у государства возможность самостоятельно и свободно вести личную и деловую жизнь. Ведь гражданское общество - это пространство свободы, и оно должно быть таким пространством для личной, семейной, деловой жизни каждого гражданина. Еще И. Кант считал, что активным гражданином может быть только человек, который обладает своими собственными социальными правами и гражданской самостоятельностью. Бытие человека не должно зависеть от произвола государства или кого-то и чего-то другого, оно определяется, подчинено своим собственным правам и силам, если, конечно, оно не выходит за рамки установленных в этом обществе норм и правил.

Вместе с тем, люди живут и действуют одновременно, и в общем для них пространстве государства. Ведь государство - это форма политического объединения людей в рамках определенной территории (границ государства). Государство - это основанная на принципе формального равенства организация публичной власти индивидов - своих граждан. Государство и гражданское общество составляют как бы два противоположных, но равно необходимых и связанных друг с другом элемента, каждый из которых образует свой особый мир человеческих отношений. Являясь сферой свободного (экономического и иного) взаимодействия равных граждан, гражданское общество делегирует государству задачу обеспечения целостности социума через регулирование экономической, политической и культурной форм человеческого поведения. С помощью правовых и иных рычагов общественной власти государство создает условия для жизнедеятельности не только общества в целом, но и активности каждого отдельного человека. Ведь государство есть организация, целенаправленно создаваемая совместно проживающими людьми, в целях единообразного управления для решения общих дел всех граждан общества. Именно поэтому государство почти всегда имеет возможность политически (в интересах целого) регулировать экономику, социальную сферу, культуру. Конечно, кое-где это удается делать неплохо. Государство и гражданское общество мирно сосуществуют, взаимно дополняя действия друг друга, на благо людей.

2. Формирование гражданского общества и правового государства в Российской Федерации

Термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно - в немецкой юридической литературе в первой трети XIXв. В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России.

В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм, направленных против узурпации публичной политической власти и её безответственности перед обществом.

В конце XX столетия стало развиваться представление о правовом государстве. Понятие правового государства ещё не является строго устоявшимся, но общая характеристика его существует. Так, в Юридической энциклопедии (1997 г.) даётся такое определение правового государства: «Правовое государство - это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, при одновременном наличии реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти». Признаками правового государства являются: а) развитая система прав и свобод граждан и отлаженный механизм их защиты; б) верховенство закона; в) четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; г) сильная судебная власть. Государственная власть базируется на праве, находится под правом и контролируется им. Она не может ничего предпринимать в отношении людей, общества или его части без законных оснований. Источник легитимации действий государственной власти лежит не в ней самой, а в воле общества и праве.

Государство, все его учреждения смогут эффективно выполнять свою роль в политике, экономике, социальных отношениях, культурной жизни общества, если будут неукоснительно руководствоваться во всей свой деятельности правовыми (конституционными) нормами, законами.

Государство, управленческая деятельность которого всецело исходит из приоритета права при решении любого вопроса, может считаться правовым.

Неся в себе общедемократическое содержание, идея правового государства активно использовалась в борьбе против деспотизма и фашистских диктатур. Ныне она получает новое звучание и становится гарантом воплощения в жизнь общечеловеческих ценностей.

Правовое государство определяется не столько целями, которые оно ставит перед собой, сколько способами и формами своей постоянной деятельности. Для правового государства главное значение имеет вопрос не о том, куда эта деятельность направлена, а о том, как она осуществляется, на какие средства и методы опирается государственная власть, использует ли она насилие, террор или допускает свободу и строится на уважении к личности. Дух всякого правового государства выражается известной формулой: "что не запрещено, то разрешено". Этим самым подразумевается, что сам человек, а не государство и общество, выбирает и исполняет цели и способы своей деятельности, отказываясь лишь от тех из них, что запрещены законами. В правовом государстве законы не должны ограничивать простор человеческого выбора, они не должны предписывать людям жесткую норму: действовать так, а не иначе. Ведь если закон предписывает цель и способ деятельности людям, он перестает быть абстрактной нормой и тогда он становится на службу той или иной политической целесообразности. Соответственно, право в этом случае превращается из цели в средство политики, и тогда уже нет никакого смысла вообще говорить о правовом государстве. Ведь принципы правового государства торжествуют там, где имеется реальная возможность для проявления всего разнообразия инициативы и творчества человеческой деятельности, где реальность не перекраивается в угоду закону, а, напротив, сама жизнь диктует ей адекватные нормы права.

Демократическое правовое государство существует в неразрывной связи с гражданским обществом и даже можно сказать, что оно его порождение. Естественно, такое государство и все его органы управления должны беспрекословно исполнять все права избравших его граждан. Существующее в правовом государстве обязательное разделение законодательной, исполнительной и судебной власти позволяет не только проводить их последовательное исполнение, но и осуществлять контроль, чтобы эти права не нарушались. Конечно, правовое государство (неукоснительное подчинение всех закону) создается самими людьми. Ничто существенное не может происходить без участия граждан, без их ведома и одобрения. И именно люди несут ответственность как за те законы, которые есть в данном обществе, так и за то, как они исполняются в обществе. Это касается, конечно, всех граждан, но особенно тех из них, кто должен стоять на страже закона. Правовому государству должна быть абсолютно чужда чиновничья психология, при которой "ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебе в действиях облегчает" (М.Е. Салтыков-Щедрин). Законы в обществе обязаны исполнять все, и здесь нет, и не может быть ни для кого каких-либо исключений.

В правовом государстве осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения каждым гражданином своего долга перед обществом. Человеческая личность со своими особыми индивидуальными потребностями и интересами всегда остается членом общества и государства. Именно поэтому каждый гражданин обязан уметь соизмерять свои интересы с интересами общества, добросовестно выполнять обязанности, нести долю ответственности за дела и судьбы государства. И именно ответственный подход каждого гражданина к своему долгу, организованность и дисциплина создают надежную базу для наиболее полного воплощения в жизнь принципов демократического правового государства и общества.

Гражданское общество в современном его понимании не может возникнуть в государстве, в котором право не носит универсального характера. Под универсальным характером права подразумевается такое состояние общества, когда все граждане независимо от их социального статуса подчиняются юридическим нормам и законам и несут равную ответственность за несоблюдение этих норм и законов (мы абстрагируемся от того, что нередко в реальной жизни граждане в зависимости от их социального статуса подвергаются разному наказанию в случае нарушения законов).

Часто не только в средствах массовой информации, но и в научной литературе появляются утверждения о том, что в России формируется правовое государство. Право возникает везде вместе с появлением государства. Но оно приобретает универсальный характер только в эпоху капитализма. Во Франции, например, правовые нормы и принципы существовали до Великой Французской буржуазной революции. Тем не менее, король Людовик XIV говорил: "Государство - это я". И он был по-своему прав, ибо ни сам король, ни его приближенные, ни крупные земельные собственники, то есть целые сословия общества не обязаны были подчиняться принятым юридическим законам. Они не несли никакой правовой ответственности за их нарушение. Но революция провозгласила равенство всех перед законом. "Все люди равны по природе перед законом. Закон есть свободное и торжественное выражение общей воли; он один и тот же для всех как в том случае, когда оказывает покровительство, так и в том случае, когда карает; он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу; он может запрещать лишь то, что приносит обществу вред" (Документы истории Великой французской революции: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 216.).

В универсально правовом государстве существует разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти не имеют права выходить за пределы тех полномочий, которые предписывают им законы (обычно в основном законе страны, то есть в конституции фиксируются полномочия всех ветвей власти).

...

Подобные документы

    Рассмотрение категории общества в философии всех времен, представление ее в виде саморазвивающейся системы. Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная, их характеристика. Ценности человеческого существования.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Понятие общества. Существенные черты общества. Ведущий субъект деятельности общества - человек. Общественные отношения. Основные подходы к объяснению связей и закономерностей. Основные этапа развития общества. Структуре современного общества.

    реферат , добавлен 09.12.2003

    Направления философии: материализм и идеализм. Славянофильство и западничество в русской философии XIX века, учение об истине. Понятие общественных отношений, человек как феномен общественной жизни. Право как продукт исторического развития общества.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Роль и значение философии в жизни общества и человека, исходные философские проблемы. Учение о чувствах, рассудке и разуме И. Канта. Нравственные основы поведения человека в обществе. Влияние философии как науки на процесс специально-научного познания.

    реферат , добавлен 03.01.2011

    Основные черты средневековой философии. Научная революция 17 века и ее воздействие на философию. Рационалистическая философия Декарта. Социальная философия и этическая концепция Канта. Философское учение Бэкона. Система и метод в философии Гегеля.

    шпаргалка , добавлен 15.01.2006

    Важная характеристика исторической концепции Гегеля. Материалистическое понимание истории. Проблемы взаимодействия материальных и духовных факторов исторического процесса, личности и общества. Направления в социальной философии. Этапы развития общества.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2012

    Категории как формы мышления, таблица категорий. Учение об антиномиях чистого разума, соотношение категорий рассудка и идей разума в философии Канта. Начало логики, проблема выведения всех логических категорий из чистого бытия в философии Гегеля.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Краткая биография Гегеля, характеристика философского учения о гражданском обществе. Особенности политического учения Гегеля. Знакомство с основными трудами философа. Знакомство с ключевыми уровнями развития понятия права: мораль, нравственность.

    реферат , добавлен 06.02.2013

    Предмет социальной философии, законы жизни и развития общества, существенные связи между людьми, определяющие структуру общества. Главные условия, тенденции и перспективы общественного развития. Проблемы теории познания, ценности духовной культуры.

    реферат , добавлен 30.10.2011

    Исследование природы общества в его истории и сути при анализе различных сфер общественной жизни общества: экономика, политика, духовенство. Характеристика экономической сферы и развития общества. Нравственные устои и проблемы экономической философии.

Общество - это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами - классами, нациями и др.; система социальных институтов - экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни - материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX-XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом и др.

Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения - это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуально-динамические характеристики социальной реальности конституированы в качестве особой области знания - философии истории. Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания.

Социальная структура общества.

Социальная структура общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному. Два основных подхода к ее пониманию: 1) объективистский (К. Маркс (2.2), Э. Дюркгейм (2.1), Т. Парсонс (17.2) и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский (А. Шюц (17.6), Дж. Мид (17.7) и другие), сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов (13), рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

Попытка "примирения" этих противоположных точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.

Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры – социальная дифференциация общества – нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения (4.2). Поэтому социальная дифференциация – это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.

Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям: 1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К. Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция); 2) по социально-историческому типу (М. Вебер, П. Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

Социальная структура общества, как правило, анализируется без учета факторов социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д.

ПЛАН
1. Философское понятие общества.
2.Общество, как система. Основные подсистемы общества.
3.Общество, как исторический процесс.
4. Гражданское общество.
5. Правовое государство.
6. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

1. Философское понятие общества

Сущность общества конкретизируется в его важнейших родовых и видовых признаках.
Основной родовой признак общества - материальная природа, объединяющая его со всей природной. К родовым признакам относятся: системность, причинность, движение, развитие, пространство и др. Видовыми признаками общества являются: индивиды, мыслительная и практическая деятельность, общественные отношения, нормы и принципы жизни, система управления и организации. Это позволяет нам дать предельно широкое определение общества. Общество - есть продукт взаимодействия людей. Наряду с этим имеет место и такое определение: Общество - это совокупность всех общественных отношений. В целом же общее определение общества выглядит, так: Общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и присущих им общественных отношений. При изучении общества приходится считаться, с множеством его отношений и интерпретаций. Существуют различные, во многом противоречивые и несовместимые друг с другом теории и модели общества, его структуры, элементов, особенностей.Философское понятие общества включает в себя два главных признака:
1. общество есть обособившаяся часть природы;
2. будучи связанная с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам.
Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой.

Философский взгляд на общество неотделим от философии человека, хотя и не сводится к этой проблеме.

Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». У ее истоков стояли Геродот и Фукидид. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости. Осуществить разумную цель исторического закономерного процесса, по Канту, может только сам человек посредством своего разума и деятельности, а не какая-то внешняя сила. Цель, обнаруженная практическим разумом, к которой движется мировая история, - состояние правового порядка, гражданской свободы и равенства, самоценности человека, вечного мира.

2.Общество, как система. Основные подсистемы общества.

Система – это совокупность элементов находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определенное единство и целостность. Общество как система отличается целым рядом особенностей. Это прежде всего наиболее сложная и высокоорганизованная система, далее это – самоорганизирующаяся система, самодостаточная. Другим его признаком служит, то что это целостная, органическая система, в то же самое время внутренне расчлененное и к тому же иерархическая система. Это означает тот момент, что элементы общества могут в свою очередь носить системный характер. И, наконец общество – это открытая динамическая, подвижная система, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. К основным подсистемам общества относятся: экономическая, политическая, социальная, духовная . Экономической подсистемой о бщества является экономика, в широком смысле – способ производства материальной жизни; в узком смысле – как народное хозяйство, какой – то отдельной его отрасли. Основой экономики является материальное производство, способ производства представляет собой диалектическое единство и взаимодействие производственных сил и производственных отношений. Производительные силы включают: 1)субъективный компонент; 2) орудия и средства производства. Производственные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. С изменением производственных сил изменяется весь способ производства. Каждой новой ступени производственных сил соответствует определенный тип производственных отношений – включающий 3 элемента:
1.отношение по поводу собственности
2. Характер обмена деятельностью в процессе производства
3. Способы распределения произведенного продукта.
Социальная подсистема. Термин социальный применяется в современной научной литературе в 2-х значениях: широком и узком. В широком значении он совпадает с понятием общественный. В узком значении обозначает все, что относится к разновидностям социума - семейно- родственные, национально- этнические, территориально – населенческие сообщества. Сюда же входят деления на группы по разным социальным признакам – классовым, профессиональным, демографическим и т. д. помимо социально – классового деления в современной науке выделяют и другой подход, институциональный. К социальным институтам относят организации, учреждения, образования и т. п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. Выделяют так же такое понятие как соц. Структура общества – это совокупность социальных общностей и групп и определенный порядок связи между ними. В социологии принято делить социальную структуру общества на макро и микро структуру. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними.

Духовная подсистема общества - это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, а также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Духовные подсистемы могут быть построены по принципам либо плюрализма, либо монизма. Плюралистические духовные системы органичны с рыночной экономикой, политической демократией и либерализмом. Монические духовные системы базируются на одной духовной основе (единая идеология, религия и т.п.). Ее сопровождают планово-распределительная экономика, тоталитарная или авторитарная власть, патерналистская социальная подсистема.Политико-управленческая подсистема - это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической. Рыночной экономической системе соответствует плюралистическая демократия, государство, построенное на независимости и конкуренции законодательной, судебной и исполнительной властей. Для планово-распределительной экономики свойственна авторитарная либо тоталитарная власть, сосредоточенная в руках узкого социального слоя. Здесь также идут поиски оптимального сочетания демократии и подчинения. Регуляция этой подсистемы осуществляется посредством законодательных, правовых механизмов.

3.Общество, как исторический процесс.

Общество, как и все сущее никогда не стоит на месте, оно находится в состоянии непрерывных изменений. Сегодня это признают все без исключения. Другое дело, каков характер их? Какова направленность этих изменений? Целый ряд западных теоретиков утверждают, что мы действительно находимся в пути, но куда мы движемся, это практически нельзя определить. Однако большинство философов и социологов, придерживаются одного мнения. Они полагают, что имеет место, социальная динамическая в которой можно выделить 3 следующих типа: циклический, линейный, спиралевидный. В свою очередь, циклический, распадается на системно – функциональную и историческую разновидность. Исторический цикл, включает в себя назначение всего процесса эволюции того или иного социального обращения. Этот цикл прежде всего проявляется в социальном круговороте т. е. последним элементом становления, общественного организма. Платон при этом считал, что после распада того или иного общества, оно находит в себе силы все начать с начала. Согласно линейному варианту, развитие общества идет по прогрессивной линии, а так же по линии регресса. И в том и другом случае развитие получается прямолинейное. В циклическом варианте, рассматривается как исторический цикл, так и системно- структурный цикл. Американский ученый Парсонс – представляет общество, как социальный организм. Каждый из частей которого, выполняет ту или иную функцию. По этой схеме существует различие между общественным процессом и развитием живых организмов. Разделяют социальный круговорот, в его рамках общество проходит этапы изменения: рождение, становление, расцвет, гибель. Тем не менее, общество находит возможность как-то уцелеть и начать все сначала. Идея линейного развития истории и возможность прогрессивного развития общества впервые явно выражены в средневековой философии. Согласно христианскому мировоззрению, история представляет собой линию, начало которой – грехопадение первых людей, а конец – второе пришествие Христа, страшный суд и наступление царства Божия на земле.

Эволюция – это изменения социума, в том числе коренное, в таких формах: эволюционно насильственными, и потом постепенно шаг за шагом изменения могут привести к сущности общественного устройства. Исторические изменения нельзя обойти без вняснения основных факторов общественного развития, под этими факторами определяют такие, которые, обуславливают историческое развитие. Эти факторы делятся на объект и субъект.
К объекту относятся – условия окружающей жизни – это прежде всего географическая среда, уровень развития производственных сил – прежде всего техники, и т. д. К субъективным факторам относится, осознанная целенаправленная деятельность людей нацеленная на изменение социальной жизни.

4. Гражданское общество.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины. В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви ; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации . О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.
Т. Гоббс , английский философ:Гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Дж. Локк , английский философ:Гражданское общество - это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье , французский философ:Гражданское общество - это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Т. Пейн , американский просветитель:Гражданское общество - благо, а государство - неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель , немецкий философ:Гражданское общество - сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

К. Маркс , Ф. Энгельс , немецкие философы, экономисты и социологи:Гражданское общество - сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII - началу XIX веков . Философия Просвещения , немецкая классическая философия , в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель ).

Маркс разобрался с «гражданским обществом» еще в работе «К критике гегелевской философии права». Именно там он установил, что «гражданское общество» – это частное общество, то есть общество частных лиц и частных интересов, общество буржуа.То есть это – хищническое общество «войны всех против всех». И в работе «К еврейскому вопросу» Маркс разобрал по косточкам эти «права» - как он написал, «права члена гражданского общества, т.е. эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности». В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс указали и то, почему «гражданское общество» может возникнуть только в буржуазном обществе: потому что для этого требовалось, чтобы личные интересы развились до степени классовых, то есть чтобы сформировался «класс для себя»

В философии и социологии марксизма , а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество - это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

5. Правовое государство.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat ) - государство , вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права . Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов . Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами , в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью » в российскойи «верховенством права » (англ. rule of law ) в западной юриспруденции Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона », под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства

Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях диктатуре большинства , деспотизму , полицейскому государству , равно как и отсутствию правопорядка . Эта идея преследует ряд целей:

    Ограничение и направление процесса осуществления власти Правовое государство не стремится принизить важность компетентности , авторитета , личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства

    Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права

    Охрана устоявшихся общественных представлений о морали , справедливости , свободе и равенстве , а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей

Правовое государство требует наличия следующих институтов :

    Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам

    Равенство перед законом , так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения

    Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов , полиции и других правоохранительных органов

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей , в том числе, законности

6. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно – экономическая формация.
Общественно – экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В целом К. Марксом было выведено пять общественно – экономических формаций:

    Первобытнообщинная;

    Рабовладельческая;
    -феодальная;

    Капиталистическая;

    Коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

    Примитивными формами организации труда;

    Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;

    Равенством и личной свободой;

    Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

    Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

    Ирригационное земледелие как основу экономики;

    Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

    Государственную собственность на землю и средства производства;

    Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;

    Наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация:

    Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые» , «говорящие» - рабов;

    Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

    Государство и публичная власть.

Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на:

    Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

    Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;

    Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно – экономической формации:

    Основную роль в экономике начинает играть промышленность;

    Усложняются средства производства- механизация, объединение труда;

    Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

    Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая формация,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

    Отсутствием частной собственности на средства производства;

    Государственной собственностью на средства производства;

    Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

    Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

    Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в

истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации.
К основным цивилизациям относятся:

    шумерская;

    вавилонская;

    минойская;

    эллинская;

    китайская;

    индусская;

    исламская;

    христианская;

    некоторые другие цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

    Творческого меньшинства;

    Инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

Общества как системы : 1) общество представляет собой целостное образование...

  • Общество как система (8)

    Реферат >> Социология

    Трактуется как адаптивная подсистема , как сосредоточение основных возможностей человека, на которые опираются остальные системы . В... ядром общества как разновидности социальной системы является четвертый компонент - его интегративная подсистема . Поскольку...

  • Общество как система социальной реальности

    Реферат >> Философия

    Самих институтов и общества как социальной системы . Среди экономических институтов основными являются собственность, ... реальность Подсистемы Основные структурные компоненты социальной системы Аспекты динамических процессов социальной системы Основные ...

  • Основные этапы развития организационно-управленческой мысли

    Реферат >> Менеджмент

    ... (система может рассматриваться и как самостоятельная сложная система и как подсистема системы более... как система : основные характеристики, классификация. Социальная организация как система ... деятельности; - существование в обществе такой атмосферы и таких...

  • Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – это люди и формы их совместной деятельности. Когда мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.

    Общество на любой ступени его развития – это многостороннее образование, которое обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Однако не стоит забывать, что без людей неразрывно связанных между собой нет общественных отношений. В то же время жизнь общества не исчерпывается только жизнью составляющих его людей. Так общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми.

    При изучении общества как целостной системы выделяют два основных аспекта: структуру общества и его изменение. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части, и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

    Однако вся внешняя сложность и многообразие общественной жизни, в сущности, может быть сведена в ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Каковы же ее составные элементы? Первый элемент, необходимый фактор всякой деятельности – человек. Он ее активная сторона – субъект. Однако чаще в этом качестве выступают объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы: вещи, с помощью которых человек изменяет и приспосабливает окружающую среду к своим потребностям; средства, необходимые для человеческой деятельности, хотя и не имеющие вещественного характера (язык жестов, звуковая и письменная речь и т.д.). Но, кроме названных, имеется еще один элемент, необходимый для всякого социального действия – это связи – отношения между указанными основными компонентами социального действия. Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы, области общественной деятельности: материальная (призвана создавать вещи необходимые для удовлетворения потребностей людей), духовная (создает научные и художественные ценности), управленческая (поддерживает связи между людьми и регулирует их деятельность) и социальная (деятельность по обслуживанию людей). Все они не только обеспечивают необходимые условия любой человеческой деятельности, но и одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом. Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности.

    При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используется такой термин, как процесс – это единая серия изменений в социальных системах. Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер. развитие – есть частный случай изменений, оно возникает тогда, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними. Таким образом, прогресс – это одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в росте приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие регресс – процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

    В заключение еще раз подчеркнем, что общество – это целостная система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. А, вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества.

    Модуль 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

    Вы будете изучать:

    · Теорию и методологию познания общества.

    · Философские теории общества.

    · Диалектику общественно-исторического развития.

    Цели модуля:

    · Дать основные понятия соцтальной философии.

    · Представить смысл проблем, занимавших мыслителей

    · Познакомить с современными философскими концепциями общественного развития.

    · Проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества.

    · Научить ориентироваться в истории социально-политических учений.

    · Развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.

    После изучения модуля вы сможете:

    · Понимать, какие философские системы стоят за политическими дебатами.

    · Различать типы философских позиций в понимании общества.

    · Рассматривать свои собственные представления об обществе в контексте истории философии.

    · Разбираться в таком разделе философии как философия общества.

    · Понимать причину измений представлений об обществе.

    · Ориентироваться во множестве современных социальных теорий.

    · Иметь представление о сложности процесса позния общества и его противоречиях.

    6.1.Литература.

    Основная.

    1.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.Учебник для вузов. 2-е изд.-СПб.:Питер, 2009.

    2.Кириленко Г.Г. Философия.-М.: АСТ: СЛОВО, 2009.

    3.Философия: учебник / под общ. ред. В.В.Миронова.-М.: Норма, 2009.

    Дополнительная.

    1.Антология мировой философии в 4 т.М., 1969-1971.

    2. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990

    3.Введение в философию. Ч.I. М., 1989.

    4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.,1997.

    5.Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998.

    6. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. Издательство «Свет на Востоке», 2000.

    7.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

    8. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

    Общество как система.

    Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества.Общество - этосовокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обес­печивающих сохранение и расширенное воспро­изводство их жизни. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида.

    Общество - это необходимая и естественная форма совме­стной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизвод­ство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество вос­производит основные отношения и связи между ними, а так­же средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей


    В античной философии возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество, синонимами которого выступа­ли понятия «общежитие», «община», рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь поня­тиями «государство», «страна», «народ». Представление об обществе как самостоятельной сфере бы­тия, обладающей специфическими чертами существования, от­личного от существования природы и человека, сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рас­сматривались либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия - этические, политиче­ские, экономические и др. В основе представлений об обществе как особой сфере существования лежали, главным образом, ис­торические причины, а именно - формирование капитализма с присущим ему общественным характером экономики и полити­ческого управления.

    Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (XVII - XVIII вв.), особен­но к возникшей в XVIII в. философии истории. С этого времени история стала рассматриваться не как последовательность изо­лированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Гегель рассматривал общество (гражданское общество) как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». Еще более конкретно об обществе как самостоятельном объ­екте изучения было заявлено в позитивной философии О. Конта, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки - науки об обществе, социологии.

    Социология, история, правоведение и др. гуманитарные науки тесно связаны с социальной философией, которая изучает наиболее общие, фундаментальные закономерно­сти существования общества.

    Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реаль­но существуют только отдельные люди, а общество представля­ет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию.

    Большинство философов признает, что общество- это объ­ективно существующая система, которой присущи свои харак­терные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая не сводима к простой сумме составляющих обще­ство индивидов.

    Публикации по теме