Осознанные интересы социальных групп. Социальные интересы

Социальный интерес

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

1. Субсоциальные объекты - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным "Я" индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.

2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.

3. Супрасоциальные объекты - это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это "космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас", "тесный союз с жизнью как целым".

Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.

Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.

политическом пространстве (Социально-философский анализ) ">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Мартиросян София Ашотовна. Социальный интерес в политическом пространстве (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11: Ростов н/Д, 2005 144 c. РГБ ОД, 61:05-9/194

Введение

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.2. Интересы как источник социальной динамики 41

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ 62

2.1. Роль социального интереса в формировании системы политического участия 62

2.2. Политический интерес как проекция стратификационной структуры современного российского общества 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

Список использованной литературы 128

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире происходят серьезные трансформационные процессы, затрагивающие политические, экономические, социальные и другие сферы жизнедеятельности общества. Очевидны и значимые изменения в сфере общественного сознания. Вряд ли можно найти феномен, который бы в наибольшей степени подвергся бы таким изменениям, с одной стороны, а с другой, - являлся бы лучшим индикатором глубины происходящих изменений - чем интерес. Даже при беглом взгляде на тенденции развития общественного сознания можно отчетливо увидеть логику изменения его смыслового наполнения, а также вычленить взаимовлияние различных социальных факторов и интересов общества и индивида. Зачастую те или иные злокачественные поведенческие паттерны являются способом реализации тех или иных социальных интересов. В связи с чем, поиск адекватных форм купирования таких паттернов невозможно без ясного понимания содержания интересов, а также понимания их взаимодействия как внутри индивида и группы, таки при межличностном и межгрушювом взаимодействии.

В современном обществе неизбежно усложняется политическая ситуация, где общество, социальные общности людей не могут обойтись без интеграции интересов и стремлений достичь лучшей жизни, благосостояния, цивилизованно развиваться в поле внутренней и мировой политики. Человек, живя в общественной среде, во-первых, стремится осознанно реализовать свои потенциальные силы и активность во всех областях и сферах бытия в соответствии со своими потребностями и интересами, или же ищет сторонников, людей с близкими или сходными интересами, чтобы сообща их реализовать. Поэтому, во-вторых, он вовлекается в коллективную область человеческих действий, то есть в политику. Политика, благодаря своим институтам, ресурсам, средствам и механизмам, в состоянии помочь человеку осуществить его интересы или, напротив, может препятствовать их реализации.

Особенно значимым при этом является понимание современных изменений социальной структуры, связанных с переходом общества в постиндустриальную стадию развития. Учет этих изменений необходим, в первую очередь, для анализа развития институтов политического представительства, сложившихся в период развития индустриального общества, а также для выявления особенностей современных индивидуальных и коллективных акторов социально-политического процесса.

В связи с этим, современная ситуация неизбежно диктует необходимость анализа социально-политических интересов в процессе становления социального субъекта политики. Особую значимость приобретает проблематика включенности в политическую деятельность с целью удовлетворения своих интересов.

Категория «социальный интерес» является общегуманитарной категорией. Предпосылки ее возникновения заложены, на наш взгляд, еще древнегреческими философами, в частности, Платоном и Сократом в концепции «врожденных идей». В дальнейшем категория получила свое развитие и в последние десятилетия активно используется различными специалистами в описательных и объяснительных моделях, включая философские, политологические, психологические, экономические, социологические и иные парадигмы. В специализированной литературе встречаются следующие разновидности социальных интересов: национальные интересы, государственные интересы, экономические интересы, интересы различных субъектов (например, интересы ребенка или различных социальных групп), интерес в обучении, правовые интересы, интересы личности и т.д. и т.п.

Вместе с тем, имеет место различные трактовки данной категории. Интерес выступает и как «совокупность важнейших стимулов», и как

«ориентация личности, группы, социального слоя», и как «элемент мотивационно-потребностной сферы». Иными словами, в различных предметных областях категория нагружается своим специфическим содержанием, что, с одной стороны, свидетельствует о ее многоплановости и глобальности, с другой, - является свидетельством недостаточной теоретической проработанности. На наш взгляд, существенным шагом в этом направлении может стать социально-философский анализ социального интереса в политическом пространстве.

Степень научной разработанности проблемы. Современная наука располагает значительным объемом эмпирических и теоретических знаний по разным аспектам проблемы, которая была выбрана для исследования автором диссертации. Изучение феномена социального интереса в процессе его становления и трансформации проводилось на протяжении всей истории развития философской, социологической, политологической, психологической мысли (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Декарт, Ж.-Ж..Руссо, Гегель, Кант, Маркс, Энгельс, М. Вебер, П. Бурдье и др.).

На современном этапе заданная проблематика выступает как предмет и объект исследования, как зарубежных, так и отечественных ученых разных областей общественно-политической мысли. В литературе представлены теоретические построения и эмпирические работы, направленные на анализ социальных детерминант возникновения и эволюции интересов на микро- и макро- уровнях (Г.К. Лшин, Г. Бурбулис, В.Ю. Верещагин, Л.И. Гусева, Л.И. Демидов, О. Оффердал, Е.В. Охотский, Л.С. Панарин, А.В. Сергунин, В.Ю. Шпак и др.).

С другой стороны, в научной литературе подробно освещается проблема перевода общественного знания на уровень его технологического применения. Это и определило подход к социальному интересу как макросистеме - идеи в этом направлении можно проследить в работах B.C. Дудченко, Г.И. Иконниковой, М. Маркова, В.И. Патрушева, Н. Стефанова.

Анализ политического интереса, как способа оптимизации и алгоритмизации профессиональной политической деятельности, а также элементы исследования их влияния на трансформацию социальных интересов, составляет содержание современных исследований, которые проведены М.Г. Анохиным, С. Блэком, Б.Л. Борисовым, И.А. Василенко, Г.В. Грачевым, А.А. Дегтяревым, А.В. Дмитриевым, 10.Г. Запрудским, B.C. Комаровским, Е.Н. Пашенцевым, Г. Саймоном, П. Шараном и др.).

В диссертационном исследовании также используются результаты политологического анализа социальных интересов применительно к проблеме политического участия (М. Альберт, Г. Бенветисте, В.Д. Граждан, А.И. Китов, М. Мескон, А.Л. Свенцицкий, Ф. Хедоури, В.М. Шепель, и др.).

Однако, несмотря на обширную научную литературу по различным аспектам анализа понятия интерес, можно вполне обоснованно говорить о наличии целого ряда актуальных проблем в осмыслении сущности феномена социального интереса в его интерпретации применительно к политической сфере общественной жизни, специфических российских особенностей его развития, а также приобретения им новых свойств и черт в условиях современного общества.

Можно выдвинуть авторскую гипотезу о том, что социальный интерес в современном социальном пространстве России находится в стадии формирования и носит незавершенный характер. Его анализ применительно к сфере политики представляет научный интерес в том смысле, что прогрессивные изменения в политической сфере российского общества особенно заметны.

Методологической и теоретической основой диссертации выступил синтетический метод исследования, включающий в себя логико-философский анализ, системный и деятелыюстный подходы изучения феномена социальный интерес. Для конкретных целей анализа использовались методы институционального, технологического, структурно-функционального анализа, а также отдельные методы, идеи и принципы, выработанные политологией и социологией: метод сбора и анализа документального и статистического материала, метод наблюдения, сравнительный метод. При этом теоретической основой исследования послужили базовые понятия и конструкции, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Объектом исследования является социальный интерес в пространстве общества как сложной динамической системы.

Предметом исследовании является социальный интерес как макросистема по отношению к интересам, возникающих на других уровнях общества.

Цель диссертационной работы социально-философский анализ специфики социального интереса по отношению к его проявлению в политическом пространстве.

Цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Осуществить концептуальный анализ социального интереса как объекта междисциплинарного исследования

2. Раскрыть специфику содержания социального интереса как макросистемы по отношению к микросистемам интересов других уровней.

3. Проанализировать формы и механизмы проявления социальных интересов в политической системе общества.

4. Выявить области и особенности влияния политических интересов на социальную сферу, в частности на стратификационную структуру российского общества.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании содержится принципиально новый подход к социальному интересу как макросистеме, позволяющей на более высоком уровне прогнозировать социальные процессы и управлять ими.

1. Показано, что научно-теоретическое понимание содержания понятия социальный интерес достигаемое при его изучении на междисциплинарном уровне, позволяет определить его как многомерное социально-личностное явление, мотивационно-оценочного, предметно-деятелыюстного и референтно- ориентированного характера.

2. Установлено, что специфика социального интереса представляет собой социально-личностную систему, реализуемую на различных уровнях

4. Выявлено, что политический интерес, являясь специфической макросистемой, находится в отношениях трансформации и модификации с другими социальными интересами

Положении, выносимые на защиту:

1. Социальный интерес, представляя собой сложное и неодномерное социально-личностное явление, с точки зрения деятелыюстного подхода, выступает результатом предметной деятельности и взаимодействия с другими людьми в различных формах референтно-значимой деятельности, определяя внутренние ориентиры выбора человеком интересных для себя объектов, круга общения, референтных групп, отношения социализации и сотрудничества, и являются предметом междисциплинарного исследования, раскрывающего дополнительно-компенсаторные характеристики, выражающие оценочно-удовлетворительные потребности во власти и контроле над событиями и людьми и являющиеся основанием социальной дифференциации общества.

2.Сиецифика социального интереса состоит в том, что он представляет собой личностную и социальную макросистему, которая определяет содержание и структуру микро- и макросистем интересов других уровней, личностного и социального взаимодействия общества. В то же время, интересы, на основании которых действуют субъекты, определяясь их социальной, экономической, политической, религиозной, духовной природой, вместе с тем обусловлены всей совокупностью культурно ценностных, мировоззренческих позиций субъектов. Социальные интересы представляют собой социально-динамическую систему, изменяющуюся в зависимости от трансформации самих социальных субъектов, изменчивости социальной среды и форм социального взаимодействия.

3. Междисциплинарный анализ социальных интересов, их форм и механизмов проявления с точки зрения рационального (социально-философского подхода) и внерационалыюго (мотивационно-ценностного социально-психологического подхода) являются основанием социального моделирования и прогнозирования социальных интересов как функциональной социальной системы.

4.Политические интересы находятся в сложной и противоречивой взаимосвязи с социальными интересами: формируясь под их действием, они не только трансформируют и модифицируют социальные интересы, но и трансформируются сами. Динамика взаимовлияния интересов как макросистем определяется критериальными параметрами стадий развития общества (социально-динамическое функционирование, развитие, стагнация, упадок, системный кризис, регресс).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Диссертационное исследование дополняет существующие взгляды на проблему социального интереса, раскрывая последнюю посредством анализа ее теоретической и практической составляющих. Представленные в работе выводы наполняют конкретным содержанием феномен социального интереса, как макросистемы, а также определяют его роль по отношению к микросистемам интересов других уровней.

Сформулированные в диссертации выводы и предложения представляют интерес как с точки зрения теоретического осмысления описываемого феномена, так и с точки зрения практической значимости при прогнозировании и моделировании развития социальных процессов в обществе, выработки решений в сфере социальной политики, организации работы общественно-политических организаций.

Материал диссертации может быть использован в процессе преподавания теоретической и прикладной социологии, прикладной политологии, конфликтологии, а также в практической деятельности по прогнозированию и планированию социально-политического развития в стране и регионе.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на научно-практической конференции «Насилие в современной России» (Ростов н/Д., 1999); на всероссийской научной конференции «Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России» (Новороссийск, 2000); на межвузовской научно-теоретической конференции «Политические и правовые институты» (Ростов-на-Дону, 2000); на региональной научно-теоретической конференции «Политико-правовая культура и духовность» (Ростов н/Д., 2001); на научно-практической конференции «Глобализация и регионализация в современном мире» (Ростов-на-Дону, 2001); 3-й Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002).

Внедрение результатов исследования. Материалы диссертации использовались в учебном процессе при чтении спецкурса «Политические интересы в современном политическом процессе» студентам 3 курса отделения политологии Ростовского государственного университета.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения с выводами и практическими рекомендациями и библиофафии. Список литературы включает 225 наименований, из них 28 на иностранных языках. Объем диссертации составляет 143 страницы.

Категория «интерес» в контексте общественно-гуманитарных наук

Для определения многообразия содержания категории «интерес» целесообразно рассмотреть, с одной стороны, генезис понятия в гуманитарных областях знания, с другой, - выявить специфические семантические планы понятия в каждой из рассматриваемых дисциплинах.

Среди ученых гуманитарных областей знания нет единства мнений в понимании проблемы природы и генезиса интереса. Это, на наш взгляд, связано тем фактом, что данная проблематика до последнего времени не являлась приоритетной. Исследования философско-социологического и политического содержания интереса практически отсутствуют в специализированной литературе. Полагаем, что общественные процессы в современной России и мире в целом, включающие разнонаправленные и подчас противоречивые тенденции четко сформировали социальный заказ на разработку данной проблематики. В этой связи очевидны и причины интенсивного развития специальных областей социальных наук, использующих категорию «интереса» и придающих ей тот или иной специфический смысл. Большинство авторов, работающих в области гуманитарных наук, так или иначе, оперируют данной категорией. А это обстоятельство свидетельствует как о емкости, глобальности категории, так и об актуальности теоретических исследований, направленных на осмысление и систематизацию содержания понятия «интерес» как философской категории.

Интерес (от латинского interest) - имеет значение, важно - в научной лексике употребляется в различных значениях. В качестве основных значений можно выделить следующие: внимание, проявляемое к чему-либо; занимательность, увлекательность; важность, значение; выгода, польза; стремления, потребности, запросы1.

Вся домарксистская социология выводила интерес, как и другие категории философии, из представлений людей, из разума и духа. Социологи того времени утверждали, что общество развивается не по объективным законам, а по воле людей. Отдельные высказывания, догадки относительно взаимозависимости индивидов в обществе, причинных связей можно найти и у древних мыслителей. Впервые в античной философии у Демокрита возникает мысль о том, что движущей силой человеческой истории была нужда, то есть материальные потребности и интересы людей.

По-разному, подчас предельно широко трактовали понятие «интерес» представители философской и общественно-политической мысли. Так, автор опубликованного в 1648 г. памфлета «Листья древа жизни» У. Седвик приписывал интересу объединяющий смысл.

Видный французский философ К.Л.Гельвеций называл интерес «всесильным волшебником, изменяющим в глазах всех существ вид всякого предмета»3. В данной книге («Об уме») он старался создать теорию интереса как движущей силы поступков человека. По образному выражению Гельвеция: «Реки не текут, а люди не идут против быстрого течения их интересов»4.

Интерес, по мнению Гельвеция, это себялюбие. Автор считал, что интерес есть естественное чувство. Оно может преобразиться как в порок, так и в добродетель. Все зависит от вкусов и страстей человека.

С древних времен мыслители выделяли понятия общего интереса и частного, зачастую противопоставляя один другому. Но если в теологии идея «общего блага» считается несводимой к акцидентальным проявлениям этого блага (по схоластическому определению, откуда и происходит эта идея), то понятие общего интереса уже по определению находится под постоянным давлением со стороны многочисленных внешних проявлений, посредством которых оно и воспринимается отдельными лицами.

Несомненно, что проблема выяснения на практике того, в чем же заключается общий интерес, встает и при обращении к идее «общего блага». Особая сложность, с которой сталкиваются при попытке сформулировать различные представления об общем интересе, связана с необходимостью признать возможность синтеза многочисленных и противоречащих друг другу частных интересов, сохранив при этом их специфику.

В современную эпоху не столько Гоббс, для которого проблема передачи интересов являлась, в общем-то, второстепенной по сравнению с настоятельной необходимостью утверждения политического порядка, сколько Руссо сформулировал проблему в социально-политических терминах, определив ее как «общую волю». В своих глубинных предпосылках это определение Руссо имеет много точек соприкосновения с теологическим понятием общего блага.

Проблема столкновения индивидуальных или частных интересов обретает у ученого особое значение. Руссо обращается к ней непосредственно для того, чтобы оправдать определение природы политики как «искусства», а не как чистой науки или техники управления. Так, в «Общественном договоре» (1761) он пишет, что «Если бы не было различных интересов, с трудом ощущался бы и общий интерес, который не встречал бы преград; пошло бы само собой и политика перестала бы быть искусством» (Книга II, глава III). Однако, по мнению мыслителя, невозможно вывести общий интерес из простой суммы индивидуальных волеизъявлений (из этого получается скорее воля всех или воля большинства). Поэтому Руссо постоянно подчеркивает, что необходимо, чтобы, предназначенное для выражения общего интереса, всегда и в любом случае касалось только общих объектов. Можно, таким образом, предположить и обратное: что "общая воля" оказывается в противоречии с желаниями численного большинства лиц, составляющих общество. В этом случае, как пишет в духе Гоббса Руссо в XI главе третьей книги «Общественного договора», мы оказываемся свидетелями «смерти политического корпуса» по причине мер партикуляристского характера и декретов, не имеющих никакого общего воздействия.

Таким образом, теория общественного договора Руссо предвосхищает ту «дилемму», что в разных формах заявляет о себе в современной теории игр в различных версиях о «пленнике» или о «коллективном действии»: трудно соединить воедино частные интересы, несводимые друг к другу и противопоставленные, которые к тому же конкурируют между собой, а их последовательное воплощение в жизнь может привести к ущербу для всех. Возьмем пример с «общей водой»: владельцы двух граничащих друг с другом участков земли могли бы использовать общий водный источник таким способом, чтобы удовлетворить исключительно собственный интерес, но действуя, при этом, в ущерб их взаимному интересу, правда, отдаленному во времени и не столь очевидному. Даже тогда, когда общий интерес легко распознаваем, может возникнуть непреодолимая сложность в том, что касается возможности достичь его посредством общественного договора.

Следовательно, для Руссо, в отличие от сторонников утилитаризма, начиная с Юма, проблема состоит не в том, чтобы гармонично сочетать частный и общественный интерес, а и том, чтобы понять, что общий интерес несводим к индивидуальной пользе.

Интересы как источник социальной динамики

Очевидно, что общественная значимость интересов как источника социальной динамики заявляет о себе наиболее остро в переходный период развития общества в социальных, этнических конфликтах, глубоких экономических и политических трансформациях в обществе, когда поднимаются вопросы о путях и методах его преобразования. Именно интересы выступают побудительными мотивами деятельности людей, социальных общностей, активизируют жизнь классов, народов, религиозных и других социальных групп. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, - отмечает Гегель, - что действия людей вытекают их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную значимость»16.

В условиях устойчивого динамического развития и политической системы и общества в целом, зависит от умелого учета и согласования интересов различных субъектов.

Сущность интереса состоит в необходимости реализации потребности субъекта посредством объективного включения его в общественные отношения. Научное рассмотрение социального интереса раскрывает следующие ее элементы: потребности и осознание субъектом необходимости их удовлетворения, общественные условия жизни и выбор конкретных практических действий, позволяющих субъекту реализовать потребность.

Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, их жизненное положение испытывает мощное влияние со стороны общества, которое носит двоякий характер. Либо положение людей подвергается опасности, то есть ухудшается, дестабилизируется, либо, напротив, оно открывает перед ними новые возможности улучшить свою жизнь, повысить престиж и т.п. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Его можно определить, как стремление субъекта изменить, улучшить или сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Конкретно интерес проявляется как стремление людей, социальных групп к определенным ценностям, институтам, процессам, связям, нормам, к специфическому отношению к действительности17.

Интересы выражают определенные потребности и направлены на определенные цели людей или их групп. Носители личных потребностей и интересов объединяются в группы с тем, чтобы выражать свои интересы внутри групп и более эффективно представлять их во взаимоотношениях с государством и другими группами, что едва ли возможно одному человеку. Процесс формирования интереса заключается в том, что сначала самые различные социальные интересы и потребности участников социальной группы, их личностные эмоционально окрашенные мнения, суждения, в ходе коммуникации и обмена претворяются в конкретные формы или требования того или иного объединения или института. Для того, чтобы выявить и сделать очевидными нередко еще мало осознанные интересы, чтобы общие взгляды стали коллективными устремлениями, должно возникнуть чувство общности и понятия «мы» («мы - шахтеры», «мы - якуты», «мы -патриоты», «мы - казаки» и т.д.). Как отмечает Л.Г.Здравомыслов, интересы, как и потребности, представляют собою особый род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей. В этом одно из оснований классификации интересов. Другая сторона дела состоит в том, что интерес, как и потребность, направлен на определенный объект. В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, установившиеся обычаи и порядки. Если потребность ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе, будучи направлены либо на изменение, либо на закрепление существующих распределительных отно-шении.

В силу этого интересы оказываются в определенном смысле более значимыми, важными с точки зрения обеспечения действительных условий жизни. Они направлены в первую очередь на рациональные средства существования. Когда достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей, то на первый план выступают интересы. Для одних это «законные притязания» на сложившийся уроПень потребления, для других - это стремление к качественному изменению условий жизни. Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу.

Непосредственный предмет социального интереса - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Но эти позиции неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование реалистических желаний и стремлений. Положение, отрефлексированное в желаниях, чувствах, умонастроениях и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности - в интересы, которые и выступают в качестве непосредственной причины социального поведения.

Интересы выступают в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей, которые отражаются, осмысливаются и осознаются в индивидуальном и коллективном сознании. Процесс осознания проявляется в избирательности и направленной деятельности субъектов интереса, что подчеркивает его субъективность.

Большинство сторонников социологической и психологической трактовок видят природу интереса диалектической, рассматривают его сквозь призму единства объективных и субъективных составляющих. В частности, рядом авторов выделяется трехчленная структура интереса: необходимость удовлетворения потребности (что в свою очередь предполагает наличие самой потребности); возможность удовлетворения потребности (для этого требуется наличие условий и средств ее удовлетворения); осознание необходимости удовлетворения потребностей и возможностей их удовлетворения19.

Интересы непосредственно отражают сложившиеся в обществе отношения неравенства, в них постоянно присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Именно в этом основа той действенности, той реальной мощи, которая заключается в интересах. В них прямо отражается социалыюе положение индивидов, что и обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов действия общественного развития.

Роль социального интереса в формировании системы политического участия

Одной из важнейшей характеристик политических процессов является участие людей в политической жизни. Отдельные личности, группы, социальные слои вовлекаются в политический процесс, постоянно взаимодействуют с политической средой и выполняют разнообразные роли.

Политическое участие - это вовлеченность рядовых граждан в формировании органов власти, в признание легитимности власти, в формирование проводимой правящей группой политики и контроль за ее осуществлением, в развитие и утверждение политической культуры, и, наконец, в контроль за поведением элит. Речь идет о вовлеченности в той или иной форме членов общества в процесс формирования системы политического участия. Если граждане принимают участие в политической жизни общества, то политическую систему данного общества можно считать основанной на участии. Однако индивиды и социальные группы не одинаково вовлечены в политический процесс, и это во многом зависит от политического режима.

Так в условиях демократического политического режима политическое участие является всеобщим, "свободным. Оно выступает для граждан средством достижения своих целей, реализации интересов. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп в политическом процессе.

Трудности формирования системы политического участия могут быть вызваны недостатком доверия разнообразных групп в отношении друг друга, их стремлением занять максималистскую позицию, а также слабостью политических институтов.

Разрешение этой проблемы возможно посредством выявления, во-первых, потенциала долевого участия во власти, смягчающего причины разнообразных конфликта; во-вторых, трудностей перехода к демократии, поскольку он, скорее, усиливает, чем смягчает различные причины конфликта; в-третьих, различий систем политического участия.

Заинтересованное политическое участие граждан является основной составляющей демократического управления и развития гражданского общества. Согласно теориям демократии все граждане страны должны не только иметь шанс поучаствовать в принятии общественно важных решений, но и использовать его время от времени. Именно об этом говорит теория «гражданской культуры», предложенная Г. Ллмондом и С. Вербой1 для описания политической культуры демократических стран. Гражданская культура состоит из элементов активистской политической культуры, уравновешенной элементами более пассивной подданнической культуры и апатичной, аполитичной патриархальной культуры. Активистский элемент обеспечивает инновации и рациональную включенность населения в решение важных общественных проблем. Но для стабильности он должен уравновешиваться другими элементами, более пассивными, традиционными, подчеркивающими лояльность личности политической системе. Поэтому появляется идея «резерва влиятельности», который есть у всех граждан демократического государства. Используя свой резерв влиятельности, они могут время от времени активно включаться в политическую деятельность с целью удовлетворения своих интересов.

Несмотря на то, что тема политического участия вызывает интерес исследователей из разных стран, приходится констатировать, что в нашей стране эта тема еще не нашла достойного освещения.

Если демократическая система успешно функционирует, то она предоставляет членам группы возможность выбора политических лидеров, достижения экономического успеха и социального положения без политических ограничений. Индивидуумы и группы могут использовать избирательную систему, чтобы получить официальную поддержку и уважение к их местным учреждениям, голосуя за сочувствующих кандидатов.

Если избирательная система должным образом организована, она снижает напряженность в отношениях, не позволяя некоторым радикалам прийти к власти. Работа с избранными представителями может помочь группе создать избирательную коалицию, изменить спорное законодательство или защищать прерогативы группы. Успешное сотрудничество, в свою очередь, помогает будущим отношениям, демонстрируя возможность групп работать совместно и наличие у них общих интересов.

В редких случаях система политического участия может удовлетворить амбиции лидерских групп. Когда одна группа управляет государством (или может взять контроль над государством вследствие угрозы своему привилегированному положению), то основные амбиции лидерской группы находятся в безопасности. Таким образом, когда демократическая система гарантирует одной группе контроль над процессом, это уменьшает конфликт, основанный на удовлетворении амбиций лидерской группы. В этих условиях, чем меньше демократии, тем больше эффективность усилий по поддержанию мира, поскольку более справедливо устроенная демократическая система позволяет любой группе иметь беспрепятственный доступ к политической власти.

Некоторые формы демократии с успехом могут обеспечивать долевое участие во власти в разделенных обществах. Либеральная демократия основывается на принципе изменчивого большинства, чтобы избежать тирании большинства. Это означает, что индивиды могут временно образовывать различные коалиции, базируясь на экономических, социальных интересах, объединяясь по региональному признаку или по другим основаниям, что гарантирует учет многообразия мнений. Мажоритарная система результативна тогда, когда большинство меняется от выборов к выборам, как это происходит в США и других западных демократических государствах.


Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интере-сы - это одна из важных движущих сил деятельности лю-бого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность мате-риальных и духовных благ, интересы человека, как правило, направлены на те общественные условия, которые позволяют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).
Социальность интересов обусловлена тем, что в них всегда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т. е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (поли-тическую партию, профессиональное объединение и т. п.). Набор специфических социальных интересов наряду с сово-купностью определенных прав и обязанностей - непремен-ный атрибут каждого социального статуса. В первую очередь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, соци-альные нормы, от которых зависит распределение благ, не-обходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся пер-спективах продвижения в социальном пространстве, отно-сится к проявлениям социальной дифференциации.
Социальный интерес лежит в основе любых форм состя-зательности, борьбы и сотрудничества между людьми. При-вычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким обра-зом статус законных интересов. Например, в многонацио-нальных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, от-крываются культурно-национальные общества. Любая по-пытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социаль-
ных групп, общностей, государств. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение примерами.)
Современный мир представляет собой сложнейшую сис-тему взаимодействия реальных социальных интересов. Воз-росла взаимозависимость всех народов и государств. На пер-вый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.
Интерес социальн ый (от лат. socialis - общественный и interest - важно) - это интерес любого социальн ого субъекта (личности, социальн ой группы, класса, нации), связанный с его положением в определённой системе общественных отношений. Это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, свершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями (мотивами, помыслами, идеями и т.д.) участвующих в этих действиях индивидов, социальн ых групп, классов. По определению А. Адлера социальн ый интерес - элемент мотивационно - потребностной сферы, он выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.
Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений. Однако любые социальн ые интересы, в т.ч. и классовые, не ограничиваются сферой производственных отношений. Они охватывают всю систему общественных отношений и связаны с различными аспектами положения своего субъекта. Обобщённым выражением всех интересов социальн ого субъекта становится его политический интерес, в котором выражается отношение данного субъекта к политической власти в обществе. Социальная группа, стремясь реализовать
свой интерес, может вступить в конфликт с другими группами. Поэтому нередко частный интерес обретает форму общественного или даже общечеловеческого. Тогда он приобретает вид законного, легитимного интереса и не подлежит обсуждению. Любая социальн ая трансформация общества сопровождается резким изменением баланса интересов. Конфликт классовых, национальных, государственных интересов лежит в основе социальн ых революций, войн и прочих потрясений мировой истории.
Социально-экономические интересы - система социальн о-экономических потребностей субъекта (индивида, коллектива, социальн ой группы, общества, государства). Интерес выражает целостность системы социальн о- экономических потребностей и в этом своем качестве является стимулом деятельности субъекта, определяя его поведение. Осознание собственных социальн о-экономических интересов субъектом есть исторический процесс. Так, осознание товаропроизводителями своих интересов приводит к их реализации и соответственно является основой механизма рыночной экономики. Реализация социальн о-экономических интересов рабочим классом способствует созданию системы социальн ых гарантий всего общества.
В обществе существует сложная диалектика взаимодействия частного, коллективного и общего интересов. Так, частные социальн о-экономические интересы, будучи побуждением к действию индивидов, обеспечивают тем самым реализацию общего интереса. Взаимозависимость и взаимообусловленность интересов еще более проявляется в диалектике коллективного и общего интереса, интересов социальн ых групп и национального интереса. Однако в таком сложном социальн ом организме, как общество в целом, отнюдь не всегда и не во всем коллективный, и тем более частный интерес совпадает с общим интересом. Государство в интересах всех социальн ых групп и слоев, а также индивидов регулирует и контролирует как частные, так и групповые (коллективные) интересы, формируя и защищая государственные интересы.
Цель всякой правовой нормы исходит из социальн ого интереса. В этом смысле он является основным компонентом государственной воли. Социальный интерес относится к фундаментальным категориям социологии. Его можно представить как понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом. Интерес и потребность не тождественны. Объективные социальн о- экономические потребности выступают побудительными причинами волевой деятельности людей, но определяют ее, только проявляясь в социальн ых интересах.
Обществу свойствен осмысленный характер всех действий его членов. Интерес - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Социальные интересы обусловливают цели деятельности людей. В результате устанавливаются определенные отношения, определенный общественный строй, политическая и правовая организация общества, культура, мораль и т. д., которые в конечном счете соответствуют экономическим условиям жизни общества. Следовательно, социальн ый интерес - отправное начало целенаправленной деятельности людей и определитель ее социальн ой значимости. Этим свойством категории интереса обусловлена его роль в формировании права как главного критерия выявления объективной основы содержания права, его социальн ой сущности.
Социальный интерес, будучи осознанным и закрепленным в нормах права, предопределяет действие права. Соотношение между социальн ыми ин-тересами как объективной реальностью и интересом в праве объясняется соотношением объективного и субъективного в самом интересе. По этому вопросу в правовой литературе существуют три точки зрения. Одни авторы считают интерес объективным явлением; другие - субъективным; третьи - единством объективного и субъективного. В зависимости от оснований классификации выделяются экономические, политические, духовные, классовые, национальные, групповые, личностные интересы. В свою очередь
каждой сфере жизнедеятельности общества присущи свои подгруппы важнейших социальн ых интересов.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.

3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) бестселлер
Б) компьютерная игра
В) анекдоты
Г) концерт классической музыки
Д) праздник урожая
Е) эпические сказания

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
1) народная
2) массовая
3) элитарная
4) экранная

4. Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства
1) отражает мир в образах
2) предполагает строгую систему доказательств
3) оказывает эмоциональное воздействие
4) выдвигаются гипотезы
5) анализируются и обобщаются отдельные факты

5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу_____(А) окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности,________(Б) как о врожденных потребностях человека.
В науке под познанием понимается особая_______
(В), в результате которой люди приобретают знания о различ¬ных объектах.
Познание представляет собой
(Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания дей-ствительность воспроизводится в сознании людей.
Познанием называют, как правило, только процесс поиска
________(Д), а его результат именуют знанием. Знание
- получивший подтверждение и обоснование________ (Е) познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
1) потребность
2) истина
3) познавательный инстинкт
4) процесс
5) деятельность
6) результат
7) идеальные образы
8) объективность
9) субъект
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В дан¬ной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером цифру, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Публикации по теме