Какие формы политического поведения проявляют субъекты. Формы политического поведения
Понятие, факторы и формы политического поведения
Тема 19: Политическое поведение
Поведение субъекта становится политическим в тех случаях, когда оно оказывает влияние на распределение политической власти. Политическое поведение представляет собой совокупность действий социальных субъектов, стремящихся реализовать свои потребности посредством участия в политической жизни. Понятие «политическое поведение» шире, чем понятие «политическая деятельность» и вбирает в себя сознательные и бессознательные, рациональные и иррациональные, успешные и безуспешные формы участия в политике.
В основе любой человеческой активности лежат потребности (нужды), которые не только порождают, но также и направляют деятельность человека. Американский психолог А. Маслоу предложил различать базовые потребности и метапотребности (потребности роста).
Базовые потребности - это потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении и т.п.
Метапотребности (потребности роста) - это потребности в справедливости, красоте, порядке и т.п. Базовые потребности сильнее метапотребностией и организованы иерархически. Метапотребности не имеют иерархии и могут легко замещаться одна другой. В то же время, подобно базовым потребностям, они являются врожденными (инстинктивными). Невозможность их удовлетворения ведет к психическим заболеваниям и проявляется в таких состояниях, как отчужденность, страдание, апатия.
Потребности могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Осознанная потребность превращается в мотив - побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Мотив определяет направленность и выбор способов поведения. Как и потребности, мотивы могут формироваться и преобразовываться в процессе социализации.
Силой, побуждающей субъектов политики к автономным действиям, являются интересы- притязания социальных субъектов, основанные на осознании ими своих потребностей.
В случае, когда индивид способен выстроить на основе своих потребностей, мотивов и интересов стратегию рациональных действий и стремится ее осуществлять, его поведение можно назвать деятельностью.
Политическое поведение - это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие- вовлеченность членов данной общности в процесс политико-властных отношений. Участие в политической жизни является показателем востребованности человеком своих прав, средством достижения собственных целей. Возникает процесс взаимодействия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами.
Участие в политике - это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, сознательно совершаемых. Например, сознательно спланированный поход на митинг расценивается как политическое участие, а случайное появление там не относится к участию.
Политические системы по-разному реагируют на участие граждан в политике. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики и контроле за ее осуществлением, то такую систему считают основанной на участии. В демократических обществах это участие - свободное, всеобщее, действенное в решении важных вопросов. Оно обеспечено правовыми нормами, относительно равномерным распределением среди населения таких ресурсов участия, как деньги, образование, свободное время, доступ к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает также такие формы несогласия и протеста, как митинги, демонстрации, шествия, забастовки, .пикетирование, направление петиций, судебные процессы, в которых граждане оспаривают действия правящих структур. Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарный режим мобилизует массы на ритуальные действия поддержки власти. Граждане вынуждены под страхом репрессий идти на митинги, демонстрации, выборы, организуемые правящей элитой. Запрещены все формы протеста и даже несогласия.Политическое участие выражается в двух основных формах:
· прямой (непосредственной);
· опосредованной (представительной).
Прямое участие характерно для небольших политических общин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее, оно является единственно возможным в крупных политических системах. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественные организации, а его основной формой - выборы.
Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия:
· ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;
· неортодоксальное - несанкционированные действия, связанные с выражением требований» или направленные против политической системы (протестное поведение);
· политические преступления - деятельность, связанная с использованием нелегитимного насилия (захват заложников, убийства, похищения, войны, революции, саботаж и др.).
Формами политического участия являются:
· поддержка кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
· создание и участие в деятельности политических партий, общественных объединений, движений, групп интересов;
· посещение политических акций и др.
Политическое участие бывает:
· прямое (непосредственное), реализуемое в ходе референдумов, работы собраний и комитетов, где все участники могут участвовать в любой стадии принятия решения;
· опосредованное (представительное), при котором граждане делегируют право выступать от их имени своим представителям.
Наиболее распространенной формой политического участия является электоральное поведение - активность граждан, связанная с делегированием отдельным лицам полномочий на представительство их в выборных органах власти. На активности и характере электорального поведения сказываются общественное положение человека, уровень его образования и доходов, религиозность, место жительства и др. факторы. Важными факторами электорального поведения являются также система регистрации избирателей, число жителей страны и уровень их образования, особенности партийной системы. Исследователями отмечено, что в европейских странах активность избирателей более высокая, чем в США. Так, в период с 1979 по 1989 гг. среднее значение активности избирателей в 18 странах Европы колебалось в пределах от 94 до 72 процентов, за исключением Швейцарии, где оно составило 48 процентов. Причина такой активности состоит в избирательных законах, дающих европейским избирателям больше влияния, чем, например, в США, где положение правящих партий (республиканцев или демократов) в конгрессах штатов обычно слишком устойчиво, чтобы очередные выборы могли его существенно изменить. В Европе же во многих странах используется пропорциональная избирательная система, и даже один лишний голос может обеспечить партии дополнительное место.
С точки зрения самостоятельности субъектов можно выделить автономное и мобилизационное политическое участие.
Автономное политическое участие граждан происходит по их собственной инициативе. Это свободная добровольная политическая-активность граждан, направленная на реализацию ими своих интересов или выражение их отношения к политическим событиям.
Мобилизованное политическое участие организуется посредством принуждения или манипуляции. Если автономное участие может носить протестный характер, то мобилизованное участие направлено исключительно на поддержку системы и служит интересам правящей элиты.
Политический протест- это активное выражение негативного отношения к политической системе в целом или к отдельным ее структурам, нормам, ценностям. Формами политического протеста являются митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, забастовки, акции гражданского неповиновения, групповые или массовые насильственные действия.
Уклонение избирателей от участия в политике называется абсентеизмом(англ. abcence - отсутствие). Результатом абсентеизма становится разрушение связи между властью элит и интересами избирателей, ведущее к ослаблению легитимности всей политической системы. Причиной абсентеизма может быть как апатия, безразличие к политике, так и разочарование во власти, недоверие к существующим в стране институтам, поддержка протестных движений.
Cлайд 1
Политическое поведение 1.Многообразие форм политического поведения. 2. Политический терроризм. 3. Регулирование политического поведения.Cлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/15/14072/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/15/14072/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/15/14072/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/15/14072/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/15/14072/389/img5.jpg)
Использование в политологии термина «политическое поведение» обусловлено необходимостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рациональных началах, и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами.
Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения.
Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:- формы рациональных политических действий;- формы бессознательного политического поведения.
Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.
В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:
1. По субъектам поведения - индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;
2. По склонностям и психическим состояниям - поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;
3. По ситуационному контексту поведения - ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;
4. По организационным формам и нормам поведения - организационные, институциональные, неформальные;
5. По характеру отклоняющегося поведения - произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;
6. По продолжительности поведения - единичный акт, явление или развивающийся процесс;
7. По остроте проявления поведения - борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;
8. По степени целесообразности и успешности - функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п.
Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:
-реакция , когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты;
- периодическое участие , связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, полит. кампаниях;
- Деятельность в политических организациях, партиях ;
- выполнение политических функций в рамках государственных органов : служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;
- посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
- прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки;
- воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.
Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований) как:
- роль , это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;
- статус , или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике;
- принадлежность к группе , социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений;
- участие в организации - группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.
№ 43. Политический экстремизм и терроризм как формы политического поведения.
Полит-ое поведение - это мотивированные действия субъектов, направленные на защиту и реализацию полит-их интересов и ценностей; универсальная хар-ка полит-ой жизни, применимая к любым субъектам властных отношений (индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным). Полит-ое поведение - это форма участия личности, соц-ой общности людей в осущ-ии полит-ой власти, защите своих полит-их интересов.
Экстремизм - приверженность к крайним взглядам, мерам. Экстремизм есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо - действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экон-им, соц-ым и т. п, вплоть до бытового. Следовательно, политический экстремизм - это осущ-ие политики крайними методами.
Терроризм – разновидность полит-ого экстремизма в его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом явл-ся «угроза или исп-ие насилия в полит-их целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы».
Сам термин "терроризм" вызывает однозначно негативную реакцию и связан с повышенно эмоциональным отнош-ем к феномену, часто исп-ся как ярлык для не связанных между собой и довольно разнородных типов полит-ого поведения.
Полит-ий терроризм стал объектом научного анализа в последние десятилетия, а его становление как заметного явления в полит-ой жизни обычно датируют концом 60-х -нач 70-х гг.
Терроризм представляет собой специфическую форму вооруженного насилия.
Сущ-ют различные аспекты, связанные с наличием полит-ой направленности в деят-сти террористических групп, вне зависимости от их ориентации, этнической, соц-ой и демографической структуры или личных устремлений боевиков.
Полит-ий аспект. Осн методы полит-ой борьбы террористических организаций след:
Провоцирование вооруженного мятежа, восстания или военного переворота для захвата власти;
Наруш-ие системы гос-ого управления с помощью полит-их убийств, шантажа, нагнетания страха, безысходности и отчаяния;
Разрушение основ цивилизованной жизни и создание хаоса в функционировании систем связи и жизнеобеспечения, транспортных средств, работе организаций и учреждений совр-ого общ-ва.
Далеко не все акты заговорщических, повстанческих и экстремистских организаций явл-ся террористическими, и напротив, не нее террористические действия соверш-ся профессионалами-террористами. Вообще "чистых" террористических движений очень мало. Больш-во из них - организации, прибегающие не только к тактике терроризма.
Военно-технический аспект. Для терроризма характерны крайне жестокие формы вооруженного насилия. Типичными методами являются убийства, взрывы в поездах и авиалайнерах, взрывы автомашин, захват заложников и расправа с, ними, посылка по почте мин-ловушек, массовые побоища. Часто исп-ся новейшее автоматическое оружие, портативное и высокоэффективное - вплоть до противотанковых и зенитных ракет. Не испытывая недостатка в вооружении и взрывчатке, террористы умело используют достижения совр-ой техники и технологии, включая радиотелевизионную аппаратуру, комп-ую технику.
Конечно, нельзя отождествлять войну и терроризм, но они тесно связаны и иногда переходят друг в друга. Нередко пытаясь представить свою деятельность как "военные действия", террористы стремятся также присвоить себе более приемлемый в глазах общественного мнения имидж "партизан", "борцов за свободу", "повстанцев".
Морально-психолог-ий аспект. Общечеловеческие нравственные нормы не сущ-ют для совр-ого терроризма. Он отрицает основное право человека - право на жизнь. Известный английский исследователь П. Уилкинсон пишет, что "террор кардинально отлич-ся от др-х видов насилия не просто жестокостью, а высшей степенью аморальности, неразборчивости в средствах и неуправляемостью". Предельно широк круг полит-их и общественных деятелей, попадающих в орбиты террора. Одновременно к разряду "символов режима" причисляются люди самых разных профессий, занимающих разные места на ступенях общественной лестницы.
Одна из осн-ых задач террористических организаций - массовая деморализация населения. "Сценарий устрашения", как правило, продумывается и идеологически обоснов-ся. Он включает не только стрельбу, взрывы бомб, но также манеру поведения, часто необычную одежду и маски, воинственную риторику, психолог-ий прессинг. Все делается для того, чтобы вызвать ужас и замешательство у широкой публики, подорвать чувство безопасности и доверия к институтам власти. Иногда такая тактика достигает успеха.
Аморализм террористов подчеркивается тем, что иногда самые жестокие преступления совершаются ради достижения внешнего эффекта, которого нередко добиваются с помощью СМИ. Террористам необходима возможно большая аудитория, макс-ый отзвук, широкий резонанс. Они обычно предполагают и просчит-ют реакцию полит-их партий и правительств, широкой общественности. Эта реакция порой важнее для террористов, чем убийство намеченной жертвы.
Юридический аспект терроризма представляет немалые трудности в силу отсутствия однозначного понимания феномена и сложности его отграничения от уголовной преступности и различных форм освободительной борьбы. Несомненно, терроризм криминален по своей природе.
Сложность различения понятий "террорист" и "борец за свободу", обусловленность подхода к этому вопросу идеологическими позициями в течение ряда лет во многом блокировали антитеррористическую деятельность ООН и других международных организаций.
Сущ-ют и другие юридические проблемы. Так, бросая вызов гос-ву, обществу, международной общественности, терроризм одновременно стремится макс-но исп-ть весь комплекс гражданских и полит-их прав, предоставляемых этим же гос-ом - привлечь к себе внимание и сочувствие, интегрироваться в международно-правовое и юридическое пространство современной цивилизации, обеспечить захваченным террористам статус "военнопленных".
Сфера действий терроризма простирается не только на сухопутную территорию, но также на воздушное и морское пространство. Современные террористические организации ставят под угрозу воздухоплавание и мореходство, бизнес, коммуникации и др.
Больш-во ученых считают современный терроризм явлением, качественно и количественно отличным от экстремистских движений прошлого, что говорит о необходимости его пристального изучения на междисциплинарном уровне. В небывалой доныне активизации террористов опасна прежде всего их бескомпромиссная атака на моральные и политические ценности современной цивилизации, демократические институты, стабильность и свободу выбора.
Несмотря на то, что мнения западных политологов весьма различаются, они едины в своем выводе об опасном характере террористического вызова, как в западных, так и в развивающихся странах; подчеркиваются такие характеристики современного терроризма, как глобализация, политическая многоликость, динамизм в изменении внешнего облика, ясно обозначенная международная направленность. По мнению ученых, он является важным фактором и компонентом конфликтных ситуаций в современном мире.
Политический порядок современных обществ представляет собой сложную конструкцию норм и правил, обусловливающую появление многообразных форм политической активности. Человек может участвовать в выборах и референдумах, создавать партии и общественные организации, выражать свое мнение о действиях властей, участвовать в акциях протеста и т.д. Чем сложнее политические системы и насыщеннее по содержанию политические культуры, тем разнообразнее становятся формы политического поведения. Многообразие политических действий неизбежно ставит вопрос об их классификации, о выделении наиболее значимых типов. В науке существуют различные типологии политических действий, каждая из которых решает вполне конкретную исследовательскую задачу.
Одной из наиболее распространенных является типология, разделяющая все политические действия в зависимости от их отношения к действующей политической системе, политическому порядку. Так, американский ученый Л. Милбрайт считает необходимым говорить о конвенциональном и неконвенциональном видах политического поведения. В первом случае речь идет о легальных, регулируемых законом политических действиях - участии в работе политических партий, голосовании на выборах, законных способах выражения своего мнения. Во втором - о действиях, противоречащих принятым в обществе нормам морали и закона, т.е. о несанкционированных демонстрациях и акциях протеста, стихийных бунтах, отказе от повиновения действиям властей. Неконвенциональные политические действия Милбрайт подразделяет на ненасильственные (демонстрации, митинги, пикеты) и насильственные (терроризм, бунт).
Английский ученый А. Марш предлагает рассматривать политическое поведение в рамках трех видов:
- 1) ортодоксальное политическое поведение, которое включает принятые в данном обществе способы взаимодействия в системе политических властных отношений (участие в выборах, активность групп интересов, проведение разрешенных властями политических акций и т.п.);
- 2) неортодоксальное политическое поведение, выходящее за рамки нормативного порядка и представляющее собой акции прямого действия и неповиновения властям (несанкционированные политические митинги, пикеты, марши, забастовки и т.п.);
- 3) политические преступления , связанные с применением насилия и направленные на разрушение политической системы и политического нормативного порядка (стихийные бунты, незаконные демонстрации, сопровождающиеся актами вандализма и насилия, вооруженные столкновения с властями, революции и т.п.).
Описанные выше типологии позволяли исследователям выявлять удельный вес конвенционального и неконвепциопалыюго политического поведения в обществе, делать на этой основе заключения об уровне стабильности политической системы, анализировать особенности социальной принадлежности участников противоположных типов политического действия, раскрывая тем самым потенциальные очаги социальной и политической напряженности.
Другим распространенным в политической науке основанием для типологии политических действий является уровень активности людей в политической сфере. В соответствии с данным основанием выделяют:
- политиков-профессионалов, для которых политика - это работа, которой они занимаются большую часть своего времени;
- активно участвующих в политической деятельности. Это люди, профессионально занятые в иной сфере, но значительную часть свободного времени отдающие работе в партийных и иных политических организациях, участию в различных политических акциях и мероприятиях;
- пассивно участвующих в политической деятельности. К ним относится, как правило, большинство населения, которое время от времени участвует в голосовании на выборах, изредка принимает участие в массовых политических мероприятиях;
- не участвующих в политической деятельности (абсентеистов), т.е. тех, кто воздерживается от участия в выборах, уклоняется от любых политических акций.
Абсентеизм не означает полного выключения человека из политики. Оставаясь гражданином, он неизбежно вступает в определенные отношения с государством, например, может быть законопослушным гражданином, исправным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая им, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить сопричастность к какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента и т.п.
Абсентеизм как массовое явление отсутствует в тоталитарных обществах. Здесь население практически поголовно участвует в гой или иной форме политической деятельности. В СССР, например, на выборы приходили почти 100% населения, молодежь поголовно вовлекалась в пионерские или комсомольские организации, взрослые - в профсоюзные, и все эти общественные организации побуждали людей к участию в политической жизни. Неучастие было невозможно в силу жесткого контроля со стороны партийных, государственных и общественных организаций.
Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. В этом случае он может руководствоваться мотивами, имеющими для него большую значимость, например, посвятить свободное время общению с членами семьи, друзьями, а не участию в политических акциях. Не исключено, что в некоторых случаях индивид осознанно не идет па какие-либо политические действия в силу сложившихся убеждений, что своим поступком он все равно не может ничего изменить, или из чувства протеста, или из опасений перед возможными преследованиями со стороны властей, если он выскажет свое мнение и т.д.
Анализ политического поведения через призму политической активности граждан позволяет исследователям сконцентрироваться на выявлении групп, различающихся по степени своего участия в политической жизни общества, изучить их социально-демографические особенности, выявить их партийные предпочтения, уточнить мотивы, побуждающие их к активным действиям, и т.д.
Третий подход к типологии политического действия - это выделение автономного и мобилизованного участия. Автономное участие предполагает свободного гражданина, который включается в политическую деятельность добровольно, руководствуясь собственными интересами или интересами группы, к которой он принадлежит. Мобилизованное участие отличается тем, что включение индивида в политические акции осуществляется иод воздействием внешнего давления, например административного принуждения, опасений неприятностей, санкций со стороны правящей политической силы, страха перед возможным применением насилия в случае отказа от участия в политическом мероприятии.
Данная типология позволяет обратить внимание на различия в мотивации демонстрируемой политической активности. В основе причин, подталкивающих людей к участию в политических мероприятиях, могут лежать как внутренние мотивы (автономное участие), так и внешние стимулы, чаще всего воспринимаемые индивидом как давление (мобилизованное участие). Наличие, к примеру, сильных внешних стимулов в тоталитарных обществах во многом объясняет феномен массовости политических мероприятий, организуемых властями, и почти поголовную явку людей на избирательные участки в день выборов. В демократических обществах, где внешнее давление ослабевает, вовлеченность людей в политические партии, общественно- политические организации, в том числе профсоюзы, падает.
Четвертая типология предполагает разделение политических действий на индивидуальные и коллективные. Эта типология представлена в политической науке в двух видах. В первом случае в основу деления кладется принцип «в чьих интересах »: если в интересах одного индивида, то это - индивидуальное действие, если в интересах всех или группы, - коллективное. Именно такой подход описывает М. Олсон в книге «Логика коллективных действий» , где к коллективным действиям отнесены практически все виды участия, направленные на достижения целей определенной группы людей. Конфликт между индивидуальными и коллективными ценностями, неизбежно проявляющийся в политических действиях, составляет главную теоретико-методологическую проблему данной типологии.
Другим основанием деления политических действий на коллективные и индивидуальные являются способ принятия решения и характер самого действия. Типичный пример индивидуального действия - участие в процедуре тайного голосования, когда принятое решение о выборе человек реализует в кабине для голосования, и никто в этот момент не может оказать на него давление. Коллективное действие - это действие, совершаемое совместно с другими людьми, например открытое голосование, участие в забастовке или митинге, коллегиальное принятие решения. Данная типология позволяет высветить особые грани коллективного поведения в политике, например в толпе, политической организации.
Приведенные выше типологии не исчерпывают их перечень в политической науке. В каждом новом исследовании автор вновь и вновь продумывает достоинства и ограничения каждой из ранее созданных типологий и в зависимости от своей методологической позиции достраивает какую- либо одну из них или создает новую.
- Milbrath LAV. Political Participation. Chicago: Rand McNally, 1965.
- Marsh A. Protest and Political Consciousness. Beverley Hills ; London: Sage Publications,1977.
- Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М. :Изд-во ФЭИ, 1995.
Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.
По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и де структивным (подрывающим политический порядок).
Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное
политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое
политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми
формами политического поведения являются …
выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.
Значительно различаются поведение в организованных и поведение в стихийных формах. Поведение членов организованных политических групп (например, партий) регулируется нормами, зафиксированными в их уставах; оно зависит от распределения ролей между лидерами и сторонниками, от распределения функций внутри группы. Стихийные действия, т. е. незапланированные, необдуманные поступки от-
Дельных людей и неорганизованные массовые выступления, возникают в условиях политических кризисов, нестабильности и характеризуются преобладанием иррациональных чувств над осознанными.
Исследователи говорят и о патологических формах политического поведения. Их проявлением могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требованиям ситуации или установкам личности. Так, при возникновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно противостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усиливая опасные последствия случившегося.
Психологами обстоятельно описано поведение людей в толпе. Характерные черты толпы - скученность на ограниченном пространстве; относительная длительность пребывания в одном месте; разнородность и неустойчивость состава; отсутствие внутренней структуры; анонимность. В «коллективной душе» толпы блокируется способность отклика на логическую аргументацию, зато возможен ответ на эмоциональное воздействие. Толпой управляют инстинкты, ей знакомы лишь простые и крайние чувства.
] «Люди необразованные в глазах толпы кажутся более;
| убедительными, чем образованные». ]
I Аристотель;
В толпе исчезает чувство ответственности. В политизированной толпе вероятны проявления аффективного бессознательного поведения. Аффективное (от лат. affectus - душевное волнение) поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при котором сознательный контроль человека над своими действиями вытесняется частично или полностью. Французский ученый Г. Лебон (1841-1931) писал: «…Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе - это варвар, т. е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепость, но также и к энтузиазму и героизму, свойственному первобытному человеку». Толпе свойственны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость к внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Человек в толпе скандирует те политические лозунги и совершает те дейст-
Вия, которые он бы не совершил, находясь в уравновешенном состоянии. Толпа таит в себе опасность агрессивности, массовых беспорядков, насилия.
Агрессивная толпа характеризуется яростью, злобой по отношению к объекту агрессии. Она направлена на причинение страдания, физического или психологического вреда другим людям или общностям. За внешне стихийной агрессией стоит внутренняя агрессивность, возникающая как реакция на переживание социальной обездоленности, недоступности каких-либо общественных благ и т. п. Психологи считают, что в формах агрессии, развивающейся в массовых социальных и политических процессах, например в расовых, этнических, религиозных, идеологических столкновениях, происходит заражение и взаимная индукция, проявляется значительное влияние стереотипных представлений, предрассудков, особенно образа врага. Если кто-либо воспринимается в качестве лидера, направляющего агрессию, власть его над толпой становится неограниченной и возбужденная масса слепо следует его призывам.
Поскольку наиболее массовой формой политического участия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именно электоральное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?
Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определенными партиями довольно устойчивы. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую они традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность определенным кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать. Названные факторы взаимодействуют между собой, подчас противоречат один другому, а иногда накладываются друг на друга. В связи с этим происходит их ослабление.
Вернемся к вопросу об участии или неучастии в выборах. К примеру, в США более или менее регулярно на выборах всех уровней голосуют от 25 до 35% взрослого населения; еще 30-40% голосуют очень редко или никогда не приходят на избирательный участок; от 3 до 7% избирателей совершенно не интересуются политикой. Есть страны, где голосуют до 95% избирателей. Как вы знаете, уклонение от участия в выборах называется абсентеизмом (от латинского
Слова, буквально означающего «отсутствующий»). Абсентеизм может иметь серьезные последствия: если количество голосующих будет ниже определенной нормы (скажем, 50 или 25% от состава избирателей), то выборы будут признаны несостоявшимися. А это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Поэтому в демократических государствах большую роль играют средства массовой информации, дающие возможность гражданам получить сведения о политике и различных политических силах, содействующие преодолению равнодушия, политической апатии.
В структуре политического поведения выделяются проте стные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Протест-ные действия осуществляются как в «мягком» варианте (петиции, воззвания), так и в «жестком» (забастовка). К протестным формам относят также митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Бывают случаи, когда протестное поведение выходит за пределы демократических норм и проявляется в бойкотах, занятии административных зданий, перекрытии транспортных магистралей, других насильственных действиях. Протестное поведение, как правило, объясняется состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.
Российская политическая жизнь 90-х гг. XX в. продемонстрировала и экстремальные формы политического поведения. В самом общем виде экстремизм (от лат. extremus - крайний) понимается как приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Конкретные проявления политического экстремизма многообразны. К ним относятся такие действия, как осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; создание незаконных вооруженных формирований; захват или присвоение властных полномочий; пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; публичные призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также иные подобные действия.
Как считают эксперты, разновидностям экстремизма присущи общие черты: одностороннее восприятие общественных проблем и путей их решения; использование демагогических лозунгов и призывов, создающих образ врага; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; бездум-
Ное, беспрекословное выполнение приказов руководителей террористических организаций; фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои взгляды оппонентам; неспособность к толерантности, компромиссам; применение насилия. Экстремизм в современном мире характеризуется ростом масштабности, усилением жестокости и безоглядности действий, использованием новейших технических достижений. К наиболее опасным проявлениям политического экстремизма относится терроризм (о нем пойдет речь в следующей части учебника).