Открытые и закрытые формы политического поведения. Политическое поведение и участие

Понятие, факторы и формы политического поведения

Тема 19: Политическое поведение

Поведение субъекта становится политическим в тех слу­чаях, когда оно оказывает влияние на распределение поли­тической власти. Политическое поведение представляет собой совокупность действий социальных субъектов, стремящихся реализовать свои потребности посредством участия в поли­тической жизни. Понятие «политическое поведение» шире, чем понятие «политическая деятельность» и вбирает в себя соз­нательные и бессознательные, рациональные и иррациональ­ные, успешные и безуспешные формы участия в политике.

В основе любой человеческой активности лежат потребности (нужды), которые не только порождают, но также и направ­ляют деятельность человека. Американский психолог А. Маслоу предложил различать базовые потребности и метапотребности (потребности роста).

Базовые потребности - это потребности в пище, привя­занности, безопасности, самоуважении и т.п.

Метапотребности (потребности роста) - это потребности в справедливости, красоте, порядке и т.п. Базовые потребности сильнее метапотребностией и организованы иерархически. Ме­тапотребности не имеют иерархии и могут легко замещаться одна другой. В то же время, подобно базовым потребностям, они являются врожденными (инстинктивными). Невозмож­ность их удовлетворения ведет к психическим заболеваниям и проявляется в таких состояниях, как отчужденность, стра­дание, апатия.

Потребности могут быть как осознаваемыми, так и не­осознаваемыми. Осознанная потребность превращается в мо­тив - побуждение к деятельности, направленной на удовлетво­рение потребности. Мотив определяет направленность и выбор способов поведения. Как и потребности, мотивы могут форми­роваться и преобразовываться в процессе социализации.

Силой, побуждающей субъектов политики к автономным действиям, являются интересы- притязания социальных субъ­ектов, основанные на осознании ими своих потребностей.

В случае, когда индивид способен выстроить на основе своих потребностей, мотивов и интересов стратегию рациональных действий и стремится ее осуществлять, его поведение можно назвать деятельностью.

Политическое поведение - это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность по­литической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие- вовлеченность членов данной общности в процесс политико-властных отношений. Уча­стие в политической жизни является показателем вос­требованности человеком своих прав, средством дости­жения собственных целей. Возникает процесс взаимо­действия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами.



Участие в политике - это конкретные практические дей­ствия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, созна­тельно совершаемых. Например, сознательно спланирован­ный поход на митинг расценивается как политическое уча­стие, а случайное появление там не относится к участию.

Политические системы по-разному реагируют на уча­стие граждан в политике. Если граждане принимают ак­тивное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики и контроле за ее осуществле­нием, то такую систему считают основанной на участии. В демократических обществах это участие - свободное, всеобщее, действенное в решении важных вопросов. Оно обеспечено правовыми нормами, относительно равномерным распределением среди населения таких ресурсов участия, как деньги, образование, свободное время, дос­туп к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает также такие формы несогласия и протеста, как митинги, демонстрации, шествия, забас­товки, .пикетирование, направление петиций, судебные процессы, в которых граждане оспаривают действия пра­вящих структур. Авторитарный режим часть населения пол­ностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарный режим мобилизует массы на ритуальные действия поддержки власти. Граждане вынуждены под страхом репрессий идти на митинги, демонстрации, выборы, организуемые правящей элитой. Запрещены все формы протеста и даже несогласия.Политическое участие выражается в двух основных формах:

· прямой (непосредственной);

· опосредованной (представительной).

Прямое участие характерно для небольших политиче­ских общин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее, оно является един­ственно возможным в крупных политических системах. Посредниками участия в современном обществе высту­пают политические партии, общественные организации, а его основной формой - выборы.

Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия:

· ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;

· неортодоксальное - несанкционированные действия, связанные с выражением требований» или направленные против политической системы (протестное поведение);

· политические преступления - деятельность, связан­ная с использованием нелегитимного насилия (захват за­ложников, убийства, похищения, войны, революции, саботаж и др.).

Формами политического участия являются:

· поддержка кандидатов и партий в избирательных кам­паниях;

· создание и участие в деятельности политических партий, общественных объединений, движений, групп интересов;

· посещение политических акций и др.

Политическое участие бывает:

· прямое (непосредственное), реализуемое в ходе референ­думов, работы собраний и комитетов, где все участники могут участвовать в любой стадии принятия решения;

· опосредованное (представительное), при котором граж­дане делегируют право выступать от их имени своим предста­вителям.

Наиболее распространенной формой политического уча­стия является электоральное поведение - активность граждан, связанная с делегированием отдельным лицам полномочий на представительство их в выборных органах власти. На ак­тивности и характере электорального поведения сказываются общественное положение человека, уровень его образования и доходов, религиозность, место жительства и др. факторы. Важными факторами электорального поведения являются также система регистрации избирателей, число жителей стра­ны и уровень их образования, особенности партийной систе­мы. Исследователями отмечено, что в европейских странах активность избирателей более высокая, чем в США. Так, в период с 1979 по 1989 гг. среднее значение активности изби­рателей в 18 странах Европы колебалось в пределах от 94 до 72 процентов, за исключением Швейцарии, где оно состави­ло 48 процентов. Причина такой активности состоит в изби­рательных законах, дающих европейским избирателям боль­ше влияния, чем, например, в США, где положение правящих партий (республиканцев или демократов) в конгрессах штатов обычно слишком устойчиво, чтобы очередные выбо­ры могли его существенно изменить. В Европе же во многих странах используется пропорциональная избирательная сис­тема, и даже один лишний голос может обеспечить партии дополнительное место.

С точки зрения самостоятельности субъектов можно вы­делить автономное и мобилизационное политическое участие.

Автономное политическое участие граждан происходит по их собственной инициативе. Это свободная добровольная по­литическая-активность граждан, направленная на реализа­цию ими своих интересов или выражение их отношения к политическим событиям.

Мобилизованное политическое участие организуется посред­ством принуждения или манипуляции. Если автономное уча­стие может носить протестный характер, то мобилизованное участие направлено исключительно на поддержку системы и служит интересам правящей элиты.

Политический протест- это активное выражение негатив­ного отношения к политической системе в целом или к от­дельным ее структурам, нормам, ценностям. Формами поли­тического протеста являются митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, забастовки, акции гражданского неповинове­ния, групповые или массовые насильственные действия.

Уклонение избирателей от участия в политике называется абсентеизмом(англ. abcence - отсутствие). Результатом абсен­теизма становится разрушение связи между властью элит и интересами избирателей, ведущее к ослаблению легитимно­сти всей политической системы. Причиной абсентеизма мо­жет быть как апатия, безразличие к политике, так и разоча­рование во власти, недоверие к существующим в стране ин­ститутам, поддержка протестных движений.

Развитие внутриполитической системы, дипломатических отношений между государствами увеличивает роль каждого человека, его поведения при решении политический вопросов. Узнаем, что под политическим поведением понимает наука, и какими свойствами она наделяет политическую личность.

Понятие

Политическое поведение - это система сознательных и бессознательных действий человека, являющегося субъектом политики.

Это могут быть:

  • действия отдельных людей и массовые выступления;
  • стихийные и организованные действия.

Наука выделяет различные способы политического поведения. Это может быть взаимодействие с другими людьми, государственными органами, политическими партиями. Кроме того, отношения со всеми перечисленными участниками политики могут строиться по-разному: на основе взаимопонимания и поддержки, либо соперничества, борьбы.

То, какое поведение выберет тот или иной участник, зависит от его политических интересов и личных ценностей. Мотивы разных групп населения в момент их включения в политическую жизнь могут быть совершенно разными.

Историческим примером противоборства разных политических интересов может послужить Гражданская война в России начала 20 века, когда население страны разделилось на группы по тому, как оно видело будущее страны. Часть людей выступала за построение социалистического государства, кто-то был сторонником монархии. Все они готовы были вооруженным путем отстаивать свои интересы.

Формы политического поведения

Существует большое количество различных форм политического поведения. Для того чтобы нагляднее представить все их многообразие, приведем классификацию, отражающую разные аспекты политического поведения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Особое внимание уделим двум формам политического поведения:

  • стихийное политическое поведение;

Является одним из самых опасных, так как оно часто приводит к негативным последствиям. Его признаками является: неуправляемость, различные формы агрессии, большая роль случайного лидера.

  • электоральное политическое поведение;

Это легитимная (признанная государством и обществом) форма политического поведения, смысл которого заключается в участии в выборах, референдумах, выражении своего мнения в вопросе назначения кандидатов на государственные посты. Выбор этот всегда основан на сознании человека, его взглядах. Но в некоторых странах существует проблема неучастия граждан в выборах. Причинами этого могут быть низкий уровень политической культуры людей, отсутствие веры в честность процедуры выборов и др.

Общество и государство не могут оставлять без внимания политическое поведение людей, так как от этого во многом зависит стабильность и развитие политической системы, от которых зависит безопасность людей. В частности, нормы государственного регулирования запрещают такие виды воздействия на политику, как террор, вооруженные столкновения.

Другим проявлением государственного регулирования политического поведения является стремление к организации (объединение в официальные группы - партии, чтобы люди могли легально высказывать свое мнение), распространение демократических идей, политического образования, особое внимание к качествам политических лидеров.

Что мы узнали?

Политическое поведение - это совокупность поступков человека в сфере политики. Участниками политической жизни являются все граждане демократических государств, партии и государственные органы. Все они в той или иной мере влияют на политическое развитие страны. Поведение может иметь индивидуальный или массовый, организованный или стихийный характер. Государство стремится регулировать политическое поведение людей, чтобы не допустить проявления агрессивных, экстремистских действий, обеспечить стабильное развитие.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 214.

Политика есть явление человекомерное, ибо она возникает и проявляет себя лишь в обществе, во взаимодействиях людей, т.е. в социальном мире. Это значит, что она в значительной степени сочетает в себе различные проявления человеческой индивидуальности, связана с внутренним миром личности, с богатством ее чувств, эмоций, осознаваемых и неосознаваемых переживаний, представлений, которые мотивируют выбор и активность политических субъектов. Несмотря на то, что политическая деятельность справедливо рассматривается с позиции главным образом целенаправленных, рациональных, осмысленных проявлений человеческого сознания, направленного на управление общественными процессами, тем не менее, нельзя не учитывать, что в политике не следу­ет пренебрегать действиями, не подчиняющимися правилам логики. Иными словами, политический процесс никогда не сводится только к рациональным началам. Многие социологи, политологи и психологи подчеркивают, что люди в своем поведении руководствуются не только законами логики. Для того, чтобы как-то отразить различие между сознательными политическими действиями и иными формами политической активности, продиктованными неосознанными или частично осознанными мотивами, в политологии выделяется поня­тие «политическое поведение ».

Следует отметить, что категории «политическое действие » и «политическое поведение » дополняют друг друга, грани между ними подвижны, некоторые авторы даже рассматривают их как фактически тождественные. В то же время исследователи предлагают не торопиться их соединять, указывая, что они акцентируют внимание на различных сторонах политической активности индивида и множества субъектов. Дело в том, что в понятие «политическая дея­тельность »входит любая политическая активность, проявляющаяся в сфере политики, – осознанная и неосо­знанная, организованная и спонтанная, индивидуальная и коллективная и т.д., т.е. лю­бая активность людей, обладающая политическим значе­нием.

В свою очередь, понятие «политическое поведение » отражает явления, связанные прежде всего со сложным и комплексным реагированием – как осознанным, так и неосознанным – субъектов политики на предъявляе­мые внешней средой стимулы или требования. Важность для политики такого рода активности несомненна, особенно она ощущается в кризисных ситуациях. Понятно, что неосознан­ные мотивы в поведении людей не всегда можно объяснить путем их простого сопоставления с рациональными моделя­ми действия. Поэтому очевидна необходимость изучения по­ведения людей (в том числе и его нерациональных элемен­тов) в различных политических ситуациях.

Таким образом, ни в том, ни в другом понятии не разделяются различные стороны политической активности субъектов, но фиксируются важные подходы к их рассмотрению. Действительно, достаточно очевидным является тезис о том, что в политичес­ком процессе ключевое значение принадлежит целенаправ­ленным действиям людей. В то же время нельзя не признать наличие проявлений активности в сфере политики, лишен­ной сознательного контроля. Такие поведенческие акты, ко­нечно, казалось бы, нельзя признать в полном смысле слова действием, однако верно и то, что и немотивированное поведение нередко лишь временно лишено сознательных начал. К тому же, согласно теории познания, поведению субъекта – независимо от того, является оно сознательным или нет, – предшествует сложная работа человеческой психики, которая, в свою очередь, обусловлена воздействием внешних, а также внутренних условии. Поэтому политическое действие, выраженное непосредственной реакцией субъекта на предъявленные извне требования, в любом случае фактически с самого начала предопределено его психической активностью. Такого рода действия в целом дополняют закономерности политических явлений и процессов, делают их живыми, подвижными, ситуативными, творческими, оригинальными. Вместе с тем, решающими в конечном счете оказываются не бессознательные поведенческие акты, а сознательные и целе­направленные политические действия и взаимодействия различных социальных субъектов.

Итак, политическое поведение охватывает все проявле­ния человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя, однако не всегда они при этом действуют. Они могут и бездействовать, но это будет одной из форм их поведения. Если это пове­дение имеет осознанный и целенаправленный характер, то оно, несомненно, представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как прояв­ление бессознательного политического поведения. Эти нюансы необходимо учитывать для компетентного и взвешенного анализа тонкостей и хитросплетений политической сферы.

Соответственно этому в политическом поведении принято выделять: 1) формы рациональных политических действий; 2) формы бессознательного политического поведения. Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации. При составлении классификаций политического поведения этот основной принцип может сочетаться и с различными другими критериями.

В научной литературе выделяют и другие основания для классификации политического поведения :

1) по субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т. д.;

2) по психическим склонностям и состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;

3) по ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

4) по организационным формам и нормам поведения – орга­низованные, стихийные, институциональные, неформаль­ные;

5) по характеру отклоняющегося поведения – произ­вольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

6) по продолжительности поведения – единичный акт, явле­ние или развивающийся процесс;

7) по остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;

8) по сте­пени целесообразности и успешности – функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, де­структивное, дезинтегрирующее и т. п.

Термин «политическое участие » в политологии использу­ется для обозначения преимущественно рациональных, осо­знанных форм политического поведения. Под политическим участиемпринято понимать деятельность граждан, направ­ленную на легитимацию, т. е. формирование институтов вла­сти, определения содержания проводимой правящей груп­пой политики и осуществление контроля за ее реализацией. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие в обществе отношений господства и подчинения, так и тот факт, что посредством такого рода деятельности управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.

Предметом постоянной заботы правящих групп, как известно, является обеспечение легитимности их власти. Этого можно добиться не иначе, как посредством согласия – ак­тивного или пассивного – граждан с политикой правящей группы. Такое согласие может быть выражено со стороны граждан посредством личного участия в определении содер­жания проводимой политики. Поэтому современные демо­кратические политические системы основаны на праве учас­тия масс в политическом процессе.

Формы политического участия, в сущности, есть устой­чивые образцы поведения, совокупность которых составляет политическую культуру. В некоторых источниках их приня­то подразделять на две группы: 1) формы активного учас­тия; 2) пассивные, или иммобильные, формы участия. Осно­ванием для такого деления служит степень активности уча­стия индивидов или социальных групп в политических дей­ствиях. Разброс между крайними значениями политической активности индивидов и других субъектов бывает очень ве­лик и простирается от поведения, практически не отлича­ющегося от политической иммобильности (от лат. immobilis – неподвижный), до форм участия, характеризующихся самой высокой политической инициативностью, энергией и активностью.

Наиболее разработанная классификация активных форм политического участия представлена следующей шкалой интенсивности политических действий :

1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, решения ее институтов или поступки ее представителей, не связанная с необходимостью реализации самостоятельных действий с высокой степенью активности и ответственности;

2) участие в действиях, связанных с делегированием полномочий, решением кадровых вопросов, наделением правом власти и управления – электоральное поведение, участие в выборах;

3) участие в деятельности политических партий и общественных объединений как в статусе лидеров, так и на правах рядовых членов организаций;

4) выполнение значимых функций в рамках утвержденных политических институтов и функционирующего правового поля (реализация совокупности конституционных, политических, гражданских прав личности – свобода выбора своих политических убеждений, участия или отказа от участия в политической жизни, свобода мнений, распространения информации, высказывания и отстаивания своей точки зрения и т.д.), которые утверждают действующую политическую систему или направлены против нее;

5) участие в прямых политических действиях (собрания, митинги, демонстрации, пикеты, сборы подписей и т.п.);

6) активная (в том числе и руководящая деятельностьв неинституциональных (неформальных) политических движениях, направленных как на воспроизведение существующей политической системы, так и добивающихся ее частичного или полного видоизменения.

Политическое бездействие индивидов и других субъектов тоже может быть осознанным и целенаправленным и прино­сить определенные результаты. Поэтому их можно квалифи­цировать как иммобильные формы политического участия . Политическое бездействие может проявляться в следующих формах поведения:

1) неучастие в политической деятельно­сти по причине неразвитости культуры, отсутствия каких-либо стереотипов, примеров для действия (например, иммобильность жи­телей отдаленных населенных пунктов);

2) политическая выключенность как результат заорганизованности, забюрократизированности политиче­ской деятельности в рамках институтов политической систе­мы, разочарования значительной части членов общества в эффективности функционирования, доступности институтов политической системы;

3) политическая апатия как форма неприятия политической системы (например, после чужеземного завоевания и окку­пации, победы революции или контрреволюции, разгрома или подавления политических движений);

4) политический бойкот как выражение враждебности к политической систе­ме и ее институтам.

Из всех форм политического участия – активных и пас­сивных – в условиях демократических политических систем наибольшую значимость приобретает электоральная форма политического участия (от лат. elector - избиратель), связанная с участием в выборах важнейших должностных лиц власти, делегированием им властных полномочий.

Участие в голосовании не такое уж и простое политическое действие, как это может показаться. Для того чтобы гражда­нин смог сделать осознанный политический выбор, он дол­жен обладать высоким уровнем политического сознания и развитой политической культурой. Ему необходимо также хорошо разбираться в программах политических партий, иметь представление о степени надежности различных поли­тических сил. В западной политологии принято считать, что на выбор политических предпочтений граждан влияет сочетание следующих пяти обстоятельств:

· общественное положение;

· уровни доходов и образования;

· местожительство;

· религиозность избирателей;

· идеологический фактор (изначальная симпатия, приверженность тем или иным взглядам, идеям).

В соответствии с этим считается, что люди со скромным достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям либерального и левого направления. Они выбирают, например, социал-демократов за их приверженность насущным материальным, социально-экономическим интересам людей наемного труда. Напротив, высокообразованные, со значительным социальным статусом и хорошими доходами граждане составляют электорат партий преимущественно консервативного направления.

Считает­ся также, что более религиозная часть населения отдает симпатии партиям, так или иначе связанным с религией. Однако в настоящее время подобные механизмы образования партийных пристрастий становятся еще более сложными. Граждане все чаще рассматривают политические процессы и собственное участие в них не только исходя из своего общественного положения или традиционной симпатии к доминирующей в их районе партии, а в гораздо более широком идейно-политическом контексте, образуемом насыщенным информационным полем СМИ, активной «наступательной» стратегией саморекламы кандидатов и политических партий. Что же касается отечественных условий, ког­да в обществе еще только формируется как сама многопартийность, так и интерес к ней со стороны избирателей, то можно сказать, что механизмы образования устойчивых партийных предпочтений электората находятся лишь в самом начале своего развития. Отметим, что для такого развития, безусловно, требуется значительное время и целенаправленные усилия органов управления по формированию зрелого и конструктивного гражданского сознания основной части населения.

Социологические и политологические исследования показывают, что поведение граждан во время голосования су­щественно отличается в рамках разных форм политического устройства и среди различных социальных слоев одного и того же общества. Так, в некоторых странах в голосовании участвует немногим более 20 процентов избирателей, но имеются и такие государства, где на избирательные участки является свыше 95 процентов населения, имеющего право голоса. Традиционно наибольшая активность во время выборов наблюда­ется среди зажиточных слоев населения, среди граждан с бо­лее высоким уровнем образования, а также состоящих в по­литических партиях и движениях. В Республике Беларусь в выборах весьма активно участвуют более возрастные категории населения, пенсионеры, что связывается с выработанными и устойчивыми для данных социальных групп мировоззренческими и политическими ориентациями, имеющимся в их распоряжении культурно-историческим опытом. Довольно скромно в соотношении с ними выглядит политическая активность молодежи, которой сложнее определиться в своих политических пристрастиях, произвести взвешенную оценку деятельности политических лидеров.

Почти во всех странах, в том числе имеющих богатые де­мократические традиции, большое число граждан систематически не участ­вует в выборах. Такое уклонение избирателей от голосования называется абсентеизмом (от лат. absentis - отсутствующий). Причины абсентеизма всегда индивидуальны и разнообразны: безразличие к политике, аполитичность некоторой части граждан; недоверие к существующим политическим институтам; убеждение в невозможности повлиять на процесс выработки и принятия политических решений; разочарование избирателей в возможных результатах голосования; бойкот выборов как тактическое действие. Уклонение от голосования в наибольшей мере наблюдается среди молодежи и граждан с низким уровнем образования. Однако во всех случаях абсентеизм есть, в сущности, иммобильная форма политического участия.

Уклонение избирателей от участия в выборах может при­водить к различным политическим последствиям. Если мас­штабы абсентеизма не превышают определенного небольшого порога, то это почти не сказывается отрицательно на функционирова­нии политической системы в целом, более того, это совершенно нормальный показатель. Однако значительное, тотальное неучастие граждан в голосовании может привести к параличу основных институтов политической системы, дестабилизировать ситуацию в обществе, породить «вакуум» власти. Поэтому в де­мократических обществах все политические силы предпри­нимают меры по повышению активности избирателей, в первую очередь, призывая всех, независимо от их политических пристрастий, участвовать в голосовании. В то же время в некоторых странах (Австралия, Австрия, Бельгия, Голландия, Италия) приняты специальные законы, обязыва­ющие граждан участвовать в выборах. Для уклоняющихся по неуважительным причинам от голосования здесь предусмотрены юридические санкции (штрафы, лишение лицензии на право коммерческой деятельности, ограничения в избрании на административные должности и т.д.).

Увеличение и уменьшение масштабов политического участия граждан, сами возможности, пути проявления политической активности населения в значительной мере определяются степенью развитости систем массовой коммуникации или средств массовой информации (СМИ и СМК). В данном случае информация – это не нейтральный компонент общественного бытия, а важное средство политической борьбы . Она используется, прежде всего, правящими группами для укрепления своей власти, обоснования принятых решений, увеличения поддержки реализуемого политического курса. С этой целью политическая элита всегда пытается контролировать поток политической инфор­мации прямыми и косвенными методами. И это им в значи­тельной степени удается, несмотря на то, что информация многообразна и име­ет разные источники своего происхождения. При этом воз­можности влиять на поток информации неодинаковы в раз­личных политических системах, а тип контроля и распределения информации является чрезвычайно важным показателем для характеристики самих политических сис­тем, как основанных на свободном участии населения в политической жизни, так и сугубо закрытых, авторитарных. В этом смысле политическое поведение становится продолжением свободы слова, доступных и легальных каналов обмена информацией, мнениями, оно предстает как нечто производное от гласности, возможности широкого обсуждения государственной политики, ее критической оценки и выдвижения приемлемых альтернатив, не нарушающих сложившийся баланс политических сил. Вместе с тем предполагается, что такая информация должна быть объективной, лишенной призывов к насильственным и незаконным действиям, оскорбительных выпадов в адрес любых участников политических процессов.

Таким образом, политическое участие в том смысле, в каком оно понимается в современной политологии, предполагает, что важная ин­формация должна быть доступна каждому члену общества. Уже простое обладание сведениями о происходящих полити­ческих событиях делает человека неравнодушным к ним, вы­зывает у него желание повлиять на их дальнейший ход. По­этому развитие системы массовой информации, расширение ее источников и каналов повышают возможности участия масс в политическом процессе. Наряду с этим циркулирование политической информации в обществе требует не только «монолога» СМИ, предлагающих готовые оценки, подходы и решения, но и взвешенного индивидуального, личного взгляда на события политики со стороны каждого гражданина. Только при наличии такого двустороннего взаимодействия политические действия, поведение масс будут обладать необходимым созидательным эффектом, способствовать совершенствованию политической сферы.

Важной частью раскрытия рассматриваемой темы является также анализ условий и форм проявления бессознательного политического поведения, связанного, как мы выяснили ранее, с сознательными политическими действиями. Среди таких условий и факторов бессознательного политичес­кого поведения политологами, прежде всего, называются си­туационный контекст проявления политической активности , а также пси­хические склонности и состояния субъекта . Эти факторы нельзя игнорировать при изучении деятельности субъектов политического процесса, ибо политика предстает как продолжение человеческой личности.

Сказанное, по мнению политологов, означает, что причины бессознательного поведения могут содержаться либо в самом субъекте, либо в ситуации, в которой он нахо­дится, либо одновременно в субъекте и политической ситу­ации.

Рассматривая основания систематизации поведения, мы уже называли типичные ситуационные условия активности субъектов: нормальные или ненормальные (патологические), повторяющиеся или неповторимые, конфликтные или кри­зисные. Психические состояния и склонности индивидов бывают еще разнообразнее. Вот перечень лишь некоторых из них: врожденные или приобретенные невропатологические особенности; состояния заторможенности протекания пси­хических процессов; автоматизация стереотипов поведения, норм и предубеждений; отсутствие вмешательства сознания в момент появления новой ситуации; борьба взаимоисклю­чающих чувств, эмоций, настроений; эмоциональное напря­жение, перерастающее в коллективный психоз; эмоциональ­ное состояние, вызванное дефицитом или избытком инфор­мации относительно непонятной ситуации.

Указанные политические ситуации и психические состо­яния, каждое в отдельности или накладываясь друг на друга в различных сочетаниях, обусловливают проявление бессоз­нательного поведения в той или иной форме. Конкретные проявления бессознательного поведения индивидов или коллективных субъектов нередко образуют случайную вели­чину данных условий. Однако в психологии и политологии общепризнано, что бессознательная активность проявляется главным образом в форме аффективного, патологического и рутинного поведения.

Аффективное (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) поведение проявляется в форме исключительно бур­но протекающей реакции субъекта на сильный внешний раз­дражитель, при которой частично или полностью вытесняет­ся его сознательный контроль за своими действиями. Такое проявление характеризуется случайностью, кратковременно­стью и непредсказуемостью. В основе аффективного поведе­ния субъектов политики могут лежать самые разные причи­ны: психическая склонность к такому поведению самого субъекта (например, впечатлительность, податливость на влияния), неосознанное чувство конфликтной ситуации, очень высокое эмоциональное напряжение, вытекающее из чувства ответственности за принимаемые политические ре­шения и т. д.

Особенно подходящие условия для проявления бессозна­тельного поведения с непредвиденным и аффективным ха­рактером образует политизированная толпа. Еще француз­ский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) описал такие черты толпы, объединяющие ее участников, как вера, цель, эгоизм, коллективное самолюбие, иррацио­нальная подражательность. Другой известный исследователь феномена толпы, французский социальный психолог Гюстав Лебон (1841-1931), описал такие ее свойства, как нетерпи­мость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, склонность к иллюзиям, односторонность чувств и изменчивость.

По сравнению с организованной и стабильной группой и ее формальными структурами в толпе действуют иные механизмы формирования полити­ческого поведения. Эти механизмы опираются в основном на так называемую циркулярную реакцию, проявляющуюся в самостимуляции, произвольности того или иного эмоционального настрое­ния и соответствующего ему поведения. Многократное уси­ление эмоций участников толпы достигается благодаря обоюдонаправленному внушению, при котором отдельная личность как бы растворяется в толпе. Питательным источником эмоциональных реакций людей являются слухи,которые предваряют и сопровождают толпу. Данная самостимуляция может вести к нарастанию эмоционального возбуждения вплоть до неконтролируемых агрессивных действий участ­ников толпы или, напротив, к уменьшению аффективного поведения в результате постепенной разрядки психического напряже­ния.

В современных условиях законы поведения людей в тол­пе являются теми же, что и сотни лет назад, хотя состав участников толпы, ее лозунги, взаимоотношения с лидерами, внешний антураж из­менились весьма существенно. Неизменным остался тот факт, что политизированная толпа не­пременно заполняет возникающий институциональный ва­куум при переходе от одной политической системы к другой. В такие периоды может возникать угроза поглощения тол­пой важнейших форм осознанного политического действия. Однако гос­подство толпы, охлократия (от греч. ochlos – толпа, kratos – власть) - это не есть воля народа и не есть демократия. Подлинно демократический политический процесс развивается преимущественно в институциональных, организованных, правовых формах политичес­кого действия. Иными словами суть демократии, как формы общественно-политической жизни, отнюдь не в том, чтобы вопросы политики решались путем массовых выступлений, шествий и митингов, а в том, чтобы не создавать предпосылок для такого рода критических явлений.

Патологическая форма бессознательного политического поведения внешне наиболее заметно может проявляться в де­ятельности отдельных политических лидеров и функционе­ров. Это поведение болезненное, вытекающее из нарушения способности сохранять индивидом психологическое посто­янство, равновесие. Причиной такого поведения могут быть врожденные или приобретенные физиологические, физичес­кие и психические травмы, часто оставляющие постоянные и неизбежные следы в поведении.

Патологическое политическое поведение может иметь са­мые разнообразные проявления: 1) крайние аффективные состояния; 2) постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме; 3) болезненное и ненасытное стремление к вла­сти; 4) маниакальные политические предубеждения; 5) на­плывы страха и состояние паники в трудных политических ситуациях; 6) мании и ситуационная истерия; 7) неверное отражение политической действительности и искажение ин­формации о ней; 8) паралич памяти и пониженная чувствен­ная впечатлительность; 9) потеря способности к абстрактно­му мышлению; 10) хроническое чувство усталости и раздра­жения. Разумеется, этот перечень является далеко не исчер­пывающим.

Проблематика патологического политического поведения весьма сложна. На эту тему существует богатая научная литература. Многие авторы пытались выявить основания политического властвования, того или иного стиля управления конкретных лидеров на основании анализа их биографий, показывая на основе многочисленных примеров из жизни известных государственных деятелей прошло­го (Гитлера, Сталина, Наполеона и т.д.), как проявляется и к каким зачастую пагубным послед­ствиям для общества может приводить патологическое по­литическое поведение. Однако исследователи данного фено­мена признают, что критерии его клинических форм весьма условны. По этому поводу классик американской политиче­ской науки Гарольд Лассуэл высказал следующее остроум­ное замечание: «Если учесть все сознательные и подсозна­тельные стремления человека в модели политической лично­сти, то психиатр совершенно определенно бы сказал: не су­ществует такой идеальной личности, как гомополитикус, разве что па­ра психопатов».

Рутинное политическое поведение представляет собой ав­томатические, стереотипные и зачастую символические дей­ствия, имеющие политическое значение. Чаще всего оно воз­никает в процессе первоначально сознательных и целена­правленных действий. В результате постоянного повторения они становятся автоматическими, выходят из-под контроля сознания. Несмотря на то что рутинное поведение объектив­но приводит к тем же результатам, что и действия, постоян­но контролируемые сознанием, с точки зрения своей психо­логической природы оно перестает быть действием, пони­маемым как совокупность актов, направленных на осознан­ную цель. Заметим, что рутинное поведение может приво­дить к нежелательным результатам, если оно имело место в обстановке, требующей нестандартных политических дей­ствий.

В заключение подчеркнем, что любое политическое дей­ствие представляет процесс с необычайно сложной структу­рой, которую сознание не в состоянии контролировать во всех деталях. Поэтому даже в структуре политического дей­ствия, которое, как считается, имеет осознанный характер, всегда присутствуют бессознательные акты поведения. В та­ком действии элементы сознательного и бессознательного переплетаются, обусловливают друг друга при доминирую­щей роли сознания.

Отметим, что деятельность и поведение субъектов политики не подчиняются каким-нибудь строгим формулам. В связи с этим существуют известные пределы прогнозирования и регулирования политического пове­дения, ведь политика содержит в себе элемент творчества, новаторства, привнесения свежих креативных идей, взглядов, способных отвечать насущным требованиям времени. Вместе с тем, от всех субъектов политического процесса требуется не только творческий, волюнтаристский, свободный подход при конструировании и реализации мер политики, но и обоснованный, рациональный, взвешенный, социально ответственный анализ, что в совокупности делает политику открытой, плюралистичной сферой согласованных и выверенных решений на пути реализации как общих, так и частных потребностей всех членов общества.

  • Вставьте недостающее слово или завершите фразу. 6.1. Каузальная атрибуция состоит в объяснении действий других либо свойственным им поведением, либо ситуацией
  • Геополитическое положение и административно-территориальное устройство Северо-Западного Федерального округа
  • Геополитическое положение и социально-экономическая ситуация в Беларуси в условиях Первой мировой войны

  • Участие в политической жизни, охарактеризованное в учебнике для 10 класса, может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

    Представим себе политическое собрание, все участники которого заняты одной и той же деятельностью, но при этом ведут себя по-разному. Одни внимательно слушают выступающих, мысленно соглашаются или не соглашают172 ся с ними. Другие перебивают говорящего выкриками, ть» или «затопать» неугодного оратора.

    Первые соблюдают нормы, регулирующие политическую деятельность, вторые отклоняются от них, демонстрируя образцы отклоняющегося поведения.

    МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

    Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики , характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида. В поступках наиболее отчетливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

    Сосредоточим внимание на одном из субъектов политической деятельности - на личности. Человек в сфере политики взаимодействует с другими людьми, с политическими организациями , государственными органами и т. п. Его отношения с ними могут быть отношениями поддержки, сотрудничества, союза или, напротив, противостояния, противоборства, политического соперничества. Эти отношения определяются интересами участников, их совпадением или противоположностью.

    Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

    Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

    Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие .

    Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

    В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

    В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

    В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

    Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    1 Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение. А главное - строить свое собственное поведение в соответствии с принципами и эталонами демократического общества.

    2 Политический экстремизм играет в политике деструктивную роль. Между тем политические экстремисты, экстремистские организации нередко делают ставку на молодежь , рассчитывая на ее неопытность, присущую ей высокую активность и подвижность. Четкое понимание опасности политического экстремизма не позволит вам стать орудиемв руках деятелей и организаций, добивающихся своих целей незаконными методами.

    З В политике нельзя поддаваться эмоциям. Необходим серьезный анализ политической обстановки, осознанное целеполагание и рациональный выбор средст в достижения цели. Политическое поведение не должно выходить за границы, обозначенные политическими и правовыми нормами. Не следует забывать и о нормах морали.

    ДОКУМЕНТ

    Из книги американского политолога М. Паренти «Демократия для немногих» .

    Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют свое право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

    За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе - ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

    Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, - даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где бнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

    1.Как оценивает автор неучастие граждан в выборах? В чем он видит главную причину неучастия в них?
    2. Можно ли высказанные автором суждения применить по отношению к поведению российских избирателей? Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры.
    2 . Каковы мотивы политического поведения?
    3. В каких случаях имеет место протестное поведение ?
    4 . Чем характеризуется электоральное поведение?
    5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.
    6. Каковы возможности регулирования политического поведения?

    ЗАДАНИЯ

    1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в 2001-200 3 гг. сопровождались столкновениями с полицией;
    он и оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения?

    Существует! И как мало людей про них знает. И это неудивительно - ведь эту тему изучают исключительно социологи и политологи. Но знания в данном случае не помешают и тем, кто желает непосредственно принимать участие в жизни страны. Так что, начинающий политолог, давай будем изучать основные формы политического поведения.

    Общая информация

    Политическое поведение может принимать форму участия, протеста и абсентеизма. Такое разделение существует из-за ряда особенностей. Как правило, использование определённой формы политического поведения влечёт за собой установление определённого статуса. Наиболее распространённым на данный момент является участие. Но из-за недовольства относительно сложившейся системы постепенно набирает популярность форма протеста.

    Альтернативные формы

    Следует отметить, что используют различные системы классификации. Одна уже была приведена, давайте ознакомимся с ещё одной, которая подразумевает деление на не/конвенциональные формы. Это нужно для того, чтобы иметь полное представление о предмете статьи. Для начала поговорим про конвенциональные формы поведения:

    1. Абсентеизм.
    2. Ознакомление с политикой посредством средств массовой информации.
    3. Обсуждение политических событий со знакомыми и друзьями.
    4. Голосование на выборах и референдумах.
    5. Агитационная работа по ознакомлению широких масс с политической партией или кандидатом.
    6. Убеждение населения в необходимости им проголосовать (причем каким-то определённым образом).
    7. Участие в собраниях и митингах.
    8. Обращение и взаимодействие с властными структурами, а также их отдельными представителями.
    9. Политическая активность деятеля (выдвижение своей собственной кандидатуры, работа в качестве члена руководящего звена общественной организации или партии, депутата, министра и так далее).

    Кроме этого, есть ещё не конвенциональные формы поведения, которые направлены на опротестование сложившегося положения дел. К ним относится:

    1. Подписание петиций.
    2. Физическое присутствие на демонстрациях, которые не были разрешены.
    3. Участие в бойкоте.
    4. Отказ уплачивать налоги в государственную казну.
    5. Захват зданий государственных органов, предприятий, сидячие забастовки.
    6. Блокирование дорожного движения.
    7. Активное участие в стихийных движениях.

    А сейчас давайте поговорим более конкретно о том, как различаются формы политического поведения. Будут рассмотрены различные аспекты и особенности.

    Политическое участие

    Так, под этим понимают активность граждан, которая направлена на то, чтобы сформировать и поддерживать деятельность государственных и общественных институтов. Оно может принимать следующие формы:

    1. Поддержка партий и отдельных кандидатов во время
    2. Голосование за людей и организации на выборах.
    3. Создание и активная деятельность в общественных объединениях, партиях, движениях, группах интересов.
    4. Также сюда относится участие в политических акциях.

    Кроме этого, оно может принимать открытую и опосредствованную форму. В первом случае оно выражается в участии в референдумах, работе различных собраний, комитетов и так далее, где человек может участвовать в любой стадии, где необходимо принимать решения. Вторая форма предусматривает конкретному лицу выступать представителем группы граждан в каком-то органе (например, Госдуме). Что можно о них сказать? Считается, что открытые формы политического поведения - это и есть проявление настоящей демократии в государстве. Противники этого тезиса часто указывают на апатию граждан, а также относительно невысокий уровень образованности. Так, негативной стороной открытых форм принято считать, что мнением большинства довольно легко можно манипулировать, создавая необходимую в стране ситуацию.

    Активность граждан

    Наиболее распространённым в современном мире является так называемое электоральное поведение. Под этим понимают активность граждан, что связана с на представительство отдельным гражданам. На характере и активности электорального поведения могут сказаться такие факторы, как общественное положение человека, образование, религиозность, уровень его доходов, место жительства и прочие подобные факторы. Также в отдельных странах свой отпечаток накладывает система регистрации избирателей, особенности и кроме этого - численность населения страны. Если говорить о массовости, то тут тенденция такова, что наиболее активными считаются жители Европы, а наименее - США. Это связано с тем, что в первой избиратели имеют больше влияния. Кроме вышеперечисленного, следует знать, что участие может быть разделено на автономное и мобилизованное. В первом случае подразумевается, что граждане действуют по собственной инициативе. Мобилизованное политическое участие базируется на манипуляции и принуждении.

    Протест

    В данном случае понимают активное выражение своего негативного отношения к сложившейся политической системе. Критике может поддаваться или она вся, или отдельные её структуры. В реальной жизни протест выражается как митинг, шествие, демонстрация, забастовка, акция гражданского неповиновения и пикетирование. При обострении противостояния могут произойти групповые, и даже массовые насильственные действия.

    Абсентеизм

    Так называется ситуация, когда избиратели уклоняются от участия в политической жизни. Как результат - разрушаются связи между и властью. Это ведёт к ослаблению легитимности действующей политической системы. В качестве причины абсентеизма называют апатию, безразличие к происходящим в стране процессам, разочарование во властных структурах, недоверие к институтам. Также он может быть формой пассивной поддержки протестных движений.

    Деятельность

    Когда кто-то говорит, что демократия - это традиционная форма политического поведения, пример подобран неудачно. Это в немалой степени из-за того, что она используется относительно недавно и ещё не смогла пустить глубокие корни. Но если отдельный индивид может выстроить из своих потребностей, интересов и мотивов стратегию рациональных действий, то он сможет её и осуществить. В современном обществе человек может проявлять своё участие, голосуя на выборах, ходя на митинги и манифестации. При этом, если есть желание, то для него возможным является также и проявление политической пассивности, когда основной массив информации к нему просто не доходит. А те данные, с которыми человек смог ознакомиться, им воспринимаются с определённой долей флегматизма.

    Каким бывает политическое поведение?

    С точки зрения преемственности выделяют такие формы:

    1. Традиционные. Соответствует устоявшимся политическим представлениям или является типичным для данной территории.
    2. Инновационные. Подразумевается в тех случаях, когда осуществляется создание новых образцов политического поведения или создаются новые черты уже существующих отношений.

    С точки зрения целевой направленности выделяют следующие формы:

    1. Конструктивные. Это значит, что проявляемое поведение способствует поддержанию нормального функционирования политической системы, что действует на данной территории.
    2. Деструктивные. Это значит, что политическое поведение человека подрывает установленный на данной территории порядок.

    Кроме этого, можно ещё сделать акцент на численности:

    1. Индивидуальное политическое поведение. Сюда относят поступки, которые может совершить одна личность. Они обязательно должны иметь определённое общественно-политическое значение. В качестве примера можно привести публичное высказывание или практическое действие.
    2. Групповое политическое поведение. Сюда относят деятельность стихийно сложившихся групп людей или организаций.
    3. Массовое политическое поведение. Самые численные формы. К ним относят выборы, референдумы, демонстрации и митинги.

    Для двух последних характерным является эмоциональное «заражение».

    Выборы

    Как видите, существуют различные формы и виды политического поведения. Но наиболее массовыми являются выборы. Во время их проведения наибольший интерес для исследователей этого процесса представляет электоральное поведение граждан. Они ищут ответы на такие вопросы: кто за кого; почему; каковы причины отказа от участия? Иными словами, они занимаются выявлением факторов, которые позволили сложиться существующей ситуации. Следует отметить, что электоральное поведение в значительной мере зависит от целого ряда особенностей. Так, в странах, где существует уже давняя партийная система, связи избирателей со своими представительскими группами и отдельными людьми являются довольно устойчивыми. Каждые выборы они голосуют за «своих». Как правило, ориентируются на реальные результаты и то, что партии хотят реализовать. Причем подбираются они таким образом, чтобы их интересы наибольшим образом соответствовали потребностям индивида. Хотя также довольно широка групповая и индивидуальная приверженность. В таких случаях свой голос отдают не столько за идею и программу, сколько за личность. Приведённое может взаимодействовать, противоречить и иногда накладываться одно на второе. Это ведёт к тому, что в странах даже с одинаковыми режимами сложились разные формы политического поведения. Примеры в данном случае - это известные державы вроде США и Великобритании. Так, недавно на "Брексит" пришло 72% жителей Соединённого королевства. Тогда как в США на выборы ходит около трети населения.

    Особенности

    Довольно популярным среди масс является абсентеизм. Чтобы не допустить попустительства со стороны граждан, многие государства идут на различные меры. Так, в Греции голосование является обязательным, и если кто-то проигнорирует это своё «право», то его ждёт удар по карману. Другие вводят определённую норму (например, 50% или 30% от всего количества избирателей) людей, что должны прийти на волеизъявление для того, чтобы оно считалось состоявшимся. Также для этих целей широко используется механизм средств массовой информации. Благодаря СМИ можно получать сведения об определённом политике (или партии). Кроме этого, занимаются тем, что агитируют граждан преодолеть равнодушие и апатию и пойти на избирательные участки.

    Заключение

    Вот нами и были рассмотрены формы политического поведения и их характеристика. Предоставленной информации мало, чтобы полноценно разбираться в политической жизни, но вместе с тем, она позволяет создать фундамент формирования будущего успешного государства. Будет очень хорошо, если каждый сможет понять важность голоса для достижения счастливого процветания страны. Учитывая, что у нас приближаются выборы, необходимо воспользоваться хотя бы такой возможностью влиять на избираемую власть. При этом необходимо взвешено подойти к своему выбору и уделить внимание окружным кандидатам. Ведь, по сути, они будут представлять определённую территорию, и защищать её интересы.

    Публикации по теме