Тодосийчук А. В

  • 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
  • 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
  • 2.3. Структура инновационного процесса
  • Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
  • 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
  • 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
  • Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
  • 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
  • 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
  • 4.3. Функции инновационного менеджмента
  • 4.4. Этапы инновационного менеджмента
  • Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
  • Система управления персоналом как инновация
  • Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
  • Методы прогнозирования и анализа
  • Поиск, отбор и выработка проектной идеи
  • Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
  • Современные практические приемы инновационного менеджмента
  • Организация работ по выполнению проекта (программы)
  • Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
  • Трансфер и диффузия инновации
  • Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
  • Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
  • 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
  • Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
  • Методы маркетинга и проведение исследований
  • Маркетинг инноваций в оу
  • Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
  • 5.1. Инновационный потенциал оу
  • 5.2. Организационные инновации
  • 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
  • Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
  • 6.1. Инновационный проект и его виды
  • 6.2. Содержание инновационных проектов
  • 6.4. Финансирование инновационной деятельности
  • 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
  • 7. Глоссарий
  • 8. Использованная литература
  • Содержание
  • 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования

    Во всем мире инновации являются движущей силой соци­ально-экономического развития. В вопросах регулирования и сти­мулирования инновационной деятельности главная роль отво­дится государственным структурам управления. Функции госу­дарства заключаются в обеспечении благоприятных условий для инициирования, создания и трансфера инноваций с целью по­вышения их экономической, социальной и экологической эффек­тивности.

    Основы государственной инновационной политики РФ изложены в следующих концептуальных документах: 1) Концепция устойчивого развития. 2) Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. 3) Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. 4) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

    Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

    Целью государственной инновационной политики нашей страны в области образования является его развитие и повышение эффективности, увеличение вклада науки в развитие образования, усиление роли образования в решении важнейших социальных задач.

    Задачами государственной инновационной политики являются:

    1) эффективное использование научного потенциала для обеспечения конкурентоспособности российской системы образования;

    2) расширение сфер участия системы образования в развитии экономики и народного хозяйства;

    3) повышение инновационной активности работников системы образования.

    В основные функции деятельности государственных органов в инновационной сфере образования входят: 1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации, координация инновационной деятельности в образовании; 2) стимулирование инноваций в образовании и конкуренции в данной сфере; 3) создание правовой базы инновационных процессов, регулирование международных аспектов инновационных процессов.

    К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического творчества, правовая охрана государственной собственности, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности, развитие международного научного сотрудничества.

    Важнейшими принципами государственной инновационной политики в сфере образования являются:

    Опора на наращивание отечественного психолого-педагогического научного потенциала;

    Свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики в сфере образования;

    Стимулирование развития фундаментальных научных исследований по проблемам образования;

    Сохранение и развитие ведущих отечественных психолого-педагогических научных школ;

    Создание рынка образовательных услуг, здоровой конкуренции в сфере образования, стимулирование и поддержка инновационной деятельности в системе образования;

    Интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;

    Обеспечение работникам системы образования беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;

    Развитие научно-исследовательской деятельности в учебных заведениях;

    Повышение престижности педагогического труда;

    Пропаганда современных достижений системы наук о человеке.

    Субъектами инновационной политики в образовании выступают: а) органы государственной власти (центральной и местной), б) общественные организации и фонды, в) сами научные работники и учителя-инноваторы.

    Государственная инновационная политика включает три этапа: 1) разработку научно-обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности на основе анализа состояния инновационного потенциала; 2) определение основных направлений поддержки инноваций; 3) осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

    В инновационной политике выделяют две стороны: стратегическую и тактическую .

    Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установления главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями.

    В соответствии со стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года для реализации инновационного развития образования целесообразно использовать:

    1. Стратегию «наращивания» - использование собствен­ных разработок для повышения конкурентоспособности ОУ;

    2. Стратегию «заимствования» - использование идей, ле­жащих в основе чужих разработок, и создание на их основе кон­курентоспособной продукции с использованием собственного по­тенциала.

    3. Стратегию «переноса» - использование современных зарубежных разработок.

    Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это финансирование исследований и проектных разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

    Основные направления государственной поддержки инноваций в сфере образования включают:

    а) содействие развитию психолого-педагогических и др. (фундаментальных, поисковых, прикладных) исследований, прежде всего в перспективных направлениях;

    б) кадровое обеспечение инновационной деятельности в сфере образования на всех уровнях;

    в) содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности педагогов;

    г) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие образовательные новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке образовательных услуг;

    д) применение стимулирующих воздействий внешней среды, которые обуславливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных образовательных учреждений;

    е) участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулирование кооперации в области инновационных разработок между высшими и средними общеобразовательными учебными заведениями;

    ё) координация инновационной деятельности в образовании;

    ж) создание правовой инновационной деятельности в образовании;

    з) регулирование международных связей в области инновационных процессов в образовании.

    Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

    Высшая форма регулятивной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной образовательной деятельности.

    К э кономическим факторам государственного регулирования, способствующим созданию, освоению и распространению инноваций в образовании относятся: а) развитие рынка Об/Ус; б) расширение спроса на педагогические инновации; в) предоставление финансовой поддержки педагогам, осваивающим и распространяющим инновации; г) содействие модернизации учебного оборудования; д) пресечение недобросовестной конкуренции в сфере образования; е) продвижение отечественных педагогических новшеств на международном рынке образовательных услуг; ё) создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами отечественной экономики в сфере образования; ж) обеспечение эффективной занятости в инновационной образовательной сфере; з) развитие внешних связей в инновационной образовательной сфере.

    Организационные факторы государственного регулирования инновационной образовательной деятельности включают: а) государственную поддержку инновационных образовательных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; б) содействие развитию инновационной инфраструктуры системы образования; в) кадровую поддержку инновационной деятельности в образовании; г) содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, осуществляющих инновационную деятельность; д) моральное стимулирование инновационной деятельности педагогов; е) информационную поддержку инновационной образовательной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной образовательной сфере, к сведениям о завершенных научно-педагогических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности в сфере образования, к данным о выполняемых и завершенных инновационных образовательных проектах и программах и т.п.); ё) содействие интеграционным процессам в сфере образования, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной образовательной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; ж) защиту интересов российских субъектов инновационной образовательной деятельности в международных организациях (например, ЮНЕСКО).

    В группу ф инансовых факторов государственного регулирования инновационной деятельности в области образования входят: а) проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной образовательной деятельности; б) направление в инновационную сферу образования государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; в) выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных образовательных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; г) создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере системы образования; д) предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности в сфере образования; е) снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных образовательных программ и проектов.

    Нормативно-правовыми факторами государственного регулирования правовой деятельности являются: а) установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной образовательной деятельности; б) гарантирование охраны прав интересов и субъектов инновационной образовательной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности в сфере образования прав, как права интеллектуальной собственности.

    Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. Основой этого регулирования является правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые инновационные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

    Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной образовательной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров , а именно: а) договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-экспериментальных и технологических работ; б) договоров на выполнение проектных работ; в) договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности в сфере образования; г) договоров (контрактов) с инвесторами в сферу образования; д) и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

    По характеру государственного воздействия на инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования.

    Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование инноваций в сфере образования, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и др.).

    Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении учебных заведений, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса и престижа образования и науки в общественном мнении.

    Таким образом, ключевым моментом реформирования системы государственного управления инновационной сферой в области образования становится совершенствование механизмов финансирования и организации научных исследований.

    Регулирование деятельности в сфере образования происходит на базе: а) инновационных прогнозов; б) инновационных стратегий; в) инновационных программ; г) инновационных проектов: д) программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

    Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной образовательной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). Инновационные прогнозы в образовании являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

    Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной образовательной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

    Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

    На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

    Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя: а) федеральные целевые информационные программы по важнейшим базисным инновациям в сфере образования; б) крупные инновационные проекты (например, национальный проект «Образование»); в) федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной структуры в системе образования.

    Инновационные образовательные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в этом отборе инновационные образовательные проекты подлежат обязательной государственной научной экспертизе, предметом которой является их новизна, психолого-педагогическая и социально-экономическая эффективность.

    Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.


    А. В. Тодосийчук,

    доктор экономических наук, профессор,

    академик РАЕН

    Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в образовании

    Часть 1 из 2

    1. Развитие инновационных процессов в сфере образования

    Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики науки, экономики и социогенетики, которые позволяют говорить о преемственности и изменчивости технологических способов производства и применения знаний. Ключевую роль в этом сложнейшем и противоречивом процессе играет закон смены поколений. В смене поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения результатов НИР и замещения базовых инноваций, находят свое выражение закономерности цикличной динамики образования. Основными направлениями внедрения результатов НИР в сфере образования являются их использование для разработки педагогических (образовательных) инноваций, научно-методических и учебно-методических материалов, применяемых в учебной и воспитательной работе с детьми разного возраста в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, для подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях начального (НПО), среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО), образовательных стандартов, технических условий, методических рекомендаций, технологических процессов, научно-методического сопровождения, подготовка нормативных документов. Использование результатов НИР позволяет переориентировать учебный процесс с передачи учащимся совокупности знаний на формирование навыков их приобретения, повысить качество образования.

    Укрупненно инновационный процесс в образовании включает следующие стадии: научные исследования - экспериментальная работа - освоение и тиражирование новшеств в образовательной практике (учебно-воспитательном процессе). Базисом инновационного процесса являются научные исследования и разработки. На этой стадии исследуются проблемы выявления закономерностей развития обучения и воспитания, разрабатываются информационные модели будущих образовательных (педагогических) новшеств, осуществляется их проектирование. На второй стадии осуществляется экспериментальная апробация образовательных (педагогических) новшеств, в учебно-воспитательном процессе, управлении образованием. На заключительной, третьей стадии осуществляется освоение и последующее тиражирование (распространение) новшеств.

    Развитие инновационных процессов характеризуется последовательной передачей и преобразованием результатов на разных стадиях определенными исполнителями. В таблице 1 дана классификация основных стадий, исполнителей и ожидаемых результатов инновационного процесса в сфере образования.

    Таблица 1

    Основные стадии, исполнители и результаты инновационного процесса

    Основные стадии
    инновационного
    процесса

    Основные
    исполнители работ

    Основные
    результаты выполнения работы

    Фундаментальные исследования

    Академические НИИ, учреждения ВПО

    Новые знания (научные теории, законы, гипотезы, концепции)

    Прикладные исследования

    Академические и отраслевые НИИ

    Научно-технические знания (научно-методические рекомендации, технологии, модели, методы, способы, алгоритмы и т.п.)

    Разработки

    Отраслевые НИИ, научные организации региональных департаментов (управлений) образования, научные подразделения образовательных организаций

    Научно-техническая документация (образовательные стандарты, технические условия, методические рекомендации; программы, положения, нормативные документы)

    Освоение

    Экспериментальные площадки на базе образовательных организаций

    Проекты образовательных (педагогических) новшеств

    Распространение

    Образовательные организации

    Образовательные (педагогические) новшества

    Циклический характер инновационного развития образования приводит к одновременному функционированию старых, традиционных и новых средств обучения и воспитания. Уровень инновационного развития образования определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей педагогических (образовательных) систем.

    Цикличность развития науки предопределяет динамику инновационного развития образования. Это находит свое отражение в том, что научно-исследовательские циклы опережают инновационные. Характерной особенностью взаимосвязи между научно-исследовательскими и инновационными циклами является наличие лага запаздывания. Поэтому при планировании процессов внедрения результатов НИР необходимо определить минимально допустимый лаг между научно-исследовательским и инновационным циклом. Планирование инновационной деятельности должно быть нацелено на обеспечение внедрения результатов НИР в образовательную практику не позднее момента начала морального старения полученных знаний. Этого можно достичь только на основе глубокого знания закономерностей развития науки и образования, а также соответствия научно-технического потенциала сферы образования уровню новизны, сложности и масштабности внедряемых новшеств.

    Циклический характер инновационного развития образования основывается на смене циклов поколений педагогических (образовательных) инноваций. Каждое поколение инноваций по аналогии с человеческим организмом проходит через фазы рождения, младенчества, детства, юности, зрелости, старости и смерти. В составе жизненного цикла инноваций в сфере образования выделяются четыре характерных этапа: зарождение – время появления новшества и постепенного увеличения объема его использования в учебно-воспитательном процессе в рамках одного или нескольких образовательных учреждений; рост – время ускоренного использования новшества на отраслевом и межотраслевом уровнях; зрелость – время постепенного замедления темпов роста и стабилизации масштабов использования новшества по мере его морального износа; спад – время заметного и устойчивого сокращения объемов использовании новшества.

    Внедрению результатов НИР в образовательную практику предшествует стадия освоения. Освоением результатов НИР в сфере образования называется процесс, в течение которого происходит необходимая отладка технологии, организации и планирования учебно-воспитательной деятельности с целью развития творческого потенциала учащихся и студентов, повышения уровня трудового и эстетического воспитания молодежи. Процесс освоения находится между стадиями разработки новшества и его массовым использованием. Длительность, сложность и социально-экономические показатели периода освоения определяются восприимчивостью сферы образования к инновациям.

    В силу специфики педагогических (образовательных) инноваций, обусловленной спецификой учебно-воспитательной деятельности, для их успешного освоения требуется инкубационный период. На этот период должны приходится работы, не обеспечивающие в текущий момент существенных положительных сдвигов, но сопряженные с финансированием затрат на отработку новых технологий. Длительность жизненного цикла нововведения и отдельных его фаз зависит от уровня его новизны, значимости (представляет ли оно революционный переворот, качественный скачок в данной области знания или ее частичное совершенствование) и от готовности сферы образования к его восприятию.

    На стадии внедрения результатов НИР выполняется технологическая подготовка, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность к освоению инноваций при установленных сроках, масштабах внедрения и затратах. Учитывая высокие требования к качеству образования в условиях формирования постиндустриального общества, проектные параметры новшества должны соответствовать уровню новизны, сложности и масштабности задач, решение которых необходимо для обеспечения перехода российской экономики на инновационный путь развития. Ускоряющийся НТП требует, чтобы проектные параметры новшества были достигнуты на экспериментальных площадках (в экспериментальных образовательных учреждениях) задолго до момента начала его морального старения.

    При организации процесса освоения новшества рекомендуется выполнять следующие условия: системности (освоение в свою очередь является совокупностью взаимосвязанных процессов); преемственности объектов, методов и средств обучения и воспитания; совместимости (обеспечение взаимодействия элементов и средств учебно-воспитательного процесса между собой и с внешними объектами) и управляемости. Управляемость инновационным процессом следует считать решающим условием организации освоения. Частая смена новшеств, вызванная ускоренными темпами НТП и растущими общественными потребностями в обновлении средств производства и предметов потребления в период зарождения шестого технологического уклада развития мировой экономики, диктует необходимость оптимальной организации управления сферой образования. Важно создать положение, при котором учебно-воспитательные процессы не потеряли бы управляемость, сохранили бы все функции управления – планирование, учет, контроль, регулирование и другие. Реализация такого условия будет способствовать соблюдению системности при организации процесса освоения новшества и совместимости всех его элементов.

    Процесс освоения новшества представляет собой отдельную подсистему, которая может быть подвергнута, как и весь цикл в целом, системно-структурному анализу, моделированию и оптимизации. Это связано с тем, что внедрение новшества в зависимости от его ранга и радикальности, неизбежно повлечет за собой изменение в организационно-экономическом механизме управления как на макроуровне (на уровне страны), так и на микроуровне (на уровне образовательных учреждений).Оптимальное сочетание уже проверенных научно-методических, технологических и организационных решений и прогрессивных научно-технических положений дает возможность провести освоение новшества высокими темпами при минимальном расходовании средств и времени.

    Избыточность потребления ресурсов присуща процессу освоения на протяжении всего периода. Закономерность возникновения повышенных расходов при подготовке перехода к новым педагогическим (образовательным) технологиям требует дополнительных ресурсов. В этот период действуют как объективные, так и субъективные факторы, вызванные особенностями освоения и случайными событиями. Повышенные расходы и необходимость избыточных ресурсов имеют стохастический характер. Поэтому рекомендуется проводить планирование дополнительных затрат и ресурсов для их компенсации в последующем с целью осуществления нормального хода внедрения результатов НИР.

    Длительность периода освоения во многом зависит от уровня энтропии, то есть меры неопределенности возникающих ситуаций. Энтропия в свою очередь является функцией уровня имеющихся теоретических знаний и практических навыков по организации перехода к использованию новшества, а также качества и полноты образовательно-хозяйственного механизма. Освоение можно считать законченным только тогда, когда показатели социальной ценности образования и экономические показатели деятельности образовательного учреждения достигнут проектного уровня. С позиций социальной ценности образования новшество можно считать освоенным в том случае, если оно, вытесняя морально устаревшие элементы образовательной (педагогической) системы, органически вплелось в учебно-воспитательный процесс и приводит к качественным сдвигам в формировании разносторонне развитой личности, способствует повышению восприятия и обогащения накопленных веками духовных ценностей, расширяет возможности учащихся и студентов получать все возрастающие объемы знаний в ускоренном режиме. С позиций экономической ценности образования новшество можно считать освоенным с момента стабилизации стоимости или трудоемкости учебно-воспитательного процесса, выхода на проектную величину значений эффекта или социальной нормы прибыли образования.

    2. Организация инновационной деятельности в сфере образования

    Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения учащегося к культуре в разных ее видах и аспектах. В частности, в работе структура содержания образования представлена следующим образом: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Указанные элементы образуют целостную систему и связаны между собой так, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к последующему. Поэтому в образовании нововведениями должны быть затронуты все компоненты совокупной образовательной деятельности: ценностные ориентации, цели, содержание, методы и средства обучения, структура образования, способы его организации и управления.

    Образование представляет собой очень сложную и многогранную деятельность, состоящую из ряда диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Поэтому при проектировании комплексных инноваций в образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм) . Рассматривая инновационный цикл как динамический процесс, представляется правомерным учитывать качество образования и размер средств, направляемых на науку и подготовку кадров, как самостоятельное и определяющее звено этого цикла. Недооценка роли науки и инноваций в российском образовании уже дала свои негативные результаты, что отразилось на падении интеллектуального потенциала нации.

    Новые требования к профессионально-квалификационному потенциалу, определяемые массовыми технологическими и структурными изменениями экономики, рельефно отразили разрыв между потребностями производства и социально-культурной сферы в качественно новом уровне производительных сил и сложившимися системами и формами подготовки кадров. Изменение содержания образования, требований к его качеству, должно коррелировать с темпами НТП. Данное обстоятельство требует переориентации сферы образования на инновационный путь развития. Это, прежде всего, должно выражаться в пересмотре и обновлении программ обучения в сторону стимулирования творческой деятельности учащихся и студентов, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, интенсивной ломке старых и переходе к новым формам связи науки, образования и экономики. Все большее внимание должно уделяться в сфере подготовки кадров таким квалификационным и трудовым навыкам, как умение эффективно действовать в условиях интенсификации информационного обмена и значительной децентрализации информационного обеспечения, умение использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности.

    Характерной чертой современного научно-технологического развития является тенденция снижения длительности жизненного цикла продукции (работ, услуг) сферы образования, увеличения скорости смены технологий, методов и средств обучения и воспитания. Механизм конкуренции заставляет образовательные учреждения постоянно обновлять учебные планы и программы, оперативно перестраиваться и адаптироваться соответственно меняющимся требованиям НТП, производства и рынка. Во многом способность образовательных учреждений поспевать за научно-техническими и рыночными изменениями зависит от их восприимчивости к инновациям, способности в заданном темпе обновлять и совершенствовать учебно-воспитательные процессы.

    Отход от старых научных взглядов и замену их новыми, более прогрессивными, необходимо регулярно и в полном объеме отражать в учебниках и учебных пособиях, систематически обновлять знания у преподавателей образовательных учреждений с целью научного обогащения читаемых ими курсов лекций. Подбор и расстановка профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений для чтения лекций и проведения семинаров по установленным учебным планом дисциплинам, должны осуществляться с обязательным учетом научных интересов и научной компетентности преподавателя в данной области знания. Как показал опыт, указанное требование зачастую не соблюдается, что отрицательно сказывается на качестве образования.

    В условиях формирования инновационной экономики научно-исследовательская работа и инновационная деятельность в сфере образования становятся наряду с учебной и воспитательной основными видами уставной деятельности. В нормативных актах Российской Федерации об образовании за учреждениями профессионального образования закреплено право осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность. В обязательном порядке это относится к учреждениям высшей школы. Типовым положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 г. № 264) определено в качестве одной из основных задач вуза проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования. Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 г. № 160) предусматривается проведение научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы и инновационной деятельности в средних специальных учебных заведениях. В соответствии с Типовым положением об учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 г. № 650) на базе профессионального лицея, являющегося опорным центром развития начального профессионального образования, могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

    Важными факторами активизации научно-исследовательской деятельности студентов и повышения их теоретического и практического уровня является переход на многоуровневую систему подготовки кадров, работа по новым учебным планам, перечень учебных дисциплин которых предусматривает основательную научную подготовку студентов. Необходимость повышения готовности студента к исследовательской деятельности и владения методами научного исследования в предметной области знаний должно находить выражение в стандартах профессионального образования.В основном посредством активного участия учащихся и студентов, профессорско-преподавательского состава учреждений ВПО, СПО и НПО в научно-исследовательской работе и инновационной деятельности можно обеспечить преемственность и непрерывность образования, повышение его качества.

    Сформировавшийся во второй половине прошлого столетия индустриальный образовательный уклад отразился на структуре сферы профессионального образования – приоритет отдавался естественнонаучным и инженерно-техническим образовательным комплексам. Формирующийся постиндустриальный уклад требует новой структуры сферы профессионального образования. В последние годы наблюдается тенденция снижения потребности экономики (в процентном отношении) в высококвалифицированных кадрах естественнонаучного и технического профиля. Во многом данное обстоятельство объясняется ростом качества и производительности их труда благодаря более высокому уровню квалификации кадров, использованию высокопроизводительных вычислительных систем, применению автоматизированных робототехнических комплексов, новейших приборов и аппаратуры. Это позволяет в большей степени ориентировать систему профессионального образования на подготовку кадров, ориентированных удовлетворение потребностей человека (врачей, юристов, преподавателей и др).

    Научно-исследовательская деятельность в области образования во многом должна быть ориентирована на научное осмысление и экспертизу инноваций, нахождение рациональных механизмов их внедрения в образовательную практику. В этом смысле можно говорить о научной поддержке инновационных процессов в сфере образования и его инновационного развития в целом.

    В основе государственной инновационной политики в сфере профессионального образования лежит курс на интеграцию образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Связь «наука – инновации –образование» реализуется в создании и развитии на базе крупных университетов технологических и научных парков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических комплексов, объединенных с вузом, или входящих в его структуру. Благодаря этому обеспечивается активное участие ученых и студентов вузов в программах технологического развития наукоемких отраслей.

    Преобразование ведущих университетов в учебно-научно-инновационные комплексы является важнейшей составляющей стратегии инновационного развития страны. В этом случае они, с одной стороны, становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики и поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями. С другой стороны, традиционная задача университета - подготовка специалистов для развивающейся экономики, получает поддержку на базе создания многоуровневых образовательных систем, интегрированных в социально-экономическую среду региона и страны в целом.

    (Окончание следует )

    Направления инновационной деятельности

    в системе образования .

    Любая школа не может развиваться никаким иным путем,

    кроме как создавая или осваивая новую практику образования,

    т.е. в результате организованного в ней и управляемого

    инновационного процесса.

    Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

    Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

    Основные направления инновационной и экспериментальной работы заданы национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: «На современном этапе развития образования актуальным становится развитие инновационного движения, направленного на реализацию современных государственных и региональных задач: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников».

    Таким образом, основными направлениями инновационной деятельности являются разработка, апробация и отработка:

      нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов;

      новых механизмов управления образованием, направленных на его модернизацию;

      новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.);

      систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся;

      новых форм государственно – общественного управления образовательным учреждением;

      новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг;

      учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

    1. Разработка, апробация и отработка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов.

    1.1. Переход на новые образовательные стандарты

    Основные направления инновационной деятельности в применении ИКТ на этапе внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе.

    Одна из характеристик Школы Будущего – это школа с ИКТ-насыщенной и образовательной средой, обеспечивающей развитие ИКТ-компетенности всех пользователей образовательного пространства, школа полной информатизации.
    В нашей школе созданы кадровые, материально–технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Инновационная деятельность по внедрению ФГОС в образовательном пространстве нашей школы включает несколько этапов:

    1 этап - обучения учителей по программе «Информационно- коммуникативные технологии в деятельности учителя- предметника», освоение учителями компьютерной грамотности и использование ИКТ в учебном процессе.

    2 этап - оптимальность проведения интегрированных уроков по предметам школьного цикла с использованием электронных учебных пособий и мультимедийных систем.

    3 этап более полной интеграции с другими дисциплинами во внеурочной деятельности с использованием метода проектов.

    4 этап - введение дистанционного компонента интегрированного обучения, позволяющие не только расширить рамки учебного процесса, но и перейти к пятому этапу - научно- исследовательской деятельности учащихся.

    6 этап - участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала.

    Коллектив учителей начальных классов МКОУ «СОШ №6» в рамках внедрения ФГОС второго поколения ведет работу по основным направлениям инновационной деятельности в применении ИКТ. В этом направлении проходит работа по созданию ИКТ-насыщенной образовательной среды. В рамках краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 -2013 годы» первые классы обеспечены всем необходимым ИКТ - оборудованием, получены АРМ, включающие в себя: электронные доски, ноутбуки с предустановленной операционной системой и комплексом всех учебных программ для начальной школы, многофункциональное устройство 3 в 1, мультимедийный проектор, электронные конструкторы – роботы, оборудование для проведения различных экспериментов на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях, модульные системы экспериментов на базе цифровых технологий (комплект «Биология»), цифровой микроскоп. Современное оборудование используется учителями для моделирования урока, ведения индивидуальной работы, мониторинга знаний учащихся.
    Введен курс «Информатика и ИКТ» для всех учащихся со 2 по 4-й класс, способствующий активному внедрению проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс, деятельности учителей по использованию ИКТ в своей работе.
    Учителями начальных классов широко применяются инновационные формы организации учебного процесса – проектной и исследовательской деятельности с применением ИКТ. 88% преподавательского состава начальной школы прошли курсовую подготовку по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе. Большое внимание уделяется организации и поддержке самостоятельного изучения сотрудниками школы возможностей использования ИКТ, участию в обучающих семинарах.

    Кроме того, новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Внеучебная деятельность в 1 классе школы представлена следующими направлениями:

    1. Спортивно-оздоровительное направление - 2 часа в неделю; (Ступеньки здоровья, Ритмика).

    2. Художественно-эстетическое направление – 5 ч в неделю; (Художественная аппликация, Кистевое письмо, Искусство сцены).

    3. Научно – познавательное 1ч. (Риторика).

    4. Военно – патриотическое 1 ч. (Юный патриот).

    5. Общественно – полезное 1 ч. (Мир профессии).

    Так же стандартом определены материально-технические условия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса.

    Одним из требований является водоснабжение: приобретены кулеры. Сделано новое освещение. Соблюдается воздушно- тепловой режим. Приобретена новая мебель (шкафы, гардеробные) за счёт родительских средств.

    Созданы санитарно-бытовые условия. Созданы условия для учителей (оборудованы учительские, методкабинеты).

    Соблюдаются требования охраны труда. Созданы игровые зоны.

    Организовано двухразовое питание первоклассников, что согласно СаНПиНу позволяет находиться в школе до трёх часов дня.

    Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет состав и структуру обязательных предметных областей и 5 – ти направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

    2. Разработка, апробация и отработка новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций.

    2.1. Расширение самостоятельности школ

    Деятельность школы по этому направлению осуществляются в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно–педагогические кадры инновационной России.

    Одним из направлений педагогической инноватики является создание технологичных, открытых образовательных систем, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. Ученикам с помощью сети Интернет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования.

    Учителями начальных классов начато использование электронных дневников в рамках внедрения системы открытого образования ( ). Эта система взаимодействия между школьным и родительским сообществом позволяет вовлекать образовательное учреждение в процесс электронизации хранения и обработки данных. Осуществляется постепенный переход от стандартных бумажных форм обеспечения учебного процесса на электронные. С помощью электронных дневников родители следят за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, ведётся обратная связь родителей с классным руководителем Внедрение системы «Электронный журнал» позволило родителям принять непосредственное участие в образовательном процессе ребенка.

    Современными реалиями нашей жизни стали такие понятия, как конкуренция образовательных учреждений, их конкурентоспособность, качество образования, социальный заказ.

    С 2010 года Минобрнауки России ввелся в эксплуатацию электронный мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – мониторинг ННШ, ). Использование мониторинга помогает систематизировать аналитическую деятельность школы, способствует отслеживанию статистических показателей по разным направлениям работы школы.

    В зависимости от задач инновационной деятельности (разработка, апробация, реализация, внедрение, отработка) на базе школы с 2011 гора работает районная экспериментальная площадка по теме: «Формирование универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС». Её создание способствовало формированию банка контрольно – измерительных материалов, обмену опытом через проведение семинаров, методических недель.

    Как правило, работа образовательного учреждения в инновационном режиме обуславливает изменения и в системе внешних (социальных) связей. Появляется необходимость в системном взаимодействии с другими школами. Таким образом, школа становится открытой развивающейся системой.

    3. Разработка, апробация и отработка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся.

    Одним из направлений инновационной деятельности является:

    3.1. Развитие системы поддержки талантливых детей

    В настоящее время в России начала выстраиваться разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

    В нашей школе систематизирована работа по программе «Одарённые дети», практика дополнительного образования, начата работа по учету индивидуальных достижений обучающихся.

    Внедрена система поощрения учителей, благодаря которым школьник добился высоких результатов (стимулирующие выплаты).

    Работа с одаренными детьми ведётся в соответствии с планом работы МКОУ «СОШ №6» на каждый учебный год, планами работы методических объединений учителей-предметников.

    Администрацией школы, руководителями МО, учителями проводится большая работа по вовлечению учащихся в конкурсы, олимпиады и другие познавательные мероприятия как муниципального, так и краевого и федерального уровней.

    4. Разработка, апробация и отработка новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг.

    4.1. Совершенствование учительского корпуса

    В школе внедряется система моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства.

    Система моральной поддержки – это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

    Система материальной поддержки – это не только увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Администрацией школы ведётся работа по стимулированию эффективного и результативного труда педагогических работников. Участники районных конкурсов «Учитель года России» «Сердце отдаю детям» и пр. отмечаются денежной премией. За результативность и эффективность работы по итогам полугодий производятся выплаты стимулирующего характера педагогическим и другим работникам школы за счёт экономии по фонду оплаты труда.

    Еще одним стимулом стала аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. В нашей школе по новой форме уже аттестовались 6 учителей.

    В настоящее время обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности.

    Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации и роста профессионального мастерства руководителей и педагогов ОУ.

    Стажировки уже работающих педагогов проходят на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

    В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации распространяется опыт лучших учителей.

    5. Разработка, апробация и отработка учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования

    5.1. Изменение школьной инфраструктуры

    В рамках реализации проекта модернизации были выделены средства, которые использовались на:

      приобретение спортивного оборудования

      приобретение компьютерного оборудования

      оборудование медкабинета,

      пополнение фондов библиотек

      повышение квалификации профессиональной переподготовки учителей и руководителей

      обновление программного обеспечения

      приобретение ЭОР

      осуществление мер, направленных на энергосбережение

    6. Сохранение и укрепление здоровья школьников

    Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

    Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это влияет на улучшение их здоровья. С 2010 году введен новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям.

    Соблюдаются гигиенические нормы организации учебно-воспитательного процесса:

    а) особое внимание уделяется недельному объему учебной нагрузки;

    б) продолжительности перемен;

    в) продолжительности выполнения домашних заданий;

    В школе идет планомерная работа по укреплению здоровья школьников. Для занятий физкультурой приобретен спортивный инвентарь. Организована работа по оптимизации спортивно-оздоровительной работы с учащимися. Ежегодно и в период каникул работает пришкольный оздоровительный лагерь.

    Традиционными стали такие мероприятия: месячник оборонно-массовой и спортивной работы, месячник здоровья, конкурс на лучший спортивнй класс, самый здоровый класс, лучшего спортсмена, спортивные праздники, походы, массовые кроссы.

    Подводя итоги можно сказать, что объем задач для нашей школы колоссален: изучить, разобраться, какие инновации необходимы, в чем их целесообразность; определить характеристики новых инновационных элементов; ресурсы; сформулировать новую инновационную цель; выяснить, какие следует принять решения, что необходимо сделать под эту инновационную цель; оценить свои возможности; определить механизмы запуска инновации; переосмыслить позиции, роли и др. Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования.

    Литература и интернет-ресурсы:

      Закон Российской Федерации `Об образовании`

      Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. - М.: РИЦ `АЛЬФА` МГОПУ, 2002.
      Алексеев, С.В. Приоритетный национальный проект "Образование": к вопросу о некоторых проблемах педагогической инноватики и рискологии [Текст] / С. В. Алексеев // Петербургские педагоги в Приоритетном национальном проекте "Образование": опыт, достижения, проблемы / Ком. по образованию Правительства Санкт-Петербурга, С.-петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – СПб.: СПб АППО, 2007. – С. 14-23.

      Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу [Текст] / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. – № 1. – C. 10-15.

      Белкин, А.С. Инновационные процессы в образовании [Текст] / А.С. Белкин, И.О. Вербицкая // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования: журн. теорет. и прикладных исслед. – 2007. – № 1(43). – C. 113-121. Центр развития инноваций Института гуманитарного образования

    12. образовательный портал «Инновации в образовании»

    Графова Татьяна Анатольевна
    Должность: заместитель заведующего по вмр
    Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 20 "Реченька"
    Населённый пункт: поселок Белоомут городской округ Луховицы Московской области
    Наименование материала: статья
    Тема: "Перспективные направления инновационной образовательной политики".
    Дата публикации: 29.10.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Эссе «Перспективные направления инновационной

    образовательной политики».

    Обучение

    является

    фундаментальным

    процессом

    Федеральном

    образовании

    Российской

    Федерации»

    перечислены

    основные

    принципы

    государственной

    образовательной

    политики.

    модернизации

    российской

    образования является обеспечение современного качества образования на

    основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и

    перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства

    Сейчас развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На

    деятельность образовательных учреждений негативное воздействие

    оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и

    экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых

    средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота

    нормативной правовой базы в области образования; систематическое

    неисполнение норм законодательства в области образования.

    Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин

    возникновения кризисных ситуаций в системе образования. Острейший

    дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того,

    что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации.

    Образовательные учреждения вследствие отсутствия бюджетных средств на

    оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг

    отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений

    Правительства Российской Федерации.

    В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального

    положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья

    детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные

    учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений

    приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения,

    темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и

    нового строительства.

    Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней

    дошкольного образования и начального общего образования, а также

    начального общего и основного общего образования, появление

    многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва

    преемственности уровней общего образования и высшего профессионального

    образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников

    средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие

    учебные заведения без дополнительной подготовки.

    В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных

    учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических

    работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно

    молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и

    социального престижа профессии педагога, слабой социальной

    защищенности педагогических и научно-педагогических работников

    образовательных учреждений.

    Таким образом, хочется подчеркнуть важность инноваций в образовании.

    Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать

    обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все

    неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям.

    Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие

    привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают

    обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать

    инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных

    потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к

    тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое

    сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается

    процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных

    Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно

    подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие.

    Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания

    гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно

    постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень.

    Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых

    образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения.

    Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться,

    искать варианты образования и развития детей. Воспитатель должен иметь

    активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих

    подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали

    необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они

    помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств

    дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными

    заведениями.

    Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть

    и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой

    деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение

    функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности

    По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны

    вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для

    дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с

    педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск

    ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. В ходе

    проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в

    Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в

    исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность

    проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для

    эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять

    перспективы дальнейшего исследования в данной области.

    ИКТ в профессиональном образовании в век научного прогресса стали

    особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным

    явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные

    увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к

    математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства

    и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на

    мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные

    компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами

    моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения.

    Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить

    программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом.

    Единственным препятствием в применении ИКТ в дошкольных учреждениях

    является недостаток денежных средств. Например, у нас в детском саду

    компьютер есть только в кабинете заведующего.

    В детских садах сейчас вводятся различные методики. Например, методика

    личностно-ориентированного развития предполагает создание условий для

    формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного

    подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть

    специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения:

    «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество» и т.д.

    Игровые методики в ДУ являются настоящим фундаментом современного

    дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность

    малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными

    жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых

    играми: обучающая, познавательная, развивающая.

    Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный

    процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие

    серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был

    разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все

    нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении

    современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их

    наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки,

    проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с

    психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только

    родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-

    двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные

    учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

    Но, для того, чтобы в наш детски сад (и подобных нашему) принять детей с

    ограниченными возможностями, необходимо полностью его

    реконструировать, так как сад существует с 1957 года и не предназначен для

    таких детей.

    Таким образом, педагогические инновации, внедряемые в образовательных

    учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный

    заказ: воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданской

    ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям.

    Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских

    садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств,

    коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого

    государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных

    работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского

    образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут

    инновации и денежные вливания.

    Публикации по теме