Полулунная складка в уголке глаза. Что такое третье веко

еще в двадцатых годах писали о том, какие важные функции выполняет так называемая мигательная перепонка.Как свидетельствуют исследования, это образование играет важную роль, и без нее «полноценная зрительная функция была бы сильно затруднена». В частности, «глазное яблоко человека способно поворачиваться на 180°-200°. Без полулунной складки угол поворота был бы гораздо меньше». Полулунная складка «является поддерживающей и направляющей структурой, увлажняет глаз, помогая двигаться более эффективно». «Еще одна функция полулунной складки – собирать инородный материал, который попадает на поверхность глазного яблока. Для этого складка выделяет клейкое вещество, которое собирает инородные частицы и формирует из них комок с целью легкого удаления без риска поцарапать или повредить поверхность глазного яблока». Это удаление происходит следующим образом: «Если глаз держать открытым, когда в него попадет инородное тело, глазное яблоко все время будет многократно поворачиваться внутри, пытаясь сбросить объект на полулунную складку и далее в область слезного мясца… После нескольких попыток ресница окончательно захватывается полулунной складкой и перемещается на кожу у внутреннего края глазной щели».

Копчик, который называется «остатком редуцированного хвоста», служит важным местом прикрепления определенных тазовых мышц: «три – пять маленьких копчиковых косточек, без сомнения, являются частью большой опорной системы, состоящей из костей, связок, хрящей, мышц и сухожилий».

Еще говорится, что к рудиментам относится «особая мышца, позволяющая некоторым людям двигать ушами и кожей головы» . На самом деле мышцы наружного уха, по свидетельству исследователей, «нужны для того, чтобы обеспечить органу усиленное кровообращение, уменьшая таким образом опасность обморожения… Мышцы – это не просто сократительный орган. Они служат хранилищем гликогена и активно участвуют в обмене веществ. Если бы в строении наружного уха отсутствовали мышцы, питание его было бы затруднено». Что же касается отдельных случаев сильного развития таких мышц, то это «всего лишь одно из тысяч мелких индивидуальных особенностей, которые делают каждого человека уникальным». При этом, говоря о таких случаях аномального развития подкожных мышц, следует помнить, что у обезьян – как считают эволюционисты, ближайших родственников человека – уши неподвижны.

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита - кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы - органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека - волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы - это уродства, а рудименты есть у всех.


Гомологичные органы - внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции . (Дивергенция - процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.


Аналогичные органы - внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции . Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.


Конвергенция - процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

Ответ


РУДИМЕНТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят

1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

Ответ


РУДИМЕНТЫ - АТАВИЗМЫ
1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

Ответ


2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

Ответ


3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

Ответ


4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

Ответ

СОБИРАЕМ 5:
А) копчик


АНАЛОГИЧНЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером аналогичных органов является

1) рука человека и крыло бабочки
2) колючки боярышника и колючки барбариса
3) ловчие листья росянки и колючки барбариса
4) крыло бабочки и крыло птицы
5) почечные чешуи и усики гороха
6) усики гороха и усики винограда

Ответ


ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

Ответ


ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

Ответ


2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

Ответ


3. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ходильные конечности раков и ложноножки гусениц
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) крылья птицы и стрекозы
Д) ноги бабочки и жука
Е) когти кошки и ногти обезьяны

Ответ


ДИВЕРГЕНЦИЯ - КОНВЕРГЕНЦИЯ
1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

Ответ


2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, которую он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

Ответ


3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

Ответ


4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

Ответ


5. Установите соответствие между признаками организмов и формой эволюции, в результате которой этот признак сформировался: 1) дивергентная, 2) конвергентная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) строение зубов тигра и бобра
Б) крылья бабочки и ласточки
В) конечности дельфина и лошади
Г) обтекаемая форма тела у акулы и ихтиозавра
Д) усики винограда и усики гороха
Е) крылья стрекозы и пчелы

Ответ


Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Ответ



Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Третье веко у кошки, причины его появления и лечение недуга в основном заботят начинающих владельцев, не слишком знакомых с анатомией и физиологией своего питомца. Третье веко – нормальная анатомическая структурная единица органа зрения, представляющая собой складку конъюнктивы (прозрачной слизистой оболочки, которая покрывает переднюю часть роговицы, выстилает внутреннюю поверхность век). Хорошо развито у рептилий, птиц, многих млекопитающих. В виде рудиментарного органа есть у человека – полулунная складка во внутреннем углу глаза.

В нормальном состоянии у бодрствующей кошки мигательная перепонка практически незаметна. Ее функции проявляются, когда глаз животного закрывается, либо когда кошка опускает голову к земле.

Функций у третьего века две:

  1. Защитная.
  2. Распределение слезы.

Защитную функцию мигательная перепонка выполняет, скользя по роговице подобно шторке. Таким образом, орган зрения кошки получает возможность третьей, дополнительной очистки от попавших соринок, пыли, прочих мелких инородных тел. Распределение слезы помогает сохранить поверхность роговицы увлажненной. В основании перепонки расположена слезная железа, продуцирующая порядка третьей части общего количества слезной жидкости. Третье веко выполняет те же функции, что верхнее и нижнее. Первые очищают роговицу в вертикальной плоскости, третье – в горизонтальной. Задавая вопрос о третьем веке у кошки, как о болезни, чаще всего подразумевают, что оно стало заметным.

Причины

Причин, вызывающих выпадение мигательной перепонки у кошек, довольно много. Прежде всего сюда относят:

  • попадание инородного тела;
  • конъюнктивит;
  • травмы;
  • внутренние болезни;
  • инфекционные заболевания;
  • инвазии;
  • поражение центральной нервной системы.

Инородные тела, попавшие под третье веко, раздражают его само и роговицу. Как правило, в таких случаях отмечается одностороннее выпадение. Если третье веко становится заметным с двух сторон сразу – причину стоит искать глубже, в общем состоянии организма кошки. Причинами могут быть вирусные и бактериальные инфекции, ухудшение общего состояния, истощение. Большая часть случаев обращения связаны именно с инфекционными заболеваниями. В случае истощения пленка выпадает за счет уменьшения жирового слоя вокруг глазного яблока.

Симптомы

Выпавшая перепонка заметна с одной стороны, сопровождается слезотечением, покраснением, попытками животного тереть мордочку лапой – со значительной долей вероятности можно предполагать травму.

Пленка появляется с обеих сторон, не беспокоит животное – дело, скорее всего, во внутренних проблемах. Чаще появление пленки является симптомом какого-либо заболевания и требует вмешательства специалиста.

Меры борьбы

Третье веко не нуждается в лечении. Его выпадение сигнал хозяину – с организмом кошки непорядок. Игнорирование проблемы, откладывание похода в клинику лишь усугубит положение дел. Единственное лечение, которое может владелец провести дома – аккуратно промыть глаз кошки, используя теплую кипяченую воду, свежезаваренный чай, отвар лекарственной ромашки.

Все остальное – дело специалистов. Вмешательства требует заболевание, вызвавшее выпадение третьего века. Для постановки диагноза используют спектр методов, находящихся на вооружении ветврачей, от осмотра животного до ультразвукового исследования. После определения причины приступают к лечению основного заболевания. Правильно проведенное лечение даст возможность организму кошки функционировать без сбоев, мигательная перепонка займет отведенную ей природой область.

С целью профилактики необходимо предохранять животное от травм, проводить плановую диспансеризацию, своевременные вакцинации, дегельминтизации.

Обобщенное видео о болезнях глаз у кошек:


Многие люди даже не подозревают, что у них есть третье веко. Оно расположено во внутреннем уголке глаза и выглядит как уплотнение слизистой оболочки. Эта часть глаза является остатком мигательной мембраны, которая видоизменилась в процессе эволюции. Такая мембрана до сих пор присутствует у некоторых животных, птиц и рыб. Сюда относятся кошки, куры, ящерицы и акулы. Многие специалисты считают третье веко у человека бесполезным органом, так как никаких важных функций оно не выполняет.

Что это такое

Третье веко находится во внутреннем уголочке глаз. У людей это плохо развитый рудиментарный орган, а вот у части животных такая складка хорошо развита. У кошек и куриц можно заметить полупрозрачную мигательную перепонку, которая выполняет защитную функцию. Она защищает глаза птиц от попадания мелкого мусора в полёте. Крокодилу такая плёночка необходима, чтобы хорошо видеть в воде.

Эта плёнка хорошо защищает глаза и способствует увлажнению слизистой. При этом качество зрения сохраняется.

Примечательно, что зачатки мигательной мембраны есть у человеческого зародыша, но по мере развития плода такая часть глаза атрофируется.

Для чего нужно человеку

У людей рудимент мигательной перепонки имеет название полулунная складка. Выглядит такой рудимент как вертикальная складочка, состоящая из слизистой ткани. Находится во внутреннем уголочке глаза и имеет совсем небольшой размер.

Подобная складочка достаточно хорошо развита у представителей негроидной расы и малайцев. У них такая складка может включать даже особый хрящ, подобно верхнему и нижнему веку.

Такая складочка вырабатывает слизистый секрет, который увлажняет глаз и защищает слизистую от мусора. После этого слизь вместе с мельчайшим мусором перемещается в слёзный канал и выводится вместе со слёзной жидкостью через носоглотку.

Недалеко от полулунной складки расположено так называемое слёзное мясцо. Благодаря этой части рудимента человек может плакать. Если этот участок зрительных органов воспаляется, то наблюдаются проблемы с выводом слёзной жидкости.

Функции у животных

Третье веко у животных играет защитную роль. Оно способствует качественному увлажнению слизистой оболочки и способствует выведению мелкого мусора, который в течение дня попадает в глаза.

Водоплавающим животным и птицам такая перепонка помогает хорошо видеть под водой, действуя наподобие очков для плавания. У птиц мигательная перепонка защищает глаза от мусора во время полётов. Увидеть третье веко можно и у кошек, у этих животных оно развито особенно хорошо. Чтобы посмотреть, как перепонка функционирует, достаточно приоткрыть глаза кошке во время сна. Глазное яблоко будет как бы затянуто плотной плёночкой.

Неизвестно, по какой причине человеческий организм в процессе эволюции утерял эту функцию. Учёные предполагают, что ещё несколько столетий назад такая мембрана была развита у людей очень хорошо.

Любые воспалительные заболевания во внутреннем уголочке глаз приводят к нарушению процесса вывода слёзной жидкости.

Заболевания

Заболевания третьего века встречаются крайне редко. В основном они связаны с аномалиями развития и разными опухолями. При болезнях наблюдается изменение формы мембраны и её цвета. Изредка встречается атрофия полулунной складочки. Это приводит к постоянной слезоточивости, что связано с нарушением вывода слёзной жидкости:

  • Гнойное воспаление слёзного мясца. Заболевание развивается стремительно, начинается с острой боли и значительного покраснения во внутреннем уголке глаза. У больного повышается температура, сильно болит голова и наблюдается общее недомогание. За счёт этого слёзное мясцо увеличивается в размерах, при касании к нему возникает сильнейшая боль. Спустя время в тканях появляются гнойнички, которые сливаются воедино и образуют абсцесс. Состояние больного улучшается после вскрытия гнойника. Выздоровление наблюдается через 5 дней. Для лечения используют антибактериальные мази и капли.
  • Аргироз полулунной складки. Мембрана становится грязновато-серого цвета, как и слизистая век с конъюнктивой. Такая патология развивается вследствие слишком продолжительного применения препаратов на основе солей серебра. Аргироз не ухудшает отвод слёзной жидкости. Лечение эффекта не даёт, ткани окрашиваются необратимо.
  • Опухоли разного характера в слёзном мясце. В основном наблюдаются доброкачественные новообразования – полипы, кисты, папилломы и фибромы. Изредка встречаются меланобластомы и саркомы.

У некоторых людей на этом рудименте есть невусы. Это родимые пятна, которые относятся к порокам развития. Иногда наблюдается их рост и злокачественное перерождение клеток.

Нужно ли его удалять

Для удаления третьего века необходимы веские причины. Это могут быть различные опухоли зрительных органов или же нарушение качества зрения. Решение по удалению рудимента принимает врач. Стоит учитывать, что при неудачно проведённой операции может быть сильно нарушен отток слёзной жидкости.

Третье веко необходимо животным и птицам для защиты зрительных органов. У людей такая мембрана является рудиментом, поэтому защитных функций не выполняет. При воспалении мигательной перепонки нарушается процесс отведения слёзной жидкости.

Для зевак какие–то странности во внешности человека – лишний повод поохать и посудачить, для человека образованного и тактичного – возможность ещё один раз задумать о пути человеческой эволюции.

Рудименты и атавизмы – это не уродства, тем более, не повод для насмешек, а возможные «промахи» природы. А для учёных – это важные знаки, доказательства эволюции.

Что такое атавизмы

Наличие у особи признаков, которые были присущи её далеким предкам, называется атавизмом. Что это может быть? К примеру, густой волосяной покров на теле, и на лице в том числе. Или же хвост, растущий над копчиком. Сюда же причисляют многососковость. Когда–то, ещё в позапрошлом веке, атавизмы и рудименты были ярким подтверждением теории Дарвина . Тогда учёные так увлеклись поисками «бесполезных» органов в человеческом теле, что насчитали почти две сотни таковых. К счастью, со временем большинство органов из этого «дарвинского» списка были, скажем так, реабилитированы. Учёные доказали, что их функциональность достаточно высока.

Получалось, что:

  • одни органы вырабатывали необходимые гормоны;
  • другие оказывались не обходимыми в тот или иной период развития организма;
  • третьи начинали действовать при определённых внешних условиях;
  • а четвёртые становились «заместителями» органов, выходивших из строя.

То есть тот же копчик – не прямое напоминание о хвосте, а орган, который служит для прикрепления определённых связок и мышц. Возьмём и другие примеры: аппендикс вовсе не бесполезный хвостообразный отросток, а орган , в котором размножаются нужные микроорганизмы.

Кстати, если уж говорить именно об атавизмах, то термин этот не является истинно научным. И пытаться определить признаки атавизма – значит где-то действовать антинаучно. Судите сами: повышенное оволосение тела человека – это якобы «привет из прошлого», напоминание о том, от кого же произошёл человек . А вот другие внешние уродства, к примеру, увеличение пальцев на конечностях, это явная патология, а никак не параллель с подобной стадией развития человеческого тела. То есть, если эти уродства не имеют прямого сходства с предками, значит это патология. А если имеют – атавизм. Но ведь и в том, и в другом случае, причина таких аномалий – генетический сбой.

К слову, если быть приверженцем эволюционисткой теории, обязательно должны встречаться люди с плавниками и жабрами, и другими признаками, которыми обладали наши предки-животные.

Что такое рудименты

А вот рудиментами считаются неразвитые органы тела человека или животного. Приведём красноречивые примеры:

  • Ушные мышцы. Некоторым млекопитающим они очень даже нужны: это помогает им направить ушные раковины на некий звуковой раздражитель. Человеку такая «опция» уже не нужна.
  • Полулунная складка во внутреннем уголочке глаза. Это такой остаток третьего века, достаточно хорошо развитой у птиц, пресмыкающихся мигательной перепонки. Она смазывает глаз нужным секретом, но ведь у человека с этой миссией справляются верхнее и нижнее веко. Так что складочка стала маленькой, оказавшись лишней.

Дарвинисты слепо отрицали новую роль «ненужных» органов, но со временем было доказано, что в человеческом организме не всё так просто. Нельзя взять и сказать, что тот же аппендикс – напоминание о прародителях, нет – сегодня это орган иммунной системы человека.
Попробуем развеять некоторые популярные мифы о рудиментах и атавизмах.

5 мифов об атавизмах и рудиментах

Миф 1. Соски у мужчин – это рудименты. А вот и ничего подобного: у наших предков мужского пола они тоже никак не функционировали. Объяснение их наличие просто – в раннем периоде эмбрионального развития люди унисексуальны, половые различия появляются позже, чему способствуют специальные гормоны.

Миф 2. Зуб мудрости – это генетическое отклонение. А вот это и есть атавизм, нашим предкам крепкие коренные зубы помогали перетирать растительную пищу. Мы бы и сейчас могли ими жевать, но в большинстве случаев растут они неправильно, чем доставляют массу неудобств и приводят человека к хирургу-стоматологу.

Миф 3. Прилегание пищевода к трахее у человека бессмысленно. Это не так: слизь в дыхательных путях может через пищевод удаляться, да можно сказать, что подобное строение отвечает за «экономию места» и позволяет дышать через рот, что очень важно при сильном насморке.

Миф 4. Миндалины и аденоиды – рудименты. Это вовсе не так! Эти органы необходимы растущему организму: они помогают запустить важный механизм по производству защитных антител. Как только механизм заработал, миндалины начинают уменьшаться, а их функцию перенимают другие органы.

Миф 5. Все «ненужные» органы можно без плачевных последствий удалить. Это, безусловно, не так. Главное доказательство тому, что у большинства органов либо несколько функций (и если «устарела» одна, то другие очень даже актуальны), либо они оказываются нужными в определённых внешних ситуациях.

Почему появляются атавизмы

Вот нет у папы хвостика, и у мамы нет, а малыш родился таким вот необычным. Почему? Как так могло случиться? Винить тут нужно пресловутые законы генетики. Вся наша внешность запрограммирована генами наших предков (генами на повторение черт). За каждый признак человека ответ несут два гена: мамин и папин. Они могут разными или одинаковыми, сильными или слабыми. Если у папы есть слабый ген хвоста, и у мамы имеется таковой, встретившись, они имеют все шансы родить ребёнка с хвостиком, ведь объединившись, слабые гены стали сильнее.

Но справедливости ради отметим: шанс такой встречи крайне мал, да и скрытые гены подобного рода встречаются очень редко.

Публикации по теме