Какому богу молится мафия? Мафия и церковь Церковь и мафия.

Исаакиевский собор подарен попам? А чему удивляться? То, что Господин Никто по фамилии Полтавченко, назначенный на должность Мэра Петербурга единолично принял решение подарить попам Исаакиевский собор (кой никогда не был собственностью РПЦ!) - вполне ожидаемая веха агрессивного насаждения [с подачи государства] в башни наших сограждан религиозного мракобесия...

Нет, я, конечно понимаю заботу государства о заполнении зияющей пустоты (оставшейся от испарившихся идеалов социализма и прочего морального кодекса строителей коммунизма) в душах людей, но, одобрить государственный курс на стремительное погружение России в болото черного религиозного мракобесия не просто не могу - я решительно против этого!

Интересный, всё-же, был исторический эксперимент: после веками длящегося невыносимого давления религиозного мракобесия, в 1917 году народ России (считавшийся набожным и даже "богоносным"), почему-то с наслаждением принялся тотально жечь-грабить церкви и вешать жирных попов! Ну, да - дикий был народ, тёмный и необразованный, но, сдаётся мне - попы тоже были не сахар, а слегка подохреневшие, раз народ-богоносец без команды целенаправленно их вытаптывал да иконы рубил топорами...

Но! Вожди СССР не были идиотами - они понимали, что пустоту в душах папилейшна (образовавшуюся на месте дезавуированного культа РПЦ!) необходимо чем-то заполнять, для чего и придумали созидательную государственную квази-религию - коммунистическую, коя вполне органично заменила деструктивную, насаждаемую РПЦ религию рабскую! Опираясь на созидательную квази-религию коммунизма, СССР за исторически-короткое время превратился в Великую Державу, выиграл самую разрушительную-кровавую в истории человечества войну, покорил космос, и построил первое в истории социальное государство, и это стало одним из самых значительных достижений человеческой цивилизации!

А когда народ СССР, сойдя с ума, разнес к хренам великую державу и коммунистическая квази-религия умерла, то в душах народных снова образовалась пустота, кою что? Правильно - эту пустоту государство снова решило заполнить!

Но! В отличие от СССР, государство времён гниды-Ельцина было слабосильным и чмошным, так что, проект новой квази-религии это воровское государство, понятное дело - не осилило, а новая "идеология наживы" на религию никак не тянула. Поэтому заполнили души "дорогих россиян" тем, что было в шаговой доступности и буквально валялось под ногами - тем жалким отбросом, что 70 лет в говне и ссаках подъедался на помойке, но не сдох окончательно - РПЦ! Подняли, отряхнули, отмыли, накормили, наградили, извинились за былое, да и объявили РПЦ "духовной скрепой" и "опорой-столпом государства"...

К сожалению, у нас в России не бывает взвешенных, проработанных решений - только максимальный хардкор!

И понеслось говно по трубам: беспошлинная торговля табачными изделиями и спиртным, массовые отъёмы недвижимости для "возвращения" её РПЦ, льющийся на попов золотой дождь из закромов государства, т.д. Далее - "гундяевская квартирная нанопыль", наглые "изъятия" РПЦ парковых зон крупных городов для строительства своих культовых сооружений, и т.д., и т.п.

Церковная мафия погружает Россию в зловонное, черное болото религиозного мракобесия

Еще 15 лет назад пропаганда религии и РПЦ вызывала недоумение и смех, а сейчас тех, кто особенно активно "недоумевает-смеётся" могут посадить за это самое "недоумение" в зону по новой статье РФ за "оскорбление чувств верующих", а Президент на церковных службах воспринимается как должное! Критика РПЦ практически полностью запрещена, а жуткий, отвратительный пиар и беспардонную пропаганду значимости РПЦ мы слышим из каждого утюга!

Что особенно мерзко и опасно - РПЦ методично, настырно и последовательно суёт своё чёрное макало в школы, что очень хитро и предусмотрительно - готовить себе стадо для "окучивания" нужно с младых лет. По возможности. И, такая возможность становится все более реалистичной!

Ну, а граждане... А что граждане? Граждане России - жаждут Чуда!

Ну, и вот: Граждане уверовали в Чудо: "Только РПЦ спасёт Россию и сделает её процветающей!" Другая сторона ЧУДА, раскрывшая народные, блин, чакры, тоже неплоха: "Кто не фанат РПЦ - тот враг России!"

И отправилось Чудо, т.с., в массы:

Миллионы коммунистов, кои еще вчера обличали, клеймили позором, сладострастно топтали тех, кто осмелился подвергнуть своих детей обряду крещения, сегодня вдруг массово страстно-фанатично уверовали в Иисуса и, с дьявольским огнём в очах остервенело бросились защищать даже самые паскудные движи их новообретённого "духовника" - РПЦ! И сейчас эти "новые крестоносцы", религиозные фанатики и "адепты веры", указывая пальцем на недовольных их мракобесными ништяками, с шизоидным наслаждением орут: "РАСПНЁМ ИХ!!!"

С одной стороны всё это, конечно, смешно, но с другой - реально отвратительно, ведь мракобесие всегда гадостно, а мракобесие массовое - опасно как для его носителей, так и для государства...

В общем, конституционная декларация: "церковь в России отделена от государства" в текущий политический момент превратилась в ничего не значащие буквы на бумаге, поскольку фактически Россия, отбросив курс на просвещение и образование, стремительно погружается в зловонное, черное болото государственного религиозного мракобесия самого низкого разбора, и это очень грустно.

Возвращаюсь к "подарку". То, что кто-то (не верю в то, что Полтавченко самостоятельно, без указаний сверху принял такое решение) подарил Иссакиевский собор попам - всего лишь очередная веха, и такого будет еще много. Ну, а потом, возможно, грянет новый 1917 год, что при таком раскладе очень вероятно, гыгыгыгы!

Вот такой у нас получается уроборос!...

С тех прошло некоторое время, и я понял - не всё так плохо, как я думал - всё-таки в России имеется множество образованных, умных людей, кои открыто выступили против мракобесия РПЦ вообще и передачи чернецам Исаакиевского собора в частности:

в Питере прошли многотысячные митинги против передачи Собора алчным попам,

петиция против передачи собора попам собрала более 200 000 подписей,

против передачи выступили ученые и искусствоведы,

Но, понятно дело - и мракобесы не дремлют! Поганцы развернули беспрецедентную кампанию по обсеранию всех тех, кто выступает против необоснованных преференций РПЦ (главный слоган мракобесов: "кто против передачи ИС РПЦ - тот против России, и есть либераст, работающий на Госдеп!"), а так же принялись строчить клеветнические пасквили, в коих обливают говнищем работников "Музея Исаакиевского собора" - утверждают, что работники музея - вредители, расхитители, воры и преступники. Правда, я не понимаю, как логически увязать эти "разоблачения" с "необходимостью" передачи ИС собора РПЦ. Ну, разве только припомнить то, что попы РПЦ всегда были образцом бескорыстия, бессребренности, добродетели и служения пастве и Отечеству. Вот только не надо кривить лицо!

Вот типичный пример такого пасквиля, кой скопипостила (самостоятельно эта необразованная, косноязычная баба-яга и двух слов без ошибок написать не может!) давно и бесповоротно сбрендившая Прихожанка, просто классика:

Как думаете, почему религиозные мракобесы по команде РПЦ заскакали-запрыгали и затряслись мелким бесом в ненависти к образованным людям? Всё просто - потому, что пошла кампания по оправданию передачи вороватым попам государственной собственности - попы поняли, что общество еще не готово лечь под мракобесов в рясах! Ну, тут всё понятно - бизнес у попов такой, за своё бабло рубятся!

А вот сморчку по кличке "Прихожанка" я хочу сказать отдельное "спасибо" :

Послушай, бабка-чернушка, "расследования и обличения" по поводу воровства работниками "Исаакиевского музея" - шизофреничны так же, как и всё, что пытаются доказать религиозные фанатики. Потому, что нормальных людей не очень волнуют вопросы огромных зп (55 тыс.р.) работников музея и то, ворует, или нет директор этого музея!

Нас волнует вот что: госсобственность - это то, что принадлежит всем гражданам РФ (в т.ч. и религиозным идиотам), а вот когда недвигой владеют алчные попы РПЦ - то это только ИХ сфера бизнеса, и нормальным людям доступ туда закрыт несмотря на все заверения попов в том, что "для обычных людей ничего не изменится"! Да, конечно не изменится, всё мы понимаем: Гундяеву нужны новые часы - нонешние, за 320 000 баксов он уже заносил, нанопыль их повредила, гыгыгыгы!

Самый интересный парадокс в том, что после передачи ИС РПЦ, все денежные потоки перетекут в карман "офигенно-честных" попов, и даже такое глупое "расследование" будет совершенно невозможно. Как думаешь, бабка, сможешь ты, выяснить и опубликовать то, сколько "работающие" в ИС попы будут рубить бабла себе на зп? Понятно - не ответишь, да я ответ-то знаю.

Резюме. Нет, я не испытываю напрасных надежд - решение о передаче Собора принято явно не на уровне нуля-Полтавченко, и победное шествие мракобесия будет продолжено.

Но есть и позитив - нас, нормальных, образованных людей - много, и нам необходимо противостоять религиозному мракобесию на всех уровнях. Особенно нужно сконцентрироваться на том, чтобы не пустить попов в школы. Если мы просрём этот момент - то вот это уже будет полная катастрофа!

PS. Кстати. Вы в курсе, что Прихожанка "...советуется с ДУХОВНИКОМ по вопросам ведения ее блога, в т.ч. и в том, кого банить!"(с) Как вам такое ручное управление? С моей т.з. - шизуха в чистом виде и полный контроль "духовников" РПЦ над такими шизиками, что даёт ну оооочень широкие перспективы...

PPS. Крымская и Симферопольская епархия РПЦ попросила передать им в безвозмездное пользование 24 объекта музея-заповедника "Херсонес Таврический", которые находятся в Севастополе. Заявка была подана в Росимущество еще в ноябре прошлого года (об этом стало известно только сейчас), но ведомство ее отклонило "в связи с некомплектностью документов". Сейчас представители РПЦ собираются подать еще одну заявку.

Вот такие дела, малята...

Многим еще помнится, как в 90-е новые русские и братки открыто щеголяли в массивных золотых цепях с крестами. Они демонстрировали свою набожность, посещая церковные службы, устраивая пышные похороны убитых в разборках авторитетов с отпеванием, жертвовали солидные суммы на строительство храмов, освящали приватизированные и обретенные другими путями в собственность предприятия и имущество. Но все это было не оригинальной чертой перестройки и возрождения религиозного сознания граждан, долгие годы находившегося под спудом идеологии атеизма. Так было всегда.

Набожные душегубы

Итальянские исследователи мафии особо выделяют религиозность ее членов и одновременно циничное нарушение ими же христианских заповедей и морали в достижении преступной цели. Одним словом, налицо несовместимость принципов. Но этому явлению есть объяснение.

Еще с библейских времен древние евреи унаследовали обычай от язычников искупать грехи в молитвах и через жертвоприношение. Традиция Ветхого Завета перешла к христианам, которая существует и поныне. Эта традиция позволяла тогда и позволяет сейчас любому преступнику гасить в себе муки раскаяния после любого преступления при духовном посредничестве церкви. Так было удобно всему обществу, где каждый в чем-нибудь да грешен.

В раннее Средневековье появился особый чин полного или частичного освобождения от наказания за прегрешения перед богом под названием индульгенция. Этот обряд или таинство утвердился в католической и некоторых православных церквях и состоит из исповеди, причащения, молитвы, служения милосердию. В РПЦ индульгенция не прижилась, но таинство исповеди и причастия после обязательного поста существует как одно из основных. Его исполнение неизбежно при отпущении грехов.

Поначалу индульгенция давалась за добрые дела в обмен или авансом. Но потом грешник мог получить прощение грехов, попросту говоря, за жертвенную плату по установленной таксе с выдачей письменного подтверждения (почти чека).

Продажа индульгенций у католиков пополняла кассу приходов и монастырей. Создалась парадоксальная ситуация: чем больше было грешников или преступников, тем богаче становилась церковь. В итоге росло число злоупотреблений святых отцов. Католицизму угрожало разложение.

В 1567 году папа Пий V запретил продажу индульгенций, хотя сам обряд остался, как и обычай пожертвований на благо церкви. Но самое главное, вековая традиция укрепилась в религиозном сознании католиков. Да и пастыри не видели в том особого вреда. Ведь человек внешне раскаивался в прегрешениях, а фарисейство не было библейским смертным грехом.

Индульгенции особенно были востребованы в Европе в период колонизации и колониальных войн. Конкистадорам, убийцам и захватчикам чужого добра, работорговцам и рабовладельцам, осознававшим при исполнении догматов церкви грех своих деяний, хотелось наиболее простым способом избежать адовых мук, которые они себе представляли, и занять в обществе пристойное место.

Нет необходимости дальше рассматривать подробно историю индульгенций. Достаточно сказать, что в религиозной Италии середины XIX века зарождающаяся мафия продолжила религиозные традиции и крестоносцев, и конкистадоров, и масонов. Одной из безусловных, показательных традиций была принадлежность члена мафии к католическому христианству - господствующей религии в Италии того времени. Это вошло в обряды мафии, включая покаянные пожертвования, и стало законом, нормой для каждого мафиози. Мафиози пышно отмечали религиозные праздники, участвовали в церковных процессиях.

Хотя в современной Италии эта норма мафии соблюдается все меньше и меньше.

Разборчивость душеспасителей

Церковь всегда относилась непримиримо строго к вероотступникам и снисходительно к падшим и заблудшим. Тем самым давая шанс грешникам к покаянию. Поэтому, выступая против масонов, в большинстве своем обязательно верующих, церковь никогда не выступала с осуждением мафии - клона масонства, и слово "мафия" не произносилось в душеспасительных проповедях. Они - грешные, и на этом точка.

Так было до тех пор, пока жители Сицилии, а потом и вся Италия, не стали протестовать против мафии и не перешли к активным действиям борьбы с этим злом.

В 1982 году на Сицилию прибыл папа Иоанн Павел II. Он вселил надежду в сицилийских католиков на защиту их от мафии хотя бы словом, веской позицией Ватикана. Но папа на многолюдных мессах ни разу не коснулся этой темы, следуя старому принципу покаяния грешника по доброй воле. Хотя убийцы предавались анафеме итальянскими кардиналами еще в 1944 и 1959 годах.

В этом же году под давлением гражданских выступлений и массовых протестов был принят закон по борьбе с мафией.

Через 11 лет, в 1993 году, Иоанн Павел II опять побывал на Сицилии и наконец в церкви города Агридженто произнес инвективу против мафии. На простом языке "инвектива" означает острое осуждение, почти проклятие. Событие стало историческим для всей Италии и католиков.

В 2010 году новый папа Бенедикт XVI уже не только осуждает мафию перед 200 тысячами верующих, в большинстве молодежи, собравшихся на мессу, но и призывает бороться с ней без страха. В то время антимафиозный Центр имени Джузеппе Импастато на Сицилии уже более 30 лет успешно вел свою опасную работу, теряя активистов, как солдат в бою. Среди них были и священники.

Улетая на материк, папа Бенедикт ХVI возложил цветы на месте гибели судьи Джованни Фальконе, взорванного мафией в 1992 году. Так Ватикан признал мафию своим врагом наравне с масонами.

Церковь и мафия

Атеисты и сатанисты с оживлением воспринимают любое осуждение церкви за ее отстраненность от самых насущных мирских проблем. Прежде всего от проблем криминальных. На этой почве они строят свои обвинения в мафиозности самой церкви. Но, как говорится, чья бы корова мычала... Ультралиберализм и правовой нигилизм, удобряющие криминогенные процессы, исходят как раз от критиков церкви.

Церковь считает борьбу с уголовной преступностью прямым делом государства, его прерогативой. Дело церкви - призыв к покаянию, духовное кормление страждущих и всего грешного мира. Тайна исповеди как путь к покаянию нерушима. Миссия церкви не меняется при любом государстве и политическом режиме, поэтому они для миссии церкви малосущественны.

С другой стороны, современное, наполовину атеистическое общество требует отделения церкви от государства. Богу богово, кесарю кесарево. Но как это осуществить практически? Государственное законодательство распространяется на все духовенство, прихожан и атеистов без всякого исключения. В то же время правосознание граждан исторически формировалось под влиянием религиозных догм, ставших основой и современного права.

К тому же человек един и как верующий, и как гражданин. Мозги не делятся на две половины: праведную и грешную, законопослушную и преступную. Поэтому мафиози набожные, а среди святых отцов немало мафиози. Такова жизнь в натуре.

В многочисленных публикациях о мафии перечисляются имена священнослужителей, которые прямо или косвенно, но всегда осознанно, участ-вовали в мафиозных структурах и преступлениях. От укрывательства и посредничества до убийств и похищения людей. А протоиерей города Каккамо монсеньор Пансека фактически был главой мафии.

Но есть не меньше имен священников, которые вступали в прямую и смертельную конфронтацию с мафией, несмотря на терпимость веры к этим ужасным грешникам, читай, бандитам. Среди них священник Рино Пульизи. Его почитают на Сицилии наравне со святыми. Он был убит в 1994 году за то, что пытался прекратить религиозные традиции мафии, то есть предать ее анафеме, и за то, что боролся против влияния мафиози на молодежь проблемных кварталов Палермо.

Однако и те, и другие, по словам исследователей, являются скорее исключением, чем правилом. Правилом же они называют равнодушно-разочарованное отношение церкви к проблеме коррупции и мафии.

Священник и историк церкви Франческо Стабиле дал этому явлению и позиции церкви свое объяснение: "Церковные иерархи были слишком заняты борьбой с идеологическими противниками - масонами, протестантами и коммунистами - и недооценивали нравственного и социального разложения под влиянием сил беззакония". То есть мафия не входила в список идеологических врагов церкви, пока по известной поговорке жареный петух не клюнул. Время внесло запоздалые поправки.

Другой священник, Козимо Скордато, предлагает рецепт оздоровления церкви или, как он говорит, "лечения излечимого заболевания" по двум направлениям.

Первое - перемены внутри церкви в отношении власти. Это отказ от принципов власти, которые можно назвать также мафиозными. Среди них: моральное унижение людей, авторитарность, насилие над сознанием, стремление к превосходству и привилегиям, недостаток демократизма в управлении, скудость общественной информации, односторонние директивные коммуникации во властных инстанциях. Этот путь ведет к разрыву связей церкви с политической властью и на первое место ставит нужды простых людей, причем выше интересов самой церкви. Почти протестантская идея.

Второе - смелое и решительное отмежевание от тех лиц, которые известны своими мафиозными связями. При этом им открываются все возможности для истинного раскаяния, исходящего из глубины совести.

В церкви, как и в миру, есть осознание духовного кризиса, поразившего в наше время не только прихожан, но и клир с епископатом. Кризис коснулся всех религий. Это выражается в неприятии их архаичности, плодовитости традиционных и экзотических новых сект, укреплении некоторых ортодоксальных течений и в религиозном экстремизме.

Мамон против бога

Но на Сицилии хорошо, а в России лучше. Все увиденное и услышанное вызывает грустные ассоциации с тем, что происходит на родине.

Мамон - демон скупости и наживы в христианской мифологии. Своим происхождением он обязан первосвященникам, которые заимствовали его у вавилонян. В древнем Вавилоне бог наживы и богатства Мамон высоко почитался. Мощное государство древности Вавилон и его культура растворились во времени, оставив после себя лишь алчного демона.

Среди христианских священников есть ироничное выражение, характеризующее склонность к стяжательству и роскоши некоторых коллег, мол, Мамону служит, а не богу.

Общество потребления, которое в России ускоренно нагромождается, щедро на соблазны легкой наживой. Этим искушениям подвергаются и священники, к обрядовым услугам которых прибегают вороватые чиновники и бизнесмены, блюстители закона и криминальные авторитеты. Они хотят искупить свои грехи по схеме уже известных нам индульгенций. Предлагают крупные пожертвования приходу, суеверно надеясь на очищение души, божье покровительство их делу и семье. Все, как в их жизни: дал взятку, и нет проблем. Нельзя верить в искренность таких покаяний, наблюдая действительность.

Священнику трудно устоять. Крупные пожертвования никто ведь не запрещал и не ограничивал. Всякий знает, храм Христа Спасителя не за народные копейки дважды возводили. Да и другие храмовые шедевры возникали на Руси не без участия состоятельных граждан и богатых грешников. Несмотря на храмовую и дворцовую роскошь, российские народы в основном-то жили в прозябании, натуральным хозяйством. Откуда у них деньги на величественные храмы?

Впрочем, заграничные образцы храмового искусства, занесенные в списки святынь и сокровищ мировой цивилизации, тоже возводились на деньги крестоносцев, колонизаторов и аристократии. В этом деле не обошлось без влиятельных масонов.

Однако священник знает, что коли согласишься взять крупную сумму пожертвования, то сам тут же становишься обязанным дары дающему. Ему уже не скажешь, что перед богом все равны. Да и самому до греха недолго - своих проблем с лихвой, а вокруг воруют почти открыто. В руководстве столицы и области вскрылось немало финансовых должностных преступлений. А что простому смертному делать?

В одной старинной небогатой церкви в Подмосковье, где позолота не бросается в глаза, от намоленных икон исходит тепло, а вокруг чисто и ухоженно, служит такой же чистый и ухоженный настоятель. Говорит он с собеседником мягко и заинтересованно. Я там бываю.

Спрашиваю, заходят ли богатые прихожане и поддерживают ли приход пожертвованиями или богатые предпочитают только богатые храмы. Да, приходят, интересуются нуждами и жертвуют, отвечает батюшка. Часть доходов отчисляется на епархиальные и общецерковные нужды. Остаток расходуется на содержание храма и священников. Все доходы и расходы контролируются епархией и приходским советом. Мафиози? Таких он не знает.

Интерес к доходам церкви настоятель считает издержками мирской суеты. Прихожане, а тем паче не воцерковленные жители, совсем не знают церковный устав. Отсюда всякие кривотолки. Злоупотребления со стороны клира? Бывают. Но это как везде в обществе. Виновных наказывают. Если пожертвовавший потребует себе каких-то исключений, особых услуг, не предусмотренных каноном, то он, настоятель, не примет этих пожертвований вопреки устоявшимся правилам и даже готов их вернуть назад или вынести вопрос на обсуждение приходским советом и даже общим приходским собранием.

Если священник будет замечен в неблаговидных делах, рассуждает клирик, кто же ему доверится как духовному служителю? Уж коли избрал себе путь служения богу, то не изменяй ему. Иначе какой же ты пастырь? Далее он привел слова Христа в назидание пастырям из Евангелия от Матфея: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне". Да, надо выбирать одно из двух. Середины здесь нет.

Однако настоятель промолчал о том, что он и клир полностью зависимы от прихожан, потому что они кормятся, содержат храм и певчих только за счет их. Так предписывает устав. А что взять с христианина, едва сводящего концы с концами? Остается только богатый спонсор, как теперь говорят, у которого не спрашивают, откуда он берет деньги. Вот и становится приходской батюшка в ряд предпринимателей или приниженных просителей, то бишь несвободных стяжателей. Такое же положение у мулл и имамов. Только у иудеев-хасидов есть своя отлаженная финансовая система. У них существует институт парнасов - состоятельных членов общин, спонсирующих ее деятельность. А парнасы в свою очередь получают необходимую поддержку от общины на своем поприще.

Как говорит один из христианских священников, когда пастырь свободен, его устами говорит господь, когда несвободен - сатана. Выходит, раввины у хасидов более свободны, чем духовенство других конфессий. О сектантах речь не идет.

Культ Мамона торжествует. Это и есть истинный бог мафии. И, согласно библейскому преданию, его тотальная власть в глобальном обществе потребления приведет к гибели земной цивилизации, к концу света. А свет - это мы, люди.

Как православная церковь проникает во власть и зарабатывает миллиарды. Государственная поддержка делает всю экономику РПЦ черной. Ни один приход не подотчетен никому. Все церковное хозяйство устроено по сектантскому принципу...

РККЦ - Рабоче-крестьянская Красная Церковь

27 лет назад, когда рухнула Советская империя и началось религиозное возрождение, в Церкви было около 6,5 тысяч приходов, причем две трети из них - на Украине. Именно тогда возникла фундаментальная проблема современной РПЦ: возрождать религию и ее институты по сути было некому. Ведь всех церковников истребили как класс, а фразу «религия - опиум для народа» цитировали все граждане СССР с понимающей улыбкой. Любимым вопросом в церкви был: «А что ж Гагарин вашего бога не видел?»

Сегодня в РПЦ больше 36 тысяч приходов, из них около 25 тысяч - в России. Число монастырей перевалило за тысячу - такого количества и до революции не было. И конца-краю этому не видно: каждый день открывается три новых прихода.

«Темпы роста колоссальные. Но хочется сказать - как раковая опухоль , - считает бывший священник отец Николай, бывший священник, ушедший из Церкви после скандала, вызванного попыткой рассказать правду о ее устройстве. - Потому что внутренняя среда ничем не подготовлена и не обеспечена. Во-первых, живая традиция той, старой Церкви уничтожена. И мы имеем дело не с реставрацией, а с реконструкцией. Мы - те, кто стоит у руководства и приходов, епископата и даже Патриархата - не из семей духовенства. И даже не из семей верующих.

Нынешняя скорость распространения РПЦ не обеспечена ни интеллектуально, ни кадрами, ни традициями - ничем. Только желанием - а давайте сделаем еще монастырек, давайте сделаем еще приход. А у руля поставим вот его - поет он больно громко. Соответственно, каковы кадры - таковы и последствия этого.

В начале 90-х годов, в период реконструкции РПЦ, на книжное православие накладывался трагический утопизм: мир катится в тартарары, существовать ему недолго, впереди третья мировая война, надо спасаться - и масса обездоленных людей из развалившихся семей повалила в монастыри в поисках если не лучшей доли, то с мыслью, где своих детей спасти от разврата, от алкоголя, от наркотиков, от проституции.

Тогда монастыри еще были такими утопическими общинами Томмазо Кампанеллы (автор «Города Солнца», по мнению В. И. Ленина , - один из предшественников научного социализма) и представляли не столько православие, сколько военный коммунизм. Люди-то все вышли из Советского Союза, имея перед глазами в качестве образца колхоз. Вот его, а не апостольскую общину, и строили.

Поэтому и получались не Божьи дома, а те же самые колхозы, только с Евангелием в руках. - Особенно ценились выходцы из Бессарабии и с юго-востока Украины. И само собой получилось, что из всех возможных православий мы начали строить крестьянское. Опять же со всеми вытекающими последствиями - с пропагандой натурального хозяйства и крестьянской культуры , а также с отказом от городской жизни. А зачем крестьянам паспорта? ИНН? Книжки? Карточки? Заграничные поездки? Крестьяне всегда жили за счет натурального хозяйства! Ну, то есть такой крестьянский практицизм.

Вот тогда и оказались заложены корни нынешних бед РПЦ - так получилось, что монастырское, черное духовенство в России традиционно наименее образованное , чем белое духовенство. Эта наша специфика, в отличие, например, от католиков: у них монахи более образованны, чем приходские священники.

Все церковное хозяйство очень специфично, - рассказывает отец Николай. - Оно устроено по сектантскому принципу. Знаете, есть такая поговорка: «у попа сдачи нэма». Наша братия не любит платить за работу. Поэтому вот это все - благословение, Христа ради, несите подарочек. Система экономических отношений заведомо криминальная - с черными и серыми зарплатами. Это развод людей на бесплатную работу, и люди к этому быстро привыкают. Можно не платить: ты же не на меня работаешь - ты на Господа Бога трудишься. Зачем тебе отпуск, зачем тебе оформление, зачем тебе зарплата?

Россияне очень удивятся, когда узнают: священники абсолютно бесправны. Да, трудовые книжки оформить на них все-таки вынудили, но они до сих пор есть далеко не у всех - в каждом храме, в каждом монастыре их выписали на необходимый минимум священнослужителей. А вот трудовых договоров нет ни у кого. Даже типовой формы не разработали. Кроме того, в РПЦ действует принцип священноначалия. Это то же самое, что единовластие в армии. Именно поэтому трудового конфликта в РПЦ нет ни одного - начальник всегда прав. А виновный всегда виновен.

Зарплата российского священника составляет от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Некоторые говорят, что у них удерживают НДФЛ, некоторые - что от налогов полностью освобождены. Настоятель получает куда больше, но размеры его зарплаты - тайна, покрытая мраком. Кроме того, настоятель может запускать руку в казну - мол, это на бензин, ведь езжу я по церковным делам, а это - на мобильный, я ведь говорю о проблемах прихода даже по телефону. И спорить с ним никто не может.

Причем в условиях священноначалия вопросы престижа проявляются особенно ярко. Поэтому рядовой священник никогда не купит автомобиль престижнее, чем у настоятеля; настоятель не появится на людях в часах дороже, чем у епископа; а епископ не будет обладать раритетом, коего нет у патриарха. Поэтому желание выделиться проявляется по-другому.

Но это не мешает росту числа приходов. В середине 2017 года в России открылся тысячный монастырь, а по состоянию на 1 января 2018 года их стало уже 1010. Для сравнения: до хрущевских гонений в СССР было всего 14 монастырей (большинство - в Украинской ССР), в 80-е годы - четыре (Троице-Сергиевая и Псково-Печерская лавры, Рижская пустынь (женский) и Успенский монастырь в Пюхтице, Эстония).

А ведь каждый монастырь - это и подсобное хозяйство. Минимум одно, а в Никитском мужском монастыре близ Мосейцево их, напомним, нашли семь. Хозяйства, хоть и ориентированы на содержание насельников, производят излишки, а они быстро превращаются в прибавочную стоимость: законы экономики едины для всех.

Приходов же в России более 36 тысяч. Еще 600 храмов уже формально переданы РПЦ, но или лежат в руинах, или строятся. Во всем Советском Союзе было менее 6,5 тысячи приходов. Из них 891 приход и 56 монастырей расположены за пределами страны. А из оставшихся примерно половина - за Уральскими горами.

В РПЦ служат почти 40 тысяч пресвитеров, более 5 тысяч диаконов и почти 400 архиереев. Уже сейчас в структуре РПЦ 356 епархий и 79 митрополий - больше, чем субъектов Российской Федерации.

Зная количество приходов, представляя себе проходящий через них объем денег и имея оперативные данные о работе трудников и о сером экспорте, к которому причастна РПЦ, несложно приблизительно оценить ее бюджет. Его доходная часть практически равна расходной и составляет около 92 миллиардов рублей в ценах 2017 года. Здесь не учтены непрямые субвенции государства и доход, который РПЦ получает от принадлежащих ей ценных бумаг, так как эту часть даже предположительно посчитать невозможно. Кроме того, известны факты инвестирования РПЦ в строительство элитной недвижимости и бизнес-центров, а также в импорт автомобилей. Но эта деятельность Церкви полностью лежит в черной зоне.

Год назад, будучи в командировке в Прибайкалье, я в неформальной обстановке беседовал с генералом одной из силовых структур. Речь шла о выводе из нелегальной зоны маленьких промышленных предприятий, в первую очередь лесопилок и лесообрабатывающих фирм, потребителей основного богатства того края.
«Команда прошла , и велено массированно их легализовать, - рассказывал мне генерал. - У нас их не счесть - по любой трассе посылай патрули, и каждый найдет пять-шесть передвижных лесопилок или два-три сарая, изготавливающего доску. Но легализовываться они не будут - налоги такие, что дешевле закрыться. А это значит, что пять-десять мужиков останутся без работы, что вызовет рост социальной напряженности. Мягко говоря. Да и с церковью сейчас связываться - себе дороже. А ведь у них, пусть за пайку и лежанку, работают освободившиеся. Оставшись без работы, они мне статистику в секунду испортят. Нет, не возьму грех на душу».

Мафия и Церковь

К сожалению, совсем до недавнего времени итальянская церковь не ставила перед собой задачи целенаправленной борьбы с мафией. Вряд ли мы должны усматривать в этом ее вину. Ведь и государство приняло соответствующий закон только в 1982 году. Проблема «кривого зеркала» христианства - проблема философская, и ею стали заниматься тоже не так давно (я имею в виду прежде всего работы медиевистов об особенностях восприятия христианской религии в среде неграмотного крестьянства). А ведь мафиози организовывали народные религиозные праздники, делали богатые пожертвования, участвовали в церковных процессиях…

В 1964 году, когда парламентская комиссия «Антимафия» (1962–1976) планировала инспекционную поездку по Сицилии, кардинал Палермо Руффини обосновывал свое негативное отношение к этой идее так: «Безжалостная пропаганда, действуя через печать, радио, телевидение, в конце концов заставила и Италию и другие страны поверить в то, что зараза мафии распространилась на большей части острова и что все сицилийцы - мафиози».

Мы знаем случаи, когда сицилийские священники сотрудничали с мафией (в 70-е годы падре Агостино Коппола был осужден на десять лет за сообщничество в похищении, осуществленном Лучано Леджо; в 1980 году был убит францисканский монах фра Джачинто, который, как выяснилось, «обслуживал» одно из кладбищ мафиози и получал от мафии деньги; ныне прокурор Палермо обвиняет в связях с мафией архиепископа Монреале Кассизу). Однако подобные случаи - редкие исключения. Иногда священники становились невольными пособниками мафии - их использовали для ведения переговоров об уплате выкупа за похищенных (дела о похищении Кассина в Палермо и Росси в Турине). Гораздо больше было таких священников - в епархиях Палермо, Кальтаниссетты, Монреале, - которые боролись с мафией и стали ее жертвами.

Перелом в отношении церкви к мафии наметился в 1982 году, в связи с убийством супругов Далла Кьеза. Архиепископ Палермо кардинал Сальваторе Паппалардо отслужил мессу, которую назвали «анти-мафиозной», ибо в ней слова Евангелия прозвучали как осуждение этой организации. В том же году кардинал возобновил церковную анафему на всех исполнителей и вдохновителей убийств, ранее провозглашавшуюся в 1944 и 1950 годах. В ноябре 1982 года Палермо посетил папа Иоанн Павел II. В своем выступлении он осудил убийства, но слово «мафия» при этом не было произнесено.

К тому времени произошли важные сдвиги в культурной ситуации на Сицилии. В 60-е годы во всей Италии были введены пенсионное обеспечение, общедоступная медицинская помощь, обязательное школьное образование для детей до 14 лет. Телевещание позволило многим людям познакомиться с иной, «цивилизованной» системой ценностей. Стал меняться менталитет. Характерно, что активный борец против мафии Джузеппе Импастато, убитый в 1978 году, был сыном «человека чести» из семьи Чинизи Луиджи Импастато. В октябре 1982 году христиане Палермо опубликовали открытое письмо, в котором, в частности, говорилось: «Что можно сказать о культурном отставании нашей Церкви, которой не удалось взвешенно и последовательно проанализировать феномен мафии?.. Нам представляется важным и насущно необходимым потребовать у нашего епископа созыва церковной конференции, на которой мы могли бы… вместе решить, что сегодня можно сделать для нового и свободного евангельского свидетельствования нашей Церкви - именно в связи с проблемами, которые ставят перед нами власть и насилие мафиози».

В октябре 1993 года был убит священник прихода Бранкаччо (в Палермо) Пино Пульизи. На протяжении многих лет этот мужественный человек боролся с мафией очень действенным средством - пытаясь улучшить жизнь своих прихожан, добиться того, чтобы в его квартале построили среднюю школу, библиотеку, спортивную площадку, отремонтировали церковь. Он писал властям: «Без школы не может быть будущего для наших ребят, и именно поэтому мы просим среднюю школу для нашего квартала. Многие подростки избегают обязательного школьного образования и выбирают своей учительницей улицу. Они становятся жертвами волны насилия, спастись от которой очень трудно». Пульизи не «облегчал души» мафиозных главарей, как это делал, например, падре Фриттита, но и не закрывал ни перед кем путь к покаянию. Он обращался к мафиози так: «Двери церкви распахнуты, вы наши братья, в этой церкви вас крестили. У этого квартала, у ваших семей может быть совсем другая жизнь».

После ареста Фриттиты впервые началась дискуссия о выработке единой церковной политики в отношении мафии. По поручению кардинала Ди Джорджи пять теологов Палермского университета подготовили перечень проблем, которым предстоит стать предметом обсуждения. Главный смысл этого документа заключается в том, что Церкви подобает бороться с мафией собственными, специфическими средствами, отличными от тех методов, которыми пользуется политическая власть или гражданское общество. Эти средства - «прощение, милосердие, бескорыстная любовь». Отныне речь идет не о решении какого-либо священника, но о комплексных, органичных действиях всей Церкви.

Одна из наиболее актуальных проблем - проблема покаяния. Может ли священник встречаться с мафиози, например, если тот скрывается от полиции? Как он должен себя вести, чтобы не стать пособником преступника? По мнению теологов, священник не обязан посещать мафиози, скрывающегося от правосудия, за исключением того случая, когда тот пребывает на пороге смерти. Но, так или иначе, священник имеет право выполнить свой долг в отношении мафиози только один раз - и должен употребить все свое влияние, чтобы склонить его к покаянию. В чем должно заключаться это покаяние - в разрыве с мафией или в готовности сотрудничать с законом, называть имена своих сообщников? По данному вопросу единого мнения пока нет.

Другая важная проблема касается взаимоотношений священников с епископом. Теологи считают, что епископа необходимо извещать обо всех неординарных ситуациях.

Третья проблема - проблема таинства Евхаристии. Оно не может свершаться в «подпольной» церкви, ограничиваться чисто церковным ритуалом, поскольку предполагает единение всех верующих христианской общины. Необходимым условием совершения этого таинства, следовательно, должно быть истинное раскаяние преступника.

Книга Фабрицио Кальви, опубликованная почти одновременно на итальянском и французском языках, посвящена переломному моменту в истории сицилийской мафии - переходу от традиционных структур организованной преступности к структурам «современным» и конфликту между теми и другими. В определенной мере этот процесс сопоставим с тем, что происходит сейчас, тридцать лет спустя, в России: с взаимоотношениями между «ворами в законе» и лидерами преступного мира «новой формации», с борьбой преступных группировок за передел сфер влияния, с распространением новых видов преступного бизнеса .

Книга Кальви читается как захватывающий роман еще и потому, что у нее есть определенный сюжет: в центре повествования находятся судьбы нескольких ключевых фигур сицилийской мафии, в том числе Томмазо Бускетты, признания которого, психологически мотивированные нарушением неписаного кодекса чести во время войны сицилийских кланов в 80-х годах, впервые сделали достоянием гласности внутреннюю структуру мафии и позволили привлечь к суду многих ее главарей.

Другой, но столь же реальный персонаж книги - рядовой «боец» Общества. Проследив за его неудавшейся карьерой, читатель сможет получить достаточно полное представление и об иерархии отношений в мафиозной «семье», и о некоторых обрядах мафии, и о типичных способах организации преступлений.

Публикации по теме