Французские писатели: биографии, творчество и интересные факты. Известные французские писатели Другие французские писатели

Литература Франции - одна из сокровищниц мировой культуры. Она заслуживает того, чтобы ее читали во всех странах и во все века. Проблемы, которые поднимали в своих произведениях французские писатели, волновали людей всегда, и никогда не настанет время, когда они будут оставлять равнодушными читателя. Меняются эпохи, исторические антуражи, костюмы персонажей, но неизменными остаются страсти, суть отношений между мужчинами и женщинами, их счастье и страдания. Традицию семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого столетий продолжили современные французские писатели, литераторы XX века.

Общность русской и французской литературных школ

Что мы знаем о европейских мастерах слова относительно недавнего прошлого? Безусловно, многие страны внесли весомый вклад в общее культурное наследие. Замечательные книги писали и Британии, Германии, Австрии, Испании, но по количеству выдающихся произведений первейшие места занимают, безусловно, русские и французские писатели. Список их (и книг, и авторов) поистине огромен. Не мудрено, что издания многократны, читателей немало и сегодня, в век интернета, перечень экранизаций также впечатляет. В чем секрет этой популярности? И в России, и во Франции существуют давние гуманистические традиции. Во главу сюжета, как правило, ставится не историческое событие, каким бы выдающимся оно не было, а человек, с его страстями, достоинствами, недостатками и даже слабостями и пороками. Автор не берется осуждать своих персонажей, а предпочитает предоставлять читателю самому делать выводы о том, какую судьбу выбирать. Он даже жалеет тех из них, кто выбрал неправильный путь. Примеров много.

Как Флобер жалел свою мадам Бовари

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Монотонность провинциальной жизни была знакома ему с детства, да и в зрелые годы он редко покидал свой городок, лишь однажды совершив дальнее путешествие на Восток (Алжир, Тунис), и, конечно же, посещал Париж. Этот французский поэт и писатель сочинял стихи, которые многим критикам казались тогда (мнение такое есть и сегодня) слишком меланхолично-томными. В 1857 году он написал роман «Мадам Бовари», получивший в то время скандальную известность. История женщины, стремившейся вырваться из постылого круга обыденности и потому изменявшей мужу, тогда казалась не просто спорной, а даже неприличной.

Однако сюжет этот, увы, в жизни довольно частый, в исполнении великого мастера, далеко выходит за рамки обычного скабрезного анекдота. Флобер пытается, и с большим успехом, проникнуть в психологию своих персонажей, к которым он порой испытывает и злость, выраженную в беспощадной сатире, но чаще - жалость. Его героиня трагически умирает, презираемый и любящий муж, по всей видимости (это скорей угадывается, чем обозначается по тексту) знает обо всем, но искренне горюет, оплакивая неверную жену. И Флобер, и другие французские писатели XIX века довольно много произведений посвятили вопросам верности и любви.

Мопассан

С легкой руки многих литературных писателей его считают чуть ли не основоположником романтической эротики в литературе. Мнение такое основано на некоторых моментах в его произведениях, содержащих нескромные, по меркам XIX века, описания сцен интимного характера. С сегодняшних искусствоведческих позиций эти эпизоды выглядят вполне пристойно и, в общем-то, сюжетно оправданы. Более того, в романах, повестях и рассказах этого замечательного литератора совсем не это главное. Первое место по значимости опять же занимают отношения между людьми и такие личные качества, как порочность, умение любить, прощать и просто быть счастливым. Как и прочие известные французские писатели, Мопассан изучает душу человека и выявляет необходимые условия его свободы. Он терзается лицемерием «общественного мнения», создаваемого как раз теми, кто и сам отнюдь не безупречен, но всем навязывает свои представления о приличии.

К примеру, в рассказе «Золотарь» он описывает историю трогательной любви французского солдата к чернокожей жительнице колонии. Его счастье не состоялось, родные не поняли его чувства и убоялись возможного осуждения соседей.

Интересны афоризмы писателя о войне, которую он уподобляет крушению корабля, и которого следует избегать всем мировым лидерам с такой же осторожностью, как капитанам судов опасаться рифов. Наблюдательность Мопассан проявляет, противопоставляя низкую самооценку излишнему самодовольству, считая оба эти качества пагубными.

Золя

Не менее, а, пожалуй, куда более эпатировал читательскую публику французский писатель Эмиль Золя. Он охотно брал в основу сюжета жизнь куртизанок («Западня», «Нана»), обитателей социального дна («Чрево Парижа»), подробно описывал тяжелую жизнь углекопов («Жерминаль») и даже психологию маньяка-убийцы («Человек-зверь»). Необычна общая литературная форма, избранная автором.

Большинство своих произведений он объединил в двадцатитомное собрание, получившее общее название «Ругон-Маккара». При всем разнообразии сюжетов и выразительных форм, оно представляет собой нечто единое, что стоит воспринимать целиком. Впрочем, любой из романов Золя можно читать и по отдельности, от этого менее интересно не будет.

Жюль Верн, фантаст

Другой французский писатель, Жюль Верн, не нуждается в особом представлении, он стал основоположником жанра, получившего в дальнейшем определение «научно-фантастического». До чего только не додумался этот удивительный рассказчик, предвидевший появление атомных подводных крейсеров, торпед, лунных ракет и прочих современных атрибутов, ставших достоянием человечества лишь в двадцатом веке. Многие его фантазии сегодня могут показаться наивными, но читаются романы легко, и это их главное достоинство.

К тому же сюжеты современных голливудских блокбастеров про воскресших из небытия динозавров выглядят куда менее правдоподобно, чем история никогда не вымиравших на отдельно взятом латиноамериканском плато допотопных ящеров, найденных отважными путешественниками («Затерянный мир»). А уж роман про то, как Земля закричала от безжалостного укола гигантской иглой и вовсе выходит за жанровые рамки, воспринимаясь как пророческая притча.

Гюго

Не менее увлекателен в своих романах французский писатель Гюго. Его персонажи попадают в самые различные обстоятельства, проявляя себя яркие черты индивидуальности. Даже отрицательные герои (например, Жавер из «Отверженных» или Клод Фролло из «Собора Парижской Богоматери») обладают определенным обаянием.

Важна и историческая составляющая повествования, из которой читатель с легкостью и интересом узнает множество полезных фактов, в частности, об обстоятельствах Французской революции и бонапартизме во Франции. Жан Вольжан из «Отверженных» стал олицетворением простодушного благородства и честности.

Экзюпери

Современные французские писатели, а к таковым литературоведы относят всех литераторов «хеминуэевско-фицджеральдовской» эпохи, тоже много сделали для того, чтобы человечество стало мудрее и добрее. Двадцатый век не баловал европейцев мирными десятилетиями, и воспоминания о Большой войне 1914-1918 годов вскоре получили реминисценцию в виде очередной глобальной трагедии.

Не остался в стороне от борьбы честных людей всего мира с фашизмом и французский писатель Экзюпери - романтик, создатель незабываемого образа Маленького Принца и военный пилот. Посмертной популярности этого литератора в СССР пятидесятых и шестидесятых годов могли позавидовать многие эстрадные звезды, исполнявшие песни, в том числе посвященные его памяти и главному его герою. И сегодня мысли, высказанные мальчиком с другой планеты, все так же призывают к доброте и ответственности за свои поступки.

Дюма, сын и отец

Их вообще-то было двое, отец и сын, и оба замечательные французские писатели. Кому не знакомы знаменитые мушкетеры и их верный друг Д’Артаньян? Множество экранизаций прославили этих персонажей, но ни одна из них так и не смогла передать очарования литературного первоисточника. Судьба узника замка Иф никого не оставит равнодушным («Граф Монте-Кристо»), да и другие произведения очень интересны. Полезны они будут и для молодых людей, чье личностное становление только начинается, примеров истинного благородства в романах Дюма-отца много, хоть отбавляй.

Что касается сына, то он тоже не посрамил знаменитой фамилии. Романы «Доктор Серван», «Трое сильных мужчин» и другие произведения ярко высветили особенности и мещанские черты современного ему общества, а «Дама с камелиями» не только пользовалась заслуженным читательским успехом, но и вдохновила итальянского композитора Верди на написание оперы «Травиата», она легла в основу ее либретто.

Сименон

Детектив всегда будет одним из самых читаемых жанров. Читателю интересно в нем все - и кто совершил преступление, и мотивы, и улики, и непременное разоблачение виновных. Но детектив детективу рознь. Одним из лучших писателей современной эпохи, безусловно, является Жорж Сименон, создатель незабываемого образа комиссара парижской полиции Мегре. Сам по себе художественный прием довольно распространен в мировой литературе, образ детектива-интеллектуала с непременной особенностью облика и узнаваемой повадкой эксплуатировался неоднократно.

Мегре Сименона отличается от многих своих «коллег» опять же характерной для французской литературы добротой и душевностью. Он готов порой пойти навстречу оступившемуся человеку и даже (о, ужас!) нарушить отдельные формальные статьи закона, сохраняя ему все же верность в главном, не в букве, в его духе («И все-таки орешник зеленеет»).

Просто замечательный писатель.

Гра

Если отвлечься от прошедших веков и вновь мысленно вернуться в современность, то внимания заслуживает французский писатель Седрик Гра, большой друг нашей страны, посвятивший две книги русскому Дальнему Востоку и его жителям. Повидав многие экзотические регионы планеты, он заинтересовался Россией, прожил в ней много лет, выучил язык, что, несомненно, ему помогает познавать пресловутую «загадочную душу», о которой он уже заканчивает писать третью книгу на эту же тему. Здесь Гра нашел нечто, чего, по всей видимости, ему так не хватало на его благополучной и комфортной родине. Его привлекает некоторая «странность» (с точки зрения европейца) национального характера, стремление мужчин быть мужественными, их бесшабашность и открытость. Для российского читателя французский писатель Седрик Гра интересен именно этим «взглядом со стороны», постепенно становящийся все более нашим.

Сартр

Пожалуй, нет другого французского писателя, столь близкого русскому сердцу. Многое в его творчестве напоминает о другом великом деятеле литературы всех времен и народов - Федоре Михайловиче Достоевском. Первый роман Жана-Поля Сартра «Тошнота» (многие считают его лучшим) утверждал понятие свободы как категории внутренней, не подвластной внешним обстоятельствам, на которую человек обречен самим фактом своего рожденья.

Позиция автора подтверждалась не только его романами, эссе и пьесами, но и личным поведением, демонстрирующим полную независимость. Человек левых взглядов, он, тем не менее, критиковал политику СССР послевоенного периода, что не помешало ему в, свою очередь, отказаться от престижной Нобелевской премии, присужденной за якобы антисоветские публикации. Из тех же соображений он не принял орден Почетного легиона. Такой нонконформист заслуживает уважения и внимания, почитать его, безусловно, стоит.

Vive la France!

В статье не упомянуты многие другие выдающиеся французские писатели отнюдь не потому, что они в меньшей степени заслуживают любви и внимания. Рассказывать о них можно бесконечно, восторженно и увлеченно, но до тех пор, пока читатель сам не возьмет в руки книгу, не раскроет ее, он не попадает под обаяние чудесных строк, острых мыслей, юмора, сарказма, светлой грусти и доброты, излучаемых страницами. Бездарных народов нет, но есть, безусловно, выдающиеся, внесшие особый вклад в мировую сокровищницу культуры. Для тех, кто любит русскую литературу, особенно приятным и полезным будет приобщение и к произведениям французских авторов.

Французские писатели - одни из самых ярких представителей европейской прозы. Многие из них - признанные романы и повести которых послужили основой для формирования принципиально новых художественных течений и направлений. Безусловно, современная мировая литература многим обязана Франции, влияние писателей этой страны распространяется далеко за ее пределы.

Мольер

Французский писатель Мольер жил в XVII веке. Его настоящее имя - Жан-Батист Поклен. Мольер - театральный псевдоним. Он родился в 1622 году в Париже. В юности учился на юриста, но в результате актерская карьера привлекла его больше. Со временем у него появилась собственная труппа.

В Париже он дебютировал в 1658 году в присутствии Людовика XIV. Большой успех имел спектакль "Влюбленный доктор". В Париже он берется за написание драматических произведений. За 15 лет он создает свои лучшие пьесы, которые нередко вызывали ожесточенные нападки со стороны окружающих.

Одна из его первых комедий под названием "Смешные жеманницы" впервые была поставлена на сцене в 1659 году.

Она рассказывает про двух отвергнутых женихов, которых холодно принимают в доме буржуа Горжибюса. Они решают отомстить и проучить капризных и жеманных девушек.

Одна из самых известных пьес французского писателя Мольера называется "Тартюф, или Обманщик". Она была написана в 1664 году. Действие этого произведения разворачивается в Париже. В доверие к состоятельному хозяину дома Оргону втирается Тартюф, скромный, ученый и бескорыстный человек.

Окружающие Оргона пытаются ему доказать, что Тартюф не так прост, каким себя выставляет, но хозяин дома никому не верит, кроме своего нового друга. Наконец, истинная сущность Тартюфа проявляется, когда Оргон поручает ему хранение денег, переписывает на него свои капиталы и дом. Только благодаря вмешательству короля удается восстановить справедливость.

Тартюфа наказывают, а Оргону возвращают имущество и дом. Эта пьеса сделала Мольера самым известным французским писателем своего времени.

Вольтер

В 1694 году в Париже родился еще один знаменитый французский писатель - Вольтер. Интересно, что, как и у Мольера, у него был псевдоним, а его настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ.

Он появился на свет в семье чиновника. Образование получил в иезуитском колледже. Но, как и Мольер, оставил юриспруденцию, сделав выбор в пользу литературы. Карьеру начал при дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника. Вскоре оказался в заключении. За сатирические стихи, посвященные регенту и его дочери, его заключили в Бастилию. Позже ему не раз приходилось страдать за свой своевольный литературный нрав.

В 1726 году французский писатель Вольтер уезжает в Англию, где три года посвящает изучению философии, политики и наук. Вернувшись, пишет за которые издателя сажают в тюрьму, а Вольтеру удается бежать.

Вольтер, в первую очередь, известный французский писатель-философ. В своих трудах он неоднократно критикует религию, что было неприемлемо для того времени.

Среди самых известных произведений этого писателя по французской литературе нужно выделить сатирическую поэму "Орлеанская девственница". В ней Вольтер в комическом ключе представляет успехи Жанны д´Арк, высмеивает придворных и рыцарей. Умер Вольтер в 1778 году в Париже, известно, что долгое время он переписывался с русской императрицей Екатериной II.

Французский писатель 19 века Оноре де Бальзак родился в городке Тур. Его отец разбогател на перепродаже земли, хоть и был крестьянином. Он хотел, чтобы Бальзак стал юристом, но он отказался от юридической карьеры, целиком посвятив себя литературе.

Первую книгу под своим именем он опубликовал в 1829 году. Это был исторический роман "Шуаны", посвященный Великой французской революции 1799 года. Славу ему приносит повесть "Гобсек" про ростовщика, для которого скупость превращается в манию, и роман "Шагреневая кожа", посвященный столкновению неискушенного человека с пороками современного общества. Бальзак становится одним из любимых французских писателей того времени.

Замысел главного труда его жизни приходит к нему в 1831 году. Он решает создать многотомное произведение, в котором отразит картину нравов современного ему общества. Этот труд он впоследствии назовет "Человеческой комедией". Это философская и художественная история Франции, созданию которой он посвящает всю свою оставшуюся жизнь. Французский писатель, автор "Человеческой комедии" включает в него многие ранее написанные произведения, некоторые специально перерабатывает.

Среди них уже упоминавшийся "Гобсек", а также "Тридцатилетняя женщина", "Полковник Шабер", "Отец Горио", "Евгения Гранде", "Утраченные иллюзии", "Блеск и нищета куртизанок", "Сарразин", "Лилия долины" и многие другие произведения. Именно как автор "Человеческой комедии" французский писатель Оноре де Бальзак остается в истории мировой литературы.

Среди французских писателей 19 века выделяется еще и Виктор Гюго. Одна из ключевых фигур французского романтизма. Он появился на свет в городке Безансоне в 1802 году. Писать начал в 14 лет, это были стихи, в частности, Гюго переводил Вергилия. В 1823 году опубликовал свой первый роман под названием "Ган Исландец".

В 30-40-е года XIX века работа французского писателя В. Гюго была тесно связана с театром, также он выпускал поэтические сборники.

Среди его самых известных произведений роман-эпопея "Отверженные", который заслуженно считается одной из самых великих книг всего XIX столетия. Его главный герой экс-каторжанин обозленный на все человечество, возвращается с каторги, где провел 19 лет из-за кражи хлеба. Он оказывается у католического епископа, который полностью меняет его жизнь.

Священник относится к нему с уважением, а когда Вальжан обворовывает его, прощает и не выдает властям. Человек, принявший и пожалевший его, так потряс главного героя, что он решает основать фабрику по изготовлению изделий из черного стекла. Становится мэром небольшого города, для которого фабрика превращается в градообразующее предприятие.

Но когда он все же оступается, на его поиски бросается французская полиция, Вальжан вынужден скрываться.

В 1831 году вышло еще одно знаменитое произведение французского писателя Гюго - роман "Собор Парижской Богоматери". Действия разворачиваются в Париже. Главный женский персонаж - цыганка Эсмеральда, которая своей красотой сводит с ума всех окружающих. Тайно в нее влюблен священник собора Парижской Богоматери Очарован девушкой и его воспитанник горбун Квазимодо, который работает звонарем.

Сама девушка хранит верность капитану королевских стрелков Фебу де Шатоперу. Ослепленный ревностью, Фролло ранит Феба, обвиняемой становится сама Эсмеральда. Ее приговаривают к смертной казни. Когда девушку приводят на площадь, чтобы повесить, за этим наблюдают Фролло и Квазимодо. Горбун, понимая, что именно священник виновен в ее бедах, сбрасывает его с вершины собора.

Рассказывая о книгах французского писателя Викторя Гюго, нельзя не упомянуть про роман "Человек, который смеется". Писатель его создает в 60-х годах XIX века. Его главный герой Гуинплен, которого в детстве изуродовали представители преступного сообщества торговцев детьми. Судьба Гуинплена очень похожа на историю Золушки. Из ярмарочного артиста он превращается в английского пэра. Кстати, действия разворачиваются в Британии на рубеже XVII-XVIII веков.

Известный французский писатель, автор повести "Пышка", романов "Милый друг", "Жизнь", Ги де Мопассан родился в 1850 году. Во время учебы он проявил себя как способный ученик, имеющий тягу к театральному искусству и литературе. Рядовым прошел франко-прусскую войну, работал чиновником в морском министерстве после того, как его семья разорилась.

Начинающий писатель сразу покорил общественность своей дебютной повестью "Пышка", в которой рассказал про полноватую проститутку по прозвищу Пышка, которая вместе с монахинями и представителями высших слоев общества выезжает из осажденного Руана во время войны 1870 года. Окружающие ее дамы поначалу относятся к девушке надменно, даже объединяются против, но когда у них кончается еда, охотно угощаются ее провизией, забыв про всякую неприязнь.

Главными темами творчества Мопассана стали Нормандия, Франко-прусская война, женщины (как правило, они становились жертвами насилия), собственный пессимизм. Со временем у него усиливается нервная болезнь, темы безысходности и депрессии все больше занимают его.

В России весьма популярен его роман "Милый друг", в котором автор рассказывает про авантюриста, которому удалось сделать блестящую карьеру. Примечательно, что герой не обладает никакими талантами, кроме природной красоты, благодаря которой покоряет всех окружающих дам. Он творит много подлостей, с которыми спокойно уживается, становясь одним из сильных мира сего.

Он родился в 1885 году в состоятельной семье евреев из Эльзаса, принявших католичество. Учился в Руанском лицее. Поначалу работал на суконной фабрике отца.

В годы Первой мировой войны был офицером связи и военным переводчиком. Первый успех к нему пришел в 1918 году, когда он опубликовал роман "Молчаливый полковник Брамбл".

Позже участвовал во французском Сопротивлении. Служил и во время Второй мировой. После того, как Франция капитулировала перед фашистскими войсками, уехал в США, в Америке он написал биографии генерала Эйзенхауэра, Вашингтона, Франклина, Шопена. Во Францию вернулся в 1946 году.

Помимо биографических произведений, Моруа славился как мастер психологического романа. Среди самых заметных книг этого жанра романы: "Семейный круг", "Превратности любви", "Мемуары", вышедшие в 1970 году.

Альбер Камю - известный французский писатель-публицист, которому было близко течение экзистенциализма. Камю родился в Алжире в 1913 году, который в то время был французской колонией. Отец погиб в Первую мировую, после этого с матерью жили в нищете.

В 30-е годы Камю изучал философию в Алжирском университете. Увлекся социалистическими идеями, даже был членом Французской коммунистической партии, пока его не исключили, заподозрив в "троцкизме".

В 1940 году Камю заканчивает свое первое знаменитое произведение - повесть "Посторонний", которая считается классической иллюстрацией идей экзистенциализма. Рассказ ведется от имени 30-летнего француза по имени Мерсо, который живет в колониальном Алжире. На страницах повести происходят три главных события его жизни - смерть матери, убийство местного жителя и последовавший за этим суд, время от времени он заводит отношения с девушкой.

В 1947 году выходит самый известный роман Камю под названием "Чума". Это книга во многом является аллегорией на недавно побежденную в Европе "коричневую чуму" - фашизм. При этом сам Камю признавался, что вложил в этот образ зло вообще, без которого невозможно представить бытие.

В 1957 году Нобелевский комитет присудил ему премию по литературе за произведения, высветившие значение человеческой совести.

Знаменитый французский писатель Жан-Поль Сартр, как и Камю, был приверженцем идей экзистенциализма. Кстати, ему также была присуждена Нобелевская премия (в 1964 году), но Сартр от нее отказался. Он родился в Париже в 1905 году.

Проявил себя не только в литературе, но и в публицистике. В 50-е годы, работая в журнале "Новые времена", поддерживал желание алжирского народа обрести независимость. Выступал за свободу самоопределения народов, против пыток и колониализма. Французские националисты неоднократно ему угрожали, дважды взрывали его квартиру, расположенную в центре столицы, неоднократно боевики захватывали редакцию журнала.

Сартр поддерживал Кубинскую революцию, принял участие в студенческих волнениях в 1968 году.

Его самое известное произведение - роман "Тошнота". Он написал его еще в 1938 году. Перед читателем оказывается дневник некоего Антуана Рокантена, который ведет его с одной-единственной целью - докопаться до самой сути. Его беспокоят происходящие с ним перемены, в которых герой никак не может разобраться. Тошнота, которая время от времени одолевает Антуана, становится главным символом романа.

Вскоре после Октябрьской революции появилось такое понятие, как русско-французские писатели. Большое количество отечественных литераторов были вынуждены эмигрировать, многие нашли приют именно во Франции. Французским называют писателя Гайто Газданова, родившегося в Петербурге в 1903 году.

Во время Гражданской войны в 1919 году Газданов присоединился к добровольческой армии Врангеля, хоть ему и было в то время всего 16 лет. Служил солдатом на бронепоезде. Когда белая армия была вынуждена отступать, оказался в Крыму, оттуда на пароходе уплыл в Константинополь. В Париже обосновался в 1923 году, там провел большую часть своей жизни.

Судьба его складывалась непросто. Он работал мойщиком паровозов, грузчиком в порту, слесарем на заводе "Ситроен", когда не мог найти никакой работы, ночевал на улице, жил, как клошар.

При этом четыре года отучился на историко-филологическом университете в знаменитом французском университете Сорбонна. Даже став известным писателем, долго не имел финансовой состоятельности, был вынужден по ночам подрабатывать таксистом.

В 1929 году он выпустил свой первый роман под названием "Вечер у Клэр". Роман условно разделен на две части. В первой рассказывается о событиях, происходивших с героем до встречи с Клэр. А вторая часть посвящена воспоминаниям времен Гражданской войны в России, роман во многом автобиографичен. Тематическими центрами произведения выступают смерть отца главного героя, обстановка, которая царит в кадетском корпусе, Клэр. Одним из центральных образов является бронепоезд, который служит символом постоянного отъезда, стремлением всегда познавать что-то новое.

Интересно, что критики разделяют романы Газданова на "французские" и "русские". По ним можно отслеживать формирование творческого самосознания автора. В "русских" романах сюжет, как правило, основан на авантюрной стратегии, проявляется опыт автора-"путешественника", множество личных впечатлений и событий. Автобиографичные произведения Газданова - самые искренние и откровенные.

От большинства своих современников Газданов отличается лаконизмом, отказом от традиционной и классической романной формы, часто у него нет завязки, кульминации, развязки, четко выстроенного сюжета. При этом его повествование максимально приближено к реальной жизни, он охватывает множество психологических, философских, социальных и духовных проблем. Чаще всего Газданова интересуют не сами события, а то, как они изменяют сознание его персонажей, он пытается по-разному толковать одни и те же жизненные проявления. Его самые известные романы: "История одного путешествия", "Полет", "Ночные дороги", "Призрак Александра Вольфа", "Возвращение Будды" (после успеха этого романа к нему пришла относительная финансовая независимость), "Пилигримы", "Пробуждение", "Эвелина и ее друзья", "Переворот", который так и не был закончен.

Не менее популярны рассказы французского писателя Газданова, которым он в полной мере может себя называть. Это "Господин грядущего", "Товарищ Брак", "Черные лебеди", "Общество восьмерки пик", "Ошибка", "Вечерний спутник", "Письмо Иванова", "Нищий", "Фонари", "Великий музыкант".

В 1970 году у писателя обнаружили рак легких. Он стойко переносил недуг, большинство его знакомых даже не подозревали, что Газданов болен. Мало кто из близких людей знал, как ему приходилось тяжело. Умер прозаик в Мюнхене, был похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа под французской столицей.

Немало популярных французских писателей среди современников. Пожалуй, самый известный среди ныне живущих - Фредерик Бегбедер. Он появился на свет в 1965 году под Парижем. Получил высшее образование в институте политических исследований, затем учился маркетингу и рекламе.

Начал работать в качестве копирайтера в крупном рекламном агентстве. Параллельно сотрудничал с журналами в качестве литературного критика. Когда его уволили из рекламного агентства, взялся за роман "99 франков", который принес ему мировой успех. Это яркая и откровенная сатира, обличавшая подноготную рекламного бизнеса.

Главный герой - сотрудник крупного рекламного агентства, отметим, что роман во многом автобиографичен. Он живет в роскоши, имея много денег, женщин, балуясь наркотиками. С ног на голову его жизнь переворачивается после двух событий, который заставляют главного героя по-другому взглянуть на окружающий мир. Это роман с самой красивой сотрудницей агентства по имени Софи и совещание в громадной молочной корпорации по поводу рекламного ролика, над которым он работает.

Главный герой решает взбунтоваться против системы, которая его же и породила. Он начинает саботировать свою собственную рекламную кампанию.

К тому времени Бегбедер уже выпустил две книги - "Воспоминания не образумившегося молодого человека" (название отсылает к роману Симоны де Бовуар "Мемуары благовоспитанной девицы"), сборник рассказов "Каникулы в коме" и роман "Любовь живет три года", впоследствии экранизированный, как и "99 франков". Причем в этом фильме Бегбедер сам выступил в роли режиссера.

Многие герои Бегбедера - сумасбродные прожигатели жизни, очень похожие на самого автора.

В 2002 году он выпустил роман "Окна в мир", написанный спустя ровно год после атаки террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Бегбедер пытается найти слова, которые способны выразить весь ужас надвигающейся реальности, которая оказывается страшнее самых невероятных голливудских фантазий.

В 2009 году он написал "Французский роман", автобиографическое повествование, в котором автора помещают в камеру предварительного заключения за употребления кокаина в общественном месте. Там он начинает вспоминать забытое детство, восстанавливая в памяти встречу своих родителей, их развод, свою жизнь со старшим братом. Между тем, арест продлевают, героя начинает обуревать страх, который заставляет его пересмотреть собственную жизнь и выйти из тюрьмы другим человеком, который вернул себе утраченное детство.

Одна из последних работ Бегбедера - роман "Уна и Сэлинджер", рассказывающий о любви знаменитого американского писателя, написавшего главную книгу тинэйджеров XX века "Над пропастью во ржи", и 15-летней дочерью знаменитого ирландского драматурга Уной О´Нил.

XIX век – «золотой» , классический. Один век, но не единое художественное направление: романтизм и реализм. Начался с Французской революции. Закончился Парижской коммуной в 1871 г. (ее героизм и трагедия – это уже героизм и трагедия ХХ века). Реализм формируется в 30 -40 годы. К этому времени общество уже предало забвению героическую пору якобинства, кровавую эпопею наполеоновских войн. Карманьолу сменил канкан, фригийский колпак – котелок негоцианта, расшитый галунами мундир – добротный сюртук нового завоевателя мира – рыцаря дебета и кредита. Открытое неприятие действительности – пафос литературы 19 века.

Синтез романтических и реалистических тенденций во французской культуре. Особое отношение к «искусству слога» как французская национальная традиция «Только то, что хорошо написано, доходит до потомков» (Бюффон, 1707 -1788) Романная форма – прозаически организованное общество (Гегель) Два основных стиля французской литературы: бальзаковский стендалевский

Оноре де Бальзак (1799 -1850) Один из самых великих писателей. «Великий романист, пишущий плохо» (П. Лато) «доктор социальных наук» (Бальзак). Очень разный – монархист, легитимист и – художник. Ровесник Пушкина (Каролина Сабанская- возлюбленная А. С. Пушика – блестящая авантюристка мирового масштаба – родная сестра Эвелины Ганской, на которой Бальзак женился за 3 месяца до своей смерти. Венчание в 1850 г. в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847 -1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне - село в Ружинском районе Житомирской области на Украине) Писателем становится в 30 лет (роман «Шуаны»). Луи_Август Биссон. Портрет Оноре де Бальзака, 1842 Формулирует идею посвятить всю жизнь одному грандиозному произведению. Он собирается охватить ВСЕ. Реализм Бальзака не активен к жизни, он не учит жизни, он анализирует жизнь, исследует ее. Бальзак говорит, что пишет историю человеческого сердца. Эта история у него социально и биологически крашена.

Бальзак – «сила природы… сила стихийная, не размышляющая. . . это бессознательный гений… художник, а не мыслитель (Борис Григорьевич Реизов). Воспринял основную идею романтиков – историзм. Видел в человеческой истории не только разнообразие эпох, но и общее единство человечества. В его романах не только быт и среда, но и возвышение характеров над историей. Деньги – религия нового времени. Конфликт века – человек против необходимости. Необходимость предстает в виде домохозяйки, квартирной платы, прачки, отсутствия денег. . Но деньги – не главное. Герой скорее борется с деньгами, чем становится их слугой. «Выгодой можно объяснить лишь низменные поступки» (Бальзак) Героя увлекает идея: благородная/безумная, мания, честолюбие, творческий пыл. Романы – войска, которые он бросает в бой в нужный момент. Творчество – это борьба с сюжетами, замыслами, техническими трудностями.

Человеческая комедия I. Этюды о нравах 1)Сцены частной жизни Предисловие Гобсек Отец Горио 2)Сцены провинциальной жизни Евгения Гранде Музей древностей Утраченные иллюзии 3)Сцены парижской жизни Блеск и нищета куртизанок 4)Сцены политической жизни 5)Сцены военной жизни Шуаны, или Бретань в 1799 году 6)Сцены сельской жизни Сельский врач Сельский священник II. Философские этюды III. Аналитические этюды (называю только некоторые романы, которые желательно прочитать)

«Человеческая комедия» 97 романов Нет последовательности, хронологического единства. Условный центр – «Отец Горио» (1834) Бальзаковский стиль: - подражание классификациям животных в трудах натуралистов - «научность» замысла -грандиозный характер обобщений -реалистический принцип типизации (типичный герой в типичных обстоятельствах; срав. – романтический принцип типизации: исключительный герой в исключительных обстоятельствах) -жанровые и тематические классификационные системы - «сквозные» герои - «тотальный детерминизм» -класс как единство -любое пространство как атмосфера -сначала вещный мир – потом человек, который этому миру соответствует -борьба за «чужое» сознание («авторская агрессия») «Существует нечто более интересное, чем египетские пирамиды – большой парижский дом» (Жюль Жанен, 1804 -1874)

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) 1783 -1842 выдающийся французский писатель (Штендаль - немецкий город, откуда происходил Винкельман, который «открыл» художественные сокровища Италии для европейской читающей публики). Трудная и долгая творческая биография – 30 лет ученичества. Участник итальянского похода Наполеона, военный интендант, видел Бородинское сражение, пожар Москвы После падения Наполеона уехал в Италию, знаком с вождями карбонариев, с Байроном. 1830 – французский консул в Италии. История человека, взращенного на культе Наполеона и оказавшегося на распутье послереволюционного периода Чувствует себя провинциалом (слабое знание орфографии, плохой почерк, небрежность и невнимание к мелочам) Похоронен Стендаль в Париже на кладбище Монмартр

Стиль и зрелость – привычка, возникающая сама собой. Задача всей жизни – быть похожим на самого себя в лучшие свои минуты «Мы искажаем нежнейшие чувства, когда пытаемся о них рассказывать» (Стендаль) Представление об искренности в литературе включает не только исповедь, но и умолчание «Роман – зеркало, прогуливающееся по дороге» (Стендаль) Стендалевский стиль: - «аналитический романтизм» -беспощадность психологического анализа - «вечная юность» героев -неприкосновенность «чистоты» героев -желание славы – один из самых мощных стимулов поведения -положительные качества современного человека – развитый интеллект и чувствительность -неистовые натуры - «бейлизм» «Эготизм» - любимое слово Стендаля, которым он определяет свой стиль Стендаля – «сознательная путаница» (Э. Золя) Романы «Красное и черное» 1830 «Пармская обитель» 1846

Гюстав Флобер (1821 -1880) выдающийся французский писатель, один из крупнейших европейских писателей XIX века. Теория «точного слова» . Учился на факультете права в Париже, вел богемную жизнь. В 1844 г. поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Ведет замкнутый образ жизни, стремится к самоизоляции. Вернулся в Париж в 1848 г. для участия в Революции. С 1848 по 1852 гг. много путешествует (Египет, Иерусалим, Константинополь, Италия). Встречался с И. С. Тургеневым. Романы: «Госпожа Бовари» (1856). Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали» . «Саламбо» (1862). Для его создания посетил Восток и Северную Африку. Исторический роман о восстании в Карфагене в 3 в. до н. э. «Воспитание чувств» (1869). О европейских событиях 1848 г. В романе описана первая влюбленность Флобера («молчаливая страсть» к Элизе Шлезингер, которую он пронес через всю жизнь) Поэтика Флобера: -принцип внеличного изображения (натурализм) -тема «воспитания чувств» - «письмо серым по серому» (Г. Флобер) - «умирание» автора; - «боваризм» . А. Муха. Саламбо

Эмиль Золя (1840 -1902) – выдающийся французский писатель, теоретик натурализма Двадцатитомная серия «Ругон. Маккары» - грандиозная «Естественная и социальная история одного семейства в эпоху Второй империи» . Стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Стиль Э. Золя: - «биологическое» и «общественное» -грандиозность подробностей -поэтика массовых сцен -магия мелочей -синэстетизм образов Э. Мане. Портрет Э. Золя. Могильный камень (кенотаф) на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой в 1908 г. в Пантеон Романы: Дамское счастье Чрево Парижа

Шарль Бодлер (1821 -1867) французский поэт и критик, классик французской и мировой литературы, последний европейский романтик, «человек, ощущающий себя бездной» (Ж. П. Сарт) «король поэтов, настоящий Бог» (А. Рембо). Отец был художником, с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, но когда Бодлеру было 6 лет, отец умер, а мать вышла замуж. В качестве наказания за непослушание - путешествие в Индию, чтобы он «избавился от дурного влияния» круга богемы Латинского квартала, но Бодлер вернулся обратно. Участвовал в баррикадных боях февраля, сотрудничал в республиканской прессе, сражался на баррикадах в июне 1848 г. Посещал «Клуб гашишистов» и описал воздействие гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли. Считал своим «духовным братом» Эдгара По, переводил его произведения. Бодлер похоронен на кладбище Монпарнас в одной могиле с матерью и отчимом. Позже на трансверсальном проспекте кладбища был установлен кенотаф: на простой плите прямо на земле положена завернутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружен. . . Сатана. Поэтика: -дендизм -богемность. -эстетизация зла. -роскошь разложения и смерти. Сборники стихотворений: Цветы зла Парижский сплин

Ш. БОДЛЕР. Падаль (Перевод Вильгельма Вениаминовича Левика, 1907 -1982) Вы помните ли то, что видели мы летом? Мой ангел, помните ли вы Ту лошадь дохлую под ярким белым светом, Среди рыжеющей травы? Полуистлевшая, она, раскинув ноги, Подобно девке площадной, Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги, Зловонный выделяя гной. И солнце эту гниль палило с небосвода, Чтобы останки сжечь дотла, Чтоб слитое в одном великая Природа Разъединенным приняла. И в небо щерились уже куски скелета, Большим подобные цветам. От смрада на лугу, в душистом зное лета, Едва не стало дурно вам. Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи Над мерзкой грудою вились, И черви ползали и копошились в брюхе, Как черная густая слизь. Все это двигалось, вздымалось и блестело, Как будто, вдруг оживлено, Росло и множилось чудовищное тело, Дыханья смутного полно. И этот мир струил таинственные звуки, Как ветер, как бегущий вал, Как будто сеятель, подъемля плавно руки, Над нивой зерна развевал. То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий, Как первый очерк, как пятно, Где взор художника провидит стан богини, Готовый лечь на полотно. Из-за куста на нас, худая, вся в коросте, Косила сука злой зрачок, И выжидала миг, чтоб отхватить от кости И лакомый сожрать кусок. Но вспомните: и вы, заразу источая, Вы трупом ляжете гнилым, Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, Вы, лучезарный серафим. И вас, красавица, и вас коснется тленье, И вы сгниете до костей, Одетая в цветы под скорбные моленья, Добыча гробовых гостей. Скажите же червям, когда начнут, целуя, Вас пожирать во тьме сырой, Что тленной красоты - навеки сберегу я И форму, и бессмертный строй.

Фото 1855 г. Проспер Мериме (1803 -1870) французский писатель, переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы, главный инспектор исторических монументов, член Французской академии, сенатор Второй империи, популяризатор и переводчик русской литературы. Мистификации: -несколько драматических пьес под заглавием «Театр Клары Гасуль» (якобы автор – неизвестная испанская актриса странствующего театра; - «Гусли» (Guzla), сборник народных (якобы) песен. Поэтика: - «музей страстей человеческих» -драматические страсти – сухим и сдержанным языком -как правило, рассказчик – рациональный наблюдатель-иностранец -эмоции первобытных народов противопоставлены малокровию цивилизованной Европы («Энергия, хотя бы и в дурных страстях, всегда вызывает у нас удивление и какое-то невольное восхищение») Новеллы Кармен Матео Фальконе Локис Этрусская ваза Письма к незнакомке (но желательно все…)

Ромен Роллан (1866 -1944) - французский писатель, общественный деятель, учёныймузыковед, иностранный почётный член АН СССР (1932), лауреат Нобелевской премии по литературе (1915) «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине» Активный участник европейских пацифистских организаций. Переписывался со Л. Н. Толстым, приветствовал Февральскую революцию, одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 г. Общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, встречался со Сталиным (1935). Книги о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903) «Жизнь Микеланджело» (1907) «Жизнь Толстого» (1911). Романы «Жан-Кристоф» (1904 -1912) «Кола Брюньон» (1914 -1918) «Очарованная душа» (1923)

СИМВОЛИЗМ – одно из крупнейших культурных явлений конца 19 -начала 20 вв. Символизм формируется в западноевропейской культуре 60 -70 -х годов 19 в. Франция: Рембо, Верлен Бельгия: Метерлинк Австрия: Рильке Англия: Уайльд Норвегия: Ибсен. Сознательное отречение от конкретного историзма, от современности. «Перекодировка» идей, образов, сюжетов в универсальные «мифологемы» . Тенденция символизма отталкиваться от культуры прошлого, а не ощущать себя её преемником. Значимость для эстетической системы символизма того, чему в прошлой культуре он противостоит: натурализму (Франция) бытописательству (Англия) реалистическому жизнеподобию (Россия). Французский символизм: -обращение к интеллектуально-философскому дискурсу мира; -интерпретация любого явления как вечного: в духе «эмблематики» , «ключей тайн» , «словесной магии» -поэтизация внутреннего мира -личностное начало и культ «я»

ПОЭЗИЯ Поль Верлен (1844 -1896) французский поэт, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма. -лирическое «самораспятие» «скользящая неназойливость» письма (С. И. Великовский); -грустная задумчивость и томительная сумрачность стиля -стирание грани между зыбким, как бы струящимся внешним миром и внутренним переживанием. Проклятые поэты» (1883) - название цикла статей, посвящённых его отверженным и непризнанным друзьям Тристану Корбьеру, Артюру Рембо и Стефану Малларме. ТОСКА Меня не веселит ничто в тебе, Природа: Ни хлебные поля, ни отзвук золотой Пастушеских рогов, ни утренней порой Заря, ни красота печального захода. Смешно искусство мне, и Человек, и ода, И песенка, и храм, и башни вековой Стремленье гордое в небесный свод пустой. Что мне добро и зло, и рабство, и свобода! Не верю в Бога я, не обольщаюсь вновь Наукою, а древняя ирония. Любовь, Давно бегу ее в презренье молчаливом.

Жан Ипустеги. По заказу президента Франсуа Миттерана скульптурная композиция - «Путник в башмаках, взлетевших кверху» . Установлена в 1985 г. перед старым зданием Национальной библиотеки Франции в Париже. Название перефразирует прозвище, которое Поль Верлен дал Артюру Рембо - «Путник в башмаках, подбитых ветром» . Артюр Рембо (1854 -1891) – великий французский поэт Поэт, скрепивший два столетия поэзии. Участвует в восстании Парижской коммуны. Много путешествует по свету. В Африке (в основном в Египте и Эфиопии), в Йемене занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами, оружием и людьми. В феврале 1891 г. вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. Похоронен в Шарлевиле. Поэтика: поэтика разрушения; лирическая интенсивность; . «пугающая» фрагментарная метафоричность; оттеснение прекрасного на периферию творческой системы, доминанта безобразного; смелость и безжалостность картин «грубого быта» Фильм Агнешки Холланд «Полное затмение» (1995), по одноимённой пьесе Кристофера Хэмптона (1967), Рембо Леонардо Ди Каприо.

Гласные A - черный, белый - Е, И - красный, У зеленый, О - синий. . . Гласные, рождений ваших даты Еще открою я. . . А - черный и мохнатый Корсет жужжащих мух над грудою зловонной. Е - белизна шатров и в хлопьях снежной ваты Вершина, дрожь цветка, сверкание короны; И - пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный Иль опьяненный покаяньем в час расплаты. У - цикл, морской прибой с его зеленым соком, Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком Алхимией запечатлен в тиши ночей. О - первозданный Горн, пронзительный и странный. Безмолвье, где миры, и ангелы, и стран - Омега, синий луч и свет Ее Очей. Предчувствие Глухими тропами, среди густой травы, Уйду бродить я голубыми вечерами; Коснется ветер непокрытой головы, И свежесть чувствовать я буду под ногами. Мне бесконечная любовь наполнит грудь. Но буду я молчать и все слова забуду. Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь! И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.

Стефан Малларме (1842 -1898) - французский поэт, был в группе «Парнас» (группа французских поэтов, объединившихся вокруг Теофиля Готье и противопоставивших своё творчество поэзии и поэтике устаревшего, с их точки зрения, романтизма) глава символистской школы. Отнесен Полем Верленом к числу «прóклятых поэтов» . Поэтика: задача «рисовать не вещь, но производимый ею эффект» и писать стихотворения, которые будут состоять «не из слов, а из намерений» (С. Малларме); музыкальность и таинственность; «вещий» характер экспериментов

Литература «потока сознания» Термин принадлежит американскому философу Уильяму Джеймсу: «сознание – это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друга и причудливо, нелогично переплетаются («Основания психологии» , 1890). «Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей. Марсель Пруст (1871 -1922) - великий французский писатель, новеллист и критик, «отец» европейского модернизма. «В поисках утраченного времени» - роман в семи частях, один из самых значительных произведений мировой литературы XX века. 1913 По направлению к Свану 1919 Под сенью девушек в цвету 1920 -1921 У Германтов 1921 -1922 Содом и Гоморра 1923 Пленница 1927 Беглянка 1927 Обретённое время В 1999 опрос с целью выявить 50 лучших произведений XX в. : 1 место Посторонний» А. Камю 2 место «В поисках утраченного времени» Поэтика: роман как «кинематограф воспоминаний» (А. В. Луначарский).

Французский сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920 -х во Франции. Рождение термина: в 1917 г. Гийом Аполлинер впервые употребил термин «сюрреализм» в манифесте «Новый дух» , написанном к балету «Парад» (совместная работа композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина) Идеолог сюрреализма - писатель и поэт Андре Бретон (1896 -1966). Манифест Анри Бретона (1924) Основное понятие «сюрреальность» - совмещение сна и реальности. принцип «чистого психического автоматизма» «бескорыстная игра мысли» . Поэтика: Использование аллюзий парадоксальные сочетания пафос тотального протеста «любовь – красота – бунт» «поэтико-терапевтический метод» -принцип коллажа - «новая мифология» -концепция «чёрного юмора» игровое начало. Жанр манифеста – характерное авангардистской культуры. явление

Гийом Аполлинер (поляк Вильгельм Альберт Владимир Александр - французский поэт, один из основоположников французской поэзии 20 в. , создатель термина «сюрреализм» . Поэтика: -влияние Ф. Вийона; -соединение городской темы с интимнолирическими мотивами; -афористичность поэтических высказываний; -напряжённость ритма; -ассоциативность мышления; -отсутствие пунктуации; -сближение поэзии и графики. Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 1880 -1918) Анри Руссо «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) в шаржированном духе изображены Г. Аполлинер и его возлюбленная М. Лорансен

Поль Элюар (1895 -1952) – один из самых значительных французских поэтов 20 в. , один из руководителей группы французских сюрреалистов. С. Дали «Портрет Поля Элюара»: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз» (слова С. Дали в связи с тем, что жена Элюара Гала ушла к Дали). Поэтика: суггестивность поэтического языка; обилие повторов; широкий диапазон чувств, представлений, образов. Сердце на дереве, хочешь - сорви его с ветки, Улыбка и смех, смех и безмерная нежность. Побежденный, ты - победитель, ясноликий и чистый, как ангел, Вместе с деревьями ты устремляешься в небо. Красавица плачет вдали, она бы хотела бороться, Но, распростертая возле холма, подняться не в силах, И какое бы ни было небо над ней - прозрачное, хмурое, Ее увидав, не влюбиться в нее невозможно. Дни, точно пальцы, лениво фаланги согнули, Цветы увядают, с дождями колосья в разлуке. Инея ждет раскаленное тело июля. Взглянуть глазами покойника. Расписать белизну фарфора. Музыка, голые белые руки. Ветры сливаются с птицами - небо изменится скоро.

Экзистенциализм – одна из самых жизнеспособных философий. Истоки экзистенциализма – философия С. Кьеркегора Провозглашение абсолютной уникальности человеческого бытия; Идея неприменимости научного метода в самопознании Категориальный аппарат экзистенциализма: жизнь, смерть, страх, боль, любовь, «выбор» , «потустороннее бытие» «существование в мире» «заброшенность» .

Жан-Поль Сартр (1905 -1980) – один из самых значительных Антанас Суткус (Литва). Сартр представителей культуры 20 в. , «властитель дум» , лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался) член Всемирного Совета Мира (1953). В 1945 г. отказался от ордена Почетного легиона. Участник и символ революции во Франции 1968 г. (бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь только одного Сартра). Шарль де Голль: «во Франции Вольтеров не сажают» За гробом шло 50 тыс. человек Поэтика: углубление самоанализа героев; «исчезновение» рассказчика; «театр ситуаций» . Тошнота 1938 Слова 1964 Альбер Камю (1913 -1960)– литературный кумир европейской интеллигенции, одна из самых обаятельных фигур в культуре 20 в. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 г. , «совесть Запада» . Поэтика: идеи абсурдности мира; обращение к творчеству Ф. М. Достоевского; притчевый характер творчества; «гипнотизм» «Эссе об абсурде» . Чума 1947 Посторонний 1942 Миф о Сизифе 1942 Бунтующий человек 1951

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оренбургский государственный университет,

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Ильина Л.Е. к. пед. н.,

Аннотация

В статье рассматриваются особенности стиля французских писателей XIX века, указывается, что в XIX столетии произошел ряд социально-экономических преобразований, изменилось отношение к роману как к литературному жанру.

Ключевые слова: французская литература, реализм, роман

The article discusses the characteristics of the style of the French writers of the XIX century, it states that in the XIX century, there were a number of socio-economic transformation, changed their attitude to the novel as a literary genre.

Key words: French literature, realism, romance

французский литература роман мировоззрение

XIX век во многом стал переломным в развитии французской литературы. Во-первых, повысился уровень грамотности населения в целом, широким массам стали доступны литературные произведения. Во-вторых, произошел ряд социально-экономических потрясений в жизни страны, которые повлияли на мировоззрение писателей и характер литературы XIX века в целом.

Произведения XIX века носят не поучающий характер, а апеллируют к сознанию человека, стимулируют его к личностному и духовному росту.

После событий Французской революции писатели стали обращаться к широким массам, искусство стало более демократичным, герои и самые яркие типажи были выходцами из народа, произведения стали более жизненными, но при этом воспевали высокие ценности и духовность, которая должна быть присуща каждому .

Большое влияние на французскую литературу XIX века оказало творчество Р. Шатобриана; который в своих произведениях равное значение придавал и содержанию и форме повествования, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях.

Все эти тенденции широко внедряли представители романтизма во главе с В. Гюго, он первым воспел народных героев (Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери», бывший каторжник Жан Вальжан из «Отверженных» и т.д.). Новаторство Гюго заключается еще и в том, что для более полного раскрытия характера героев, он ввел в литературное произведение просторечные выражения как: «trotter sur sa mule» -«трусить на муле»; «nous battrons ton laquais» - «мы вздуем твоего слугу»;

«la caduque figure» - «помятая рожа»; « jette-le-lui par la figure» - «запусти-ка ему в рожу»; «Tu m"as fait un passe-droit!» - «Ты меня надул!»;

«Au diable la chanoinerie!» - «К черту чернецов!»; «Peste de la petite fille sotte et bouchйe!» - «Черт бы побрал эту дурищу!» Благодаря Гюго литература перестала быть ориентированной исключительно на аристократию.

В XIX столетии меняется отношению к такому жанру литературы, как роман. Особенно популярным становится исторический роман, когда жизнь и характер героя раскрываются на фоне важнейших исторических событий. И если персонажи и их история зачастую вымышлены, то исторический фон всегда достоверен. Роман становится более серьезным, он побуждает к размышлениям о развитии человечества, о тех социально-политических событиях, которые происходили во французском обществе.

Социально-бытовой роман послужил основой для развития другого литературного направления - реализма. Писатели-реалисты стремились показать жизнь такой, какой она есть, не идеализируя своих героев, а наоборот, уличая их недостатки, с целью искоренения общественных пороков. В некоторых случаях представителей французского реализма даже упрекали в несколько предвзятом отношении к простому человеку и его слабостям, призывая их избавить свои произведения от чрезмерной мрачности .

В своих произведениях М.-А. Стендаль противопоставлял два человеческих типа: «французский» и «итальянский», писатель связывал их со своим собственным происхождением. У Стендаля отсутствует французское изящество в отличие от его выдающихся современников.

Стиль Стендаля мене живописен, чем у Бальзака или Гюго, но каждая деталь служит общей мысли. Стендаль владел деловой и точной лексикой, отчетливостью синтаксического строя, раскрытием противоречий внутри фразы, в размышлениях героев, в движении сюжета, точностью светотени.

П. Мериме - одни из великих французских реалистов XIX века. Он осмеивал склонность романтиков выдвигать на первый план выдающиеся исторические личности, детально описывать их поведение, строить догадки относительно глубокомысленных изречений, высказываемых ими в решающие исторические минуты. Он считал, что это ведет к фальши и нагромождению домыслов. Мериме в «Хронике времен Карла IX» создавал прозаический стиль, в какой-то степени похожий на пушкинский . У Мериме выслеживается сжатость повествования, членение фразы с тонким юмором сопоставлений: Ценность стиля Мериме не в эффектных сравнениях или метафорах, а в действенном употреблении обыденной лексики: «Les bouteilles, dйjа vigoureusement attaquйes» - «бутылки, уже подвергшиеся мощной атаке», «si cette bouteille l"avait attrapй» - «если бы эта бутылка его поймала».

Особого внимания в XIX столетии уделялось литературным произведениям, рассчитанным на самых юных читателей. В это время появляются замечательные приключенческие романы для детей, лишенные излишнего дидактизма, но в интересной форме рассказывающие о жизни в целом, о необычных явлениях, далеких странах, опасных путешествиях и т.д. В них затрагивались серьезные мировоззренческие вопросы, и зачастую такие произведения представляли интерес даже для взрослых.

Такими были романы Ж. Верна, некоторые произведения Виктора Гюго.

Ж. Верн является знаменитым автором приключенческих книг о путешествиях, неизвестных островах, о поисках новых земель и новых технологий. Герои Ж. Верна всегда в пути, они создают быстроходные машины, подводные и воздушные корабли. Опираясь на искания научной мысли, он изображал желаемое как уже существующее. Писатель использовал такие беллетристические приемы, например, как пари Жака Паганеля и майора Мак-Наббоса в романе «Дети капитана Гранта», когда ему нужно ввести отступления на научную или историческую тему.

О. де Бальзак исследовал человеческую натуру, психологию общества, быт и культуру. Излюбленная тема Бальзака - яростная борьба одаренных людей, пробивающих себе дорогу в высшем обществе. Чистый юноша, попавший в большой город и делающий карьеру ценой своей нравственной гибели, вот излюбленный образ Бальзака. Таков Растиньяк («Отец Горио»), таков Люсьен Шардон («Утраченные иллюзии»).

Реализм Бальзака вводит читателя в реальную жизнь. Бальзак улавливает и воссоздает оттенки речи людей своего времени, воспроизводя в их словоупотреблении их мироощущение и собирательную личность.

Интонация в романе Бальзака имеет особенное значение, он любит изображать свет, пробивающийся в гущу мрака: это усиливает выразительность мира вещей. Любая сцена у Бальзака наполнена оттенками интонаций, жестов, противоречащих словам, непринужденных и искусственных в одно и то же время. Смех, раздающийся из соседней комнаты, бывает содержательнее разговора . В языке героев Бальзака, помимо индивидуальной характерности, постоянно звучат живые, образно сопоставленные авторские формулы -- законы современной ему жизни.

Новаторские настроения существовали и в поэзии. Появилась «новая поэзия», которая свободный стих предпочла привычному александрийскому. Зародилась новая школа - символистская, характеризующаяся сложными сюжетными линиями, многогранными, несколько завуалированными образами. При этом произведения символистов совершенно неотделимы от реальной жизни, и лишь стремятся выразить ее с помощью подсознания.

Таким образом, отличительной особенностью французской литературы XIX века является ее языковое своеобразие. Язык писателей-реалистов приближен к разговорному языку, использует диалектизмы и жаргонизмы, упрощает синтаксис. Говоря о языковом своеобразии литературного произведения, необходимо отметить, что в основе их основе лежит нормативная и ненормативная окраска языка. Эмоциональная и социально-жанровая окраска являются самостоятельными компонентами стилистического значения слова.

Использованные источники

1. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме - романист и новеллист // О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века. - М., 1990. - С. 262-284.

2. Ковалева, Т.В. Французская литература конца ХІХ - начала ХХ века / Т. В. Ковалева и др. // История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века) Минск: Завигар, 1997. - 114 с.

3. Чичерин, А.В. Идеи и стиль: о природе поэтического слова.- М: Советский писатель, 1968. - 299 с.

4. Pichois C. Histoire de la littйrature franзaise/ C. Pichois. - Paris: Flammarion, 2000. - 250 p/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Основа философского учения. Экзистенциализм в литературе. Основные особенности экзистенциализма как философско-литературного направления. Биография и творчество французских писателей Жана Поля Сартра и Альбера Камю. Взаимовлияние литературы и философии.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Путь Оноре де Бальзака к художественной литературе как величайшего реалиста. Анализ творчества французских писателей, сделанный романистом в этюде "О Бейле". Классификация французской литературы на основе идейного, образного и эклектического восприятия.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Русская литература XVIII века. Освобождение русской литературы от религиозной идеологии. Феофан Прокопович, Антиох Кантемир. Классицизм в русской литературе. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А. Сумароков. Нравственные изыскания писателей XVIII века.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Краткая биография наиболее выдающихся поэтов и писателей XIX века - Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Высокие достижения русской культуры и литературы XIX века.

    презентация , добавлен 09.04.2013

    Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Общий анализ современного состояния литературы Приднестровской Молдавской Республики, написанной на русском языке. Сравнительный анализ творчества приднестровских писателей и поэтов. Фантастическая проза Виталия Пищенко на примере повести "Замок Ужаса".

    дипломная работа , добавлен 04.02.2013

    Культурные контакты Англии и России в XIX–XX веках. Образ России в произведениях У. Шекспира, К. Марло, Дж. Горсея. Тематика, жанровое и художественное своеобразие путевых заметок писателей. Анализ творчества Л. Кэрролла, сущность творчества С. Моэма.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2012

    Специфика русской критики, её место в процессе развития литературы ХХ века. Наследие И.А. Ильина как критика: систематизация, круг рассматриваемых проблем. Интерпретация гегелевской философии. Оценка творчества поэтов и писателей - современников критика.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

  1. 1. Литературные направления и французские писатели XIX века 
  2. 2. Романтизм Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской ́ культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научнотехнический прогресс; идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления противоположного классицизму и Просвещению. 
  3. 3. François-René, vicomte de Chateaubriand Франсуа Рене де Шатобриан (4 сентября 1768, Сен-Мало - 4 июля 1848, Париж) - французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе. Основные произведения: «Аталла, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и трактат «Гений христианства» (1802).
  4. 4. Anne-Louise Germaine baronne de Staël-Holstein Анна-Луиза Жермена де Сталь (баронесса де СтальГольштейн; известная просто как мадам де Сталь (фр. Madame de Staël, 1766-1817) - знаменитая французская писательница, дочь видного государственного деятеля Жака Неккера. Основные произведения: Сталь Ж. Коринна, или Италия. М., 1969 Сталь Ж. О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями. М., 1989
  5. 5. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine Альфонс де Ламартин (21 октября 1790, Макон - 28 февраля 1869, Париж) - французский писатель и политический деятель. Человеческие таланты способны дремать в неведении до тех пор, пока судьба не вынудит их обладателя действовать. Основные произведения: Сборники стихов: «Méditations», имевший сразу громадный успех; за ним последовали «Nouvelles Méditations» (1823), «Harmonies» (1835), «Jocelyn» (1835), «Chute d’un Ange» (1838), «Recueillements poétiques» (1839).
  6. 6. Victor Marie Hugo Виктор Мари́ Гюго́ 26 ́ февраля 1802,Безансон - 22 мая 1885, Париж) - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841). Поэт, драматург, публицист, эссеист Основные произведения: Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829). Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). Отверженные (Les Misérables, 1862). Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866). Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
  7. 7. Alfred Victor de Vigny Альфред Виктор де Виньи́ ́ ́ (27 марта 1797, Лош, департамент Эндр и Луара, - 17 сентября 1863, Париж) - граф, французс кий писатель. Крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма. Поэт, переводчик Шекспира на французский язык Основные произведения: Граф Сен-Марс, или заговор при Людовике XIII, 1829 Стелло или Голубые бесы. Повести, рассказанные больному чёрным доктором, 1835 Смерть волка, 1886
  8. 8. Prosper Mérimée Проспер Мериме́ ́ (28 сентября 1803, Париж - 23 сентября 1870, Канны) - французский писатель, член Французской академии. Основные произведения: Драма «Кромвель» Исторический роман «Хроника времён Карла IX» (Chronique du temps de Charles IX) Новелла «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone). Повесть «Этрусская ваза» (Le Vase Etrusque) Новелла «Кармен»
  9. 9. George Sand, настоящее имя Amandine Aurore Lucile Dupin Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен; 1804-1876) - французская писательница. Основные произведения: Индиана (Indiana, 1832) Консуэло (Consuelo, 1843) Графиня Рудольштадт (La Comtesse de Rudolstadt, 1843)
  10. 10. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal ; Стендаль (настоящее имя и ́ фамилия Мари-Анри Бейль; 23 января 1783, Гренобль - 23 марта 1842, Париж) - французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX века. Основные произведения: «Красное и чёрное» («Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830 «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846)
  11. 11. Критический реализм   Критический реализм - художественный метод ́ ́ и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Публикации по теме