Ныряние грудничков. Учим грудничка плавать и нырять: как и когда начинать занятия с новорожденными дома в ванне

Инструкция

Новорожденный малыш умеет превосходно и задерживать дыхание на рефлекторном уровне. Но спустя два- этот навык утрачивается. Поэтому его необходимо восстанавливать и развивать. А чтобы малыш не испугался, старайтесь сделать водные процедуры интересными.

Учить плавать и нырять малыша следует только после окончательного заживления пупка. Как правило, этот период занимает две-три недели.

Перед подготовкой малыша к водным процедурам разогрейте его, сделав массаж и выполнив с ним небольшую гимнастику. Детям до трех достаточно легких поглаживаний, малышам постарше можно добавить . Массаж выполняется по всему телу. Для этого слегка погладьте и разотрите ребенку грудку, животик, межреберные мышцы. Область сосков и сердца не затрагивайте!

Движения во время массажа должны быть безотрывными. Погладьте по часовой стрелке животик: такие упражнения благоприятно сказываются на работе кишечника. Слегка помассируйте ручки и ножки. Через пять-семь минут можете переходить к водным занятиям.

Перед нырянием необходимо научить малыша задерживать дыхание. До трех месяцев, пока еще рефлекс не утратился, это несложно. Слегка подуйте ребенку на личико. Как правило, при этом малыши сами задерживают дыхание. Ребенок должен понять смысл слова «ныряем». Поэтому после выполнения нескольких «восьмерок» (это одно из первых уже имеющихся умений ) во в ванне произнесите: «Ныряем!» и дуньте на малыша. Повторите такое упражнение два-три раза.

Когда малыш усвоит, что после слова «ныряем» нужно задерживать дыхание, начните слегка сбрызгивать и умывать малыша водой. Если вы видите, что ребенку подобные процедуры не нравятся, не настаивайте, отложите их на время. А позже повторите.

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Каждая мамочка хочет, чтобы ее малыш был здоровым и гармонично развитым, она заботливо ищет занятия по возрасту для крохи. Примерно с десятого дня жизни вы можете самостоятельно учить грудничка плавать и нырять в ванной. Обучение плаванию - важный этап в жизни многих современных семей. Буквально с рождения детки умеют рефлекторно задерживать дыхание. Это обусловлено тем, что 9 месяцев в утробе мамы малыш находится в водной среде – околоплодной жидкости. После трех месяцев жизни ребенок забывает это умение, и обучение плаванию происходит сложнее. Это может подтвердить любой педиатр.

Обучение плаванию: зачем оно нужно?

Обучение плаванию и нырянию положительно влияет на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы организма малыша. Регулярные занятия способствуют хорошей осанке, развивают мышечный корсет без причинения ущерба суставам и излишней нагрузки на позвоночник. При нырянии вода попадает в гайморовы пазухи, что является эффективной профилактикой насморка. Итак, обучение плаванию способствует повышению иммунитета, улучшению сна и аппетита. К тому же благодаря водному массажу повышается упругость кожи, мышечный тонус нормализуется. Это лишь некоторые плюсы грудничкового плавания.

Перед тем, как решите научить грудничка плавать в ванной, необходимо проконсультироваться с врачом. Существуют заболевания, при которых занятия в воде запрещены.

Обучение плаванию (а именно знакомство с водой) следует начинать во взрослой ванне, чтобы ничего не стесняло движений малыша. Попросите папу или бабушку помочь вам. Купаться можно не ранее, чем через час после еды, когда ваш карапуз сыт и спокоен.

Итак, смотрите «Как научить плавать грудничка в ванной» (видео):


Как научить плавать грудничка в ванной - советы от опытной мамы Евгении

Когда мы говорим про обучение плаванию и нырянию, следует выделить несколько ключевых моментов:

  • Предварительно нужно подготовить теплую воду (около 37 градусов). Со временем ее можно постепенно снижать на 1 градус и довести до 25.
  • Малыша следует окунать очень осторожно. Опускать в воду ребенка нужно в вертикальном положении и очень плавно .
  • Каждое движение мамы обязательно должно быть уверенным и спокойным. Важно контролировать свои эмоции, если мама испытывает страх, малыш тоже начнет волноваться и может закапризничать. Тогда процедуру придется прекратить.
  • Когда малышастик начнет активничать, расслабится, переверните его на животик. Вы можете держать ребенка за корпус двумя руками либо одной рукой придерживать за подбородок, а другой за затылок, он может лежать на вашей руке грудью. Выбирайте наиболее комфортное положение для вас обоих.
  • После того, как карапуз освоится, попробует совершать плавательные движения ручками и ножками, можно переходить к задержке дыхания и нырянию. Пусть ваш помощник (папа или бабушка) скажет: «Ныряй». И сразу же аккуратно подует ребеночку в лицо, в этот момент малыш рефлекторно задержит дыхание. Далее нужно полить ему на головку немного водички, например, из пластмассового стаканчика. На своем опыте я знаю, что поначалу даже просто купать такое крохотное существо очень страшно, поэтому к нырянию следует переходить лишь тогда, когда вы сами к этому морально подготовились. Замените стаканчик погружением малыша в воду на 2-3 секунды. Постепенно увеличивайте время, проведенное под водой.
  • Не забывайте давать малышу отдых. Обучение плаванию - это наслаждение, а не марафон по выживанию. Давайте ребеночку расслабиться, поплавать на спинке. Положите одну руку крохе под головку, а второй придерживайте его за подбородок.
  • Если ребенок явно выражает свое недовольство, плачет и пытается перевернуться, конечно, стоит прекратить обучение плаванию.

Постарайтесь как можно скорее начинать нырять, пока малыш еще помнит этот навык. Очень часто мамочки, переживая за свое чадо, лишают его возможности идти вперед в своем развитии. Не стоит волноваться, если ребенок случайно нахлебался воды. Обучение плаванию предполагает такой момент. Это происходит довольно часто. Поэтому спокойно, без паники. Вода не причинит вашей крохе вреда.

И еще: когда решите научить плавать грудничка в ванной, помните, что в данном деле очень важно не забывать хвалить кроху за каждый даже самый маленький успех! Ваша поддержка даст ему дополнительный стимул.

Вот вы и знаете, как научить грудничка плавать в ванной. Дерзайте! Как показывает опыт смелых мам, обучение плаванию обязательно дает шикарные результаты.

Когда ребенку исполнится 2 месяца, начните посещать бассейн для грудничков, где под руководством опытного тренера вы достигнете отличных результатов!

Хотите видеть своего ребеночка счастливым? Дарите ему самые прекрасные моменты! Смотрите, как груднички научились плавать в бассейне:

А что вы думаете по поводу обучения плаванию детей? Делитесь мнениями и опытом.

Педиатры советуют заниматься нырянием с грудничками не позже 3-недельного возраста, сразу же после того, как затянется пупочная ранка. С самого появления на свет малыши уже умеют задерживать дыхание под водой, пытаются держаться на плаву, инстинктивно перебирают ручками и ножками. Это объясняется тем, что в утробе мамы кроха находился в жидкой среде. Малышу будет приятно вновь оказаться в знакомом мире и ощутить привычные чувства и эмоции. Поэтому начинать заниматься с крохой нужно вовремя. Иначе, если дотянуть до 3-4 месяцев, эти инстинкты ослабнут, и учить ребенка придется уже намного дольше.

Естественно, матери ребенка будет приятно, если он обучится хорошо держаться на воде в раннем возрасте. Однако упражнения с крохой необходимо проводить не для обучения плаванию, а в первую очередь с целью извлечения пользы для младенца. Самый простой и эффективный метод – занятия с детьми в домашней ванной. Впоследствии, когда ребенок начнет сам вставать на ножки, можно записаться в бассейн и продолжить занятия там. Обычно это происходит после достижения 6-месячного возраста. Если нет возможности посещать бассейн, беспокоиться не стоит – доказано, что и упражнения в ванной приносят карапузам незаменимый эффект:

  1. Установлена эффективность плавания при гипертонусе у младенцев. Благодаря регулярным тренировкам мускулатура малыша укрепляется, пальчики постепенно расслабляются, ножки и ручки распрямляются.
  2. Водные процедуры очень полезны для закаливания организма младенца. Плескание в прохладной воде способствует укреплению иммунитета, повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям.
  3. Систематические тренировки в ванной и бассейне оказывают благоприятное влияние на формирование осанки ребенка, укрепляют позвоночник.
  4. Домашние занятия полезны для поддержания оптимального уровня гемоглобина в крови. Это связано с повышенной выработкой эритроцитов во время задержки дыхания.
  5. Занятия в воде улучшают ритм сердца крохи, нормализуют артериальное давление, укрепляют кровеносную систему и легкие.
  6. Ныряние, за счет попадания в носик малютки потока воды, содействует вымыванию бактерий и пыли со слизистой, очищает дыхательные пути, понижает вероятность насморка. К тому же занятия нырянием с грудничком благоприятствуют развитию головного мозга карапуза.
  7. Известно, что юные пловцы намного раньше сверстников начинают ходить, сидеть, ползать.
  8. Те детишки, которых учили плавать в младенческом периоде, в будущем не испытывают боязни воды и дальше с удовольствием занимаются в бассейне.

Есть еще одна деталь, значительная для родителей.

Все дети после плескания в водичке утомляются и легко засыпают, а потом умиротворенно спят всю ночь. Наверное, об этом мечтает каждая мама!

Правила плавания в домашней ванной

Обучить карапуза нырять в домашних условиях совсем несложно. Тем не менее нужно воспользоваться некоторыми важными рекомендациями:

  1. Необходимо начинать купание не позже определенного возраста. Как известно, первый раз это 3-4 недели отроду. За это время малыш адаптируется к окружающей среде, окрепнет, наберет вес.
  2. Важный этап – подготовка ванной комнаты. Перед тем как купать кроху, ванну надо вымыть с хозяйственным мылом и содой, сполоснуть кипятком. Следует осторожно пользоваться различными травами, добавками, марганцовкой. Перед тем как их использовать, желательно посоветоваться с врачом. Кстати, известный детский врач Евгений Комаровский советует использовать воду без добавок. Для многих это покажется удивительным, так как новорожденных много лет было принято купать в воде с добавлением марганцовки. Педиатр объясняет это тем, что для обеспечения дезинфекции требуется опасная концентрация этого вещества, способная навредить коже и глазам младенца. А несколько кристалликов, по его словам, не способны выполнить свою антисептическую функцию. Отсюда можно сделать вывод о бесполезности марганцовки при купании детей.
  3. А как же температура воды и воздуха? Здесь еще одно народное правило опровергнул врач Комаровский. Оказывается, вовсе не нужно кипятить воду и прогревать помещение. Педиатр ломает все стереотипы, утверждая, что вода может быть прохладнее всем известных 37 градусов, воздух в ванной комнате обычной комнатной температуры, а детская ванночка не является необходимостью. Отсюда впору сделать вывод, что купание ребенка не такая уж сложная задача. Однако каждой маме рекомендуется сравнить все за и против, послушать своего педиатра и прийти к верному решению самостоятельно.

Нужные приспособления

Ни одно купание ребенка не обойдется без нужных и полезных вещей. Самым важным и необходимым предметом является круг для младенцев. Это незаменимый помощник матери при купании своего чада. Существует большое количество кругов разных ценовых и возрастных категорий. От обычных они отличаются наличием подставки для подбородка малыша и надеваются непосредственно на шейку.

Можно обзавестись горкой для купания, ванночкой, сиденьем, матрасиком. Но эти вещи, в отличие от круга, не являются предметами первой необходимости. А для того чтобы сделать купание более интересным и веселым, можно обзавестись игрушками для ванны.

Внимание, ныряем!

Интересное упражнение – ныряние в ванной. Многие мамочки боятся, что их ненаглядное чадо может захлебнуться или задохнуться. Но на самом деле никакого риска для ребенка эта процедура не несет. Как происходит ныряние грудничков в ванной? Необходимо придумать какое-нибудь слово, которое будет своеобразной командой при нырянии, например, «Вперед!». Перед тем как опустить дитя под воду, нужно подуть ему в личико, заставив закрыть глаза, сказать «Вперед!» и окунуть головку малыша под воду на несколько секунд.

Конечно, первые несколько раз малыш будет заглатывать воду и капризничать, плакать. Но со временем он привыкнет к таким действиям и изменит отношение к воде в положительную сторону. Стоит отметить, что сначала маленького пловца нужно занять другими упражнениями, и потом переходить к нырянию. Желательно, чтобы ребенок был в хорошем и игривом настроении.

Противопоказания к плаванию

Несмотря на многочисленные плюсы ныряния с малышами в домашних условиях, существуют противопоказания к занятиям. Некоторые из них относительные, поэтому важно получить консультацию участкового педиатра. Но знать ограничения не помешает каждой мамочке:

  1. Проводить водные процедуры категорически запрещается во время респираторных и вирусных заболеваний у ребенка.
  2. Также нельзя плавать, если имеются врожденные проблемы с сердечно-сосудистой системой.
  3. Болезни опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации ножек или ручек, тоже могут быть противопоказанием.
  4. Нервные расстройства и судороги требуют разрешения лечащего врача.
  5. Дерматиты и другие заболевания кожи.

Первые девять месяцев своей внутриутробной жизни ребёнок проводит в водной среде, адаптируясь и приспосабливаясь к ней. В связи с этим многими специалистами поддерживается точка зрения, согласно которой приучать детей плавать нужно практически с момента их появления на свет. На житейском же уровне встречаются разные мнения на этот счёт. Так, одни убеждены, что плавание для грудничков способствует комплексному и всестороннему развитию; другие подобного оптимизма не разделяют, считая популярные занятия лишь новомодным трендом. Попробуем разобраться действительно ли полезно плавание для новорождённых.

Полезно ли новорождённым плавать

Отметим, что уже в момент появления на свет все дети могут плавать и задерживать дыхание. Это связано с особенностями той среды, в которой они развивались внутри утроба матери. Способность новорождённого плавать – это невиртуозное владение собственным телом, как в случае с профессиональными спортсменами, а врождённый рефлекс. Он утрачивается к 3–4 месяцу жизни грудничка. Именно поэтому родителям, решившимся практиковать плавание новорождённых, следует приступать к этому практически сразу после рождения. Если рефлекс угаснет, водные занятия нежелательны для ребёнка до достижения им 4–5-летнего возраста.

Грудничковое плавание дома в ванной или в бассейне с квалифицированным специалистом – это не способ вырастить будущего олимпийского чемпиона. Занятия направлены на достижение других целей , которые перечислены ниже.

  1. Пребывание в водной среде позволяет организму ребёнка стать более устойчивым к температурным перепадам, закаляет его. Как следствие формируется крепкий приобретённый иммунитет, снижается риск подхватить вирусное заболевание. Практика показывает, что дети, приученные к плаванию с грудного возраста, болеют значительно реже своих сверстников.
  2. Польза грудничкового плавания очевидна и для сердечно-сосудистой системы. Во время пребывания в воде давление компенсаторных сил уменьшается, кровь начинает циркулировать быстрее. Постепенно это приводит к укреплению сердечной мышцы и сердечно-сосудистой системы в целом.
  3. Даже небольшие физические нагрузки в воде способствуют развитию опорно-двигательного аппарата. По статистике плавающие дети быстрее начинают ползать, раньше сверстников делают свои первые шаги.
  4. Во время плавания малыш может отдохнуть, его мышцы расслабляются, снимаются спазмы. Подобного результата не всегда можно добиться даже посредством специального грудничкового массажа.
  5. Ранние плавательные упражнения формируют мышечный корсет и правильную осанку, что позволяет избежать развития заболеваний, связанных со спиной и позвоночником (например, сколиоза).
  6. Когда ребёнок плавает, он рефлекторно задерживает дыхание. Во-первых, это улучшает работу дыхательной системы. А, во-вторых, активизирует образование в крови эритроцитов (красных кровяных телец), и увеличивается уровень гемоглобина.
  7. Грудничковое плавание нормализует артериальное давление.
  8. Плавание увеличивает аппетит, поэтому ребёнок лучше набирает вес.
  9. На природном инстинктивном уровне дети испытывают потребность нырять в процессе купания. Это заставляет их чувствовать себя более защищённым, возвращает в зону комфорта. Помимо этого, затекающая в гайморовы пазухи при нырянии вода прочищает их, избавляя слизистые от бактерий и частиц пыли.
  10. Вода обладает успокаивающим эффектом. Младенцы, приученные к плаванию, более спокойны и менее боязливы. По ходу взросления они не приобретают навязчивых детских страхов.

А также мамам будет полезно знать, что во время плавания дети затрачивают много энергии, поэтому быстро и без особых проблем засыпают ночью, не тревожа родителей.

Что нужно знать родителям

Выше уже отмечалось, что дети обладают особыми рефлексами, позволяющими им удержаться на воде. Родителям, решившим развивать подобные природные способности, будет полезно знать, как научить новорождённого плавать. Сделать это совсем несложно, придерживаясь простых рекомендаций.

  1. Возраст. Плавание новорождённых в ванне можно практиковать по достижения ими 3–4 недель. Именно к этому сроку затягивается пупочная рана, а ребёнок начинает адаптироваться к окружающей среде.
  2. Ванна. Первые уроки плавания ребёнку следует давать в той же ванночке, в которой вы купали его до этого. Смена обстановки вызовет у ребёнка чувство страха и не даст желаемого результата. А также следует с ответственностью подойти в чистоте ванночки. Перед непосредственным купанием её следует мыть хозяйственным мылом, а 1–2 раза в неделю обрабатывать содой (дезинфицирующие средства не подойдут, поскольку могут вызвать у новорождённого аллергические реакции).

Таким образом, первые уроки должны проходить в привычной обстановке – в ванночке, по мере развития у малыша определённых навыков его можно перевести в большую ванну, а затем и в бассейн.

  1. Вода. Изначально она должна быть не ниже 35 и не выше 37 градусов. Градус можно понижать по мере адаптации новорождённого, тем самым закаляя его. Предельно низкое значение температуры – 32 градуса.

А также во время обучения нельзя переставать следить за поведением ребёнком. Например:

  • Непрекращающийся детский плач во время погружения в воду может сигнализировать о неправильной температуре воды – она либо слишком горячая, либо холодная.
  • Если спустя несколько секунд малыш успокаивается и перестаёт плакать – вы подобрали воду оптимальной температуры.
  • Излишняя пассивность малыша во время купания говорит о том, что вода слишком тёплая. Она оказывает на него убаюкивающее воздействие.

Многие молодые родители волнуются об остывании воды в процессе плавания. Переживать не стоит, ведь это и есть одна из целей грудничкового плавания дома – закалить ребёнка.

Азы плавания в ванне

Все водные занятия с малышом должны проводиться спустя пару часов после приёма пищи, когда смесь или грудное молоко успело перевариться, а чувство голода ещё не наступило. И также плавать стоит только с выспавшимся и отдохнувшим ребёнком, иначе не избежать истерик и слёз.

Пошаговая инструкция, как научить грудничка плавать в ванной:

  1. Аккуратно придерживая ребёнка, опустите его в воду оптимальной температуры. Дождитесь от него первой реакции. Если малыш заплачет, не спешите сразу доставать его, дайте немного времени освоиться.
  2. Когда плач утих, переложите ребёнка в горизонтальное положение, слегка удерживая за спинку. Примечательно, что сами вы должны твёрдо стоять на ногах, склонившись над ванной.
  3. Когда поймёте, что малыш привык к воде, можете приступать к выполнению плавательных упражнений, о которых будет рассказано далее.

Отметим, что пол в ванной комнате обязательно должен быть покрыт специальными резиновыми ковриками, предостерегающими от возможности поскользнуться.

Упражнения в ванной для плавания грудничка:

  1. Укладываем ребёнка в горизонтальном положении на спинку, подстраховывая его тело ладонью снизу. Постепенно перемещаем руку со спины к затылку. По итогу – ребёнок самостоятельно держится на воде, а мама лишь страхует его, придерживая головку.
  2. Опускаем ребёнка в воду в диагональном положении животиком вниз. Мама должна быстро сориентироваться и подхватить голову малыша, поместив его подбородок в своей ладони.
  3. Опускаем ребёнка в воду в горизонтальном положении, спина обращена ко дну ванны, ноги размещены у одного из бортиков. Ощущая опору, он отталкивается от стенки, пробует самостоятельно плыть. Выполнять данное упражнение можно, только когда малыш уже освоится в воде, научиться держаться на её поверхности без поддержки.
  4. Опускаем новорождённого в воду животом вниз. Тело должно быть полностью погружено в жидкость, на поверхности остаётся только голова, которую за подбородок придерживает мама. Скоординировав ребёнка, продемонстрируйте ему, что в воде можно плескаться. Повторяя показанные действия, он со временем научится правильно грести.
  5. Когда малыш научится с лёгкостью проделывать перечисленные выше упражнения, нагрузку можно увеличить. Предполагается, что к этому моменту он уже будет не только держать своё тело на поверхности воды, но и самостоятельно передвигаться по её плоскости.

Итак, грудничок плещется в воде, мама страхует его. Неподалёку от него примерно в 10 сантиметрах, кладётся игрушка для купания. Ребёнок должен доплыть к ней. С течением времени расстояние между грудничком и игрушкой должно увеличиваться.

  1. Когда ваш малыш уже будет уметь самостоятельно плавать на относительно большие дистанции как на спине, так и не животе, начните делать с ним упражнение «восьмёрка». Оно предполагает визуальное повторение очертаний цифры грудничком.
  2. Поддерживая младенца за животик снизу, приподнимайте его над водой и погружайте обратно. Это упражнение способствует развитию координации, укреплению сердечно-сосудистой системы.
  3. Когда новорождённый привыкнет к воде, можно практиковать его ныряние. На рефлекторном уровне при полном погружении он задержит дыхание, поэтому не стоит бояться этого упражнения. Учить ребёнка нырять можно только по истечении 5–10 минут свободного плавания.

Ныряние делается следующим образом: крепко зафиксировав грудничка в руках, окунаем его с головой в воду на несколько секунд; повторяем процедуру до 5 раз.

Данные водные упражнения совсем несложные, но дают ощутимый результат. Кроме того, родители должны помнить, что плавание для малышей в бассейне возможно только после предварительной домашней подготовки в ванной.

Бассейн для новорождённых

Плавание новорождённого в бассейне - не просто процесс его обучения элементарным водным движениям; это способ всестороннего развития. Занятия здесь, как правило, начинаются с 2-месячного возраста, при условии, что ранее ребёнком уже были освоены базовые плавательные упражнения в домашней ванне.

Ведущие педиатры советуют посещать бассейн не более 3 раз в неделю. Продолжительность занятия для двухмесячного малыша составляет десять минут, по мере взросления она увеличивается на полминуты с каждым месяцем.

Советы по посещению общественного бассейна:

  • Всегда надевайте на новорождённого детскую резиновую шапочку, которая защитит нежную кожу голову и волосы от жёсткой хлорированной воды.
  • Оптимальное для детского организма время посещения – с 10 до 12 часов, старайтесь уложиться в этот временной интервал.

В бассейне вы можете тренировать с ребёнком те же упражнения, что вы осваивали в пространстве ванны, постепенно увеличивая их интенсивность. При желании можно записаться в соответствующую группу или нанять инструктора, специализирующегося на обучении новорождённых. Однако это не обязательно – правила, как научить грудничка плавать в бассейне, идентичны правилам для ванны.

Вред плавания в бассейне в грудничковом возрасте

В связи с возросшей популярностью грудничкового плавания интерес к данному феномену проявили и учёные . Последние исследования, проведённые в Европе, показали, что занятия в столь малом возрасте в общественных бассейнах причиняют вред дыхательной системе. Это связано с высокой концентрированностью воды, добавлением в неё хлора. Химические элементы способны вызывать у детей аллергические реакции, провоцировать развитие астмы и других хронических заболеваний.

Кроме того, хлорка вредна и для нежной детской кожи. Она сушит её , делает более восприимчивой к окружающей среде. В особых случаях от контакта с хлорированной водой на теле младенцев могут образовываться ярко-красные пятна, похожие на лёгкие ожоги.

Таким образом, плавание в общественных бассейнах действительно может быть опасно для малыша из-за содержания в воде хлора, но в настоящее время существуют и такие плавательные центры, где дезинфицирование осуществляется с помощью других средств. Так что чуткие родители всегда смогут найти альтернативу.

Публикации по теме