Тема родины в творчестве Блока А.А. Образ родины в изобразительном искусстве

Балыклейская средняя общеобразовательная школа

Урок по изобразительному искусству в 6-ом классе

«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Работу выполнила

с. Балыклей

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Цели: дать общий обзор изобразительного искусства в борьбе с фашизмом в годы войны; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему народу; чувство патриотизма; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны; учить передавать плановость в рисунке, развивать творческое воображение и представление, изображаемых предметов в перспективе.

Зрительный ряд: портреты художников (А. Дейнека, Б. Пророков, А. Пластов, Г. Коржев);

репродукции картин, посвященных войне; выставка книг о войне, аудиозаписи песен о войне.

Оборудование для учащихся: альбомы, кисти, краски.

Оборудование для учителя: педагогический рисунок (поэтапное построение рисунка с учетом перспективы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Ход урока

Эпиграф урока: «Это не должно повториться»

(Б. Пророков)

I. Организационный момент.

II. Беседа.

60 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам была не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Удивляешься, читая станицы истории, их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками?

Любовь к Родине, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?

Звучит песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»

Принято считать с глубокой древности, что когда говорят пушки, музы молчат. Великая Отечественная война отрицала это утверждение: грохотали орудия по всей земле; умирая, голодая и замерзая в осаде город на Неве; пылал в огне город на Волге; истекала кровью Брестская крепость, музы – не молчали! Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники писали картины – и все это было востребовано. Может поэтому выстояли наши деды в той страшной войне.

Сегодня наш разговор – о живописи военных лет. Первыми «заговорили» языком красок «Окна ТАСС» и плакаты «Боевого Карандаша». Выставленные в витринах , расклеенные на стенах, они собирали группы людей, на лицах которых рождалась улыбка: на этих картинах враг не был страшен, жесток, он был смешон, жалок, труслив…

Особенно пользовались популярностью художники – карикатуристы Кукрыниксы (союз 3-х художников) - , .

Гитлер боялся карикатуры и обещал за головы художников огромные суммы.

Но все же надо отметить, что в первой половине войны плакаты носили трагический характер: «Освободи!», «Отомсти!». Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», на котором изображена женщина, прижавшая сына к груди, а на них нацелен штык с фашистской свастикой. Плакат звал, умолял, приказывал…

Во второй половине войны изменилось содержание плаката: работа, солдат пьёт воду из каски и тут же присутствует надпись: «Пьём воду из родного Днепра: Будем пить из Прута, Немана и Буга» (1943 г.).

Зазвучала надежда на Победу. И вот уже на плакате солдат, кстати, очень напоминающий Василия Теркина, присел, чтобы получше натянуть голенище сапога: «Дойдем до Берлина!» (1944 г.)

Но в годы войны создавались и целые серии картин, и отдельные полотна.

Александр Алексеевич Дейнека (гг) – народный художник СССР.

«Оборона Севастополя»

Шли жаркие, кровопролитные бои, те что «не ради славы, ради жизни на земле». Наши войска оставили Севастополь, но Дейнека так написал «Оборону Севастополя», что мы видим этих сражающихся насмерть моряков уже победителями.

Картина очень большая по своим размерам. На ней изображен бой такого напряжения, что кажется, что сам находишься в гуще событий. На картине четко просматривается три плана. На первом плане – во весь рост изображен матрос, который готовится бросить связку гранат. Он только приготовился к броску, но мы уже представляем, что произойдет через мгновение: лавина фашистов превратится в кровавое месиво. Хотя, лавины на картине нет, художник срезал край картины справа, но лавина ощущается. Вот в чем заключается чудеса искусства.

Поза матроса на первом плане дана в такой яростной динамике, что чувствуешь его победу.

Настроение создается за счет колорита: обратите внимание – ослепительно белая одежда матросов на фоне грозового неба контрастирует с темными фигурами врагов на светлом фоне. Они жмутся, почти прилегают к земле.

Рассмотрим второй план. Здесь смертельно раненному матросу противопоставлен убитый немец.

На третьем плане штыковая атака – в смертельной схватке сошлись противники.

Героика выражена в мимике, в жестах и от картины идет ощущение подвига – так защищают родную землю.

В годы войны работал народный художник СССР, действительный член Академии художеств Аркадий Александрович Пластов (гг.)

В 1942 году, который был очень тяжелым для нашей страны, он пишет картину «Фашист пролетел», в котором есть философское осмысление лика войны.

… Перед нами опушка осеннего леса. Порыжела трава. Не видно цветов, но еще греет солнце и скотине есть чем полакомиться на воле, еще синее небо над головой.

Несколько мгновений назад мальчик-пастушок оглядывал с гордостью вокруг: ведь ему доверили пасти сельских коров!

Но налетел фашист, и не стало пастушка на свете. Он уткнулся лицом в землю, смочила кровь мальчишескую челку – оборвалась детская жизнь…

Замычали коровы, испуганно подняв головы, завыла собака. А мальчика на свете навсегда не стало.

Каким же чудовищным кажется злодеяние немецкого летчика, ведь он расстрелял не скопление военных сил противника, всего лишь мальчика да стадо сельских коров.

Эта картина потрясла и звала к отмщению. В 1945 году Пластов написал картину «Жатва». Она предельно проста: в поле у снопов обедают старик и дети – те, кто в годы войны кормил всю Россию, на плечах которых лежала забота о провианте для фронта и о куске хлеба для тыла.

От картины веет надеждой: завтра вернутся с фронта отцы и братья.

Нельзя не остановиться на творчестве Бориса Ивановича Пророкова (19гг.) – народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств, графика.

Это человек мужественной судьбы. Он прошел всю войну. Судьба бросала его с юга на север, из Прибалтики на Дальний Восток, в Китай, Манчжурию. Он рисовал всегда – и на фронте тоже. Выполнил серию из десяти работ и дал название, звучащее, как набат – «Это не должно повториться!»

Успех на выставке в 1960 году был потрясающим. Люди смотрели молча, унося призыв в сердце – сражаться против фашизма, так как он несет гибель для всех людей планеты.

Вся серия выполнена темперой и тушью, кое-где оживленных цветными карандашами.

Вот первый лист. На нем мать кормит грудью ребенка, крепко прижимая его к себе, но у нее за плечами винтовка . Лицо матери-воина сурово, тревожно.

Второй лист. Молодая женщина брошена наземь. Руки у нее связаны за спиной, тело изогнуто от боли и надругательства, над молодостью и нежностью «Изуверство» - другого названия не придумать.

Третий лист. «У Бабьего Яра» - так называлось под Киевом место, где фашисты расстреляли 170 тысяч безвинных людей. Художник воплотил эту трагедию в образах трех женщин, идущих на смерть. О том, что они пережили, прежде чем сделать последние шаги на земле, мы не знаем, но догадываемся…

Справа старуха, она несет в руке зажженную свечу, оберегая от ветра ее пламя. Рядом с ней женщина закрыла руками лицо, мы не видим глаз, но скорбно все тело! Слева – молодая женщина с глазами полными слез, ненависти и гнева. Они идут на смерть, но они выше смерти.

Все картины создавались, когда Пророков был очень болен, и, побеждая эту болезнь, он все-таки обращался к видениям прошлого, чтобы они не повторились в сегодняшней реальности.

Гелий Михайлович Коржев. Когда началась война, ему не было и 16-ти лет. В этот миг прервалась юность художника. Цикл его картин «Опаленные огнем войны» включает полотна «Проводы», «Заслон», «Следы войны», «Мать», «Старые раны». Каждое из них содержательное, глубокое по мысли, оригинально по композиционному строю – создает вполне завершенный образ. Они являют собой панораму жизни, борьбы, страдания в годы Великой Отечественной войны. Все картины наполнены человеческими переживаниями и такой болью, что невольно притягивают к себе, заставляют углубиться в их содержание.

«Заслон». Люди выставлены фашистами как живое заграждение. Они стоят лицом во весь рост к наступающим войскам Советской Армии, спиной – к затаившимся в окопах немцам и ждут. Ждут и те и другие. Одни – что будут делать советские солдаты, другие – как поведет себя смертники, стоящие у бруствера. Одно неверное движение – и выстрел в спину. Сельский интеллигент, наверное, учитель, ждет спокойно, взгляд женщины – тревожен, ребенок – пока не понимает ужаса своего положения. А внизу у ног чернеют дула автоматов и жестокие лица врагов. Трудно представить, что происходило в сознании каждого из поставленных на край окопа, по существу – на край жизни. И даже естественный страх перед смертью не убил в людях человеческого достоинства, не лишил их мужества.

Коржев с неотразимой силой пишет о том, что волнует разных людей, в умении ставить перед собой реалистические традиции. В картинах объединены сегодняшний день и взгляд автора в день завтрашний.

Да славится имя России!

Мы помним: огнем и железом

Врага нашу землю пытали,

В полях не слезами, а кровью

Над мертвыми плакала Мать.

Бессмертное имя – Россия –

Нам молнии в небе писали,

Скрепляя солдатскую клятву

За Родину насмерть стоять.

Смывают любую неправду

Преданья ее вековые

А правда, окрепшая в грозах,

Становится выше, видней.

Хранит нас и в горе и в счастье

Бессмертное имя России,

Да будет чиста наша совесть

Во веки веков перед нею.

Звучит песня «Я люблю тебя, Россия!»

III. Самостоятельная работа.

Ребята, любите Россию – нашу Родину, нашу Землю. Дороже ее ничего нет. А теперь, давайте попытаемся с помощью красок изобразить героическое прошлое нашей Родины, подвиги наших дедов и свои работы посвятим 60-летию Победы.

IY. Просмотр работ (анализ урока).

Y. Итог урока.

С творчеством каких художников мы познакомились на уроке?

Как изменилось содержание плакатов начала и конца войны?

Какие чувства испытываете вы, глядя на картины художников?

YI. Домашнее задание

Найти репродукции батальной живописи, подумать о настроении, переданном в произведении, и средствах выражения этого настроения.

Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.

Тема Родины в живописи


А. Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Уметь

  • Уметь


  • Цикл – несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, местом действия.


Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Символисты выразили тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно-культурным ценностям.


Поэт жил и творил в одну из самых трагических эпох русской истории


Выход из тупика безвременья связывается в сознании А. Блока с образом Родины, России. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России.


Словарная работа

  • Шлея – часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту.

  • Нести свой крест – быть верным долгу.

  • Чародей – волшебник, колдун.

  • Плат – платок.

  • Острожная песня - тюремная.

  • Расхлябанные колеи – разбитые дороги.







«Духовный – из одного духа и души состоящий; всё относящееся к Богу, церкви и вере; все умственные и нравственные силы человека, ум и воля». (Словарь В. И. Даля).



Тема (что?) Идея (для чего?) Художественные особенности (как?)


К какому направлению относится творчество А. Блока? а) символизм; б) реализм; в) сентиментализм; г) романтизм.


Образ Родины - женщины в платке до бровей – это образ: а) С. А. Есенина; б) А. К. Толстого; в) Ф. И. Тютчева; г) А. А. Блока.


Как называется средство художественной выразительности, используемое А. Блоком в строке «Три стёртых треплются шлеи»?


Как называется многозначительное иносказание, играющее важную роль в воплощении авторского замысла?


Стихотворение «Россия» а) на историческую тему; б) о современности; в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.


Что объединяет первую и последнюю строфы? а) тема народа; б) мотив дороги; в) образ женщины; г) тема поэта и поэзии;


Лирический герой стихотворения А. Блока «Россия»: а) иронизирует над вечными законами жизни; б) яростно сопротивляется новым веяниям времени; в) отказывается от прежних убеждений и верований; г) должен пережить всё, что суждено пережить России.


Задание для 1 группы. Аргументируйте тезис: «Россия – символ веры в будущее». В –первых,…. Во-вторых,…. Таким образом,…


Задание для 2 группы. Дайте связный ответ на один из вопросов в объёме 5-10 предложений. Как тема дороги получает своё развитие в стихотворении А. Блока «Россия»? Образ Родины в стихотворении «Россия».


Сегодня мы сделаем анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. Автор написал его в год своей гибели - в 1841 году. За основу мы возьмём одну из общепринятых схем исследования лирических произведений, но внесём в неё свои коррективы. План анализа стихотворения "Родина" Лермонтова перед вами. Изучайте, размышляйте вместе с нами.

История

Стихотворение "Родина" было написано в марте 1841 года, а уже в июле великий поэт был смертельно ранен на дуэли. Известно, что изначально оно носило название "Отчизна". Из-за его пришлось поменять? Дело в том, что "отчизна" была термином декабристов, который означал "гражданский долг, патриотизм". Это не совпадало с основной идеей, которую Лермонтов вкладывал в произведение. Краеугольным камнем стихотворения послужили впечатления, которые он получил во время поездки через всю Россию, когда возвращался из Петербурга в полк на Кавказ.

Жанр и композиция произведения

Условно "Родину" можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек - полемические, остальные - элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Далее точка зрения лирического героя меняется - он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Тема стихотворения "Родина" Лермонтова

Так о чём же это произведение? Главная его тема, безусловно, любовь к отчизне. При этом чувство, по признанию самого лирического героя, странное. Почему? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо сделать краткий экскурс в творчество Лермонтова.

Рассмотрим стихотворение "Жалобы турка". Оно было написано в 1828 году, когда Лермонтову было всего 14 лет. Уже в нём мы видим, что любовь поэта к России довольно иррациональна. В этом стихотворении Лермонтов гневно описывает всё то, что ненавидит в стране, где человек стонет от рабства и цепей. Но здесь же он утверждает, что любит свою отчизну, свой родимый край.

В другом стихотворении, написанном в 1840 или 1841 году, Лермонтов назовёт Родину "страной рабов, страной господ". Считается, что поэта написал его накануне ссылки на Кавказ. После этого его обвиняли в отсутствии патриотизма. В ответ на критику за несколько месяцев до гибели Лермонтов пишет стихотворение "Родина". В нём поэт пытается объяснить, за что он любит Россию.

Продолжим анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. С первых строк он отрицает всё то, что можно было бы посчитать причинами. Это не гражданское служение, воспетое декабристами, не официальный патриотизм и не прошлое России.

Поэт трижды повторяет свою идею - его чувство к отчизне странное, которое не может победить рассудок. Он признается, что сам не знает, за что любит Россию. Такая любовь - вопреки всему - очень напоминает интимные чувства, которые мы испытываем к другому человеку.

Однако всё-таки есть патриотизм в душе Лермонтова. Достаточно посмотреть на то, как он описывает природу родимого края, деревенские гульбища.

Художественные особенности

Первая часть стихотворения звучит торжественно, далее язык становится доступнее и проще. Отсутствие патетики связано с общей концепцией, заложенной в произведение. Из-за этого меняется и размер стихотворения. Начинается оно пяти- и шестистопным ямбом, а затем Лермонтов с легкостью переходит к четырехстопному.

Главными художественно-выразительными средствами являются эпитеты ("степей холодное молчанье") и сравнения ("разливы рек её, подобные морям").

Значимость

Стихотворение "Родина" считается одним из наиболее известных произведений великого поэта. Это совсем неудивительно. Он написал о патриотизме так, как не делал никто до него. Конечно, современники не сразу оценили всю глубину мысли, которую поэт заложил в стихотворение. Однако критики уже тогда поняли важность того, что написал М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Родина" В. Белинский назвал "пушкинским", признав его одним из лучших работ поэта. Н. Добролюбов, в свою очередь, отметил, что Лермонтов, оказывается, "понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно".

Вместо заключения

Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова закончен. Не зря оно считается шедевром русской литературы. В заключение отметим, что это стихотворение утвердило в поэзии жанр лирического размышления о родине, дополненного образами деревни и природы. Надеемся, наш анализ стихотворения "Родина" Лермонтова вам понравился!

Когда мы читаем интересную повесть или рассказ, задумываемся, а жил ли на самом деле понравившийся герой на самом деле. А может быть, его придумал писатель?

В художественном произведении чаще всего так и бывает. Обычно автор долго наблюдает жизнь и людей, прежде чем родится история, о которой он будет писать. Он наделяет своего героя такими качествами, которые видел у реально живущих людей. Он обобщает поступки, манеру одеваться и говорить в поведение, внешность и речь своих вымышленных героев.

Автор обязательно выражает свое отношение к тому, о чем рассказывает своим читателям. Все знают повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вряд ли хотелось автору «убивать» красивого и храброго Андрия. Из-за любви к полячке младший сын Тараса Бульбы предал Родину и товарищей, перешел на сторону врагов. Тарас Бульба убивает сына. Этим Гоголь хотел выразить свое убеждение – жить без Родины невозможно.

Художественные образы создают не только писатели, но и поэты, художники, скульпторы, режиссеры в кино.

Все они хотят сделать нашу жизнь лучше, это заставляет их создавать новые произведения.

    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Публикации по теме