Структура индивидуального занятия по логопедии. Подготовительный этап логопедических занятий

В статье представлены несколько вариантов структуры логопедических занятий при различных речевых патологиях.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма ( , дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

8. Итог занятия.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва

Тема 4. Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.

Цель: Ознакомление с системой планирования и проведения индивидуальной работы логопеда в различных типах учреждений для детей с нарушениями речи. План проведения занятия

    Принципы организации индивидуальной работы с детьми.

Построение индивидуального логопедического занятия представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной отличительной чертой индивидуального логопедического занятия от групповых, является то что оно проводится с каждым ребенком по отдельности (тет-а-тет с учителем-логопедом). Индивидуальные занятия назначаются чаще всего когда, ребенку это необходимо. Бывают случаи, когда ребенок в силу своих психических или физических возможностей не может работать в группе или работает, но малоэфективно.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

    этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;

    системности и учета структуры речевого нарушения;

    комплексности;

    дифференцированного подхода;

    поэтапности;

    развития;

    онтогенетический;

    учета личностных особенностей;

    деятельностного подхода;

    использования обходного пути;

    формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие,основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

    Планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми.

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

При их подготовке и проведении логопед должен:

    сформулировать тему и цель занятия;

    определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

    постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

    разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;

    учитывать зону ближайшего развития ребенка;

    осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

    кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

    использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год:

1. Подготовительный этап.

Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

2. Формирование произносительных умений и навыков

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляции и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

Постановка звуков в такой последовательности:

    свистящие С-3-Ц-Сь-Зь

    шипящий Ш

  • шипящий Ж

    соноры Р-Рь

    шипящие Ч-Щ

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

    для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Футбол»;

    для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

    для Р – Рь: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

    для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык»

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С-3-Ш-Ж-Сь-Зь автоматизируются вначале в прямых, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

б) Ц-Ч-Щ-Л - наоборот: сначала в обратных, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р-Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности: по мере овладения произношением каждого слова.

    Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией.

    Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи

Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и ясли-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования, в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.

Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обучение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.

Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

Своевременным обследованием детей;

Рациональным составление расписания занятий;

Планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

Наличием планов фронтальных занятий;

Оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями;

Совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда.

В последнее время открываются дошкольные логопедические кабинеты в детских садах общего типа. Логопед оказывает консультативную и коррекционную помощь детям преимущественно с нарушениями произношения по типу амбулаторного приема.

Детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Учитель-логопед проводит всю учебно-коррекционную работу по умственному развитию детей, по обучению правильной речи, правильному произношению. Он работает в тесном контакте с врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, ведет соответствующую документацию.

Детские дошкольные учреждения для умственно отсталых детей

Основным типом дошкольных учреждений для умственно отсталых детей является детский сад (детский дом).

Значительное количество умственно отсталых дошкольников имеет выраженные речевые расстройства, поэтому в общей системе коррекционного обучения предусматривается систематическая логопедическая работа. Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребенком организуются не менее 3 раз в неделю.

В содержание коррекционного обучения включается постановка и автоматизация звуков родного языка, работа над плавностью речи, дыханием, ударением, над уточнением и расширением словаря, практическим употреблением грамматических конструкций, формированием связной речи. Ежедневная работа по развитию речи детей ведется всем коллективом специального дошкольного учреждения.

Дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями зрения

Необходимость систематической логопедической работы с данной категорией детей обусловлена наличием выраженных нарушений устной речи. Первоначальное знакомство с детьми начинается с подробного обследования и оценки речевых и неречевых процессов (состояния связной речи, сформированности грамматического строя, словаря, фонетики, восприятия; проводится исследование общей и речевой моторики и т.д.). Коррекционная работа планируется с учетом результатов обследования.

Система дифференцированного обучения предусматривает разные уровни. В группах с первым уровнем речевого развития основное внимание уделяется формированию звукопроизношения. В группах для детей со вторым-третьим речевым уровнем логопедическая работа предусматривает ликвидацию пробелов в формировании фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя языка. С детьми ведутся логопедические занятия по формированию связной речи, коррекции всех компонентов речевой системы. По форме логопедические занятия могут быть индивидуальными и подгрупповыми. Коррекция речевого развития слепых и слабовидящих детей осуществляется совместными усилиями всех специалистов, работающих в данном учреждении.

Задания для самостоятельной работы.

    Проанализировать основную документацию логопеда.

Речевая карта:

Следует сразу разграничить два вида документов, которые по ошибке очень часто формируют в один общий документ под названием «Речевая карта». Это документы:

1.Речевая карта

2.Протокол обследования речи

Речевая карта представляет собой бланк с указанием состояния различных сторон речевого развития: фонетической, фонематической, лексической, грамматической, интонационной и связной речи. В речевой карте также содержится контактная информация, данные о возрасте, перинатальном и раннем физиологическом развитии ребёнка. В речевой карте также имеется раздел "Осмотры врачей-специалистов", куда вносятся данные из медицинской карты ребенка (по результатам плановых диспансеризаций). В этом же разделе следует указать заключение логопеда поликлиники, в которой ребёнок проходил диспансеризацию (если оно имеется). Для заключения логопеда в речевой карте есть отдельный раздел в конце документа.

В разделах по речевому развитию следует указать наличие/отсутствие нарушения по конкретному параметру (например: звук С - искажение, звук Р - пропуск, фонематическое восприятие - нарушено/сохранно, наличие аграмматизмов +/-, моторные функции речевого аппарата - норма и т.д.)

Последним пунктом речевой карты выступает Логопедическое заключение. Здесь указывается заключение по Психолого-педагогической классификации речевых нарушений (по Р.Е. Левиной) и дальнейшие отметки об учёте ребенка: выпущен с логопедического пункта после первого/второго/третьего года обучения или оставлен для продолжения занятий.

В речевой карте не следует указывать речевой материал для логопедического обследования и приводить примеры ошибочных ответов детей во время логопедического обследования. Эта информация отображается в Протоколе обследования речи.

В Протоколе обследования речи должны быть указаны:

Дата обследования;

По желанию могут быть приведены: речевой материал, используемый во время обследования, и ответы детей на обследовании;

Стороны речевого развития, в которых обнаружено нарушение (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексика, грамматика, связная речь, интонационное оформление);

Логопедическое заключение по результатам обследования (по психолого-педагогической классификации речевых нарушений).

И у Речевой карты, и у Протокола обследования не существует утверждённой формы. Каждый логопед может самостоятельно составить для себя эти документы.

Годовой план:

По нормативам, годовой план является обязательным только для логопедических групп, для логопунктов его наличие или отсутствие, как правило, не существенно.

Годовой план работы логопеда строится по следующим блокам:

Диагностическая работа.

Коррекционно-развивающая работаю

Организационно-методическая работа

Работа с педагогами

Работа с родителями

Оснащение кабинета

Повышение профессиональной квалификации

Перспективный план работы составляется на квартал и предусматривает следующую структуру: тему, словарь (предметный, глагольный, качественный), работу над усвоением грамматических категорий (словоизменение, словообразование), работу над предложением, выход в связную речь. Поскольку логопед имеет право самостоятельного выбора образовательной программы, то в планах лучше указывать литературные источники, содержащие примерный перечень упражнений по данной теме, произведения художественной литературы, рекомендуемые для чтения детям, заучивания наизусть, инсценировки и драматизации.

Календарный план составляется с учетом коррекционных задач и количества воспитанников логопедических групп и предусматривает следующую структуру: тему занятия, цели (образовательные, коррекционные, воспитательные), оборудование, основные этапы занятия.

При планировании занятий, учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала. В рамках каждой темы наращивается словарь, отрабатываются грамматические формы, составляются предложения и т.п. Тема, как правило, соотносится со временем года, праздниками.

Процесс коррекционно-образовательного обучения условно делится на три периода: 1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь), 2 период обучения (декабрь, январь, февраль) и 3 период обучения (март, апрель, май). Каждый из периодов подготавливает детей к изучению нового, более сложного речевого материала на протяжении учебного года, который фиксируется при планировании занятий учителя-логопеда и воспитателей в каждый из периодов в течение 2-3-4-х лет обучения.

Календарные планы подразделяются на два вида: индивидуально-групповые и фронтально-групповые.

Фронтально-подгрупповые занятия, в свою очередь, подразделяются на три типа: занятия по формированию фонематических процессов, занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Предположительно – 68 занятий за учебный год. Систематичность – два занятия в неделю. Продолжительность фронтально-групповых занятий – 20-25 минут.

Индивидуально-групповые занятия по своей структуре являются комплексными, комбинированными. Их лучше проводить ежедневно по окончании фронтально-групповой работы.

Планирование индивидуальной работы.

В режиме логопункта индивидуальная работа является основной формой деятельности. Чаще всего она планируется на две недели и включает следующие направления (или некоторые из них):

Развитие общих речевых навыков;

Звукопроизношение (подготовка артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков);

Работа над слоговой структурой слова;

Развитие грамматической стороны речи;

Развитие связной речи;

Формирование навыков звукового анализа и синтеза;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие высших психических функций.

Документацией консультативно-методического блока являются материалы плановых консультаций (лекций, бесед, открытых занятий) для педагогического коллектива и планы работы учителя-логопеда с родителями, систематическое ведение которых обязательно для любого ОУ.

Годовой отчет:

В годовом отчете представлен материал: задачи поставленные на данный уч. г., пути их реализации. Обследование детей массовых групп в диаграммах, направление к специалистам и ПМПК, работа с родителями и педагогами, самообразование.

Паспорт логопедического кабинета:

Так как утвержденной формы паспорта логопедического кабинета пока нет, его структура - свободное творчество логопеда, зависящее от его фантазии, места работы и оснащенности кабинета. При неформальном и продуманном подходе к составлению этого документа он может быть даже полезен самому логопеду. Например, сразу видно, какой из разделов логопедической работы мало обеспечен пособиями. При большом количестве дидактических игр и пособий про какие-то из них логопед часто забывает. Просматривая время от времени паспорт своего кабинета логопед "освежает" в памяти имеющиеся у него резервы.

Структура паспорта логопедического кабинета может выглядеть следующим образом:

1. Краткое описание помещения кабинета: занимаемая площадь, наличие зон, основные виды работ, проводимые в кабинете.

2. Краткие сведения о специалистах, работающих в данном кабинете.

3. План кабинета с выделением рабочих зон.

4.Оборудование кабинета (мебель, ТСО и т.д.)

5. Перечень документации логопеда.

6. Материалы для обследования речевых и неречевых процессов.

7. Материалы для работы над звукопроизношением.

8. Материалы для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия.

9. Материалы для формирования навыков звукового анализа и обучению элементам

10. Материалы для работы над словарем и словообразованием.

11. Материалы для работы над грамматическим строем речи.

12. Материалы для работы над слоговой структурой слова.

13. Материалы для работы над фразовой и связной речью.

14. Материалы для развития мелкой моторики и графомоторных навыков.

15. Материалы для развития внимания, памяти, мышления, пространственного и временного восприятия.

В зависимости от места работы логопеда содержание и объем разделов паспорта будет различным. Так на школьном логопункте основную часть оснащения кабинета будут представлять пособия, направленные на коррекцию письменной речи. На логопункте детского сада акцент делается на преодоление фонетико-фонематического недоразвития.

Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификационного разряда при аттестации. Документы должны храниться в течение пяти лет.

    Разработать перспективный план индивидуальных занятий с ребенком с дислалией, ринолалией, дизартрией, нарушениями голоса (с учетом предполагаемой структуры дефекта).

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]

Этапы работы

Кол-во часов

Виды работ

Оборудование

1-й этап

Развитие общей и речевой моторики

Общее количество часов:

дислалия – 5-7

дизартрия – 7-14

А (1-3 ч.)

Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков):

  • гимнастика рук и ног

    гимнастика туловища

    комплексная гимнастика конечностей и туловища

    упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки

1. Выполнение гимнастических упражнений

2. Игры на развитие координации и чувства ритма

Б (1-3 ч.)

Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков):

    «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик», «Зайка»

    вычерчивание фигур

    обведение шаблонов

    вырезание ножницами различных фигур

    разбирание по сортам семян, по цвету мозаик

    лепка, штриховка, рисование по пунктиру

    складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары

    показывание пальцев по два и по три

    сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели

    Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда

    Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда

    Самостоятельная работа дома

Комплекты пластинок

Трафареты

Резиновая груша

Пластилин, скакалки

В (1-3 ч.)

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

    «Делай так»

    «Что изменилось?»

    «Чего не стало?»

    «Составление целого предмета из частей»

    «Найди фигурку по подобию»

    «Кто больше запомнит или увидит».

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

    «Улиточка»

    «Где позвонили?»

    «Скажи, что звучит»

    «Лягушка»

Предметные картинки

Дидактические игры

Звучащие игрушки

Г (1-3 ч.)

Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

    «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

    «Чашечка», «Ковшик»

    «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка»

    «Горка», «Киска сердится»

    «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

    удерживание бумажных трубочек

    комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка:

    язык широкий («чашечкой»)

    язык узкий («горкой»)

    поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд

    поднимание и опускание языка за верхние и ниж­ние зубы

    «Качели»

    втягивание и вытягивание широкого языка

    удерживание языка в состоянии покоя

    упражнение в произнесении звуков т-с

    прищелкивание

    комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка.

для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц

1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

2. Самостоятельные упражнения

3. Отработка артикуляционных движений под счёт

4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука

5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор

Настенное зеркало

Индивидуальные зеркала

Марлевые салфетки

Бумажные трубочки

Кусочки ваты, бумаги

2-й этап

Постановка и коррекция звука

Количество часов:

дислалия - 2-5

дизартрия - 5-8

А (1-3 ч.)

Знакомство с артикуляцией звука

1. Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Наглядная демонстрация желобка по сагитальной линии языка

5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков)

Зеркала настольные

Зеркало настенное

Профили звуков

Игровой материал

Специальные упражнения для звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]:

1. Работа над вспомогательными звуками:

    многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное с нижнего подъема «т - т - т»)

    выполнение сильного задувания, вызывающего звуки «тс-с-с»

2. Механическая помощь при постановке звука:

    удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем

    образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка»)

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

    игры на выработку вибраторных движе­ний кончика языка

    работа над силой выдоха

    имитационные игры

Полоски бумаги

Карандаши

Пробирки

Соломинки разных размеров

Лодочки разных размеров

Воздушные шарики

Игрушка «тещин язык»

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно):

    игра в «Ути»

    массаж языка в случае бокового произношения

Специальные упражнения для звука [ш], [ж]:

П е р в ы й с п о с о б: - от «Чашечки».

В т о р о й с п о с о б: постановка звука [ш] от [р]

Т р е т и й с п о с о б: механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от [с]

Шпатели логопедические

Зонды логопедические массажные

Koppeкция звука:

Работа над:

    точностью

    чистотой (без вспомогательных движений)

    плавностью (без толчков)

    силой (с напряжением)

    темпом (от замедленного к быстрому)

    достижение уcтoйчивости полученного результата

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

    вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса

    произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса

2. Работа над дыханием:

    выработка плавного длительного выдоха

    работа над силой выдоха

Различение теплой – холодной воздушной струи

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

Количество часов:

дислалия- 5-10

дизартрия - 10-15

А (1-4 ч.)

Работа над звуком:

1. Звук в слоге:

    открытом

    закрытом

    в звукосочетаниях

2. Звук в слове:

  • в середине

  • в сочетаниях с гласными

3. Звук в предложении

4. Звук в тексте

5. Пословицы, поговорки, стихи

6. Скороговорки

1. Произнесение слов, слогов и предложений

2. Работа с таблицами

3. Работа с игровым материалом, картинками

4. Чтение текстов

5. Работа с деформированным текстом

6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Слоговые таблицы

Предметные картинки

Сюжетные картинки

Картинки к загадкам и скороговоркам

Б (1-4 ч.)

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4. Игра «Услышь своё имя»

5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)

6. Отхлопать ритмическую структуру слова

Сигнальные карточки

В (2-4 ч.)

2. Формирование фонематического анализа

1. Определить первый звук в слоге, слове

2. Определить последний звук

3. Назвать все входящие в слово звуки

4. Определить количество звуков, слогов, слов

5. Назвать звуки по порядку

6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него

«Светофорчики»

Конверты с кружками

Предметные картинки

3. Развитие синтетической деятельности

1. Составить из названных звуков слог, слово

2. Игра с мячом «Доскажи словечко»

3. Составить из букв разрезной азбуки слово

4. Игра «Умный телефон»

Наборное магнитное полотно

Коробка с разрезными буквами, слогами

Г (2-4 ч.)

4. Развитие фонематических представлений

1. Подобрать слово на заданный звук, слог

2. Придумать слово по количеству звуков, слогов

3. Подобрать картинки на звук

4. Преобразовать слова

    добавить начальный или конечный звук

    изменить гласный или согласный

    назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке

    работать с использованием схем (вписать буквы в кружки)

    разгадать ребусы, шарады

Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Д (2-4 ч.)

5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

    по опорным словам

    по сюжетным картинкам

    на заданную тему

    придумывание части рассказа

3. Инсценирование сказок

4. Работа со сказками-фильмами

Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения

4-й этап

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

Количество часов:

дислалия – 15

дизартрия - 20

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения

Введение звука в самостоятельную речь

    Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб., 2002

    Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997

    Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003

    Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997

    Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001

    Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999

    Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С.-Пб., 2003

    Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004

Указания к составлению конспекта занятия

(за основу взяты дисциплины «Методика развития речи», «Логопедия»)

Подготовка к составлению занятия:

1. Определить программное содержание (в коррекционных методиках цели или задачи) занятия, опираясь на:

· программу воспитания и обучения детей (непосредственно разделы «развитие речи» и «ознакомление с окружающим»);

· ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе;

· время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников, выборов и т.п.);

· дефект речевого развития детей;

· уровень развития детей, входящих в группу;

· ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с ребенком;.

Определившись с подготовительным этапом составления конспекта занятия, переходим к составлению чернового варианта конспекта занятия.

2. необходимо сформулировать программное содержание (для конспекта по логопедии - цели или задачи ), которое, как и на всех видах занятий будет включать в себя три вида основных задач: образовательная (обучающая),развивающая, воспитательная (на логопедическом занятии вводится ещё один вид задачи - коррекционная ).

Логичнее начинать формулировать задачи в логопедических конспектах с коррекционной, в других с образовательной:

1. Коррекционные (указывается работа над ведущим (первичным) дефектом или раскрывается основная цель этапа коррекционной работы . Пример: «Совершенствовать умение употреблять звук «р» в словах и фразах».

2. Образовательные (здесь мы можем расширять знания , обогащать представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки . Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов».

3. Развивающие (применительно к дисциплинам «логопедия» и МРР, развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи развития речи, чаще развивают психические процессы - зрительную, слуховую, тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).

4. Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру речевого общения - совершенствовать умение формулировать просьбы».

o Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов и не менее 4-х для логопедического конспекта.

o При оформлении конспекта, не следует подписывать какого вида та или иная задача (образовательная, воспитательная и т.п.).

o Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).

o Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант).

o Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями (н-р: «Развивать фонематический слух» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» - правильный вариант).

o Избегать при формулировке задач слов:

ü «УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить + упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т.д. Подбираем наиболее точный глагол;

ü «ФОРМИРОВАТЬ», т.к. с точки зрения одних авторов это слово несет излишне авторитарный подтекст для современной гуманистической педагогики, а с точки зрения других отражает физиологическую сторону процесса развития, без участия педагога.

3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следуетподобрать игры, упражнения и задания , которые помогут решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.

4. Следующий шаг - подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный.

Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и провести предварительную работу , цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.

Последнее, что необходимо предусмотреть, так это - индивидуальную работу с детьми на занятии. Необходимо учесть деятельность особо развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми (подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы и эти дети увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и педагогами).

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной ) части , которая длится 3-5 минут и включает в себя:

- Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

- Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

- Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

- Сообщение цели занятия.

o На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;

o очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;

o I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует.

Таким образом, цель данной части занятия - вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть - основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть» и т.п., указывать не следует..

o Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

o Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

o По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

o Так же одним из требований к занятию является степень активности детей - больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

o Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов - в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции - смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок.

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

Третья часть - итоговая. (до 3 -5 минут) Включает в себя:

- Обобщение, = вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

- Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

- Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

- Выход в другой вид деятельности . Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует..

После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме.

o Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.

ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Вначале конспекта или на титульном листе указать:

v Методику (предмет) по которой составлен конспект. Пример: логопедия; или методика развития речи.

v Раздел методики (нарушение речи для логопедического конспекта. Пример: дислалия, или развитие связной речи.

v Вид занятия (этап коррекционной работы). Пример: составление описательных рассказов по картине или этап автоматизации в словах и фразах.

v Тема занятия + сюжет. Пример: пересказ сказки «Заюшкина избушка» / «Развеселим Зайку» или (при дислалии указываем звук над которым работаем) «Звук «р» / «Помощь Незнайке».

v Возрастная группа детей. Пример: старшая группа .

v Индивидуальное или подгрупповое занятие. Пример: фронтальное занятие.

ЦЕЛИ (если конспект логопедический) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ или ЗАДАЧИ (если конспект по иным методикам):

Коррекционная

1. …

2. …

3. …

Образовательная (само это слово писать не следует)

Требования к логопедическим занятиям.

К логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. Логопед при подготовке и проведении занятий должен:

í сформулировать тему и цель занятия;

í определить этапы занятия, взаимозависимость и целенаправленность каждого этапа и их последовательность;

í последовательно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

í разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;

í учитывать зону ближайшего развития ребенка;

í осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

í кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

í использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

í уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием:

ü сказочных сюжетов;

ü элементов фольклора;

ü воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

ü литературных персонажей;

ü известных и придуманных игр;

ü элементов сюжетно-дидактической игры;

ü сюжетных и пейзажных картин;

ü специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

ü настольно-печатных игр.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физминутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

9. Итог занятия.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения, элементы психогимнастики.

2. Сообщение темы занятия . Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.



3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

Ø уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Ø показывается «профиль» звука на рисунке;

Ø уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

Ø находится образное сравнение звука (звук [Р ] – рычание тигра);

Ø определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях . Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

Ø развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Ø уточнение и расширение лексического запаса;

Ø развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Ø овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

Ø снять усталость и напряжение;

Ø внести эмоциональный заряд;

Ø совершенствовать общую моторику;

Ø выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных. Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям. Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

Ø установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

Ø актуализация накопленного словаря;

Ø формирование связности и четкости высказываний;

Ø работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

Ø анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи :

Ø развитие воображения и творческой фантазии;

Ø развитие словотворчества;

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Публикации по теме