Сокращенный предпраздничный рабочий день по тк рф. Нерабочие празничные дни

Введение……………………………………………………………………..…….2

1. Выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с ТК РФ………...3

1.1. Особенности правового регулирования выходных и нерабочих праздничных дней …………………………………………………...3

1.2. Случаи привлечения работников к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни ……………………………….……...11

1.3. Правила привлечения и оформления привлечения к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни …………………17

1.4. Оплата труда в выходные и (или) праздничные дни …………….20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………...26

Введение

Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению . Но в статье 113 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работодатель вправе привлечь работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Эти случаи и являются объектом моей курсовой работы.

Целью написание курсовой работы является проведение комплексного исследования вопросов правового регулирования времени отдыха по Российскому законодательству.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

Определение общих теоретических положений выходных и нерабочих праздничных днях в соответствии с ТК РФ;

Анализ порядка оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни;


1. Выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с ТК РФ.

1.1. Особенности правового регулирования выходных и нерабочих праздничных дней.

Выходные дни представляют собой разновидность вре­мени отдыха. Их отличительным признаком является то, что они предоставляются работникам для непрерывного отдыха в промежутке между рабочими днями.

Понятие «отдых» в данном случае помимо времени, необходимого для сна, включает в себя достаточное коли­чество времени, в течение которого работники могли бы заниматься тем, чем они пожелают, или, иными словами, свободное время. Международная организация труда (МОТ) уже в первые годы своего существования обратила внима­ние работодателей на то, что хорошо направленное ис­пользование свободного времени путем предоставления трудящимся возможности преследовать более разнообраз­ные интересы и путем обеспечения отдыха от напряже­ния, возлагаемого на них повседневной работой, может увеличить производительность труда и выработку, и таким образом может содействовать получению максимальной эффективности от рабочего дня .

В российском законодательстве регулятором продолжи­тельности рабочего времени в течение недели выступает статья 111 ТК РФ , которая гарантирует предоставление еженедельного непрерывного отдыха всем работникам.

Продолжительность рабочей недели предусматривается режимом рабочего времени и устанавливается коллективным договором или пра­вилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с ТК РФ .

Частью второй статьи 111 ТК РФ общим выходным днем провозглашено воскресенье. Причем второй выход­ной день при 5-дневной рабочей неделе устанавливается организациями самостоятельно в их локальных норматив­ных актах - обычно либо до, либо после воскресенья, однако возможны и другие варианты, поскольку часть вто­рая статьи 111 ТК РФ предусматривает, что оба выход­ных дня, «как правило», предоставляются подряд.

В соответствии с общепринятым в МОТ принципом предоставления трудящимся непрерывного свободного вре­мени «по мере возможности» работодателям оставлено пра­во выбора в установлении выходных дней, учитывая тре­бования различных отраслей хозяйства, местные обычаи и различающиеся способности и навыки различных групп трудящихся . Этот принцип был воспроизведен в части тре­тьей статьи 111 ТК РФ, закрепившей пра­во работодателей в организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производствен­но-техническим и организационным условиям, предостав­лять выходные дни работникам в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации .

Согласно статье 110 ТК РФ продолжительность ежене­дельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 ча­сов. Законодательное закрепление нижнего предела этого периода времени отражает серьезность отношения госу­дарства к комплексу разнообразных аспектов физическо­го, психического и социального благополучия работников. Ведь дефицит свободного времени может, в конечном сче­те, оказать негативное воздействие на их участие в жизни общества и нарушить социальные контакты, из которых, собственно, и состоит деятельность государства. Кроме того, сам размер минимального периода непрерывного сво­бодного времени отражает не только социальную сторону трудовой деятельности, но и уровень экономического раз­вития общества - в развитых странах он больше, а в разви­вающихся - меньше .

Начало указанного в статье 110 ТК РФ периода исчис­ляется с момента окончания работы работника в после­дний день календарной или рабочей недели (при работе по графику сменности), а окончание, соответственно, с мо­мента выхода на работу в первый день новой календарной или рабочей недели.

Кстати, именно для целей соблюдения установленного норматива времени на еженедельный отдых, часть третья статьи 95 Кодекса устанавливает ограничение продолжи­тельности работы накануне выходных дней при 6-дневной рабочей неделе - не более 5 часов .

Придание дню статуса официального праздника и, что немаловажно, определение его характера как нерабочего осуществляется в каждой стране по-своему. В одних странах эти вопросы регулируются специальными нормативными актами, посвященными исключительно праздничным дням, и которые чаще всего так и называются «О празд­никах» или «О праздничных днях», в других - праздники вводятся и отменяются отдельными актами (по каждому конкретному дню), в третьих - праздничные дни устанав­ливаются общими нормативными правовыми актами, рег­ламентирующими государственное управление .

В РФ перечень государственных праз­дников определяется статьей 112 ТК РФ . После внесения в нее изменений Федеральным законом от 29.12.2004 № 201-ФЗ нерабочими праздничными днями в РФ являются:

Не вдаваясь в анализ правомерности этих праздников с точки зрения корреспонденции указанных выше статей Конституции РФ и статей 5, 6 и 112 ТК РФ , отметим, что статьей 112 нашего основного Кодекса празд­ничные нерабочие дни не исчерпываются.

Согласно части второй статьи 112 ТК РФ , если нерабочий праздничный день приходится на выход­ной день, то выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Здесь необходимо обратить внимание, что для праздничных нерабочих дней, которые установлены законода­тельством субъектов РФ, законодатель­ные акты, вводящие эти праздники, предусматривают аналогичный порядок переноса: при совпадении выходно­го и праздничных дней, выходной переносится на следую­щий после праздничного рабочий день .

Разъяснением, в частности, предусматривается, что перенос выходных дней, совпадающих с праздничными днями, осуществляется в организациях, применяющих различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится. Это в равной степени относится к режимам работы как с постоянными фикси­рованными по дням недели выходными днями, так и со скользящими днями отдыха.

На режимы труда и отдыха, предусматривающие рабо­ту в праздничные дни (например, в непрерывно действу­ющих организациях или связанных с ежедневным обслу­живанием населения, круглосуточным дежурством и др.), указанное положение о переносе выходных дней не рас­пространяется .

Помимо автоматического переноса выходных дней, часть пятая статьи 112 ТК РФ предусмат­ривает, что в целях рационального использования работ­никами выходных и нерабочих праздничных дней Прави­тельство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни. Проект постановления о таком переносе готовит Минздравсоцразвития России. Правительство РФ рассматри­вает его и либо принимает предложения Министерства и выпускает постановление, либо производит их редактирование .

На практике решение о переносе выходного дня при­нимается Правительством РФ тогда, когда между празд­ником и выходным образуется 1 рабочий день и требуется выбрать: в какую сторону сместить непрерывный отдых работников - т.е. начинать его уже с праздников или толь­ко с выходных дней. Например, постановлением Прави­тельства РФ от 27.12.2004 № 845 «О переносе выходного дня в 2005 году» в этом году выходной день с субботы 5 марта перенесен на понедельник 7 марта .

Здесь же необходимо обратить внимание на Разъясне­ние Минтруда России от 25.02.1994 № 4 «О продолжитель­ности работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником на рабочий день» (утверждено постановлени­ем Минтруда России от 25.02.1994 № 19), согласно кото­рому «в тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства РФ выходной день пе­реносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать про­должительности рабочего дня, на который перенесен вы­ходной день».

Продолжительность работы в предпраздничный день не сокращается в случаях, установленных частью второй статьи 95 ТК РФ. Так, в непрерывно дей­ствующей организации это невозможно в силу того, что с уменьшением продолжительности работы одного работ­ника увеличивается продолжительность другого (сменщи­ка), по той причине, что трудовая функция работника не может быть прекращена по техническим условиям (напри­мер, машинист не может остановить поезд). Нельзя на час раньше закончить отдельные виды работ (например, тогда, когда технологический цикл изготовления продукции обус­лавливает необходимость присутствия работника на рабо­чем месте строго установленное время) .

Из части первой статьи 152 ТК РФ сле­дует, что работодатель, решая вопрос о компенсации пе­реработки, должен произвести оплату или же предложить работнику предоставление дополнительного времени от­дыха, а статья 95 Кодекса , напротив, что он без консуль­таций с работником должен компенсировать переработку предоставлением дополнительного времени отдыха, а вот для оплаты переработки ему понадобится согласие работ­ника. Поскольку для решения вопроса о компенсации пе­реработки в предпраздничный день статья 95 ТК РФ является превалирующей, работодателям сле­дует руководствоваться ее нормами.

Согласие работника на «платную» компенсацию рабо­тодатель может получить непосредственно перед начисле­нием заработной платы. Размер компенсации определяется в порядке, установленном частью первой статьи 152 ТК РФ: сверхурочная работа оплачивается за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. О чем еще нужно подумать работодателю накануне праз­дничных нерабочих дней, так это о выплате заработной платы. Согласно части восьмой статьи 136 ТК РФ при со­впадении дня выплаты с нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Перенос выплаты заработной платы на послепраздничные дни законодательством не предусмотрен .

1.2. Случаи привлечения работников к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни.

Согласно части первой статьи 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как пра­вило, запрещается. Вместе с тем сама статья 113 ТК РФ предусматривает исключения из этого общего «правила».

Исключение первое. Согласно части второй статьи 113 Трудового кодекса РФ привлечение работников к работе в выходные, и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в следующих случаях:

1) для предотвращения производственной аварии, ка­тастрофы, устранения последствий производственной ава­рии, катастрофы либо стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтоже­ния или порчи имущества;

3) для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нор­мальная работа организации в целом или ее отдельных под­разделений .

Перечень этих случаев является закрытым и не подле­жит расширительному толкованию.

Судебная практика свидетельствует о том, что для за­конного привлечения к работе в выходной и нерабочий праздничный день недостаточно простого указания рабо­тодателем на соответствующий случай: для каждой группы обстоятельств, перечисленных в рассматриваемой в части второй статьи 113 Кодекса, существуют юридически значи­мые критерии, обуславливающие возможность такого при­влечения.

Такими критериями в общем виде являются:

а) действительность (реальность) события, наступив­ших последствий, а также причинно-следственная связь между ними;

б) необходимость срочного реагирования работодателя;

в) адекватность реагирования на сложившуюся си­туацию .

Рассмотрим каждую группу указанных в части второй статьи 113 ТК РФ обстоятельств подробно.

1. Предотвращение производственной аварии, катастро­фы, устранение последствий производственной аварии, ката­строфы либо стихийного бедствия. Данная группа случаев состоит из двух самостоятельных подгрупп:

1.1. Предотвращение производственной аварии, катаст­рофы. Для этой подгруппы необходимым условием призна­ния действий работодателя правомерными по привлече­нию работников к работе в нерабочий день, являются:

а) реальность угрозы возникновения производственной аварии или катастрофы;

б) адекватность реагирования работодателя, то есть эф­фективность и целесообразность реагирования, выбранного работодателем для устранения этой угрозы;

1.2. Устранение последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия. Для этих случаев работодатель должен обосновать:

а) реальность (действительность) производственной ава­рии, катастрофы или стихийного бедствия и наступивших последствий, а также причинно-следственную связь меж­ду ними;

б) необходимость экстренного реагирования работода­теля (т.е. необходимость незамедлительно действовать, на­пример, для предотвращения еще больших негативных по­следствий);

в) адекватность реагирования на сложившуюся ситуа­цию (была ли необходимость в привлечении всех работни­ков организации или, например, можно было ограничиться использованием только ремонтного персонала).

2. Предотвращение несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества. Для данной группы случаев юри­дически значимыми условиями привлечения работников к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни являются:

а) объективность (реальность) угрозы возникновения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества; б) адекватность реагирования работодателя, то есть эффективность и целесообразность способа реагирова­ния, выбранного работодателем для устранения этой уг­розы .

Для случаев, указанных в пунктах 1 и 2, необходимо иметь в виду, что под предотвращением аварий, катастроф (как и несчастных случаев) и т.п. понимается целый комп­лекс мероприятий организационного или технического ха­рактера, проводимых заблаговременно и направленных на предупреждение возникновения или максимально возмож­ное уменьшение риска возникновения перечисленных си­туаций, а также на сохранение здоровья и жизни людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возможного возникно­вения. Это означает, что при возникновении спора в связи с применением части второй статьи 113 ТК РФ , действия работодателя по привлечению работников к работе выходные и (или) нерабочие праздничные дни, будут оцениваться еще и с этой точки зрения. Исходя из этого, работодателю, привлекшему, например, 12 июня всех работников к исполнению своих трудовых обязаннос­тей по причине производственной аварии, произошедшей в одном их цехов, придется объяснять, как сотрудники бухгалтерии или отдела обучения персонала устраняли по­следствия этой аварии.

3. Выполнение заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная рабо­та организации в целом или ее отдельных подразделений. Дан­ная группа обстоятельств наиболее часто произвольно тол­куется работодателями.

Привлекая работников к работе в выходной и (или) нерабочий праздничный день по этому мотиву, работода­телю необходимо обосновать, что:

а) работы, к которым он привлекает работников, не­возможно было спрогнозировать и запланировать заранее, а, следовательно, выполнить заблаговременно;

б) необходимость срочного исполнения работ стала оче­видной только накануне выходного или нерабочего празд­ничного дня;

в) от незамедлительности исполнения работ зависела нормальная работа организации или отдельных ее подраз­делений.

Исключение второе. Часть третья статьи 113 ТК РФ предусматривает, что допускается привлече­ние к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой ин­формации, профессиональных спортсменов.

Исключение третье. Часть четвертая статьи 113 ТК РФ предусматривает, что привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия ра­ботника и с учетом мнения выборного профсоюзного орга­на данной организации. Таким образом, работодатель мо­жет вывести работников на работу в выходные и праздники в тех случаях, когда посчитает это целесообразным и вы­полнит два условия:

1) получит письменное согласие работников;

2) проведет предварительные консультации с выбор­ным профсоюзным органом организации и учтет его мнение .

Отсюда следует, что привлечение работников к указан­ным видам работ не сопряжено для работодателя с соверше­нием дополнительных действий - получением письменного согласия работников и с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Но вместе с тем, нельзя сказать, что в данном слу­чае работодателю предоставлена возможность для произ­вола и привлечения всех работников организации к работе в праздники.

Как уже отмечалось, часть четвертая статьи 112 ТК РФ не вменяет работодателям в обязан­ность получение письменного согласия работников на каж­дое привлечение их к работе в нерабочий праздничный день. Но все же им необходимо получить принципиальное согласие на привлечение работников к работе в праздники и такое согласие формально получается при приеме на ра­боту и заключении трудового договора. Поставив свою под­пись в трудовом договоре, в котором оговорено, что спе­цифика работы, поручаемой работнику, предусматривает труд в выходные и нерабочие праздничные дни в соответ­ствии с графиками сменности (работы), работник тем са­мым дает свое согласие на работу в праздники .

Несмотря на то, что рассматриваемое исключение пре­дусматривает возможность работы в нерабочий празднич­ный день по более простым правилам, оплата за такую работу должна производиться в порядке, установленном статьей 153 Трудового кодекса РФ .

1.3. Правила привлечения и оформления привлечения к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни

Статьи 112 и 113 ТК РФ определяют правила привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Вне зависимости от того, в связи с какими обстоятель­ствами работники привлекаются к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни, работодатель обязан издать письменный приказ (распоряжение). Это следует из части шестой статьи 113 ТК РФ, со­гласно которой привлечение работников к работе в вы­ходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Данное требование относится и к некоторым случаям, указанным в части четвертой статьи 112 ТК РФ. Если же порядок привле­чения основного производственного персонала организа­ций непрерывного производства определен в локальных нормативных актах, то конкретный перечень работников, работающих в выходные и нерабочие праздничные дни определяется в графиках работы (сменности) .

Как уже отмечалось, получение письменного согласия работника в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 112 ТК РФ , самим Кодексом не пре­дусмотрено.

Исходя из положений статьи 113 ТК РФ, работодатель должен:

а) получить письменное согласие работников на их при­влечение к работе в выходной и (или) нерабочий празд­ничный день;

б) издать письменный приказ (распоряжение) о при­влечении работников к работе в выходной и (или) нера­бочий праздничный день .

Здесь делопроизводство может организовываться по сле­дующим схемам:

1-й этап, руководство (в лице руководителя организа­ции) принимает решение о необходимости работы в вы­ходной и (или) праздничный нерабочий день. Это реше­ние может доводиться до кадровой службы различными способами, например, в форме отдельного приказа (рас­поряжения), в котором констатируется необходимость и (или) праздник, определяются груп­пы персонала (а не конкретный поименный список), ко­торые следует привлечь к работе, и дается распоряжение о получении письменного согласия работников на работу в выходной и (или) праздник. В таком приказе (распоряже­нии) могут приводиться условия оплаты труда в выходные и праздники;

2-й этап: кадровая служба на основании решения ру­ководства начинает процедуру по получению согласия работников на работу в выходной и (или) праздничный день. Компонуя списки работников, в привлечении кото­рых возникла необходимость, следует отдельно выделить те категории, для которых законодательство предусмат­ривает определенные гарантии. Полу­чить письменное согласие работника можно различны­ми способами. Наиболее распространенный - подача работником заявления о согласии на привлечение к ра­боте в выходной и (или) нерабочий праздничный день. Для облегчения этой процедуры кадровая служба может изготовить трафаретные формы заявлений, в которых ра­ботникам нужно будет указать только дату и поставить под­пись .

3-й этап: на основании полученного письменного со­гласия на работу в выходной и (или) нерабочий празднич­ный день кадровая служба готовит конкретный приказ, в котором содержится распоряжение о привлечении согласив­шихся работников к работе в выходной и (или) нерабочий праздничный день (приводится конкретный список работ­ников) и распоряжение бухгалтерии об оплате работы в этот день. Первый распорядительный пункт такого приказа жела­тельно сформулировать так как установлено в статье 113 ТК РФ .

Упростить описанную процедуру можно, опустив 1-й этап, и сразу издать приказ (распоряжение) о привлечении ра­ботников к работе в выходной и (или) нерабочий празд­ничный день. Однако это не освобождает сотрудников кад­ровой службы от ознакомления работников с приказом (распоряжением) и получением их письменного согласия .

Что же касается проставления отметок об ознакомле­нии с приказом (распоряжением) о привлечении к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни непос­редственно в тексте приказа (распоряжения), то здесь следу­ет учитывать позицию государственных инспекторов труда, которая заключается в том, что отметки об ознакомлении с приказом (распоряжением) не означают согласия ра­ботника на работу в праздник. В случае привлечения одно­го работника к работе в праздничный нерабочий день, этот вопрос еще можно решить путем проставления работни­ком в приказе (распоряжении) отметки, но не об озна­комлении, а о согласии на работу в праздник .

1.4. Оплата за нерабочие праздничные дни.

С 1 января 2005 года статья 112 ТК РФ применяется в новой редакции - с новой частью тре­тьей, включенной в статью 112 Федеральным законом от 29.12.2004 № 201-ФЗ.

Согласно указанной норме «заработная плата работни­ков в связи с нерабочими днями не уменьшается»; «сдель­щикам за нерабочие праздничные дни производится опла­та, размер которой определяется локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения вы­борного профсоюзного органа, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».

Первое предложение новой части третьей статьи 112 ТК РФ следует расценивать, как предосте­режение работодателей от попыток уменьшить в связи с чрезмерно продолжительными праздниками заработную плату работников, получающих месячный оклад. А вот вто­рое предложение - новое для российского трудового за­конодательства положение .

Для решения вопросов с оплатой таких дней сдельщи­кам в организации должен быть принят единый локаль­ный нормативный акт, рассчитанный на неоднократное применение. При наличии в организации выборного проф­союзного органа такой акт должен приниматься с учетом его мнения; при отсутствии такового - путем утвержде­ния руководителем организации .

Вопросы оплаты сдельщикам нерабочих праздничных дней могут решаться в отдельном локальном нормативном акте, например в «Положении об оплате нерабочих празд­ничных дней» или в действующем в организации общем локальном нормативном акте, посвященном оплате труда работников.

Новая норма статьи 112 ТК РФ предус­матривает несколько способов решения вопроса с опла­той нерабочих праздничных дней и не ограничивается толь­ко локальным нормативным актом .

Так, работодатель может установить размер оплаты сдельщикам за нерабочие дни в коллективном договоре.

Если этот вопрос будет решен в соглашении, действие которого распространяется на работодателя, то принятия отдельного локального акта не понадобится.

Наконец, учитывая, что изменения в статью 112 ТК РФ носят бессрочный характер, работодатель, руководствуясь новой частью третьей данной статьи, может внести соответствующие из­менения в трудовые договоры со сдельщиками, установив непосредственно в них размер и условия оплаты за нера­бочие праздничные дни.

Однако представляется, что данная выплата должна быть соответствующим образом обоснована.

Для решения вопроса с установлением размера этой выплаты в конкретной организации необходимо в первую очередь руководствоваться ее финансовыми возможностя­ми и, кроме того, исходить из ее экономического смысла: оплата за нерабочие праздничные дни - это не оплата труда, поскольку работник не производит продукцию, а гарантия или скорее компенсация .

Следовательно, даже самая минимальная оплата тоже будет считаться выполнением работодателем обязаннос­ти, предусмотренной частью третьей статьи 112 ТК РФ, при условии, что ее размер определен в установленном законом порядке.

При наличии хорошей финансовой базы и большого числа бухгалтеров для работников-сдельщиков может быть сохранен средний заработок. Однако данная методика при­емлема для больших организаций, бухгалтерии которых могут выполнять дополнительную обязанность по расчету среднего заработка для каждого нерабочего праздничного дня. Небольшим же организациям с ограниченным шта­том бухгалтеров данный подход может показаться чрезмерно обременительным .

Представители общероссийских объединений профсо­юзов подготовили рекомендации для работодателей про­изводить оплату в размере 2/3 тарифной ставки (оклада) - как за простой по причинам, не зависящим от работо­дателя и работника.

Заключение.

Согласно, статьи 37 Конституции РФ - «каждый имеет право на от­дых», - и наряду с закреплением основных форм отдыха (выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодно­го отпуска) гарантирует работающему по трудовому дого­вору установленную федеральным законом продолжитель­ность рабочего времени.

Статья 106 ТК РФ определяет время от­дыха, как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Поскольку еженедельные выходные дни в большинстве своем «привязаны» к календарной неделе, то в связи с этим почти ежегодно в стране возникают ситуации, когда выходные дни совпадают с нерабочими праздничными днями.

Часть вторая статьи 95 ТК РФ исходит из того, что компенсация переработки должна начинаться с предложения работнику дополнительного времени от­дыха. Какой продолжительности должен быть этот отдых - названная статья умалчивает. Однако статья 152 Кодек­са отвечает на этот вопрос: «сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предостав­лением дополнительного времени отдыха, но не менее вре­мени, отработанного сверхурочно». Во избежание недора­зумений с работниками, рекомендуем определить условия предоставления этого времени в локальном нормативном акте организации, в том числе, например, предусмотреть возможность суммирования этих часов до полного отгула.

Поскольку и представители общероссийских объедине­ний профсоюзов и представители общероссийских объе­динений работодателей осознают, что отсутствие ясности в вопросе применения части третьей статьи 112 ТК РФ способно привести к трудовым конфлик­там ими принято решение о подготовке законопроекта о внесении соответствующих изменений в статью 112 Трудового Ко­декса Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета от 25.12.1993 года № 237.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ // СЗ РФ 2002. № 1. Ст. 3.

3. Комментарий (постатейный) к Трудовому кодексу Российской Федерации официальных органов / Под ред. Ю.А. Васина. – М.: Индекс Медиа, 2006. – С. 878.

4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. Ю.П. Орловский. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 563.

5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Новая редакция /О.В.Смирнов; отв.ред. М.О.Буянова, И.А.Костяв. - 5-е изд., перераб. и доп. -М: КНОРУС, 2006. С. 315.

6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Н.А. Бриллиантова. – М.: ТК Велби, 2005. – С. 824.

Список литературы

7. Астахов П.А. Работник и работодатель: спорные моменты. – М.: Эксмо, 2008.

8. Бочарникова М.А. Время отдыха // Трудовое право, 2004. - № 4/5. – С. 69 – 74.

9. Буянова А.В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников // Трудовое право, 2005. - № 6. – С. 76 – 81.

11. Васильева М. Время отдыха работника // Экономико-правовой бюллетень, 2003. - № 3. – С. 60 – 93.

12. Гаврилина А. Гарантии и компенсации // Хозяйство и право, 2002. - № 9. – С. 14 – 33.

13. Грудцына Л.Ю. Кадровик: практическое руководство. – М.: Эксмо, 2007.

14. Данилов Е.П. Трудовые споры. Комментарии. Судебная и адвокатская практика. Образцы документов. – М.: Кнорус, 2006. – С. 643.

15. Данилов Е.П. Юридическая консультация. Трудовые споры. Ответы на самые распространенные вопросы. – М.: Кнорус, 2006. – С. 236.

16. Дягтерева Г.Г. Трудовые отношения: справочник в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

17. Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений. – М.: Альфа-Пресс, 2007.

18. Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право. - М: Издательская груп­па «Норма - Инфра-М», 2005. - С. 244.

19. Кондратьева Е.В. Рабочее время и время отдыха: тематический специальный выпуск // Трудовое право, 2005. - № 12. – С. 3 – 151.

20. Коршунова T.Ю. Практические проблемы предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков // Спра­вочник кадровика, 2007, № 4. С. 7.

21. Коршунова Т.Ю. Реализация права на отдых: совершенствование правового механизма // Трудовое право, 2005. - № 1. – С. 58 – 66.

22. Пелешенко Ю.И. Рабочее время и время отдыха: новое в трудовом законодательстве // Юрид. Консультант, 2002. - № 11. – С. 21 – 28.

23. Пеняева Е.Л. Виды отпусков // Налоги, 2007. - № 19. – С. 14 – 17.

24. Труханович Л.В., Саркисянц Е.А. 112-я статья ТК РФ: проблемы применения новогоднего «подарка» // Кадры предприятия № 3/2005. - С. 65.

25. Хохлов Е.Б. Некоторые актуальные проблемы теории и практики современного российского трудового права // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2006. - № 4. – С. 50 – 67.

26. Черняева Д.В.. Право на отдых. Международные стандарты и Российское трудовое право // Справочник кадровика, 2006, № 9. С. 31 – 32.


Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета от 25.12.1993 года № 237.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ // СЗ РФ 2002. № 1. Ст. 106.

Бочарникова М.А. Время отдыха // Трудовое право, 2004. - № 4/5. – С. 69 – 74.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ // СЗ РФ 2002. № 1. Ст. 3.

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.

Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

Комментарий к Ст. 112 ТК РФ

1. В отличие от других праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дат в нерабочие праздничные дни работа не производится.

2. Привлечение работников к работе в нерабочие праздничные дни возможно с выплатой дополнительного вознаграждения в размере и порядке, которые определяются настоящей статьей, и только в исключительных случаях (см. комментарий к ст. 113 ТК РФ).

3. Перенос выходных и нерабочих праздничных дней на другие дни осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Второй комментарий к Статье 112 Трудового кодекса

1. Кроме ч. 1 и 2 ст. 112 коренным образом изменена. Новая ее редакция предусматривает детали, касающиеся оплаты труда за работу в нерабочие праздничные дни, порядка определения ее размера, отнесения этих выплат к расходам на оплату труда, порядка перенесения выходных дней, если они совпадают с нерабочими праздничными днями.

2. Совпадение праздничного нерабочего дня с выходным влечет за собой перенесение выходного дня на следующий после праздничного рабочий день. Единообразному решению вопроса о переносе выходных дней способствуют постановления Правительства РФ, которые, как правило, принимаются на очередной календарный год.

Статья 112 предусматривает, что перенесение выходных дней на другие дни в связи с совпадением с ними нерабочих праздничных дней производится в целях рационального использования работниками этих дней.

Комментируемая статья предусматривает теперь, что нормативный правовой акт Правительства РФ о перенесении выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года не исключается. Оно допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня. Это правило позволит работникам, членам их семей и другим гражданам заблаговременно планировать и организовывать использование свободного времени в такие дни.

3. Приведенное правило перенесения выходных дней применяется в организациях, где работа в эти дни не производится.

Если режим труда и отдыха в организации предусматривает работу в праздничные дни (на непрерывно действующих производствах, в организациях, связанных с ежедневным обслуживанием населения, и др.), то выходные дни не переносятся (см. Разъяснение Минтруда РФ от 29 декабря 1992 г. N 5 // Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 3).

4. В непрерывно действующих организациях, а также при суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени (см. п. 1 Разъяснения Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 8 августа 1966 г. N 13/П-21 // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1966. N 10) (в соответствии с ч. 1 ст. 423 ТК РФ правовые акты СССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу).

5. В соответствии со ст. 113 ТК РФ работа в нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается. Исключения из этого правила содержатся в той же статье.

В связи с необходимостью обслуживания населения устанавливают, например, графики работы магазинов в праздничные дни.

6. В России, где население придерживается различных религий, установление православного праздника — Рождества Христова — привело к необходимости закрепления права приверженцев других религий также иметь свои праздники. Тем более что гарантирует свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию. В законодательстве нет и не может быть препятствий для реализации этого права: соответствующие нерабочие дни могут быть установлены субъектами РФ в связи с праздниками, свойственными другим религиям.

Вместе с тем представляется, что вопрос о праздничных нерабочих днях, вводимых по религиозным мотивам, следует решать на уровне федерального закона.

7. Кроме праздничных нерабочих дней, в России установлены также праздники, не связанные с обязательным освобождением работников от работы. Это прежде всего многочисленные профессиональные праздники. Перечень праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дней, отмечаемых в Российской Федерации в 2004 г., опубликован в Бюллетене Минтруда РФ (см. Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 10. С. 52; 2005. N 7. Ст. 560).

Порядок рассмотрения предложений федеральных органов исполнительной власти об установлении профессиональных праздников и памятных дней утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 225 (СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1299; 2005. N 7. Ст. 560). В соответствии с ним предложения об установлении профессиональных праздников представляются в Правительство РФ с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов (ч. 4 ст. 3 указанного Постановления).

Освобождение от работы в такие дни нередко предусматривается в отраслевых соглашениях, коллективных договорах.

8. Частью 3 ст. 112 впервые предусмотрена оплата за нерабочие праздничные дни не только работникам, получающим заработную плату на основе фиксированного оклада (должностного оклада), на размер которого приходящиеся на оплачиваемый период нерабочие дни не влияли и не влияют, но и тем, чья заработная плата производится исходя из фактической выработки, затрат труда. Отсутствие возможности работать в установленные законом нерабочие праздничные дни (а работа в эти дни, как правило, запрещена — см. ст. 113) снижает их заработную плату. Что несправедливо по сравнению с теми, труд которых оплачивается на основе окладов (должностных окладов) и для которых наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием снижения заработной платы (см. ч. 4 ст. 112).

Новая редакция ч. 3 ст. 112 предусматривает, что работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок его выплаты определяется коллективным договором, соглашением. Эти вопросы могут быть решены локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (см. ст. 372). Эти вопросы могут быть решены и в трудовом договоре. По-видимому, с помощью трудового договора (т.е. индивидуализированно) указанные вопросы могут решаться при отсутствии соответствующих норм в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы (в ред. Федерального закона от 23 апреля 2012 г. N 35-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2127);

(Часть первая в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 27)

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 23 апреля 2012 г. N 35-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2127).

Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере (новая часть третья введена Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 27; в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад) (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 23 апреля 2012 г. N 35-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2127).

(Части третья и четвертая считаются соответственно частями четвертой и пятой на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 27)

1. Часть 1 статьи 112 ТК РФ устанавливает перечень праздничных нерабочих дней на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения каждому работнику возможности ежегодно использовать помимо выходных 12 нерабочих праздничных дней, ч. 2 комментируемой статьи предусматривает правило о переносе выходного дня, совпадающего с праздничным днем, на следующий после праздничного рабочий день. Это правило должно применяться и тогда, когда выходной день, который полагается работнику в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, совпадает с нерабочим праздничным днем. При таком совпадении выходным для работника будет ближайший после праздника рабочий день.

Перенос выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными, должен осуществляться и в организациях, применяющих различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится. Это в равной степени относится к режимам работы как с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями, так и со "скользящими" днями отдыха.

По сложившейся практике в тех случаях, когда режим труда и отдыха предусматривает работу в нерабочие праздничные дни (в непрерывно действующих организациях или связанных с ежедневным обслуживанием населения, круглосуточным дежурством и др.), правило о переносе выходных дней не применяется (разъяснение Минтруда России от 29 декабря 1992 г. N 65 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с переносом выходных дней, совпадающих с праздничными днями" // БНА РФ. 1993. N 3).

2. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает выплату работникам, за исключением получающих оклад (должностной оклад), дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. При этом специально указывается, что суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Таким образом, законодатель не только установил выплату вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе, но и предусмотрел дополнительную гарантию такой выплаты, определив источник финансирования.

3. Дополнительная гарантия предусмотрена и для работников, получающих оклад (должностной оклад). В соответствии с ч. 4 ст 112 ТК РФ наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения им заработной платы. Иначе говоря, работникам, получающим оклад (должностной оклад), заработная плата в календарном месяце сохраняется в полном размере независимо от числа нерабочих праздничных дней в этом месяце.

4. Часть 5 ст 112 ТК РФ предоставляет право Правительству РФ переносить выходные на другие дни, присоединяя их к ближайшим нерабочим дням, в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней. При этом уточняется, что нормативный правовой акт Правительства РФ о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за 2 месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня. Данное уточнение позволяет как работникам, так и работодателям заранее планировать соответствующие мероприятия, связанные с организацией труда и отдыха.

В тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства РФ выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день (разъяснение Минтруда России от 25 февраля 1994 г. N 4, утв. Постановлением Минтруда России от 25 февраля 1994 г. N 19 // БНА РФ. 1994. N 5).

Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.


Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.


У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.




Комментарии к ст. 111 ТК РФ


1. Работодатель обязан предоставить всем работникам обязательный еженедельный отдых, продолжительность которого не может быть менее 42 ч (ст. 110 ТК).

Общим выходным днем как при 5-, так и при 6-дневной рабочей неделе является воскресенье. В связи с тем, что оба выходных дня при 5-дневной рабочей неделе предоставляются, как правило, подряд, вторым выходным днем на практике в соответствии с коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается суббота или понедельник.

При суммированном учете рабочего времени (ст. 104 ТК) выходные дни предоставляются работникам таким образом, чтобы обеспечить норму продолжительности еженедельного непрерывного отдыха (ст. 110 ТК) в среднем за учетный период.

2. При 5-дневной рабочей неделе работникам предоставляются 2 выходных дня каждую календарную неделю, кроме тех недель, когда в один из выходных дней возмещается по графику недоработка до нормы продолжительности рабочего времени. Это имеет место тогда, когда сумма часов за 5 рабочих смен меньше недельной нормы. Недоработка возмещается в один из двух выходных, который по графику объявляется рабочим днем. Обычно недоработка погашается по мере ее накопления в течение учетного периода.

Для всех работников как с нормальной, так и с сокращенной продолжительностью рабочего времени графики должны сохранять годовой баланс рабочего и нерабочего времени.

Конкретная продолжительность еженедельного отдыха обусловливается типом рабочей недели и режимом труда. При 6-дневной рабочей неделе продолжительность еженедельного отдыха соответствует установленному минимуму.

При 5-дневной рабочей неделе еженедельный отдых превышает 42 ч, поскольку работники пользуются 2 выходными днями. Если по условиям производства предоставление 2 выходных дней подряд невозможно, то второй выходной день еженедельного отдыха устанавливается в соответствии с графиками сменности или правилами внутреннего трудового распорядка.

3. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день автоматически переносится на следующий после праздничного рабочий день (ст. 112 ТК).

В связи с многочисленными вопросами, связанными с продолжительностью работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником на рабочий день, Минтруд России разъяснил: в тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства РФ выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день (Постановление Минтруда России от 25 февраля 1994 г. N 19 "Об утверждении разъяснения "О продолжительности работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником на рабочий день").

4. Статья 262 ТК предусматривает право одного из родителей детей-инвалидов на предоставление по его письменному заявлению 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.

Согласно разъяснению Минтруда России и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. N 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. Работающий родитель также представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.

В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами или инвалидами с детства, за 2 мес. или более не допускается.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с болезнью, предоставляются ему в этом же календарном месяце при условии окончания в указанном календарном месяце временной нетрудоспособности.

5. О предоставлении дополнительных выходных дней лицам, совмещающим работу с обучением, см. ст. ст. 173, 174 ТК и комментарии к ним.

6. Женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется по их желанию 1 дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (ст. 262 ТК).

7. Работники, находящиеся в командировке, используют еженедельные дни отдыха в месте командировки, а не по возвращении из нее, потому что на них распространяется режим рабочего времени и времени отдыха организации, которая направила их. Исключение составляют случаи, когда по распоряжению работодателя работник выезжает в командировку в выходной день; тогда ему по возвращении из нее предоставляется другой день отдыха.

На практике этот порядок применяется и в случаях выезда в командировку по распоряжению работодателя в праздничный нерабочий день.

8. В организациях, где работа не может прерываться в связи с необходимостью обслуживания населения (магазины, предприятия бытового обслуживания, театры, музеи и т.д.), выходные дни устанавливаются местными органами самоуправления. При суммированном учете рабочего времени время еженедельного отдыха также суммируется и обеспечивается в среднем за учетный период.

9. Ежемесячный дополнительный выходной день может быть предоставлен без сохранения заработной платы по письменному заявлению одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, имеющим детей в возрасте до 16 лет.

Публикации по теме