Первым императором объединенной японии стал. Император японии

Император Японии представляет собой главу государства и символ единства всей японской нации. В соответствии с сохранившимися древними источниками все японские императоры связаны кровными узами, так как являются потомками одной династии напрямую связанной с богиней солнца Аматэрасу. Титул императора Японии — Тэнно, имеет Китайские корни и дословно переводится как «небесный хозяин». Дзимму — это первый император Японии, который начал свое правление в 660 году н.э. В наше время царствующим императором является Акихито занявший свою должность 7 января 1989 года.

Императорская власть

Власть тэнно в Японии уже долгое время довольно ограничена и незначительна. В наше время её границы закреплены в конституции. Заниматься делами государственной важности император может только при таком условии, что правительство даст на это свое согласие. Глава правительства также выбирается не императором, а парламентом, который представляет главе государства кандидатуру на пост председателя, и правитель должен дать свое согласие на назначение. Верховный судья назначается по такому же принципу. Тэнну по совместительству является верховным жрецом в чьи обязанности входит проведение различных ритуалов и церемоний в основном для увеличения урожая. Также он должен проводить приемы с иностранными гостями и награждать людей. С согласия императора, премьер-министр может замещать его при выполнении некоторых своих функций. Стоит выделить такую особенность, что в Японии день рождения, правящего тэнну стоит на одном уровне с другими национальными рпаздниками.

Девизы японских императоров

Периоды правления Японских императоров принято разделять в соответствии с девизами, которые они устанавливают в момент начала их правления. Например, император Японии сейчас несет бразды правления под девизом «Хэйсэй», что переводится на русский как «Мир и спокойствие». Такая традиция зародилась в Японии под влиянием Китайской культуры, а первым императором «внедрившим» её стал император Котоку.

Во время правления одного императора могло существовать несколько девизов, сменяющих друг друга в результате происходящих в государстве бед. Если на страну обрушивалось какое-либо несчастье, то народ считал, что богам не пришелся по вкусу действующий девиз. Тэнну также мог сменить девиз правления в честь важного или счастливого события, произошедшего в его жизни. Например, за 21 год правления Годайго тэнну в стране сменилось восемь девизов.

В период Мэйдзи был установлен закон, по которому император, в период своего правления мог давать только один девиз, что в дальнейшем позволяло избежать проблем с традиционным японским летоисчислением.

Посмертные имена императоров

Тэнно также, как и все члены их семьи не имели фамилий, а их пожизненные имена находятся под строжайшим запретом и не могут озвучиваться в СМИ на японском. В момент смерти императора, ему присваивалось посмертное имя, которое должно было в какой-то степени отражать основные достижения за время правления.

Система с присвоением «храмового» имени в Японии начала действовать в 7 веке и была также заимствована в Китае. Изначально императорам давались слишком длинные посмертные имена на японском языке, но позднее было решено писать их на китайском и в более укороченном варианте. В результате этого все императоры, умершие ранее были переименованы на новый лад задним числом.

В период Мэйдзи приняли такое решение, по которому посмертные имена для императоров стали подбирать основываясь на девизе, установленном в период его правления.

Император Акихито - сто двадцать пятый представитель династии. В 2016 году императорской фамилии исполнится 2776 лет.

Наследный принц

Принц Цигуномия родился 23 декабря 1933 года. Традиции страны таковы, что ребенка сразу забрали у родителей, и его воспитывали гувернеры. Только несколько раз в месяц он встречался с родителями. Разговоры при этом не допускались. Они смотрели друг на друга, а затем мальчика уводили. Такие строгие в Японии установления.

Детство принца

Когда ребенку исполнилось семь лет, то его отправили в закрытую элитную школу при университете Гакусиюн. Английский язык, западные традиции и культуру юный принц изучал при помощи американского педагога. Из детских развлечений ему разрешали только общение с рыбками, а детские игры - это не для него, потомка богов. Увлечение рыбками сказалось позже в глубоком знании ихтиологии, по которой уже взрослый человек написал несколько серьезных работ.

Императорская семья

Императоры Японии считаются потомками великого божества, которое озаряет небеса - Аматэрасу. Их положение на троне настолько прочное, что они не нуждаются в фамилии. Божественное происхождение привело к тому, что соперников на троне у представителей императорской династии никогда не было. На нынешний день императоров, кроме как в Японии, больше нет ни в одной стране. Титулы сохранила только Жапония. Императоры Акихито и Хирохито - представители династии, которая не прерывалось с 660 года до нашей эры. Правда, времена правлений первых шестнадцати императоров основаны только на легендах. Император Акихито имеет три атрибута власти - зеркало, меч и яшмовую печать. Их передает отец своему сыну, когда принц вступает в должность. Император Акихито получил их в 1989 году.

Власть императора

Начиная с XII века, власть у императоров только формальная. Сейчас Япония - конституционная монархия, и Акихито, император Японии, не имеет реальных полномочий. Он, по конституции, только символ страны, как герб, флаг и гимн. Японский император Акихито также служит условным обозначением объединения нации. «Мир и спокойствие» - это девиз его правления. Так переводится его имя, Хэйсэй, которым нарекут его после смерти.

Семейная жизнь

Принц Цигуномия женился в 1959 году, нарушив тысячелетние традиции, на девушке Митико Сёде, которая не принадлежала к аристократическому обществу.

Она была дочерью очень состоятельного и влиятельного коммерсанта, интеллигентного человека, члены семьи которого награждены орденами «За заслуги в области культуры». Девушка получила блестящее как японское, так и западное образование. Она стала бакалавром искусств по специальности «английская литература». Английский язык у нее свободный, она играет на фортепиано, в юности она активно занималась спортом и познакомилась с принцем на корте. Члены императорской фамилии не одобряли предполагаемый брак, но молодых людей поддержало общество. Свадьба была традиционной и транслировалась по телевидению.

Воспитание детей

Будущие император Акихито и снова нарушили сложившиеся традиции и стали воспитывать своих детей, а их трое (два принца и принцесса) самостоятельно. Дошло дело до того, что кронпринцесса занялась их грудным вскармливанием, не отдавая кормилицам. Они успевали все: и заниматься детьми, и осуществлять протокольные мероприятия. Достаточно сказать, что с 1959 по 1989 год они посетили 37 зарубежных стран.

На нынешний день у них большая дружная семья, которая представлена на фотографии выше.

Чем занимается император

Император Акихито имеет внутреннюю потребность быть ближе к своему народу. После 1989 года он и его супруга посетили все сорок семь а также 18 зарубежных стран.

Он выпустил несколько широкомасштабных заявлений о раскаянии перед азиатскими странами за их страдания в период японской оккупации. В США императорская семья посетила территорию Сайпан, где произошла битва в период Второй мировой войны, и возложила цветы на мемориал не только японских, но и американских солдат. Это нашло живую поддержку японского народа, равно как и визиты на военные мемориалы в Токио, Хиросиме, Нагасаки и Окинаве. Очень важным в жизни жителей страны было обращение к ним в 2011 году императора в связи с произошедшей трагедией на Фукусиме. Этим он не ограничился. Спустя месяц после операции на сердце он посетил мероприятия, которые проводились в память жертв землетрясения. Жители страны оценили это как подвиг с его стороны.

День рождения

Это национальный праздник, когда Его императорское величество вместе с супругой и детьми подходит к окнам, сделанным из пуленепробиваемого стекла, и благодарит свой народ, желая ему благополучия и процветания. В этот день все улицы украшены государственными флагами, и около дворца бывают установлены столы с принадлежностями для письма, на которых каждый желающий может оставить свое поздравление.

В Японии император упоминается не по имени, но только как «Его величество император». После смерти он получит имя Император Хэйсэй, так же будет называться эпоха его правления.

В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново.

Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.

Посмертные имена

После смерти императора ему присваивается посмертное имя (окурина ), которое должно кратко характеризовать его правление. Именно под своими посмертными именами императоры и известны в истории.

Как и система девизов, система посмертных имен была заимствована в VII веке из Китая. Первоначально посмертные имена были длинными и японскими, однако затем было принято решение сделать их короткими и китайскими, на манер девизов правления. Всем предшествующим императорам посмертные имена были присвоены задним числом.

Во времена реставрации Мэйдзи было решено считать посмертным именем императора девиз его правления.

Император Японии

Перечень императоров

Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому.

Имя императора
(название правления)
Начало правления (коронация) Окончание правления
Акихито (Хэйсэй) 1989 (1990)
Хирохито (Сёва) 1926 (1928) 1989
Ёсихито (Тайсё) 1912 (1915) 1926
Муцохито (Мэйдзи) 1866 (1868) 1912
Комэй 1847 1866
Нинко 1817 1846
Кокаку 1780 1817
Гомомодзоно 1771 1779
Госакурамати 1763 1770
Момодзоно 1747 1762
Сакурамати 1735 1747
Накамикадо 1710 1735
Хигасияма 1687 1709
Рэйгэн 1663 1687
Госай 1656 1663
Гокомё 1643 1654
Императрица Мэйсё 1630 1643
Гомидзуно-о 1611 1629
Гоёдзэй 1586 1611
Огимати 1557 (1560) 1586
Гонара 1526 (1536) 1557
Гокасивабара 1500 (1521) 1526
Гоцутимикадо 1465? (1465) 1500
Гоханадзоно 1429? (1429) 1464
Сёко 1412 (1414) 1428
Гокомацу 1392 1412
Гокамэяма 1383 1392
Тёкэй 1368 1383
Гомураками 1339 1368
Годайго 1318 1339
Ханадзоно 1308 1318
Гонидзё 1301 1308
Гофусими 1298 1301
Фусими (1288) 1298
Гоуда 1274 1287
Камэяма 1259 1274
Гофукакуса 1246 1259
Госага 1242 1246
Сидзё 1232 1242
Гохорикава 1221 1232
Тюкё 1221 1221
Дзюнтоку 1210 1221
Цутимикадо 1198 1210
Готоба 1183 (1184) 1198
Антоку 1180 1183
Такакура 1168 1180
Рокудзё 1165 1168
Нидзё 1158 1165
Госиракава 1155 1158
Коноэ 1141 1155
Сутоку 1123 1141
Тоба 1107 1123
Хорикава 1086 1107
Сиракава 1072 1086
Гасандзё 1068 1072
Горэйдзи 1045 1068
Госудзаку 1036 1045
Гоитидзё 1016 1036
Сандзё 1011 1016
Итидзё 986 1011
Кадзан 984 986
Эн-ю 969 984
Рэйдзи 967 969
Мураками 946 967
Судзаку 930 946
Дайго 897 930
Уда 887 897
Коко 884 887
Ёсэй 876 (877) 884
Сэйва 858 876
Монтоку 850 858
Ниммё 833 850
Дзюнна 823 833
Сага 809 823
Хэйдзэй 806 809
Камму 781 806
Конин 770 781
Императрица Сётоку 764 770
Дзюннин 758 764
Императрица Кокэн 749 758
Сёму 724 749
Императрица Гэнсё 715 724
Императрица Гэммей 707 715
Момму 697 707
Императрица Дзито (690) 697
Тэмму (673) 686
Кобун 671 672
Тэндзи (662) 671
Императрица Саймэй (655) 661
Котоку 645 654
Императрица Когёку (642) 645
Дзёмэй (629) 641
Императрица Суйко 592 628
Сусюн 587 592
Ёмэй 585 587
Бидацу (572) 585
Киммэй 539 571
Сэнка 535 539
Анкан 531 535
Кэйтай (507) 531
Бурэцу 498 506
Нинкэн (488) 498
Кэндзо (485) 487
Сэйнэй (480) 484
Юряку 456 479
Анко 453 456
Ингё (412) 453
Нандзэй (406) 410
Ритю (400) 405
Нинтоку (313) 399
Одзин (270) 310
Регент Дзингу Кого 201 269
Тюай (192) 210
Сэйму (130) 190
Кэйко (71) 130
Суйнин 29 г. до н.э. 70
Судзин (97 г. до н.э.) 30 г. до н.э.
Кайка 158 г. до н.э. 98 г. до н.э.
Когэн 214 г. до н.э. 158 г. до н.э.
Корэй 290 г. до н.э. 215 г. до н.э.
Коан 392 г. до н.э. 291 г. до н.э.
Косё 475 г. до н.э. 393 г. до н.э.
Итоку 510 г. до н.э. 477 г. до н.э.
Аннэй 549 г. до н.э. 511 г. до н.э.
Суйдзэй 581 г. до н.э. 549 г. до н.э.
Дзимму (660) г. до н.э. 585 г. до н.э.

Император Хирохито (裕仁 яп. ; 1901—1989) — 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря 1926 по 7 января 198

Император как жрец

В отношении своего политического строя Япония занимает в Восточной Азии совершенно особое место. В других государствах региона монархии прекратили свое существование еще в начале XX века, и на протяжении уже многих десятилетий никто всерьез не говорит об их возрождении. В Китае, Корее, Вьетнаме монархистов практически нет - а вот в Японии почти нет республиканцев.

Это связано не только и не столько с различиями в политической истории этих стран, но с различиями в принятой там концепции монархии. Во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная еще Мэн-цзы теория "мандата Неба", по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось - как наказание за накопившиеся ошибки и аморальные поступки правителей.

Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению имела очень много общего с китайской (по сути - ее копировала), в Японии доктрину "небесного Мандата" не признавали. Существовало даже поверье, что книги Мэн-цзы нельзя ввозить в Японию, ибо такая попытка вызовет гнев оберегающих Японию богов и корабль, на борту которого находятся богопротивные сочинения, пойдет ко дну. По-видимому, иногда боги были все-таки милостивы, и некоторые корабли доплывали до Японии - откуда иначе там появились бы тексты Мэн-цзы? Однако труды этого философа и его последователей, которые в целом высоко ценились в Японии (в частях, не касающихся проблем легитимности монархии) на японскую концепцию монархической власти никак не повлияли.

В концепции Мэн-цзы монарх является не более чем управленцем, выбранным Небом для устройства земных дел к вящему счастью подданных. Благополучие народа и государства - его высшая цель, и он (и его потомки) остаются на престоле постольку, поскольку они осуществляют эту цель. В свой срок они будут смещены и заменены более достойными на данный момент кандидатами. По сути, конфуцианский монарх является лишь своего рода первым чиновником, назначенным на эту должность высшими силами и обладающим ограниченным правом передачи власти по наследству. В японской же концепции императорская власть является неизменной и установленной раз и навсегда по воле богов. Правящая семья была избрана богами в незапамятные времена - строго говоря, императоры сами являлись потомками богов и богами.

Первая и главная особенность японской монархии - ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не очень верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать более земные корни династии Ямато. Поиски эти, скорее всего, безнадежны - история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не был правил японскими племенами. Уже тогда казалось, что этот клан существовал и правил всегда. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию, то есть в самом начале нашей эры. Есть некоторые смутные намеки, которые позволяют предполагать, что клан Ямато - изначально корейского происхождения. Однако все это остается объектом скорее домыслов, чем научного исследования. Бесспорно одно: японская правящая династия действительно является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как своеобразного верховного жреца традиционной японской религии Синто ("путь богов") отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью. И действительно, нынешняя ситуация, когда японский император, окруженный всяческим почетом, не имеет ровным счетом никакого влияния на принятие политических решений, отнюдь не является исключением. Скорее наоборот - в таком положении находилось и большинство его предков. Уже ранние императоры фактически были марионетками в руках своих канцлеров, а с XII в. возникла система наследственных главнокомандующих (сёгунов), к которым реально и перешла верховная власть в стране. Именно династии сёгунов - Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573) и, наконец, Токугава (1603-1868) и играли в Японии роль "обычных", сменяемых династий. Сёгуна можно было свергнуть, заставить отречься от престола, разгромить в бою. Император был выше этого. Император жил в своем роскошном дворце, которого многие монархи не покидали ни разу за всю жизнь, он был окружен максимальным комфортом, но при этом обычно не имел никакого отношения к реальной политике.

В 1868 г. группа радикальных реформаторов решила отстранить от власти династию сёгунов Токугава, которую они считали коррумпированной, оторвавшейся от реальности и неспособной к проведению реформ. Эти молодые самураи выдвинули лозунг, который к тому времени уже был опробован многими оппозиционными публицистами: "Власть - императору!". Реформаторы подняли восстание, их части заняли Киото, в котром тогда находился императорский дворец, и под их давлением император Муцухито, только что взошедший на престол 15-летний подросток, объявил о том, что берет в свои руки всю полноту власти в стране. Так началась "реставрация Мэйдзи ("Мэйдзи", то есть "просвещенное управление" - девиз правления императора Муцухито, японские императоры обычно именуются по девизам правления или же по своим личным именам).

Реформы оказались действительно радикальными и на удивление успешными. В кратчайшие сроки, за каких-нибудь 15-20 лет, Япония превратилась в современную развитую державу. Была создана первоклассная промышленность, образование, финансовые структуры, введена написанная по прусскому образцу конституция, основаны мощная армия и флот. Успех реформ во многом означал и успех монархии, которая теперь для японцев ассоциировалась с преобразованиями и победами. Внешние формы японской жизни были основательно европеизированы. Относилось это и к внешней стороне монархии.

После реставрации (или, как она часто называется, революции) Мэйдзи в своей внешней, ритуально-протокольно-костюмной стороне монархия отказалась от традиций, некогда заимствованных из Китая времен династии Тан (VII-X вв. н.э.), и в целом перешла к традициям, заимствованным из Европы тех лет. Императоры стали одеваться в мундиры с саблями и эполетами, появляться на людях, встречаться с иностранными дипломатами, давать приемы, принимать парады и ездить верхом. Однако эта новая оболочка была столь же внешней, как и предшествовавшая ей оболочка китайская. Суть концепции императорской власти и обоснования ее легитимности оставались неизменными. Император был по-прежнему потомком солнечной богини и верховным жрецом национальной религии, а также несменяемым символом Японии.

В новых условиях осталась неизменной и другая вековая традиция - политическая пассивность императора. В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. До конца XIX века таковыми являлись организаторы революции Мэйдзи, потом им на смену пришли руководители политических партий, а с конца 1920-х гг. решающую роль стал играть генералитет и ультранационалистическое офицерство. Декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. В то же самое время "император", в верности которому клялись японцы, был не столько человеком, сколько живым символом Империи. Реальным руководителем империи монарх, несмотря на свою теоретически огромную власть, так и не стал.

В 1945 г. Япония проиграла войну. К тому времени на престоле находился император Хирохито (1901-1989, девиз правления "Сёва"), правление которого началось в 1926 г. и продолжалось 63 года. Одним из важнейших (фактически - единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как "военного преступника", и сохранение в Японии императорской династии. В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что "форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа". После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.

С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина "военные преступления" мы здесь говорить не будем), а с другой - демистифицировать монархию и демократизировать ее. В обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, он согласился выступить с заявлением, в котором публично отказывался от своего божественного происхождения. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. Составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора "символом государства и единства народа", но не предусмотрела для него никаких обязанностей - кроме чисто ритуальных, вроде открытия очередной сессии парламента. Последующие полвека Хирохито, оставшийся "символом государства", вел довольно замкнутый образ жизни, занимаясь в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой "в миру" являются биологами (нынешний император Акихито - ихтиолог, автор 25 научных статей).

Вторая половина 1940-х годов была, пожалуй, единственным периодом в истории Японии, когда республиканское движение можно было принимать всерьез. Оно не только существовало, но и пользовалось определенной популярностью среди левых - главным образом, коммунистов и социалистов. Однако и тогда, по оценкам американской военной администрации, за сохранение монархии выступало около 90% всех японцев. В последующие времена из влиятельных политических сил за устранение монархии выступали только коммунисты, но даже и они не придавали своим республиканским лозунгам особого значения.

В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Ее род не принадлежал ни к старым, тысячелетним родам, женщины из которых по традиции становились женами императоров, ни даже к "новой" аристократии, которая получила титулы европейского образца во второй половине XIX столетия. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки - и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену (выбор, конечно, утверждала специальная комиссия).

Впрочем, сын Акихито - родившийся в 1960 г. нынешний наследный принц Арухито пошел еще дальше. Он сам долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, дочерью карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН. Сама Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе, и поначалу отвергла своего принца. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.

Начавшееся в 1989 г. правление Акихито (девиз правления "Хэйсэй") во многом отличается от правления его отца. Новый император явно стремится сделать японскую монархию более "открытой", более похожей на уцелевшие европейские монархии. Показательно, что в 1989 г., вступая на престол, Акихито заплатил налог с наследства своего отца. Императорская чета сейчас часто посещает спортивные и культурные мероприятия, больницы, благотворительные учреждения - короче говоря, император ведет себя не как синтоистский верховный жрец, а как "современный" европейский монарх. Оправдана ли эта политика? Вопрос сложный. Подобное поведение европейских монархов во многом отражает настрой их подданных, которые давно уже утеряли то почтительное отношение к общественной иерархии, которое было свойственно европейцам столетия назад. Современная европейская монархия не может опираться ни на мистику (большинство европейских обществ секуляризовано до предела), ни на привычку к иерархии, отсюда и стремление к "рациональной", "дешевой" и "открытой" монархии. Японское общество тоже постепенно меняется - и, скорее всего, в том же самом направлении. Однако перемены эти остаются медленными, и особого давления на монархию пока нет. Так что, возможно, решение сделать монархию более доступной и земной в стратегическом плане является ошибочным, хотя в плане тактическом оно явно добавило монархии популярности.

В любом случае, положение монархии в Японии представляется весьма прочным. Республиканского движения в стране нет и, кажется, не предвидится. Японская императорская семья избежала судьбы своих восточноазиатских соседей - в том числе и благодаря тому, что далекие предки современных японцев весьма избирательно отнеслись к трудам великого китайского мудреца Мэн-цзы.

Японский императорский дом – старейшая непрерывная династия современного мира.

Ее долговечность и постоянство определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, император считается потомком верховной богини Аматэрасу. Попытка смены династии, по мнению японцев, привела бы к тому, что боги отвернулись бы от страны. Во-вторых, с древнейших времен император не обладает реальной политической властью. Поэтому японские политики сражались и сражаются не за трон, а за право управлять страной от имени императора.

Это не значит, однако, что влияние императора на жизнь Японии незначительно. Будучи верховным жрецом синтоизма , император совершает ряд важных церемониалов, связанных с обрядами плодородия, которым японцы все еще придают большое значение. Также с именами императоров связаны два важнейших события новой истории страны –Реставрация Мэйдзи , когда молодой император дал санкцию на реформирование страны по европейскому образцу, и капитуляция во Второй мировой войне, когда только император Хирохито смог принять на себя ответственность за это тяжелое решение.

Всего на данный момент в истории Японии было 124 императора. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й.

Династия японских императоров не имеет фамилии или названия (как “династия Романовых” или “династия Мин”). Поэтому члены императорской семьи не носят фамилий , одни лишь личные имена.


Императорская печать Японии - символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Начиная с периода Камакура считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи . Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует .

Девизы правления

Обозначаются правления императоров по девизам (нэнго ), которые принимают императоры при вступлении на трон. Например, Акихито правит под девизом “Хэйсэй” (“Мир и спокойствие”). Систему девизов по китайскому образцу “внедрил” в середине VII века император Котоку . По девизам правления ведется традиционный японский календарь .

В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново.

Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.

Посмертные имена

После смерти императора ему присваивается посмертное имя (окурина ), которое должно кратко характеризовать его правление. Именно под своими посмертными именами императоры и известны в истории.

Как и система девизов, система посмертных имен была заимствована в VII веке из Китая. Первоначально посмертные имена были длинными и японскими, однако затем было принято решение сделать их короткими и китайскими, на манер девизов правления. Всем предшествующим императорам посмертные имена были присвоены задним числом.

Во времена реставрации Мэйдзи было решено считать посмертным именем императора девиз его правления.

Император Японии

Перечень императоров

Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому.

Имя императора
(название правления)
Начало правления (коронация) Окончание правления
Акихито (Хэйсэй) 1989 (1990)
Хирохито (Сёва) 1926 (1928) 1989
Ёсихито (Тайсё) 1912 (1915) 1926
Муцохито (Мэйдзи) 1866 (1868) 1912
Комэй 1847 1866
Нинко 1817 1846
Кокаку 1780 1817
Гомомодзоно 1771 1779
Госакурамати 1763 1770
Момодзоно 1747 1762
Сакурамати 1735 1747
Накамикадо 1710 1735
Хигасияма 1687 1709
Рэйгэн 1663 1687
Госай 1656 1663
Гокомё 1643 1654
Императрица Мэйсё 1630 1643
Гомидзуно-о 1611 1629
Гоёдзэй 1586 1611
Огимати 1557 (1560) 1586
Гонара 1526 (1536) 1557
Гокасивабара 1500 (1521) 1526
Гоцутимикадо 1465? (1465) 1500
Гоханадзоно 1429? (1429) 1464
Сёко 1412 (1414) 1428
Гокомацу 1392 1412
Гокамэяма 1383 1392
Тёкэй 1368 1383
Гомураками 1339 1368
Годайго 1318 1339
Ханадзоно 1308 1318
Гонидзё 1301 1308
Гофусими 1298 1301
Фусими (1288) 1298
Гоуда 1274 1287
Камэяма 1259 1274
Гофукакуса 1246 1259
Госага 1242 1246
Сидзё 1232 1242
Гохорикава 1221 1232
Тюкё 1221 1221
Дзюнтоку 1210 1221
Цутимикадо 1198 1210
Готоба 1183 (1184) 1198
Антоку 1180 1183
Такакура 1168 1180
Рокудзё 1165 1168
Нидзё 1158 1165
Госиракава 1155 1158
Коноэ 1141 1155
Сутоку 1123 1141
Тоба 1107 1123
Хорикава 1086 1107
Сиракава 1072 1086
Гасандзё 1068 1072
Горэйдзи 1045 1068
Госудзаку 1036 1045
Гоитидзё 1016 1036
Сандзё 1011 1016
Итидзё 986 1011
Кадзан 984 986
Эн-ю 969 984
Рэйдзи 967 969
Мураками 946 967
Судзаку 930 946
Дайго 897 930
Уда 887 897
Коко 884 887
Ёсэй 876 (877) 884
Сэйва 858 876
Монтоку 850 858
Ниммё 833 850
Дзюнна 823 833
Сага 809 823
Хэйдзэй 806 809
Камму 781 806
Конин 770 781
Императрица Сётоку 764 770
Дзюннин 758 764
Императрица Кокэн 749 758
Сёму 724 749
Императрица Гэнсё 715 724
Императрица Гэммей 707 715
Момму 697 707
Императрица Дзито (690) 697
Тэмму (673) 686
Кобун 671 672
Тэндзи (662) 671
Императрица Саймэй (655) 661
Котоку 645 654
Императрица Когёку (642) 645
Дзёмэй (629) 641
Императрица Суйко 592 628
Сусюн 587 592
Ёмэй 585 587
Бидацу (572) 585
Киммэй 539 571
Сэнка 535 539
Анкан 531 535
Кэйтай (507) 531
Бурэцу 498 506
Нинкэн (488) 498
Кэндзо (485) 487
Сэйнэй (480) 484
Юряку 456 479
Анко 453 456
Ингё (412) 453
Нандзэй (406) 410
Ритю (400) 405
Нинтоку (313) 399
Одзин (270) 310
Регент Дзингу Кого 201 269
Тюай (192) 210
Сэйму (130) 190
Кэйко (71) 130
Суйнин 29 г. до н.э. 70
Судзин (97 г. до н.э.) 30 г. до н.э.
Кайка 158 г. до н.э. 98 г. до н.э.
Когэн 214 г. до н.э. 158 г. до н.э.
Корэй 290 г. до н.э. 215 г. до н.э.
Коан 392 г. до н.э. 291 г. до н.э.
Косё 475 г. до н.э. 393 г. до н.э.
Итоку 510 г. до н.э. 477 г. до н.э.
Аннэй 549 г. до н.э. 511 г. до н.э.
Суйдзэй 581 г. до н.э. 549 г. до н.э.
Дзимму (660) г. до н.э. 585 г. до н.э.

Император Хирохито (裕仁 яп. ; 1901-1989) - 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря 1926 по 7 января 198

Император как жрец

В отношении своего политического строя Япония занимает в Восточной Азии совершенно особое место. В других государствах региона монархии прекратили свое существование еще в начале XX века, и на протяжении уже многих десятилетий никто всерьез не говорит об их возрождении. В Китае, Корее, Вьетнаме монархистов практически нет - а вот в Японии почти нет республиканцев.

Это связано не только и не столько с различиями в политической истории этих стран, но с различиями в принятой там концепции монархии. Во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная еще Мэн-цзы теория "мандата Неба", по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось - как наказание за накопившиеся ошибки и аморальные поступки правителей.

Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению имела очень много общего с китайской (по сути - ее копировала), в Японии доктрину "небесного Мандата" не признавали. Существовало даже поверье, что книги Мэн-цзы нельзя ввозить в Японию, ибо такая попытка вызовет гнев оберегающих Японию богов и корабль, на борту которого находятся богопротивные сочинения, пойдет ко дну. По-видимому, иногда боги были все-таки милостивы, и некоторые корабли доплывали до Японии - откуда иначе там появились бы тексты Мэн-цзы? Однако труды этого философа и его последователей, которые в целом высоко ценились в Японии (в частях, не касающихся проблем легитимности монархии) на японскую концепцию монархической власти никак не повлияли.

В концепции Мэн-цзы монарх является не более чем управленцем, выбранным Небом для устройства земных дел к вящему счастью подданных. Благополучие народа и государства - его высшая цель, и он (и его потомки) остаются на престоле постольку, поскольку они осуществляют эту цель. В свой срок они будут смещены и заменены более достойными на данный момент кандидатами. По сути, конфуцианский монарх является лишь своего рода первым чиновником, назначенным на эту должность высшими силами и обладающим ограниченным правом передачи власти по наследству. В японской же концепции императорская власть является неизменной и установленной раз и навсегда по воле богов. Правящая семья была избрана богами в незапамятные времена - строго говоря, императоры сами являлись потомками богов и богами.

Первая и главная особенность японской монархии - ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не очень верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать более земные корни династии Ямато. Поиски эти, скорее всего, безнадежны - история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не был правил японскими племенами. Уже тогда казалось, что этот клан существовал и правил всегда. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию, то есть в самом начале нашей эры. Есть некоторые смутные намеки, которые позволяют предполагать, что клан Ямато - изначально корейского происхождения. Однако все это остается объектом скорее домыслов, чем научного исследования. Бесспорно одно: японская правящая династия действительно является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как своеобразного верховного жреца традиционной японской религии Синто ("путь богов") отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью. И действительно, нынешняя ситуация, когда японский император, окруженный всяческим почетом, не имеет ровным счетом никакого влияния на принятие политических решений, отнюдь не является исключением. Скорее наоборот - в таком положении находилось и большинство его предков. Уже ранние императоры фактически были марионетками в руках своих канцлеров, а с XII в. возникла система наследственных главнокомандующих (сёгунов), к которым реально и перешла верховная власть в стране. Именно династии сёгунов - Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573) и, наконец, Токугава (1603-1868) и играли в Японии роль "обычных", сменяемых династий. Сёгуна можно было свергнуть, заставить отречься от престола, разгромить в бою. Император был выше этого. Император жил в своем роскошном дворце, которого многие монархи не покидали ни разу за всю жизнь, он был окружен максимальным комфортом, но при этом обычно не имел никакого отношения к реальной политике.

В 1868 г. группа радикальных реформаторов решила отстранить от власти династию сёгунов Токугава, которую они считали коррумпированной, оторвавшейся от реальности и неспособной к проведению реформ. Эти молодые самураи выдвинули лозунг, который к тому времени уже был опробован многими оппозиционными публицистами: "Власть - императору!". Реформаторы подняли восстание, их части заняли Киото, в котром тогда находился императорский дворец, и под их давлением император Муцухито, только что взошедший на престол 15-летний подросток, объявил о том, что берет в свои руки всю полноту власти в стране. Так началась "реставрация Мэйдзи ("Мэйдзи", то есть "просвещенное управление" - девиз правления императора Муцухито, японские императоры обычно именуются по девизам правления или же по своим личным именам).

Реформы оказались действительно радикальными и на удивление успешными. В кратчайшие сроки, за каких-нибудь 15-20 лет, Япония превратилась в современную развитую державу. Была создана первоклассная промышленность, образование, финансовые структуры, введена написанная по прусскому образцу конституция, основаны мощная армия и флот. Успех реформ во многом означал и успех монархии, которая теперь для японцев ассоциировалась с преобразованиями и победами. Внешние формы японской жизни были основательно европеизированы. Относилось это и к внешней стороне монархии.

После реставрации (или, как она часто называется, революции) Мэйдзи в своей внешней, ритуально-протокольно-костюмной стороне монархия отказалась от традиций, некогда заимствованных из Китая времен династии Тан (VII-X вв. н.э.), и в целом перешла к традициям, заимствованным из Европы тех лет. Императоры стали одеваться в мундиры с саблями и эполетами, появляться на людях, встречаться с иностранными дипломатами, давать приемы, принимать парады и ездить верхом. Однако эта новая оболочка была столь же внешней, как и предшествовавшая ей оболочка китайская. Суть концепции императорской власти и обоснования ее легитимности оставались неизменными. Император был по-прежнему потомком солнечной богини и верховным жрецом национальной религии, а также несменяемым символом Японии.

В новых условиях осталась неизменной и другая вековая традиция - политическая пассивность императора. В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. До конца XIX века таковыми являлись организаторы революции Мэйдзи, потом им на смену пришли руководители политических партий, а с конца 1920-х гг. решающую роль стал играть генералитет и ультранационалистическое офицерство. Декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. В то же самое время "император", в верности которому клялись японцы, был не столько человеком, сколько живым символом Империи. Реальным руководителем империи монарх, несмотря на свою теоретически огромную власть, так и не стал.

В 1945 г. Япония проиграла войну. К тому времени на престоле находился император Хирохито (1901-1989, девиз правления "Сёва"), правление которого началось в 1926 г. и продолжалось 63 года. Одним из важнейших (фактически - единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как "военного преступника", и сохранение в Японии императорской династии. В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что "форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа". После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.

С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина "военные преступления" мы здесь говорить не будем), а с другой - демистифицировать монархию и демократизировать ее. В обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, он согласился выступить с заявлением, в котором публично отказывался от своего божественного происхождения. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. Составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора "символом государства и единства народа", но не предусмотрела для него никаких обязанностей - кроме чисто ритуальных, вроде открытия очередной сессии парламента. Последующие полвека Хирохито, оставшийся "символом государства", вел довольно замкнутый образ жизни, занимаясь в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой "в миру" являются биологами (нынешний император Акихито - ихтиолог, автор 25 научных статей).

Вторая половина 1940-х годов была, пожалуй, единственным периодом в истории Японии, когда республиканское движение можно было принимать всерьез. Оно не только существовало, но и пользовалось определенной популярностью среди левых - главным образом, коммунистов и социалистов. Однако и тогда, по оценкам американской военной администрации, за сохранение монархии выступало около 90% всех японцев. В последующие времена из влиятельных политических сил за устранение монархии выступали только коммунисты, но даже и они не придавали своим республиканским лозунгам особого значения.

В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Ее род не принадлежал ни к старым, тысячелетним родам, женщины из которых по традиции становились женами императоров, ни даже к "новой" аристократии, которая получила титулы европейского образца во второй половине XIX столетия. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки - и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену (выбор, конечно, утверждала специальная комиссия).

Впрочем, сын Акихито - родившийся в 1960 г. нынешний наследный принц Арухито пошел еще дальше. Он сам долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, дочерью карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН. Сама Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе, и поначалу отвергла своего принца. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.

Начавшееся в 1989 г. правление Акихито (девиз правления "Хэйсэй") во многом отличается от правления его отца. Новый император явно стремится сделать японскую монархию более "открытой", более похожей на уцелевшие европейские монархии. Показательно, что в 1989 г., вступая на престол, Акихито заплатил налог с наследства своего отца. Императорская чета сейчас часто посещает спортивные и культурные мероприятия, больницы, благотворительные учреждения - короче говоря, император ведет себя не как синтоистский верховный жрец, а как "современный" европейский монарх. Оправдана ли эта политика? Вопрос сложный. Подобное поведение европейских монархов во многом отражает настрой их подданных, которые давно уже утеряли то почтительное отношение к общественной иерархии, которое было свойственно европейцам столетия назад. Современная европейская монархия не может опираться ни на мистику (большинство европейских обществ секуляризовано до предела), ни на привычку к иерархии, отсюда и стремление к "рациональной", "дешевой" и "открытой" монархии. Японское общество тоже постепенно меняется - и, скорее всего, в том же самом направлении. Однако перемены эти остаются медленными, и особого давления на монархию пока нет. Так что, возможно, решение сделать монархию более доступной и земной в стратегическом плане является ошибочным, хотя в плане тактическом оно явно добавило монархии популярности.

В любом случае, положение монархии в Японии представляется весьма прочным. Республиканского движения в стране нет и, кажется, не предвидится. Японская императорская семья избежала судьбы своих восточноазиатских соседей - в том числе и благодаря тому, что далекие предки современных японцев весьма избирательно отнеслись к трудам великого китайского мудреца Мэн-цзы.

СУМЭРАГИ

Императорская династия Японии

Этот правящий дом считается самым древним в мире из всех ныне существующих монарших династий. Конечно, далеко не всегда императоры Японии обладали всей полнотой власти. В течение продолжительного времени (в 1192–1867 годах) фактическими правителями страны были сёгуны (существовало три династии сёгунов: Минамото (1192–1333), Асикага (1335 (1338)–1573) и Токугава (1603–1867)).

В настоящее время монархический строй Японии идеально адаптировался к демократическим порядкам: император, не обладая политической властью, по-прежнему занимает важнейшее место в обществе, поскольку японцы продолжают считать монарха неотъемлемым элементом своей национальной культуры.

Если верить историческим хроникам Страны восходящего солнца «Кодзики» (712 год) и «Нихонги» (720 год), то первый император вступил на трон Японии еще в 660 году до н. э. Воцарение, естественно, не обошлось без вмешательства богов… Хроники сообщают, что богиня Аматэрасу Омиками, занимающая центральное место в синтоистском пантеоне, решила отдать власть над Японией своему внуку, Ниниги-но Микото. Заботливая бабушка, после того как дала потомку необходимые наставления по управлению страной, приподнесла ему три ценных подарка как залог мира и спокойствия новой династии и всего государства. Аматэрасу Омиками вручила внуку бронзовые зеркало, меч и яшмовые подвески. При этом она сказала: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». Таким образом Япония и обрела прародителя императорской династии.

Ниниги-но Микото передал подарки богини своим потомкам как величайшее сокровище. По сообщению все тех же хроник, титул императора (тэнно) первым принял правнук Ниниги-но Микото - Дзимму (711–585 до н. э.), с мифа о котором начинается второй раздел эпоса «Кодзики». Имя этого правителя открывает длинный перечень монархов Страны восходящего солнца. Собственно, лишь со времен Дзимму нам известны официально зафиксированные даты правления представителей японской императорской династии. Сам Дзимму был у власти в 660–585 годах до н. э. Естественно, он, как и положено человеку, находящемся в родстве с верховным божеством, не только мог напрямую общаться с богами, но и был наделен внушительной магической силой… А обладание реликвиями, некогда врученными Аматэрасу Омиками ее внуку, оставалось обязательным условием вступления очередного императора на престол и залогом его успешного правления.

Кроме мифов и легенд, сказания о Дзимму донесли до нас сведения о вполне реальных исторических событиях (например, о походах племен, населявших в то время Кюсю, на остров Хонсю). Этому правителю посвящены два храма - в Миядзаки и в Касивара. Кроме того, Дзимму японцы обязаны существованием одного из самых известных национальных праздников - Кигэнсэцу, который отмечается 11 февраля (в настоящее время этот древний праздник носит название Кэнкоку кинэнби - День основания государства). Считается, что этот праздник напоминает о том дне, когда Дзимму впервые воссел на Хризантемовый трон.

По вполне понятным причинам историки не считают «Кодзики» и «Нихонги» образцом точности и несколько сомневаются в том, что хроники содержат достоверные исторические сведения. Кроме рассказов о первых императорах Японии в них содержится немало мифов и легенд. Более правдоподобным временем возникновения императорской власти историки и археологи считают III–IV века нашей эры; тогда власть племенного союза Ямато распространилась на внушительной территории: от острова Кюсю на юге до равнины Канто на севере. В то время правители Японии действительно могли похвастать настоящим величием. Об этом свидетельствует, например, захоронение Нинтоку, 16-го императора Страны восходящего солнца, правившего в IV веке н. э. Огромный комплекс, размеры которого составляют 753 ? 656 м, был обнаружен при раскопках в префектуре Осака.

Достоверно известно, что с середины VII века японские императоры стали носить титул тэнно - «небесный правитель». С того времени при упоминании владыки страны постоянно используется формула, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Особо увлеченным божественным происхождением своей династии и страны в целом оказался император Тэмму (ок. 631–686). Именно он ввел для Японии название Ниппон, в написание которого входит иероглиф «солнце».

А теперь отправимся в VIII век, вернее в самое его начало. Тогда императорский двор переживал серьезные изменения, а система управления страной подверглась коренной перестройке. Теперь все было организовано по китайскому образцу, с характерной для него жесткой централизацией власти. Интересно, что в это время потомок Аматэрасу являлся не только императором: он сочетал роль правителя государства с обязанностями верховного жреца культа собственной прародительницы. Однако долгое время удерживать высшую и светскую, и духовную власть в одних руках императорам Японии все же не удалось.

В связи с тем, что Япония практически не знала внешней угрозы, а бюрократическая система управления постоянно совершенствовалась, дворцовая аристократия постепенно стала набирать все большую силу. Особенно в то время выдвинулся род Фудзивара. В итоге в Японии возник институт регентства, что привело к низведению всесильного когда-то тэнно до символического правителя… У рычагов реальной власти находились представители того или иного влиятельного клана, которые всегда жаждали утопить своих конкурентов в крови, чтобы дорваться до руководящих постов. Неудивительно, что Страна восходящего солнца быстро дошла до кризисного состояния.

Потомки Аматэрасу Омиками тем временем искали пути возвращения себе утраченных позиций. Значительный шаг в этом направлении сделал в конце XI века император Сиракава (1053–1129; правил в 1073–1087 годах), боровшийся против усиления влияния местных феодалов и буддийской верхушки. Он впервые применил так называемую практику инсэй - отречения от престола и принятия монашества. В новом качестве Сиракава, уже не занимавший никаких официальных должностей, продолжал управлять страной. С того времени подобные царственные монахи вновь обрели положение самой влиятельной силы в стране: они стали крупнейшими землевладельцами (под их контролем оказалось сосредоточено более половины всех земель в Японии), содержали не только многочисленные и хорошо обученные войска, но и собственную полицию.

В X–XIV веках судьба императорской династии Японии оказалась в руках трех родственных семей: Тайра, Минамото и Ходзё. Первый из упомянутых кланов был наиболее близок императору, потому и сумел прибрать к рукам все ключевые должности в правительстве и при дворе. Позднее род Минамото вытеснил соперников с занимаемых позиций, когда после кровавой войны между этими двумя кланами победители основали новую форму государственного правления - сёгунат (военное правительство). После того, как глава клана Минамото получил от тэнно титул сёгуна и под его началом оказались все феодалы Японии со своими самураями и землями, власть самого императора превратилась в фикцию. Исправить положение попробовал 96-й император - Го-Дайго (1288–1339; правил в 1318–1339 годах), который хотел во что бы то ни стало вернуть себе полномочия, принадлежавшие некогда тэнно. До коронации носивший имя принца Такахару, он впервые за долгие века японской истории вступил на престол совершеннолетним. Когда его отец Го-Уда (1267–1324) в 1321 году целиком посвятил себя делам религии, молодой император решил, что настало время взять управление страной в свои руки, избавившись от чересчур активных опекунов в лице многочисленных регентов, экс-императоров и феодалов. Свое стремление навести, наконец, порядок в стране он продемонстрировал уже тогда, когда выбирал себе посмертное имя. Такахару вспомнил о «золотом веке» своей династии, который совпал со временем правления императора Дайго (885–930). Поэтому он выбрал имя Го-Дайго, что значит «последователь Дайго».

Для начала новый монарх отдалил от себя наследственных аристократов и с охотой обратился за помощью к не столь родовитым, но куда более способным и талантливым людям. В 1319–1322 году Го-Дайго провел серию экономических реформ и заставил правительство гибко управлять финансовой обстановкой при помощи налогообложения. Благодаря этому Го-Дайго смог установить полный контроль над столицей империи Киото и прилегающими областями.

В 1324 году сёгунские власти раскрыли заговор, который организовал император. Косвенные данные указывали на это достаточно ясно. Однако тэнно послал сёгуну письмо, в котором отрицал свою причастность к этому заговору. Заявлению Го-Дайго поверили, а заговорщики даже не понесли серьезного наказания. В Японии тем временем прокатилась волна восстаний против правительства сёгунов Минамото.

После того, как в 1326 году внезапно скончался наследный принц Куниёси, его место, невзирая на протест императора, занял представитель другой линии династии, Кадзухито (впоследствии - император Когон). Тогда Го-Дайго снова прибег к заговору против сёгуна, который возглавил лично. Когда феодалы раскрыли намерения монарха в 1331 году, он, забрав с собой священные реликвии, дававшие право на Хризантемовый трон, бежал в провинцию Кавати под защиту полководца Кусуноки Масасигэ. Началась гражданская война.

Го-Дайго потерпел поражение и, плененный, был вынужден отдать священные реликвии новому императору - Когону. Но, даже будучи выслан на острова Оки, он отказался признать власть своего преемника. В Японии возникло партизанское движение, во главе которого стали сын пленного императора, принц Мориёси (бывший настоятель храма Энрякудзи на горе Хиэй) и Кусуноки Масасигэ. Военные успехи мятежников были столь значительны, что волнения охватили всю страну. Го-Дайго смог вернуться из ссылки и в 1333 году сам возглавил восстание.

Военные действия велись против клана Ходзё, к тому времени уже более века фактически управлявшего государством за спиной сёгунов Минамото. В том же 1333 году командующий армией сёгуната Асикага Такаудзи в решающий момент принял сторону Го-Дайго и захватил Киото. Одновременно еще один бывший полководец сёгуна, Нитта Ёсисада, взял приступом Камакуру. Вслед за этим весь дом Ходзё и его многочисленные вассалы совершили сэппуку (ритуальное самоубийство). Го-Дайго снова занял трон Японии, после чего произвел кардинальные перестановки в правительстве, приступил к земельной реформе и раздаче наград. Однако тэнно повел неверную политику относительно самураев: значительно урезал права и привилегии этих воинов, что сильно подорвало его авторитет. К тому же, при переделе земель было допущено слишком много ошибок, что привело к ужасной путанице.

Император провел также ряд административных реформ. Органы государственной власти комплектовались как из аристократов, так и из военных. Назначая военных и гражданских губернаторов, император сумел на некоторое время установить контроль над всей Японией, однако этот шаг привел к обострению противоречий между правителями отдельных провинций. Предпринял Го-Дайго и ряд мер по реформированию финансовой политики и отношений с религиозными институтами. Принятие правительством такого множества новых решений усилило неразбериху и вызвало недовольство военных.

Асикага Такаудзи тем временем стал признанным авторитетом в правительстве и в среде самураев. Чтобы воспрепятствовать возвышению этого военачальника, Го-Дайго присвоил самый высокий воинский титул принцу Мориёси. Тот открыто конфликтовал с Такаудзи, и уже через несколько месяцев император под давлением военных отменил свое решение и позволил арестовать сына. Это не помогло Го-Дайго удержаться на троне. В Японии снова вспыхнули восстания, но уже в поддержку Асикага Такаудзи. Тот удалился от императорского двора, а затем нанес поражение войскам верного императору Нитта Есисада. Войдя победителем в Камакуру, Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном. В 1336 году он возвел на трон своего протеже - императора Комё.

Го-Дайго ничего не оставалось, как уйти вместе с небольшим количеством своих сторонников в горы Ёсино, где был основан так называемый Южный двор. А в Киото тем временем находилось правительство, контролируемое новым сёгуном - Северный двор. Противостояние между двумя центрами власти продолжалось с 1337 по 1392 год, когда Южный двор окончательно пришел в упадок и прекратил свое существование. Сам Го-Дайго покинул трон в 1339 году, оставив его своему сыну Го-Мураками (1328–1368). Отрекшийся правитель скончался на следующий день после отречения.

В течение нескольких столетий императоры Страны восходящего солнца обладали не более чем видимостью власти, были своеобразным символом, данью традиции. Естественно, они не один раз пытались изменить ситуацию, но безуспешно, тем более что эпоха Сэнгоку-дзидай подарила Японии властных и талантливых полководцев и правителей - Ода Нобунага (1534–1582) и Тоётоми Хидэёси (1536–1598). По сравнению с ними номинальные правители Японии казались не более чем бледными тенями. А Токугава Иэясу (1542–1616) основал династию сёгунов и мощнейший в истории Японии военно-феодальный режим, на 250 лет похоронивший надежды императорской династии возвратить себе реальную власть.

Когда Японией фактически правили сёгуны, император, за которым был закреплен дворец в Киото, вынужденно занимался лишь тем, что проводил при дворе пышные церемонии, представления древних танцев бугаку, конкурсы поэтов, каллиграфов и спортивные состязания. Отголосок устоявшейся тогда традиции дошел и до наших дней: подобные мероприятия по-прежнему входят в состав официальных развлечений императорского двора Японии.

Вплоть до середины XIX века правители Страны восходящего солнца вынуждены были довольствоваться оставшейся у них сугубо религиозной властью. Положение в корне изменилось со вступлением на трон императора Муцухито (1852–1912). Этот властный, дальновидный и талантливый политик в 1868 году рискнул развязать вооруженный конфликт с сёгунатом, вылившийся в так называемую революцию Мэйдзи. На сей раз потомку богини сопутствовала удача: Муцухито сумел выйти победителем и обрел всю полноту государственной власти. Чтобы закрепить достигнутые успехи и обезопасить Трон хризантем от превращения в символ, император настоял на том, чтобы в 1889 году в Японии был принят основной закон, согласно которому страна объявлялась конституционной монархией. В эпоху Мэйдзи столица Японии переехала в Эдо (1869), который получил название «Восточной столицы» - Токио.

Несмотря на значительные перемены, в конце XIX - начале XX века полномочия императора были несколько ограничены - в вопросах внешней и внутренней политики значительную роль играло правительство. Особенно тяжелая судьба выпала на долю Хирохито (1901–1989), 124-го императора, вступившего на престол в 1926 году. Государственные обязанности на него были возложены еще в 1921 году, когда здоровье императора Есихито (1879–1926) резко ухудшилось, и он вынужден был передать многие свои заботы наследнику, получившему титул регента. Годы правления Хирохито вошли в историю под названием эпохи Сёва. Этому представителю династии предстояло занимать Хризантемовый трон до 1989 года. Даже его предки, отличавшиеся завидным долголетием, могли позавидовать столь продолжительному правлению, необычному даже для императорского дома Японии. Именно при этом монархе Страна восходящего солнца пережила по-настоящему тяжелые времена. Такие страницы истории Японии, как участие в военных авантюрах (результат пребывания у власти милитаристов), быстрое расширение колониальной империи, беспрерывная война в 1937–1945 годах, сгоревшие в адском пламени атомных бомб Хиросима и Нагасаки, капитуляция милитаристского государства, иностранная оккупация и годы разрухи, сменившиеся периодом расцвета экономики, который стали называть «японским чудом», имели громадный международный резонанс.

В эпоху Сёва была переосмыслена сама роль императора в жизни страны. Вплоть до 1945 года правитель Страны восходящего солнца, согласно конституции 1889 года, обладал абсолютной властью в стране - законодательной, исполнительной, судебной и военной. Хирохито, как и его предшественники, считался особой священной и неприкосновенной, при этом священной буквально… Значит ли это, что ответственность за многие преступления, такие, как захватническая война против Китая, колониальный грабеж Юго-Восточной Азии и нападение на Перл-Харбор, лежит целиком и полностью на совести императора? Сам Хирохито и его сторонники отрицали свою вину за преступления против мира и человечества. Они настаивали, что абсолютной власть императора являлась лишь на бумаге, а на деле в Японии существовала конституционная монархия, так что всеми делами в стране ведали правительство и Гэнро (Совет старейшин). Но отвечать за все пришлось императору. 1 января 1946 года Хирохито публично отрекся от божественности происхождения своей династии.

В связи с этим в новой конституции Японии, вступивший в силу в мае 1948 года, император провозглашался «символом государства и единства народа», а суверенная власть - прерогативой самого народа. С тех пор монарх, занимающий Хризантемовый трон, выполняет исключительно церемониальные и формальные функции. В частности, в его обязанности входит подтверждение назначений и отставок руководящих лиц, предложенных правительством, прием верительных грамот от иностранных послов, визирование официальных государственных документов, а также вручение почетных наград. Все действия императора, которые тем или иным образом могут повлиять на государственные дела, контролируются кабинетом министров и осуществляются только с его одобрения.

После того, как Хирохито ушел из жизни, Хризантемовый трон занял его старший сын Акихито (род. в 1933 году). Всего у Хирохито было семеро детей - пятеро дочерей и двое сыновей. Акихито, 125-й император династии, начал свое правление 7 января 1989 года. Наследником (кронпринцем) с 1991 года является старший сын монарха - Нарухито (род. в 1960 году).

Наследный принц - личность неординарная. Те, кто хорошо его знают, характеризуют Нарухито как решительного человека с завидным самообладанием. В 1982 году он окончил отделение истории литературного факультета университета Гакусюин, после чего поступил в аспирантуру Оксфордского университета. В марте 1988 года Нарухито получил магистерскую степень в том же университете Гакусюин. Принц также является членом местного центра исторических исследований, а в 1991 году получил степень почетного доктора наук. Кроме того, наследник Хризантемового трона ездит с официальными визитами за рубеж как представитель японской императорской династии.

Принц с детства увлекался музыкой, играл на скрипке, а затем на альте. В годы учебы он с друзьями организовал небольшой струнный ансамбль.

Со своей будущей супругой Овада Масако принц впервые встретился на приеме в 1986 году. Нарухито на тот момент уже было 26 лет, а ей 21. За попытками наследника престола создать семью пристально следила вся Япония; эта история очень напоминала драму.

Похоже, этого брака не хотел никто, кроме самого принца. Его родители считали, что Масако - особа недостаточно знатного происхождения: избранница Нарухито приходилась дочерью заместителю министра иностранных дел страны. Большую часть своей жизни Масако провела за рубежом, переезжая из страны в страну вместе с родителями (в том числе она посещала детский сад в Москве). После окончания школы девушка поступила в Гарвардский университет, специализировалась на изучении экономики и в 1985 году окончила курс с отличием.

В конце концов Масако решила стать дипломатом. Вернувшись в Японию, она поступила на работу в Токийский университет, а спустя год, сдав все необходимые экзамены, стала переводчицей японского МИДа. Когда на ее жизненном горизонте появился принц Нарухито, перед девушкой встал непростой выбор: привычная жизнь, перспективы карьерного роста, поездки по миру, друзья - или замужество, привлекательным никак не казавшееся… И Масако, и ее родители слишком хорошо знали, что скрывается за громким титулом принцессы.

Несмотря на то, что Япония является одним из наиболее развитых государств мира, императорская семья до сих пор живет по законам тысячелетней давности! И если император - это почти бог, а его наследник - едва ли не самое избалованное чадо во всей вселенной, принцесса в Японии - пустое место. Она не имеет никаких гражданских прав. У жены наследника престола нет даже паспорта! Понятно, что принцессы никогда не участвуют в выборах… Работа по специальности для них также заказана. Единственным приемлемым времяпровождением для принцессы считается шитье кимоно и чтение древних стихов. Да что там говорить! Во дворце принцесса должна изъясняться исключительно гекзаметром (!) и произносить не более пяти слов в минуту! А покинуть стены своего жилища она может только в сопровождении мужа, идти при этом следует на три шага позади супруга, с низко опущенной головой и, по возможности, молча.

Стоит ли говорить, что заместитель министра иностранных дел не желал для своей дочери такой судьбы?! Тем более, что Масако была не только красива, но и талантлива. Так что Нарухито, сделавший предложение через знакомых, получил решительный отказ. Масако же (от греха подальше) уехала в Оксфорд. Но упрямый наследник продолжал идти к поставленной цели. Почти шесть лет ему потребовалось на то, чтобы, наконец, добиться своего!

В 1992 году Нарухито снова получил от избранницы отказ. 20 октября семья Овада представила официальный отказ в управление Императорского двора. Принц снова принялся осаждать девушку, и наконец Масако сдалась. После шести лет настойчивых ухаживаний 28-летняя переводчица дала согласие на брак, надеясь, что это «послужит интересам Японии». Нарухито пришлось пообещать: его жене не грозит участь высокопоставленной домохозяйки… Будущая принцесса, заявившая, что в ее сердце «зажглась любовь к прекрасному человеку», была представлена императору Акихито и императрице Митико, после чего в декабре 1992 года пара объявила о помолвке. 9 июня 1993 года состоялось бракосочетание наследника престола и его избранницы, совершенное по традиционному для Японии синтоистскому обряду. С этого момента жизнь Масако начала измеряться линейкой и секундомером.

После первой же пресс-конференции супружеской четы монархисты впали в истерику: принцесса говорила… на девять секунд дольше мужа! Затем Масако стали укорять за слишком высокий рост - она на три сантиметра выше наследника престола. Женщина получила указание ходить, ссутулившись. О европейских платьях, а тем более о джинсах, речь вообще не могла идти: отныне Масако предстояло носить исключительно кимоно.

Естественно, супруга наследника поначалу пыталась отстоять свое право работать, учиться, самой водить машину, путешествовать без охраны и носить то, что ей нравится. Естественно, она проиграла по всем пунктам. Царствующая императрица через год после свадьбы сына четко высказала свое отношение к попыткам изменить древние устои: «В нашей семье не будет второй леди Ди!» Масако внушали, что она должна думать лишь о том, чтобы подарить нации наследника: Хризантемовый трон передается только по прямой мужской линии, а дети нужного пола не рождались в императорской семье с 1965 года. Так что на принцессу возлагались особые надежды.

Масако настолько «заклевали» соображениями высшего порядка, что она превратилась в безмолвную тень собственного мужа… Наконец, в 1999 году объявили, что принцесса ждет ребенка. Но радость была недолгой: беременность Масако закончилась выкидышем. По словам врачей, это произошло исключительно по причине жесточайшего нервного перенапряжения, в котором она жила.

В 2001 году СМИ Японии, прервав все запланированные программы, передали сообщение: 38-летняя принцесса скоро станет матерью. Однако японцев снова ждало разочарование - Масако в декабре родила дочь… Малышка Аико («любимый ребенок») не решила проблем принца и его супруги. Император и императрица не скрывали своего разочарования, а Митико вообще в течение нескольких месяцев (!) отказывалась видеться с невесткой и внучкой. Понятно, что нервы Масако сдали окончательно. Она стала пропускать официальные мероприятия, а в декабре 2003 года угодила в больницу с диагнозом «опоясывающий лишай». Но это официальный диагноз. На самом деле болезнь принцессы носила более страшное название - «маниакально-депрессивный психоз»… В мае 2004 года Масако кричала родне, чтобы ее, не сумевшую выполнить свой долг, отпустили, а Нарухито впервые нарушил все приличия и обвинил прессу и родителей в том, что они затравили его жену. Вопреки всем традициям, «неправильный» принц на коленях вымаливал у супруги прощения за то, что не смог ее защитить.

Пожалуй, это был первый случай за все время существования японской императорской династии, когда для наследника престола любовь и семья оказались дороже трона. Впервые принц открыто выступил в защиту жены, не вписавшейся в требования дворцовой жизни. И тогда… дрогнул сам император Акихито. По настоянию монарха и его сына специальная комиссия рассмотрела ситуацию, когда отсутствует наследник мужского пола. Комиссия рекомендовала парламенту изменить закон о престолонаследии. По данным социологических опросов, это решение поддерживают, как ни странно, более 80 % жителей страны. Так что малышка Аико, возможно, в один прекрасный день воссядет на Хризантемовый трон и станет символом нации. Уж ей-то не придется всю жизнь шить кимоно и говорить гекзаметром!

Недавно средства массовой информации передали очередную новость: забеременела принцесса Кико, жена второго сына императора Акихито принца Фумихито. Возможно, закон о престолонаследии менять и не придется.

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

30.13. Императорская корона из рук первосвященника «Папа Лев III (750–816, первосвященник с 795) с самого начала видел в Карле Великом (747–814) большого друга и защитника гроба апостола Петра, но также и могущественнейшего западного властителя и доблестного распространителя

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского правления и вся первая часть исторического периода 1066–1327 гг. - это правление нормандской династии (, с.357): от 1066 до 1153 (или 1154) годов.

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер

Императорская корона В начале зимы 368/69 гг. Симмах покинул Рим и отправился на север. Это была не экскурсионная поездка - он возглавил сенатское посольство, направлявшееся к северу от Альп, к городу Триру в долине Мозеля, где Германия граничит теперь с Францией и

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Императорская чехарда Император Петр Второй Алексеевич (1727–1730 годы) Первое, что сделал любимый друг Петра Меншиков, – перевез одиннадцатилетнего императора в свой дворец и обручил его со своей дочерью. Невесте Петра Алексеевича было шестнадцать годков, она Петру не

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Императорская половина при Александре I После воцарения Александра I половина императорской семьи несколько изменила свою дислокацию. Это было связано не только с изменением статуса, но и с особенностями семейной жизни императорской четы. Юные супруги, почти дети,

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Воин под Андреевским флагом автора Войнович Павел Владимирович

Императорская яхта В 1777 году, вернувшись в Петербург из Ливорно, Марко плавал на Балтике, командуя бомбардирским кораблем «Страшный». Затем его назначили капитаном парусно-гребного фрегата «Евангелист Марк» – на нем рано утром 5 июня вместе с несколькими яхтами

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

79. КАПИТУЛЯЦИЯ ЯПОНИИ. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ 1947 г. На государственно-правовое развитие Японии второй половины XX в. решающее значение оказали ее поражение и капитуляция во второй мировой войне. Оккупационный режим осуществлялся американской военной администрацией, а

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Императорская власть Византийская монархия стала новым историческим этапом в развитии форм монархической государственности вообще - по сравнению и с эллинистической, и с римской монархией. Император не просто возглавлял государство, его фигура и власть стояли в

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

2. Большая императорская корона Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 г. для коронации императрицы Екатерины II талантливым ювелиром Георгом Экартом. Подбором камней занимался Иеремия Позье. Превосходный мастер, он

Из книги Нерон автора Сизек Эжен

Императорская и эллинская добродетель Во время своего правления Нерон проводил две различные стратегии. На него имели большое влияние доктрина Антония и культ императорской и эллинской добродетели. Обе стратегии проводились по общему плану сформировать Империю по

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Первая русская национальная армия против СССР автора Хольмстон-Смысловский Борис Алексеевич

Императорская гвардия Сегодня мы празднуем твой 250-летний юбилей, и тем самым хотим вспомнить, хотя бы в кратких словах, историю твоей славы.Ты прошла красивой сказкой сквозь доблестный путь Русской императорской армии.Пышность и блеск твоих золотом или серебром

Публикации по теме