Мстерская вышивка. Владимирские швы

Владимирский шов. Описание. Схема подушки и панно.

В посёлке Мстера Владимирской области в середине 19 века возник местный тип вышивки цветной гладью - так называемый "владимирский шов" , выполняемый крупными рельефными стежками...

Владимирский шов, или верхошов - это односторонняя гладь, образующая застил только на лицевой стороне ткани, а на изнаночной видны лишь мелкие стежки по контуру узора (рисунок 1). Вышивают, как правило, мулине в 6-12 ниток; ирисом, синтетикой, шерстью. Основной цвет для шва - красный в разных оттенках, возможно небольшое добавление синего, зелёного, жёлтого. При выполнении узора очень важно не допускать перекручивания нитки, пушистые стежки должны ложиться не плотно, а только чуть-чуть касаться друг друга.

Некрупные листочки выполняют параллельными стежками верхошва в поперечном или косом направлении, а большие - заполняют косыми стежками в двух направлениях с наклоном от края к середине (рисунок 2). Чтобы форма листочков получилась красивой, начинают вышивать с вершины. Первый стежок делают длинным от контура к центру и сначала заполняют левую часть листа до основания, а затем от вершины вышивают правую сторону. Середины крупных листьев и мелкие листики выполняют швом "козлик".

Вышивая цветы, стежки глади укладывают по радиусу, при этом стежки по внешнему контуру получаются разреженные, а по внутреннему - плотные (рисунок 3). Иногда, чтобы выдержать правильное направление, часть стежков, направленных к центру, делают короче, но иглу выводят на лицевую сторону всегда на внутреннем контуре мотива, после чего делают длинный стежок до внешнего.

Большие закруглённые мотивы лучше вышивать, перекрывая каждый длинный стежок коротким, по принципу выполнения полтавского шва (рисунок 4). Перекрывающие стежки должны располагаться на одинаковом расстоянии от внешнего контура, при этом край мотива становится зубчатым, что делает переход от узора к фону ткани плавным, размытым. Такой же зубчатый край у цветов и листьев можно получить, если чередовать стежки, укладывая один до внешнего контура, один короче (рисунок 5). Зубчатые края придают крупным мотивам лёгкость и изящность.

Стебли цветов выполняют по контуру узким швом односторонней глади. Стежки верхошва кладут косо, и чем тольше стебель, тем длиннее стежок (рисунок 6).

Узоры верхшва дополняют и украшают декоративными накладными сетками, которыми натягивают длинными стежками в пределах контура (рисунок 7). Сетки бывают прямые и косые. Каждая проложенная верхняя нить в местах пересечения с нижней закрепляется крестиком последовательно одна за другой. Можно прикрепы выполнять одинарными стежками, а сетку заполнять различными разделками: двойным крестиком, тамбурной петелькой, узелками, лапкой (три стежка) и т.д. Контрастируя с плотными частями узора, сетки вносят большое разнообразие в фактуру вышивки.

Декоративне возможности красочных владимирских швов, своеобразный характер узоров широко используется для панно, скатертей, портьер, диванных подушек, а также для одежды, выполненной но народным мотивам. Утюжить такие вышивки можно только с изнаночной стороны на мягкой подстилке.


Подушка и панно.


Подушка

Вам понадобится: нитки мулине 3-ёх тонов красного, бордового, жёлтого, ярко-зелёного цвета и суровое полотно.

Выполнение работы.

Узор выполнен гладью "верхошов" в 6 ниток мулине. Середины крупных швов заполнены швом "козлик" в 4 нитки ярко-зелёного цвета. Косая накладная сетка и вертикальные скрепляющие стежки выполнены бордовым мулине в 4 нитки. Клеточки заполнены узелками в 3 оборота двойной нитью мулине жёлтого цвета. Тонкие веточки бордового цвета вышиты стебельчатым швом в 4 нитки. Этими же нитками выполнены тамбурные петельки впикреп. Дополняет вышивку полоса, выполненная швом кисточка (рисунок 8). Этот двухсторонний шов вышивается, как роспись. Сначала намечают швом "вперёд иголку" зигзагообразную линию. Обратным ходом перекрывают пропущенные стежки и одновременно выполняют кисточки из пяти стежков: средний, потом крайние и последними - промежуточные. По окончании работы вышивку нужно отутюжить и обрезать лишнюю ткань. Для задней части наволочки раскроить две детали, каждую размером, равным половине передней вышитой части плюс 1,5 см - припуски на средний шов. Сложить эти детали лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, стачать, оставив в середине нестачаный участок для "молнии". Припуски шва обметать и разутюжить. Втачать "молнию". Сложить вышитую и заднюю части наволочки изнаночными сторонами внутрь, уравнять срезы и обшить с 4 сторон красной тесьмой или косой бейкой.

Панно "Птица"

Вам понадобится: мулине 3-4 тонов красного, бордового, 3-х тонов жёлтого и ярко-зелёного цвета и суровое полотно.

Выполнение работы.

Кроме глади "верхошов" в вышивке использованы и другие швы. Середины крупных листьев заполнены швом "козлик" в 4 нитки ярко-зелёного цвета. Накладная сетка (2 нитки бордового цвета) натянута в косом направлении и скреплена мелкими горизонтальными стежками. Клеточки заполнены тамбурной петелькой вприкреп с переходом от светло-жёлтого к тёмно-жёлтому цвету. По контуру птица обшита стебельчатым швом в 4 нитки мулине бордового цвета. Хохолок птицы и тонкие веточки также вышиты стебельчатым швом, но в 2 нитки. Травка выполнена швом "ёлочка" в 4 нитки мулине бордового цвета.

Законченную тщательно отутюженную вышивку уложите на оргалит или плотный картон, обогните его запасом ткани и наклейте бустилатом или другим клеем с обратной стороны панно. Дайте клею высохнуть, придавив чем-нибудь тяжёлым. Удачно подобранная рамка завершит Вашу работу.



Владимирская гладь или «верхошов», так называется вышивка, зародившаяся во Владимирской области. Это одностороннее шитьё с небольшими стежками. Она применяется и при вышивке крупных элементов и достаточно небольших стебельков и веточек. В вышивке в основном растительный орнамент. Листья и цветы вышиваются гладью, стебли-стебельчатым швом, серединки крупных цветов заполняются различными сетками.


Почему владимирская гладь называется ещё и «верхошов»? Дело в том, что история её уходит вглубь веков и тесно связана с , когда каждая ниточка была дорога, и потому старались вышивать на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру рисунка. Стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Если вам придётся вышивать нитью в несколько сложений, то расстояние между стежками будет практически незаметно. Вышивая Владимирской гладью, экономия ниток получается максимальная.





Вышивается «верхошов» большими стежками – от центра к краю или от края контура к центру.


Стежки глади располагают по форме элементов: в цветах – от края к центру, в листьях, стеблях и веточках – с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Если цветы или листья крупные, их сердцевины заполняются различными сетками или фигурами: квадратами, ромбами, треугольниками, зубцами, зигзагами, швом «козлик».


Все эти фигуры выполняются двухсторонней гладью, иногда сетки выполняются накладными с прикрепом. Сетку прикреплять можно крестиком, стежком, лапкой (три стежка). Правильно заполнять накладную сетку так, – сначала укладываем стежки в одном направлении, допустим в вертикальном, а затем в другом (горизонтальном), при этом закрепляя их в местах пересечения. Большие закругленные элементы вышивают гладью «восьмерка».


Всю вышивку окаймляют узкими орнаментальными полосками, например состоящими из крестиков, «козликов», «лапок», кустиков, кисточек и т.д.




Владимирскими швами вышивают наволочки на подушки, полотенца, скатерти, салфетки, дорожки, одежду, панно. Эта вышивка хороша как ручной работы, так и машинной.


Выполняется вышивка толстыми нитками - шерстяными, ирисом, мулине в несколько сложений и синтетическими. Основные цвета - красный, коричневый, бежевый разных оттенков, дополняются зеленым, желтым, а также синим или чёрным. Но это те цвета, которые издавна применялись во Владимирской глади. Схемы узоров для этой глади имеют свои определённые мотивы, которые удобно вышивать именно в такой технике. А что касается цвета ниток, наверное, каждая из вас представит свою вышивку по своему индивидуальному стилю.


Уход за изделиями простой . Стирать можно в машине на деликатном режиме, поместив изделие в наволочку. Гладить только с изнаночной стороны, подстелив мягкую ткань.


Владимирская гладь очень увлекательное занятие. Вашими руками будет созидаться красота русских узоров, которые несут в себе позитивный настрой. И если заняться ею всерьёз, то никакие осенне-зимние депрессии не страшны.



Владимирская вышивка.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

1.Познакомить учащихся c одним из видов художественной вышивки- гладью, способами ее выполнения, учить выполнять гладь в технике владимирского шитья(верхошов, накладная сетка, гладь, « вприкреп»).

2. Уметь переводить рисунок на ткань, выбор шва в зависимости от рисунка, воспитывать интерес к данному виду рукоделия.

Оборудование: ткань, нитки вышивальные, иглы, пяльцы, варианты рисунков для вышивания, плакаты с образцами изделий выполненные в технике владимирского шитья, карандаш, копировальная бумага, видеопроектор, образцы изделий.

Используемые методы – словесные, наглядные, практическая самостоятельная работа по вышивке владимирскими швами.

Место проведения : кабинет технологии.

План урока.

Работа по теме урока.

1 .Вступительное слово учителя.

2. Изучение нового материала

3 .Актуализация знаний

4 . Инструктаж по охране труда.

5 .Демонстрация приёмов выполнения вышивки.

6 .Практическая работа.

7 .Итог урока.

8 .Домашнее задание.

Ход урока

    Работа по теме урока

1.Вступительное слово учителя.

Вышивание- один из любимых видов рукоделия. Из достаточно небольшого количества простых в исполнении швов можно выполнить вышивание различных рисунков. Сегодня на уроке вы научитесь вышивать в технике владимирского шитья, освоив специфические для этой вышивки швы- верхошов, гладь, вприкреп, накладные сетки.

Повторение правил техники безопасности

2. Изучение нового материала:

Сегодня мы с вами должны познакомиться с одним из видов русской вышивки – владимирской вышивкой и научиться выполнять разновидность владимирских швов.

В этом нам с вами поможет презентация.

Просмотр презентации с комментариями учителя.

Слайд 1. Вышивка – один из старинных видов рукоделия, который до сих пор считается самым распространённым и любимым всеми. Искусство вышивания имеет многовековую историю, оно широко распространено у всех народов нашей Родины. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приёмы вышивки, мотивы узоров и композиции.

Основой для возникновения Владимирской вышивки послужили несколько образцов цветной вышивки с крупным растительным орнаментом, хранящиеся в коллекции Музея народного искусства в Москве, Владимиро-Суздальском историко-художественном музее- заповеднике и во Мстёрском музее.

Владимирские швы выполняются, так называемыми, верхошвами. Внешне основной владимирский шов похож на гладь: тот тоже плотно покрывает собой поверхность ткани. Однако нитки тут проходят лишь по её поверхности, зацепляя по линии контура мотива по две-три нитки и возвращаясь обратно.

Владимирские швы выполняются толстыми нитками (мулине), стежки ложатся по форме цветка или лепестка как бы лепя их форму. Границы мотивов приобретают своеобразную пушистость, что придаёт вышивке особую живописность. Середины крупных мотивов, а некоторые мотивы и целиком, заполняются - «атласниками», более редкими декоративными швами, которые образуют более мелкие геометрические узоры в виде шашечек, клеток, зигзагов, треугольников и т.д. Они выполняются швами «набор», «счётная гладь», а так же при помощи настила ниток в двух противоположных направлениях, скрепляемых в местах пересечения небольшими крестиками - «накладные сетки». Швы «козлик» и «косичка» употребляются не только в качестве дополнительного окаймления к основной композиции, но и вводятся в структуру узора. Яркий красный цвет вышивок, как и на музейных образцах, - узорных полосах на концах полотенец - оживляется небольшими вкраплениями синего, жёлтого, зелёного, горящими, как вставки перегородчатой эмали.

В 60 - 70 годы узоры владимирских швов и характер расположения несколько меняются. Орнамент становится более плотным и компактным, так же, как и сопровождающая его кайма.

Особенности характерные для Владимирской вышивки.

Владимирские швы - это декоративная вышивка крупными стежками односторонней глади (гладь-верхошов).

Выполняют её толстыми цветными нитями - мулине в 6 - 12 нитей (самые мелкие элементы - в 3 нити) на плотных тканях: полотне, бортовке, сукне и т.д.

Основной цвет этих вышивок - красный, с небольшим добавлением синего, зелёного, жёлтого. Благодаря тому, что каждый цвет даётся не одного, а нескольких тонов достигается гармоничный колорит, не смотря на сочетание в общем сильных и ярких цветов. Чтобы вышивка выглядела красивой и гармоничной не рекомендуется использовать в одной работе синий и зелёный цвета.

Техника вышивки
Гладь «верхошов» заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Так вышивают крупные мотивы узора, а также стебли, веточки. Стежки глади располагают по форме детали: в цветах от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Контур мотива при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче. Седцевины крупных цветов и детали мотивов заполняют накладными сетками или различными фигурами: квадратами, треугольниками, ромбами, зубцами, ровными и зигзагообразными полосками, которые выполняют двусторонней гладью.

Накладную сетку и прикрепки вышивают нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку. Сетку прикрепляют к ткани разными приёмами: крестиком, стежком, лапкой (3 стежка). При этом соблюдайте определённую последовательность. Сначала выполняйте все стежки сетки в одном направлении, например, вертикальном, затем все горизонтальные, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. Первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков. Верхние стежки прикрепок -крестиков должны быть в одном направлении.

Середину крупных листьев и мелкие листочки вышивают швом «козлик»:

Узоры, выполненные владимирскими швами, окаймляют цветной тесьмой, узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками. Владимирскими швами украшают наволочки на диванные подушки, полотенца, панно, одежду. Вышитые изделия следует гладить только с изнаночной стороны на очень мягкой подстилке.

Сегодня мы с вами постараемся освоить технику владимирской вышивки.

Слайд 3. Актуализация знаний.

    Подготовка к вышиванию .

Подготовку к вышиванию начинают с выбора узора, ткани необходимой структуры, качества и цвета, а также нитки и иголки. Прежде чем приступить к работе, следует выровнять ткань, разметить расположение узора на ней, нанести её.

Края ткани выравнивают, после этого ткань хорошо разглаживают и, если нужно, запяливают.

    Закрепление рабочей нитки.

В отличие от шитья в вышивании не принято делать узелков, оставлять на изнанке длинные петли и концы ниток. Народной вышивке присуща чистая изнаночная сторона, аккуратно выполненная работа.

При вышивании одинарной ниткой концы закрепляют мелкими стежками на изнанке. Можно закрепить конец нитки стежком «за иголку».Делают прокол иголкой с изнанки на лицевую сторону, протягивают иголку и оставляют на изнанке конец нитки длиной 10 см.

Заканчивая работу, нитку закрепляют под вышивкой с изнанки несколькими стежками швом «вперед» или «назад иголку», а концы обрезают ножницами.

Слайд 4. Инструктаж по охране труда.

Учитель: Народная пословица гласит « Что в порядке лежит, само в руки спешит». Это относится и к рукоделию.

Для хранения необходимых материалов, инструментов и приспособлений нужно иметь специальную коробку или шкатулку, корзинку или сделать навесной уголок рукоделия. Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать свое рабочее место и соблюдать определенные правила труда.Свет должен падать на работу с левой стороны. .Надо следить за положением корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см.

Демонстрация приемов выполнения вышивки .

Учитель показывает приёмы выполнения односторонней глади в технике владимирского шитья: заполнение цветка, заполнение листика.

Слайд 5. Практическая работа.

    Изучить по учебнику план выполнения практической работы « Вышивка в технике владимирского шитья.

    В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

    Контроль правильности выполнения приемов работы.

    Контроль соблюдения правил безопасности труда.

    Помощь учащимся испытывающих затруднения.

    Контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель: Мы с вами должны освоить технику владимирской вышивки. В законченном виде свою работу вы оформите в рамочку. Все необходимое для оформления у вас есть.

Работу вышиваем только красными нитями, с небольшим добавлением синего. Зеленого и желтого. Работу вышиваем в 6 нитей. Начинаем работу с закрепления нити. Во владимирской вышивке нить закрепляется без узелка.

Незаконченные работы после определенного времени (примерно за 7-10 минут до конца урока) предлагается закончить дома.

Далее учащимся предлагается убрать свои рабочие места – вколоть иглу в подушечку, уложить незаконченную работу и нити в отдельные пакеты.

III . Закрепление изученного материала

Вопросы на закрепление изученного материала:

Как выглядит вышивка владимирскими швами с лицевой и изнаночной сторон?

Какие цвета преимущественно используются во владимирской вышивке?

Во сколько ниток вышивают владимирскую вышивку?

IV . Подведение итогов.

Итак, сегодня мы познакомились с очень красивым видом вышивки – владимирская вышивка и освоили основные приемы этой вышивки. Спасибо вам за внимание и хорошую работу, желаю успешно завершить ее дома!

V . Домашнее задание.

Домашнее задание: завершить работу и оформить её.

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА

традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи.

В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.

В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц.

В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья.

В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.

Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

Мстерская гладь

Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов (см. ). Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами (о них мы поговорим позже). Сочетание этих разнообразных приемов вышивки сделало мстерскую гладь уникальной.

Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков. Среди причудливых веток часто изображают птиц с пышными хвостами или маленьких птичек. Иногда выполняют жанровые сцены или сказочные мотивы.

Мстерской гладью вышивают накидки, платки, скатерти, панно, покрывала, белье, блузки, платья и т.д.


Владимирские швы

Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов, но часто встречается и одноцветные вышивки.

К владимирским швам относятся гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др.



Гладь «верхошов».

Эта гладь заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнанке ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора.

Таким швом вышиваются крупные мотивы узора, а также стебли, веточки, усики и т.д. .

Стежки глади нужно располагать по форме мотива: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут быть разной длины. Контур мотивов при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче, спокойнее.


Накладные сетки.

Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками или различными гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок, выполненных гладью, козликом и др.

Сетка и прикрепки вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку.

Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.7), затем в другом - горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков.



Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении.

Выполнение шва «козлик» описано мной в статье «Азы ручной вышивки. Часть 2» . Если говорить о владимирских швах, то «козлик» используется для вышивки середины крупных листьев и цветов, так же «козликом» вышиваются мелкие листочки, как показано на рис. 8. Сердцевины цветов обычно окаймляют тамбурным швом (см. ).

Помимо шва «козлик» можно и использовать шов «восьмерка».


Шов «восьмерка» (рис.9)

Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.

На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше.

Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.



Русская гладь

Русская гладь выполняется прямыми стежками, расположенными вертикально или горизонтально оси рисунка и параллельно долевой нити ткани или ее утку. Стежки укладываются плотными рядами сначала в направлении слева направо, затем в обратном - справа налево. Вышивать можно и без предварительной наметки рисунка. Нитка закрепляется небольшим стежком с лицевой стороны и закрывается стежками глади. Стежки следует делать длиной 3-6 мм, оставляя между ними одну-две нити ткани. Длина стежков может быть разной, но стежки обязательно должны перекрывать оставленные между стежками нити ткани предыдущего ряда стежков. Длину стежков следует чередовать, тогда гладь получится ровной. Внешний контур рисунка можно обшить тамбурным швом (см.).

Для работы используются мягкие нитки, обычно мулине в два сложения. На толстой ткани можно вышивать в три нитки мулине или толстой пряжей.

Русской гладью выполняют растительный орнамент. Иногда в середине крупных цветков он дополняется ажурной сеткой. Ажурную сетку можно сделать без каких-либо разделок и обвивать, как обычную сетку в белой строчке. Для сетки выдергивают одну и оставляют две нити ткани. Край сетки предварительно следует обшить тамбурным швом.

Атласная гладь

Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.

Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков.

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.

Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.

Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

Желаю удачи. В следующий раз мы поговорим о подарках, которые можно сделать своими руками.

С уважением, Юлия МИЛОКУМОВА
[email protected]

+++++++++++++++++++++++++++++++

Основной приём этой вышивки - двусторонняя гладь. Её выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (в 1-2 сложения), тонкой иглой с маленьким ушком. Чтобы гладь была выпуклой, необходимо делать настил из тех же ниток, располагая его в направлении, противоположном направлению гладьевых стежков.

В выполнении узоров применяют таксе различные виды ажурных сеток, «стяги», «дырочки», «узелки», россыпь», «подкладной» шов или «восьмёрку», детали в виде кружочков, «усиков» и другие. Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани создают декоративность вышивки, выполненной в одном цвете.

Детали узора в форме кружочков - «пышечки» вышивают гладью с настилом. Для этого контур кружочка обшейте швом «вперёд иголку» , сделайте настил и выполните гладьевые стежки от середины кружочка сначала вправо, а затем влево.

Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья. Обшив цветок по контуру (рис. 29), стежки настила расположите по кругу и вдоль контура, а гладьевые стежки - в направлении от середины цветка к краю. Цветок может быть из отдельных лепестков, лепестки вышивайте последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперёк лепестка.

В мелких листьях гладьевые стежки могут иметь прямое или косое направление. Более крупные листья вышивают гладью и «россыпью» или «узелками». «Россыпь» выполняют мелкими стежками швом за иголку, стежки располагайте параллельными рядами. Край листочка, вышитого россыпью или узелками, стягами или сеточкой, обшейте гладьевым валиком. Листочек на две трети длины бывает разделён на две половинки («листок в раскол»). Сделав настил по длине листочка и два параллельных стежка по середине его, начинайте выполнять гладьевые стежки с целой части листочка. Дойдя до места раскола, вышивайте сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками, а выкалывая на линии контура листочка.



Введение

Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают утонченностью цветовых решений. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Не первый год занимаюсь изготовлением разных декоративных изделий украшенных вышивкой - элементами владимирской глади. В основном это подарки и сувениры родным и близким - игольницы, прихватки, рушники, панно (приложение 1). В этот раз мне захотелось выполнить изделие для школы. Оказывается необходимо в кабинет технологии фартук в народном стиле для изучения темы «Фартук в национальном костюме». А также это изделие может пригодиться для праздников и мероприятий, связанных с изучением народных традиций. Исходя из этого, цели проекта:

Обобщить имеющийся опыт.

Разработать проект.

Изготовить изделие с вышивкой владимирской гладью.

Узнать историю появления вышивки верхошов;

Изучить исторические сведения, для выбора конструкции фартука.

Выбрать оборудование, материал и приспособления необходимые для изготовления изделия;

Совершенствовать и развивать умения и навыки в вышивке;

Углублять знания в технологии обработки материалов;

Развивать вкус, фантазию, творческую инициативу;

Формировать в себе чувства гордости, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Актуальность. Интерес к традициям, к истории и художественно-культурному наследию России. Повышение художественного уровня декоративных изделий и мастерства их исполнения.

Проблемно-поисковый этап

Общие сведения

Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. Искусно вышитый узор превращал любую, даже самую немудреную ткань, в подлинное произведение искусства. Русские женщины с давних времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных нитей. С детских лет они обучались этому сложному, но увлекательному искусству. Жены и дочери обязаны были обеспечивать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметами из тканей. Начиналось это с того, что девушка готовила сама себе приданое. В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая их.

Для всех районов распространения русской народной вышивки в равной мере характерно применение геометрического, растительного и изобразительного орнаментов.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй - по свободному, заранее нарисованному контуру .

Гладь - один из вариантов вышивки контурными швами.

Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя полотно. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов .

Из истории владимирской глади

У владимирских швов древняя история. При археологических раскопках на территории Владимиро-Суздальского княжества найдены кусочки ткани, покрытые характерным шитьем: лицевая сторона вышивки заполнена длинными стежками, а с изнанки - только контур рисунка. Причем в некоторых работах крупные стежки прикреплялись более мелкими - гладь вприкреп.

Эта старинная вышивка была выполнена золотыми нитями на льняной основе.

Так же вышивали и в более позднее время, в XVIII-XIX вв. в поселке Мстёра в 100 километрах от Владимира монахини из монастыря святого Иоанна Милостивого. Как считают, они и стали родоначальницами владимирских швов и глади вприкреп. Они обучали своему мастерству горожанок и крестьянок, только вышивать они стали уже не золотом, а в основном красными нитями. Узоры - крупные цветы и листья горели огненно-красными тонами длинных рельефных стежков, середины которых украшались накладными сетками. В красную гамму основного узора вводились золотистые, голубые и изумрудные тона (некоторые источники сообщают: Основные цвета — красный, коричневый, бежевый разных оттенков, дополняются зеленым, желтым, а также синим или чёрным).

Почему владимирская гладь называется ещё и «верхошов»? Дело в том, что история её тесно связана с шитьем золотом , когда каждая ниточка была дорога, и потому старались вышивать на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру рисунка. Стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Вышивая Владимирской гладью, экономия ниток получается максимальная.

Узоры, выполняемые владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой атласными лентами, узкими орнаментальными полосками, вышитыми козликом, гладью, кисточками.

Владимирскими швами вышивают наволочки на подушки, полотенца, скатерти, салфетки, прихватки, дорожки, одежду, панно. Эта вышивка хороша как для ручной работы, так и машинной .

Выбор конструкции фартука

В русском народном костюме фартук имел название «передник» и играл важную роль (закрывал женскую фигуру спереди, самая декоративная, богата украшенная часть женского праздничного костюма).

По своей конструкции разделялся на несколько типов. Передник шился из полотнищ ткани, присобранн вверху в сборки с длинными завязками.

Особое место занимали передники с небольшим нагрудником из под которого шла сборка. Длинной мог достигать от 85-89 см. Обычно был из однотонного холста, украшенные вышивкой и кружевом по низу. Такой передник надевали по праздникам.

Богатый узор с преобладанием красного цвета:

Узкие и широкие полосы геометрического орнамента в форме ромба, круга, розетки, изображалось солнце - символ тепла, жизни;

Изображения женских фигур и цветущего дерева олицетворяли плодородие;

Птица символизировала приход весны .

Я рассмотрела несколько эскизов. Для изготовления выбираю конструкцию передника рисунок 1а

Публикации по теме