Начало карьеры врача - прохождение интернатуры. В россии для студентов-медиков отменили интернатуру, но ввели аккредитацию

После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменился подход к подготовке будущих медиков. Какая альтернатива придумана интернатуре?

Реформа медицины

Изменения были продиктованы принятием федеральных законов об образовании. Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим и поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с сентября 2017 года данная форма высшей профессиональной подготовки будет полностью упразднена, сообщают в Медицинском институте СВФУ.

Не все студенты отнеслись однозначно к отмене интернатуры

Декан факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ Леонид Апросимов отмечает, что понятия интернатуры уже нет. «Прием в интернатуру закрыт с 30 августа. В августе 2017 года выпустим последних интернов – это годичная специализация. Это связано с государственным стандартом, ориентированного на практическое обучение. Потребности в годичной специализации после окончания университета уже не требуется. Поэтому медицинский институт должен обучать студентов в течение шести лет и давать им качественные знания. Соответственно, высшей подготовкой по специализации будет считаться ординатура от двух до пяти лет. Продолжительность обучения зависит от специальности, трудоемкости, наукоемкости. Все узкие специалисты будут проходить ординатуру», – говорит доцент.

Обучаясь по новым госстандартам, студент должен уже заранее знать, кем он будет

Он понимает, почему медицинская общественность была против такого новшества. «Все новое воспринимается в штыки. Естественно, в первые годы мы будем искать больше отрицательных сторон, чем положительных. На самом деле, обучаясь по новым госстандартам, студент должен уже заранее знать, кем он будет. С такой целью они и проходят практико-ориентированное обучение», – говорит кандидат медицинских наук. Декан последипломного обучения врачей не отрицает тот факт, что интернатура была хороша тем, что в течение шести лет студенты углубленно обучались практике. Затем в интернатуре могли определиться, кем они станут и сразу испробовать специальность.

Приобрели лишившись

Главный врач Республиканской больницы №2 – Центр экстренной медицинской помощи Борис Андреев уверен, что интернатуру нужно проходить обязательно. «Именно там выпускникам давали знания, навыки работы, получат больше практики. Зачем вчерашнего выпускника шестого курса сразу отправлять на работу? Конечно, есть такие специальности, которые они могут осилить. Но именно в республиканских больших учреждениях, диспансерах должны подходить люди со знанием и с хорошим практическим опытом», – говорит кандидат медицинских наук. Он отмечает, что именно в ординатуре студенты втягиваются в работу. По тем практическим навыкам, потенциалу для научной работы руководитель учреждения всегда может сделать выбор как работодатель.

Ираида Винокурова является интерном-офтальмологом факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ. И их выпуск является последним, который проходит интернатуру. «Мне кажется, нам очень повезло, что мы успели к тому моменту, пока интернатуру не отменили. В следующем году мы уже получим сертификаты и можем работать по той специальности, которую мы выбрали», – делится интерн. Один из значимых плюсов отмены интернатуры в том, что после окончания института и аккредитации студенты поступают сразу на ординатуру. Ведь интернатура не дает всех возможностей, которые можно получить после прохождения ординатуры. «С одной стороны, для тех, кто хочет побыстрее начать работать, интернатура была очень хорошим вариантом. Если брать подготовку врачей как квалифицированных специалистов, то ординатура, конечно, лучше. Я сама сейчас прохожу интернатуру, но хочу поступить в следующем году на ординатуру, так как хочу оперировать. А после прохождения интернатуры, к сожалению, это невозможно», – сказала будущий офтальмолог.

Ожидается, что бюджетное обучение в ординатуре будет сокращено

Врач-ординатор кафедры инфекционных болезней, дерматовенерологии и физиатрии МИ СВФУ Галина Кричко отмечает, что для некоторых специальностей, таких, как хирургия или терапия общих специальностей интернатура была «спасательным кругом». «Общий хирург или терапевт – это дверь в мир узких специальностей: нейрохирургия, кардиохирургия и сосудистая, урология, травматология, в терапии – гастроэнтерология, гематология, нефрология, кардиология и прочее. Интерн за год обучения мог понять, что ему дается лучше, чем ему нравится заниматься и идти на специализацию в ординатуру. Теперь врачи общей практики проходят двухгодичную ординатуру. Что потом? Снова двухгодичная ординатура по специалитету? А то и трех, четырехгодичная. И все это время у молодого врача минимальный оклад. Он не сможет выработать стаж, плюс с новой системой непрерывного медицинского образования добывать баллы, не имея рабочего места, невозможно», – рассказывает ординатор. По ее мнению, это усложняет процесс обучения, делая учебу бессмысленно затянутой. Но если студент определился со специальностью сразу, и его взяли на эту специальность в ординатуру – это большой успех. «Экономия целого года, а при предстоящей системе образования – и двух лет, очень удобно. В таких специальностях, как анестезиология и реаниматология, неонатология, офтальмология, я думаю, допустимо отменять интернатуру с продлением ординатуры, так как люди идут туда, как правило, уже определившись. Есть свои плюсы и минусы, вопрос этот сложный, и говорить об однозначности решения, конечно же, нельзя», – сказала Галина Кричко.

Длительная аккредитация

В 2016 году состоялся первый выпуск по специальности «Фармация» и «Стоматология». Они обучались пять лет и уже приступили к трудовой деятельности. «Чтобы приступить к трудовой деятельности они проходят аккредитацию специалиста. Это новый формат допуска к практической деятельности. Это федеральный закон. Мы его не можем опротестовывать», – говорит декан факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ Леонид Апросимов. Когда принимали этот федеральный закон об образовании, в РФ было предусмотрено, что с 2016 года к такому формату должны перейти все медики. Подготовительная работа в течение пяти лет не принесли ничего сверхординарного в системе медицинского образования. Соответственно 29 декабря 2015 года выходит другой закон, который пролонгирует тот федеральный закон, который назывался об образовании РФ, то есть переход к аттестации специалиста. Эта аккредитация будет вводиться поэтапно в течение десяти лет.

Декан подчеркивает, что раньше некоторые студенты попадали в интернатуру случайно. Все хотят получить узкую специализацию и поступают туда, где есть бюджетное место. И именно нынешнее практико-ориентированное обучение помогает студентам идти и продолжать образование осознанно.

«Бюджетное обучение в ординатуре будет сокращено. Там будет большой конкурс. Но тем не менее мы не исключаем того, что за счет будущего места работы студенты могут остаться в клинической ординатуре, но это будет целевое обучение. Это зависит от самих работодателей». Леонид Апросимов, декан факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

А в ординатуру, необходимую для получения специализации, установлен высокий конкурс. При этом выпускники очного отделения будут попадать в больницы сразу.

В этом году Башгосмедуниверситет выпустил 107 специалистов вечернего отделения по профилю «лечебное дело». Это последний курс, на котором медицинское образование можно было получить на вечернем отделении: с прошлого года такая форма обучения была ликвидирована во всех медицинских вузах страны. Выпускники факультета «лечебное дело» этого года поступили в БГМУ в 2010 году: отучились три года на вечернем отделении, и потом еще три года очно, в феврале этого года они защитили дипломы. Когда они поступали в вуз, то планировали по завершении обучения год отучиться в интернатуре и начать работать врачами. Однако сейчас выяснилось, что такой возможности у них нет. Приказом Минздрава России утверждены новые правила: интернатура с этого года отменена. Теперь выпускники могут пойти учиться только в ординатуру – для получения узкой специализации. Однако шанс попасть туда имеют очень немногие.

— Число мест очень ограничено: 250 — на бюджете и 216 — на коммерции, а выпускников вместе с очниками более тысячи, — поясняет одна из выпускниц вечернего отделения Олеся Агадуллина . – Плюс ко всему на бюджет, например, будут зачисляться выпускники, которые шли по целевому набору, то есть итоговое число мест, на которые можем попасть мы, будет еще меньше. Нам в этой ситуации тем более обидно, так как мы учились на коммерческом отделении и платили в разные годы от 40 до 85 тысяч рублей в год. Сейчас может получиться, что мы потратили время и деньги зря.

Большинство выпускников вечернего отделения – практикующие специалисты младшего и среднего звена, они работали в больницах на протяжении всех лет обучения. А до поступления в вуз закончили еще и медицинские колледжи. Практика работы в больницах у многих – порядка десяти лет. Однако сейчас они оказались в худшей ситуации, чем выпускники очного отделения.

— Выпускники-очники этого года уже сейчас получили возможность работать в больнице, так как они прошли специальную аккредитацию, позволяющую начинать работу, — поясняет другой выпускник вечернего отделения Динар Файзрахманов . – Для вечерников такого нет. В итоге работать пойдут люди, которые только отучились шесть лет в вузе. А мы, закончившие колледжи, вуз и имеющие хорошую практику работы в лечебных учреждениях, остаемся фельдшерами и медсестрами. А все потому, что у нас нехватка врачей общей практики. Из-за этого Минздрав и ввел эти поправки.

Выпускники-вечерники готовы пойти учиться в ординатуру даже на коммерческой основе, хотя за это придется платить порядка 130 тысяч рублей в год. Все что они просят, чтобы их зачислили в ординатуру всех, а не только тех, кто пройдет большой конкурс.

— Выхода нет, нам уже за 30 лет, у многих семьи, дети, — поясняет выпускница вечернего отделения Гульфия Гарифуллина . – Хочется, наконец, закончить учиться.

Когда проблема с вечерниками вскрылась, руководство Башгосмедуниверситета обещало её решить, обратившись в минздрав с просьбой об увеличении числа коммерческих мест в ординатуре.

— Обещали сначала решить вопрос до середины марта, теперь сказали ждать до 15 июня, — говорит Олеся Агадуллина. – Заявления на поступления в ординатуру надо подавать с 1 по 20 июля, то есть времени впритык. Если мы не поступим в ординатуру в этом году, то же самое может произойти и в следующем, и через два, и через три года. Теоретически мы вообще лишаемся возможности стать врачами. О нас просто забыли, и как нам дальше быть — непонятно.

Завершение учебы в медицинском ВУЗе и получение на руки диплома о высшем образовании вовсе не значит, что выпускник может сразу же приступать к работе по своей специальности.

Чтобы начать врачебную карьеру, ему необходимо пройти интернатуру и обрести практические навыки, которые позволят полноценно трудиться и заниматься лечением людей. Что такое интернатура? Для чего она нужна и сколько времени нужно потратить на последипломную подготовку?

Что такое интернатура?

Термин «интернатура» происходит от слова internus , что в переводе с латинского означает «внутренний» . Интернатурой называют форму образования, которая начинается после окончания медицинского учебного заведения.

Она относится к первичной последипломной специализации и проводится на базе лечебного учреждения под руководством кафедры университета. После завершения интернатуры студент получает сертификат и может приступать к работе в больнице или поликлинике.

Во время прохождения интернатуры будущий врач занимается практической медицинской деятельностью, однако не может самостоятельно принимать какие-либо решения (например, устанавливать диагноз и окончательно назначать лечение) и не несет ответственности за свою работу.


Весь обучающий процесс сопровождается тестированием в различных областях медицины, а по завершении проводится аттестация, при успешном исходе которой студент становится специалистом в выбранном направлении.

Кто такие интерны?

Студентов медицинских ВУЗов, которые проходят интернатуру, называют интернами. Их обучение осуществляется на основании трудового договора (контракта), который будущие медики заключают с лечебным учреждением.

Подготовка проводится по индивидуальному плану, разрабатываемому руководителем учащегося. Выполнение этого плана студент должен фиксировать в дневнике интерна, который каждую неделю просматривается и визируется руководителем.

Если интерн с первого раза не прошел аттестацию, ему выдается не сертификат, а удостоверение, свидетельствующее о прохождении интернатуры. Далее для работы практикующим врачом он имеет право .

Сколько длится обучение в интернатуре?

Обычно срок обучения в интернатуре составляет 1 год, включая отпуск. Прохождение практики допускается только на дневном стационаре.


Заочной интернатуры не существует, поскольку выпускник ВУЗа должен освоить практический курс в лечебном учреждении. Студенты, которые обучаются на бюджете, проходят интернатуру бесплатно.

Контрактники оплачивают свое обучение, при этом не получают гарантий трудоустройства. Существует возможность бесплатной интернатуры, но для этого необходимо найти больницу, которая согласится взять интерна на работу и оплатит его практические занятия. Чаще всего такое возможно благодаря больницам, находящимся вдали от областных центров.

Обязательна ли интернатура для выпускников медицинских ВУЗов?

Интернатура обязательна для всех выпускников медицинских ВУЗов. Без ее прохождения студент не может приступить к работе практикующим врачом. Обойтись без интернатуры можно только в том случае, если он планирует вести научную деятельность в одном из НИИ.

Существует ряд исключений, позволяющих не обучаться в интернатуре, но получить право на работу в лечебных учреждениях. Для этого выпускник должен поступить в ординатуру или .

Чем интернатура отличается от ординатуры?

Ординатура является частью многоуровневой подготовки специалистов, в рамках которой студенты получают глубокие знания по выбранному профилю. Ее главное отличие от интернатуры заключается в освоении более узкой специальности, причем попасть в ординатуру можно только на конкурсной основе.


Она необязательна для прохождения, однако дает будущим врачам определенные преимущества, например возможность в дальнейшем занимать руководящие должности в больнице. Срок обучения в ординатуре составляет 2 года, то есть ее прохождение занимает на год больше времени, чем интернатура.

В медицинские вузы предлагают вернуть интернатуру. Такие поправки сегодня готовят в Госдуме. Ранее в рамках реформы медобразования интернатура была упразднена. Законодатели уверены, что новая система аккредитации, которая стала результатом проведенной реформы, не обеспечивает достаточной подготовки врачей. К катастрофическим последствиям может привести и обязанность молодого медика отработать три года в сельской местности после окончания учебы. После выпуска медик еще не вполне готов взять на себя ответственность за жизни пациентов, считают в Госдуме.

Соответствующие поправки в действующее законодательство готовит сегодня Сергей Фургал, первый зампред думского комитета по охране здоровья. Он предлагает возвратить интернатуру в качестве обязательной ступени медобразования. Напомним, с 2016 года по новому образовательному стандарту была упразднена интернатура для фармацевтов и стоматологов. В этом году не стало интернатуры и для тех, кто выбрал лечебно-профилактические и педиатрические факультеты. Все эти новшества распространяются на тех, кто поступил в медвузы с 2013 года.

Разрабатываемые же в Госдуме поправки направлены на возвращение медобразования к старой системе, которая предусматривает помимо шестилетнего обучения в вузе еще два года ординатуры или год интернатуры. Только после этого будущий медик может выбрать специализацию и продолжать обучение уже по ней. Новые же стандарты обязывают после шестилетнего обучения в вузе направлять молодых специалистов в сельскую местность для трех лет отработки. После этого медик может продолжить обучения в ординатуре.

Фургал отмечает, что с введением новых стандартов налицо вышел ряд проблем. Прежде всего, страна лишается узких специалистов. Кроме того, ухудшается ситуация с набором в медвузы, ведь немногие абитуриенты согласны отправляться после обучения в сельскую местность. К тому же, в сельских больницах катастрофически не хватает врачей-наставников. Вместе с тем, это не освобождает молодых врачей от ответственности за жизнь и здоровье пациентов. Поэтому депутат предлагает наложить мораторий на реформу.

Вместе с тем, в Общественном совете при Минздраве не согласны с таким мнением. Так, по словам, председателя совета Натальи Аксеновой, вносить поправки сегодня еще преждевременно. Она отметила, что для прохождения аккредитации выпускник вуза с дипломом должен обладать уровнем подготовки, который превышает тот, который может дать интернатура. Данный экзамен принимается представителями профессионального сообщества, и является очень ответственным и серьезным. Такая система распространена во всем мире и это большой шаг вперед для отечественной системы здравоохранения, считает Аксенова.

Возможность получения полноценного образования волнует как учащихся медицинских вузов, так и тех, кто только готовится поступать в мединститут. И потому для будущих врачей крайне актуален один вопрос: интернатура 2016-2017 — будет или нет?

Интернатура в 2017 году

Согласно государственным стандартам образования выпускник высшего учебного заведения медицинского профиля должен быть полностью готов к работе в сфере здравоохранения. А потому такая форма получения образования как интернатура полностью упраздняется.

Итак, всем, поступившим в ВУЗы с 2013 года и позднее, задающимся вопросом «отменят ли интернатуру в 2017 году?», стоит знать:

  • первого сентября 2016 года отменяется интернатура для фармацевтических и стоматологических специальностей;
  • первого сентября 2017 года отменяется интернатура для педиатрических и терапевтических специальностей.

Главные изменения

Что изменится с отменой интернатуры в 2017 году? Чего ждать будущим выпускникам? Обо всех наиболее значимых изменениях мы постараемся рассказать подробнее.

Наиболее значимое нововведение, которое, собственно, и ложится в основу отмены интернатуры, это изменения формата образования. Практические отработки полученных навыков будут проводиться еще в институте. Изменяя учебный процесс и встраивая в него параллельное получение практического опыта, министерство надеется получить активных, готовых к работе специалистов сразу же после окончания ВУЗа.

Кроме того, планируется ввести более узкую специализацию для «лечащих» специальностей. На шестом году обучения второе полугодие будет полностью посвящено выбранной «узкой» специализации, с одновременной практикой в медицинских заведениях, прикрепленных к ВУЗам.

Но для того, чтобы работать как хирург, трансплантолог, кардиолог, неонатолог и так далее, выпускник обязан будет закончить ординатуру. Двухлетнее практическое обучение под руководством опытного практикующего наставника для подобных специальностей остается обязательным. То есть отменяется лишь интернатура в 2016-2017 годах, но ординатура как форма обучения по-прежнему актуальна.

Выпускник медицинского ВУЗа сможет начать практическую деятельность как терапевт или педиатр сразу же после получения диплома.

Если раньше для того, чтобы получить право работать даже участковым врачом в поликлинике, требовался сертификат об окончании интернатуры, то с будущего года достаточно будет вузовских «корочек».

Кроме того, в 2017 году сертификация сменится аккредитацией. В свою очередь, аккредитацию для выпускников планируется совместить с государственными экзаменами. Таким образом, по мнению специалистов, качество образования должно существенно повыситься.

Многим отмена интернатуры в 2017 году кажется весьма сомнительным нововведением. Ведь привычная форма получения образования позволяла приобретать необходимые знания на практике, деля при этом ответственность с уже состоявшимися специалистами. Однако согласно новым стандартам образования эта же «практическая отработка» будет включаться в основной курс обучения будущих медиков. Так, пятый и шестой года обучения, а для стоматологов и фармацевтов четвертый и пятый года, будут полностью посвящены приобретению практических навыков. Для этого будущие врачи будут отрабатывать полученные навыки под руководством опытных специалистов без отрыва от основного курса обучения.

Зачем нужны преобразования?

Главная цель, которую преследует отмена интернатуры – решение кадрового вопроса. Ни для кого не секрет, что в наше время нехватка врачей на первичном уровне системы здравоохранения стала подлинным бедствием. И отказ от постинститутского годичного обучения должен помочь в этом вопросе.

Министерство здравоохранения решило пойти еще дальше и «закрепить» практическое решение проблемы нехватки врачей первичной практики. Теперь все выпускники, поступавшие по так называемым целевым наборам, то есть по квотам от регионального министерства или медицинского заведения, должны будут отрабатывать предоставленную им возможность. Они будут прикрепляться к региональным поликлиникам той местности, от которой производился набор. И молодой специалист в течение трех лет обязан будет трудиться на указанном месте. Таким образом министерство надеется закрыть «горящие» вакансии медицинских учреждений первого звена.

Кстати, в этих же медицинских учреждениях, от которых будущие врачи были направлены на учебы, студенты будут проходить и практику. То есть интернатура интегрируется в учебный процесс, повышая тем самым общий уровень подготовки.

Однако педагоги и опытные врачи выражают некоторое сомнение в правильности такого шага. Будут ли студенты успевать усваивать тот материал, который необходим для получения должных навыков? Ответ на этот вопрос может дать только время.

Публикации по теме