Сократ цитаты о воспитании. Афоризмы

(469 — 399 гг. до н. э). Только вот интересные факты из его биографии знакомы не каждому, даже образованному человеку. Предлагаем вам несколько наиболее запоминающихся фактов и высказываний Сократа .

Достоверно известно, что философ отличался физической выправкой и очень следил за своим телесным здоровьем. В своем учении о непротивлении злу он много думал и сопоставлял различные факты.

Однажды, в походе на Потидею, он простоял на одном месте всю ночь, будучи погруженный в размышления. Существует мнение у историков, что он достаточно часто практиковал такое стояние, приучая тело к идеальному повиновению разуму. Поистине имеют великие причуды!

Очень многие знают жену Сократа – Ксантиппу. Она отличалась чрезвычайной сварливостью и злобой.

Наверное, именно поэтому Сократ ответил на вопрос стоит жениться или нет так: «Женишься ты, или нет – все равно пожалеешь». Однако на самом деле его друзья сильно удивлялись, как он терпит такое поведение жены.

Ксантиппа бьет Сократа

Как-то раз она прямо на рынке стала рвать на нем плащ и кричать что-то. Один из товарищей посоветовал ему защититься при помощи кулаков, на что Сократ сказал: «Если я так сделаю, то мы будем бить друг друга, а вы будете смотреть на нас как на в банке и кричать, мол, давай Сократ, давай Ксантиппа»!

Много приходилось ему выслушивать относительно того, зачем он живет со столь злобной женщиной. Мудрец же говорил: «На Ксантиппе я учусь обхождению с другими людьми, как наездники на диких конях учатся справляться с обычными лошадьми».

Случилось как-то, что после очередных побоев соседи посоветовали Сократу подать в суд на жену. Однако философ молвил: «Если бы меня лягнул осел, разве бы я пошел жаловаться на него в суд»!

Гроза с дождем

Вот еще один очень интересный факт и знаменитое высказывание Сократа. Стараясь всеми силами учиться у жены терпению, мудрец пытался и ей самой преподать уроки сдержанности и спокойствия.

Рассказывают, что после очередного скандала Ксантиппа вылила на голову мужа ведро с помоями. Однако наш герой только и произнес фразу: «После такой бури всегда бывает гроза с дождем».

Не правда ли, удивительное терпение!


Сократ и его жена Ксантиппа

Ученик Сократа

Случилось, что к Сократу женщина принесла своего годовалого ребенка для того, чтобы тот взял его к себе на воспитание.

– Да, – произнес учитель, – целый год потерян, тут уже нужно не воспитание, а перевоспитание!

Три вопроса

В конце мы приведем один интересный факт и весьма мудрое высказывание Сократа . Однажды к нему пришел старый друг и сказал, что он хочет кое-что рассказать философу за их общего знакомого.

— Подожди, — говорит ему Сократ, — прежде ответь на три моих вопроса.

— Хорошо, — согласился гость.

— Итак, ты уверен, что история, которую ты хочешь мне рассказать, является правдивой?

— Нет, я так не думаю потому, что я об этом услышал от других.

— Хорошо, — продолжал философ, — тогда скажи, ты мне хочешь рассказать нечто хорошее, так же?

— Думаю вряд ли, скорее наоборот… — уже смущаясь, сказал друг мудреца.

— Значит, ты хочешь рассказать мне кое-что нехорошее, о чем ты не уверен, что это правда! Но еще один вопрос остался: принесет ли мне пользу то, что ты намерен поведать?

— Едва ли принесет – вконец растерявшись, сказал пришедший.

— Итак, — резюмировал Сократ, — ты хочешь рассказать мне плохую историю, которая вряд ли является правдой и к тому же не принесет мне никакой пользы! Зачем же мне такое слушать?!

Загнанный в угол неопровержимыми аргументами, гость покинул дом, оставив Сократа наедине со своими глубокими рассуждениями.

Казнь Сократа

В конце жизни Сократ был осужден на смертную казнь греческим судом. Некоторые считают, что его подвергли , хотя это не так. Считается, что основной причиной его виновности стало учение о единобожии (монотеизме).


Картина Жака Луи Давида «Смерть Сократа»

Он спокойно взял чашу с ядом и выпил ее в присутствии учеников. Таким образом, не только жизнь, но и смерть этого выдающегося философа стала необыкновенной.

Высказывания Сократа

  1. Я знаю, что я ничего не знаю.
  2. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
  3. Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать
  4. Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.
  5. «Ты умираешь безвинно»,- говорила ему жена. Сократ возразил: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?»
  6. В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
  7. Проходя однажды по рынку, Сократ воскликнул: «Как много есть на свете вещей, без которых я могу жить»!
  8. Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.
  9. Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд, тем более опасный, что он приятен.
  10. Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
  11. Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.
  12. Человек есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен!

Подписывайтесь на — у нас очень много интересных фактов и историй из жизни великих людей.

1. Я знаю, что я ничего не знаю

2. Заговори, чтобы я тебя увидел

3. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить

4. Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре

5. Как много есть на свете вещей, без которых я могу обойтись!

6. То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно

7. У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя

8. Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам

9. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

10. Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи

11. Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних

12. Есть одно только благо - знание и одно только зло – невежество

13. Знание - это добродетель

14. Высшая мудрость - различать добро и зло

15. Мудрость - царица неба и земли

16. Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну

17. Хороший советник лучше любого богатства

18. Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой

19. Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство

20. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности

21. Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя: сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже

22. Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это - яд, тем более опасный, что он приятен

23. Распаляется пламя ветром, а влечение - близостью

24. Красота - это королева, которая правит очень недолго

25. Женишься ты или нет - все равно раскаешься

26. Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло

27. Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом

28. В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество

29. Когда слово не бьет, то и палка не поможет

30. Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души

31. Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры

32. Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным

33. Лучшая приправа к пище - голод

34. Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам

35. Нельзя врачевать тело, не врачуя души

36. Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам

37. Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти

39. Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви

40. Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой - от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше

41. Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя

42. Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее

43. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили

44. Совершенство человека - это состояние души

45. Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться ее нелогично

46. Человек как мыслящий есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен!

47. Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим

48. Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя

49. Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды

50. Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу

51. Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитанием скрасить безобразие

52. Наслаждение, роскошь - вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать - вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом - есть приближение к этому высшему счастью

53. Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает

54. Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души

55. Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность

56. Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету

57. Сделанное наспех редко хорошо сделано

58. Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать

59. Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека

Сократ, (примерно 469–399 гг. до н. э.), древнегреческий философ, который не оставил после себя ни одной письменной

Не очень то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень трудно сделать что нибудь так, чтобы ни в чем не ошибиться.

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

Хороший советник лучше любого богатства.

У солнца один недостаток: оно не может видеть само себя.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Распаляется пламя ветром, а влечение – близостью.

Если будешь любознательным, то будешь многознающим.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Лучшая приправа к пище – голод.

Брак, если уж говорить правду, – зло, но зло необходимое.

Женишься ты или нет – все равно раскаешься.

Кто хочет делать – ищет способ, кто не хочет – ищет причину.

Без никакое общение между не имеет ценности.

Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.

Быть ниже самого себя - это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя - не что иное, как мудрость.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.

Если бы я мог взойти на высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане мои, почему вы переворачиваете и скребете каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют все?».

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который лучше, чем он сам, знал бы то, что полезно для его здоровья.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Кого не бьет слово, того не будет бить и палка.

Лучше мужественно , чем жить в позоре.

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым - чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Нельзя лечить тело, не излечив душу.

Наделила нас двумя , двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

Скульптор в своих произведениях должен выражать состояние души.

Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

Хорошее начало - не мелочь, хотя и начинается с мелочи.

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

Что за странная вещь наслаждение! Как удивительно срослось оно со своей кажущейся противоположностью - болью! Вместе они не желают приходить к человеку, но если человек преследует и настигает что-нибудь одно из них, то почти неизбежно приходит к нему и другое; можно подумать, что это два тела об одной голове.

Это изумляет: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько имеет друзей, настолько они не в цене.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Я знаю, что я ничего не знаю.

Изречения Сократа

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.

Во время осады все горевали о своей участи, а я жил, так же ни в чем не нуждаясь, как в дни наивысшего благоденствия нашего отечества.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Если бы теперь, когда меня Бог поставил в строй, обязав, как я полагаю, жить, занимаясь философией и испытуя самого себя и людей, я бы вдруг испугался смерти или еще чего-нибудь и покинул строй, это был бы ужасный проступок. И за этот проступок меня в самом деле можно было бы по справедливости привлечь к суду и обвинить в том, что я не признаю богов, так как не слушаюсь прорицаний, боюсь смерти и воображаю себя мудрецом, не будучи мудрым. Ведь бояться смерти, афиняне, – это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ; между тем ее боятся, словно знают наверное, что она – величайшее из зол.

Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.

Избегнуть смерти нетрудно, афиняне. А вот что гораздо труднее – это избегнуть испорченности: она настигает стремительнее смерти.

Как мне кажется, Антифонт, ты представляешь себе мою жизнь настолько печальной, что предпочел бы, я уверен, скорее умереть, чем жить, как я… А по моему мнению, не иметь никаких потребностей есть свойство божества, а иметь потребности минимальные – это быть близким к божеству.

Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может.

Кто из нас совершил дела более полезные и славные на вечные времена, тот и победитель.

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Наслаждение, роскошь – вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать – вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

Началось у меня это с детства. Возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я, бывало, намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет.

Но вот уже время идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога.

Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Странно было бы, мне кажется, если бы человек, ставши пастухом стада коров и уменьшая число и качество коров, не признавал себя плохим пастухом; но еще страннее, что человек, ставши правителем государства и уменьшая число и качество граждан, не стыдится этого и не считает себя плохим правителем государства.

У меня нет учеников, а только друзья, мы учимся вместе.

Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

Что боги предоставили людям познать и делать, тому должно учиться, а что людям неизвестно, о том – стараться узнать волю богов.

Что есть Бог, я не знаю. Я знаю, чем Он не является.

Я вам предан, афиняне, и люблю вас, но слушаться буду скорее Бога, чем вас, и, пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать… Могу вас уверить, что так велит Бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение Богу… послушаетесь вы Анита или нет, отпустите меня или нет, но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз.

Я всю жизнь жил в Афинах, и эти законы меня защищали – они определяли, как мне жить, трудиться, растить детей. И я не выступал против них (законов). Я не уехал из этого города, хотя имел такую возможность. И теперь, когда один из этих законов применили против меня, я не стану бежать, потому что тогда рухнет все здание законов, – я этого не хочу.

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. И я остаюсь при своем наказании, и они при своем. Так оно, пожалуй, и должно было быть, и мне думается, что это правильно.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Разговор Сократа У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:«Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?» -

Из книги Суд над Сократом (Сборник исторических свидетельств) автора Ксенофонт

ПЛАТОН АПОЛОГИЯ СОКРАТА После обвинительных речейКак подействовали мои обвинители на вас, о мужи-афиняне, я не знаю; что же меня касается, то от их речей я чуть было и сам себя не забыл так убедительно они говорили. Тем не менее, говоря без обиняков, верного они ничего

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Сборник нравоучений и афоризмов «Изречения Исихия и Варнавы» К тому же разряду литературных произведений, что и два предыдущих – «Пчела» и «Менандр», принадлежит и сборник «Изречения Исихия и Варнавы».Сторонись похвалы, стыдись же укора.Меч губит многих, но злой язык

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

автора Коплстон Фредерик

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги О знаменитых иноземных полководцах автора Непот. Корнелий

Приложение Плутарх изречения царей и полководцев (фрагменты) Фемистокл 1. Фемистокл подростком увлекался женщинами и пьянством, но после того как Мильтиад разбил варваров при Марафоне, застать его за такими беспутствами стало невозможно. Когда люди удивились такой

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.6.5. За что убили Сократа? Сократ родился и умер в Афинах. Последнее ему пришлось сделать по приговору своих сограждан.Его отцом был каменотес (скульптор), а матерью - повитуха. Между прочим, очень уважаемые специальности в самые разные исторические периоды и у самых

Из книги О, Солон! автора Остерман Лев Абрамович

Глава 13 КАЗНЬ СОКРАТА Критическая оппозиция демократииВесной 399 года, по приговору Афинского суда, Сократ выпил бокал смертельного яда цикуты. Чтобы понять круговращение темных сил, побудивших афинян казнить семидесятилетнего философа, необходимо дополнить наш беглый

автора Стадничук Борис

«Мыслильня» Сократа Школа Сократа, если верить Аристофану, находится непосредственно в его доме. Во всяком случае Сократа можно застать здесь в любое время суток. Здесь же ночуют и все его ученики, причем страдают от клопов и блох, но ни за что не сходят в баню

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Глава 4 Уход Сократа Двадцать лет спустя Через двадцать лет, стоя перед афинским судом, постаревший Сократ словно переживал дежавю. Обвинение, выдвинутое против него, было похоже на конспект комедии Аристофана. Только теперь ему пришлось подняться с места не для того,

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Несколько уроков Сократа Но, конечно, гладкими человеческие отношения бывают только на бумаге. Конфликты в таком деле, как командование десятитысячной армией, неизбежны. Особенно если речь заходит о снабжении. Понятно, что ни одно племя, ни один народ, через территорию

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Глава 7 После Сократа Человек идеи Ксенофонт и Платон «хранили в памяти» разных Сократов и, соответственно, разную мудрость. Ксенофонт – в основном житейскую, человеческую, обращенную к миру и людям. А Платон – философскую. Ксенофонт взял с собой «сократову

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Афоризмы Сократа * * *Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.* * *Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.* * *Бывают ситуации, когда совесть важнее сохранения собственной жизни.* * *Быть довольным – это наше природное богатство, роскошь –

автора Шредер Эрик

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Публикации по теме