Презентация «Краткая история развития зоологии. Презентация на тему "История развития зоологии


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Автор: Ронжина Анна ЮрьевнаУчитель биологии МБОУ СОШ № 11пгт Шерегеш, 2016 Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от знаний об окружающей природе, особенно о животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спастись от хищников, научиться содержать и разводить животных. имеет длинную и интересную историю. Первые книги о животных известны из Древнего Китая и Индии. Однако научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами великого ученого Аристотеля (IV в. до н. э.). Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов (земноводных и пресмыкающихся) и рыб; ко второй группе – низших животных: насекомых, раков, моллюсков, червей и др. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии – "История животных". Этот труд был написан во второй половине IV в. до н. э. на древнегреческом языке, а впервые переведен на русский язык и издан в России только в 1996 г. Средние века немного прибавили к познанию животного мира. Были забыты даже многие сведения о животных, известных в античное время. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами: содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц. . Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и многообразии животного мира. Неоднократно пытались рассматривать мелкие объекты при помощи нескольких линз. Наибольшего успеха добился голландец Антони ван Левенгук (1632-1723). Его конструкция микроскопа была наиболее удачной. Он открыл и описал неизвестный тогда ученым мир простейших животных.Приезжал к Левенгукуи Петр I с целью увидеть "тайны природы". Число изученных организмов стало так велико, что необходимо было их классифицировать. Предлагались разные классификации растений и животных. Наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды шведского ученого Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных Большое значение для изучения животного мира России имели экспедиции, организованные Академией наук, созданной в 1725 г. по указанию Петра I. Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859). Ч.Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных. На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных. Если Аристотель описал только около 500 животных, то К. Линнею стало известно 4208 видов, в начале XIX в. их было описано 48 тыс., в конце XIX столетия – 400 тыс., а сейчас известно около 2 млн видов. Изучение животных имеет длительную и интересную историю. Исследованиями многих ученых создана современная зоологическая наука. Она продолжает успешно развиваться. Спасибо за внимание!


Приложенные файлы

Презентация "История зоологии" может использоваться при изучени нового материала. Цели урока: 1) дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; 2) познакомить учащихся с систематикой животных, ее основными категориями, с учебником зоологии и учебной литературой.

Скачать:


Подписи к слайдам:


Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«Лестница существ»
3
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Описал 4 тыс. видов животных
2

Сова полярная
Род
Вид

Зоология в древние и средние века
Михаил Васильевич Ломоносов
Изучение ископаемых останков
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«История животных»
2
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
1735 г.
Классификация растений и животных
1
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Мышь малютка
Род
Вид
Введение.
История развития зоологии.
Муравлева Н.Н.
МБОУ СОШ № 2
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Двойное название животных: вид + род
2
Род
Лягушка
Вид
Лягушка остромордая
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Шимпанзе карликовый
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Шимпанзе карликовый
Шимпанзе
Человекообразные обезьяны
Приматы
Млекопитающие
Позвоночные
Хордовые
Животные
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
1
Термин «зоология»
Зоология в древние и средние века
Антони

ван
Левенгук
XVII
в.
Представления наших предков о животных
1
Внешний облик животных
2
Поведение животных, места их обитания
3
Пути сезонных миграций животных
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Латинский язык
1
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
Зоология в древние и средние века
Изобретение книгопечатания
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Систематические категории
3
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Основная систематическая категория - ВИД
Представления наших предков о животных
Зоология в древние и средние века
Великие географические открытия
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Систематические категории: класс, отряд, род, вид
3
Зоология в древние и средние века

Подписи к слайдам:

Герпетология
Современная зоология
4 000
9 000
20 000
32 000
6 000
2 600
128 000
28 000
8 000
1 500 000
2 000 000
видов
Орнитология
Современная зоология
Энтомология
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
1

2

3

4

Арахнология
1
Состоят из клеток, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются
2
Имеют органы и системы органов
3
Питаются готовыми органическими веществами
4
Оболочка клеток не содержит целлюлозу и нет пластид
Стр. 8
Ихтиология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова...

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....

Зоология – древнейшая наука. Пожалуй, она старше всех других наук. Животных, их образ жизни, повадки, строение тела человек начал изучать еще до того, как отделил себя от мира зверей и осознал человеком. Где бы ни селились люди, они должны были хорошо изучить окружающий их животный мир: насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. От этого зависела жизнь каждого. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились (слайд 9-12). Наскальные рисунки обнаружены также и на территории России - в Каповой пещере в Башкортостане (слайд 13), а также на территории Челябинской области – в знаменитой Игнатьевской пещере (слайд 14) Рисунки сделаны красной охрой и принадлежат они неизвестному художнику Ледникового периода. Чтобы понять, что на камне рукой древнего человека нанесен рисунок, стены пещеры пришлось отмывать от толстого слоя копоти, скопившейся здесь за сотни лет от факелов и костров, керосиновых ламп и свечей, которыми пользовались все, кто посещал пещеру. После кропотливой работы по очистке стен перед археологами предстали изображения мамонта, щерстистого носорога, лошади и быка. Летом 2006 года археологические раскопки проводились у нас в Ашинском районе – в пещере Козья (слайд 15). Пока наскальные рисунки не обнаружены, зато обнаружено много фрагментов костей животных, обитавших в пещерах или принесенных древним человеком (слайд 16–18).

Таким образом, знания людей о животных постепенно накапливались и, чтобы не запутаться в этом многообразии, человек предпринял попытки деления всех животных на группы, то есть классификации . Как вы считаете, какой этап развития зоологии начинается с этого момента? (возвращение к плану урока). Первую попытку систематизации животных сделал Аристотель.

Шло время. Началась эпоха Великих географических открытий, которая позволила расширить знания о видовом составе животного мира, а также привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах. С изобретением книгопечатания начали издаваться научные труды, а, следовательно, круг лиц, изучающих зоологию, расширился. Одним из таких людей оказался голландец Антонии Ван Левенгук.

Заслуга Левенгука состоит в том, что им был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать их изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринималась неоднократно. Наиболее значимая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 году. Его системой мы пользовались в 6 классе. Давайте вспомним. (В ходе беседы учитель проводит уточнение по вопросам: что такое вид? По какому признаку распределяются растения по родам и семействам? Что вы знаете о бинарной номенклатуре?) (слайд 21)

Вклад Карла Линнея в зоологию и ботанику неоценим (слайд 22).

Тясычи экспедиций снаряжались во все концы света, чтобы на месте узнавать о новых животных, об их жизни. К началу прошлого столетия исследователи изучили почти всех известных к тому времени животных, собрали великое множество фактов. Вот как сказал о загадках живой природы известный астроном Шепли: (слайд 23).

Казалось бы, что все нас окружающее давно известно и не представляет ничего интересного. Но это не так, стоит только внимательнее вглядеться в знакомое, чтобы узнать это знакомое с новой стороны. “Жить – чтобы узнавать” - таким должен быть девиз юного любителя зоологии.

Правила поведения в кабинете биологии

1. Приходить на урок минимум за 2-3 минуты до звонка.

2. Иметь сменную обувь.

3. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка.

4. Садиться на свое место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем.

5. Переходить на другое место без разрешения учителя строго запрещено.

6. Приготовить к уроку свое рабочее место, проверить тетради, ручки, карандаши, линейки до начала урока. На рабочем месте ничего не должно быть лишнего.

7. Во время работы соблюдать тишину, быть внимательным и дисциплинированным на уроке, точно выполнять указания учителя.

8. Не брать письменные принадлежности у одноклассников во время урока, не отвлекать других учащихся.

9. Не оставлять рабочего места без разрешения учителя.


10. Соблюдать порядок на своем рабочем месте.

11. Бережно относиться к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.

12. На перемене соблюдать дисциплину и порядок (не бросать друг в друга предметы, не бегать по классу, не подходить к компьютеру и другому оборудованию, в том числе трогать растения и животных, не играть колющими и режущими инструментами).

13. При выявлении неисправностей в электрических устройствах, другом оборудовании кабинета, а также при выявлении пожара, нарушение норм безопасности, травмировании учащихся немедленно сообщить об этом учителю или дежурному администратору.

14. Порядок действий при возникновении пожара:

Эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации школы;

Эвакуацию проводить в следующем порядке:

Учащиеся ряда у стены, среднего ряда, ряда у окна;

При выходе из класса соблюдать спокойствие,

организованность и порядок .


БИОЛОГИЯ

- наука о живой природе.

От греческих слов:

βίο, био – жизнь;

λόγος, логос - учение, наука.



СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОГРАНИЗМОВ

Питание

Рост

Стареют и умирают

Дыхание

Размножение


Царства живых организмов

Животные

Бактерии

Растения


Животные

Мертвые остатки растений и животных

Растения

Бактерии и грибы

Соли

Перегной


Соотнесите организмы и их признаки

ОРГАНИЗМЫ

ПРИЗНАКИ

Растут в течение всей жизни.

Растут только до определенных размеров.

Бактерии

Образуют органические вещества из неорганических используя солнечную энергию.

Питаются готовыми органическими веществами.

Растения

Вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ.

Клетки имеют твердую клеточную стенку – клетчатку.

Основной пимент – хлорофилл (зеленого цвета).

Грибы

Размножаются семенами и частями тела.

Размножаются спорами

Животные

Размножаются делением


Средний диаметр клеточного ядра

0,5-10 мкм.

Анатомия

Вирусология

Сердце кита бьется только 9 раз в мин.

В озере Байкал обитает около 300 видов рачков-бокоплавов.

Генетика

Экология

Мул – это потомок лошади и осла.

В XX веке вирус черной оспы унёс жизни 300-500 миллионов человек.

Цитология

Как у подавляющего большинства зверей, у жирафа семь шейных позвонков.

Физиология


Данные какой науки преведены:

Самое древнее животное – пресмыкающихся гаттерия.

Эмбриология

Самое старое дерево в мире – сосна, возраст которой, по данным радиоуглеродного анализа, составляет почти 10 тыс. лет.

Бактериология

Микология

Для химических реакций, протекающих в клетке, характерна высокая организованность: каждая реакция протекает в строго в определенном месте.

Ботаника

Одна бактерия теоретически может произвести 34 триллиона потомков за 24 часа.

Зоология

Слонихи вынашивают детёнышей примерно 20-22 месяца.

Биохимия

Диаметр шляпки самого большого гриба – 1,3 метра, а его высота – 1,5 метра.


10/20/16

История развития зоологии


История развития зоологии

I.Накопление фактов и знаний о животном мире.

II.Попытки систематизации накопленных знаний:

1) Труды Аристотеля («История животных», «Лестница существ»)

2) Работы А. Левенгука (XVII век, изготовил микроскоп, позволивший открыть мир микроорганизмов)

3) Классификация Карла Линнея (XVIII век)


Значение животных для человека

(в древности):

Одежда

Оружие

Пища




Наиболее известными на сегодняшний день являются рисунки в пустынях Наска и Сахара… Поверхность перуанской пустыни площадью примерно в 500 квадратных километров покрыта бесчисленными наземными фигурами, гигантскими по нашим представлениям...

В первую очередь внимание привлекают громадные изображения животных - обезьяна, ящерица, собака, рыбы и множество птиц. Есть изображение цветка, подобие дерева.

Животное. Наскальные рисунки в Пещере Пловцов, созданные с эпоху, когда вода и животные были в изобилии в нынешней Пустыне Сахара.



Сцена встречи собаки с медведем. Гора Сахюртэ

Изображение собаки и коз на скале горы Сахюртэ.

Сцена охоты. Гора Сахюртэ

Наскальные рисунки на побережье озера Байкал


Крокодил – священное животное древнего Египта

Принесение в жертву «невесты Нила»

Крокодилы в реке Нил

Бог Собек

«Управитель водами реки»


История развития зоологии

I. Накопление фактов и знаний о животном мире

(ископаемые останки, наскальные рисунки, передача опыта из поколения в поколение)


II. Попытки систематизации накопленных знаний

1) Труды Аристотеля («История животных», «Лестница существ»)

Аристотель (384 год до н. э. - 322 до н. э.) - др.-греч. философ и ученый.


2. Работы А. Левенгука (XVII век, изготовил микроскоп, позволивший открыть мир микроорганизмов).

Антони ван Левенгук

Микроскоп Левенгука


3. Классификация Карла Линнея (царство, класс, отряд, род, вид).

Карл Линней (1707-1778)- шведский естествоиспытатель, внесший вклад в создание системы природы, описал более 8000 видов растений, ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов


Систематика Карла Линнея

царство (животные)

класс (млекопитающие)

отряд (кошачьи)

род (кот)

вид (кот домашний)


Дальнейшее развитие зоологии

  • Открытие переходных форм

Археоптерикс - переходная форма между пресмыкающимися и птицами


Древняя кистеперая рыба, от которой произошли земноводные

Ихтиостег – переходная форма организмов от водного к наземному образу жизни


Слайд 2

«зоология» (в переводе с греческого) учение животное зоон- логос- Что такое зоология?

Слайд 3

Изучает многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. ЗООЛОГИЯ - наука о животных.

Слайд 4

Зоология – система наук о животных Этология Зоогеография Энтомология Ихтиология Орнитология Палеозоология Зоология связана и с другими биологическими науками, медициной, ветеринарией, сельским хозяйством, с производственной деятельностью человека и охраной животных.

Слайд 6

Зоогеография - наука о распространении животных

Слайд 7

Энтомология - наука, изучающая насекомых

Слайд 8

Ихтиология - наука, изучающая рыб

Слайд 9

Орнитология - наука, изучающая птиц

Слайд 10

Палеозоология

Наука, исследующая ископаемые формы животных и их изменения в процессе исторического развития

Слайд 11

Изображения страусов, быков, жирафов и пастухов с луками Вереница быков Лошадь Олень Буйвол Начало накопления человеком сведений о животном мире относится к каменному веку

Слайд 12

Основоположник науки зоологии, Сделал первую попытку классификации животных, Подробно описал строение, образа жизни и распространение более 400 видов животныхв своих сочинениях «История животных», «Возникновение животных», «О частях животных». Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Как наука зоология зародилась в Др. Греции и связана с именем Аристотеля

Слайд 13

Зоология в средние века Общий упадок науки в средние века отразился и на зоологии. Даже сочинения древних остаются долгое время забытыми и хранятся лишь кое-где в монастырях. Немногочисленные сочинения этого времени, касающиеся зоологии, не имеют научного значения. После ХIII в. наступает период затишья, но выдающиеся сочинения переводятся на различные языки; основываются многочисленные университеты в XIV в., книгопечатание облегчает распространение сочинений по естествознанию, образуются ученые кружки, предшествующие научным обществам.

Слайд 14

Зоология в эпоху Великих географических открытий А.В.Левенгук(1632-1723) М.Мальпиги (1628-1694) У.Гарвей (1578-1657)

Слайд 15

В стройную систему знаний зоология оформилась к концу 18 века Ж.Б. Ламарк (1744-1829) Ч. Дарвин (1809-1882) К. Линней (1707-1778) Ж. Кювье (1769-1832)

Слайд 16

И. Мечников (1845-1915) А. О. Ковалевский (1840-1901) А. Н. Северцев (1866-1936) К. Бэр (1792 -1876) И. И. Шмальгаузен (1884-1963) Большой вклад в развитие отечественной зоологии внесли:

Слайд 17

В наше время известно около 2 млн. видов животных

Слайд 18

Животные населяют все среды жизни Наземно-воздушная среда Водная среда Почвенная среда Организменная среда

Слайд 19

Животные разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам,образу жизни.

Слайд 20

Животные, как и растения и все другие живые организмы имеют общие признаки:

Клеточное строение Рост Развитие Питание Дыхание Размножение

Слайд 21

Чем животные отличаются от растений?

Слайд 22

Сравнительная таблица растений и животных

  • Слайд 23

    1. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки

    Строение клетки животного Строение клетки растения

    Слайд 24

    2. Животные питаются готовыми органическими веществами

  • Слайд 25

    3. Животные могут активно передвигаться

  • Слайд 26

    4. Способны воспринимать раздражения и реагировать на них

  • Публикации по теме