НОД в средней группе детского сада на тему: Весна. Познавательное развитие

«Изготовление скворечника».(Коллективная работа)

Интеграция: «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература».

Цель : развитие познавательных интересов детей в процессе формирования целостной картины мира.

Задачи: продолжать способствовать приёму складывания бумаги пополам, по диагонали. Закрепить приём вырезания ножницами из квадрата круг. Способствовать умению выполнять единую коллективную работу.

Развивать память, мышление, мелкую моторику рук, композиционные умения в расположении предметов.

Закрепить знания детей о перелётных птицах, признаках весны.

Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.

Средства деятельности: Клей, кисточка, подставка, клеёнка, ножницы.

Тонированная бумага с нарисованным деревом. Прямоугольник разного цвета с размером6х13см(стенка), квадрат размером 6х6см(крыша), прямоугольник размером 1х3см(жёрдочка), кружок диаметром 2.5см(окошко)

Музыка(пение птиц).

Форма организации: фронтальная

Вид занятия: мастерская

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание скворечника, разучивание стихов. Беседа о весенних птицах(принести из дома вырезанных птиц)

Ход мероприятия: Дети сидят на коврике, звучит пение птиц, воспитатель загадывает загадку.

Воспитатель: Светает рано по утрам

Проталины и тут и там

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает?(Весна)

Воспитатель: Молодцы! Как вы догадались?

Дети: Светит солнце, скворцы прилетели, медведь проснулся, ручей шумит.

Воспитатель: Правильно. Кто к нам весной прилетает с юга?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Каких птиц вы знаете?

Дети: Грачи, скворцы, ласточки, дикие утки и гуси.

Воспитатель: Птицы- наши друзья. Они борются с вредителями и спасают наши урожаи от гибели. Мы должны их охранять и заботиться о них. Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. Где же живёт скворец?

Дети: Он живёт в скворечнике.

Воспитатель: А кто делает для скворцов домик?

Дети: Человек.

Воспитатель: показывает поднос с вырезанными птицами.

Вы принесли сегодня птичек. Где же наши друзья будут жить? Где будут высиживать своих птенцов? Что же делать, ребята? Как нам помочь птицам?

Дети: надо сделать для них скворечники.

Воспитатель: Вы поможете сделать скворечники?

Воспитатель: Свои скворечники мы поместим на это большое дерево, где будут жить наши друзья. У нас получится целая картина. Мы повесим ее в раздевалку. Все будут смотреть любоваться нашей работой. У всех появится весеннее настроение.

Из чего состоит скворечник?

Дети: домика, крыши, окошка, жёрдочки.

Воспитатель: Правильно. Он похож на домик с крышей и окном. Он делается круглым для того, чтобы птицы легко залетали и не царапались.

Воспитатель: Настала пора отдохнуть.

Раз-два (делают два хлопка).

Звенят капели (дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладоням другой).

Три-четыре (делают два хлопка).

Мы запели (2раза прижимают ладони к груди).

Пять- шесть (делают два хлопка).

Летят скворцы, к нам летят гонцы весны (взмахивают перекрещёнными кистями рук).

Семь- восемь (делают два хлопка).

Песни льются (вытягивают руки вперёд).

Девять-десять (делают два хлопка).

Все смеются (поднимают руки вверх).

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Из какой геометрической фигуры построим домик?

Дети: Из прямоугольника.

Воспитатель: какой геометрической фигуры крыша?

Дети: Треугольника.

Воспитатель: Скворечник бывает разного цвета. У меня будет жёлтый. Я беру прямоугольник, сгибаю пополам. Получился домик.

Затем беру квадрат, сгибаю по диагонали (уголок к уголку). Получилась крыша.

Окошко делаю из маленького квадрата. Беру ножницы, плавно срезаю углы у квадрата (начиная от середины одной стороны, к середине другой и так по кругу). Окошко готово.

Теперь я составлю скворечник. (домик, затем крышу, окно располагаю по середине, жёрдочку под окном). Приклеиваю.

Кто сделал скворечник, может подойти и приклеить его на дерево.

Молодцы! Для кого сделали скворечники?

Дети: Для птиц, скворцов.

Воспитатель: Теперь наши птицы могут заселятся в свои домики.

Дети приклеивают свою птицу.

Воспитатель: Какая красивая картина у нас получилась. Теперь её надо повесить в раздевалку.(дети несут картину и вешают).


Антонова Оксана Павловна

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Весна в лесу"

Воспитатель: Манаева И.Г.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи: Уточнить с детьми представления о признаках ранней весны, о первоцветах (их разнообразии, строении), о правилах поведения в лесу;

продолжать формировать навыки вырезывания округлых форм (лепестки)путём скругления углов; закреплять навыки аккуратного наклеивания;

развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;

воспитывать бережное отношение к живой природе, желание оказывать помощь.

Оборудование и материалы: игрушка - поросёнок Хрюша; макет уголка весеннего леса; самодельный снегирь, подснежник; иллюстрации с первоцветами; фонограмма «Звуки и голоса природы»; мольберт; набор частей цветка; материал для аппликации.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мне кажется, я слышу чьи-то шаги. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?.

«Кто прошёл так тихо – тихо

Ну, конечно не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел,

И повсюду тишина.

Это значит, это значит

Тише всех пришла… (весна)».

Так вот чьи шаги мы слышали. Наступила весна! Ребята, а что же изменилось в природе с приходом весны?

Дети: цвет неба, солнце ярче светит, снег потемнел и начал таять, бегут ручьи, звенит капель, повсюду слышны птичьи голоса.

Вот как порадовала нас весна своим приходом. Давайте мы тоже порадуем весну и подарим ей чудесную весеннюю песенку.

Дети исполняют песню о весне.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся в весенний лес и посмотрим, что же там происходит ранней весной. Согласны? Но прежде, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Дети: Не шуметь, не сорить, не ломать ветки деревьев и кустарников, не ловить птиц, не пугать животных.

Этюд «По дороге в лес» (дети имитируют ходьбу по тропинке, перепрыгивают с «кочки» на «кочку», переходят по «мостику» через ручеёк, снова идут по тропинке).

Воспитатель подводит детей к экрану, на котором изображен весенний лес.

Воспитатель:Ну, вот мы и на месте.

«На горе, как поясок,

Молодой шумит лесок.

Редкий, низкорослый,

А шумит, как взрослый».

Давайте сядем, отдохнём и послушаем звуки леса.

Фонограмма «Звуки леса». После прослушивания спросить у детей, что они услышали?

Воспитатель: Ребята, я вижу по всему лесу чьи-то следы. Что это за странные тёмные бугорки? (проталинки) Да, видно, что Весна и здесь побывала. А под её тёплыми ногами снег растаял, и на земле появились проталинки.

Воспитатель: Вошла Весна в лес, оглянулась кругом и первым делом решила разбудить берёзку. Дотронулась Весна до белоснежного ствола, и произошло чудо. Дерево очнулось ото сна, и на её веточках появились вот такие плотные комочки.(обращает внимание на почки)Ребята, что это такое?

Воспитатель: Ребята, можно потрогать почки? (нельзя, почки очень нежные)

Дети: Скоро из них появятся первые листочки.

Воспитатель: Ну а это что за странное дерево? Листочков нет, одни ягоды висят.

Дети: Это рябинка.

Дети: Всю зиму к рябинке прилетали снегири. Для снегирей это самая вкусная ягода.

Воспитатель: Как вы думаете, если сейчас наступила весна, значит можно птиц не кормить?

Дети: Нужно продолжать подкармливать птиц, потому что могут вернуться морозы. Из-под снега птицам трудно корм добывать, а насекомые ещё не проснулись.

Воспитатель: вы очень добрые и много всего знаете. Хочу показать вам одно чудо, которое совсем недавно появилось в лесу. Но сначала отгадайте загадку:

«Из-под снега расцветает,

раньше всех весну встречает»

Сейчас проверим, правильно ли вы угадали. Закройте глазки. (На экране появляется подснежник)

Воспитатель: Что это выросло на весенней проталинке? (Ответы детей) Да, ребятки, это самый настоящий первоцвет. Объясните мне, что такое первоцвет.

Дети: Это первые весенние цветы.

Воспитатель обращает внимание на красоту весенней полянки.

Воспитатель: «На лесной полянке

Море из цветов!

Украшают землю

После зимних снов!»

(Л.М. Герасимова)

Ребята, а давайте мы с вами превратимся в эти чудесные весенние цветы.

Танец с цветами .

Воспитатель: Скажите, можно рвать в лесу цветы?

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если вместе я и ты,

Вместе мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны.

И не будет красоты».

Воспитатель: А что же делать, когда мы хотим подарить маме цветок?

Воспитатель: Я приглашаю вас пройти в лесную мастерскую.

Дети проходят за столы. Перед ними на мольберте выставлено изображение весенней проталинки со стебельком.

Воспитатель: Посмотрите, перед нами «весенняя проталинка», на которой вот-вот распустится цветок. Какую часть цветка мы видим? (стебель)

Чего не хватает нашему цветку? (листьев, цветка)

Выкладываются недостающие части.Воспитатель предлагает рассмотреть части цветка. Какие по форме лепестки? (овальные)

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Наши алые цветки распускают лепестки.

(Прикладывают округлые ладони друг к другу («бутон») и медленно разводят пальцы в стороны)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(Мелко перебирают пальчиками)

Наши алые цветки закрывают лепестки.

(Медленно соединяют пальцы)

Головой качают, тихо засыпают.

(Покачивают «бутон» вправо – влево)

(М. Рудина, А.Афонькин)

Рассматривание готовых работ.

Воспитатель: Загостились мы с вами, ребята, в лесу. Пора нам в детский сад возвращаться.

Конспект проведения образовательной деятельности в средней группе на тему «Весна»

Алымова Марина Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 334», г.о. Самара

Описание материала: Предлагаю вам конспект проведения образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Весна». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Конспект с приоритетной областью «Коммуникация».

Цель: развивать умение детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны.

Задачи:
Расширять представления детей, о том какие изменения в природе происходят весной.
Упражнять в образовании слов с уменьшительно ласкательным суффиксом.
Воспитывать у детей любовь к природе.
Развивать диалогическую речь, слуховое внимание.
Удовлетворять детскую любознательность посредством игровых ситуаций.
Развивать умение конструировать.
Активизировать творческое воображение.

Материал и оборудование: кубики, фланелеграф с деталями, мяч, канцтовары для аппликации (картон, цветная бумага с нарисованными деталями подснежника, ножницы, клей).

Предварительная работа: рассматривание картинок о весне; беседа о том, какие изменения в природе происходят весной; составление описательных рассказов по картинкам; чтение художественной: «Весна» А.Н. Толстой, «Пришла весна» Л.Н. Толстой, стихи о весне; отгадывание загадок на тему «Весна»; дидактическая игра «Отгадай время года».

Формы организации детской деятельности:
1.Коммуникативная
-Речевая игра «Назови ласково»
-Беседа о весне, ее признаках

2.Познавательно-исследовательская
- « Это неправильная весна, здесь что-то не так»
- Конструирование из кубиков «Солнышко»

3.Двигательная
- Физкультминутка «Шлеп-шлеп-шлеп»

4.Продуктивная
- Изготовление продуктов детского творчества «Подснежник для мамы»

Проведение образовательной деятельности

Физкультминутка:
Шлёп – шлёп - шлёп – идем по лужам (постукивание ладонями по коленям).
Хлюп - хлюп – хлюп – вода в ботинках (притоптывание).
Кап – кап – кап – нам зонтик нужен (руки вверх и потрясти кистями).
Оп – оп – оп – вода по спинке (похлопывание по плечам).
Буль – буль – буль – упала шапка (пружиночка).
Ой – ой – ой – кругом вода (покружиться).
Да – да – да – себя так жалко (покачать головой).
Одевайтесь в дождь всегда!

Воспитатель: Ребята, а хотите еще поиграть? Я смотрю, вы очень любите играть и это здорово. Игра называется «Это неправильная весна, здесь что-то не так».
Воспитатель: Ребята, на фланелеграфе изображена картина весны, которая состоит из отдельных деталей, но там много ошибок, которые нужно заметить и назвать вслух.

На фланелеграфе прикреплены: человек в шубе (меховая ткань) и человек в пальто (пальтовая ткань), снежинки, подснежник, дерево с почками и желтыми и зелеными листочками, солнышко.

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы успешно справились. А теперь в честь прихода весны, предлагаю сделать подарки нашим мамам, согласны? Давайте сделаем аппликацию с подснежниками.
Воспитатель: Ребята, о каком времени годы, мы сегодня с вами говорили? Какие изменения в природе происходят весной?
Воспитатель: Какие замечательные подснежники у вас получились, мамы очень обрадуются такому подарку.

Взаимодействие с родителями:
1.Выставка поделок «Весна пришла».

Проект в средней группе на тему

«Весна - красна».

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель художественно-эстетического цикла, родители.

Проблема:

У детей не сформированы знаний о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Отсутствует связанность речи при построений развернутого высказывания. Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, мало внимания удалено этой теме в программе детского сада. Особенно этой теме не удаляется внимания дома со стороны родителей.

Актуальность:

Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.

Цель:

Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе: развивать умение сравнивать различные периоды весны: воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; желание больше узнать об особенностях природы своего края.

Задачи:

- Устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.

Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игрой деятельности.

Формировать потребности в чтении, как источнике новых знаний об окружающем.

Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.

Укреплять здоровье детей, приобщать к здравому образу жизни.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации , развивать творческие способности.

Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроения.

Методическое обеспечение : Художественная литература, рассказы, стихотворения, загадки о весне.

Наглядные пособия : репродукции картин, фотографии, презентации.

Дидактический материал : беседы, художественное творчество, рисование, аппликация, лепка, конструирование из бумаги.

Предполагаемый результат :

1.Познавательный интерес к наблюдению за явлениями природы;

2.Познавательный интерес к поисково - исследовательской деятельности ;

3.Развитие наблюдательности, творческой активности, коммуникативных навыков;

4.Стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.

Реализация проекта:

Этапы проекта:

1 этап подготовительный:

Выбор темы, определение целей и задач;

Составление плана основного этапа, подборка необходимых материалов по теме.

2 этап основной :

- Обобщение знаний детей о признаках весны (беседа о весне как о времени года, чтение и заучивание стихов о весне, наблюдения за явлениями природы, рассматривание веток нескольких растений, формирование понятия «почка» («домик для листочка»), проблемная ситуация: у разных веточек появляются разные по форме листочки).

Пополнить предметно-развивающую среду.

Организовать работу по решению задач проекта.

Работа с детьми:

1. Беседы: «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»,

«Что такое ледокол»,

«Вся природа просыпается после зимнего сна»,

2. НОД: - «Весна – красна!»;

- «В окно повеяло весною»;

- «Весна приходит в гости к нам»;

- «Составление рассказа о весне по коллажу».

Рисование: «Весенний пейзаж», «Весна – красна!»;

Рисование веточек во время наблюдения (с почками и с листочками),

Аппликация: коллективная работа «Березовая роща», «Ледоход», «Ландыш».

Лепка: коллективная работа «Весенняя поляна»,

Конструирование из бумаги «Лодочка».

3. Ситуативный разговор «Что изменилось?»

Стихотворения о весне, «Уж тает снег…» А. Плещеева, «Календарь» С. Маршак, «Времена года» А. Кузнецов, «Пришла весна» , В. Виноградова «Весенняя песенка», Е. Тараховская «Мы построили скворечню», «Как рубашка в поле выросла» Ушинский, сказки В. Сухомлинского: «Лепесток и цветок», «Птенец выпал из гнезда», «Почему плачет синичка?», Л. Толстой «Дедушка Мазай и зайцы», р. н.с. «Заюшкина избушка», разноцветные сказки и другие произведения отечественной и зарубежной литературы.

5. Целевые прогулки и экскурсии в парк и по улицам города, целевая прогулка к пруду «Наш пруд», наблюдение на прогулке за лужей.

6. Дидактические игры:

«Будь внимательным», «Доскажи словечко», «Узнай по голосу», «Птички», «Узнай по описанию», «Собери картинку».

Подвижные игры:

«Дорога препятствий», «Бездомный заяц», «Гуси-лебеди», «Мы веселые ребята», «У медведя во бору», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?». «Времена года», «Так бывает или нет?», «Что перепутал художник», «Путешествие в мир природы», «Назови правильно», и другие.

Сюжетно-ролевые игры:

«Цветочный магазин», «Больница для животных», «Едем отдыхать на природу».

Игровая, исследовательская деятельность «Плыви, плыви, моя лодочка».

7. Разучивание песен: слова и музыка «Веснянка», слова и музыка «Подснежник», слушание пения птиц.

Работа с родителями :

Консультации: «Наш дом – природа», «Досуг на природе».

Выставка в книжном уголке «Наши книги о природе»

Размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам поведения на льду», «Это нужно знать»;

Совместное издание настенной газеты по теме «Весна – красна!»;

- «Мастерим вместе с родителями» выставка на тему: «Весна пришла».

- «Огород на окне» - совместная деятельность: посадка лука в землю и в воду интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях.

Субботник на участке.

3 этап заключительный :

Проведение с детьми досуга «Весна - красна»

Музыкальное развлечение «Мы идем весну встречать»

Результат реализации проекта:

1. Дети стали проявлять интерес к наблюдению за явлениями природы, они стали отличать друг от друга деревья по форме листьев.

2. Дети стали более наблюдательными, общительными и инициативными;

3. Дети стали более дружелюбнее относится к сверстникам в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.

4. Дети старались соблюдать все правила поведения в природе. Многие сделали для себя вывод, что все мы (животные, люди) – это большой дом, в котором должны жить дружно, соблюдать чистоту, порядок.

» (из природного материала).

Цель

Учить рассматривать и анализировать природный материал

Учить видеть различные образы в корнях, ветках, сучках

Учить укреплять фигурки на подставке.

Материал

Пластилин.

Фигурка Старичка-лесовичка.

Макет леса.

Мотивация

Друзья для Старичка-лесовичка.

Предварительная работа

Экскурсия в лес

Методические приёмы

Приглашение детей в гости к Старичку-лесовичку.

Рассматривание макета леса (с готовыми поделками).

Рассматривание природного материала, предложенного Старичком-лесовичком.

Демонстрация детям приёма изменения пространственного расположения.

Рассказ детей о задуманном образе.

Внесение поделок в макет леса.

Тема «Дом с мебелью» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники оригами - отгибанием боковых сторон прямоугольника.

Закреплять навыки в сглаживании места сгиба гладилкой.

Обучать «опредмечиванию» готовых работ.

Учить планировать свою деятельность.

Материал

Прямоугольники писчей бумаги разных цветов и размеров.

Несколько видов заготовок деталей для предметов мебели.

Вариативные образцы предметов мебели.

Макет «Наш дом».

Мотивация

Создание совместного макета «Дом моей семьи».

Предварительная работа

Экскурсия по д/с.

Рассматривание убранства группы.

С/р игра «Наведём порядок в группе».

Методические приёмы

Рассматривание предметов мебели.

Д/и «Моя комната».

Показ складывания прямоугольника пополам и отгибания боковых сторон.

«Опредмечивание» заготовки и внесение дополнительных деталей.

Размещение работ на макете.

Выбор самых интересных работ.

ОКТЯБРЬ

Тема «Лесные жители» (из природного материала)

Цель

Закреплять умение рассматривать и анализировать природный материал.

Учить видеть в одном корне, сучке 2-3 образа.

Закреплять приём изменения пространственного расположения.

Познакомить с приёмами достраивания и убирания лишнего.

Материал

Пластилин.

Фигурка Старичка-лесовичка.

Мотивация

Подарок для Старичка-лесовичка.

Предварительная работа

Экскурсия в парк.

Сбор природного материала (веточки, сучки, корни).

Рассматривание готовых поделок.

Методические приёмы

Сюрпризный момент: «Ждём в гости Старичка-лесовичка».

Проблемная ситуация: «Что ему подарить?».

Рассматривание природного материала.

Озвучивание замысла детей.

Показ приёма убирания лишнего, достраивания.

Появление Старичка-лесовичка.

Рассказ ребёнка о поделке.

Тема «В гостях у зверей» (из бумаги).

Цель

Познакомить с техникой оригами - отгибанием нижних углов треугольника к соответствующим сторонам.

Продолжать обучать «опредмечиванию».

Учить анализировать, рассуждать.

Материал

Квадраты бумаги разных цветов и размеров.

Мордочки разных животных.

Планшет с изображёнными на нём туловищами соответствующих зверей.

Мотивация

Предварительная работа

Рисование зверей.

Чтение познавательных рассказов о животных.

Методические приёмы

Загадки о зверях.

Д/и «Собери картинку».

Показ способа складывания квадрата - отгибание нижних углов треугольника к соответствующим сторонам.

Выбор деталей для «опредмечивания».

Рассматривание вариативных образцов.

Размещение «мордочек» на планшете к соответствующему туловищу.

Выбор весёлого, грустного и др. зверя.

НОЯБРЬ

Тема «Поезд»

Цель

Закрепить пространственное представление (длинный, короткий).

Закрепить способ изменения постройки в длину (пристраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки.

Учить преобразовывать постройку в длину.

Материал

Образцы построек.

Строительный набор (кирпичики, кубики, призма, пластина).

Фигурки животных.

Мотивация

Поезд для путешествия животных.

Предварительная работа

Рассматривание железнодорожного транспорта.

Экскурсия на вокзал.

Д/и «Наземный - подземный».

Методические приёмы

Загадки о транспорте.

Сюрпризный момент: «Приход зверей в гости, желание отправиться в путешествие».

Рассматривание образца постройки (объект в целом, основные части, пространственное расположение частей, детали основных частей, пространственное расположение деталей, объект в целом).

Воспроизведение образца.

Перестраивание образца в такой же, но длиннее.

Обыгрывание: «Посадка зверей в вагончики».

Тема «Ворота» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий, низкий).

Закрепить способ изменения постройки в высоту (надстраивание).

Учить самостоятельно выбирать способы постройки (такие же, но выше).

Материал

Образцы построек.

Строительный набор (кирпичики, кубики, призмы, пластины).

Набор грузовых и легковых автомобилей.

Макет гаража.

Мотивация

Ворота для грузовых, легковых автомобилей.

Предварительная работа

Рассматривание ворот д/с.

С/р игра «Мы - строители» Д/и «Конструктор».

Методические приёмы

Сюрпризный момент: «Доставка транспорта в детский сад».

Проблемная ситуация: «Ворота для грузового, легкового транспорта».

Рассматривание постройки.

Рассматривание образца.

Перестраивание образца (такие же, но выше).

Обыгрывание: «Путешествие через ворота».

ДЕКАБРЬ

Тема «Волшебный стаканчик» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники оригами - отгибанием нижних углов треугольника к противоположным сторонам.

Учить «опредмечивать» работы.

Учить вносить свои изменения и дополнения в работу.

Материал

Фломастеры.

Демонстрационный материал: «опредмеченные» фигурки.

Образцы, где за основу взят «стаканчик».

Мотивация

Персонажи для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Просмотр драматизации сказки в старшей группе.

Методические приёмы

Беседа по сказке.

Составление совместной сказки.

Показ способа техники оригами - отгибание нижних углов треугольника к противоположным сторонам.

Выбор деталей для «опредмечивания» персонажей сказки.

Показ драматизации сочинённой сказки.

Тема «Домики» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий, низкий, длинный, короткий).

Закрепить способ изменения постройки высоту и длину (пристраивание, надстраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но высокий; такой же, но длинный).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

Образец постройки.

Набор игрушек гномиков.

Мотивация

Домики для гномиков.

Предварительная работа

Экскурсия по улицам города.

Д/и «Построй дом».

С/р игра «Новостройки».

Методические приёмы

Беседа по сказке о семи гномах.

Сюрпризный момент: «Появление гномиков».

Рассматривание образца постройки.

Перестраивание (такой же, но высокий; такой же, но длинный).

Обыгрывание: «Домики гномиков».

ЯНВАРЬ

Тема «Домики» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий - низкий, длинный - короткий).

Закрепить способ изменения постройки в высоту и длину (перестраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но выше и длиннее).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

Два образца построек (дом высокий, дом длинный).

Набор игрушек семей зверей.

Мотивация

Домики для семей медведей, зайчат, лисят.

Предварительная работа

Экскурсия на стройку.

Беседа о строительных профессиях.

Рисование «Мой новый дом».

Методические приёмы

Беседа по сказкам о животных.

Сюрпризный момент: «Появление семейств зверей».

Рассматривание образцов построек домов.

Сравнение их между собой.

Воспроизведение образца постройки.

Определение замысла постройки.

Обыгрывание: «Заселение семей зверей».

Тема «Лесная сказка» (из природного материала).

Цель

Упражнять детей в использовании приёма достраивания.

Учить создавать поделки на заданной основе.

Познакомить с новым материалом (сухие древесные грибы, кора).

Материал

Куски древесной коры.

Древесные грибы.

Пластилин.

Макет лесного уголка.

Мотивация

Заселение лесного уголка в экологическом центре.

Предварительная работа

Рассматривание поделок, изготовленных из природного материала.

Сбор природного материала.

Д/и «На что похожа?».

Методические приёмы

Приглашение для Старичка-лесовичка в д/и «Определи на ощупь».

Рассматривание поделок на основе древесных грибов.

Показ и объяснение способа достраивания.

Выбор материала и обсуждение детского замысла.

Заселение лесного уголка.

ФЕВРАЛЬ

Тема «Чудеса природы»  - работа по подгруппам (из природного материала).

Цель

Закрепить навыки работы с природным материалом.

Изменение пространственного положения, убирание лишнего.

Учить работать совместно, обсуждая возможные варианты композиции.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал

Сухая кора.

Древесные грибы.

Пластилин.

Мотивация

Создание сказки.

Предварительная работа

Рассматривание готовых поделок.

Сбор природного материала.

Драматизация сказок «Колобок», «Три медведя», «Теремок».

Методические приёмы

Беседа по сказкам с характеристикой героев.

Имитация движений сказочных героев.

Рассматривание и отбор природного материала.

Обсуждение замысла.

Объединение поделок в единый сюжет.

Рассказывание придуманной сказки.

Тема «Водное царство» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники киригами - складыванием квадрата по диагонали и вырезыванием по намеченным линиям.

Продолжать учить пользоваться гладилкой.

Учить «опредмечиванию».

Материал

Квадраты бумаги разных цветов и размеров на каждого ребёнка.

Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок (рыбки).

Демонстрационный материал: аквариум с рыбками.

Макет «Аквариум» (для заселения рыбками).

Варианты образцов «рыбок».

Мотивация

Создание макета аквариума с рыбками для природного уголка.

Предварительная работа

Экскурсия в старшую группу.

Рассматривание аквариума, наблюдение за рыбками.

Рисование рыбок.

Методические приёмы

Беседа о водных обитателях.

Д/и «Засели аквариум».

Показ способов складывания квадрата по диагонали и вырезывания по намеченным линиям.

Рассматривание образцов.

Размещение готовых поделок на макете «Аквариум».

МАРТ

Тема «Трамвай» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить способ изменения постройки в высоту и ширину (пристраивание, подстраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но высокий; такой же, но широкий).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

Образец постройки трамвая.

Набор животных для обыгрывания.

Мотивация

Трамвайчики для путешествия зверей из сказки К.И. Чуковского «Тараканище».

Предварительная работа

Рассматривание городского транспорта.

Беседа о транспорте.

Лото «Транспорт».

Чтение сказки К.И. Чуковского «Тараканище».

Методические приёмы

Элементы инсценировки сказки К.И. Чуковского «Тараканище».

Рассматривание образца построек.

Воспроизведение.

Перестраивание (такой же, но высокий; такой же, но широкий).

Обыгрывание: «Путешествие зверей в трамваях».

Тема «Трамвай» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий - низкий, широкий - узкий).

Закрепить способ изменения постройки в высоту и ширину (перестраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но выше и шире).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

2 образца постройки (трамвай высокий, трамвай широкий).

Фигурки детей.

Мотивация

Трамвайчики для путешествия детей в цирк.

Предварительная работа

Наблюдение за движением трамваев.

Беседа о профессии водителя трамвая.

С/р игра «Путешествие в трамвае».

Методические приёмы

Беседа о транспорте.

Д/и «Грузовой - пассажирский».

Рассматривание образцов построек.

Сравнивание их между собой (общее, разное).

Обсуждение замысла постройки.

Выполнение постройки путём экспериментирования.

Обыгрывание: «Путешествие в цирк».

АПРЕЛЬ

Тема «Мои лесные друзья» (из природного материала).

Цель

Закреплять умение анализировать природный материал.

Материал

Древесная кора.

Древесные грибы.

Корни, ветки, сучки.

Мелкий природный материал (крылатки, шляпки желудей, мелкие косточки плодов).

Пластилин, клей.

Вариативные образцы.

Мотивация

Персонажи для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Чтение стихов о животных.

Инсценирование сказок.

Экскурсия в лес.

Сбор природного материала.

Методические приёмы

Д/и «Отгадай сказку».

Тема «Мои лесные друзья» (из природного материала).

Цель

Учить планировать и передавать в сюжете свой замысел.

Закреплять умение анализировать природный Материал .

Закреплять приёмы «опредмечивания» (изменение пространственного положения, достраивание, убирание лишнего).

Материал

Древесная кора.

Древесные грибы.

Корни, ветки, сучки.

Мелкий природный материал (крылатки, шляпки желудей, мелкие косточки плодов).

Пластилин, клей.

Вариативные образцы.

Мотивация

Персонажи для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Чтение стихов о животных.

Инсценирование сказок.

Экскурсия в лес.

Сбор природного материала.

Методические приёмы

Путешествие по театральному уголку.

Д/и «Отгадай сказку».

Составление новой совместной сказки.

Выбор образа персонажа и материала для его изготовления.

Инсценирование сказки с изготовленными персонажами.

Тема «В стране насекомых» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники бумажная скульптура - накручиванием прямоугольника на карандаш, получением цилиндра.

Учить передавать характер персонажа готовой поделки.

Учить «опредмечиванию» результатов работы.

Материал

На каждого ребёнка прямоугольники писчей бумаги разных цветов и размеров.

Фломастеры.

Карандаши.

Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок (крылья насекомых).

Демонстрационный материал: фигурки насекомых, выполненных на основе цилиндра.

Макет «Цветочная поляна».

Мотивация

Подарки для родителей к весеннему празднику.

Предварительная работа

Рассматривание открыток «Насекомые».

Методические приёмы

Беседа о насекомых.

Д/и «Найди крылышки».

Показ способа.

Изготовление тонкого цилиндра карандашной техникой.

Рассматривание образцов.

Размещение работ на макете «Цветочная поляна».

Выбор самой весёлой поделки.

МАЙ

Тема «Пробуждение весны» (по замыслу, из природного материала).

Цель

Учить планировать и передавать в сюжете свой замысел.

Закреплять приёмы «опредмечивания».

Упражнять в самостоятельном отборе материала (крупный - основа материала, мелкий - детали).

Материал

Древесная кора.

Древесные грибы.

Корни, ветки, сучки.

Мелкий природный материал (крылатки, шляпки желудей, мелкие косточки плодов).

Пластилин, клей.

Вариативные образцы.

Кассета с записью пения птиц.

Мотивация

Встреча весны в природном уголке.

Предварительная работа

Чтение стихов о весне.

Д/и «Самый внимательный».

Д/и «Назови, на что похоже».

Методические приёмы

Беседа о весне.

Д/и «Когда это бывает?».

Проблемная ситуация: «Как увидеть и услышать весну в нашем уголке природы?».

Обсуждение замысла детей и отбор материала для изготовления поделок.

Внесение весенних поделок в уголок природы с музыкальным сопровождением.

Тема «Цирковое представление» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники бумажная скульптура - накручиванием прямоугольника на карандаш, получением цилиндра.

Показать на образце богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и криволинейных цилиндрических элементов.

Учить проявлять фантазию, творчество в оформлении поделок.

Материал

На каждого ребёнка квадраты писчей бумаги разных цветов и размеров.

Фломастеры.

Карандаши.

Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок.

Демонстрационный материал: фигурки цирковых животных, выполненных на основе цилиндра.

Макет «Арена цирка».

Мотивация

Поделки для детей младшей группы.

Предварительная работа

Поход детей на цирковое представление.

Беседа о цирковых артистах.

Рисование «Цирк приехал».

Методические приёмы

Беседа об увиденном представлении.

Д/и «Кто участвует в цирковом представлении?».

Показ способа закручивания прямоугольника в цилиндр.

Рассматривание вариативных образцов.

Выбор деталей для «опредмечивания» поделок.

Размещение работ на макете «Арена цирка».

Разыгрывание цирковых сценок.

ИЮНЬ

Тема «Дома на нашей улице» (плоскостное конструирование на увлажнённой поверхности песка).

Цель

Закрепить знания детей о композиционном построении.

Закрепить знания о свойствах и качествах материалов.

Материал

Фруктовые косточки.

Игрушка Самоделкин.

Мотивация

Создание улицы, на которой мы живём.

Предварительная работа

Экскурсия по улице города.

Беседа о зданиях.

Д/и «Архитектор».

Методические приёмы

Рассматривание разнообразных материалов.

Приглашение Самоделкина помочь построить дома на улице.

Обсуждение замысла детей.

Выбор материала и места строительства.

Обыгрывание: «Самоделкин у нас в гостях».

ИЮЛЬ

Тема «Речные мосты» (конструирование на влажном песке).

Цель

Закрепить понятия «длинный - коротий», «широкий - узкий», «высокий - низкий».

Закрепить умение использовать в работе разнообразный материал.

Материал

Влажный песок.

Пенопласт.

Древесная кора.

Мотивация

Для сюжетно-ролевой игры.

«Водное путешествие».

Предварительная работа

Экскурсия к реке.

Д/и «Водный - воздушный».

Беседа о водном транспорте.

Методические приёмы

Создание игровой ситуации: «Отправляемся в водное путешествие».

Проблемная ситуация: «Что для этого нужно?».

Выбор необходимого материала для строительства мостов, водного транспорта.

Обсуждение объёма работы.

С/р игра «Водное путешествие».

АВГУСТ

Тема «Зоопарк» ().

Цель

Учить использовать в конструировании большие формы (картонные ящики).

Закрепить умение соотносить размеры.

Развивать планирующую функцию.

Материал

Картонные ящики.

Пенопласт.

Бумажная упаковка.

Природный материал.

Мотивация

Создание атрибутов для игры в зоопарк.

Предварительная работа

Экскурсия в зоопарк.

Беседа об экзотических животных.

Д/и «Угадай зверя».

Методические приёмы

Игровая ситуация: «Звери заблудились».

Проблемная ситуация: «Как им помочь?».

Рассматривание и выбор Материал а для изготовления вольеров, животных.

Расселение животных по вольерам.

Обыгрывание: «Зоопарк».

Календарное планирование по конструированию для детей средней группы разработала Т. Кругленя

Публикации по теме