Что такое аббатство. Значение слова аббатство

Содержание статьи

АББАТСТВО (от лат. abbas – аббат, настоятель монастыря) – католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, объединяет монахов, которые живут по единому уставу (правилам). Аббатство возглавляется аббатом (в женском монастыре – аббатисой), подчиняется папе римскому или епископу, функционирует как экономически самостоятельная организация.


Происхождение.

Уже в конце 1 в. в римской общине появляются христиане, ведущие аскетический образ жизни (отказ от брака, собственности, соблюдение постов, воздержание от мяса и вина). Колыбелью монашества были египетские пустыни, куда уходили жить одинокие аскеты. Таким пустынником был св. Антоний Египетский (ок. 251– ок. 356), которого считают «отцом монашества». В 4–6 вв. в пустынях Северной Африки и на Ближнем Востоке появляются колонии аскетов, создаются монашеские общежития, мужские и женские. Создателем такой формы жизни аскетов является Пахомий Великий (ок. 292 – ок. 346), который создал первый монашеский устав с четкими правилами, быстро распространившийся по Ближнему Востоку. Стали строиться монастыри, окруженные мощными стенами с храмами-базиликами, кельями, столовыми, библиотеками. Первый монастырь – Табеннизи (ок. 328).

На Западе монашество появляется в Италии, Галлии, Ирландии, Англии, Шотландии, Германии, Испании в 4–5 вв. Основателем западного монашества является св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480 – ок. 550), родившийся в Нурсии. В 529 он обосновался в Монте-Кассино (между Римом и Неаполем) и создал устав, который с 7 в. называется бенедиктинским. Устав регламентировал поведение монахов: требовалось смирение, молитва, послушание, молчание, уединение. Св. Бенедикт отказался от чрезмерного аскетизма, но требовал необходимости личной бедности, смирения, объединяя религиозно-духовную деятельность монастыря с интеллектуально-художественной и с хозяйственной. Монастырь, отгороженный от мира, – не только братство, но и школа, воспитывающая воинов Христовых. Во главе монастыря стоит пожизненный аббат. После разрушения Монте-Кассино (ок. 585) лангобардами его монахи перебираются в Рим и селятся около Латерана. Папа Григорий I Великий (ок. 540–604) принял бенедиктинский устав, и распространение и организация монастырского движения проходили теперь под покровительством папы. Св. Бенедикт Анианский (ок. 750–821) систематизировал правила бенедиктинцев, и реформированный им устав стал основой для организации монастырей. В 10–11 вв. орден бенедиктинцев находился на вершине могущества.

В Ирландии монастыри появлялись очень быстро и представляли собой городки из хижин отшельников, объединенных вокруг дома аббата. Эти монастыри стали центрами распространения монашества в 5–9 вв. в Англии, Шотландии, потом перекочевали на континент (Анегрей в Вогезах, Фонтене). Ирландские и английские монахи распространяли монашество в Европе. Они, папство, франкские государи и церковь содействовали успеху устава Бенедикта. При содействии папы Григория I Великого в Англии была организована английская церковь, ряд бенедиктинских монастырей, было положено начало монастырю Св. Петра в епископской резиденции – Кентербери.

К началу 9 в. устав Бенедикта утверждается в Италии, Франции, Германии, Англии, Испании.

В 10 в. в Европе существовало несколько монашеских орденов. Одним из крупных орденов был монашеский орден Клюни – ответвление от бенедиктинского монашества. В 910 был основан небольшой монастырь на вилле Клюни, в Бургундии (Франция). Основателем ордена был герцог Гийом Аквитанский. В 931 папа Иоанн XI (931–935) подтвердил привилегии аббатства. При аббате Одило (994–1048) орден Клюни стал ведущим аббатством, которому подчинялись другие монастыри. Орден первым пытается сознательно сплотить монастыри и объединить монашество (к началу 12 в. от Клюни зависело 65 монастырей). Клюни в 11–12 вв. крупный центр духовной и культурной жизни. Суровый образ жизни, строгость и послушание во внутренней жизни, благотворительность и гостеприимство во внешней жизни – характерно для жизни этого ордена.

Орден цистерианцев был учрежден в 1098 св. Робертом Молезмским (ум. 1110) в селении Сито, в Бургундии (Франция), где св. Роберт и 14 братьев выстроили часовню и несколько хижин, тем самым основав новый монастырь Цистерциум. Аббатства цистерианцев в Европе и Англии пользовались автономией, получая указания от настоятеля главного монастыря на ежегодных сборах. Цистерианцы вели аскетичный образ жизни. Строгость жизни, физический труд, чтение и переписка Священного Писания – основы жизни цистерианцев. Успех ордена заключался в том, что орден целиком посвятил себя хозяйственной деятельности: первым стал осушать болота, превращая малопригодные для земледелья угодья в пригодные для сельского хозяйства, первым стал применять новые методы землепользования, занимался овцеводством и продажей шерсти. Строгая дисциплина, централизация ордена обеспечивали единообразие планировки цестерианских монастырей, которые мало отличался от клюнийского или бенидиктинского, но характерны богатством производственных строений (мельницы, кузницы, плотины, мастерские).

Существовали ордена картузианцев (1098), премонстрантов (1120), гильбертинцев (1131), францисканцев (1210) и др.

Устройство и архитектура монастыря.

Средневековые аббатства были крупными центрами раннехристианской цивилизации и важнейшей частью жизни Европы. Они были местами паломничества, в каждом монастыре находились святые реликвии (мощи святых, остатки их одежды, орудия мученичества), которые хранились в реликвариях. Возникшие в 3 в. реликварии представляли собой ларцы или сосуды в виде головы, бюста святого, его рук, миниатюрного храма из дерева, слоновой кости, бронзы, благородных металлов, украшенных резьбой, чеканкой, эмалью, драгоценными камнями. Монастыри были центрами образования, в библиотеках и скрипториях (помещениях для переписывания рукописей) которых поддерживается интеллектуальная культура, собираются классические тексты и древние рукописи. В мастерских процветали ремесла и искусства, огромные земельные владения и сельскохозяйственная техника превращали их в образцовые хозяйства. Монастыри были центрами лечения и приюта. С 13 в. могущество аббатств ослабевает.

Первые попытки архитектурно организовать пространство в эпоху средних веков принадлежит монастырям. Постройки в монастырях возводились по типовому плану: административные, хозяйственные, жилые строения, библиотеки, скриптории, школы ремесел, которые группировались вокруг центра монастыря – клуатра.

К 11–12 вв. монастыри имели два ограждения. В пределах внешних ограждений находились привратницкая, помещение для раздачи милостыни («альмонарий»), странноприимный двор, ряд хозяйственных помещений (конюшни, мельницы, пекарни, мастерские, склады, часто мастерские по выплавке металла), больница, рядом с которой находилось поле, где разводили лекарственные растения.

Внутри второго ограждения, куда пускали только монахов, были расположены обязательные «уставные» постройки. Главным зданием монастыря являлся собор, основным типом которого была базилика ().

Общественным центром служил клуатр (от лат. claustrum – закрытое место, монастырь) – внутренний дворик прямоугольной или квадратной формы, окруженный со всех сторон галереями, которые открывались во двор богато декорированными аркадами. Колоннада покоилась на цоколе. В середине каждой стороны находился выход в клуатр, в центре которого устанавливали фонтан или крест. Клуатр примыкал к зданию собора и сообщался с ним через портал, который был расположен в соответствующем плече трансепта, поперечного нефа базиликального храма, который пересекает основные нефы под прямым углом. В монастырях клуатр примыкал к собору с южной стороны, в соборах – с северной. К клуатру примыкала трапезная и зал капитула с общей спальней («дормиторием») на втором этаже.

После собора самое важное и роскошное здание монастыря, в котором находились погребения аббатов, был зал капитула, где проходили заседания администрации монастыря, собрания братии. Важное помещение монастыря – ризница («санкристия»), там хранились ценности и казна. Со стороны храма у входа в клуатр находилось хранилище рукописей («армариум клаустри»), которыми пользовались монахи, помещение для переписки рукописей («скрипторий»). В крупных монастырях большое значение имели общие кухни. Вокруг монастырских стен располагались земельные угодья. Однако многочисленные войны, перестройки во многом изменили средневековый облик многих монастырей. О первоначальных строениях можно говорить по археологическим раскопкам, по дошедшим до нас сооружениям и иногда по сохранившимся планам.

Аббатство Сен-Галлен, Швейцария.

Сохранившийся в библиотеке аббатства план является проектом идеального бенедиктинского монастыря, который был представлен аббату Гоцберту в 820. Находящаяся в центре монастырская церковь была представлена в виде храма с двумя апсидами, но при постройке была сооружена только одна апсида. Это трехнефная базилика, внутреннее пространство которой разделено на отдельные капеллы, по четыре в каждом из трех нефов. При церкви находился зал капитула, ризница, библиотека, скрипторий, приемная. К ней примыкал квадратный клуатр, вокруг которого размещались дортуар, трапезная, гардеробная, кухни, бани. С другой стороны храма находились дом аббата, школа для мирян, дом для высоких гостей. На территории аббатства находилась и меньшая по размерам церковь, к которой с двух сторон примыкали два квадратных клуатра, рядом с одним из которых была больница, помещение для хранения лечебных трав. С другой стороны второго клуатра – кладбище, огород. На территории аббатства располагались птичьи дворы, конюшни, коровники, свинарники, пивоварни, дома для прислуги, мастерские, мельницы и т.д.

Аббатство Клюни.

План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами. Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса являлась церковь св. Михаила (1088–1150), постройка которой была начата аббатом Гуго (1049–1109). Вдохновителем общей композиции плана явился монах Гунзон. Грандиозная пятинефная базилика длиной 187 м имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м). Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма. Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы. Рядом сохранилась часть прежней церкви Клюни II, освященной в 991 и расширенной св. Одилоном в 994–1048, которая в свою очередь заменила небольшую церковь Клюни I, возведенную 915–927.

Цистерианское аббатство Фонтенэ, Бургундия.

Архитектура цистерианцев предпочитала простые прямоугольные формы, была запрещена скульптура, фрески, драгоценная утварь. Цистерианцы отказывались от высоких башен, допускались лишь невысокие колокольни. Внимание уделялось экономичности, продуманности конструкций и тщательной обработке камня. Церковь аббатства (1135–1147), трехнефная базилика, имела план в форме латинского креста со сводами стрельчатых очертаний. Апсида была прямоугольной формы, отсутствовали витражи, росписи, капители колонн были гладкими. К церкви примыкал зал капитула, клуатр, трапезная, кухня.

Монастыри романского стиля и готики, накопившие огромные богатства, стали крупными центрами – религиозными, экономическими, военными (Мон-Сен-Мишель во Франции, 11–15 вв.; Мальборк в Польше, 13–14 вв.). В период Возрождения и барокко монастыри-крепости сменились монастырями-дворцами, построенными компактно, по единому плану (Эскориал в Испании, 1563–1584), Смольный монастырь в Санкт-Петербурге (1748–1764, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли). Среди монастырей 20 в. выделяется монастырь Ла-Турет во Франции (1956–1959, архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье).

Во многих странах Западной Европы (Франция, Бельгия) монастыри и аббатства существуют до сих пор. В последние годы он и становятся центрами не только религиозного паломничества, но и туризма, нередко привлекая посетителей оригинальными сортами пива и монастырского вина.

католич. монастырь под управлением настоятеля - аббата (или аббатисы). Аббатства являлись наиболее крупными и богатыми монастырями (Сен-Дени, Клюни, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Клерво, Фульда и др.); они подчинялись епископу, а иногда непосредственно папе римскому. Аббатства владели обширными землями, являлись феод, сеньориями. Имели значительное полит, и экономич. влияние.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аббатство

лат. abbatia) - монастырь, находящийся под управлением аббата или аббатисы.

Первые А. возникли в VI–VII вв., хотя сам термин А. более позднего происхождения (IX в.). Покровителями, а иногда и основателями А. были короли, а затем императоры, представители знати и местные епископы. В результате Григорианской реформы А. получили б?льшую самостоятельность от светских властей и в значительной степени перешли под покровительство Апост. Престола. Отдельные А. становились для окрестных жителей центрами дух. руководства и иногда превращались в самостоятельные церк. территории: abbatia nullius (в наст. время они называются территориальными А. - abbatia territorialis). А. сыграли огромную роль в развитии европ. цивилизации. В раннем Средневековье они являлись хранителями культуры, в А. существовали крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории. Значительна роль А. в развитии сельского хозяйства и производства (Технологическая революция).

Несомненна заслуга А. в развитии архитектуры. В А. возникали новые архитектурные формы и стили (так, в А. Клюни появились первые образцы остроконечных арок), формировались характерные архитектурные элементы, напр. внутр. дворик монастыря, окруженный портиками. Кроме того, А. оказали существенное влияние на развитие принципов градостроительства. В Средние века городская архитектура отличалась хаотичностью, недостатком единства замысла и исполнения, поскольку проекты осуществлялись разными людьми на протяжении длительного времени; напротив, архитектура А. характеризовалась наличием плана и концепции, рациональным решением, основанным на четкой планиметрии.

Наиболее известные древние А.: Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Корби, Монте-Кассино, Райхенау, Санкт-Галлен, Сен-Виктор, Сен-Дени, Сен-Мишель, Сито, Фульда и др.

В ККП 1983 А. приравнено к монастырю.

Лит-ра: Blum K. Abbatia: Geschichte der kirchlichen Rechtsprache. Stuttgart, 1914; Laughlin T.M. Le trПs ancien droit monastique de l’Occident. LiПge, 1935; Aubert M. L’architecture cistercienne. P., 1943; Hofmeister P. Gefreite Abtereren und PrКlaturen // Zeitschrift der Savigny: Stiftung fЯr Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung 81 (1964), 127–248; GrОgorie R. et al. Die Kultur der KlЪster. Salzburg, 1985; Glanz und Ende der alten KlЪster. MЯ., 1991.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Бенедиктинский, а к 8 в. его монастыри были учреждены по всей Западной Европе.

К началу 12 в. многие аббатства располагали огромными богатствами и властью. Они управляли обширными землями и возводили величественные здания монастырских церквей и ие постройки.

Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются древние строения, и мы их обнаруживаем, то в основном археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется ранних романских форм. Монастырская архитектура пережила : монастырь Чертоза Павии и Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения.

Ранние бенедиктинские монастыри. Санкт Галлен. Аббатство Кассино, учрежденное в 529, - старейшее в Европе, ко оно неоднократно подвергалось разрушениям ( раз в 1944) и перестраивалось, так что от ранних построек не осталось следов. Выполненный ок. 820 и сохранившийся в рукописи план аббатства Санкт Галлен в Швейцарии дает обширную информацию о характере бенедиктинской архитектуры. На нем видна типичная с т.н. двусторонней ориентацией (главной западной апсиде противостоит восточная контрапсида на противоположном конце здания), окруженная строго упорядоченными строениями, среди которых были мастерские, мельницы, обжиговая , сельскохозяйственные постройки, а клуатр с привычно соседствующими дормиторием (спальным м) и трапезной, ( ), больница, дом. план следовал бенедиктинскому правилу, в соответствии с которым комплекс аббатства все необходимое для жизни, избавляя тем самым от необходимости ить за огороженной территории.

Аббатства цистерцианцев. Фоссанова. Цистерцианцы, обособившаяся бенедиктинского ордена, внесли идею простоты и в устав, и в архитектуру аббатства. Фоссанова в Италии, в 1135, типичен для ордена. Лаконичная по формам готическая церковь, крестообразная в плане, имеет прямоугольное алтарной части; с одной стороны к ней примыкает клуатр с трапезной и капитула, с - кладбище. , сельскохозяйственные постройки и сады располагаются на территории, окруженной монастырскими стенами.

Клерво. Ту же в расположении построек и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная замысла и строгая функциональность. Принято , что представители этого аскетического по духу ордена выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах запрещено , башенки, витражные и прочие излюбленные в ту эпоху украшения.

Фаунтейнз. Монастырь цистерцианцев на реке Скелл в Англии, основан ок. 1132. Его план был изменен. собору в Дареме, просторная монастырская церковь в Фаунтейнз имела , выстроенный аббатом Джоном Кентским в 1220-1227. Еще одним отступлением от цистерцианского принципа простоты стала над северной ю трансепта, построенная аббатом Хьюби в 1494-1526. К западной стороне клуатра примыкал ряд т.н. галерей - сводчатых складских помещений с ми на втором этаже; они тянулись Скелл и продолжались на другом его . пристроена к клуатру с юга, а зал капитула с монашескими кельями над ним - с востока. Дом аббата, одна из крупнейших резиденций такого рода в Англии, находился в восточном углу участка, где большая часть постройки ока сь над рекой и была поставлена на арочные конструкции. Зал приемов представлял великолепное помещение размером 52?21 м, которое могло пышностью как с главными залами крупнейших феодальных , так и с залом королевского Вестминстерского дворца в Лондоне. Два образующих аркады , по столбов в каждом ряду, делили внутренний зала на три части.

Поздние бенедиктинские аббатства. Многие существующие в Англии были возведены при монастырях, секуляризованных в ходе реформ Генриха VIII. с громадой самого храма в их комплекс ят клуатр, зал капитула, и прочие монастырские строения, впоследствии приспособленные к новым потребностям. бенедиктинских аббатств - знаменитые соборы в , Честере, Дареме, Или, Глостере, Норидже, Питерборо, Рочестере, Уинчестере и Вустере.

Вестминстер. Вестминстерское аббатство, также обязанное своим появлением бенедиктинцам, было основано св. Дунстаном в 10 в. Черты французской архитектуры обнаруживаются как в планировке здания ( т.н. "шеве", сильно , с гирляндой апсид, восточной части собора вокруг алтаря, а в начале 16 в. была пристроена еще и Генриха VII), так и в его устремленности ( неф - в Англии). аббатство оказалось в центре современного Лондона, уцелели и клуатры, и трапезная, и зал капитула, и погреба. сохраняет следы всех строительных периодов начиная с норманнского и кончая реставрационными работами, которые осуществил в 1892 . Знаменитые капеллы Генриха VII с подвесными элементами уже не связаны с архитектурой бенедиктинского ордена.

Клюни. Аббатство Клюни на востоке Франции было особенно значительным центром бенедиктинского ордена. Основанное в 910, оно долгое являлось крупнейшим монастырем в Европе. Монастырь был разрушен в ходе гонений на бенедиктинский орден в 1790. 1040 комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, "шеве", нартексом и атрием. С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой - кладбище для мирян. клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. монастырский комплекс был окружен стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Вторая монастырская церковь (ок. 955-981) была выстроена в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане башней у средокрестья. Оба помещения ризницы имели выход . По концам трансепта и с входного портика были возведены не высокие башни. Третья по возведения, крупная церквь Клюни представляла собой великолепную пятинефную постройку с удвоенным трансептом и "шеве" с радиально расходящимися капеллами в восточной части.

Картузианские аббатства. Картузианский орден, св. ок. 1084, основал свой монастырь во Франции, в Шартрёзе, пустынном и неприветливом месте от Гренобля. ордена предусматривал в одиночестве и молчании, поэтому каждому монаху полагалась отдельная келья. ировка монастыря - единственная в своем роде. Постройки аббатства Шартрёз расположены мощных, усиленных по углам сторожевыми башнями стен, почти совершенно симметрично. По оси комплекса располагалась церковь, окруженная обычными монастырскими строениями; нее помещались клуатр и кладбище, окруженные по периметру кельями. Дом настоятеля, гостиница, риги и амбары, пекарня и мастерские находились церковью на внешнем дворе или рядом с воротами. Каждая келья состояла из трех небольших помещений: комнаты для дневного пребывания, отапливавшейся , спальни с кроватью, скамьей, столом, книжными полками и кладовой. К каждой келье примыкал сад, возделываемый ее обитателем. Еда передавалась через маленькое , и был во всех отношениях защищен от шума и прочих вещей, которые могли размышлениям. имел за садиками, оставаясь невидимым для монахов. Эти основные монастырского устройства неукоснительно соблюдалась в картузианских учреждениях Западной Европы.

Прочие ордена. Доминиканцы, и иные ордена также выработали собственные уставные правила. Принципиальное их заключалось в том, что, проповедническими, эти ордена нуждались в более крупных церквах.

Аббатство

или монастырь, сгруппированные вокруг церкви монастырские здания, в которых помещается монашеская община. Происхождение. Начиная со времен раннего христианства, прежде всего на территории Египта, верующие собирались вокруг места, где обитал человек, славившийся своей святостью, строили кельи рядом с его обителью и добровольно подчинялись установленным правила м жития. Постепенно такие общины верующих посвящали себя служению Богу. Уже в 6 в. в Италии возник первый монашеский орден - бенедиктинский, а к 8 в. его монастыри были учреждены по всей Западной Европе. К началу 12 в. многие аббатства располагали огромными богатствами и властью. Они управляли обширными землями и возводили величественные здания монастырских церквей и друг ие постройки. Развитие монастырской архитектуры. Монастыри собирали в черте своих стен все необходимое для существования общины, и аббатство становилось чем-то вроде укрепленного го рода, где имелись сады, мельницы, конюшни, мастерские и прочие служебные постройки, необходимые для натурального монастырского хозяйства. Поскольку в монастыре могли обитать как монахи, так и миряне, в архитектуре монастыря предусмотривалось их отделение друг от друга. По мере развития монастырской системы аббатства превратились в строго упорядоченные комплекс ы зданий, среди которых были монашеские кельи, больницы, трапезные, библиотеки, залы капитула (собрания членов монашеского ордена) и прочие вспомогательные постройки, расположенные вокруг клуатр а (внутренний двор, окруженный с четырех сторон галереями) и четко ориентированные в отношении церковного здания. Аббату полагались отдельные покои. Со всех сторон аббатство окружали принадлежавшие ему угодья. Конечно, такая композиция варьировалась в соответствии с индивидуальным уставом аббатства; аббатства разных орденов имели своеобразные черты в планировке и другие архитектурные особенно сти. Существует архитектура цистерцианского ордена, архитектура картузианцев; иезуитский орден обычно предпочитал использовать барочный стиль. Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются более древние строения, и если мы их обнаруживаем, то в основном благодаря археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется присутствие ранних романских форм. Монастырская архитектура надолго пережила Средневековье: блистательный монастырь Чертоза близ Павии и колоссальный ансамбль Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения. Ранние бенедиктинские монастыри. Санкт Галлен. Аббатство Монте Кассино, учрежденное в 529, - старейшее в Европе, одна ко оно неоднократно подвергалось разрушениям (последний раз в 1944) и сильно перестраивалось, так что от ранних построек почти не осталось следов. Выполненный ок. 820 и сохранившийся в рукописи план аббатства Санкт Галлен в Швейцарии дает обширную информацию о характере бенедиктинской архитектуры. На нем видна типичная церковь с т.н. двусторонней ориентацией (главной западной апсиде противостоит восточная контрапсида на противоположном конце здания), окруженная строго упорядоченными строениями, среди которых были мастерские, мельницы, обжиговая печь, сельскохозяйственные постройки, кладбище, кухня, пекарня, пивоварня, а также клуатр с привычно соседствующими дормиторием (спальным помещение м) и трапезной, скрипторий (мастерская писцов), больница, школа, странноприимный дом. Этот план следовал бенедиктинскому правилу, в соответствии с которым комплекс аббатства должен включать все необходимое для жизни, избавляя тем самым монахов от необходимости выход ить за пределы огороженной территории. Аббатства цистерцианцев. Фоссанова. Цистерцианцы, обособившаяся ветвь бенедиктинского ордена, внесли идею простоты и в свой монастырский устав, и в архитектуру аббатства. Монастырь Фоссанова в Италии, основанный в 1135, типичен для этого ордена. Лаконичная по формам готическая церковь, крестообразная в плане, имеет прямоугольное завершение алтарной части; с одной стороны к ней примыкает клуатр с трапезной и залом капитула, с другой - кладбище. Больница, гостиница, сельскохозяйственные постройки и сады свободно располагаются на территории, окруженной монастырскими стенами. Клерво. Ту же непринужденность в расположении построек можно заметить и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная простота замысла и строгая функциональность. Принято считать, что представители этого аскетического по духу ордена специально выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах было запрещено строить башни, башенки, применять витражные окна и прочие излюбленные в ту эпоху украшения. Фаунтейнз. Монастырь цистерцианцев на реке Скелл в Англии, основан ок. 1132. Его простой план был впоследствии изменен. Подобно собору в Дареме, просторная монастырская церковь в Фаунтейнз имела восточный трансепт, выстроенный аббатом Джоном Кентским в 1220-1227. Еще одним отступлением от цистерцианского принципа простоты стала башня над северной часть ю трансепта, построенная аббатом Хьюби в 1494-1526. К западной стороне клуатра примыкал ряд т.н. галерей - сводчатых складских помещений с келья ми на втором этаже; они тянулись через Скелл и продолжались на другом его берегу. Трапезная была пристроена к клуатру с юга, а зал капитула с монашескими кельями над ним - с востока. Дом аббата, одна из крупнейших резиденций такого рода в Англии, находился в восточном углу участка, где большая часть постройки ока зала сь над рекой и была поставлена на арочные конструкции. Зал приемов представлял собой великолепное помещение размером 52?21 м, которое могло поспорить пышностью как с главными залами крупнейших феодальных замков, так и с залом королевского Вестминстерского дворца в Лондоне. Два ряда образующих аркады столбов, по девять столбов в каждом ряду, делили внутренний объем зала на три части. Поздние бенедиктинские аббатства. Многие ныне существующие в Англии соборы были когда-то возведены при монастырях, секуляризованных в ходе реформ Генриха VIII. Именно поэтому наряду с громадой самого храма в их комплекс вход ят клуатр, зал капитула, библиотека и прочие монастырские строения, впоследствии приспособленные к новым потребностям. Среди бывших бенедиктинских аббатств - знаменитые соборы в Кентербери, Честере, Дареме, Или, Глостере, Норидже, Питерборо, Рочестере, Уинчестере и Вустере. Вестминстер. Вестминстерское аббатство, также обязанное своим появлением бенедиктинцам, было основано св. Дунстаном в 10 в. Черты французской архитектуры обнаруживаются как в планировке здания (наличие т.н. "шеве", сильно развитой, с гирляндой апсид, восточной части собора вокруг алтаря, а в начале 16 в. здесь была пристроена еще и капелла Генриха VII), так и в его устремленности вверх (средний неф - самый высокий в Англии). Хотя аббатство оказалось в центре современного Лондона, уцелели и клуатры, и трапезная, и зал капитула, и погреба. Сооружение сохраняет следы всех строительных периодов начиная с норманнского и кончая реставрационными работами, которые осуществил в 1892 Гилберт Скотт. Знаменитые своды капеллы Генриха VII с подвесными элементами уже никак не связаны с архитектурой бенедиктинского ордена. Клюни. Аббатство Клюни на востоке Франции было особенно значительным центром бенедиктинского ордена. Основанное в 910, оно долгое время являлось крупнейшим монастырем в Европе. Монастырь был разрушен в ходе гонений на бенедиктинский орден в 1790. Около 1040 комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, "шеве", нартексом и атрием. С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой - кладбище для мирян. Вокруг клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, баня, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. Весь монастырский комплекс был окружен стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Вторая монастырская церковь (ок. 955-981) была выстроена в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане башней у средокрестья. Оба помещения ризницы имели выход наружу. По концам трансепта и с боков входного портика были возведены не столь высокие башни. Третья по времени возведения, наиболее крупная церквь Клюни представляла собой великолепную пятинефную постройку с удвоенным трансептом и "шеве" с пятью радиально расходящимися капеллами в восточной части. Картузианские аббатства. Картузианский орден, учрежденный св. Бруно ок. 1084, основал свой главный монастырь во Франции, в Шартрёзе, пустынном и неприветливом месте неподалеку от Гренобля. Устав ордена предусматривал жизнь в одиночестве и молчании, поэтому каждому монаху полагалась отдельная келья. План ировка монастыря - единственная в своем роде. Постройки аббатства Гранд Шартрёз расположены внутри мощных, усиленных по углам сторожевыми башнями стен, почти совершенно симметрично. По оси комплекса располагалась церковь, окруженная обычными монастырскими строениями; позади нее помещались обособленный обширный клуатр и кладбище, окруженные по периметру кельями. Дом настоятеля, гостиница, риги и амбары, пекарня и мастерские находились перед церковью на внешнем дворе или рядом с воротами. Каждая келья состояла из трех небольших помещений: комнаты для дневного пребывания, отапливавшейся зимой, спальни с кроватью, скамьей, столом, книжными полками и кладовой. К каждой келье примыкал небольшой сад, возделываемый ее обитателем. Еда передавалась через маленькое окошко, и добровольный узник был во всех отношениях защищен от шума и прочих вещей, которые могли помешать размышлениям. Настоятель имел возможность наблюдать за садиками, оставаясь невидимым для монахов. Эти основные принципы монастырского устройства неукоснительно соблюдалась в картузианских учреждениях Западной Европы. Прочие ордена. Доминиканцы, францисканцы, кармелиты и иные ордена также выработали собственные уставные правила. Принципиальное отличие их заключалось в том, что, будучи проповедническими, эти ордена нуждались в более крупных церквах.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова аббатство

аббатство в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

аббатство

аббатства, ср. Католический монастырь с принадлежащими ему владениями; ср. аббат.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

аббатство

А, ср. Католический монастырь.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

аббатство

    Католический монастырь с принадлежащими ему владениями.

    Пребывание в сане аббата.

Аббатство

католический монастырь, управляемый аббатом или аббатисой (в женском монастыре), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе. Наиболее крупные и богатые монастыри, владевшие значительными землями, нередко играли в феодальной Западной Европе важную религиозную, политическую и экономическую роль (аббатства Клюни, Сен-Дени, Пор-Руаяль, Санкт-Галлен, Фульда, Монтекассино и др.). В период Реформации и особенно в ходе буржуазных революций былое значение А. в общественной жизни европейских стран было подорвано. Многие А. были ликвидированы, но некоторые продолжают существовать и ныне.

Википедия

Аббатство (объединение писателей)

Абба́тство - объединение писателей в начале XX века во Франции.

История «Аббатства» начинается осенью 1906 , когда несколько начинающих писателей и художников (Рене Аркос, П. Ж. Жув, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак) уединились в одном из заброшенных уголков Парижа, в помещении упразднённого аббатства. Так возникло «Аббатство».

Участники содружества устроили собственную типографию и работали в ней (первыми были напечатаны - «Tragédie des espaces» Р. Аркоса, «Des légendes, des batailles» Ж. Дюамеля). Предполагалось, что типография обеспечит существование членов содружества. Со временем состав «Аббатства» пополнился новыми людьми: Жюль Ромен пришёл сюда с рукописью своей знаменитой книги «La vie unanime» и др.

«Аббатство» просуществовало около двух лет и распалось из-за жестоких материальных лишений, с которыми пришлось встретиться молодым поэтам . «Аббатство» не было какой-либо определённой литературной школой; сами участники содружества заявляли об этом; но совершенно бесспорно, что писателей, которых объединило на короткое время «Аббатство», связывали нити социально-психологического родства; недаром, когда в стихах Жюля Ромена отчётливо, с впечатляющей яркостью была сформулирована идеология беспочвенного, затерявшегося в недрах большого города, деклассированного одиночки, книга «La vie unanime» сразу стала знаменем людей, встретившихся в «Аббатстве».

Творчество крупнейших поэтов, связанных с «Аббатством», - Дюамеля, Ромена, Аркоса, Вильдрака, Шеневьера - имеет много общих черт: всех их сближает необычайно лёгкая ранимость их сознаний; это очень хрупкие, не умеющие сопротивляться индивидуальности. Очень нежная, тончайшая лирика поэтов «Аббатства», беспочвенных людей, окрашена смутной неудовлетворённостью, которую нельзя даже назвать пессимизмом; она для этого слишком расплывчата.

Ощутима идеологическая связь поэтов «Аббатства» с Р. Ролланом. Существует мнение, что поэтическая идеология «Аббатства» была только наивным и кустарным развитием ролландизма.

Аббатство

Абба́тство - католический монастырь , принадлежащий какому-либо монашескому ордену, управляемый аббатом или аббатисой, подчиняющийся епископу, а иногда непосредственно римскому папе. Некоторые аббатства, не попадающие под юрисдикцию местного епископа, вместе со своей территорией и духовенством образуют удельные или территориальные аббатства.

Первое католическое аббатство - бенедиктинское - возникло в VI веке в Монте-Кассино (Италия). Название «аббатство» встречается в западноеропейской церковной традиции с VIII века.

Большинство аббатств принадлежит ордену бенедиктинцев (и происходяших от этого ордена клюнийцев, цистерцианцев и др.). Наиболее известные аббатства - Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Мон-Сен-Мишель, Монтекассино, Сен-Виктор, Сен-Дени, Пор-Руаяль, Санкт-Галлен, Сито, Фульда. В Священной Римской империи наиболее могущественные аббатства имели статус имперских.

Крупные и богатые монастыри в феодальной Западной Европе нередко пользовались большим влиянием и авторитетом в обществе, играли важную экономическую роль, оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Основателями и покровителями аббатств обычно являлись императоры, короли, состоятельные знатные люди или местные епископы. В период Григорианских реформ (середина XI - начало XII века) аббатства обрели независимость от светской власти, перейдя под опеку папства. В Средние века аббатства являлись главными очагами западноевропейской культуры, в которых сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, осуществлялось обучение. Именно в аббатствах тогда находились крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории.

Аббатства оказали влияние на развитие европейской архитектуры: первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического - в аббатстве Сен-Дени. С IX века аббатства устраивались, согласно бенедиктинскому уставу, вокруг клуатра; характерный пример - план аббатства Санкт-Галлен (820-е годы). Клуатр окружали церковные здания, трапезная, зал капитула, спальный корпус; у картезианцев спальный корпус заменялся рядами келий. Изредка план аббатства мог существенно меняться - как в случае возведенного на маленьком острове аббатства Мон-Сен-Мишель. В состав аббатства входили также библиотека и скрипторий, хозяйственные корпуса, лечебница. В ансамблях цистерцианских аббатств важную роль играли умывальни (как, например, в аббатстве Клерво в Бургундии).

В XVI-XVII веках аббатства постепенно утратили своё влияние на общественную жизнь европейских стран. Многие аббатства были ликвидированы, но некоторые продолжают существовать и ныне.

Католический «Кодекс канонического права» (1983) приравнял аббатства к монастырям.

Примеры употребления слова аббатство в литературе.

Она была рассказана мне моей предшественницей - так поступала каждая аббатиса накануне вступления в должность ее преемницы на протяжении всех лет, пока стоит это аббатство .

Это и есть история аббатства Монглан, - сказала аббатиса, завершая свое повествование.

В своих письмах ко мне, - перебил Давид, - аббатиса поясняла, что она получила предписание из Папской области, в котором говорилось, что аббатство должно быть закрыто.

Презрительно равнодушных дворян Вайнабога не интересовало где он находится, и на следующее утро Алак отправился в аббатство Гриммок.

Дурак не смог бы управлять аббатством , Алак отдал должное уму Гулманана.

Прибыв к ним, Августин нашел тут семь епископств и архиепископство во главе с благочестивейшими владыками, а также многочисленные аббатства , в которых стадо Господне блюло праведность и благолепие.

Добравшись до бенедиктинского аббатства возле Манресы, он последовал примеру бесподобного героя средневекового рыцарского романа Амадису Галльскому, оставшись во всенощном бдении перед алтарем Непорочной Девы.

Монахи в обители и по сей день возносят молитвы за выздоровление знатной благодетельницы аббатства .

С того апрельского утра, когда гонец постучался в двери маленького дома, в аббатство не приходило никаких известий об их благодетельнице и трех ее дочерях.

Кроме того, аббатству были предоставлены важные привилегии, в том числе исключительное право топить общественную печь для выпекания хлеба и позволения ловить сетями рыбу в Марне.

Имея на руках свои собственные наличные средства и приданое жены, а всего две тысячи луидоров, Гранде отправился в главный город округа, где благодаря взятке в двести дублонов, предложенной его тестем суровому республиканцу, заведовавшему продажей национальных имуществ, он за бесценок приобрел, если и не вполне законно, то законным порядком, лучшие в округе виноградники, старое аббатство и несколько ферм.

Клуб в Кеннаквайре стал весьма изысканным с тех пор, как Каталани посетила аббатство .

Или козни какого-нибудь недобитого дольчинианина, до сих пор орудующего в аббатстве .

Мазарини носился от одного воинства к другому, возвращался с донесениями в аббатство к отцу Иммануилу, снова скакал на коне, чтобы передать контрпредложения и тем и этим.

Публикации по теме