Тексты и сочинения к ним. (1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно III

Тренировочная работа по русскому языку в 9 классе в форме ОГЭ. 3 варианта. Можно использовать в начале учебного года. Не включены 13, 14 задания, так как тема "Сложное предложение с разными видами связи" ещё не изучена. Тексты взяты из открытого банка ФИПИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря - в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.(7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.

(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду. (13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные. (14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть - раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция - это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.

(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.

- (31)Плыви, - сказал Славка.

(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…(33)Славка был счастлив. (По В.Крапивину)

2. Как характеризует Славку информация, заключённая в предложениях 14-17?

1)Славка - честный и совестливый человек, который при любых обстоятельствах старается держать данное слово.

2)Славка - бесстрашный пловец, которого не пугают никакие препятствия и трудности.

3)Славка - маменькин сынок, который привык во всём подчиняться маме и выполнять любые её требования.

4)Славка - нерешительный, робкий человек, которого пугает спасательная экспедиция.

метафора.

1. (14)До парусника было метров двадцать.

2. (15)Доплыть - раз плюнуть.

3. (19) Камни обросли скользкой зеленью.

4. (32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море.

4. Из предложений 8 -12 выпишите слово, в котором правописание приставки

определяется правилом « перед звонкими согласными на конце приставки пишется З».

5. Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н».

6. Замените слово «жутковато » в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание « каменный скос »,

8. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

9. Среди предложений 1- 7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Можно (1), конечно (2) , успокоить совесть тем (3), что спасательная экспедиция - это не купание (4), но лучше сначала попробовать другой способ. Славка торопливо разулся (5), шагнул на первый камень.

11 . Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

Он давно хотел похожий кораблик (1 ), мечтал (2 ), как будет пускать его в заливе. Но ведь не для него (3), Славки (4), его строили (5), а для того (6), чтоб плыл он по морям и океанам.

15.1.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова - Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М. Е. Салтыкова - Щедрина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста. Почему Славка был счастлив?

15.3. Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и

«Что такое смелость» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Предварительный просмотр:

Вариант 2

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочтите текст и выполните задания 2–12.

(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.

(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.

(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.

(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.

(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

(По Л. Улицкой)*

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

2 . В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Илью, Саню и Миху связала настоящая дружба?»

1)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости.

2)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.

3)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

4)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны.

3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора.

1. (1)Илья и Саня вместе учились с первого класса.

2. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин

3. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

4. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

4 . Из предложений 18 -21 выпишите слово, в котором правописание приставки

определяется правилом « перед глухими согласными на конце приставки пишется С».

5 . Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н».

6. Замените слово «болтали » в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «полотняные салфетки », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 16.

9. Среди предложений 21-25 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

10 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Миха подробно рассказал (1), как утром (2), по дороге в школу (3), вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки (4), собиравшейся его загрызть. Но отнести его домой (5), однако (6), он не мог (7), потому что тётя(8), у которой он жил с прошлого понедельника (9), ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова : «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста. Объясните предложение « Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Предварительный просмотр:

Вариант 3

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочтите текст и выполните задания 2–12.

(1)Вот тут-то и появился Лис.

– (2)Здравствуй, – сказал он.

– (3)Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

– (6)Я – Лис, – сказал Лис.

– (7)Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – (8)Мне так грустно...

– (9)Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – (10)Я не приручён.

– (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

– (12)Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...

– (17)Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц.

– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис. – (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:

– (24)Пожалуйста, приручи меня!

– (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

– (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– (33)Надо запастись терпением, – ответил Лис. – (34)Спервá сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе...

(36)Так Маленький принц приручил Лиса.

(37)И вот настал час прощания.

– (38)Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.

– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. – (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

– (41)Да, конечно, – сказал Лис.

(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:

– (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.

(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:

– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.

– (49)Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

– (51)Потому что я отдавал ей всю душу... – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (52)Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (По А. Сент-Экзюпери)*

*Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) – французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лис сказал, что будет плакать о Маленьком принце?»

1) Лис хотел разжалобить Маленького принца и заставить его остаться.

2) Маленький принц обидел Лиса.

3) Лис будет сожалеть о том, что остался один, без друга.

4) У Лиса была скучная жизнь, и он часто плакал.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм.

1. (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

2. (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

3. (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц.

4. (50) Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

4. Из предложений 42–45 выпишите слово, в котором правописание приставки

определяется правилом « перед звонкими согласными на конце приставки пишется З».

5. Из предложений 12-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «в суффиксе ЕНН/ОНН прилагательного, образованного от существительного, пишется НН».

6. Замените слово «поодаль » в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7 . Замените словосочетание «людские шаги », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22 .

9. Среди предложений 17–22 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

(1), где торговали бы друзьями (2), конечно (3), нет (4), и потому люди больше не имеют друзей.Если хочешь (5), чтобы у тебя был друг(6) , приручи меня!

11 . Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающую (ие) запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов (1), где торговали бы друзьями(2) , конечно (3), нет (4), и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь (5), чтобы у тебя был друг (6), приручи меня!

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Я. Солганика.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл 52 предложения текста: «Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то

такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.


Вариант 39

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 - 15.

(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка — не похожая ни на что.

(11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

— (12)Это что?

— (13)Это бриг «Меркурий». (14) Копия картины художника Айвазовского. — (15)Что тебя испугало?

(16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не испугало. (18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…
— (19)Почему рваные паруса?

— (20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

— (23)Что такое "бриг"?

— (24)Ты же сам видишь — корабль…

— (25)Нет, почему "бриг"?

— (26)Ты меня уморишь, — сказала мама.

(27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про тайну, связанную с этим лунным морем, про что-то загадочное. (30)А где их разгадка?

(31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

— (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

(34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38)С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание — надолго и без оглядки…

(По В. Крапивину)

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик «не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта»?»

1)Воинственный вид огромного корабля внушил герою страх, но Славка боялся признаться в этом маме.

2)Картина поразила героя, так как напомнила ему о том, о чём он давно мечтал, — о море и парусниках.

3)Герой боялся, что его разговор с мамой кто-нибудь услышит и будет над ним смеяться.

4)Герой оказался во власти бурных эмоций, но их чрезмерным проявлением он боялся помешать окружающим.

3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам».

1)сравнительный оборот

2)аллегория

3)фразеологизм

4)метафора

4. Из предложения 4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначенного следующей за ней буквой.

Ответ: ______________________________________________________

5. Из предложений 8—10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на , пишется НН».

Ответ: _________________________________________________

6. Замените слово УМОРИШЬ в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _____________________________________________

7. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ (предложение 16), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

Ответ: ____________________________________________

9. Среди предложений 27—31 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Просто он не хотел говорить громко, (1) когда рядом тайна, (2) мечта…

— Почему рваные паруса?

— Кажется, (3) после боя.

Ответ: ______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Мама, (1) вздохнув, (2) повела Славку в библиотеку. Там она отыскала старую книгу, (3) которая называлась «Морской словарь».

— Если хочешь и есть ещё вопросы, (4) читай и разбирайся.

Ответ: _____________________________________________________

13. Среди предложений 32—37 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________________

14. Среди предложений 19—23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________

Тексты гиа фипи - страница №14/19

27. По В. Крапивину. Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно.

(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка - не похожая ни на что.

(11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

- (12)Это что?

- (13)Это бриг «Меркурий». (14) Копия картины художника Айвазовского. - (15)Что тебя испугало?

(16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не испугало. (18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…

- (19)Почему рваные паруса?

- (20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

- (23)Что такое "бриг"?

- (24)Ты же сам видишь - корабль…

- (25)Нет, почему "бриг"?

- (26)Ты меня уморишь, - сказала мама.

(27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про тайну, связанную с этим лунным морем, про что-то загадочное. (30)А где их разгадка?

(31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

- (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

(34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38)С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание - надолго и без оглядки…

(По В. Крапивину)

28. А. Алексин. Колькину маму никто по имени-отчеству не величал

(1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли ее просто Лёлей... (2)«Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» - кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

(5)Отец был намного старше мамы. (6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику.

(9)А ещё она научила отца судить волейбольные матчи. (10)И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком. (11)И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени... (12)Хотя никто его всё же так не называл. (13)Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: «О справедливейший из справедливых!» (14)И папин свисток был для спортсменов законом.

(15)Ну, а дома судьёй была мама. (16)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17)Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы мигом преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой... (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.

(А. Алексин)

29.По А.И. Кульбе. Николай Иванович Пирогов внёс в отечественную хирургию…

(1) Николай Иванович Пирогов внёс в отечественную хирургию научную ответственность и христианское сострадание.

(2) Умение сохранять хладнокровие в тот момент, когда человек мучается под твоим ножом, было обязательным для профессионального хирурга XIX века. (3) У Пирогова так не получилось: чем больше он усваивал медицинских секретов, тем чувствительнее относился к чужой боли.

(4) Так, Пирогов сначала исследовал действие эфира для наркоза на себе.

(5) Способность к состраданию помогла совершить и другое открытие. (6) Пирогов долго искал способ лечения переломов. (7) Во время Кавказской войны он пытался сращивать кости раненых, стягивая их крахмальными повязками. (8) Он почти не отходил от прооперированных и проделал сотни километров пешком, сопровождая госпитальные телеги и следя за состоянием своих пациентов. (9) Постоянная сосредоточенность на этой проблеме дала результат. (10) В Москве знакомый скульптор привёл Пирогова в мастерскую: врач неожиданно пришёл в восторг от гипсовых форм, которые скульпторы используют на промежуточном этапе.

(11) С годами хирургическое мастерство Пирогова достигло таких высот, что его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями. (12) Но он всё глубже задумывался о тайне жизни и смерти, осознавая, как мало одних медицинских средств для избавления человека от страданий.

(13) В то время многие военачальники относились к раненым так же, как к убитым: выбыл из строя - человека нет. (14) Особенно страшным это равнодушие было при обороне Севастополя в 1855 – 1856 годах. (15) Покалеченные герои после битвы нередко лежали прямо на земле. (16) О гигиене никто не задумывался, а Пирогов настаивал на необходимости строгих гигиенических правил. (17) Это спасло десятки тысяч от заражений и от гангрены.

(18) При участии Пирогова была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. (19) Сёстры милосердия, прибывшие в Севастополь, исполнили даже больше, чем ожидалось.

(20) До конца жизни врач Пирогов принимал бесплатно больных на дому.

(21) «Все должны сначала научиться быть людьми», - часто повторял Пирогов. (22) Он добивался всеобщего начального образования, искал благотворителей для студентов и открывал воскресные школы.

(23) Слава о Н.И. Пирогове как выдающемся человеке и хирурге глубоко укоренилась в памяти русского народа.

(По А.И. Кульбе)

30. По Е. Дубровскому. Соловей и лягушки поют всегда вместе.

(1)Соловей и лягушки поют всегда вместе.

(2)Певец любви, правду сказать, грязнуля порядочный. (3)Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них жучков. (4) Ничего удивительного, что тут же сидят лягушки. (5)Неподходящее место для песен о любви.

(6)Моё знакомство с соловьём началось ошибкой. (7)Меня, которому тогда только исполнилось девять лет, в жаркий весенний вечер позабыли на берегу озера. (8)Представьте положение мальчишки, впервые в жизни очутившегося перед огромной водной пустыней. (9)Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками водную гладь, и по земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное угрожающее урчание. (10)Я в ужасе притаился под кустом, ожидая своей погибели.

(11)И вдруг из ближней гряды каких-то цветущих зарослей грянул заливистый длинный свист, понёсся, оборвался трелью, щёлкнул, заскакал, рассыпался и серебристым эхом отозвался везде: и в кустах, и в лесу, стоявшем тёмной стеной, и на другом берегу заснувшего озера. (12)И я, никогда до тех пор не слышавший соловья, сразу понял: вот он! (13)А угрожающее урчание – это лягушки урчат, и нисколько это не страшно.

(14)Прошло лет десять. (15)За это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей. (16)Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, как бы несколько сгорбившись, слегка распустив крылья.

(17)Конечно, не всегда он поёт. (18)Он прыгает по грязи, он роется в мусоре, ест червей. (19)А когда поёт, то его неизменно сопровождает голос лягушек, квакающих из грязного болота…

(20)Однажды вечером я маялся на маленькой станции в ожидании поезда. (21)Бесчисленные лягушки надсадно кричали над рекой. (22)И этот квакающий хор, и душный воздух прожжённой за день солнцем станции, и скука ожидания – всё сливалось в тягостное впечатление безнадёжной тоски.

(23)И вдруг брызнули с реки звонкие соловьиные песни. (24) Лягушачий хор продолжал греметь ожесточённо, но теперь он звучал иначе: он дополнял, оттенял звонкие голоса пернатых певцов. (25)Разноголосицы не было. (26)Всё пело… про любовь.

(27)И когда подошел так долго жданный поезд, жаль было покидать ненавистную станцию.

(По Е. Дубровскому)*


* Дубровский Евгений Васильевич – русский писатель, публицист первой половины 20 века. Писал книги о природе, о животных, о жизни леса как для детей, так и для взрослых: «Волк», «Самолов», «Первый снег», «Тетеревёнок-великан», «Встречи в лесу», «Далёкие годы», «Лесной шум».

По Е. Дубровскому. Ранним утром лисица вышла из норы

(1)Ранним утром лисица вышла из норы и рысцой побежала прямо к болоту: накануне она заметила на кочке утиное гнездо, но, имея много других забот, не успела с ним разобраться. (2)В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят. (3)Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод. (4)Детей нельзя кормить первой попавшейся дрянью: дети - дело нежное.

(5)Лисица уже приготовилась перепрыгнуть неширокую лужу, отделявшую знакомую кочку от берега, когда вдруг прямо перед её носом на воду шлёпнулась утка и затрепыхалась. (6)Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла. (7)И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.

(8)Вот что называется вляпаться в грязную историю. (9)Дать себя одурачить! (10)И кому же - утке! (11)Глупая кряква, очевидно, нырнула у неё между лапами в последний миг. (12)Пора бы уж знать эти шутки. (13)Теперь вот вытирайся, сушись тут, а там дети пищат, да и у самой внутренности сводит от голода.

(14)И лисица, злобно повизгивая, каталась по траве, вытиралась, вскакивала, встряхиваясь, и опять ёрзала то одним ухом, то другим по траве. (15)Такой уж у неё характер: на себе она и шерстинки грязной не потерпит.

(16)А глупая кряква, облетев порядочный круг и убедившись, что лисица ушла, опустилась на своё гнездо, проверила, все ли одиннадцать бледно-зелёных яиц налицо, и, опустив нос, полузадремала.

(17)Что ж, всякий защищает своих детёнышей так, как умеет. (18)Она, кряква, драться не может никак: клюв у неё плоский, мягкий, лапы тоже мягкие. (19)Ей это отлично известно, и она добросовестно предлагает врагу съесть её, глупую, вместо её детёнышей. (20) Но... если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем? (21)И дремлет, слегка покрякивая, кряква: лисица к этой кочке уже не придёт. (22)А значит, можно ещё ей, глупой крякве, жить.

(23)Вот только бы досидеть, вывести детей. (24)Выклюнутся маленькие, круглые, тёмно-зелёные. (25)Побегут, как мыши, по воде, запрячутся в тину так, что никто, даже рыжая плутовка, их не достанет. (26) И дремлет, дрожа, бедная глупая кряква: только бы досидеть!..

(По Е. Дубровскому)*

*Дубровский Евгений Васильевич - русский писатель, публицист первой половины XX века. Писал книги о природе, о животных, о жизни леса как для детей, так и для взрослых: «Волк», «Встречи в лесу», «Далёкие годы» и др. Умер во время блокады Ленинграда.

31. По М.И. Царёву. Многое в жизни начинается с учителя

(1) Многое в жизни начинается с учителя. (2) И не только с его собственной любви к предмету, но и с умения передать эту любовь и увлечённость каждому ученику. (3) Конечно, школьник испытывает множество влияний: семья, улица, товарищи, средства массовой информации – всё оказывает воздействие на его душевный мир. (4) Но школа может оказаться сильнее всех этих влияний по одной уже только возможности вести постоянное и планомерное коллективное воспитание.

(5) Когда я учился в гимназии в городе Ревеле (ныне Таллин), наш учитель Алексей Николаевич Веселовский из четырёх уроков литературы в неделю один посвящал самостоятельно подготовленным нами стихотворениям или отрывкам из прозаических и драматических произведений. (6) Сейчас я думаю, что это был замечательный педагогический приём. (7) Необходимость продемонстрировать знание литературы заставляла нас много читать, знакомиться с произведениями, которые не входили в учебную программу, открывать для себя новых авторов. (8) Уже в то время каждый из нас начал проявлять собственный вкус и собственное понимание пьесы или романа.

(9) У каждого из нас развивался естественный дух соревнования: каждый ученик старался показать самостоятельно подготовленный отрывок как можно лучше, чтобы заслужить одобрение старого учителя, который всегда очень ревностно и с огромной личной заинтересованностью относился к тому, что мы делали.

(10) В результате такого педагогического метода Алексею Николаевичу удалось привить нам любовь к литературе, привычку знакомиться с классическими и новыми произведениями, а она всегда отличает каждого культурного человека, независимо от его профессии.

(По М.И. Царёву)


следующая страница >>

Примеры сочинений-рассуждений на тему, связанную с анализом текста

Задание С2.1.

Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавании -- надолго и без оглядки...»

Текст для чтения.

(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка - непохожая ни на что.

(11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

-(12)Это что?

- (13)Это бриг «Меркурий». (14)Копия картины художника Айвазовского.

(15)Что тебя испугало?

(16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не пугало. (18)Просто он не хотелговоритьгромко,когдарядомтайна,мечта...

-(19)Почему рваные паруса?

- (20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22)Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

-(23)Что такое "бриг"?

-(24)Ты же сам видишь -корабль...

-(25)Нет, почему "бриг"?

-(26)Ты меня уморишь, -сказала мама.

(27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и забытых морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про что-то загадочное, связанное с этим лунным морем. (30)А где их разгадка?

(31) Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

(33) Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

(34) Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (З6) Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нем странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38) С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание - надолго и без оглядки…

(По В. Крапивину)

Пример №1.

«По моему мнению смысл последних фраз текста заключается в том, что Славка нашёл свою мечту и начал свой путь к ней.

В доказательство этого можно сказать, что желание побольше узнать о море, а может быть даже покорить эту стихию - это давняя мечта. Ведь Славка действительно прочувствовал всю прелесть этой тайны. Это видно в предложении номер 28 («У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: («Бриг... брег.. .регата... фрегат... навигатор...»)

Так же можно сказать, что в стремлении к желаемому юного мечтателя не останавливают жизненные трудности. Потому что нужно действительно во что-то верить, чего-то хотеть, чтобы упорно исследовать словарь, вникать в нелёгкие термины.

Получается, что юный Славка приобрёл мечту, движется к ней. Кто ведает, достигнет ли он чего-либо, но мы знаем точно, что первым шагом, началом всего этого стал «Морской словарь».

Пример № 2.

«Славка заметил картину на стене биллиардной случайно.Корабль,волны,паруса сразу поразили его.

Мальчик привел маму к картине и начал задавать вопросы, которые вскоре ее утомили. (26)Она дала сыну книгу «Морской словарь». (32) Слава почти ничего не понимал, но это еще больше привлекало его.

Картина стала для мальчика чем-то особенным, живым. Славку больше ничего не интересовало кроме кораблей, которые с тех пор глубоко запали ему в душу. Мы часто не замечаем волшебного и прекрасного, что так близко к нам, а усердно ищем это где-то далеко-далеко, пока луч солнца не попадет на предмет наших поисков».



Основные умения и навыки: - умение понимать чужую речь(осознавать тему и основную мысль высказывания, проникать в авторский замысел, осознавать значение использованным автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания); - умение продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме или составленное в связи с содержанием исходного текста; - способность этически корректно доказывать правильность понимания авторского текста или назначения языковых средств; -умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; - умение композиционно оформлять текст; - умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.


Задание- напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как понимаете смысл фразы… Приведите в сочинение два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование(избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Содержание работы пишущего сочинение: 1.Перечитать исходный текст, выделить в нём указанный в задании фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора. Сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента текста. Привести два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента. Подобрать из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию. Приводя примеры из текста, следует цитировать или указывать в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения; Надо оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение. Следует развивать мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 50 слов. Писать надо аккуратно, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.


Значение терминов Рассуждение - функционально – смысловой тип текста с обобщённым причинно – следственным значением. Суть рассуждения в объяснении какого – либо утверждения или в обосновании истинности какой – то основной мысли (тезиса). В рассуждении преобладают причинно – следственные отношения, то есть рассматриваются разные явления, причины их возникновения и наступающие последствия. Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений определяют композицию и языковые особенности рассуждения. В рассуждении, как правило, имеются три части: тезис, доказательства и вывод


Индуктивные рассуждения Индуктивные рассуждения представляют собой такой ход движения мысли, при котором сначала рассматриваются частные случаи, а потом делается обобщение(от частного, конкретного к общему). Например, если в сочинении сначала рассмотрены примеры использования знаков препинания, роль этих конкретных знаков в конкретных предложениях, а потом делается вывод о важной роли знаков препинания в письменной коммуникации, то это индуктивное рассуждение. Таким образом, в рассуждении, построенном индуктивным путём, вначале излагаются мысли и факты, на основе их рассмотрения делается вывод, обобщение.


Дедуктивное рассуждение Дедуктивные рассуждения построены на таком движении мысли, когда сначала рассматриваются общие положения, а потом подтверждаются конкретными примерами(от общих суждений к частным выводам). Например, вначале перечисляются функции знаков препинания вообще, а затем разбираются конкретные предложения и роль использованных в них знаков препинания. Таким образом, в рассуждении, построенном методом дедукции, сначала высказывается общее положение, а затем мысли и факты, подтверждающие общие положения.






Позиция Позиция – это точка зрения, мнение относительно того вопроса, который составляет суть рассматриваемой проблемы. Позиция формируется при усвоении определённого опыта, накопленного человечеством, и пропускании этого опыта сквозь призму собственного мировоззрения. Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста. Авторская позиция может выражаться прямо, что характерно для текстов научного и публицистического стилей. А в текстах художественного стиля и часто в публицистике позиция выражается скрыто, через подтекст.




Аргументация Аргументация – это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции. Аргументация состоит из тезиса и аргументов (доводов) и может быть дополнена иллюстрациями. Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса. Подбор аргументов может быть основан на собственном жизненном опыте и сформированных на его основании жизненных установках, на знаниях, полученных в ходе обучения, или на читательском опыте.


Иллюстрация Иллюстрация- это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Это пример может быть взят из собственного жизненного опыта, из жизни великих людей, художественной литературы, другого вида искусства, Библии, СМИ, статистических данных и т.д. В части С сочинения – рассуждения иллюстрации следует приводить из исходного текста.








Вопросы для понимания содержания текста 1.О чём говорится в тексте и указанном фрагменте? 2.Какова общая мысль текста? 3.Какая микротема представлена в данном фрагменте? 4.Как выделенный фрагмент связан с остальными частями текста? 5.Что хотел передать автор в этом фрагменте? 6.Почему он включил этот фрагмент в текст? 7.Каковы детали, представленные во фрагменте? 8.Каков подтекст фрагмента? 9.Почему автор выбрал именно эти слова и конструкции для выражения смысла?


Критерии оценивания С2К1- понимание смысла фрагмента текста 2 балла –экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. 1 балл- экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержание фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. 0 баллов –экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует


Оценка работы по критерию К1-2 балла 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. При этом не учитывается полнота раскрытия смысла данного фрагмента. Это значит, что, если в указанной в задании части текста содержится несколько аспектов смысла, экзаменуемый может выбрать по своему усмотрению только один или некоторые из них и прокомментировать.


Текст для сочинения и задание Объясните смысл последних фраз текста: "С того дня Славка почти забыл про все на свете. Он ушел в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание -надолго и без оглядки..." Текст для чтения. (I)Славка заметил картину на тускло-зеленой стене биллиардной случайно.(2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на нее пaдали лучи.(3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам.(5)Среди волн шел двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шел ровно и спокойно. (7) У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но все равно он шел уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка.(9)Какая-то заманчивость и притягательная сила.(10)И была в лунном неспокойном просторе музыка - непохожая ни на что. (11)Славка молча привел за руку слегка испуганную маму и только тогда шепотом спросил: - (12)Это что? - (13)Это бриг «Меркурий». (14)Копия картины художника Айвазовского.(15)Что тебя испугало? (l6)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не пугало.(18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта... - (19)Почему рваные паруса?


Текст для сочинения -(20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался.(22)Вражеских кораблей былo много, а он один, но он победил. - (23)Что такое "бриг"? - (24)Ты же сам видишь - корабль... - (25)Нет, почему "бриг"? - (2б) Ты меня уморишь, - сказала мама. (27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и забытых морских слов:"Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор..." (29)Это были слова про что-то загадочное, связанное с этим лунным морем. (30)А где их разгадка? (31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала cтарую книгу, которая называлась «Морской словарь». (33)Если хочешь и есть еще вопросы, читай и разбирайся. (34)Славка нaшёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36) Но незнакомыe корабельныe слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38) С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание - надолго и без оглядки... (По В. Крапивину)


Оценка работы по критериюК1-2 балла «По моему мнению смысл последних фраз текста заключается в том, что Славка нашёл свою мечту и начал свой путь к ней. В доказательство этого можно сказать, что желание побольше узнать о море, а может быть даже покорить эту стихию - это давняя мечта. Ведь Славка действительно прочувствовал всю прелесть этой тайны. Это видно в предложении номер 28 («У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фpeгaт.. навигатор... ») Так же можно сказать, что в стремлении к желаемому юного мечтателя не останавливают жизненные трудности. Потому что нужно действительно во что-то верить, чего-то хотеть, чтобы упорно исследовать словарь, вникать в нелёгкие термины. Получается, что юный Славка приобрёл мечту, движется к ней. Кто ведает, достигнет ли он чего-либо, но мы знаем точно, что первым шагом, началом всего этого стал «Морской словарь». (129 слов) Ошибки в работе не исправлены!


Комментарий к работе В этой работе выбрана и верно объяснена основная мысль данного в задании фрагмента, при этом остались вне внимания экзаменуемого другие аспекты содержания, на которые указывают последние фразы текста (например, самозабвенная поглощённость мальчика мечтой, в возможность осуществления которой он наконец поверил). Нужно отметить также, что в работе отчётливо прослеживается понимание экзаменуемым смысловой связи между текстом для аудирования и текстом для чтения. Однако это никак не влияет на оценку по критерию C2K1. Вывод. Верное понимание смысла фрагмента (хотя бы в одном его аспекте) в контексте всего текста - достаточное основание для выставления высшей оценки по данному критерию.


Оценка работы по критерию К1-1 балл С2К1 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. «Славка заметил картину на стене биллиардной случайно. Корабль, волны, паруса сразу поразили его. Мальчик привел маму к картине и начал задавать вопросы, которые вскоре ее утомили. (26) Она дала сыну книгу «Морской словарь».(32) Слава почти ничего не понимал, но это еще больше привлекало его. Картина стала для мальчика чем-то особенным, живым. Славку больше ничего не интересовало кроме кораблей, которые с тех пор глубоко запали ему в душу. Мы часто не замечаем волшебного и прекрасного, что так близко к нам, а усердно ищем это где-то далеко-далеко, пока луч солнца не попадет на предмет наших поисков». 95 слов Ошибки в работе не исправлены!


Комментарий к работе Интерпретация фрагмента в основном верна, однако экзаменуемый допустил одну существенную ошибку: мечта о море и кораблях появилась у Славки вовсе не в тот момент, когда он заметил картину Айвазовского на стене биллиардной, и не тогда, когда начал читать «Морской словарь», а когда-то раньше(предложения 18,28).


Оценка работы по критериюК1-0 баллов С2Кl 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует. «Славку поразила картина, потому что он мало что понял (8), как и моряк выходящий в открытое море, так и он знал лишь курс. Его затянул словарь, словно течение. Ему хотелось открывать новые земли, острова. Они были ему непонятны и неизвестны и ему хотелось узнать о них. В данных предложениях использована метафора. Славка представляется в виде моряка, а словарь в виде корабля. Неудивлюсь, если в будущем Славка возглавит такой же бриг». (70 слов) Ошибки не исправлены!


Комментарий Здесь ученик предпринял попытку объяснить смысл последних фраз текста, но не сумел этого сделать. Попытка объяснить содержащееся в финале текста сочетание метафоры и сравнения (в работе это предложение выделено и подчёркнуто) не привела к успешной интерпретации фрагмента. На основании этого можно сделать вывод о несформированности в данном случае важного коммуникативного умения - умения создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.


Характеристика критерия К2-наличие примеров аргументов 2 балла – экзаменуемый привёл из текста 2 примера- аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 1 балл –экзаменуемый привёл 2 примера –аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента:1 пример из исходного текста и1пример-аргумент не из исходного текста или экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 0 баллов- экзаменуемый не привёл ни одного примера – аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента или он привёл в качестве примера –аргумента данную в задании цитату или её часть, или он привёл примеры – аргументы не из прочитанного текста


К2 – 2 балла «Славка давно мечтал о море и парусниках. Поэтому на него огромное впечатление произвела копия картины. Мальчик увидел в ней тайну, загадку: « он не хотел говорить громко, когда рядом тайнa, мечта...» (18). Славка не хотел разрушать гармонию, которой для него была наполнена эта картина. Но, тем не менее, ему хотелось знать об интересующем его предмете больше. Мальчик очень хотел получить разгадку. Потому-то его мама и отыскала для него книгу «Морской словарь». Думаю, она поступила мудро - что, как словарь, может пояснить значение неизвестных слов? Словарь стал для Славки путём к заветной мечте: он «cлово за словом» приближался к ней (37). Поэтому Славка «ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание - надолго и без оглядки...». Автор сравнил мечту мальчика - морские путешествия - с путешествием по словарю: может, мальчик никогда не побывает на море, но он узнает морскую жизнь из книги». (138 слов)


Публикации по теме