Значение имени: Лазарь. Воскрешение Лазаря – прообраз Воскресения Христа


1) Лазарь (от евр.«бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Лазаря приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Лазарь — житель Вифании, селения близ Иерусалима, брат Марии и Марфы, оказывавших Христу гостеприимство. Весть о болезни Лазаря, особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог» (Ио. 11, 22). Христос требует от неё исповедания веры в то, что он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11, 25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11, 43).

Лазарь выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Лазарь упомянут в числе «возлежавших» (12, 2). Воскрешение Иисусом Христом Лазарь — не единственное: воскрешены дочь Иаира (Матф. 9, 18-26, Мк. 5, 22-43, Лук. 8, 41-56) и сын вдовы из Наина (Лук. 7, 11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточённую реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над ним: воскрешение Лазаря многозначительно предваряется «страсти Христовы». Согласно средневековому преданию, Лазарь прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр.

2) Лазарь — Убогий, персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от бога награду в загробной жизни. Случай, когда действующее лицо притчи имеет имя собственное, необычен и, по-видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «бог помог», см. выше — Лазарь. Четверодневный. Притча повествует, что Лазарь был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук. 16, 21).

После смерти Лазарь отнесён ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Лазаря, чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (16, 25). Тогда богач просит отправить Лазаря как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (16, 31).

Фигура Лазаря как воплощение надежды угнетённых на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нём как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Лазаря родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Лазарь молит бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему господь тихих ангелов, тихих и милостивых; вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные ангелы», вынимающие его душу сквозь рёбра железными крючьями. В некоторых вариантах Лазарь сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то господь бог тебе заплатив».

В некоторых славянских песнях Лазарь смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поётся в канун лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская: «Лази, лази, Лазаре, долази до мене»,- основанная на созвучии имени «Л.» со словом «лазить» и связанная с хороводными играми).

В Вифании был некто по имени Лазарь, которого любил Иисус Христос, и две были у него сестры: одну звали Марфой, другую Марией. Простые были это люди, гостеприимные, радушные, добрые. За простоту их и детскую веру Спаситель нередко бывал у них в доме. Сей Странник, Который не имел, где главы подклонить, находил Себе здесь приют и отдых от трудов Своих. И вот, как вихрь какой, как буря, налетело вдруг на этот благочестивый дом несчастие: тяжким, лютым недугом заболел Лазарь.

Заболел… И немного спустя умер, и был погребен, горько оплакиваемый своими сестрами и всеми присными. Скорбь сестер Лазаревых была еще горше оттого, что в это время не было с ними их Утешителя сладостного, их Учителя милостивого, а был Он тогда по ту сторону Иордана, творя там велия чудеса: слепым давая прозрение, хромым хождение, мертвых воскрешая, как будто от сна возбуждая, и от всяких болезней словом единым исцеляя, здравие всем подавая…

Провидел Иисус Христос Своим Божеством, что Лазарь, друг Его, умер и сказал апостолам: “Се, друг наш, Лазарь, умре”. Сказал и пошел с ними в Вифанию. Когда же приближались они к Вифании, на пути встретили их Марфа и Мария; подошли они, скорбные, ко Иисусу, пали со слезами на пречистые Его ноги и горестно воскликнули: “О Господи, если бы Ты был у нас, Лазарь, наш брат, не умер бы тогда?” Благий же Господь сказал им в ответ: “Если веруете, паки жив будет”. Они же, от скорби глубокой сего утешения как бы не слыша, с плачем и воплем великим говорили Ему: “Господи, Господи, брат наш Лазарь, четыре дня уже как в гробу лежит и смердит!” Тогда Зиждитель Господь, как бы не ведая, где погребен был умерший, вопросил их: “Покажите Мне место, где положили его”. И со множеством многим народа изошли с Ним на гроб, и место, где погребен был умерший, Ему указали. Когда же Иисус Христос подошел к могиле, то повелел отвалить от нее лежащий на ней тяжелый камень.

Взяли от гроба камень, и какой-то священный трепет пробежал внезапно по всем; все как-то смолкло кругом. Смолкло, затихло; благоговение какое-то всех охватило: Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, на небо смотрел в это время – туда, где Отец Его обитает. Смотрел и молился… О, эта молитва – как пламень горячий она пламенела и словно на крыльях быстролетных орлиных неслась она к небесам! Молился Христос, и слезы, капля за каплей, как будто бы капли росы благодатной, из очей Его пречистых струились.

Помолился Спаситель, и молитву закончил хвалою Отцу Своему: “Отче, хвалу Тебе воздаю, что услышал Ты Меня, Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши, но, народа ради стоящего, рех, да веру имут, яко Ты Мя посла и прославят имя Твое святое!” И сие изглаголав, велиим гласом воззвал: “Лазаре, гряди вон!” От грома гласа сего заклепы расторглись ада, весь ад застонал от болезни своей. Застонал, и, стеная, врата он свои растворил, – и Лазарь умерший оттуда изшел. Как лев из вертепа, изшел он из гроба; или, лучше сказать, подобно тому, как орел вылетает из бездны, из адовых уз излетел он. И стал он, повитый укроем, пред Господом Иисусом Христом, поклонился Ему как Сыну Божию, прославил Его, жизнь ему даровавшего.

Затем взял Лазарь погребальные пелены свои, как Господь повелел, и пошел вслед за Христом. По пути же за Иисусом и Лазарем шел весьма многий народ, провожавший Его до самого двора Лазарева. Всем сердцем и всею душою возрадовался и возвеселился Лазарь, когда увидел дом, в котором жил он со своими сестрами. Веселились и радовались с ним и все его присные. И, сотворив молитву Богу, вошел с сестрами Лазарь в дом свой. Туда же вошел и Господь Иисус Христос, пребывши у Лазаря два дня. О, Гость желанный, Иисус сладчайший! Какую радость от общения с таким Гостем переживали в своих сердцах Лазарь и сестры его! Воистину неизреченна, несказанна была эта радость.

Не радовались только архиереи да книжники иудейские: зависть дьявольская съедала их душу. От диавола движимые, взбесились они на Христа и на Лазаря: совет свой неправедный собрали и на нем порешили убить их обоих. Иисус же, Божеством Своим уведав совет сей иудейский, ушел из Вифании, ибо не пришел еще час Его. А Лазарь, по благословению Господню, отбежал на остров Кипр. На этом острове был он впоследствии поставлен апостолами во епископа. Говорят, что по воскрешении до самого своего преставления Лазарь, какую бы пищу ни вкушал, вкушал ее с медом, и без меда никакой пищи не мог уже есть. Так делал он от горести адской, в которой пребывала его душа, прежде нежели Господь Спаситель воззвал его из гроба. Вот чтобы не вспоминать об этой адской горести, чтобы заглушить ощущение, переживание этой горести в своей душе, Лазарь и вкушал одно лишь сладкое, медовое.

О, возлюбленные, как же, стало быть, горька сия адская горечь, как страшна она! Бояться будем, чтобы не испытать ее нам за грехи наши. Лазарь не мог избежать адской горести, ибо Иисус Христос тогда еще не пострадал, не воскрес и не вознесся на небеса. Посему и все, до Христа умершие, неизбежно были причастны сей горести адской. Но Своею честною Кровию Христос потребил сию горесть, и нам, верующим в Него, если будем жить по Его заповедям, можно вовсе и не узнать сей горести. Потщимся же, возлюбленные, достигнуть этого!

Говорят также про Лазаря, что омофор, который он носил, Сама Пресвятая Владычица наша Богородица, Матерь Господня, сделала и вышила своими руками и Лазарю его подарила. Он же дар этот бесценный приим честно от Владычицы нашея Богородицы, со умилением теплейшим до земли Ей поклонился, целовал Ея нозе и Бога вельми благодарил…

По воскрешении своем, добре и богоугодно пожив еще тридцать лет, Лазарь паки почил с миром, отошел в Царство Небесное. Святое же тело его премудрый царь Лев, по некоему Божественному явлению, с острова Кипра перенес в Царьград и во святом храме, во имя Лазаря созданном, положил честно в серебряной раке. Рака сия велие и неизреченное благоухание и аромат источала и исцеления подавала всяким недугам людей, с верою притекавших ко гробу святого друга Божия Лазаря.

Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 11, ст. 38 44) рассказывается об одном из чудес, совершенных Иисусом Христом, о том, как он воскресил некоего Лазаря на четвертый день после его смерти (ст. 44): «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам… … Словарь крылатых слов и выражений

Четверодневного, Китайского, епископа, друга Божиего. В своей земной жизни Спаситель, «Единый Человеколюбец», имел и личных друзей, особенно Ему близких. Среди них евангельское повествование выделяет Лазаря и его сестер Марфу и Марию. Марфа… … Русская история

воскрешение Лазаря - шутл. и ирон. О выздоровлении кого л. после тяжёлой болезни От евангельского рассказа об одном из чудес Христа воскрешении им человека по имени Лазарь через четыре дня после погребения … Словарь многих выражений

Воскрешение Лазаря Lazarus Rising Номер эпизода 4 сезон, 1 эпизод Место действия штат Иллинойс, Понтиак Сверхъестественное Демоны Кастиэль(Ангел) Автор сценария Эрик Крипке Режиссёр Ким Мэннэрс Премьера … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Воскрешение Лазаря. Гверчино Воскрешение Лазаря, 1619 ит … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресение (значения). Об эсхатологическом Воскресении, см. Воскресение из мёртвых. Содержание 1 Происхождение слова … Википедия

Содержание 1 Происхождение слова 2 В древнегреческой мифологии 3 В Библии … Википедия

Содержание 1 Происхождение слова 2 В древнегреческой мифологии 3 В Библии … Википедия

Святого Лазаря. См. Воскресение святого Лазаря (ВОСКРЕСЕНИЕ) … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Воскрешение Лазаря , Владимир Шаров. Владимир Шаров известен как мастер интеллектуальной провокации, как автор романов, в которых российская история приобретает совершенно фантастические черты. В центре романа `Воскрешение…
  • Воскрешение Лазаря , Чертинов В.. Молодой преуспевающий петербуржец находит в доме недавно умершего деда тайник, а в нем - письмо 73-летней давности, адресованное неизвестному Лазарю Черному. Из любопытства он распутывает эту…

Лазарь , по-евр. Елиезар (Божья помощь) - имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии:а) (Лук. XVI, 19-31) - имя нищего, названного так Господом в Его высоконазидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме, умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Название Лазаря доселе еще слышится в наименованиях лазарет (больница по преимуществу для бедных), и в итальянском слове лаццарони, иначе - нищие;б) (Иоан. XI, 1, 2, 5 и др.) - брат Марфы и Марии, живший со своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена евангелистом с такой чудной и величественной простотой, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария ). Иисус же любил Лазаря и сестер его, говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви, Сын Божий прослезился при гробе умершего, и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Haer. 66, 34) и был епископом на о. Кипр, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.

Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия Брокгауза

Лазарь (греч ф-ма от евр Элеазар, "Бог помог"): 1)нищий из притчи, рассказанной Иисусом (Лк 16:19-31) Больной, покрытый язвами Л лежал перед воротами дома, в к-ром жил богач, и хотел только одного - утолить голод объедками с его стола После смерти Л был отнесен ангелами на см...

31) имя нищего, названного так Господом в Его высоко назидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. "В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" . Название Лазаря доселе еще слышится в наименованиях лазарет (больница по преимуществу для бедных), и в Италиянском слове Лаццарони , иначе - нищие .

б) (Иоан.11:1 ,2,5 и др. ) брат Марфы и Марии, живший с своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти Иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена ев. с такою чудною и величественной простотою, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и). Иисус же любил Лазаря и сестер его , говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви, Сын Божий прослезился при гробе умершего, и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Haer. 66, 34) и был епископом на о. Кипре, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Лазарь" в других словарях:

    Я, муж.Отч.: Лазаревич, Лазаревна; разг. Лазарич.Производные: Лазарька (Лазарка); Лазуря; Зуря; Лазута; Заря.Происхождение: (Др. евр. имя ’El‘azar бог помог.)Именины: 8 марта, 21 марта, шестая суббота Великого поста, 10 апр., 6 мая, 17 мая, 28… … Словарь личных имен

    - (греч. Λ’αζαρος, от евр. е1 âzâr, «бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в… … Энциклопедия мифологии

    Евангельская притча о богатом и Лазаре послужила сюжетом для великорусских и малорусских духовных стихов. В духовном стихе богатый и Лазарь являются братьями. В некоторых вариантах и богатый, и бедный носят имя Лазаря. Стих поется на заунывный… … Биографический словарь

    Бог помог; Лазарька, Лазуря, Зуря, Лазута, Заря Словарь русских синонимов. лазарь сущ., кол во синонимов: 3 имя (1104) нищий … Словарь синонимов

    - (греч. , от евр. el azar, «Бог помог») Четверодневный, человек, воскрешенный Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Л. житель… … Энциклопедия культурологии

    - (Лазар Хребелянович) (ок. 1329 89) сербский князь с 1371. В кон. 70 х гг. объединил все северные и центральные сербские земли. В 1386 нанес поражение турецким войскам у Плочника. Погиб в битве на Косовом Поле …

    Согласно Евангелию от Иоанна, брат Марфы и Марии из Вифании, один из любимых учеников Иисуса Христа, воскрешенный им через четыре дня после погребения. Память 17 октября … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. ф ма от евр. Элеазар, Бог помог): 1) нищий из притчи, рассказанной Иисусом (Лк 16:19 31). Больной, покрытый язвами Л. лежал перед воротами дома, в к ром жил богач, и хотел только одного утолить голод объедками с его стола. После смерти Л … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЛАЗАРЬ, я, муж.: 1) наобум лазаря (прост. неод.) то же, что наобум. Наобум лазаря поступать; 2) лазаря петь (прост. неод.) плакаться, жаловаться, стараясь разжалобить кого н. Хватит лазаря петь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    ЛАЗАРЬ - см. Среднеспелый, пригоден для переработки на крахмал, чипсы. Растение средней высоты, промежуточного типа, прямостоячее. Лист среднего размера, промежуточного силуэта, темно зеленый. Листочек среднего размера, со средней шириной. Волнистость… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

Книги

  • Лазарь, или Путешествие смертника (аудиокнига MP3) , Андрей Дашков. Повесть "Лазарь, или Путешествие смертника" - тот редкий случай, когда отвечающая всем канонам жанра жесткая и динамичная фантастика поднимается до уровня экзистенциальной притчи о…

Публикации по теме