Правила установки дорожных знаков.

УСТАНОВКА И ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ ЗНАКОВ
Место установки. При выборе места установки знака учитывают характер передаваемой им информации, особенности зрительного восприятия знака водителями, а также интенсивность и скорость движения транспортных средств на этом участке. В зависимости от значения знака водитель может совершать различные действия, вплоть до остановки автомобиля. Поэтому расстояние видимости и расстояние от знака до места, о котором он предупреждает, должны быть достаточными для оценки его содержания, принятия решения и выполнения водителем определенных действий по управлению автомобилем.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров и разметки» предупреждающие знаки (за редким исключением) устанавливают на автомобильных дорогах на расстоянии 150-300 м от начала опасного участка, а в населенных пунктах на расстоянии 50-100 м. При этом учитывают, что скорость движения в первом случае выше, чем во втором.
Все запрещающие и предписывающие знаки, а также знаки приоритета (кроме знаков 2.3.1-2.3.7) устанавливают непосредственно перед участками дорог, на которых изменяется порядок движения или вводятся какие-либо ограничения. Знаки 2.3.1 -2.3.7 выполняют функцию предупреждения, поэтому их устанавливают так же, как и предупреждающие знаки.
Большинство знаков особых предписаний, информационных и все знаки сервиса устанавливают перед началом участка дороги с характерными условиями движения или перед объектом, о которых эти знаки информируют. Исключения составляют знаки предварительного указания направлений, которые (как и предупреждающие знаки) должны быть установлены заранее. Расстояние их установки до ближайшего пересечения в каждом случае оговаривается стандартом.
Зона действия . Предупреждающие знаки информируют об определенном участке дороги повышенной опасности, протяженность которого определяет сам водитель. Если дорожная обстановка не дает четкого представления о протяженности участка, то предупреждающие знаки целесообразно применять с табличкой 8.2.1.
Ограничения, вводимые запрещающими и предписывающими знаками, распространяются, как правило, до ближайшего перекрестка (при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта). Это объясняется возможностью выезда из бокового проезда на дорогу с введенным ограничением водителя, который об этом ограничении не знает. При необходимости зону действия можно уменьшить с помощью соответствующих табличек или знаков. Увеличить ее можно только путем их повторения после каждого перекрестка. Наряду с этим среди запрещающих и предписывающих имеются знаки локального действия. Вводимые ими ограничения распространяются лишь на то пересечение или то сечение дороги, перед которым они установлены. К ним относятся знаки 3.1, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 4.1.1-4.2.3, причем знак 4.1.1, установленный в начале улицы (после перекрестка), также действует до ближайшего пересечения.
Среди знаков приоритета локальный характер носят знаки 2.4 и 2.5. Их устанавливают непосредственно перед местом, где нужно уступить дорогу (без остановки или с остановкой транспортных средств). Знаки 2.6 и 2.7 действуют только на узкий участок дороги, устанавливая очередность проезда. Знаки 2.3.1-2.3.7 предупреждают о пересечении второстепенной дороги, поэтому зона их действия - до ближайшего перекрестка.
Действие знаков особых предписаний, информационных и знаков сервиса обычно распространяется на конкретный участок дороги, где установлен определенный порядок движения, либо до объекта, о котором эти знаки информируют. Зона действия знака 6.2 «Рекомендуемая скорость» распространяется до ближайшего перекрестка.
Особое место занимают знаки, информирующие об определенном порядке движения на дороге или в населенном пункте. Информация о порядке движения на дорогах осуществляется с помощью знаков 2.1, 5.1, 5.3, 5.5, 5.8 и 5.11. Зона действия этих знаков (независимо от встречающихся на пути следования перекрестков) заканчивается лишь после установки соответствующих знаков 2.2, 5.2 и т. д. Разумеется, водители, выезжающие из боковых проездов на дороги, должны быть проинформированы о порядке движения на этих дорогах. Это обеспечивается путем установки знаков 5.1 и 5.3 с табличками 7.1.3-7.1.4 или специальными знаками, предусмотренными стандартом.
Зона действия знаков 5.21, 5.23, 5.25, 5.27, 5.29, 5.31 так же, как и в предыдущих случаях, заканчивается после установки соответствующих знаков 5.22, 5.24, 5.26 и т. д. Они вводят определенный порядок движения или в пределах зоны действия этих знаков, или в пределах всего населенного пункта. Поэтому эти знаки устанавливают на всех въездах в зону или населенный пункт. Место установки знака 5.23 не обязательно должно совпадать с административной границей населенного пункта. Его целесообразно устанавливать после этой границы там, где фактически требуется вводимое знаком ограничение скорости (начало жилой застройки, пешеходного движения).
Повторение, дублирование и предварительная установка знаков. В практике организации движения нередко возникает необходимость в установке двух и более одинаковых знаков. При этом один из них является основным, а остальные выполняют роль повторных, дублирующих или предварительных знаков (рис. 8.2). Основным является знак, устанавливаемый у объекта, на который распространяется действие или информация этого знака. Основной знак, кроме специально оговоренных случаев, устанавливают справа по ходу движения.
Повторение знака - это установка знака, одноименного с основным, на некотором расстоянии за ним по ходу движения.
Дублирование знака - это установка знака, одноименного с основным, в одном створе слева от дороги, на разделительной полосе (островке) или над проезжей частью.
Предварительная установка знака - это установка знака, одноименного с основным, на некотором расстоянии до него.
Повторение знака является необходимым, если в зоне его действия находится пересечение дорог. Повторный знак устанавливают сразу за перекрестком (если не вводится зональное ограничение) или реже перед ним. Это зависит от характера передаваемой знаком информации.
Перед каждым перекрестком повторяют знак 2.1 при основном знаке, устанавливаемом в начале дороги. Необходимость в этом диктуется характером знаков 2.5 или 2.4. Их устанавливают перед выездом на главную дорогу с боковых улиц, но они не информируют водителя, что эта дорога главная, а требуют лишь уступить дорогу с обязательной остановкой или без нее. Вместо повторного знака 2.1 можно применять одну из разновидностей знака 2.3. Однако, учитывая, что его устанавливают не непосредственно перед перекрестком, а на определенном расстоянии до него (что не всегда возможно в условиях города), применение знака целесообразно вне населенных пунктов.
После перекрестка с табличкой 8.1.1 повторяются предупреждающие знаки, если перекресток находится между местом установки основного знака и опасным участком дороги, о котором этот знак предупреждает. При большой зоне действия запрещающих знаков они повторяются после каждого перекрестка (или после населенного пункта), находящегося в этой зоне. Чаще всего такая необходимость возникает при ограничении скорости, обгона, остановки и стоянки автомобилей. Типичной ошибкой в этих случаях является установка одного знака с табличкой 8.2.1, где указана зона большого протяжения, в пределах которой встречаются перекрестки или даже населенные пункты. Избежать повторения после каждого перекрестка знаков ограничения стоянки или максимальной скорости можно путем введения зонального ограничения с помощью соответственно знаков 5.27 или 5.31. Знаки запрещения остановки и стоянки целесообразно повторять с табличкой 8.2.4 на перегонах между перекрестками, устанавливая их после мест разворота, для информирования водителя о том, что после разворота он попадает в зону их действия.
Знаки особых предписаний 5.5 и 5.8 целесообразно повторять после сложных пересечений с тем, чтобы водитель мог своевременно определить продолжение дороги с односторонним или реверсивным движением. Знак 5.14 необходимо обязательно повторять после каждого перекрестка, устанавливая его над полосой, выделенной для маршрутных транспортных средств. Отсутствие повторного знака 5.14 после перекрестка означает, что указанная полоса может быть использована всеми водителями, так как применяемая для тех же целей разметка 1.23 может быть не видна из-за грязи или снега на дорожном покрытии.
Исключительным случаем является обязательное повторение знаков 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23, 1.25 на дорогах вне населенных пунктов. Они предупреждают водителя об особо опасных условиях движения и повторяются независимо от наличия перекрестка после установки основного знака. Повторный знак в указанных случаях устанавливают за 50-100 м до начала опасного участка, поэтому применение совместно с ним таблички 8.1.1 не обязательно. Знаки 1.23 и 1.25 повторяются и в населенных пунктах.
Дублирование знака применяют в тех случаях, когда имеется опасение, что основной знак может быть не замечен водителем. Такая ситуация возможна при достаточно широкой проезжей части и интенсивном движении. При наличии двух и более полос для движения в одном направлении обязательно дублируют знаки, ограничивающие левый поворот или разворот транспортных средств, так как эти маневры совершаются из крайней левой полосы.
Предварительная установка знака является для водителя предупреждением о предстоящем ограничении или изменении порядка движения, вводимом основным знаком. Необходимость в установке предварительного знака отпадает, если стандартом предусмотрен соответствующий предупреждающий знак. Например, перед кольцевой развязкой, обозначенной знаком 4.3, может быть в необходимых случаях установлен знак 1.7 или знаку 5.6 предшествовать знак 1.21. Однако многообразие подобных случаев в практике организации движения потребовало бы значительно увеличить группу предупреждающих знаков. В этом нет необходимости, учитывая возможность установки предварительных знаков. Тем более, что предварительный знак, имеющий одинаковый символ с основным, более точно передает водителю информацию о характере предстоящих изменений. Предварительные знаки устанавливают для предупреждения:
о необходимости изменения маршрута, если требование основного знака не может быть выполнено водителем (установка предварительно знаков 3.11—3.15 с табличкой 8.1.1);
об изменении порядка движения (установка предварительно знаков 5.15.1 и 5.15.2, а также 2.2, 2.4, 3.1, 5.1—5.3, 6.19.1 и 6.19.2 с табличкой 8.1.1);
об объектах, расположенных на пути следования (установка предварительно знаков сервиса с указанием на них расстояния до объекта).
Во всех перечисленных случаях необходимость и способы установки повторных и предварительных знаков оговариваются стандартом.
Совместное применение дорожных знаков. В практике организации движения часто возникают ситуации, когда один знак требует установки еще одного или группы знаков. Помимо уже перечисленных случаев повторения, дублирования и предварительной установки знаков, такая необходимость появляется, например, при определении приоритета в движении, организации одностороннего движения, выделении полосы для маршрутных транспортных средств и т. д. Обязательное совместное применение знаков представлено в табл. 8.2.

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

Вне населенных пунктов за 50- 100 м до переезда

Там же

1.3.1 или 1.3.2

Перед переездом

1.1 или 1.2

1.4.1

Вне населенных пунктов с первым знаком 1.1 или 1.2

1.1 или 1.2

1.4.3

Там же с повторным знаком 1.1 или 1.2

1.1 или 1.2

1.4.2

Там же посередине между первым и повторным знаками 1.1 или 1.2

Перед перекрестком

Вне населенных пунктов за 50- 100 м до опасного участка

1.10

1.10

Там же

1.17

5.20

Непосредственно перед искусственной неровностью

1.21

1.21

1.22

5.19.1 и 5.19.2

На пешеходном переходе

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

1.23

1.23

Вне населенных пунктов за 50- 100 м,в населенных пунктах за 50- 60 м до опасного участка с табличкой 8.2.1

1.25

1.25

Вне населенных пунктов за 50- 100 м,в населенных пунктах непосредственно у начала дорожных работ

2.1 или 2.3.1-2.3.7

Перед каждым перекрестком

2.4 или 2.5

Со стороны второстепенных дорог перед каждым перекрестком

Перед перекрестком,на котором дорога утрачивает статус главной

2.4 или 2.5

Перед перекрестком

2.3.1-2.3.7

то же

Перед перекрестком со стороны второстепенных дорог

2.4 или 2.5

2.1или 2.3.1-2.3.7

На главной дороге перед перекрестком

2.4 с табличкой 8.1.1

Предварительно вне населенных пунктов

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

2.4 с табличкой 8.1.2

Там же

2.6 или 2.7

1.20.1-1.20.3 соответствен-но

Предварительно

В конце участка,но для встречного движения

Там же

4.1.1-4.1.6 или 3.18.1-3.18.2 соответствен-но

Перед поворотом в сторону знака 3.1

3.2-3.9

3.2-3.9 соответствен-но с табличкой 8.3.1-8.3.3

Перед поворотом в сторону одного из знаков 3.2-3.9

6.15.1-6.15.3 соответствен-но

Перед каждым перекрестком на протяжении объездного маршрута

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

3.11-3.15

3.11-3.15 соответствен-но с таблич-кой 8.1.1

Предварительно в начале участка дороги,на котором знаки 3.11-3.15 вводят соответствующие ограничения

4.1.1-4.1.6 или 3.18.1-3.18.2 соот-ветственно

Перед поворотом в сторону знака 4.5

5.1 с таблич-кой 8.1.1

5.1 с табличкой 8.1.3 или 8.1.4

Перед съездами на автомагистраль на пересечениях в разных уровнях

5.1 с таблич-кой 8.3.1 и знак 4.1.2

Перед выездом на автомагистраль на примыканиях в одном уровне

В конце автомагистрали и в начале съездов с нее

5.2 с таблич-кой 8.1.1

Там же предварительно

5.3 с таблич-кой 8.1.1

Предварительно перед ближайшим перекрестком или разворотом

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

5.3 с табличкой 8.1.3 или 8.1.4

Перед съездами на дорогу,обозначенную знаком 5.3,на пересечениях в разных уровнях

5.3 с одной из табличек 8.3.1-8.3.3

Перед пересечением с дорогой,обозначенной знаком 5.3

В конце дороги,обозначенной знаком 5.3

5.7.1 или 5.7.2

Перед выездом на дорогу,обозначенную знаком 5.5,с примыкающих дорог

В конце дороги с односторонним движением

Там же,но для встречного движения

1.21

Предварительно перед знаком 5.6

5.10

Перед выездом на дорогу,обозначенную знаком 5.8, с примыкающих дорог

В конце дороги,обозначенной знаком 5.8

5.11

5.13.1 или 5.13.2

Перед выездом на дорогу,обозначенную знаком 5.11,с примыкающих дорог

5.11

5.12

В конце дороги,обозначенной знаком 5.11

5.11

Там же,но для встречного движения

5.14

5.14

Повторяется за каждым перекрестком на всем протяжении участка,где действует знак 5.14

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

5.15.3

5.15.5

В конце дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона

5.15.4

5.15.6

В конце участка средней полосы,обозначенного знаком 5.15.4

5.15.7

5.15.7

Повторяется за каждым перекрестком на всем протяжении участка,где действует знак 5.15.7

5.21

5.22

На всех выездах жилой зоны

5.23.1 или 5.23.2

5.24.1 или 5.24.2

В конце населенного пункта

5.25

5.26

В конце населенного пункта

5.27

5.28

В конце зоны с ограничением стоянки

5.29

5.30

В конце зоны регулируемой стоянки

5.31

5.32

В конце зоны с ограничением максимальной скорости

6.8.1

6.8.2 или 6.8.3

Перед поворотом в сторону знака 6.8.1

6.9.1-6.9.2

6.10.1 или 6.10.2

Непосредственно перед перекрестком

6.17

6.18.1-6.18.3

На протяжении объездного маршрута перед каждым перекрестком

6.19.1

6.19.1 с таб-личкой 8.1.1

Предварительно

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

6.19.1

6.19.2 с таб-личкой 8.1.1

В конце участка на разделительной полосе за 50- 100 м до ее разрыва

6.19.1

3.1 и 4.2.1

В конце участка на разделительной полосе после ее разрыва

7.1-7.14

7.17-7.18

7.1-7.14

7.17-7.18

соответствен-но

Вне населенных пунктов предварительно за 60- 80 км,15- 20 км и 400- 800 м с указанием на знаках расстояний до объекта.

В населенных пунктах предварительно за 100- 150 м до объекта.


В зависимости от условий движения совместно с установленным в соответствии с требованиями стандарта знаком могут применяться и другие знаки, целесообразность которых определяется конкретной дорожной ситуацией (например, знаки ограничения скорости, запрещения стоянки, остановки и обгона и т. д.).
Способы установки знаков. Дорожные знаки устанавливают справа по ходу движения автомобиля, слева или над проезжей частью располагают дублирующие. Над проезжей частью располагают знаки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие направление движения по полосам, а также предварительные указатели направлений 6.9.2. Размещают над дорогой и другие основные знаки, если содержащаяся на них информация относится к отдельной полосе движения (в этом случае необходимо применять дополнительную табличку 8.14).
Высоту и способ установки в каждом конкретном случае выбирают из условий наилучшей видимости знака. Кроме того, следует учитывать возможность случайного или преднамеренного их повреждения, а также загрязнения лицевой поверхности брызгами от проходящих автомобилей. Способы установки знаков на автомобильных дорогах и в населенных пунктах показаны на рис. 8.3-8.4. Все размеры даны в метрах.
На автомобильных дорогах стойки знаков устанавливают за бровкой земляного полотна - на бермах, присыпанных к обочине, и откосах насыпи, а также на полосе отвода за боковой канавой или над обочинами. При этом расстояние от края обочины до ближайшего края знака должно составлять 0,5-2,0 м (см. рис. 8.3,а-в), а до края знаков индивидуального проектирования - 0,5-5,0 м. В стесненных условиях (как исключение) стойки знаков устанавливают на обочинах или разделительной полосе при соблюдении минимально допустимого расстояния 1 м между проезжей частью и краем знака (см. рис. 8.3,д,ж). В этих случаях знаки не должны ограничивать видимость, а их стойки должны быть ударобезопасными или иметь защитные ограждения.
В населенных пунктах знаки устанавливают: на индивидуальных стойках или колонках; на одной колонке со светофором; на кронштейнах, прикрепленных к осветительным мачтам, опорам контактной сети трамваев и троллейбусов или стенам зданий, на тросах-растяжках. Допускается установка знаков над тумбами, расположенными на островках безопасности.

Невозможно представить движение автомобилей без установленных дорожных знаков. В большинстве случаев их правильное расположение позволяет значительно сократить количество происшествий на дороге.

Значение дорожных знаков обязан знать не только каждый водитель, но и пешеходы. Ведь переход дороги в неразрешённом месте может спровоцировать серьёзную аварию.

Правила установки дорожных знаков

Знаки должны быть расположены навстречу движению. Расставляя их, нужно обязательно учитывать характер движения, территориальные условия и видимость в светлое, а также тёмное время суток.

Днем водители должны видеть изображение знака на расстоянии не менее 150 метров. Необходимо это для того чтобы водитель заблаговременно мог понять для чего он там установлен и произвести нужное действие, на которое знак указывает.

Уполномоченные сотрудники обязаны периодически осуществлять движение на автомобиле по дорогам, с целью проверки видимости дорожных знаков. А затем полученные показатели необходимо сравнивать с указанными в ГОСТе .

При установке знаков также необходимо учитывать наличие деревьев и кустарников. Их листва не должна мешать водителям видеть изображение. По возможности его нужно устанавливать вдали от любой растительности.

В одном поперечном сечении дороги можно расположить не более 3 знаков. При этом дублируемые знаки и знаки дорожной информации в расчёт не берутся.

Для получения более подробной информации вы может обратиться за онлайн-консультацией к нашим юристам.

Общие требования

Каждый дорожный знак должен располагаться согласно ГОСТу-23-457 79, а также с учётом указаний по применению дорожных знаков. За количество знаков и за то, какие виды должны быть установлены, отвечает дорожная дирекция. Она исходит из территориального расположения дороги.

Установка каждого знака должна быть обоснованной. Особенно это касается тех, чья задача заключается в каком-либо ограничении. Количество знаков на дороге по возможности должно быть как можно меньше. Главной задачей является установление причины, из-за которой потребовалось установить тот или иной знак.

Знаки, которые установлены вследствие определенных обстоятельств или сезонные должны немедленно удаляться после устранения причины.

Место установки

Дорожные знаки устанавливаются:

  • на проезжей части вне населённых пунктов;
  • на горных дорогах, за пределами обочины или над ними, а также на откосах насыпи и на полосе отвода за полосой канавы;
  • на обочине, при этом расстояние от дороги до знака должно быть от 0,5 до 2 метров;

Установка опор на обочине возможна при наличии обрывов и выступов. При этом край знака должен находиться на расстоянии не более 1 метра.

  • на разделительной полосе, для повторения имеющихся знаков, в правой стороне или над проезжей частью.

Способы установки

Дорожные знаки необходимо устанавливать:

  • в блоках параметра, между блоками или за ними со стороны откоса;
  • если не имеется ограждений, то на ударобезопасной опоре;

Необходимо это для того чтобы после контакта с транспортным средством ее можно было срезать, не нанося повреждения водителю за рулём.

  • над опорой или проезжей частью на Г-образной опоре.

Для получения более подробной информации вы может обратиться к нашим специалистам в режиме онлайн.

Зона действия

Зачастую водители, видя табличку «Зона действия», не понимают её обозначения.

Она может указывать на следующее:

  • дальность опасного участка дороги;
  • на какое расстояние распространяется дорожный знак;
  • дальность остановочного пункта, возможно, сразу нескольких.

Понятие знака «Зона действия» определяется при помощи табличек, расположенных рядом с ним. Важно знать их значение и не перепутать во избежание последствий.

Кто имеет право устанавливать знаки?

Многие граждане полагают, что за установку дорожных знаков отвечает ГИБДД. На самом деле, они сильно ошибаются. Так как согласно закону монтирует и обслуживает данные знаки дирекция по организации дорожного движения.

А если потребовалось установить его во время строительства объекта, то решение принимается Государственной административно-технической инспекцией. Работники ГИБДД должны лишь следить за их техническим состоянием, а также за правильностью их установки.

Монтируются дорожные знаки в соответствии со схемой дорожного движения. Согласовывается она со многими службами. Конечно же, в это число входит и ГИБДД. Взглянуть на нее можно в городской дирекции по организации дорожного движения.

Именно там должен находиться реестр, в котором содержится каждый установленный в городе знак. Если знака, который вы ищете, там нет, то в таком случае он установлен незаконно.

За незаконную установку дорожного знака предусмотрено административное наказание.

Незаконно установленные знаки

Несомненно, проблема, связанная с незаконной установкой знаков, очень актуальна у нас в стране. Довольно часто организации или частные предприятия устанавливают рядом со своей территорией знаки типа «Стоянка только для работников» и т. д. Такие действия неправомерны и ограничивают права граждан.

Ещё одной из наиболее распространённых ситуаций, при которых имеет место быть незаконное установление знаков, является то, когда жильцы дома самовольно ставят знак «Въезд запрещён». Он, как правило, отличается внешне от утверждённого по ГОСТу дорожного знака.

Если вами был обнаружен такой знак, то нужно немедленно сообщить о нём в дорожную инспекцию.

Они, в свою очередь, должны приехать на место, убрать незаконно поставленный знак и найти виновных в этом правонарушении.

Для получения более подробной информации о штрафных санкциях обратитесь к нашим юристам на сайте.

Дорожные знаки не по ГОСТу: соблюдать или нет?

Довольно часто в наше время можно увидеть, что знак установлен не в соответствии с требованиями закона. В связи с этим бывают случаи, когда водители после остановки сотрудником ГИБДД просто не понимают поначалу, за что им выписан протокол об административном правонарушении. Его можно будет обжаловать, но сделать это крайне сложно.

В первую очередь в суде с вас потребуют доказательства того, что знак был установлен не в соответствии с имеющимся ГОСТОМ. Поэтому нужно сразу после задержания пойти и сделать фотографию или снять на видео расположение данного знака.

Также обязательно должна присутствовать дата и время съемки, иначе в суде вам обязательно укажут на то, что запись была сделана спустя месяц после получения протокола.

Также в суде нужно будет указать на то, что именно нарушили Уполномоченные сотрудники при размещении знака. После этого остаётся надеяться на понимае судьи.

Как показывает практика, судья, даже не просматривая видеозапись, говорит о том, что правила дорожного движения были нарушены и водитель должен за это понести наказание в соответствии с законом.

Необходимо помнить и понимать, что каждый установленный на дороге знак осуществляет свою конкретную функцию. Он будет полезен лишь в том случае, если установлен в соответствии с нормами и правилами. Ведь плохо видимый указатель водителем будет проигнорирован и не выполнит поставленную перед ним функцию.

Запрещающие дорожные знаки вводят или отменяют запрет на движение или иные действия водителя.

Отличительная характеристика этой группы – круглая форма с красной окантовкой. Запрет может быть безусловным или с оговорками, в этом случае знак дополняется информационными табличками, с указанием зоны и времени действия. Начинают действовать от места установки до ближайшего перекрестка, либо отменяющего знака.

Въезд запрещен (3.1)

Вводит запрет на движение всех транспортных средств в указанном направлении. Устанавливается перед перекрестками дорог с односторонним движением, при проведении ремонтных работ.

Не распространяет действие на маршрутные транспортные средства: автобусы, троллейбусы и трамваи. В народе получил название «кирпич», въезд под кирпич считается серьезным правонарушением.

Движение запрещено (3.2)

Запрещено движение всех транспортных средств, при этом знак не распространяется на:

  • маршрутный транспорт;
  • перевозящий инвалидов 1 и 2 групп или детей-инвалидов, оборудованный табличкой «инвалид»;
  • автомобили, обслуживающие предприятие, находящееся в зоне действия знака, ТС персонала, граждан проживающих в обозначенной зоне;
  • федеральная почтовая служба, на машинах которой имеется диагональная белая полоса на синем фоне.

Движение механических транспортных средств запрещено (3.3)

Запрещает движение механических ТС, за исключением мопедов, велосипедов и веломобилей, гужевых повозок, не попадающих под термин «механическое ТС». Устанавливается совместно со знаками 8.3.1, 8.3.2, 8.3.3 , определяющими направление запрета.

Исключения составляют:

  • маршрутные транспортные средства;
  • машины, перевозящие инвалидов 1 и 2 групп или детей-инвалидов, оборудованный опознавательным знаком «инвалид»;
  • автомобили, обслуживающие предприятие, находящееся в зоне действия знака, ТС персонала и граждан проживающих в данном районе;
  • федеральная почтовая служба, на машинах которой есть диагональная белая полоса на синем фоне.

По закону, водитель должен иметь при себе подтверждающие право проезда документы: путевой лист, накладная, паспорт с пропиской.

Движение грузовых автомобилей запрещено (3.4)

Ограничивает движение грузовых транспортных средств, превышающих указанную массу, а также тракторов и самоходных машин. Если цифры отсутствуют — разрешенная масса не более 3,5 тонн. Запрещает движение указанных ТС в обоих направлениях и действует до первого перекрестка.

Исключения:

  • грузовые автомобили без прицепа, массой до 26 тонн, обслуживающие предприятие, находящееся под знаком;
  • федеральная почтовая служба.

Движение мотоциклов запрещено (3.5)

Запрет на движение любых видов мотоциклов с колясками и без, кроме мопедов. Действует до ближайшего перекрестка.

За исключением:

  • ТС, обслуживающие предприятие, находящееся в зоне действия, транспорт персонала и граждан проживающих там;
  • федеральная почтовая служба с диагональной белой полосой на синем фоне.

Движение тракторов запрещено (3.6)

Запрещено движение тракторов любых видов и самоходных машин, таких как грейдеры, скреперы и т. п.

Не распространяется на:

  • ТС, обслуживающие предприятие, находящееся в зоне действия знака, транспорт персонала и граждан проживающих в обозначенной зоне;
  • федеральная почтовая служба, на бортах которой имеется диагональная белая полоса на синем фоне.

ТС имеющие права проезда по такой территории, должны пересекать ее по самому кратчайшему маршруту, и покидать через ближайший к месту назначения перекресток.

Движение с прицепом запрещено (3.7)

Запрещено движение грузовиков и тракторов с прицепами, а также буксировка транспортных средств.

Не действителен для:

  • ТС, обслуживающих предприятие в зоне действия знака, транспорт персонала и граждан проживающих в обозначенной зоне;
  • почтовая служба с белой полосой на синем фоне.

Движение гужевых повозок запрещено (3.8)

Запрет на движение гужевых повозок и саней, вьючных и верховых животных, прогон скота.

Не распространяется на:

  • служебный транспорт предприятия и обслуживающего персонала, а также граждан проживающих в обозначенной зоне;
  • федеральная почтовая служба с белой полосой на бортах.

Движение на велосипедах запрещено (3.9)

Запрещено движение на велосипедах и мопедах в обоих направления. При этом не запрещено вести велосипед или мопед руками по ходу движения по обочине дороги, а при наличии тротуара по нему.

Движение пешеходов запрещено (3.10)

Ограничивает движение пешеходов и всех лиц, считающихся таковыми: люди ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, передвигающиеся в инвалидных колясках, везущие коляски, тележки и санки. Действие знака распространяется только на ту сторону, где он установлен.

Ограничение массы (3.11)


Проезд запрещается любым транспортным средствам, фактическая масса которых превышает цифры указанные на знаке. Устанавливается перед перекрестком и действует до следующего. Аналог на желтом фоне является временным и имеет повышенный приоритет над обычным.

Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства (3.12)


Запрет на въезд транспортных средств, у которых нагрузка на любую из осей превышает цифру на знаке.

Может быть установлен в паре с 6.15.1 для информирования водителя о рекомендованном месте объезда запрещенного участка. Наиболее часто встречается в местах, где больших нагрузки губительны для дорожного полотна. Бывают как постоянного, так и временного типа.

Обычно нагрузка у грузовиков распределяется следующим образом:

  • двухосные – 1/3 на переднюю, 2/3 на заднюю;
  • трехосные – поровну между всеми осями.

Ограничение высоты (3.13)


Запрещает въезд любых ТС, чьи габариты по высоте превышают обозначенные. Места установки: мосты, арки, тоннели, путепроводы и т. д. Может устанавливаться заранее, совместно с табличкой 8.1.1 . Временный знак желтого цвета.

Ограничение ширины (3.14)


Запрещает въезд любых ТС, чьи габариты по ширине превышают обозначенные. Места установки: мосты, путепроводы, арки, тоннели и т. д. Заранее ставится вместе с табличкой 8.1.1. Временный знак желтого цвета.

Ограничение длины (3.15)


Въезд любого транспорта (с грузом или без) превышающего максимальную длину запрещен. Водитель должен найти другой маршрут для объезда. Имеет временный аналог желтого цвета, увидев такой, водитель обязан руководствоваться его указаниями.

Ограничение минимальной дистанции (3.16)


На знаке указывается минимальная дистанция между автомобилями, которую необходимо соблюдать. Ставятся на легких мостах, понтонах, ледовых переправах, где большое скопление ТС на небольшом участке может привести к обрушению и иным последствиям. Часто можно встретить перед постом ГИБДД. Имеет временный аналог.

Возможные зоны действия:

  • до
  • до знака «конец зоны всех ограничений» 3.31;

Выезды с примыкающих территорий, пересечения и примыкания лесных и полевых дорог (не обозначенных как главная и второстепенная) не прерывают действие знака.

Таможня (3.17.1)

Устанавливается перед таможней и запрещает дальнейшее движение транспортных средств без остановки у контрольного пункта.

Опасность (3.17.2)

За этот знак запрещен проезд всем без исключения, устанавливается в местах несущих угрозу жизни и здоровью людей (крупные ДТП, пожары и т. п.).

Контроль (3.17.3)

Ставят у пунктов контроля, через которые запрещен безостановочный проезд.

Поворот направо запрещен (3.18.1)


Запрет поворота направо действует только на перекресток, перед которым установлен знак. Не распространяется на маршрутные ТС, разрешает проезд прямо, налево и назад. Может носить временный характер (желтый цвет).

Поворот налево запрещен (3.18.2)


Запрещает только поворот налево, не запрещая разворот. Действует только на пересечении данной проезжей части. Не распространяется на автобусы, троллейбусы и трамваи.

Разворот запрещен (3.19)


Запрещает только разворот, не запрещая поворот налево. Не распространяется на маршрутные ТС, действует только на пересечении данной проезжей части.

Обгон запрещен (3.20)


Обгон любых транспортных средств, кроме тихоходных (повозки, мотоциклы без колясок, мопеды, велосипеды) запрещен.

Возможные зоны действия:

  • до знаков «конец всех ограничений» 3.31, «конец зоны запрещения обгона» 3.21;
  • до конца зоны действия, указанной на табличке 8.2.1 .

Выезды с примыкающих территорий, пересечение или же примыкание лесных и полевых дорог не отменяют действие.

Конец зоны запрещения обгона (3.21)


Отмена действия знака 3.20.

Обгон грузовым автомобилям запрещен (3.22)


Запрет на обгон грузовыми автомобилями (масса которых превышает 3,5 тонны) всех транспортных средств без исключения. Обгон одиночных ТС, которые движутся со скоростью не более 30 км/ч также запрещается.

Действует:

  • до ближайшего перекрестка, если он отсутствует — до конца населенного пункта;
  • до знаков «конец всех ограничений» 3.31, «конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям» 3.23;
  • до расстояния, указанного на табличке 8.2.1.

Выезды с прилегающих территорий, примыкающие и пересекающие лесные или полевые дороги не прерывают действие знака.

Тракторам запрещен любой обгон, за исключением велосипедов и гужевых повозок.

Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям (3.23)


Отмена действия знака 3.22.

Ограничение максимальной скорости (3.24)


Запрещается превышать скорость указанную на знаке.

Зоны действия до:

  • ближайшего перекрестка, если он отсутствует — до конца населенного пункта;
  • такого же знака, но с иными значениями;
  • знаков «конец всех ограничений» 3.31, «конец зоны ограничения максимальной скорости» 3.25, «начало населенного пункта» 5.23.1 или 5.23.2;
  • конца расстояния, указанного на табличке 8.2.1.

Выезд с примыкающих территорий, пересечение лесных и полевых дорог (не оборудованных знаками главной и второстепенной) не прекращают его действие.

Штраф выписывается только в том случае, если скорость превышает указанную белее чем на 20 км/ч. Это связано с соотношением точности показаний радара и спидометра автомобиля , а также ряда других факторов. Превышение на величину свыше 80 км/ч может обернуться крупным штрафом или лишением права управления ТС.

Конец зоны ограничения максимальной скорости (3.25)


Отмена действия знака 3.24.

Подача звукового сигнала запрещена (3.26)

В зоне действия знака запрещено подавать звуковые сигналы, за исключением случаев, когда он необходим для предотвращения ДТП. Пример: водитель сдает назад и не видит приближающегося автомобиля.

Зоны действия:

  • до ближайшего перекрестка, если он отсутствует — до конца населенного пункта;
  • до
  • до конца зоны действия, указанной на табличке 8.2.1.

Выезд с примыкающей территории, пересечения или примыкания лесных и полевых дорог не прерывают действие знака.

Остановка запрещена (3.27)

Остановка и стоянка ТС запрещена. Знак не распространяется на маршрутный транспорт и такси в местах обозначенных знаками 5.16 , 5.17, 5.18 и разметкой 1.17.

Распространяет запрет до:

  • ближайшего перекрестка, если он отсутствует — до конца населенного пункта;
  • знаков «конец всех ограничений» 3.31;
  • повторного знака с табличкой 8.2.3, что позволяет останавливаться сразу за ним;
  • при совместной установке с разметкой 1.4 , запрет ограничивается протяженностью разметки.

Примыкающие территории, пересечения с лесными и полевыми дорогами (не оборудованными знаками главной и второстепенной) не прекращают его действие.

Стоянка запрещена (3.28)

Стоянка ТС запрещена. Знак не распространяется:

  • на ТС управляемых инвалидами 1 и 2 групп, или перевозящих таковых (с соответствующим знаком);
  • на автомобили федеральной почтовой службы, на которых имеется диагональная белая полоса на синем фоне.

Действует на той стороне дороги где установлен.

Зоны действия до:

  • ближайшего перекрестка, если он отсутствует — до конца населенного пункта;
  • знаков «конец всех ограничений» 3.31;
  • места указанного на табличке 8.2.2;
  • повторного знака 3.28 (3.29, 3.30) с табличкой 8.2.3, что позволяет останавливаться сразу после него;
  • при совместной установке с разметкой 1.10 , зона действия ограничивается ее протяженностью.

Пересечения и примыкания лесных и полевых дорог, не обозначенные как второстепенные, не завершают действие знака.

Стоянка запрещена по нечетным числам месяца (3.29)

Знак не распространяется:

  • на такси с включенным счетчиком (таксометром);
  • на ТС управляемых инвалидами 1 и 2 групп, или перевозящих таковых (со специальной табличкой);
  • на автомобили почтовой службы, имеющие диагональную белую полосу на синем фоне.

Действует на той стороне дороги где установлен.

Распространяет действие до:

  • ближайшего перекрестка, если он отсутствует — до конца населенного пункта;
  • знаков «конец всех ограничений» 3.31;
  • конца зоны действия, указанной на табличке 8.2.2;
  • повторного знака 3.28 (3.29, 3.30) с табличкой 8.2.3, что разрешает останавливаться сразу за ним;
  • при совместной установке с разметкой 1.10, зона действия ограничивается ее протяженностью.

Выезд с прилегающих территорий, пересечение или примыкание лесных и полевых дорог не прерывают действие знака.

Стоянка запрещена по четным числам месяца (3.30)

В случае одновременной установки знаков 3.29 и 3.30 на разных сторонах дороги, разрешена стоянка во время перестановки (с 19-00 до 21-00).

Знак не распространяется на:

  • такси с включенным счетчиком (таксометром);
  • ТС управляемых инвалидами 1 и 2 групп, или перевозящих таковых (с соответствующей табличкой);
  • автомобили почтовой службы, имеющие диагональную белую полосу на борту.

Действует на той стороне дороги где установлен.

Действителен до:

  • ближайшего перекрестка, если он отсутствует — до конца населенного пункта;
  • знаков «конец всех ограничений» 3.31;
  • конца зоны действия, указанной на табличке 8.2.2;
  • повторного знака 3.28 (3.29, 3.30) с табличкой 8.2.3, что позволяет останавливаться уже сразу после него;
  • при совместной установке с разметкой 1.10, запрет ограничивается протяженностью разметки.

Выезды с примыкающих территорий, пересечение или же примыкание лесных и полевых дорог, не отменяют действие знака.

Конец зоны всех ограничений (3.31)

Отмена действия запрета ранее установленных знаков:

  • ограничение дистанции (3.16);
  • запрет обгонов (3.20, 3.22);
  • ограничение скорости (3.24);
  • подача сигнала (3.26);
  • запрет остановки и стоянки (3.27, 3.28, 3.29, 3.30).

Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено (3.32)

Запрещено движение всех транспортных средств, имеющих на борту информационную табличку «опасный груз». Действует до первого перекрестка и распространяется на оба направления движения.

Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено (3.33)

Запрещает движение ТС, перевозящих взрывчатые вещества и опасные грузы. Исключения составляют случаи, когда вещества в ограниченном количестве, которое определяется в специальных правилах. Под определение «опасные грузы» попадают:

  • взрывчатые вещества (класс 1);
  • сжатые и сжиженные газы (2);
  • легковоспламеняющиеся жидкости, вещества и материалы (классы 3 и 4);
  • окисляющиеся вещества и перекиси (5);
  • яды и токсические вещества (6);
  • радиационные и инфекционные (7);
  • едкие и коррозийные (8);
  • прочие (9).

Видео

Дорожный знак «Остановка запрещена» относится к запрещающим знакам. Внешне это круг с красной обводкой, внутри которого на синем фоне – перпендикулярные красные линии в форме буквы «х». Знак устанавливается в местах, где транспорту запрещается совершать остановку – намеренное завершение движения, используемое для действий, связанных с пассажирами или грузом. Остановка длится до пяти минут, но правила не лимитируют маневр этим временем.

Зона действия знака «Остановка запрещена»

Начало зоны действия - в месте установки. Запрет распространяется до первого перекрестка , следующего за знаком, но есть и исключения:
1. При отсутствии перекрестка, концом зоны действия служит знак начала или окончания населенного пункта.
2. Если на пути повторно установлен знак запрета остановки со специальной табличкой под ним, то его действие закончится по истечении дистанции, указанной на табличке, либо сразу за дублирующим знаком (в зависимости от таблички).
3. Знак «Конец зоны всех ограничений» распространяется также на запрет остановки.
4. В том случае, когда запрещающий знак применяется вместе с соответствующей разметкой (желтой линией на краю дороги или по верхней части бордюра), действие знака заканчивается одновременно с линией разметки.
Понятие перекрестка не распространяется на пересечения с выездом из примыкающих территорий или различными неосновными дорогами, если предварительно не поставлен необходимый знак.
Отдельно отметим маршрутные транспортные средства: на них требования данного знака не распространяется.

Штраф за остановку под знаком “Остановка запрещена”

При несоблюдении запрета наложенного знаком, водитель должен заплатить штраф 500 рублей . Это минимальная сумма штрафа, но она может увеличиться в некоторых частных случаях.
Так, если водитель, помимо остановки в области действия знака, создает серьезные препятствия для продвижения другого транспорта, то штраф возрастает до 2000 рублей . Такое нарушение может грозить и эвакуацией автомобиля.
Арестом транспортного средства или штрафом в 2500–3000 рублей обернется нарушение норм остановки в городах федерального значения.
При поломке машины нужно как можно оперативнее выехать за проезжую часть и запустить аварийную сигнализацию. Тогда остановка под знаком будет считаться вынужденной, но и при таких обстоятельствах возможно получение предупреждения.

Варианты знака

Дорожный знак «Остановка запрещена» часто встречается дополненным специальными табличками , которые располагаются под ним. Такие таблички носят преимущественно уточняющий или напоминающий характер:
1. Если на дополнительном знаке изображается значок транспортного средства, то запрет действует только на данный вид транспорта. Это могут быть грузовики или легковые авто, машины с прицепом, сельскохозяйственная техника и некоторые другие.
2. Если на табличке зачеркнутое инвалидное кресло, то знак распространяется на любой транспорт, кроме автомобилей инвалидов.


3. Знак “Остановка запрещена” со стрелкой, указывающей вверх и числом обозначает расстояние, на котором действует запрет.
4. Вертикальная линия, оканчивающаяся внизу стрелкой, показывает, что зона действия ранее установленного знака заканчивается.
5. Если же стрелки на обоих концах линии, то такой знак напоминает, что вы все еще едете в зоне действия знака. Это дополнение, как и предыдущее, устанавливается только на повторном знаке.
6. Горизонтальная линия со стрелкой и указанием расстояния ограничивает остановку вдоль фасадов домов, площадей и так далее. Может использоваться как одна стрелка, так и сразу две.

Действие знака “Остановка запрещена”: частные случаи

На автодорогах с односторонним движением рассматриваемый знак может быть поставлен только с одной стороны дороги или сразу с обоих. В любом случае знак играет роль лишь на той стороне, где он установлен. Водитель вправе совершить остановку на левой стороне, если там отсутствует знак или разметка . А грузовая машина с разрешенной массой, превышающей 3,5 тонны, может остановиться слева только с намерением загрузки или разгрузки.
Что качается остановки слева при езде по трассе с двухсторонним движением, то правила не запрещают подобный маневр в населенном пункте только в случае присутствия по одной полосе для обоих направлений, и на дороге не должны находиться трамвайные пути.
Остановка разрешается на обочине , но если таковая отсутствует, водитель вправе поставить авто на край проезжей части. В исключительных случаях законна остановка на тротуаре: если он снабжается специальным знаком «Место стоянки» (буква «P» на голубом фоне) с дополнительными указаниями в виде табличек.

Отличие остановки от стоянки

Эти два схожих понятия различаются, в основном, целью. Если остановка совершается только для посадки (или высадки) пассажиров, погрузки (или выгрузки) грузов , то стоянка охватывает другие ситуации.
Еще одна отличительная черта – время маневра. Так, если автомобиль прекратил движение менее чем на пять минут, то это будет считаться за остановку, и цель здесь значения не имеет. Если же машина стоит больше пяти минут, и это не связано с описанными выше действиями, то это будет называться стоянкой .
Для запрета стоянки существует отдельный дорожный знак. Но стоит помнить, что в области его действия разрешена остановка, тогда как стоянка под знаком «Остановка запрещена» непременно будет нарушением.

Подробнее о знаке “Остановка запрещена” и стоянке вы узнаете из этого сюжета

Итог

Знак запрета остановки внешне и по многим особенностям схож с другими знаками из разряда запрещающих. Он действует до перекрестка (за исключением некоторых случаев, в которых область прерывается раньше), часто сопровождается дополнительными условиями и в некоторых особых ситуациях может быть понят неоднозначно, но такие частные случаи отдельно оговорены в ПДД. Остановка в зоне действия знака – серьезное нарушение, которое зачастую становится причиной опасных ситуаций на дороге, поэтому оно карается штрафами или задержанием автомобиля.

Мы очень часто сталкиваемся с неправильным либо двояким толкованием правил, установленных законодательством. Большинство таких ситуаций происходит на дорогах, водители и сотрудники ДПС в силу своей не осведомленности по-разному толкуют норму права. Основные споры возникают по поводу установленных дорожных знаков, а именно их действия.

«Дорожные знаки» - это один из главных разделов ПДД, все будущие водители сдают по ним экзамен, но это не является гарантом того, что в дальнейшем у водителей не будет проблем на дорогах. Существует большое количество дорожных знаков, для удобства их делят на: знаки приоритета, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, особых предписаний, дополнительной информации и сервиса.

При установке знаков основываются на следующих основных критериях: информативность для конкретной дороги, удобство восприятия водителями (скорость движения, открытость участка). Расстояние установки знака должно быть рассчитано с учетом необходимых действий для водителя (снижение скорости, поворот и т.д.), регламентируется ГОСТ Р 52289-2004. Дорожные знаки для опасных участков размещаются на расстоянии 150 - 300 м., для населенных пунктов (город, деревня) 50 - 100 м. На основании Закона «О БДД» ответственность за дорожные знаки возлагается на органы исполнительной власти субъекта РФ (ГИБДД).

Зона действия дорожного знака определяется в зависимости от его категории, если это предупреждающий знак, то водитель сам оценивает протяженность опасной дороги (к примеру, знак о неровной дороге). Если установлен запрещающий или предписывающий знак (обгон запрещен), то его зона действия распространяется до первого перекрестка или до выезда из населенного пункта. Ограничительные действия до ближайшего перекрестка объясняются тем, что водитель, выезжающий из-за поворота, не знает о ранее действующем предупреждении. Расстояние действия может быть уменьшено, либо увеличено дополнительно установленным знаком.

Есть знаки, зона действия которых распространяется только на тот участок дороги, где они установлены, к примеру, если знак «остановка запрещена» стоит по правой стороне, то ни что не мешает вам остановить машину на противоположной от него стороне. Знаки особых предписаний, дополнительной информации и сервиса устанавливаются на определенный участок дороги и действуют до объекта, о котором они информируют (к примеру, место для разворота), исключение составляет знак о рекомендуемой скорости, его действие распространяется до первого перекрестка, либо до конца населенного пункта.

Другая ситуация складывается со знаками указывающими о порядке движения в населенных пунктах (главная дорога, дорога с односторонним движением, реверсивное движение, автомагистраль), их действие завершается только дополнительным знаком, конец главной дороги или автомагистрали. Для того чтобы не создавались аварийные ситуации, водители выезжающие с боковой дороги на перекресток, информируются добавочными знаками.

Установленные правила о действии знаков, не исключают казусные или аварийные ситуации на дорогах, зачастую это связано с несоответствием стандарту установки либо невнимательностью водителей. Будьте бдительны, удачи на дорогах!


Комментарии

0 Эмм 10.05.2013 02:41

Цитирую Galusha:

Конечно, можно возить с собой и ПДД, и КоАП, но это не является гарантом того, что вы докажите свою правоту. Иногда при установке знаков совершаются ошибки - всему виной человеческий фактор, и в итоге не понятно, требования какого знака надо выполнять, а наши "бравые" гаишники далеко не всегда идут на встречу водителю. Поэтому нужно быть всегда на чеку.


Вот-вот. Не удивляйтесь, дорогие всадники, если указатель "сказочным образом" попадет не на свое место, направив вас не в тридевятое царство, а прямо к Кощею. Правила знать необходимо, знаки, само собой, вызубрить. Но готовым быть ко всему. Даже к тому, что дяде "гаишнику" потом ничего не докажешь, указывая пальцев в "книжечку" и объясняя, что зона действия знака закончилась.

Публикации по теме