Какой день перед троицей поминают усопших. Суббота перед Троицей - что нельзя делать? Неделя после Троицы: что нельзя делать

Перед Троицей всегда отмечается родительская суббота (26 мая 2018 года, 15 июня 2019 года и т.д.). В этот день принято поминать всех покойных христиан, вне зависимости от конкретной конфессии. Поэтому полностью эта поминальная суббота перед Святой Пятидесятницей называется – Вселенская Троицкая родительская суббота.

В храме проходит особое богослужение – вселенская панихида, на которой следует обязательно побывать. Это помогает справиться с грустными мыслями и помогает настроиться на светлые волны.

Традиции Троицкой родительской субботы

Утро родительской Троицкой субботы для христиан начинается с того, что люди отправляются на могилы своих родственников, наводят там порядок, украшают надгробия живыми и искусственными цветами и оставляют какое-либо угощение, обычно – сладости.

Любому человеку, находящемуся на кладбище в родительскую субботу, можно брать с могил угощение, но съедаться оно должно в пределах кладбища, домой его не несут, а тем более не пытаются продать – хоть цветы, хоть сладости.

Поминать умерших в родительскую субботу принято сначала на кладбище, а потом дома за трапезой, на которую собираются все члены семейства. Среди прочих блюд на столе в такой день обязательно должна присутствовать кутья.

Что нельзя делать в поминальный день:

Нельзя не молиться и не поминать умерших.

Многие думают, что нельзя работать по дому. Нельзя делать только грязную работу, а также шить, вышивать, а остальное, например, мыть посуду, немного прибраться в доме - можно.

Нельзя браниться, пить алкогольные напитки, воровать, злиться, желать зла другим людям, совершать любые греховные поступки.

Не стоит купаться в реках или озерах – это опасно. Еще с языческих времен люди считали, что русалки выходят на берег, что не сулит людям ничего хорошего.

Что нужно делать в Троицкую родительскую субботу?

Как уже говорилось, Троицка родительская суббота – это день, когда все православные поминают своих родных и близких. Поэтому, почтить памятью усопших родственников – это основное занятие этого дня.

Родительские субботы позволяют всей родне собраться вместе, вспомнить тех, кого уже нет на этом свете.

Обязательно в этот день нужно сходить в церковь. Веряне приходят в храм на вселенскую панихиду. В храм нудно идти с утра, а после этого посетить могилы усопших родственников и знакомых.

В этот день, на предварительно убранных могилах, ставят цветы, украшают их зеленью, а также устраивают поминальные обеды.

Зачем нужно молиться за тех людей, которые умерли? При жизни каждый сам выбирает, как будет идти его жизнь, будет он праведником или всю жизнь будет грешить, считая, что время покаяться еще будет. Но никто не может с уверенностью сказать, какой день будет для него последним. В большинстве случаев человек вовсе не готов покинуть этот мир, смерть настигает его внезапно, ломая все планы. Поэтому помочь ему могут только его близкие люди, которые продолжают жить. А сделать они это могут через молитвы, которые необходимы даже тем людям, которые никогда не грешили.

Именно для этого церковью было установлено специальные поминальные дни.

Придя в храм в этот день, нужно написать записку, на которой следует написать «О упокоении» и далее имя усопшего. Желательно писать церковное имя человека, но не больше 10 имен на одной записке. Она должна быть написана разборчиво.

Нужно знать, что в записках можно писать имена только тех усопших, которые отпевались священников, а вот те, которые покончили жизнь самоубийством, не упоминаются. Это большой грех, и священник просто не имеет права молиться за них.

Если же возникают какие-либо сомнения по написанию такой записки, нужно обязательно посоветоваться со священником. Он с радостью подскажет, как это лучше сделать.

Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских и установлено ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа УтЕшителя, Которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом "всяка душа живится". Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о "иже во аде держимых".

Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие , невзирая на то, как они покинули этот мир.

Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила. Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь.

Такое неправильное поверие возникло из неправильного понимания текстов канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам себя удавил или кто сам себе жернов на шею повесил и утопился. Речь идет о тех, кого утопили, и о тех, кого повесили. Но совсем не о самоубийцах. Потому что самоубийца - в этом-то и горе, и печаль - это такой человек, который дар, данный ему Богом, возвращает Ему назад. То есть человек отрицает и милосердие Божие, отрицает надежду и так далее. Самоубийцы не могут обрести достойное упокоение после смерти, и об этом свидетельствуют многие богословы Русской Церкви.

Более того, церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (14 правило патриарха Тимофея Александрийского), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения. Искушения эти были весьма опасными, вплоть до умственного помешательства и того, что молящийся сам начинал испытывать непреодолимую тягу к совершению суицида.

Нужно молиться домашней молитвой (но и на нее надо взять благословение священника ), совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение – Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.
Исключение делается только для психически больных людей - их могут поминать. Потому что психически больной человек не отвечает за свои поступки, и поэтому ему оказывается снисхождение.

Конечно же, священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших утешительные молитвы.
Название чина говорит само за себя – “молитвенного утешения сродников”, а не “служба об упокоении”, это именно для родственников, для их утешения и укрепления в скорби будет служиться служба. Об отпевании и поминовении людей, покончивших жизнь самоубийством, речи как не шло, так и не идет!

Итак, НЕЛЬЗЯ подавать записки о самоубийцах. Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
- при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
- и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.
Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

НО:
Возможно поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

НЕЛЬЗЯ заказывать панихиды и отпевание на человека, который сам своевольно отказался от этого заранее и наказал своим родственникам не совершать отпевания над ним.

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
- если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.


Трогательный обычай Троицкого семика
Было прежде такое понятие - семик. Так называли четверг седьмой недели после Пасхи, как раз перед Троицкой родительской. В этот день совершали обряд погребения всех умерших несчастной смертью. А для этой цели за городом отводились особые места, где ставили так называемые убогие дома или сараи, в которых устраивалась одна большая общая могила. Сюда в течение нескольких месяцев свозились тела казненных, утонувших, сгоревших, странников, вообще всех, кто не принадлежал ни к какому приходу и о ком ничего не было известно. Патриарх Филарет приказал хоронить в таких могилах и тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или какое иное дурно сами над собой учинят». То есть тех, кого нельзя было хоронить на церковных кладбищах. Два раза в год: в Троицкий семик и перед праздником Покрова Богородицы, торжественно, крестным ходом отправлялись к убогим домам духовенство и благочестивый народ. Там совершалась общая панихида, за которой поминались души рабов от неизвестной смерти умерших, «их же имена Сам, Господи, веси (знаешь)». Позже и патриархом Адрианом было указано: «сами убитых на разбое и воровстве не класти кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик».

Благочестивый обычай подавать милостыню на помин сохраняется и в наше время, когда это единственная форма помощи (кроме домашней молитвы) тем, кто ушел из этой жизни, не присоединившись к Христовой Церкви или своеволием.

Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных.

Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника или самоубийцу взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: "Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

"Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя".

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.

Троицкая суббота – поминовение усопших, которое несет в себе важное значение. Поэтому официальная церковь призывает каждого человека поминать усопших родственников, чтобы привести их к спасению. По церковным канонам в Троицкую родительскую субботу поминают даже людей, которые самостоятельно ушли из жизни. Православная церковь считает самоубийство самых страшным грехом, ведь человек своими руками отказывается от главного дара Господа – своей жизни. Однако в этот день поминают даже тех люди, которые попали в ад. Считается, что молитвы за них в этот день помогают им.

Кого поминают в Троицкую родительскую субботу

Отличает Троицкую Родительскую субботу возможность поминать не только тех усопших, которые после смерти попали в Рай, но и тех, кому загробная жизнь обернулась тяготами – самоубийцы, лиходеи и прочие, ведь у всех их есть своя родня. Заупокойная молитва для них – большое подспорье в загробной жизни. Оказать помощь мученикам в Аду может любой, прочитавший молитву, даже дома.


Единственная особенность этого дня – все молитвы должны быть искренними. Именно молитвами мы возмещаем те чувства, которых нам так недостает с уходом близких – любовь к ним, нежность, благодарность, даже печать и грусть. Ведь молитва в Троицкую субботу – это попытка показать усопшим, как нам их не хватает в этой жизни.

По традиции православных христиане в Троицкую субботу не только поминают усопших молитвами, но и едут на кладбище к могилкам родни. Считается, что умершие молятся за нас в этот день, потому и мы должны ответить им тем же.

Что делают на кладбище в Троицкую субботу

В преддверии Троицы принято ходить на кладбище, чтобы помянуть усопших родственников. В субботу перед Троицей принято приходить на могилы родных, чтобы посадить цветы, убраться и привести в порядок могилку и гробницу. Также в этот день на кладбище приносят различную еду, ветки березы, свежие и искусственные цветы.

В Троицкую субботу на могилы несут поминальную еду, среди которой отварные яйца, кутя и блины с различными сладкими и солеными начинками. Родные собираются вместе, поминают усопших родственников, вспоминают об их жизни и молятся за них. Также в этот день обязательной традицией является подача милостыни нуждающимся. В качестве милостыни нужно давать деньги и еду.

Никогда не стоит распивать на кладбище спиртные напитки. Не поминайте своих родственников алкоголем, так вы причините им неимоверную душевную боль, особенно если человек был склонен к винопитию, табакокурению и наркомании, так вы напомните ему о его грехах и причините страдания. Хороший помин – это заказанная обедня в монастыре, семейный помин и раздача милостыни. Любовь и почтение выражаются не красотой и дороговизной памятников и оград на могилках, а искренней верой в спасение души, в молитве своими словами и просьбами о прощение души.

Что нужно делать в церкви

Основной традицией этого праздника является поход в церковь накануне этого дня. Богослужение проводится поздно вечером в пятницу. Одной важнейшей частью праздника является поминальное богослужение. Оно проводится ранним утром субботы. Именно в этом день каждый человек должен посетить общую литургию за умершими родными.

В храмах произносится молитва за всех людей, которые погибли в вашей семье, включая тех, кто после смерти попал в ад. Поэтому необходимо заранее подготовить записки для служителя церкви, чтобы он включить имена ваших почивших родных в праздничную литургию. Общая молитва считается очень важной для всех усопших. Однако для тех, кто не может прийти в церковь и на кладбище, необходимо вспомнить родных хотя бы дома, прочитав молитву за их упокой.

Молитва является крайне важной для каждого усопшего, ведь они позволяют спасти души ваших погибших. И чем больше вы будете молиться, тем лучше будет вашим родным в том мире.

Поэтому на Троицкую субботу следует сначала посетить церковь, чтобы заказать литургию за умершими родственниками. После чего всей семьей нужно отправиться на кладбище, принести на могилки поминальную еду и помолится за души усопших.

Как молиться за усопших дома

Дома также стоит молиться, зажигать свечи перед домашним алтарем на благо близким родственникам, ушедшим в мир иной. Не бойтесь потратить много времени на молитвы – это огромная мощь, она не бывает бесследной, молитва не уходит в никуда, она накапливается и создает благодать.

Если вам кажется, что Господь вас не слышит, вы ошибаетесь, он слышит всех и всегда, в любое время дня и ночи. Господь Всемогущ и если он не отвечает на ваши молитвы, значит на то воля Божья. Только Бог знает, что на самом деле для вас лучше.

В сердце молящегося наступает облегчение, духовная чистота и благодать Духа Святаго. Преумножайте ваши молитвы, каждый раз молитесь больше и лучше, чем в предыдущий. Не останавливайтесь на полпути, не сворачивайте с Божественной тропы и Господь воздаст вам по вашим делам и намерениям.

Перед Троицей всегда отмечается родительская суббота (15 июня 2019 года, 6 июня 2020 года, 19 июня 2021 года). В этот день принято поминать всех покойных христиан, вне зависимости от конкретной конфессии. Поэтому полностью эта поминальная суббота перед Святой Пятидесятницей называется – Вселенская Троицкая родительская суббота.

В храме проходит особое богослужение – Вселенская панихида, на которой следует обязательно побывать. Это помогает справиться с грустными мыслями и помогает настроиться на светлые волны.

Этот день наступает ровно за сутки до праздника Троицы, а Великая Троица, в свою очередь – через 50 дней после Пасхи. По календарю в ближайшие годы это будет так:

Как поминать усопших в Родительскую субботу

Церковь называет ушедших людей не умершими, а усопшими. Ведь душа человека бессмертна, а значит, она просто ушла, а тело человеческое – усопло.

Вот почему мы можем и должны поминать своего близкого – родственник ли он, друг ли, просто хороший человек. Поэтому полезно знать, кого и как поминают в родительскую субботу перед Троицей:

  1. Как уже и говорилось, поминать можно любого умершего христианина. Обычно церковь предлагает такой критерий: всякий крещеный человек – уже христианин. Есть и одна важная оговорка, связанная с тем, кого поминают в субботу перед Троицей. Имена самоубийц вспоминать не принято. Вопрос этот весьма деликатный, и в некоторых случаях даже делаются исключения. Поэтому лучше спросить дополнительного совета у священника.
  2. Верующему человеку непременно стоит попасть в храм. Благо, суббота – выходной день, поэтому все возможности для этого есть. Вселенская панихида начинается утром, примерно в 08:30. Предварительно лучше уточнить расписание, зайдя в храм накануне.
  3. Кстати, накануне вечером, лучше подать и записку с именами упокоенных. На ней просто пишут полное имя человека на старославянском языке, например «Татиана», «Борис», «Феодор» и т.п.
  4. После службы не стоит предаваться пьянству, да и вообще потреблять пусть и немного крепких напитков. Подобные традиции восходят отчасти к языческим, отчасти – к советским временам. Если вдуматься, то что даст усопшему наше застолье?
  5. Тогда как же вести себя в поминальную субботу перед Троицей? Следует провести этот день скромно, помолиться в храме, например так:

А можно и просто сказать такие слова молитвы:

Помяни, Господи, имя , раба твоего, и упокой душу его, и прости ему прегрешения его, вольные и невольные. Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого, аминь.

  1. Еще один важный момент, связанный с поминанием в родительский день на Троицу, как и в любой другой – это раздача милостыни. Делать это нужно от чистого сердца, без какой-либо мысли о жадности и тем более корысти. Причем милостыня может выражаться не только в деньгах, но и в любом посильном поступке, оказанию помощи нуждающемуся человеку.


Родительский день перед Троицей: комментарии священников

Представители православной церкви единодушны в том, как и кого поминать в субботу перед Троицей (равно как и в любой другой поминальный день — на Радоницу или . Прежде всего, человеку нужно обязательно прийти утром в церковь.

При этом накануне в пятницу можно устроить небольшой поминальный обед — без спиртного и обильных угощений. После утренней панихиды в церкви отправляются на кладбище и наводят порядок на могиле.

Поминание происходит как в церкви, так и на кладбище. Для этого на могилу приносят церковную свечу (обязательно освященную), зажигают ее и читают поминальную молитву.

Можно использовать любой текст, в том числе . А можно и вовсе произнести те слова, которые приходят на сердце. Если человеку неудобно, он вправе помолиться и про себя – главное все делать искренне, от души.

При этом священники особенно подчеркивают, что поминать на могилах пищей или тем более спиртным – языческая традиция. И для православного человека такое поведение непозволительно.

Можно ли ходить на кладбище в Святую Троицу?

Этот тот редкий случай, когда ответ однозначный: нет, в сам светлый день Святой Пятидесятницы не принято посещать кладбище, прибираться на могилах и поминать усопших.

А ведь, как известно, на самом деле очень часто люди именно этим и занимаются. Причем народная традиция эта идет с давних времен. Почему так? Объясняется все очень просто, правда, для этого нужно вспомнить нашу историю.


Исторически так совпало, что отмечается примерно в то же время, когда славяне приветствовали наступление Русальной недели. По народным приметам и считается, что в это время души усопших окончательно покидают земные пределы и отправляются в свое новое пристанище. А русалки и водяные, наоборот, выходят из своего морского царства, чтобы заманить случайных путников на дно.

Вот почему и накануне Троицы, и в сам этот день люди по старому обычаю все еще продолжают ходить на кладбище. К тому же выпадает выходной, да еще и на улице достаточно тепло, ведь наступает лето.

Однако важно понимать, что для поминания есть специальная Троицкая родительская суббота. Более того – дух этого праздника не вполне соответствует тем чувствам, которые охватывают на могиле близкого человека.

Конечно, жизненные ситуации не всегда можно свести к общему знаменателю. Как, например, поминать человека, если годовщина или 40 дней выпали как раз на Троицу? Лучше, конечно, уделить внимание этому событию, однако и про праздник забывать не стоит.

Если же и есть какие-то сомнения, можно просто посоветоваться со священником или духовно близким человеком. Доброе слово помогает сориентироваться в ситуации, да и вообще теплое общение, несомненно, сближает людей.

В этом году 26 мая в субботу перед воскресеньем, в которое мы празднуем День Святой Троицы, проходят в храмах заупокойные богослужения Троицкой вселенской родительской субботы.

Таких вселенских родительских поминальных суббот всего две в году. Первая из них – мясопустная. Празднуется всегда перед Неделей о Страшном суде. Церковью положены в субботу перед этим днем заупокойные поминовения потому, что мы знаем, что окончательно до Второго пришествия Христова участь наших усопших не определена. Это случится только тогда, когда Спаситель явится судить мир и души усопших снова войдут в тела. И человек в целостности своего духовно-телесного естества встанет на Страшный суд, за которым либо рай, либо ад на веки вечные. Но до этого момента молиться об усопших наш святой долг. Ведь по нашим молитвам им даруется Божественная благодать, и Господь прощает их грехи.

Протоиерей Олег Давыденков в учебнике «Догматическое богословие» пишет об этом: «Мздовоздаяние после частного суда не является окончательным, это лишь ожидание блаженства или мучения. Изменение участи тех, кто умер в покаянии, но во время земной жизни не принес достойных его плодов, возможно. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например, посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души и помогают им в достижении блаженного воскресения. В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю… (Ин. 14:13); И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21:22). Христос имеет ключи ада и смерти (Откр. 1:18)».

О том же пишет и святитель Феофан Затворник: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей (душе) помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: ‟Помоги!” – вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее…»

И церковная история изобилует такими примерами. Можно вспомнить пример из Ветхого Завета, когда Иуда Маккавей молился Богу о прощении греха умерших воинов, взявших идоложертвенные вещи, принадлежащие капищу (2 Макк. 12:38–45). В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть следующие стихи: «Благодать даяния пред всяким живым (да будет), и над мертвецем не возбрани благодати» (Сир. 7:36).

Также известен диалог преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Последний благодарит святого за молитву, повествуя о том, что по его молитве угашается адское пламя. А святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них».

Из отечественной церковной истории известен случай разговора святителя Феодосия Черниговского, который явился во сне преподобному Алексию Голосеевскому, на тот момент дежурившему у раки с его мощами. Произошел следующий диалог… Святитель попросил у преподобного Алексия: «‟Прошу тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”. Святитель назвал имена: иерей Никита и Мария. До этого имена родителей не были известны по житию. Позже, разбирали архив монастыря, где архимандрит Феодосий был настоятелем, нашли его личный помянник. Там первыми были записаны отец и мать: иерей Никита и Мария. Иеромонах Алексий сказал: ‟Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?”. Св. Феодосий ответил: ‟приношение на Литургии сильнее моих молитв”».

Троицкая родительская поминальная суббота также названа Вселенской, так как в виду предстоящего праздника Пятидесятницы – этого Дня Рождения Церкви, Дух Святой сошел на апостолов и сотворил из них Церковь. В ближайшую субботу мы вспоминаем всех умерших православных христиан, членов Церкви – этого Тела Христова – и молимся об упокоении их душ и о прощении их грехов. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) в своей замечательной книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» писал: «Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что «из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестиво, что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо по слову Христову «Бог… несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть» (Лк. 20:38). Поэтому умирающие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами самое действительное, реальное, живое общение. Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва – главнейшая сила этого единения».

Вступим же, дорогие братья и сестры, в это общение с Богом и с нашими усопшими близкими для их и нашего спасения, ведь молитвенное ходатайство за наших почивших сродников не останется напрасным и не замеченным Господом, потому что в основе этой молитвы любовь. И так в этом Соборе любви, Которым есть Православная Церковь, происходит великое и пасхальное таинство, когда Христос побеждает личный грех каждого из нас, освобождает от мучащего нас беса, упраздняет смерть не общей философской идеей, но предметно, конкретно индивидуально и действенно. Лишь бы только наши парастас-ходатайство друг за друга и панихида-всенощная не ослабевали. Лишь бы только мы нуждались в молитве, как рыба нуждается в воде. И в глубине ее и мы, и наши усопшие обретем милосердного Бога, для Которого живы все…

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (298) раз

Публикации по теме