Яндекс.Дзен — что это такое простыми словами. Что такое Дзен-буддизм: определение, основные идеи, суть, правила, принципы, философия, медитация, особенности



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Дзен буддизм происходит из Индии. Японское слово «дзэн» происходит от китайского слова «чань», которое, в свою очередь, происходит от санскритского «дхьяна», что переводится как «созерцание», «сосредоточение». Дзэном называется одна из школ буддизма, которая сформировалась в Китае в V-VI веках. Большое влияние на формирование дзэна оказал даосизм, поэтому между этими течениями много общего.

Дзен буддизм

На сегодняшний день, дзэн-буддизм является главной монашеской формой буддизма ветви Махаяна («большая колесница»), широко распространенной в Юго-Восточной Азии и Японии.

В Китае дзэн-буддизм называется «чань-буддизмом», во Вьетнаме - «тхиен-буддизмом» , в Корее - «сон-буддизмом». В Японию дзен-буддизм пришел относительно поздно - в XII веке, однако именно японская транскрипция названия этого направления буддизма стала самой распространенной.

В широком смысле дзен - это школа мистического созерцания, учение о просветлении. Под дзен понимают практику дзенских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.

Как появился дзен-буддизм?

Традиционно первым патриархм дзэна считается сам Будда Шакьямуни. Вторым патриархом - его ученик Махакашьяпа, которому Будда после молчаливой проповеди передал лотос, символизировавший пробуждение. Тхить Нят Хань, вьетнамский дзэн-буддистский монах и автор книг по буддизму, так передает эту историю.

«Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал.

Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял.

Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся.

И Будда сказал:

«У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» — философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем. Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии. Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

Краткая суть учения

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.

Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». (Просветление - это не состояние. Это способ видения.)

Кроме того, путь к видению собственной природы - для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

Считается, что дзэнский наставник должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания или толчок. На разных этапах практики «ученику» могут давать разные, «противоположные» советы, например:

* «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;
* «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…

Дзен – это школа созерцания, которая набирает популярности в современном мире. Пришедшая с востока философия покоя со времен его создателя отличается аскетизмом и отстраненностью.

Легкость, свобода и радость, улучшение здоровья - видимые результаты ее сторонников.

Краткая суть учения

Это нечто среднее между даосизмом и буддизмом в классическом понимании. Безмолвное просветление, пробуждение, неотделимое от созерцания, помогает хранить спокойствие.

Неважно, что получаешь от жизни. И плохое, и хорошее - это судьба, карма. Ее придется отрабатывать. И делать это нужно с миром в сердце, не осуждая, принимая, как есть.

Нет канонических списков. Есть только истории, притчи, цитаты, приписываемые великим учителям. Самая важная из них: «Суть всего - пустота. Пустота - единственный путь».

Сатори, или просветление, искать нужно внутри себя, не концентрируясь на внешнем. Следовательно, Будда есть внутри каждого человека. Мантры важны как вспомогательный инструмент для настроя организма.

Отключить ум помогает и размышления над коанами. С точки зрения человека разумного, коаны - вопросы, не имеющие смысла. Некоторый аналог парадоксам из мира Запада.

Какого цвета ветер, как звучит хлопок одной ладони? Есть и физические упражнения. Это цигун. Традиционно, просветление - цветок лотоса. Называть его символом неуместно, в дзэн нет символов и священных книг.

10 истин из учения

  1. Будьте здесь и сейчас, выкладываясь по полной . Наглядный пример: цитата из Розенбаума: «Учили меня отец мой и мать», - далее по тексту.
  2. Слова без практики пусты . Действуйте, будьте примером. При этом важно не отходить от принципа недеяния: отключить деятельность ума, внимание на себе, а не на цели и путях ее достижения.
  3. Прямота без подтекста . Просто ходить, просто дышать, просто работать, просто жить. Прямые речи лучше покрасневшего лица.
  4. Не напрягайтесь, торопиться некуда . Все, принадлежащее материальному миру - иллюзия. Даже монастыри. Потому учитель появляется не раньше, чем будет готов ученик.
  5. Наполняйтесь энергией, отдыхайте . «Пейте свой чай медленно с благостью. Будто ось Земли вращается: размеренно, не спеша». Т. Н. Хань
  6. Прислушивайтесь к себе. Сердце не обманет . Чтобы узнать о сосне, о бамбуке или о чем-то еще, нужно идти к ним. Никто не знает, счастливы ли рыбы, плескающиеся в ручье. Люди – не рыбы. Говорите только о своих ощущениях.
  7. Не принимайте мир всерьез . Бедность и богатство, горе и радость быстротечны. «И это пройдет».
  8. Плывите по течению и наблюдайте . Остановитесь на несколько секунд, наслаждаясь этими секундами.
  9. Мир не плохой и не хороший. Он есть. Важно, чтобы большая часть дня нравилась. Наслаждаться каждым конкретным моментом будет легче.
  10. Здесь и сейчас. Другого времени нет и не будет . Важна любая мелочь. Если говорить о практиках, то без контроля дыхания, тела, состояния ума, контроля внимания и регулярных занятий результата не получить.

Дзен - это внутренняя гармония и созерцание . Но в жизни все взаимосвязано. Очередной парадокс - практикующие могут быть хорошими бойцами. В древние века мастера боевых искусств и самураи умели предугадать действия противника интуитивно, благодаря внутренней концентрации.

Стиль жизни по дзен

В материальном мире велик соблазн для человека. Деньги, уважение, семейные ценности. Следует от всего отстраниться, жить здесь и сейчас.

Советы от мастера:

  • Не бегите по жизни. Квартира, машина, работа - все тлен.
  • Настоящая жизнь вне нас. Работайте над собой, станьте ее достойны.
  • Обретите себя. Медитируйте.

Практиковать, не будучи монахом, сложно. Идти по пути, созерцая, возможно. Медитация бывает активной: бег, силовые упражнения, прогулки по парку. Важно не выполнять кучу дел одновременно.

Люди меняют место работы, страну, семью, забывая простую истину: меняя мир, всегда приносят туда себя. Не меняясь, нельзя изменить что-то еще. Счастье ближе, чем кажется. Не испытывая счастья сейчас, не получить его и с новым опытом. Быть полезным, решать проблемы, сконцентрироваться на привычках и процессах. «Не имея конечного пункта, никогда не заблудится». (Изречение Иккю)

Итоги

Дзен - ни религия, ни философия, ни система сохранения здоровья, ни парадокс. Чтобы жить, нужно иметь: дом на земле, простоту и порядок в мыслях, щедрость и справедливость в споре; будучи руководителем, – дать свободу подчиненным, не стремясь все контролировать, любить свою работу и не делать, того, что не любишь; присутствовать в жизни родных и близких, не оказывая на них давления.

Получать удовольствие от мира и жизни, испытывая наслаждение. (Не путать с гедонизмом!) Не создавать проблем.

Учение не отрицает Бога, но и не доказывает его существования. Здесь нет ни ада, ни рая. Нет души. Оно выше логики. Дзен просто есть.

Итак, Дзен — что это такое простыми словами. Неискушенным, конечно же, первым на ум придет буддистское учение…. Но нет. Дзен, о котором сейчас пойдет речь, на самом деле являет собой интеллектуальную сетевую базу. Она будет собирать данные о страницах, которые вы посещаете, чтобы предлагать вам новости, базируясь на ваших интересах. Основная особенность заключена в том, что вашему вниманию будет предоставлена не только информация с сайтов, на которые вы заходите, но и посты похожей тематики с порталов, где вы никогда не были. Не ограничиваясь только вашими любимыми ресурсами, он постоянно будет подкидывать что-нибудь новенькое о том, что вас интересует.

Дзен выглядит как бесконечная лента новостей, расположенная на домашней странице Яндекс.Браузера, прямо под Табло. Но вам потребуется авторизоваться в профиле Яндекс, чтобы поисковик смог запомнить историю ваших посещений. В дальнейшем это поможет ему сформировать свои рекомендации.


Дзен Яндекс — что это такое простыми словами. Эта тема интересует многих новичков. Новостные посты отображаются в ленте в виде карточек с заголовками и тематическими картинками. Чтобы увидеть больше новостей – прокрутите ленту вверх. Если захотите прочесть какую-нибудь новость – нажмите на карточку. Заинтересовавший вас пост откроется в новой вкладке.

Стандартно для распределения применяются только те сайты, которые вы уже посещали. Однако они не всегда в полной мере отражают ваши интересы. Невзирая на то, что пост мог не прийтись вам по вкусу, все равно снова предложит вам подобную информацию. Но есть и хорошие новости: вы можете сами контролировать то, что будет предлагать вам Дзен. Сделать это можно так:

Оценивайте посты. Если та или иная публикация понравилась вам, лайкните ее. И, напротив, ставьте дизлайк, чтобы информации по этой конкретной тематике вам показывалось меньше. Дзен учитывает статистику и будет более точно выполнять распределение в дальнейшем.

Блокируйте источники, которые вам не нравятся. Как только вы нажмете дизлайк, всплывет кнопка «Заблокировать». Это позволит вам полностью исключить данный источник из вашей ленты.

Подписывайтесь на каналы. Перейдя на понравившийся пост, в верхнем правом уголке странички нажмите на значок «+». Это сделает публикации данного канала приоритетными в вашей ленте.

Что такое Яндекс Дзен платно или бесплатно

Многие, кто еще не имел дела с данным сервисом, но уже слышал, что на нем можно , всерьез интересуются тем, что такое Яндекс Дзен. Платно или бесплатно пользование этим ресурсом. Надо сказать, что не так уж важно, кто вы на Яндекс.Дзен – или . В любом случае, пользование сервисом абсолютно бесплатное.

Кроме прочего, если вы захотите попробовать себя в качестве автора, у вас самих есть шанс заработать. Если вашими статьями заинтересуются Читатели Дзен, Яндекс будет платить вам за ваши публикации. Так что можете быть спокойны – за пользование сервисом вам не придется отдавать деньги.

Наш сегодняшний разговор пойдет о тонком, как аромат цветка, полноводном, словно Амазонка, и очень изящном направлении буддизма – о Дзен буддизме, а также о философии, истории, сути и принципах этого удивительного и наверно самого необычного учения на земле.

Суть Дзен Буддизма

Его сила и глубина всегда впечатляет, особенно если человек только начинает знакомиться с основами и затем с самой сутью Дзен Буддизма, глубокого как море и бескрайнего как небо ДЗЕН.

Вряд ли суть этого учения о «пустоте» вообще можно выразить хоть какими-то словами. Но его состояние философски можно выразить так: если взглянуть в небо – там птицы в полете не оставляют следов, а природу Будды можно понять лишь тогда, когда сможешь вынуть отражение луны из воды .

История возникновения Дзен буддизма

Не менее интересна, и сама история возникновения Дзен Буддизма, как одной из самых мудрых ветвей, этой мировой религии.

Когда-то в Индии Будда Шакьямуни передавал свое учение. И люди, собравшись, ждали первого слова Будды, который держал цветок в своей руке.

Однако Будда многозначительно молчал, а все застыли в ожидании, когда же начнется проповедь. И все же, нашелся один монах, который неожиданно стал улыбаться глядя на цветок.

Это было внезапное просветление Махакашьяпы, ученика Будды. Будда Шакьямуни сказал, что Махакашьяпа, один из всех присутствующих, понял смысл его учения, учения за пределами мыслей и форм, и стал просветленным, а также стал держателем этого великого учения.

Распространение учения Дзен

Можно сказать, что Дзен начал свое шествие по миру, когда в Китай прибыл из Индии великий мастер Бодхидхарма, которого многие считают первым патриархом или основателем всего Буддизма. После него это учение разделилось на школы.

Бодхидхарму встретил сам китайский император и задал вопрос, какова его заслуга, ведь он построил много храмов и заботится о монахах.

На что Бодхидхарма ответил, что нет у того никакой заслуги, что все чем он занимается иллюзия и в дополнение сказал, что настоящая суть всего пустота и пустота - это единственный путь, чем немало смутил императора . Из Китая Дзен Буддизм распространился в Японию, Вьетнам и Корею.

Происхождение и значение слова Дзен

Дзен переводится с санскрита (древнеиндийского) как дхьяна созерцание .

Следует так же знать, что в разных странах оно имеет разное название. Так, в Японии оно называется – дзен ; в Китае – чань; Корее – сон; Вьетнаме – тхиен .

Суть учения дзен буддизма

Учение дзен буддизма по сути опирается на пустую природу, природу ума, которую невозможно как-то выразить, но можно лишь осознать.

Причем осознать не умом, а той частью ума, которая знает обо всем без размышления и анализа. Такое сознание называется пробужденным , в отличие от обычного человеческого сознания, которое все делит на плохое и хорошее, на нравится и не нравится, и которое постоянно выносит суждения.

Несмотря на то, что учение дзен буддизма за пределами слов и понятий, на относительном уровне практики Дзен следуют общепринятым нравственным понятиям буддизма: отказ от ненависти и плохих поступков, а также следует другим знаниям традиционного буддизма.

Следовательно, и других знаниях из традиционного буддизма: понятию о карме – не привязываться к потере и прибыли; не иметь привязанности к внешнему, поскольку они являются источником страданий; и конечно следовать принципам Дхармы – все явления свободны от «я» и в них нет сущности.

Согласно учению Дзен, все вещи пусты по природе. А эту пустоту, как нашего ума, так и всех явлений, можно постичь, лишь созерцая их.

Ведь как можно понять, сам ум постичь пустоту не может, ведь он постоянно движется, одна мысль цепляется за другую.

Обычный ум слеп, и это называется неведение . Ум постоянно делит на хорошее и плохое, приятное и неприятное – это двойственное видение и оно приносит страдание и следующие перерождения. Вот обычный ум – он видит приятное и радуется, а видя неприятное мы страдаем. Ум разделяет и это причина страданий.

Философия Дзен буддизма

Дзен не опирается на интеллект, философию, и тексты, а прямо указывает на природу Будды и просветленного в каждом из нас . Иногда мастера дзен предают смысл учения весьма своеобразно.

Например, ученик может спросить у мастера в чем суть Дзен, на что мастер может ответить примерно так: «а спроси вон у того дерева» или может схватить ученика за горло и душить его говоря: «а я у тебя хочу узнать», или даже дат ему по голове табуреткой для медитации. В таком состоянии ум человека останавливается и наступает мгновенное просветление.

Не стоит, однако думать, что это будет надолго, но повторяя такие короткие состояния просветления или сатори, как иногда называют такое состояние – оно углубляется и становиться более продолжительным.

И вот, когда человек находится все 24 часа в этом состоянии за пределами мыслей – тогда в соответствии с философией дзен буддизма и наступает полное просветление.

Принципы дзен буддизма

Главный принцип дзен буддизма говорит, что по своей природе каждый человек является Буддой и каждый может открыть в себе эту просветляющую основу. Причем открыть без усилий и без деяний со стороны обычного ума. Поэтому дзен – это прямой путь, где Будда внутри, а не снаружи.

Так же один из важнейших принципов дзен в том, что состояния просветления можно достичь лишь в состоянии не-деяния.

Имеется в виду, что только когда обычный ум не вмешивается во внутреннюю природу человека, природу Будды – только тогда можно обрести счастливое состояние, за пределами сансары и нирваны. Поэтому путь Дзен иногда называют путь не-деяния . Что интересно – в тибетском бонском Дзогчене также говорится о не-деянии. Таков особый путь двух великих учений.

Дзенская притча

Здесь мы можем привести одну Дзенскую притчу — историю про Дзенского мастера и ученика.

Жил один мастер дзен и одновременно мастер стрельбы из лука и к нему пришел учиться один человек. Он хорошо освоил стрельбу из лука, но мастер сказал, что этого недостаточно и что его не интересует стрельба из лука, а интересует сам ученик.

Ученик не понял и сказал, я научился стрелять в десятку, и я ухожу. Он уже собрался уходить, когда мастер целился из лука в мишень и тут он все понял без ума.

Он подошел к мастеру, взял лук из его рук, прицелился и выстрелил. Мастер сказал: «очень хорошо, до сих пор ты стрелял, концентрируясь на луке и мишени, а сейчас ты концентрировался на самом себе и обрел просветление, я рад за тебя».

Практика Дзен буддизма

В Дзен – все практики являются только вспомогательными. Например, там есть практика поклонов: учителю, дереву, собаке – так выражается практика для самого себя, практика укрощения своего эго.

Ведь, когда нет эгоизма, человек поклоняется уже своей сути, сути Будды внутри себя самого.

В чем отличие медитаций в Дзен буддизме

А медитации дзен буддизме отличаются от обычных тем, что сам контакт с действительностью и познание своей сути через этот контакт и есть смысл медитации.

Так мастер Тит Нат Хан говорил: «когда я ем – я просто ем, когда иду, то просто иду» . Здесь присутствует только чистое наблюдение за процессом всего, что происходит, не вовлекаясь в мыслительный процесс. Так же и вы дорогие читатели, можете приобщиться к этой медитации, и сама ваша жизнь станет идеальной медитацией.

Обычный ум это просто сон

То, что нужно понять каждому из нас – это то, человек спит. Человек спит ночью и днем тоже спит. Он спит, потому что не видит внутреннего света, внутреннего состояния Будды.

Эта жизнь просто сон, и вы тоже есть сон, каждый человек это еще не реальность, а настоящая реальность внутри. Поэтому все мастера говорили — проснись и стань пробужденным, то есть Буддой.

Дзадзен медитация

Медитация, которая поможет нормализовать кровяное давление: называется она дзадзен – это когда вы смотрите, например, на точку на стене в течение длительного времени, или концентрируетесь на своем дыхании или каком-то звуке, к примеру, произнося мантру. Тогда ум сам собой останавливается, и вы постигаете себя.

Коаны в Дзен буддизме

Коаны это небольшие истории в дзен буддизме – которые основаны на парадоксальном мышлении, которое подобно шоковой терапии помогает остановить ум.

Например, мастер спрашивает: «какого цвета ветер?», а ученик отвечает «тем, что дует мастеру в лицо».

Ведь в повседневной жизни мы всегда обусловлены своим умом и то, как он думает по поводу чего-то внешнего. И вот представьте, что ум на мгновение не понимает, что уму сообщили и что ему сказали.

Допустим если на вопрос ученика, «откуда пришел Бодхидхарма», мастер ответит «а спроси вон у того дерева» — ум ученика или просто человека придет в замешательство и на некоторое время возникнет только внутренняя глубина без опоры и за пределами мышления.

Так может возникнуть так называемое сатори или просветление. Пусть и на короткое время, но человек уже будет ознакомлен с этим состоянием и встанет на путь дзен.

Практика боевых искусств в Дзен

Согласно легенде боевые искусства, в известный всему миру монастырь Шаолинь принес индийский мастер Бодхидхарма.

Он говорил, что нужно быть готовым ко всему. Конечно, это было связано с тем, что монахам дзен приходилось много перемещаться по стране, а в Китае было неспокойное время и нужно было постоять за себя.

Тем не менее, настоящим мастерам в боевых искусствах приходиться иногда действовать не логично, больше интуицией и внутренним чутьем, когда обычный ум уже не работает или его недостаточно для победы с намного более сильным противником.

Выходит, что действия в боевых стилях основанных на философии дзен буддизма опережают ум, и боец движется скорее за счет тела и «внутреннего ума», что помогает ему прочувствовать состояние дзен или созерцание.

Многие знают, что путь самурая – это смерть. Как можно понять, самурайское воинское искусство также основано на дзен.

Ведь, когда для человека неважно, когда он умрет – ведь он умер уже при жизни, тогда важно лишь состояние ума или сознания, которое не зависит и не колеблется из-за внешнего.

Как выполнять медитацию Дзен?

Обычно, когда вы идете по улице, вы замечаете все, что можете увидеть, но не замечаете самого главного – того, кто наблюдает это.

Итак, каждодневная медитация из дзенского буддизма очень проста – когда вы идете, то просто идете, наблюдая того, кто идет (наблюдаете себя). Когда что-то делаете: копаете, стрижете, моете, сидите, работаете – наблюдайте за собой, наблюдайте, кто это работает, сидит, ест, пьет.

Вот высказывание просветленного мастера дзен: «когда я хожу, то просто хожу, когда я ем – я просто ем» . Поэтому даже только так можно развить ясность ума и стать просветленным.

Как остановить свой ум?

Когда вы наблюдаете свой ум, вы начинаете замечать интервалы между двумя мыслями. Ум заставить остановить невозможно, он останавливается сам собой, наблюдай и не пытайся остановить свой ум.

Просто наблюдай свой ум, будь свидетелем. Ведь ум постоянно занят обдумывая прошлые события или занимается фантазиями о будущем.

Наблюдая за умом человек просыпается ото сна, от долгой спячки в нереальном мире. Индуизм говорит о колесе, о колесе перевоплощений и это все ум, который создает повторения.

Как достичь просветления в Дзен?

Философия Дзен утверждает, что бы ты ни делал в это жизни – обычная ходьба, прием пищи или просто лежите на травке или на берегу моря – никогда не забывайте, что вы наблюдатель.

И даже если мысль уводит тебя куда-то, снова вернитесь к наблюдателю. Вы можете наблюдать каждый шаг – вот вы на пляже лежите, наблюдайте себя, вы поднимаетесь и идете к морю, наблюдайте себя, вы входите в море и плывете – наблюдайте себя.

Через некоторое время вы будете изумлены, как внутренний диалог начнет замедляться и исчезать. Можно наблюдать свое дыхание или, когда идешь, наблюдай, что ты идешь.

Просто будь внутренним свидетелем. Ум и чувства будут останавливаться и останется лишь великая глубина, глубина внутреннего молчания, ты почувствуешь, что касаешься всей вселенной изнутри.

Настанет день, когда наблюдая, как ты засыпаешь ночью — твое наблюдение продолжится и во сне – тело спит, а вы наблюдаете.

Наши мысли бессознательны, наши действия бессознательны – мы как роботы движемся в этом мире. Пора становится сознательными и осознанными . И путь этот без усилий и вне деяния – просто будь свидетелем, просто будь наблюдателем.

Даже, когда придет смерть – ты просто будешь наблюдать, как растворяются элементы тела, из который состоит человек. А далее, наступает бардо ясного света, и просто наблюдая этот свет ты останешься в нирване, ты получишь просветление и освобождение во время смерти.

Три ступени созерцания Дзен

Условно мастерами дзен буддизма состояние просветленного ума разделено на 3 уровня .

Первый – это когда, подобно испугу от чего-то наш ум останавливается.

Вторая ступень – это когда человек утвердился в состоянии внемыслия и когда все явления равны для пустого ума.

А 3 ступень – это совершенство в Дзен, где нет уже страха перед любыми явлениями мира, когда ум просто течет за пределами мышления в состоянии Будды .

Эпилог

Несомненно, жизнь полна загадками и самая главная загадка или тайна в человеке – это его внутренняя природа или природа Будды. Оказывается, существует более счастливое состояние ума, когда находишься за пределами мыслей и чувств.

Что такое Дзен? От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью - дзэн (чань)-буддизм. Другое (официальное) название - Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды. Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны, принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн (япон. "медитация") - это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь). Задача ученика дзэн - отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я, к Источнику Бытия, к источнику насыщения. С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно - и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами - Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо). Дзэн - это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки, дзен ни теистичен, ни атеистичен. Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления. Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды, цель жизни - познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя. Дзэн родственен даосизму, веданте и йоге. Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу, Известный психоаналитик и философ Э. Фромм в своей книге "Дзен-буддизм и психоанализ" писал так: "…дзэн - это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым". Дзен Буддизм практикует прямое (без чего-либо неестественного и внешнего) вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе включения потенциала психической активности личности в процессе систематической тренировки ума. Вполне естественно, что многие люди не готовы или не заинтересованы в духовной практике. Но даже если нет сформированного намеренья практиковать дзэн в качестве духовной дисциплины, вы можете привнести ощущение дзэн в свою повседневную жизнь, чтобы стать намного свободнее и счастливее. Два основных вида регулярной дзэнской практики - это сидячая медитация (дзадзен) и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются. Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу. Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей "сидение просто так". Вообще понятие "просто так", "таковости" (татхата) действия - одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: "Так приходящий" (Татхагата) - тот, кто приходит и уходит просто так. Дзадзэн - медитация в позе "лотоса" требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой - умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. "Просто сидеть" и, не обращая внимания ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их. Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё. Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации. Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно. Японский глагол "сатору" (яп.??) означает "осознавать", и осознать можно лишь с помощью некого "шестого чувства", которое в чань называют "не-ум" (у-синь). "Не-ум" - это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме. Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники ("мастера") чаще говорят не "достичь просветления", а "увидеть собственную природу". Просветление - это не состояние. Это способ виденья. Путь к виденью собственной природы - для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи. По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения: неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство); отвращение (к "неприятному", представление о чём-то как самостоятельном "зле", вообще жёсткие взгляды); привязанность (к приятному - неутолимая жажда, цепляние). Поэтому пробуждению способствуют: успокоение ума; освобождение от жёстких взглядов; освобождение от привязанностей. В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация). Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары). В дзэне есть такое выражение: "Сансара есть нирвана", которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении. Четыре ключевых отличия дзэн: Особое учение без священных текстов. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков. Передача с помощью прямого указания на реальность - особым образом от сердца к сердцу. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы. Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов. По традиции это особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки - передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- "прямым указанием", неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. Сам дзэн есть некая "печать ума (сердца)", которую не найти в священных писаниях, поскольку она "не основана на буквах и словах". Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки, не имеющие логически обоснованного ответа. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей (см. "101 история дзэн", "Кости и плоть дзэн" и др.). Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, - могут стать медитацией - но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого - будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства. Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных "уловок": любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение. То же касается и боевых искусств. Впервые боевые искусства соединились с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолине в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия. Боевые искусства Востока - это именно искусства, способ развития "духовных способностей самурая", осуществление "Пути" ("дао" или "до"), пути война, меча, стрелы. Бусидо, знаменитый "Путь самурая" - свод правил и норм для "истинного", "идеального" воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутнённое ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций. Этика дзен - не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем, свидетелем. Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др. Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино). Принципы дзен отражены в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма и мн.мн.др. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников. Влияние дзэна испытали многие психотерапевтические школы - такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ. Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом, в своей книге "Гештальт, ведущий к просветлению" прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори - достижение особого инсайта или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяются. Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически. Словно не живёт, а спит. Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте "здесь и сейчас" и наблюдать. В этом наблюдении открывается истинная красота мира. Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное. Медитировать может каждый. Для этого нужно только желание. Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств. Тому же, кто действительно решил открыть самые глубокие тайны жизни, потребуется усердие и терпение…

Публикации по теме