Религиозный состав. Религия Финляндии: главные религиозные направления Религиозный состав финляндии

--- Религия ---

Тысячу лет назад христианская церковь со своими обрядами ворвалась в Финляндию. Христианство объединило разбросанные племена в единую нацию и способствовало быстрому созданию развитой для того времени административной системы. Церковь заботилась о нуждающихся и немощных, содержала богадельни и больницы, несла ответственность как за высшее образование, так и за обучение простого народа. Церковь так же способствовала развитию науки и искусства. Уже в начале своего зарождения в Финляндии строились каменные церкви с живописными фресками, гравюрами по дереву и металлу, мощами святых, напрестольными пеленами и ризами. Сильно помогли развитию христианской церкви в Финляндии епископы из Турку – влиятельнейшие люди в средневековой Финляндии, представители финнов на Королевском совете Швеции.
В 1520-е гг. протестантская реформация достигла Швеции и Финляндии. Она была провозглашена королевским указом. Короля Густава Васу особенно интересовал один аспект лютеранского учения: оно предоставило ему право
сократить светскую власть церкви и передать ее доходы и имущество в королевскую казну. В 1593 г. лютеранство стало государственной религией Швеции. Микаэль Агрикола утвердил финский язык, которым пользовались только простолюдины, переведя на него Новый Завет.

В конце XVII – начале XVIII вв. церковь вернула себе культурную монополию, как и в средневековье. Она проповедовала преданность государству, строгую
христианскую мораль, у финнов появилась возможность
учиться читать.

В 1809 г. Финляндия вышла из состава Шведского королевства и стала Великим княжеством Российской империи:-D. Хотя правителем страны теперь был православный царь, а не лютеранский король, лютеранство осталось государственной религией. Закон о церкви от 1869 г. увеличил независимость церкви, тем самым ослабил связь между церковью и государством. Тогда же был учрежден Синод – высший государственный орган, ведавший делами церкви.
В начале XVIII в. в Финляндии появилось новое религиозное течение, названное пиетизмом. В пиетизме заключается акцент на чувства, душевный покой и индивидуальное обращение к Богу. Близкими к пиетизму были евангелизм и лестадианизм. Возникновение этих движений в первой половине XIX в. встретило сопротивление со стороны государства
и духовенства. Высшее правление подозревало приверженцев "возрожденчества" в сопротивлении установившейся церкви и распространению ереси. Было проведено ограничение в свободы собраний, также были ограничены передвижения их лидеров.
Вплоть до конца XIX века каждый финн должен был принадлежать либо к лютеранской, либо к православной церкви. Только закон 1889 г. об отделении церкви от государства дал официальный статус другим протестантским церквям и разрешил принадлежность к ним. Первыми религиозными организациями, получившими официальное признание, были баптистская и методистская церкви.
В 1923 г. было дано свободу вероисповедания. Она предоставила гражданам право свободно учреждать религиозные общины. Лютеранство перестало быть
официальной религией. В школах религия стала
преподаваться согласно вероисповеданию большинства учеников. Если не менее трех учеников принадлежат к одному вероисповеданию, то их родители или опекуны в
праве требовать ввести в школе преподавание данной религии. Школьники, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, изучают различные течения философии по желанию родителей. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии более отдалена от государства, чем лютеранские церкви других Скандинавских стран.

Юридический статус евангелическо-лютеранской церкви определен в Конституции и в отдельном законе о церкви. В независимой Финляндии государство приняло на себя некоторые из функций, раньше выполнявшихся церковью. Несмотря на это, евангелическо-лютеранская и православная церкви все еще исполняют обязанности, которые могли бы на практике исполняться либо государством, либо местной администрацией. Церкви ведут демографический учет своих прихожан. На кладбищах лютеранских приходов хоронят также членов других религиозных общин.
В 2001 г. евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имела более 4,4 млн. прихожан, т.е., около 85 % местного населения зарегистрировано в приходах.
В евангелическо-лютеранскую церковь входят восемь епархий с девятью епископами, и почти 600 самостоятельных приходов. Каждый приход насчитывает в среднем 7000 прихожан. Самые маленькие состоят из нескольких сотен человек, самые большие – из десятков тысяч. Высшим органом власти в приходе является приходской совет. Все члены прихода, которым исполнилось 18 лет, имеют право голоса на выборах приходского совета. Синод является высшим органом власти всей церкви, который решает вопросы церковного образования, религиозной политики и финансов церкви. Синод созывается два раза в год. Епархиями руководят епископ и епархиальный капитул. 78 % дохода приходов поступают из отчислений граждан в счет церковных налогов. Этот налог взимается как с отдельных прихожан, так и с предприятий и организаций. В 2002 г. приходы получили за счет налога 723 млн. евро. Армейские и тюремные священники получают содержание от государства.

Персонал лютеранской церкви самый разнообразный. В мире, наверное, немного церквей, где только один из десяти работников церкви – священник. Главной деятельностью церкви являются различные церковные церемонии и обряды. В среднем каждый финн ежегодно принимает участие по крайней мере в одном богослужении. 89 % всех младенцев проходят обряд крещения, и еще большая доля (90 %) подростков посещают конфирмационную школу и проходят обряд конфирмации. 80 % браков в Финляндии заключаются в евангелическо-лютеранской церкви. В связи с длительным процессом обновления богослужений возникло несколько экспериментальных служб. Среди этих “альтернативных служб” самой популярной стала “Месса св. Фомы”. Ее впервые отслужили в Хельсинки в апреле 1988 г. Впоследствии она стала популярной и в других больших городах Финляндии. Христианские организации также ведут просветительскую работу детей и молодежи, занимаются издательским делом. Профессиональное обучение работников церкви устраивается в основном этими организациями. Возрожденские движения являются признанными элементами лютеранской церкви и национальной культуры, и их теперь принято рассматривать как часть церковного наследия.

Другие церкви и религиозные общины
Католическая церковь. После реформации на долгое время жители Финляндии отошли от католицизма. В 1929 г. католическая церковь Финляндии была наконец официально восстановлена и зарегистрирована. Она имеет около 8000 прихожан, большинство из которых живет в Хельсинки и некоторых других городах южной Финляндии. Большинство священников и монахинь этой конфессии приехали из Польши. Финляндия имеет дипломатические отношения с Ватиканом.

Протестантские меньшинства. Англо-американское христианство появилось в Финляндии во второй половине XIX в., когда здесь были основаны несколько протестантских общин, в том числе организации баптистов, методистов и адвентистов, а также “Армия спасения”. Несмотря на то, что поддержка этим религиозным общинам постепенно увеличивается, общее число их прихожан не превышает 1 % населения. Быстрее всех растет община пятидесятников, появившаяся в Финляндии в начале XX в. и в настоящее время объединяющая 50000 прихожан.

Иудаизм. Иудаизм пришел в Финляндию в начале XIX в., в основном, с купцами и военными, которые служили в Императорской русской армии. К концу века число приверженцев этой религии выросло до тысячи человек.
Примерно столько же их насчитывается и сегодня. В начале XIX в. в Хельсинки, Выборге и Турку были построены городские синагоги. В настоящее время синагоги остались только в Хельсинки и в Турку.

Ислам. Первых мусульман также завезла в Финляндию русская армия в конце XIX в. Основу традиционной общине, примерно одной тысячи мусульман, положили купцы-татары, переселившиеся из России в конце XIX в. Исламская община Финляндии была официально зарегистрирована в 1925 г. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе. В течение последних десяти лет наплыв беженцев из исламских стран увеличил число мусульман в Финляндии, но лишь незначительное меньшинство этих иммигрантов зарегистрировались в традиционной общине.
Помимо вышеупомянутых в Финляндии имеется примерно 30 зарегистрированных религиозных общин. Как и в других странах Европы, многие новые религиозные движения действуют активно и в Финляндии.

Экуменический совет Финляндии действует как орган сотрудничества большинства церквей и христианских общин в. В 2001 г. в Экуменический совет Финляндии входили:

Евангелическо-лютеранская церковь

Православная церковь

Финская свободная церковь

Католическая церковь Финляндии

“Армия спасения”

Община Олауса Петри (действующая в Финляндии община лютеранской церкви Швеции)

Шведоязычная баптистская миссия

Финноязычная методистская церковь

Шведоязычная методистская церковь

Шведоязычная миссионерская заветная церковь

Англиканская церковь

Международная евангелическая церковь

Ассоциированными членами являются 18 христианских организаций.

В последние годы интерес к религии снова пробудился. В 2001 г. резко возросло число приверженцев христианства – к ним относили себя 50 % населения Финляндии. Помимо этого 25 % населения заявили, что веруют в Бога, но не принадлежат ни к одной конфессии. 17 % были не уверены в существовании Бога. Идею существования Бога отрицало всего 6 %. Финская религиозность носит особенный характер. Больше половины опрошенных (55 %) заявило, что они молятся не менее одного раза в месяц, но всего 8 % так же часто посещали богослужения. Обычно финны ходят в церковь несколько раз в год, особенно в большие церковные праздники. Несмотря на то, что финны не являются особо
активными участниками общественной религиозной деятельности,
христианская традиция очень сильна в повседневной жизни. Религиозная вера не проявляется в регулярном посещении церкви, но является личной религиозностью. Интерес к духовным и церковным вопросам в средствах
массовой информации, дополняет участие в религиозной деятельности. Половина населения Финляндии читает специализированную христианскую литературу не менее одного раза в год. Большинство финнов следят за
религиозными программами по телевидению и радио.
Этические вопросы и проблемы повседневной жизни воспринимаются как факторы, оказывающие влияние на будущее человечества. Сознание этого побуждает церковь развертывать диалог с разными идеологиями и философскими школами. Несмотря на то, что многие из традиционных функций церкви частично утратили свою значимость, в замену им пришли другие, зачастую совершенно новые.

Сатанизм

Финский сатанизм выражается в основном в музыке. Правда финская культура в отличие от норвежской не сильно богата этим. У них, как и у немцев, в основном, фолк, этника... в лучшем случае это чёрная эстетика дворцовых попоек и оргий, с кровью и танцами в старинных замках. Финский сатанизм на деле ничем не отличается от обычного сатанизма. Что у нас под Москвой сатанинские секты, что в Финляндии... разница не велика, обряды те же и занимаются они там тем же. Возможно кто-то увидит в этой писанине очередную порцию "опиума для народа". Для таких людей сатана – миф, религиозный предрассудок. Однако для других сатана и подчиненные ему темные силы – реально существующее явление духовного мира, не замечать или отрицать наличие которого было бы, по меньшей мере, легкомысленно. Есть,
впрочем, и такие, у кого сама мысль о том, что около них постоянно вертятся бесы, ищущие их погибели, вызывает панический страх.
8-)

Сатанизм – идеология зла, противостоящая духовности любви и добра, уходящее корнями к первородному греху древо, из которого в разные века в зависимости от конкретного социального климата вырастают соответствующие ему ветви. Существующий сегодня в Скандинавии социокультурный и религиозный фон стал именно тем благоприятным климатом, который привел к появлению сатанизма.

Пик увлечения сатанизмом приходится на середину XVII века, когда он получил широкое распространение в кругах высшей аристократии. В качестве жертв на "черные мессы" сатанистов поставлялись многие сотни младенцев (и уже в то время в этом открылся новый источник чрезвычайно прибыльного
промысла для разбойников). Тогда же, в эпоху Просвещения, были детально разработаны отвратительные и жуткие сатанистские обряды.
Основой любого культа зла является принесение жертвы для достижения определенных магических целей. Смысл жертвы при этом заключается для них не в убийстве как таковом, а в предсмертных муках живого существа: в ходе истязаний, согласно представлениям сатанистов, из жертвы "выделяется"
нужная им энергия.

Идейным вдохновителем современных сатанистов, сатанистов XX столетия, считается Алистер Кроули (1875-1947), человек, именовавший себя "зверем Апокалипсиса" и оставивший плеяду учеников. Он же, по словам сатанистов, явился "крестным отцом тяжелого рока".
Еще одним из вдохновителем стал Энтони Шандора Ла Вэй, который написал "Сатанинскую библию", пропагандирующую неистовую
независимость, анархию, бунт и радикальную самодостаточность, отрицание любого авторитета – религиозного, общественного или родительского. "Библия", написанная в 1968 году, является на сегодняшний день одной из самых распространенных среди финских поклонников сатаны. Характерно также, что для философского обоснования своих взглядов скандинавские сатанисты часто используют учение Ф. Ницше. И само деструктивное учение их вырастает во многом из крайних эгоистических форм обыденного, столь распространенного сегодня мироощущения. Наряду с этим сатанизм проповедуется и возрождение "старой религии" – ведовства.
Основополагающие мировоззренческие идеи сатанизма в Финляндии
примитивны, но на человека, всецело находящегося во власти своих страстей, они действуют крайне притягательно: каждый сам по себе "бог"; жизнь – это насилие; необходимо потворствовать и подчиняться своим низменным инстинктам и влечениям; на общественные законы и власть – наплевать; социальные структуры надо разлагать изнутри; настоящая радость – месть врагам; земная жизнь – подготовка к переходу в ад для истязания своих врагов; все связанное с официальными религиями должно по возможности оскверняться. В то же время по каким-то отдельным (хотя и не второстепенным вопросам) учения различных сатанистских сект могут расходиться. Так, например, многие из сатанистов считают Бога некой безличной силой Вселенной, стоящей выше добра и зла. Другие полагают, что Бог есть и Он – Личность, однако при жизни человек должен ублажать Диавола как "хозяина" земли. Вообще же скандинавские сатанисты утверждают, что "все религии лживы, так как их много и все они придуманы людьми, склонными к мазохизму". А сатанизм, дескать, заполняет пустоту между религией и психиатрией. 8-)

В Финляндии хорошо развита книгоиздательская деятельность сатанистов, которая основательно продумана: все их издания ориентированы в первую очередь на молодежь и выпускаются массовыми, доступными по цене сериями. Особую роль отводят финские сатанисты телевидению, которое всячески восхваляют, называя "главным орудием инфильтрации новой сатанинской эры". В своих книгах они пишут, что "рождение телевидения было магическим действом, значение которого затмило его сатанинскую значимость", и очень гордятся тем, что первая коммерческая телепередача вышла не в какое-либо иное время, а именно в Вальпургиеву ночь, 30 апреля 1939 года. Культы зла откровенно называют телевизор "семейным сатанинским алтарем и заменителем реальной жизни, главной религией для масс". Для них "ведущие кабельного телевидения – жрецы и жрицы сатанизма, формирующие души своих зрителей в духе потребительского маркетинга".

И не надо думать, что все вышеизложенное – лишь болезненные бредни или плод воспаленной фантазии поклонников сатаны. Нет, факты свидетельствуют: кровавые жертвоприношения и мучительные ритуальные убийства животных (часто в качестве жертвенного животного выступает, к примеру, кошка) и людей (!) являются суровой реальностью сатанистской культовой практики. Специалистам-религиоведам неоднократно приходилось выслушивать леденящие душу рассказы об истязаниях живых людей, приносимых сатанистами в жертву.

Несмотря на то, что храмы в Финляндии строятся даже в небольшом населенном пункте, но особо религиозными жителей этой страны назвать нельзя. И только ради большого праздника финны отправляются в храм. Хотя надо отметить, что религия в Финляндии продолжает играть в жизни общества важную роль. По своему менталитету финны очень сильно привязаны к природе. И эта страна так и осталась бы языческой, если бы не соседи, которые в разное время имели здесь серьезное влияние. Мы имеем ввиду Россию и Швецию. Если говорить про православие, то оно пришло из нашей страны, автономным княжеством которой Финляндия была на протяжении 100 лет.

Древние финны были язычниками и знали, что охоте покровительствует «Хиттавайнен», а водную стихию укрощает «Ахти». Люди всегда поклонялись силам природы, ведь тогда человек еще не объявлял себя ее хозяином, а наоборот, всецело зависел от нее. Верования древних финнов ярко передано в величайшем литературном памятнике – эпосе Калевала. Во втором веке нашей эры на эти земли пришло христианство, по тем временам уже самая мощная религия в Европе. В XIV веке в эпоху реформации, значительную поддержку среди всех слоев населения получило учение Мартина Лютера и с того времени, религия в Финляндии из католичества перешла в протестантизм.

Большая часть населения относит себя к приверженцам лютеранской веры. Финские лютеране – самая многочисленная паства этой христианской конфессии в стране. Неофициальной столицей финских лютеран считается город Турку. Православные христиане составляют вторую по численности группу верующих. Православие традиционно исповедуют русские и карелы. находится православный кафедральный собор и архиерейская резиденция. До 1889 года финны имели право выбирать только между этими двумя конфессиями. Жителям позволяли исповедовать либо православие, либо одну из протестантских религий.

Полную свободу выбора или возможность жить вне веры финны получили в 1923 г. К сожалению сейчас, с каждой новой переписью населения растет процент агностиков и атеистов. Со стороны государства, религия в Финляндии почти не получает никакой поддержки. Более того, процесс секуляризации здесь особенно заметен. Политика во многом направлена на то, чтобы от общества, регулируемого религиозными традициями, полностью перейти к светской модели государства. Хотя справедливости ради надо сказать, что лютеранские и православные общины занимают здесь особую роль. Они признаны государственными и им позволено снимать налоги.

В свое время лютеранская церковь стремилась получить от государства абсолютную независимость. Но это ей не удалось. Хотя, формально она более, чем любая другая конфессия, имеет эту свободу. Благодаря налогам, установленным государством, церковь получает серьезный доход. Причем, налог взимается вместе с другими муниципальными сборами. В свою очередь, церковь помогает государству выполнять некоторые его функции. Например, ведет реестр граждан, а также организовывает похороны малоимущих.


Фото: Kospo75 / Wikimedia Commons

Православная церковь, в которой богослужения идут на финском, славянском и русском языках, также просила автокефалию у Патриарха, но ее не предоставили. Церковь является автономной и подчиняется напрямую Патриарху Константинопольскому. До 1918 года финские православные находились под юрисдикцией Московского Патриархата. Самый большой православный монастырь Новый Валаам. Его основали монахи русского Валаамского монастыря. Когда их обитель перед началом Второй мировой войны оказалась в зоне военных действий, многие бежали в Финляндию. Здесь они купили участок земли и стали развивать монастырское хозяйство.

Другие конфессии и верования

Представлена религия в Финляндии и другими верованиями. В этой стране почти нет католических приходов, но эта конфессия представлена 8000 человек. Только в 1929 году католики соорудили свой первый храм. Нужно сказать, что в стране много ответвлений протестантских течений. Самая значительная – движение пятидесятников. Есть также баптисты, адвентисты и методисты. Несмотря на то, что представителей иудейской веры никогда не было больше тысячи человек, вот уже более 150 лет иудейская община успешно здесь функционирует. В Турку даже есть несколько синагог.

Детский выбор

В Финляндии в младенческом возрасте крестят более 85% детей. Какое вероисповедование выбрать ребенку, зависит от воли его родителей. Если между родителями возникают по этому поводу разногласия, превалирующее право выбора остается за матерью. В 18 лет гражданин имеет право сам выбрать себе религию. В 2003 году разгорелась нешуточная дискуссия по поводу отмены конфессиональных уроков в школе. Причем, общественное мнение разделилось четко пополам. Одна часть считала, что нельзя отменять их отменять, другая категорически требовала отмены. Компромисс нашли в качестве концепции занятий.

То есть, преподают основы той веры, которую исповедуют большинство учеников класса. Если в классе, кроме основной части учеников есть три и больше желающих изучать другую религию, то им организуют дополнительную группу. В ходе уроков детей знакомят с основами их родной веры и рассказывают о других вероисповеданиях, воспитывая религиозную терпимость.

Дети узнают о роли церкви в истории и ее значении для современного общества, а также им пытаются объяснить этнические вопросы в доступной для их возраста форме. При нежелании детей посещать такие уроки, им предложат изучать философию. Вот такая разнообразная религия в Финляндии. Собственно ее состояние не отличается от такового и в других европейских странах. Ведь объединенная Европа стремится к созданию морального светского общества, где не Бог, а человек – главная ценность. Но для русских по духу людей, это не совсем понятно. В следующем нашем материале мы расскажем вам об уникальной , где вы узнаете ее адрес и часы работы.

Сто лет назад Финляндия обрела статус независимого государства, в котором почти все население исповедовало лютеранство, небольшая часть - православие и другие религии. Какой же предстает религиозная ситуация здесь спустя век?

Согласно данным официальной статистики, большинство населения, 72% – прихожане Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, 1,1% населения относят себя к Православной церкви Финляндии, 1,6% – к другим конфессиям и религиям, таким как католицизм, баптизм, адвентизм, буддизм, иудаизм, ислам и т.д. 25,3% не принадлежат ни к одной из религиозных общин.

Ряд особенностей можно наблюдать в отношениях государства и Церкви. Довольно часто можно встретить утверждение, что в этой стране имеются две государственные Церкви – Евангелическо-лютеранская и Православная. Однако Финляндия не имеет государственной Церкви или религии в точном смысле этого слова, хотя обе эти религиозные конгрегации действительно обладают особым статусом, что может быть объяснено их привилегированным положением во времена существования Великого княжества Финляндского, а лютеранства – и ранее. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии была отделена от Церкви Швеции при присоединении Финляндии к России в 1809 году. Православная церковь Финляндии стала отдельной организацией только в 1918 году, получив автономию после того, как в 1917 году сама Финляндия обрела независимость от Российского государства, до этого на данную территорию распространялась юрисдикция одной из епархий Российской церкви. Начиная с 1923 года Православная церковь подчиняется напрямую Константинопольскому патриархату. Хотя в 1980 году было принято обращение к патриарху Константинопольскому с просьбой об автокефалии, но ответа Церковь не получила.

Еще в ранней Конституции независимой Финляндии в 1919 году были обозначены нейтралитет государства в отношении существующих религий и свобода совести, в то же время Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и Православной церкви Финляндии в отличие от других религиозных общин предоставили особый статус в публичном праве.

В современной Конституции Финляндии (от 1999 года) ни одна из Церквей или религий не обозначена как государственная. В статье 76 указывается лишь то, что предписания об организации Евангелическо-лютеранской церкви и управлении ею содержатся в Законе о Церкви (парламентском Акте о Церкви). Церковным актом является так называемая «Конституция» Лютеранской церкви, только Генеральная ассамблея Церкви может предложить поправки к Церковному акту, а президент и парламент могут лишь одобрить или не одобрить предложения, представленные Ассамблеей. В Финляндии действует отдельный парламентский акт о Православной церкви, а 1 января 2007 года вступил в силу Закон о Православной церкви. Однако обе Церкви являются самоуправляемыми. Закон о свободе религии 2003 года регулирует правовые рамки деятельности других религиозных общин. Таким образом, вполне справедливо, что, согласно октябрьскому докладу с.г. исследовательского центра Pew, Финляндия относится к странам, имеющим привилегированную религию – христианство.

Еще одной особенностью статуса Евангелическо-лютеранской и Православной церквей в Финляндии является наличие у них права собирать налоги со своих членов. Эти отчисления взимаются властями вместе с государственными и муниципальными налогами. Юридические лица, кроме религиозных общин, обязаны участвовать в финансировании одной из двух Церквей через подоходный налог, часть которого будет направлена этим Церквам. Для организаций, владельцы и сотрудники которых принадлежат к другим религиозным общинам, нет никакой возможности освободиться от уплаты налога. Приходы сами определяют размер церковного налога, взимаемого со своих членов, обычно он колеблется в размере 1–2% доходов, также государство оказывает финансовую поддержку обеим Церквам. Так, государство выплачивает Евангелическо-лютеранской церкви средства для поддержания кладбищ и исторических зданий. Остальные религиозные организации должны сами финансировать свою деятельность.

Обе Церкви имеют право на официальную регистрацию брака. Хотя начиная с 1 марта с.г. в Финляндии легализованы однополые браки, Церкви их не венчают. В ноябре 2014 года архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Кари Мякинен одобрительно высказался о проекте закона об однополых браках, что взбудоражило финскую общественность, однако данное заявление не привело к легализации венчания однополых пар, и одобрение Синода на данный момент еще не получено. Отдельные пасторы, совершавшие венчание однополых пар, получили официальные выговоры по решению епархиального суда.

В школьной системе Финляндии, согласно законодательству об образовании, обеспечивается преподавание уроков религии, обычно это основы лютеранского вероисповедания. Впрочем, каждый имеет право на получение религиозного воспитания в соответствии со своей религиозной принадлежностью, поэтому родители могут выбрать для ребенка либо основы другой религии, общины которой зарегистрированы в Финляндии, либо занятия по этике.

Несмотря на это, если обратиться к официальной статистике Финляндии, количество верующих падает с каждым годом, в основном за счет сокращения численности членов Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. Многие покидают Церковь, воспользоваться этим правом можно онлайн, уведомление также отправляют по электронной почте. Основной причиной, по сообщению портала Yle, является церковный налог, второй причиной называется неверие. В марте 2016 года портал Yle провел «религия-баттл», задав вопрос «Верите ли вы в Бога?». 57% респондентов ответили «нет». В 2012 году опрос, проведенный Исследовательским центром Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, показал, что лишь четверть финнов верят в христианского Бога, что расходится с официальным количеством зарегистрированных членов Евангелическо-лютеранской и Православной церквей. При этом среди 15–29-летних респондентов к верующим себя отнесли только 15%. В опросе, проведенном компанией Taloustutkimus по заказу информагентства Lannen Media в этом году, лишь 6% финнов выбрали веру как одну из самых важных ценностей в жизни. Для самих Церквей расхождение между количеством верующих и членами конгрегаций не новость.

Для многих финнов Церковь представляется частью культурного наследия Финляндии, большинство населения положительно относится к христианским традициям, участвует в христианских праздниках. Это резко отличает ситуацию от того времени, когда финны сопротивлялись русским войскам, а партизанскую войну в Суоми возглавляли пасторы, о чем свидетельствовал в своих воспоминаниях писатель Фаддей Булгарин.

Вместе с тем в Финляндии растет число мусульман. Хотя еще в XIX веке в Финляндии появилась татарская община, основной рост исламского сообщества пришелся после 1990-х годов в результате иммиграции из Азии и Африки. За 2015–2016 годы в Финляндию прибыли свыше 38 тыс. беженцев. В 2015 году портал Yle сообщал, что ислам стал второй по численности религией в стране, когда число мусульман превысило 70 тыс. человек, что трудно опровергнуть или подтвердить. Сегодня, по разным данным, в стране насчитывается около 50–60 тыс. мусульман, но общее количество оценить сложно, так как не все присоединяются к зарегистрированным мусульманским общинам, действуют и незарегистрированные группы.

Таким образом, особенностью религиозной ситуации в Финляндии является наличие двух привилегированных Церквей, чья деятельность определяется особыми законами. При этом из года в год растет количество как людей, отказывающихся от регистрации в какой-либо религиозной общине, так и неверующих, однако остающихся внутри Церквей.

И только закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства . Впрочем, и тогда выбор оставили нешироткий – финнами разрешили исповедовать православие и любую из протестантских церквей .

Куда большую религиозную свободу финны получили уже в 1923 году, когда гражданам официально было разрешено свободно учреждать различные религиозные общины , или же вовсе жить вне всякой из них.

И ныне религия в Финляндии играет заметную роль в жизни финнов. Впрочем, каждая новая перепись населения выявляет все больше атеистов.

Согласно последней переписи 12,3% населения Финляндии признает себя атеистами . Эта цифра каждый раз все больше и больше.

Реально, религиозность финнов намного меньше, чем они сами в этом признаются. Так, в 2000 году на президентских выборах одержала победу представительница левых сил, известная своим антиклерикализмом. Она же выступала в защиту прав сексуальных меньшинств, чему финская церковь не очень рада.

В настоящее время лютеранство здесь исповедует от 84,2 до 88% населения (мы выбрали две крайние точки, которые публикуются в открытой печати, хотя встречаются и сообщения о 85,6%).

Второе место занимает финская православная церковь – 1,1% (исповедуют ее проживающее здесь русское население – 20,4 тысячи и карелы – 35 тысяч человек). Проживают здесь и пятидесятники – 0,7%, и свидетели Иеговы – 0,25%. Так выглядит религиозная картина современной Финляндии.

Финляндия , тем не менее, остается светским государством. Действующее законодательство гарантирует одинаковые права всем гражданам, вне зависимости от вероисповедания.

Так же государство отказалось от навязывания своим гражданам лютеранства . Особенно быстро процесс секуляризации идет в крупных городах, и лидеров в этом двое – Хельсинки и Темпере .

Впрочем, процесс секуляризации начался в Финляндии не сегодня, но после Второй Мировой Войны он получил поистине гигантский размах.

Вообще-то вера в Бога в Финляндии – вещь непостоянная. Сегодня мы говорим об уменьшении количества верующих, а в 90-х годах прошлого столетия тенденция была обратной.

Согласно опросу, проведенному в 1999 году, более половины респондентов признавали себя верующими в христианского Бога (в начале 90-х лишь треть респондентов дало аналогичный ответ).

Примерно 25% населения верила в Бога, но не так как тому учила официальная церковь. 17% не высказало никаких пристрастий к той или иной церкви, но были уверены в существовании Бога. И лишь 6% (в два раза меньше, чем сегодня) признали себя атеистами.

Государственной религией Финляндии, как можно было бы подумать, является не только Евангелическо- , но и православная.

Да-да, православие – такая же государственная религия Финляндии, как и куда более распространенное лютеранство. При восьмидесятикратной разнице такое положение дел можно назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу.

Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная, например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения и шведский – с 5,5% населения. Аналогия очевидна.

Во-вторых, признанию за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется историческими особенностями.

Не сложно, догадаться, что страна, которая долгое время (а именно с 1809 года – когда Финляндия попала в зависимость от России , фактически войдя в ее состав, пусть и с широкими автономными правами – до 1917 года, когда страна получила независимость уже от Советской России) находилась под покровительством православной империи , и где проводилась политика русификации (правда недолго, всего 17 лет, с 1900 по 1917 года), обязана иметь с метрополией что-то общее.

Лютеранская же церковь здесь так же прижилась в основном благодаря другой стране – Швеции.

При этом лютеранская церковь в Финляндии оказывает наибольшее влияние в западных, центральных и северных районах страны.

Впрочем, в настоящее время она не слишком активна внутри страны – в государственные дела практически не вмешивается, на отдельные инакомыслия (как сказали бы в средневековье – ереси) – смотрит весьма равнодушно.

А вот за пределами страны лютеранская церковь Финляндии проявляет большую активность. Например, финских миссионеров можно встретить в разных уголках Азии и Африки.

Правда, и в самой Финляндии существуют религиозные объединения, старающиеся воспитывать молодых людей, влиять на общественное мнение. Например, Христианская ассоциация молодых людей, Христианская молодежная женская ассоциация, Финская свободная церковь.

И если две первые ведут миссионерскую деятельность в среде молодежи, то последняя в большей степени ориентирована на взрослых людей.

Существует даже христианская политическая партия, которая называется "Христианский союз ". Правда существенного влияния эта партия не имеет – количество ее членов чуть более 18 тысяч человек (всего в Финляндии проживает более 5,5 миллионов человек, из которых верующими признают себя около 4,9 миллионов – порядки цифр несопоставимы).

Современная финская евангелическо-лютеранская церковь насчитывает восемь епархий, с 9 епископами и 600 приходов. В среднем на один приход приходится (простите за каламбур) 7 тысяч человек, но эта цифра непостоянна. Самый маленький приход насчитывает всего несколько сотен прихожан, а самый крупный – десятки тысяч.

Лютеранская церковь в Финляндии не смогла добиться абсолютной независимости от государства (хоть она и более независима, чем любая другая скандинавская церковь, о чем свидетельствует и Конституция Финляндии, и особый церковный закон).

Финансово она зависит от государства целиком и полностью Оно и понятно – времена Средневековья безвозвратно уже минули. Существует даже церковный налог, который взимается вместе с муниципальными налогами.

Этот налог формирует 78% бюджета лютеранской церкви. В 2000 году таким нехитрым образом собрали более 700 миллионов евро. Столица лютеранской церкви – Турку – по совместительству старая столица Финляндии.

Надо особенно отметить, что церковь в Финляндии , несмотря на ее обособленность от государства, по-прежнему выполняет некоторые функции, которые могло бы взять на себя само государство или местная администрация.

Так, например, церковные приходы ведут демографический реестр населения. А лютеранская церковь организует на своих кладбищах похороны – в том числе и тех граждан, которые исповедуют иную религию. Так же существуют тюремные и армейские священники.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточных регионах страны – поближе к России. Столицей финского православия является город Куопио , где располагается кафедральный собор святого Николая , а так же Православный музей .

Здесь же располагается и резиденция архиепископа. Службы отправляются на финском, русском и церковнославянском языках. Из религиозных праздников широко распространены Пасха, Рождество и Иванов день. Именно по этим праздникам можно застать финна в церкви.

Финская православная церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, не смотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) церковью, подчиняющаяся напрямую Константинопольскому патриарху.

Глава финской православной церкви – архиепископ . Интересна история православной церкви Финляндии. Началась она, как я уже и упомянул в 1809 году. Примечательно, что, начиная уже с этого времени, церковные книги активно начали переводиться на финский язык. Богослужение также проводили на финском.

Автономной финская православная церковь стала только в 1918 году. Но тогда она еще оставалась в составе русской православной церкви.

А уже в 1923 году Финская церковь перешла под омфор Православной церкви Константинополя. В 1940 году восточным финнам снова пришлось переходить под власть России.

Правда, большинство из священников спешно эвакуировалось в Финляндию (кстати, именно так и появился монастырь Новый Валаам).

Тем не менее, тогда православная церковь Финляндии потеряла до 90% своих владений. В настоящее время православная церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

Финская религиозность (без внимания, какой именно религии) не сильно отличается от того, что мы можем наблюдать в любой другой развитой стране.

Так, примерно 55% населения предпочитает выражать свою веру в виде молитв. Причем, финны не утруждают себя частыми молитвами – помолиться раз в месяц они считают вполне достаточным. Лишь 8% населения участвует в организованных богослужениях. Впрочем, не чаще.

Больше половины населения Финляндии читает религиозные журналы хотя бы несколько раз в год. 89% младенцев крестятся, 98% покойных отпевают, 80% браков заключается в стенах евангелическо-лютеранской церкви. Разве еще нужны какие-либо числа?

Помимо двух государственных религий – лютеранства и православия – в Финляндии можно встретить и представителей других конфессий.

Например, католичество в Финляндии имеет порядка 8000 последователей. Большинство из них проживают в Хельсинки и на юге страны. Интересно, что в Финляндии долгое время не существовало католической церкви, официально она учреждена только в 1929 году.

Нашли свое место в религиозной системе Финляндии и протестанты : бапстисты, методисты и адвентисты. Правда самой крупной протестантской организацией в Финляндии остается, учрежденная здесь в начале XX века, организация пятидесятников, количество членов которой достигает 50 тысяч человек.

Куда менее распространен иудаизм , привнесенный сюда в XIX веке купцами и военными русской армии. Количество верующих иудаизма никогда не превышало в Финляндии тысячу человек. Тем не менее, это не мешает функционированию синагог в Хельсинки и Турку (в начале прошлого века синагога была и в Выборге).

Примерно одинаковое с иудаизмом количество верующих имеет и ислам . Он так же был занесен в Финляндию русской армией, но в последнее время пополняется беженцами из мусульманских стран. Исламская община в Финляндии существует с 1925 года.

Интересна система религиозного образования в Финляндии . Интересна она тем, что она одновременно и есть, и одновременно ее нет. В школах преподают ту религию, которую исповедуют большинство учеников в классе.

Если в одном классе наберется как минимум три ученика другой религии, то их родители в праве требовать введения в школьную программу и уроков по их религии. Ученики, не исповедующие никаких религий, занимаются изучением философии . Решение об этом отдается на откуп их родителям.

Как видим, Финляндия – страна, в которой нашли пристанище большинство из мировых религий. Тем не менее, Вас никто не укусит и в том случае, если Вы не верите в Бога. Благо Финляндия в первую очередь все же светское государство.

Было официально разрешено свободно учреждать различные религиозные общины, или же вовсе жить вне всякой из них.

Принятое решением о сокращении с 2012 года числа часов преподавания религиозных дисциплин, возможно негативно скажется на религиозном обучении православного меньшинства.

Лютеранство

Иудаизм

Последователи иудаизма появились в Финляндии лишь в середине XIX века и были представлены купцами и военными русской армии. Численность приверженцев не превышала 1 тыс. человек. Построены синагоги в Хельсинки и Турку (до 1939 года была синагога в Выборге).

Статистика

Согласно опросу, проведенному в 1999 году , более 50 % респондентов заявили, что считают себя верующими в христианского Бога (в начале 1990-х лишь таковых было 30 %), а около 25 % населения верила в Бога, но не так как тому учила официальная церковь; 17 % не высказало никаких предпочтений к той или иной церковной деноминации, но были уверены в существовании Бога. И лишь 6 % (в три раза меньше, чем в 2010 году) признали себя атеистами.

Годы 1950 1980 1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Лютеранство 95,7 % 90,3 % 87,9 % 85,1 % 83,1 % 82,5 % 81,8 % 80,7 % 79,9 % 78,3 % 77,3 % 76,4 % 75 % 74 %
Православие 1,7 % 1,7 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,0 %
Другие 0,4 % 0,8 % 1,0 % 1,2 % 1,2 % 1,3 % 1,3 % 1,4 % 1,3 % 1,4 % 1,5 %
Неверующие 2,7 % 7,8 % 10,2 % 12,7 % 14,7 % 15,1 % 15,9 % 16,9 % 17,7 % 19,2 % 20,1 %

По некоторым оценкам, при сохраняющейся тенденции, к 2050 году Финляндия станет страной, где верующие будут в абсолютном меньшинстве. Так за первую половину 2012 года от членства в лютеранской и православной церквах через сайт Eroakirkosta.fi отреклись более 20 тысяч человек, а операторы сайта прогнозируют, что количество покидающих церковь удвоится к концу года.

См. также

Напишите отзыв о статье "Религия в Финляндии"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Финляндии

– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.

Публикации по теме