Белов "Малька провинилась" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. Урок чтения В.Белов "Малька провинилась" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему У старой зайчихи на болоте родились

Урок чтения 3 класс

Тема: В. Белов «Малька провинилась».

Цели: познакомить с краткими биографическими сведениями о творчестве В. Белова; его рассказом «Малька провинилась», развивать связанную речь, прививать любовь к животным.

  1. Орг. Момент.

Прозвенел уже звонок

Он позвал всех на урок.

Поставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно!

Думайте и рассуждайте,

На вопросы отвечайте.

  1. Речевая разминка

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочтите скороговорку медленно, быстрее, шёпотом, громко, грустно.

Чему учит скороговорка?

  1. Проверка дом.задания.

Чтение стихотворения «Ветхая избушка».

Какое настроения у ребят? Подтвердите свой ответ словами из текста.

  1. Сообщение темы.

А о ком оно, узнаете из загадки:

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

(собака)

А что вы о них знаете? (ответы детей)

Написал это произведение Василий Иванович Белов. О нём нам расскажет София.

Родился 23 октября 1932в вологодской деревне Тимонихе. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.
Окончив сельскую семилетнюю
школу , весной 1949 уехал в город Сокол, где в школе фабрично- заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.
Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была
литература , писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. Поэтом Белов не стал.
Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время
литературному творчеству.
В 1989 - 91 пишет несколько произведений для детей - повести "Старый да малый", "Медовый месяц", сказку "Родничок".
Живет и
работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.

6.Работа над рассказом

а) подготовка к чтению

Рассказ называется «Малька провинилась».

Какая кличка у собаки?

В чём она могла провиниться?

б) чтение рассказа учитель + хорошо читающие ученики

Возьмите карандаш и отметьте непонятные слова

в) первичное восприятие

Каковы ваши впечатления?

Какие непонятные слова встретились?

Батявка – в учебнике

Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – человек, ушедший из дома и вернувшийся после долгих скитаний.

г) выборочное чтение

Найдите в тексте предложения, в которых говорится за что, Лидия ругала Мальку?

Прочитайте, как Малька реагировала на ругань хозяйки?

Что можно сказать о Мальке как о матери? Докажите.

д) составление синквейна

Малька

добрая, заботливая

кормит, бегает, заботится

бегала в другую деревню к малышу

забота

7. Рефлексия

За что бы вы себя похвалили?

Что не получилось?

Какие трудности испытали на уроке?

8. Итог урока

С каким произведением познакомились?

Чему можно поучиться у Мальки?

Дом. задание стр.68-69 пересказ от лица Мальки


Я поняла, что рассказ всем нам понравился. Постараемся понять, что помогло испытать при чтении разные чувства и живо представить героев. Беседовать будем с помощью вопросов.

Какой вам представилась Лидия? Почему?

Какие из этих слов имеют противоположные значения?

Разрешить возникшее противоречие поможет только обращение к авторскому слову.

Что привлекло внимание писателя?

Какое слово указывает, что ругают сильно?

Уточнить значения слов нам поможет толковый словарь.

(Учитель показывает словарь Ожегова.)

Для чего нам необходимо обращаться к словарю?

Перед вами – выдержки из этого словаря. Найдите значение слова и прочитайте про себя.

Как иначе можно сказать о Лидии?

А какое слово точнее?

В каком состоянии находилась Лидия, когда бранила Мальку?

Что на это указывает?

Найдём отрывок о том, как ругалась Лидия. Перечитаем его.

Прочитайте «жужжащим» чтением 1 вопрос на стр. 70 и скажите, как иначе можно назвать состояние Лидии.

Найдите определение слова по словарю.

Какое слово наиболее точно раскрывает состояние Лидии?

Перечитайте отрывок «жужжащим чтением» в парах и отметьте все слова, которыми Лидия ругала Мальку.

Проверим.

Какие из слов требуют пояснения?

В каждой местности есть такие слова и выражения, которые придумали жители данной местности. Эти слова употребляются только в разговорной речи и называются просторечными. Понять их смысл можно только при чтении произведения. Такими словами и являются «шельма, блудня, батявка». Можно ли по звучанию определить, что это ругательства?

Итак, какой вам представилась Лидия из этого отрывка? Какие слова описывают её характер?

Обратимся к следующему отрывку.

Что добавите о Лидии?

Жалость – это то качество, которое в русском народе всегда ценилось. Про таких людей ещё говорят, что они душевные, что у них добрая душа.

Почему же тогда Лидия так сильно ругала Мальку?

Каким словом в этом отрывке названы щенята? Как оно звучит?

Какое слово напоминает?

Уточните его значение по словарю.

Это слово тоже является просторечным.

А как ещё в просторечье называют щенят, когда хотят их поругать.

Как звучит слово: зло или сердито?

Какой из этого отрывка представилась нам Малька?

Докажите.

Как она относилась к своим щенятам? Докажите.

Что помогло Лидии окончательно успокоиться?

Прочитайте.

Где произошла встреча писателя с Малькой?

Найдите слова, которые помогают понять чувства писателя?

Какие слова вы подчеркнули?

Как понимаете значение слова «деловито»?

Найдите значение по словарю. Прочитаем хором.

Какой из отрывка представилась вам Малька?

Вот теперь перечитает отрывок выразительно, передавая голосом, интонацией, что писатель переживает за собачку.

Удалось ли (ученику…) выразить отношение автора к увиденному? Как вы думаете, совпадает ли авторское отношение с отношением читающего?

Какой отрывок мы пропустили?

Перечитаем выразительно это описание.

Уточним, где происходят события рассказа.

Как Лидия оценила поведение Мальки?

Почему вы так думаете?

Перечитаем этот отрывок выразительно по ролям.

Как отнёсся рассказчик к тому, что узнал?

У кого из вас отношение к Мальки совпадает с авторским? Кто хочет попробовать передать его при чтении?

У кого получилось наиболее удачно?

Решим наше противоречие: какое определение точно не подходит к описанию характера Лидии? Докажите.

Повторим хором, какими словами можно описать Лидию?

Вспомним вопрос, который мы задавали автору?

Как вы думаете?

Найдём предложения, подтверждающие ваши ответы. Прочитаем их хором выразительно.

Что мы сейчас определили?

Я поняла по вашему чтению, что ваше отношение к Мальке совпадает с авторским, и рада этому.

Прочитаем на стр. 70 название следующего рассказа.

Почему рассказ начинается со слова «ещё»?

Рассмотрим иллюстрацию на странице 71 и предположим, что же ещё случилось с Малькой?

Кто хочет узнать о том, что случилось с Малькой?

Объединяемся в группы и читаем «жужжащим» чтением. Когда дочитаете до самого напряжённого момента – поднимите руку. При чтении подчеркните слова, которые помогают представить характер Мальки.

Почему этот момент вызвал волнение?

Какой представилась Малька из этого рассказа? В каких предложениях?

Какие слова требуют разъяснения?

Узнайте по словарю.

Какой новый герой появился в рассказе? Какой он? Какие поступки об этом говорят.

Найдите его слова.

Какое предложение в рассказе подтверждает главную мысль предыдущего рассказа?

Какие слова в этом предложении главные?

Как можно продолжить главную мысль предыдущего рассказа?

Итак, вы познакомились с двумя рассказами про Мальку.

Несколько рассказов об одних и тех же героях в литературе получили название «цикл рассказов». Найдите на выставке книгу, которая познакомит с другими историями с собачкой.

Как вы догадались?

Проверим.

(Учитель открывает содержание и читает названия рассказов)

Что вы можете добавить о писателе Василии Ивановиче Белове по прочитанным рассказа?

Совпадает ли ваше мнение с первоначальным представлением?

Кто является героями его рассказов?

Как он относился к своей малой родине? Докажите.

Это и есть главное достояние творчества писателя – он умел видеть в простых людях их душевность, жалостливость, доброту, любовь к тем, кто рядом и рассказать о них своим читателям с интересом.

Дома вы составите рассказ: 1 вариант о Лидии, а 2 – о Мальке. Помните, что каждое своё высказывание необходимо подтверждать словами текста.

Кого заинтересовало творчество писателя?

Где можно найти книги?

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

В 3 классе

УМК «Планета знаний»

Программа: Планета Знаний. Литературное чтение. Э.Э.Кац. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы

  • учащиеся владеют чтением целыми словами;
  • любят выполнять творческие работы по тексту;
  • умеют работать в группах и парах;
  • знают отличительные особенности текста.

Раздел программы: О мужестве и любви.

11 уроков – 2 урок.

Тема урока : Рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока :

1. Познакомить учащихся с произведением В. Белова «Малька провинилась».

2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.

Развивать осмысленность и выразительность чтения.

Включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность.

Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.

Оборудование урока:

Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: 3 класс, 1 часть.

Выставка детских иллюстраций к произведению В.Белова «Верный и Малька».

Словари Ожегова.

Карточки с вопросами.

Структура урока:

Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).

Проверка домашнего задания (5 минут).

Знакомство с новыми фактами из жизни автора и с новым произведением (9 минуты).

Самостоятельная работа с произведением (4 минуты).

Динамическая пауза (2 минута).

Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения(15 минут).

Рефлексия(3минуты).

Информация о домашнем задании(2минута).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент, определение темы урока,

самостоятельное целеполагание

Читает стихотворение «Дружок»

У нас во дворе появился щенок,

Мы дружно его называем Дружок.

Лохматые уши и маленький нос,

Наверное, вырастет преданный пес.

Играли мы в мяч и катались с горы,

Щенок наш лихачил до поздней поры.

Забыв про игру, мастерили с утра

Ему конуру посредине двора.

И, наверняка, мы – не просто друзья,

Теперь у щенка появилась семья!

Как вы думаете, почему я прочла вам именно это стихотворение?

Проверим, насколько вы были внимательны на прошлом уроке.

По иллюстрациям на доске, которые вы нарисовали дома, вспомните название произведения и его автора.

Определите первую часть темы этого урока, учитывая, что сегодня вы познакомитесь с новым произведением этого же автора.

Учитель на доске записывает имя и фамилия автора.

Чтобы определить вторую часть темы урока и название произведения вам нужно прочитать что зашифровано на доске и объяснить как вы прочитали.

« М про А ви Л ни Ь ла К сь А »

Учитель на доске записывает название произведения.

Василий Белов «Малька провинилась»

Назовите тему урока полностью.

Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Опорные слова на доске:

Цель:

* расширить знания о …;

* познакомиться с …;

* учиться … .

Потому, что на прошлом уроке мы читали рассказ про собаку.

На доске иллюстрации к рассказу Василия Белова «Верный и Малька»

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Василия Белова.

Название произведения «Малька провинилась».

Произведение Василия Белова «Малька провинилась».

Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова;

Познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, осуществлять анализ.

Проверка домашнего задания

Хорошо. А сейчас давайте вспомним произведение «Верный и Малька». Дома вы нарисовали иллюстрации к отрывку, который вам понравился и подготовили выразительное чтение этого отрывка.

Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?

Дети читают отрывок выразительно. (4- 5 учеников)

Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2классе. Он был почти такого же возраста, как мы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.

У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны".

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

Знакомство с новыми фактами из жизни автора и с новым произведением

Словарная работа

Я хочу дополнить ваш рассказ о Василии Белове.

Автобиография

Ещё до школы меня научил читать старший брат Юрий. Моё «книжное голодание», начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я собирал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали.

Что нового узнали о В.И.Белове из моего рассказа?

Вспомните первую часть нашей цели урока. Что вы можете сказать?

Молодцы!

В произведении вам встретится новое слово, значение которого нужно уточнить.

На доске:

Какое слово вы прочитали?

Как вы понимаете его значение?

Значение этого слова найдите в словаре Ожегова.

Как вы думаете, о чем хотел нам рассказать Василий Иванович Белов в своём произведении «Малька провинилась»?

Проверим наши предположения. Послушайте произведение Василия Белова «Малька провинилась».

(Учебники закрыты, читает учитель)

Приём «Чтение с остановками».

(Чтение 1 части)

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

(Чтение 2 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка.

Наши предположения совпали? Кого ругала хозяйка?

А теперь, давайте представим, что может сделать Лидия со щенятами?

(Чтение 3 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Однажды смотрю:…

Наши предположения совпали? Что сделала Лидия со щенками?

(Чтение 4 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

Мы правильно предположили, с кем могла произойти встреча?

Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

(Чтение 5 части)

Спросил у Лидии:

Куда это Малька каждый день бегает?

Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Так куда же и зачем бегала Малька каждый день?

Понравилось ли вам это произведение? Почему?

Дети рассказывают новые сведения.

Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова. Первую часть цели мы реализовали.

Познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;

Кутенок.

Дети объясняют.

Кутенок- щенок собаки.

О том, что Малька натворила что-то плохое.

Детей.

Мальку.

Хозяйка ругала Мальку.

Отдать в хорошие руки.

Одного щенка отдала трактористу, второго Лидия отнесла в соседнюю деревню.

Да, с Малькой.

Малька каждый день бегала к своему кутенку.

Малька каждый день бегала в чужую деревню, кормить своего сынка.

Высказывания детей.

Коммуникативные УУД

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Развиваем умение строить речевое высказывание.

Понимать информацию представленную в виде ребуса.

Регулятивные УУД

Учиться высказывать своё предположение.

Личностные результаты

Самостоятельная работа с произведением

Ещё раз перечитайте произведение и определите его жанр. Обоснуйте свой ответ.

Назовите вторую часть нашей цели.

Что можете сказать?

Мы прочитали рассказ, т.к. присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.

Познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась». Вторую часть цели мы реализовали.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Определение промежуточных целей с учетом конечного результата .

Динамическая пауза

На зарядку становись!

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся.

(Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания.)

На ходьбу мы перейдём,

(Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём.

(Дети садятся за парты.)

Выполняют движения под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления.

Личностные результаты

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения

Назовите третью часть нашей цели.

Кто нам рассказывает этот текст? Как вы догадались?

Перечислите главных героев этого рассказа.

Как относилась хозяйка к своей собаке?

Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор и хозяйка относились к Мальке и к её поступкам.

Как же Лидия относилась к Мальке? Подтвердите это словами из текста.

С каким чувством хозяйка рассказывала: куда бегает Малька каждый день?

Найдите в тексте.

Прочитаем этот отрывок выразительно.

Чему можно научиться у Мальки?

Работа в парах.

У вас на партах лежат карточки с вопросами.

Найдите ответы в тексте и запишите их так, чтобы у вас получился рассказ.

За что ругала Лидия Мальку?

______________________________________

Когда родились щенята?

Сколько их было?

_______________________________________

Где барахтались два кутёнка?

_______________________________________

Кто забрал первого щенка?

_______________________________________

Куда отнесла Лидия второго щенка?

_______________________________________

_______________________________________

Куда бегала собака каждый день?

_______________________________________

Какое расстояние преодолевала Малька?

_______________________________________

Какой мамашей оказалась Малька?

_______________________________________

Удалось вам справиться со своим

Заданием? Что для этого нужно было сделать?

Прочитайте ваши рассказы, каким же должно быть ваше чтение?

Учиться анализировать произведение «Малька провинилась».

Хозяйка собаку ругала, но любила, жалела. Автор восхищался ее поступком.

Читают вслух 2 ученика (по очереди).

Лидия любила свою собаку. (Читают строки из текста)

Весело пояснила Лидия.

Зачитывают отрывок (2 уч.).

Он открыл для себя, что Малька очень хорошая мама.

(Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.).

С уважением, восхищением.

Зачитывают отрывок (2 уч.).

У собаки Мальки можно научиться преданности, верности, упорству, смелости.

Дети работают в парах.

Мы справились с заданием. Для этого нужно было внимательно читать текст.

Чтение должно быть правильным, выразительным, беглым, быстрым, осмысленным.

Лидия ругала Мальку за то, что та принесла щенят.

Щенята появились на свет зимой. Их было двое. Кутята беспомощно барахтались в старой шапке-ушанке. Первого кутенка забрал тракторист. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню. Однажды автор встретил Мальку на тропке, она бежала из соседней деревни. Собака каждый день бегала кормить свое дитятко. Малька приходилось бегать каждый день за два километра в чужую деревню. Она оказалась верной мамашей. (С каждого ряда по 1 человеку)

Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

Определение промежуточных целей с учетом конечного результата .

Коммуникативные УУД

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

У мение работать в паре.

Личностные результаты

Рефлексия

- Любовь матери к своему ребёнку - это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце.

Итак, как звучит третья часть цели урока?

Что вы можете сказать?

Как звучит цель, которую мы поставили к этому уроку?

Поставленную на уроке цель, мы реализовали полностью.

Какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, поразмышляйте, обсудите ответ с товарищем, затем выскажите свое мнение.

Работа в группах.

Составьте синквейн. Тема синквейна «Малька».

В заключение хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете равнодушны ко всему живому. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.

Зеленый смайлик – отлично,

желтый смайлик – не всегда правильно, красный смайлик – нужно стараться работать лучше.

Я рада, что вы довольны своей работой на уроке.

Учиться анализировать произведение «Малька провинилась».

Мы ее реализовали.

Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова, познакомиться с произведением « Малька провинилась», учиться анализировать это произведение.

Нужно заботиться о братьях наших меньших.

Надо любить тех, кто находится рядом.

Любить своих родителей, потому что ради нас они готовы на все.

Малька.

Верная, заботливая.

Бегала, не оглядывалась, кормила.

Какая верная оказалась мамаша.

Мать.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: синквейн.

Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

У мение работать в группах.

Регулятивные УУД

Определение промежуточных целей с учетом конечного результата .

Оценка деятельности на уроке.

Личностные результаты

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Информация о домашнем задании

Приём «Что, если…?»

Представьте, что вы будете делать, как поступите, если, придя сегодня домой, вы обнаружите возле своего дома маленького щеночка? Напишите об этом.


Предмет : литературное чтение, 3 класс

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-тематическому планированию:

«Тема материнской верности в произведении В. И. Белова «Малька провинилась».

Форма урока : урок открытия нового знания.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи:

Образовательные:

    познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие:

    развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

    развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;

    развивать познавательные интересы.

Воспитательные:

    воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.

УУД:

Личностные:

    умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

    развитие готовности к сотрудничеству;

    интерес к общему делу;

    самоконтроль, самооценка.

Регулятивные:

    определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

    умение прогнозировать текст;

    умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

    слушание и понимание речи других;

    умение работать в паре, умение договориться.

Познавательные:

    ориентирование в учебнике;

    анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;

    определение основной и второстепенной информации;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

    установление причинно-следственных связей;

    постановка и решение проблемы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса. компьютер, проектор, экран, DVD – проект «Домашние животные и их детёныши», презентация о В.И.Белове, презентация «Музыкальная физкультминутка», индивидуальные листы для работы.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Ход урока.

    Мотивация к деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Проснулась я сегодня рано,

За окном лежит снежок.

Поспешила к вам скорее

Провести у вас урок!

Прежде, чем начать работать,

Мы друг другу улыбнёмся.

С настроеньем преотличным

Мы в работу окунёмся!

Давайте проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на парте у каждого лежит индивидуальный листок, в котором вы будете работать: заполнять кластер – снеговичок, пользоваться словарём чувств, составлять синквейн, давать оценку своей работе.

    Самоопределение к деятельности.

Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

Что означает слово любовь?

Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная:

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

Кто такой Листопадничек?

Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

Я предлагаю вам посмотреть небольшой DVD – фильм. Просмотрев его, предположите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О животных, о любви матери к своему ребёнку).

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

- На этот вопрос нам надо ответить в конце урока . В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

* Узнать о жизни … … (В.И.Белова).

* Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).

* Учиться??? … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).

    Изучение новой темы.

    Знакомство с писателем (презентация).

Слайд 1.

Я вам предлагаю познакомиться с В.И.Беловым.

Слайд 2.

В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

Слайд 3.

В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

Как вы думаете, кто такая Малька?

Почему ей дали такую кличку?

В чём она могла провиниться?

Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

    Работа над текстом.

Приём «Чтение с остановками».

Чтение учителем рассказа.

    (Чтение 1 части)

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

    (Чтение 2 части)

Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

- За что ругала хозяйка Мальку?

    (Чтение 3 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?

    (Чтение 4 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…

- Что же увидел он?

    (Чтение 5 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

    (Чтение 6 части)

Спросил у Лидии:

Куда это Малька каждый день бегает?

Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

Понравился ли рассказ?

Кто нам рассказывает этот текст?

Как вы догадались?

Где происходят события, описанные в рассказе?

Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

Работа в парах.

Обсудите в парах, какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться «Словарём чувств». ( Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков!)

    Музыкальная физкультминутка.

Вторичное чтение текста детьми.

- Откройте свои учебники. Давайте еще раз перечитаем текст.

При чтении вам встретятся сложные и незнакомые слова.

В вашем листочке написаны по слогам сложные слова.

- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.

кри-во-но-га-я

блуд-ня

ба-тяв-ка

о-ка-зы-ва-ет-ся

с не-до-у-ме-ни-ем

бес-по-мощ-но

ша-ро-мыж-ник

од-на-о-ди-не-шень-ка

ку-тё-нок

бес-со-вест-ный

После прочтения слов, отметьте напротив знаком «+», если вы знаете значение этого слова, «?» - не знаете значение этого слова, «-» - не уверены.

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник - жулик.

Чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.

Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

- Как Малька отнеслась к потере щенка?

Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?

    Физкультминутка.

    Анализ произведения. Выборочное чтение . Заполнение кластера.

- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).

Признаки рассказа

    Повествование о реальных событиях.

    Небольшой объём.

    Немного действующих лиц.

    Описание одного эпизода.

- Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).

Давайте дадим характеристику главному герою. Свои выводы мы будем заносить в кластер – снеговичок.

Назовите главного героя рассказа. (Малька)

В кластере пишем МАЛЬКА.

Кто такая Малька? (Собака).

В кластере пишем СОБАКА.

Какая Малька? Опишите её.

В кластере пишем МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.

За что ее ругала Лидия? Прочитайте.

В кластере пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.

Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.

Как хозяйка поступила со щенками?

Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился?

Куда и зачем каждый день бегала Малька?

В кластере пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.

Как поступала с ней хозяйка?

Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

- Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША.

Работа в парах.

Обсудите, в чём заключается главная мысль рассказа. Закрасьте в кластере ту часть, где заключена, по - вашему мнению, главная мысль о Мальке.

4. Рефлексия.

    Составление синквейна о Мальке.

Я вам предлагаю составить синквейн на тему «Малька» и записать его в своих листочках.

(Дети читают получившиеся синквейны).

    Вывод учителя.

Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

Чему люди могут научиться у Мальки?

  • Подведение итогов урока. Оценивание работы.

Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

Какой рассказ прочитали? О ком он?

Что вы знали до урока по нашей теме?

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).

Поднимите руку, у кого получилось 4 плюса и меньше.

У кого шесть плюсов и больше?

Выставление оценок за урок.

Запишите домашнее задание: с. 68 в рабочей тетради.

Закончить наш урок я хочу синквейном о вас.

Ученики

Внимательные, активные.

Слушали, отвечали, рассуждали.

Выполнили правильно все задания.

Молодцы!

Урок окончен.

    В.И.Белов

«Малька провинилась»

    Прочитайте слова по слогам.

После прочтения слов, отметьте напротив знаком « + », если вы знаете значение этого слова, « ? » - не знаете значение этого слова, « - » - не уверены.

о-ка-зы-ва-ет-ся

с не-до-у-ме-ни-ем

бес-по-мощ-но

ша-ро-мыж-ник

од-на-о-ди-не-шень-ка

ку-тё-нок

бес-со-вест-ный

кри-во-но-га-я

блуд-ня

ба-тяв-ка

шель-ма

    Синквейн

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.___________________________________________________________

    Оценка моей работы.

Внимательно слушал

Активно работал

Рассуждал

Правильно отвечал

Проявлял старание

Красиво писал

Усвоил тему урока

Публикации по теме