Первородный грех в православии. Что такое первородный грех и каковы его последствия

После грехопадения наши праотцы впали в противоестественное (или нижеестественное ) состояние 8 . Их грех в святоотеческой литературе именуетсяпрародительским , или первородным . Православное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был предметом их покаяния. Однако очевидно, что все люди наследуют последствия греха прародителей, те изменения, которые произошли после падения в природе человека, - прежде всего смертность. "... одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12). "Пространный Катихизис" объясняет это тем, "что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство" ". По словам сщмч. Иринея Лионского, "Адам сделался началом умирающих". Однако изменения, вызванные грехом в естестве человека, означают не просто понижение ценностного уровня человеческой жизни. Каждый человек, сколько-нибудь внимательно относящийся к своей внутренней жизни, не может не замечать, что греховность - это не просто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли. "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое... в членах моих вижу... закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7, 20, 21, 23). Православная Церковь всегда учила, что все люди посредством физического рождения приобщаются грехопадению прародителей. Ориген (251) учил, что младенцы "через таинство крещения очищаются от скверны рождения" , а свщмч. Киприан Карфагенский (258) считал, что младенцы, как "происшедшие от плоти Адама", восприняли "заразу древней смерти чрез самое рождение..." [ 20]. Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит: "... и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится а них то, что они заняли от ветхого рождения"

Таким образом,различают два понятия есть ГРЕХ ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙ, т.е. тот ЛИЧНЫЙ ГРЕХ, который совершили РОДОНАЧАЛЬНИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, это их личный грех.

ПЕРВОРОДНЫЙ же грех есть то СЛЕДСТВИЕ, которое проистекло ИЗ ЛИЧНОГО ГРЕХА . Их грех имел совершенно особое значение по сравнению со всеми нашими грехами. Потому что они находились еще в первозданном чистом абсолютно виде, и здесь произошло впервые в истории рассечение союза связи между человеком и Богом. В результате разрушения этой связи и возникло то, что в Богословии стало именоваться так называемым первородным грехом .

Это повреждение нашей человеческой природы , искажение свойств , наше доброе по своей природе свойство, оказались глубоко искаженными например:

    гнев на зло превратился в гнев на человека . (Для того и дал нам Бог в оружие гнев, чтобы мы не собственные тела поражали мечем, но чтобы вонзали все его острие в грудь дьявола 9 ).

    зависть, т.е. как стремление к святыни, зависть как доброе чувство стремления к идеалу, превратилось в злое чувство по отношению к тому у кого лучше чем у меня.

Вот это искажение наших добрых свойств, затем расщепление единого человеческого существа на противоборствующее друг другу ум, сердце как орган чувств и тело, (щука, рак и лебедь) привело человека и человечество к тому состоянию, что заболели мы искажением свойств, смертью, как отцы называют тлением, отныне нет бессмертия, каждый человек рождается смертным.

Итак, есть грех Адама и есть следствие греха Адама , первородный грех, есть следствие личного греха Адама. Преподобный Максим и споведник пишет: "Два греха возникли в праотце нашем, в следствие преступления божественной заповеди, один достойный порицания личный грех, а второй имевший свои причины первый не могущий вызвать порицания. Первый личный от произволения, а второй от естества, от природы вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия". Первородный грех - это состояние и образ существования природы человека, родившегося вне царства благодати и находящегося вне Бога, и потому состояние, являющееся предметом гнева Божия . Хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама, тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том, что все люди, как происходящие от Адама :

а) подлежат закону тления и смерти;

б) не могут войти в Царствие Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного, то есть противного Божественным установлениям, состояния природы.

Тем самым по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха.

Т.о., можно сказать, что отпадение от Бога и переход на сторону диавола – составляют духовную суть наследуемого первородного греха. Все остальные следствия обусловлены этим фактом и происходят из него.

Очень подробно и выразительно говорит об этом прп. Макарий Египетский: Л укавый всю душу, эту необходимую часть человека, этот необходимый член его, облек в злобу свою, то есть в грех; и таким образом тело соделалось страждущим и тленным 10 . Для прп. Макария понятие о первородном грехе теснейшим образом связано с особой властью сатаны над человеческим родом. Естество человека, которое предназначалось Богу, стало престолом сатаны: С атана, силы и князи тьмы со времени преступления заповеди воссели в сердце, в уме и в теле Адамовом, как на собственном своем престоле 11 .

Пока владычество врага не разрушено, для восстановления или исцеления естества человека нет надежды. В таинстве Крещения как раз и происходит избавление человека от рабства диаволу. Поскольку оно возникло вследствие прародительского греха, то и избавление от него позднее стало именоваться избавлением от первородного греха.

Из крещальной купели человек выходит свободным от рабства диаволу и личных грехов, примиренным с Богом и получившим дар Святого Духа. В Крещении он обретает силы стать новой тварью во Христе, но его «телесная храмина» еще остается разрушенной, и требуется немалое время, чтобы восстановить ее и преобразить в храм Святого Духа (1 Кор. 6, 19)

Однако и после Крещения не исключается возможность снова добровольно подчиниться диаволу, и последнее бывает для таковых хуже первого (Мф. 12, 45). Искупленному человеку , – писал свт. Игнатий (Брянчанинов), – предоставлена свобода повиноваться или Богу или диаволу, а чтобы свобода эта обнаружилась непринужденно, диаволу оставлен доступ к человеку 12 .

На основании приведенных авторитетных суждений можно еще раз сделать вывод, что суть первородного греха состоит в отпадении человека от Бога и порабощении диаволу. Это духовное состояние передается из поколения в поколение и называется наследуемым первородным грехом. А повреждения образа Божия, человеческой природы, отношений с окружающим миром – это проявления первородного греха. Они не исчезают сразу после Крещения. Эти повреждения остаются, создавая как бы особое пространство для личного подвига человека. В таинстве Крещения устраняется корень первородного греха. Человек соединяется со Христом и больше не принадлежит диаволу, имеет все необходимое, чтобы облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 24), но таинством Крещения он не предопределяется ко спасению.

Первородный грех представляет собой нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Бога о послушании. Данное событие повлекло исключение их из состояния богоподобных и бессмертных. Оно считается греховной , вошедшей в природу человека и передаваемой в момент рождения от матери ребенку. Освобождение от первородного греха происходит в таинстве Крещения.

Немного истории

Первородный грех в христианстве занимает значительную часть учения, так как от него пошли все беды человечества. Есть достаточно много информации, в какой расписаны все понятия данного поступка первых людей.

Падение – это потеря возвышенного состояния, то есть жизни в Боге. Такое состояние у Адама и Евы было в Раю, при соприкосновении с высшем Благом, с Богом. Если бы тогда Адам устоял перед искушением, он стал бы абсолютно неудобопреклонным ко злу и уже никогда не покинул бы рай. Изменив своему предназначению, он навсегда отошел от единения с Богом и стал смертным.

Первый вид смертности заключался в смерти души, которая отошла от божественной благодати. После того как Иисус Христос спас род человеческий, мы снова получили шанс вернуть божественность в свою жизнь полную греха, для этого надо всего лишь бороться с ними.

Искупление первородного греха в древности

В старину это происходило при помощи жертвоприношения с целью исправления нанесенных обид и оскорблений богам. Часто в роли искупителя пребывали всевозможные звери, но иногда это были и люди. В христианском учении принято считать, что человеческая природа грешна. Хотя учеными доказано, что в Ветхом Завете, а именно в местах посвященных описанию грехопадения первых людей, нигде не написано о «первородном грехе» человечества, ни о том, что этот он был передан следующим поколениям людей, ничего об искуплении. Это говорит, о том, что в древности все ритуалы жертвоприношения имели индивидуальный характер, раньше таким образом искупляли свои личные грехи. Так написано во всех священных писаниях Ислама и Иудаизма.

Христианство же, после заимствования многих идей от других традиций, приняло данный догмат. Постепенно информация о «первородном грехе» и «искупительной миссии Иисуса» плотно вошла в учение, а отрицание ее стало считаться ересью.

Что значит первородный грех?

Первоначальное состояние человека носило идеальный источник божественного блаженства. После того, как Адам и Ева согрешили в Раю, они потеряли свое духовное здоровье и стали не только смертными, но и узнали, что такое страдание.

Блаженный Августин считал грехопадение и искупление двумя главными основами христианского вероучения. Первое учение о спасении трактовалось Православной Церковью в течение длительного времени.

Его сущность состояла в следующем:

Их совершенность не давала им пасть до грехопадения самостоятельно, но им помог Сатана. Именно это пренебрежение заповедью и вкладывается в понятие первородного греха. В наказание непослушанию люди стали испытывать голод, жажду, утомление, . После этого вина передается от матери к ребенку в момент рождения. Иисус Христос был рожден таким образом, чтобы остаться непричастным к этому греху. Однако для того, чтобы исполнить свою миссию на Земле он принял на себя его последствия. Все это было сделано, для того чтобы умереть за людей и тем самым избавить от греха следующие поколения.

Первородный грех в православии - одно из тех положений, которое неясно для человека, только начинающего знакомиться с христианской доктриной. О том, что это такое, в чем заключаются его последствия для всех нас, а также какие существуют трактовки первородного греха в разных ответвлениях православия, вы сможете узнать из этой статьи.

Что такое первородный грех?

На первый взгляд, это выглядит абсурдно: в христианской традиции считается, что ребенок рождается на свет с уже поврежденной человеческой природой. Как такое может происходить, если он еще не успел совершить грехов хотя бы потому, что не вступил еще в сознательный возраст? На самом деле проблема в ином: суть первородного греха заключается в том, что каждый человек рождается на свет изначально поврежденным (в первую очередь в духовном смысле, но не только) из-за поступка первопредка Адама. Именно через него, как известно, в мир вошла духовная болезнь, которую наследуют все его потомки.

Многие совершают ошибку, пытаясь объяснить, что такое первородный грех. Не стоит считать, что в данном случае мы отвечаем за то, что Адам и Ева съели плод с древа познания. Все не так буквально, и если читать святых отцов, то это станет понятно. Грех Адама - уже не наш грех, дело в том, что для нас он заключается в смертности человека. Как следует из Библии, Господь Бог сказал Адаму, что тот умрет, если съест запретный плод, а змей - что он и Ева станут равными Богу. Змей-искуситель не обманул первых людей, но вместе со знанием о мире они стали смертны - в этом и заключается основное последствие первородного греха. Таким образом, этот грех не передался остальным людям, но имел для них катастрофические результаты.

Последствия греха Адама и Евы

Богословы полагают, что результаты были настолько тяжелыми и мучительными именно потому, что изначальная Божья заповедь была несложной для исполнения. Если бы Адам и Ева действительно хотели ее выполнить, они могли бы спокойно отказаться от предложения искусителя и остаться в раю навеки - чистыми, святыми, безгрешными и, конечно, бессмертными. Что такое первородный грех? Как и всякий грех, это непослушание Творцу. Фактически, Адам своими руками создал смерть, отдалившись от Бога и впоследствии погрязнув в ней.

Его поступок не только принес в его жизнь смерть, но и замутнил изначально кристально чистую человеческую природу. Она стала искаженной, более склонной к другим грехам, любовь к Творцу сменилась страхом перед ним и его наказанием. Иоанн Златоуст указывал на то, что раньше звери склонялись перед Адамом и видели в нем господина, но после изгнания из рая они перестали узнавать его.

Таким образом, человек из высочайшего творения Бога, чистого и прекрасного, сам превратил себя в прах и пыль, которым его тело станет после неизбежной смерти. Но, как следует из Библии, после того как первопредки съели плод с древа познания, они скрывались от Господа не только потому, что стали бояться его гнева, но и потому, что они почувствовали вину перед ним.

Что было до первородного греха

До грехопадения Адам и Ева имели очень тесную связь с Господом. В каком-то смысле, они составляли с ним единое целое, настолько глубоко были соединены их души с Богом. Такой связи не имеют даже святые, тем более - другие христиане, не столь безгрешные. Поэтому понять ее для нас представляется крайне сложным. Однако это не означает, что этого союза не нужно искать.

Человек представлял собой отражение Божьего образа, а сердце его было непорочно. Первородным грех первопредков называется до него они не знали других грехов и были абсолютно чисты.

Как спастись от последствий

Крещение от первородного греха не избавляет, как принято считать. Оно лишь дает человеку возможность стать иным, истинным христианином. После крещения человек остается смертным, заключенным в бренной телесной оболочке, и одновременно обладает бессмертной душой. Важно не погубить ее, ведь, согласно православной традиции, в конце времен настанет Страшный суд, на котором станет ясно, какая участь уготована каждой душе.

Таким образом, крещение помогает восстановить утраченную связь с Богом, пусть и не в полной мере. В любом случае первородный грех сделал сущность человека более склонной ко злу, нежели к добру, как это было изначально, и поэтому воссоединиться с Создателем в этом мире крайне сложно. Однако, судя по примерам святых, видимо, возможно.

В сущности, именно поэтому крещение обязательно для тех, кто считает себя христианином - только так, и никак иначе, они могут быть вместе с Богом и спастись от смерти своей души.

Первородный грех в протестантстве

Стоит понять, что такое первородный грех в понимании протестантов, а именно - кальвинистов. Они, в отличие от православных, считают, что последствия греха Адама - не только смерть всех его потомков, но и неизбежное несение ими вины за грех предка. За это каждый человек, по их мнению, заслуживает наказания. Природа человека в кальвинизме насквозь испорчена и пропитана греховностью.

Этот взгляд наиболее точно соответствует Библии, хотя и вызывает недоумение.

Первородный грех в католицизме

Католики считают, что грех первородных людей заключается в непослушании и слабом доверии к Создателю. Это событие повлекло большое количество разных последствий: Адам и Ева утратили благосклонность Бога, как следствие, нарушились и отношения между ними двумя. Ранее чистые и безгрешные, они стали похотливыми и напряженными. Это отозвалось в остальных людях нравственным и физическим ущербом. Однако католики верят в возможность его исправления и искупления.

Ника Кравчук

Что такое первородный грех и можно ли от него избавиться?

Даже маленький ребенок, который только приходит в этот мир, еще не успев ничего сделать, уже грешен. Это состояние он унаследовал от родителей. Современному миру присуще много пороков, а отсчет грехопадений начинается от наших прародителей Адама и Евы, которые сотворили первородный грех .

Первородный грех

Бог дал первым людям заповедь о невкушении плодов из древа познания добра и зла. Но Адам и Ева, искушенные змием, пошли против Божьей воли. Ослушались в первый раз. Это и был первородный грех.

Принято рассматривать это понятие в двух значениях:

  • преступление первыми людьми Господней заповеди о послушании;
  • последствия непослушания.

Человек был создан Богом для умножения любви, для дальнейшего обожения, для вечной жизни с Богом. Казалось бы, Адаму и Еве надо было только потерпеть и не опережать событий.

Но падший ангел все сделал искусно: человек ослушался и отпал от Бога. Последствия этого отобразились на каждом человеке: изнурительная физическая работа, тяжелое рождение, скорби, болезни и телесная смерть.

Сам термин закрепился в православном богословии лишь в XVII веке (Малый катехизис патриарха Иосифа», 1649).

А первое толкование появилось в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» (1723). Уже в этом документе указывается на важность различать последствия первородного греха от личных грехопадений каждого.

Как освободиться от первородного греха

Да, каждый человек унаследовал этот грех. Да, каждый грешит. Но надо помнить и то, что все мы имеем надежду на присоединение к Богу. И дает эту надежду рождение, крестная смерть и воскресение Иисуса Христа.

Освободиться от последствий можно благодаря таинству крещения, которое символизирует смерть ветхого, греховного человека и рождение его для вечной жизни.

Это совсем не обозначает, что крещение делает человека безгрешным навсегда. Да, в таинстве прощаются грехи, человек соединяется с Богом. Но то, будет ли человек пребывать с Богом, исполняться Духа Святого и, как следствие, не грешить — зависит от личного выбора каждого. Адам и Ева здесь уже ни при чем.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Говоря о смерти и первородном грехе, мы совсем не подразумеваем, что смерть, как якобы естественное состояние человеческой природы, предшествовала первородному греху. Напротив, смерть связана с грехом праотца Адама как следствие с причиной. Этот момент очень важен и его необходимо особенно подчеркнуть: смерть не была изначально естественной для человека, она вторглась в результате греха в человеческое естество и, следовательно, действует в нем как паразит.

(отсюда - другой распространенный термин: Грехопадение Адама ). За это Адам и Хава были изгнаны из Райского сада - Ган Эдена . Одним из последствий греха стало то, что люди, отведав запретный плод, стали смертны . В отличии от христианской концепции Первородного греха, иудаизм не смотрит на материальный мир как на неисправимый из-за греха Адама и Хавы, а на человека как на родившегося уже с изначальной виной за этот грех.

Просто о понятии Первородного греха

Первородный грех имеет намного более глубокий
смысл, чем кажется на первый взгляд

Все знают историю о том, что Хава и Адам согрешили в Эдемском саду, вкусив запретный плод. Были ли их мотивы и намерение такими, как может показаться на первый взгляд?

Каков духовный корень этого проступка?

Касаясь темы первичного греха, следует оговориться, что его полный и глубокий смысл очень далёк от нашего представления, и лежит в плоскости Сод - тайного толкования Торы. Здесь же будем говорить только соответственно простому пониманию (за которым, как за одеянием, кроется глубинное), опираясь на слова великого комментатора Раши . А также отметим, что цель Торы в упоминании грехов прошлого, научить нас правильному пути и предостеречь от уловок Дурного начала .

Сказано в Торе (Берейшит 3:6) «И увидела Женщина, что дерево хорошо для еды и услада для глаз, и вожделенно для развития ума, и взяла от плодов его и вкусила, и дала также мужу своему с собою, и ел». Поясняет Раши: в первой части предложения описано, как женщина искусилась и доверилась словам Змея (упомянутыми Торой выше), что, откусив от дерева, люди уподобятся Творцу и смогут созидать целые миры как Он Сам, т. е. женщиной двигала жажда духовного подъема и дополнительных возможностей служения Творцу. Но сразу же после грехопадения ситуация резко изменилась: «и дала так же мужу своему с собою » - то, что сказано «с собою», раскрывает Ее намерение - чтобы не умерла она одна, а он остался в живых и взял себе другую! Т. е. уже осознав свою ошибку, вместо того, чтобы искать пути исправления, она намеренно потянула за собой своего мужа, исходя из эгоистического желания не умереть одной!

Как можно понять такой полярный переворот, такие резкие изменения в порывах?

Ответ в том, что вследствие совершения греха силы зла, которые до этого действовали на человека «извне», вошли внутрь его души, а так как суть греха как раз и была в том, что поставить в центр внимания - желания Всевышнего или свои собственные, нарушение сразу же пробудило в женщине эгоистические мысли, заслонившие все остальное!

И если это верно по отношению к первым людям, непосредственно созданным Творцом, и обладавшим, по крайней мере, в начале, колоссальным духовным совершенством, то тем более - по отношению к нам! Насколько следует остерегаться дурного начала и его искушений, и как часто то, что на первый взгляд выглядит так безобидно и даже полезно, обращается в нечистоту и грех!

Однако р. Овадия из Бартинуры объясняет поведение женщины по-другому (более того, он пишет, что именно это и имел в виду Раши). Понимая, что она обречена на смерть, Хава хотела исправить положение и именно поэтому дала отведать от плода своему мужу! Логика ее была такова: все время, что согрешила только она одна, у Всевышнего нет причины ее помиловать, ведь, несмотря на то, что Адаму необходимо родить детей, Б-г может создать для этого другую жену, подобно тому, как создал ее, и цель творения в любом случае будет достигнута. Но если вместе с ней согрешит и Адам, тогда угроза смерти нависнет на них обоих, и это поставит под вопрос всю суть и цель творения, и может послужить смягчительным аргументом в их пользу!

За совершение Первородного греха Адам и Хава были изгнаны из Райского сада - Ган Эдена

Отсюда проясняется также, то, что приводит Раши в заключение своих слов «Хава накормила этими плодами не только своего мужа, но и всех зверей и птиц»! На первый взгляд совершенно непонятно зачем ей было это надо, но в свете сказанного - она хотела как бы «заставить» Всевышнего смиловаться над миром, все населяющие который должны были быть преданы смерти. Она надеялась, что этот аргумент смягчит приговор, и избавит мир от уничтожения уже в самом своем начале.

Но как мы знаем, у Всевышнего все просчитано заранее, и возможность греха ни в коем случае не отменяет Его планов, а только поворачивает мировую историю в иное русло, предоставляя человечеству гораздо более длинный и сложный путь для достижения изначально поставленной цели!

Публикации по теме