Тема: «А.Чехов «Хамелеон». Художественная деталь как средство характеристики героя

Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.

Л. Н. Толстой назвал А. П. Чехова «несравненным художником жизни». Предметом исследования автора является внутренний мир человека, его мысли и стремления.

О внешности Очумелова известно только то, что он одет в шинель. Видимо, она очень ему дорога, раз он надел ее летом, когда обычно поспевает крыжовник. Шинель новая, значит, Очумелов только недавно был произведен в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах героя возрастает. Шинель для Очумелова – знак власти, узелок в руке – символ корыстолюбия, без них он невозможен. Важной деталью является то, что шинель распахнута, она придает Очумелову дополнительную значимость, повышает его роль в собственных глазах. Но когда оказывается, что «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине», возможно, генеральская собака, значимость куда‑то пропадает: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними‑ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…» Примечательным является то, что снять он просит не шинель, а пальто. Шинель Очумелова – признак власти для него самого и для окружающих – меркнет в сравнении с генеральской шинелью. Но в завершение рассказа, когда Очумелов понял, что все сделал правильно, он опять в шинели: «Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».

В начале рассказа герой идет в распахнутой шинели, в финале же он инстинктивно запахивается. Это можно объяснить, во‑первых, тем, что ему стало зябко в летнюю жару после пережитого потрясения, поскольку его бросало то в жар, то в холод, а во‑вторых, тем, что праздник новой шинели был частично испорчен, он понял, что в общем‑то у него не такой уж важный чин. Запахнутая шинель уменьшается в объеме, а следовательно, уменьшается и величие местного самодура. В то же время, запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще более закрытым, еще более официальным.

Шинель Очумелова в рассказе А. П. Чехова – яркая художественная деталь. Это и отличительный признак конкретного полицейского надзирателя, и символ государственной власти вообще, и постоянно меняющая цвет, подобно хамелеону, справедливость закона, толкование которого зависит от социальной принадлежности обвиняемого.

    • Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
    • Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение. Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию […]
    • План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • В холодный зимний вечер иногда хочется немного оторваться от действительности и помечтать о высоком, добром, вечном. Настроиться на нужный лирический лад поможет поэзия. Стихи затрагивают наитончайшие струны души и иногда становятся спасением для человека в моменты депрессии, плохого настроения. Ярким примером тому является поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи заставляются задуматься о многом, пересмотреть свои взгляды на жизнь, иначе увидеть окружающий мир. От поэзии Анны Андреевны хочется жить, ее произведения не […]
  • (1 вариант) А. П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая Деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя. Например, узнав о том, что, вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина, принадлежит генералу Жигалову, Очумелову становится невыносимо жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!» Здесь снимаемое пальто – символ нервозности героя. Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает ее: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнес. И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа. Следовательно, художественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа. (2 вариант) Художественная деталь помогает автору создать характер героя. Такой характеризующей деталью может быть говорящая фамилия, вовремя и невовремя сказанное слово героя, подмена слов, их перестановка, предмет одежды, мебели, звук, цвет, даже выбор животного, ставшего названием произведения. Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя. Почему Очумелов? Может быть, именно потому, что, очумев, растерявшись, герой произведения не знает, что ему делать, на что решиться. Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова, завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь. Среди первых реплик Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться!» Вроде бы речь о собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось. Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку, «делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее. Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в слезящихся глазах. Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения, морального, материального, юридического: «сорву я с тебя», «пущай мне заплатят», «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете». Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к предполагаемому хозяину. То Хрюкина обвиняют в том, что он сам «расковырял палец гвоздиком», чтобы «сорвать», то советуют дела этого так не оставлять, «нужно проучить», то его иначе как свиньей и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар. Художественная деталь в рассказе Чехова характеризует и Очумелова, и Хрюкина, и собаку. Она помогает читателю понять авторскую точку зрения, заставляет быть внимательнее.

    Популярные произведения

    Статистика Всего произведений — 2141 Всего сочинений — 23707 Последнее сочинение добавлено: 17:19 / 07.02.14 загрузка… var RNum = Math. floor(Math. random()10000); document. write(‘‘);

    Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или внешности персонажа, особенности его речи, мимики, одежды. Так или иначе, именно художественная деталь помогает автору расставить акценты так, чтобы читатель как можно более точно понял его замысел.

    Ярким подтверждением этому может служить рассказ «Хамелеон».

    Развитию действия дает начало обычный житейский случай: борзой щенок дерзнул покуситься на «золотых дел мастера Хрюкина» - «цапнул» его за палец. Это событие, само по себе незначительное, возбуждает любопытство зевак, и в считанные минуты на базарной площади, где только что было тихо и уныло, собирается целая толпа.

    Пострадавший Хрюкин демонстрирует собравшимся окровавленный палец, а «в центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом», сидит «виновник скандала - белый борзой щенок». Полицейский надзиратель Очумелов, который в это время с узелком в руке чинно шествовал через площадь в сопровождении городового, почувствовал свою значительность и решил разобраться в ситуации. Разгневанный нарушением постановления «о бродячем скоте», он не собирается терпеть такого беспорядка и приказывает составить протокол. При этом он не забывает поинтересоваться, чья же это собака. И тут события приобретают неожиданный оборот.

    На первый план выступают диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сводится к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель - «в новой шинели», пострадавший - «человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке», виновник скандала - «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»). Именно такие и подобные им детали помогают нам понять, кто есть кто в этой ситуации и чего от них можно ожидать.

    Рассмотрим одну из выразительных деталей, использованных Чеховым в этом рассказе, - новую шинель полицейского надзирателя. Очумелов то снимает ее, потому что ему становится «ужас как жарко!»; то надевает вновь, то запахивается в нее, потому что от услышанной новости как будто «ветром подуло». И так несколько раз. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. В сложной ситуации, когда

    он должен определить свое отношение и к собаке, и к Хрюкину, и к хозяину щенка, и к толпе обывателей, Очумелов постоянно меняет свои оценки, легко переходя от холопства к произволу, от ругани к лести. Словно хамелеон, он меняет свою окраску. Известно, что хамелеоны - искусные мастера камуфляжа. В ответ на воздействие различных раздражителей они могут менять цвет от серого до коричневого и зеленого, а иногда и желтого. Очумелов, которого Чехов заклеймил словом, вынесенным в название рассказа и ставшим обозначением психологической и социальной приспособляемости, демонстрирует такую же перемену реакций.

    Одной этой деталью Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель - «хамелеон», воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств. Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя точно так же. Становится понятно, что в рассказе на примере единичного случая Чеховым дан психологически обоснованный тип общественного поведения.

    В письмах и записях Антона Павловича Чехова часто встречаются такие высказывания: «Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко»... Он считал, что лаконизм заставляет читателя самостоятельно критически мыслить, самому о многом догадываться. И действительно, в произведениях Чехова нет ничего лишнего, как нет и ничего случайного. Каждое слово писателя, каждая подробность, каждая деталь продуманы и использованы для полного и точного выражения мысли и чувства. И рассказ «Хамелеон» стал ярким тому подтверждением.

    2 вариант

    Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в пору ее блестящего расцвета. Будущий писатель был наделен от природы огромным художественным даром. Но в основе его стремительного творческого роста лежало также и новое видение мира, окружающей его действительности. В своих маленьких рассказах А. П. Чехов умел многое сказать о человеке и жизни. Как раз в этот период появились его знаменитые высказывания: «Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать». Именно поэтому в его произведениях огромную роль играет художественная деталь, несущая важную смысловую нагрузку.

    Показателен в этом плане и рассказ А. Чехова «Хамелеон». В нем рассказывается о том, как однажды полицейскому надзирателю Очумелову пришлось рассматривать случай со щенком, который укусил за палец мастера ювелирных дел. Каждая мелочь в произведении помогает нам раскрыть образы героев. Автор наделил их звучными фамилиями, которые говорят сами за себя: полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин. Даже самое название рассказа - «Хамелеон» - говорит нам о многом. Ведь хамелеон - это ящерица, которая меняет окраску тела в зависимости от природных условий. Именно так ведет себя и полицейский Очумелов. Он быстро меняет свое поведение и мнение о случившемся в зависимости от того, кому принадлежит собака: генералу или бедному человеку. Внутреннее состояние, которое переживает при этом надзиратель, автор передает короткими фразами, которые показывают смятение и непостоянство этого человека: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко!», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит...» При этом свою шинель он называет «пальто», что тоже не случайно. Образ Хрюкина ярко выражен в необычной фразе, что он собаке «цигаркой в харю для смеха...». У него «полупьяное лицо», на котором «как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы». Все это показывает низость Хрюкина, который жаждет «вершить суд» над беспомощным щенком, над которым сам только что издевался, хотя такое поведение не подобает его солидному возрасту.

    Мы видим, что благодаря художественной детали А. П. Чехову удалось в маленьком рассказе блестяще раскрыть характеры героев.

    Урок литературы в 7 классе

    Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

    Цель урока: 1. Продолжить формирование литературоведческой компетенции, указывая на роль художественной детали в произведении.

    2.Способствовать развитию ценностно-смысловой компетенции, работая над осмыслением художественного текста.

    3. Стремиться к овладению общекультурной компетенции

    через знакомство с произведением классической литературы.

    Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности Литературоведческая основа урока: статья Сергея Штильмана “Как "работает" одна из предметно-бытовых деталей в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"”. Предварительное домашнее задание: повторить определение художественной детали.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    А.Приветствие

    Прочитайте тему урока

    Что знакомо вам в этом предложении?

    Б. Целеполагание.

    Исходя из темы, назовите цель урока. (Узнать, какое значение имеет художественная деталь в создании образа Очумелова)

    2. Мотивирование.

    Каждому из нас приходится решать, как поступить в той или иной ситуации, сделать правильный выбор иногда помогают герои литературных произведений. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, автор обращает внимание на некоторые человеческие пороки. Попробуем разобраться в том, чему учит нас великий русский писатель А.П.Чехов.

    А где, по-вашему, могут пригодиться эти знания? (В жизни).

    3. Составление плана

    Что из названия темы вам уже известно? (знаю)

    О чем мы пока не говорили? (хочу узнать)

    Это и будет планом сегодняшнего урока.

    IV . Реализация плана

    А.Прослушивание рассказа в исполнении актера театра (8 мин.16 сек.)

    Задание: 1. Проследить за развитием сюжета.

    2. Назвать действующих лиц

    -Какое впечатление произвело на вас произведение?

    - Какое животное называют хамелеоном?

    -С первым пунктом плана мы справились.

    Б. -А каким вы себе представляете Очумелова?

    А теперь обратимся к тексту и посмотрим, каким изображает нам этого героя А.П. Чехов и какое значение имеет художественная деталь для создания этого образа

    – Вспомните, определение художественной детали. Итак, художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку; деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

    Прочитайте первое предложение рассказа и ответьте на вопрос:

    – какая из упомянутых в нем деталей встретится в произведении еще не раз?

    Ответ, конечно, затруднений не вызывает – это шинель: “Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке”.

    – Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель? Несложный арифметический подсчет показывает: четыре раза! Следовательно, эта деталь для автора очень важна

    Ребята, а вы знаете, для какого времени года предназначен этот вид одежды?

    Обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события. (летом)

    Значит, шинель нужна для того, чтобы согреться, а летом герой её использует совсем в других целях.

    Найдите эпитет, который характеризует шинель? (новая)

    О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая? (значит, у него новый чин, и он чувствует себя хозяином площади)

    Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели? (для героя главное – чин, власть)

    -Кто-нибудь из людей есть ещё на площади? (нет)

    -Как вы думаете, почему? (потому что этот хозяин станет их обирать, поэтому все спрятались)

    - Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы?

    Вывод

    Итак, прочитано только первое предложение рассказа. Что же мы узнали? Во-первых, действительно, описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других, казалось бы, необходимых компонентах портрета. Мы как бы “не видим” лица Очумелова, шинель – это все, что читатель знает о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! Во-вторых, на дворе – лето (в руках у городового – решето с конфискованным крыжовником), почему же полицейский надзиратель идет в шинели? Возможно, ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание “высоты” собственного положения. А поскольку символом власти полицейского надзирателя является шинель, то ее хозяин согласен потерпеть жару. В-третьих, вероятно, шинель все-таки расстегнута: трудно представить, что после слов Очумелова: “Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!” – городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет ее сначала расстегивать. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площади, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут “хрюкины” и им подобные.

    Таково положение вещей к началу развертывания сюжета рассказа.

    В.. Теперь нас будет интересовать момент, когда очумеловская шинель опять окажется в центре повествования.

    Подготовленное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов: “По какому случаю тут?” до слов: “Знаю вас, чертей!”

    Найдите в этом фрагменте предложения, в котором упоминается шинель? (Ужас как жарко)

    Почему Очумелова бросило в жар? (Потому что хозяин Генерал)

    Зачитайте, что он говорит о хозяине собаки сначала.

    Выходит, что это все он говорил о генерале Жигалове.

    (потому что он только что говорил о хозяине собаки, а собака может оказаться генеральской)

    Внутренние или внешние изменения происходят в этот момент с полицейским надзирателем?

    -найдите в рассказе строки, когда шинель упоминается в третий раз

    Почему надзирателя вдруг бросило в холод?

    Вывод

    Итак, виновник “беспорядка”, случившегося на базарной площади, – борзой щенок, укусивший за палец золотых дел мастера Хрюкина. Стремясь, навести надлежащий порядок, полицейский надзиратель разражается потоком ругательств в адрес предполагаемого владельца щенка: “Я этого так не оставлю. Я покажу как вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!”, называет его (владельца) мерзавцем и обещает показать ему “кузькину мать”. И именно в этот момент кто-то из толпы предполагает, что собака, “кажись, генерала Жигалова!”. Эти слова и послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, буквально очумел от услышанного! Ведь если хозяин щенка действительно генерал Жигалов, то все, что до этого полицейский надзиратель говорил в адрес владельца собаки, сказано о генерале. О генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признает и не почитает, и это слышали все, собравшиеся на площади! Такие или подобные мысли, видимо, вихрем пронеслись в голове Очумелова за те несколько секунд, что прошли после реплики из толпы. Небольшая заминка – и звучит знаменитая фраза: “Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!” И жарко, конечно, не от солнца. Интересно выяснить, внешние или внутренние изменения происходят в этом эпизоде с полицейским надзирателем. Внутреннее его перевоплощение мы можем проследить по тексту. Но, думается, имеем полное право предположить, что изменился он и внешне: покраснел от волнения или побледнел от испуга. Кроме того, “не исключено, что цвет его шинели и кителя отличался друг от друга хотя бы оттенком, хотя бы чуть-чуть”. Действительно – хамелеон!

    Комический эффект ситуации Чехов усиливает и за счет речевой характеристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нем преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое мастерство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм хамелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, “жандармский”, в нем постоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: “Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчинятся постановлениям...”, “Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот...”, “А собаку истребить надо”. Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседствуют с просторечиями и вульгаризмами: “Как оштрафуют его, мерзавца...”, “Я ему покажу кузькину мать...”, “Знаю вас, чертей!”

    Рассмотрите иллюстрации к рассказу Чехова “Хамелеон” художника Александра Дудина. Какие эпизоды рассказа на них запечатлены? Как вы об этом догадались?

    Предполагаемые результаты работы

    Рассказ Чехова всегда вызывал интерес у художников-иллюстраторов. На рисунке изображен момент, когда через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руках. За ним шагает городовой с решетом, доверху наполненном конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... На следующей иллюстрации запечатлен другой эпизод рассказа: когда Очумелов выясняет, что произошло в дровяном складе купца Пичугина и “по какому это случаю” на площади собралась толпа: указывая пальцем на щенка, спрашивает: “Чья это собака?..” Шинель еще надета на полицейском надзирателе, а грозное выражение лица говорит о его уверенности в собственной власти над обывателями.

    5. Подводя итоги обсуждения вопросов, поставленных на уроке, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

    По словам Корнея Чуковского, два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзким: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Итак, в центре рассказа “Хамелеон” – полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая ли собака укусила Хрюкина или все-таки генерала Жигалова.

    – Какие же качества своей души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей собравшейся толпе?
    – Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?
    – А какое же качество у Очумелова отсутствует напрочь?
    – Постарайтесь одним словом определить суть поведения Очумелова в запечатленной Чеховым сценке. Только ли для чеховского героя характерно такое поведение?

    Хамелеонство Очумелова выражается в следующих чертах:

      по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;

      по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;

      по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

    (Итоги оформим в виде таблицы, которая заполняется по ходу ответов на вопросы.)

    Рефлексия.

    Поднимите руки, кто работал на уроке в полную силу.

    Кто поставил бы себе «5»?

    А есть ли такие ребята, которые бы поставили себе «3»?

    Итог урока.

    А я поставлю…

    Итак, что нового узнали на уроке?

    Какие для себя сделали выводы?

    инд. письменно ответить на вопрос: “Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова? Обоснуйте свое мнение”.

    Публикации по теме