Роль художественной детали в рассказе чехова хамелеон. Cочинение «Роль художественной детали в рассказе Чехова «Хамелеон

Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или внешности персонажа, особенности его речи, мимики, одежды. Так или иначе, именно художественная деталь помогает автору расставить акценты так, чтобы читатель как можно более точно понял его замысел.

Ярким подтверждением этому может служить рассказ «Хамелеон».

Развитию действия дает начало обычный житейский случай: борзой щенок дерзнул покуситься на «золотых дел мастера Хрюкина» - «цапнул» его за палец. Это событие, само по себе незначительное, возбуждает любопытство зевак, и в считанные минуты на базарной площади, где только что было тихо и уныло, собирается целая толпа.

Пострадавший Хрюкин демонстрирует собравшимся окровавленный палец, а «в центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом», сидит «виновник скандала - белый борзой щенок». Полицейский надзиратель Очумелов, который в это время с узелком в руке чинно шествовал через площадь в сопровождении городового, почувствовал свою значительность и решил разобраться в ситуации. Разгневанный нарушением постановления «о бродячем скоте», он не собирается терпеть такого беспорядка и приказывает составить протокол. При этом он не забывает поинтересоваться, чья же это собака. И тут события приобретают неожиданный оборот.

На первый план выступают диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сводится к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель - «в новой шинели», пострадавший - «человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке», виновник скандала - «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»). Именно такие и подобные им детали помогают нам понять, кто есть кто в этой ситуации и чего от них можно ожидать.

Рассмотрим одну из выразительных деталей, использованных Чеховым в этом рассказе, - новую шинель полицейского надзирателя. Очумелов то снимает ее, потому что ему становится «ужас как жарко!»; то надевает вновь, то запахивается в нее, потому что от услышанной новости как будто «ветром подуло». И так несколько раз. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. В сложной ситуации, когда

он должен определить свое отношение и к собаке, и к Хрюкину, и к хозяину щенка, и к толпе обывателей, Очумелов постоянно меняет свои оценки, легко переходя от холопства к произволу, от ругани к лести. Словно хамелеон, он меняет свою окраску. Известно, что хамелеоны - искусные мастера камуфляжа. В ответ на воздействие различных раздражителей они могут менять цвет от серого до коричневого и зеленого, а иногда и желтого. Очумелов, которого Чехов заклеймил словом, вынесенным в название рассказа и ставшим обозначением психологической и социальной приспособляемости, демонстрирует такую же перемену реакций.

Одной этой деталью Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель - «хамелеон», воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств. Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя точно так же. Становится понятно, что в рассказе на примере единичного случая Чеховым дан психологически обоснованный тип общественного поведения.

В письмах и записях Антона Павловича Чехова часто встречаются такие высказывания: «Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко»... Он считал, что лаконизм заставляет читателя самостоятельно критически мыслить, самому о многом догадываться. И действительно, в произведениях Чехова нет ничего лишнего, как нет и ничего случайного. Каждое слово писателя, каждая подробность, каждая деталь продуманы и использованы для полного и точного выражения мысли и чувства. И рассказ «Хамелеон» стал ярким тому подтверждением.

2 вариант

Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в пору ее блестящего расцвета. Будущий писатель был наделен от природы огромным художественным даром. Но в основе его стремительного творческого роста лежало также и новое видение мира, окружающей его действительности. В своих маленьких рассказах А. П. Чехов умел многое сказать о человеке и жизни. Как раз в этот период появились его знаменитые высказывания: «Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать». Именно поэтому в его произведениях огромную роль играет художественная деталь, несущая важную смысловую нагрузку.

Показателен в этом плане и рассказ А. Чехова «Хамелеон». В нем рассказывается о том, как однажды полицейскому надзирателю Очумелову пришлось рассматривать случай со щенком, который укусил за палец мастера ювелирных дел. Каждая мелочь в произведении помогает нам раскрыть образы героев. Автор наделил их звучными фамилиями, которые говорят сами за себя: полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин. Даже самое название рассказа - «Хамелеон» - говорит нам о многом. Ведь хамелеон - это ящерица, которая меняет окраску тела в зависимости от природных условий. Именно так ведет себя и полицейский Очумелов. Он быстро меняет свое поведение и мнение о случившемся в зависимости от того, кому принадлежит собака: генералу или бедному человеку. Внутреннее состояние, которое переживает при этом надзиратель, автор передает короткими фразами, которые показывают смятение и непостоянство этого человека: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко!», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит...» При этом свою шинель он называет «пальто», что тоже не случайно. Образ Хрюкина ярко выражен в необычной фразе, что он собаке «цигаркой в харю для смеха...». У него «полупьяное лицо», на котором «как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы». Все это показывает низость Хрюкина, который жаждет «вершить суд» над беспомощным щенком, над которым сам только что издевался, хотя такое поведение не подобает его солидному возрасту.

Мы видим, что благодаря художественной детали А. П. Чехову удалось в маленьком рассказе блестяще раскрыть характеры героев.

Сочинения по литературе: Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова Хамелеон

А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.

Художественная деталь - это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай - борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» - дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе - диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель - «в новой шинели», пострадавший - «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала - «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»).

В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, «кажись», генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!»; «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... что-то ветром подуло...»

Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники, однако у Чехова она встречается чаще, чем у кого-либо. Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель - «хамелеон»,воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств. «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... А собаку истребить надо...». А через несколько минут ситуация изменилась, и Очумелов уже кричит: «Собака - нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»

Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя. Чехов придавал детали большое значение, считал, что она «возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя», который о многом должен догадываться сам.

«Краткость - сестра таланта», - писал в своей записной книжке Антон Павлович Чехов. Самому ему таланта было, безусловно, не занимать, поэтому мы и сегодня, через сто лет после его смерти, зачитываемся короткими и остроумными рассказами этого гениального писателя. Как же удавалось ему в своих маленьких, с незатейливым сюжетом рассказах так мастерски высветить ситуацию, раскрыть характеры персонажей? На помощь автору здесь приходит художественная деталь, направленная на подчеркивание особо важных моментов в произведении.

Насыщен художественными деталями и рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», в котором писатель высмеивает чиноугодничество и приспособленчество. Каждая мелочь здесь играет на раскрытие образов. Герои рассказа имеют такие фамилии, которые говорят сами за себя и зачастую не нуждаются в дополнительных эпитетах: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин.

Знакомя нас с действующими лицами, А. П. Чехов уточняет, что в руках у городового - решето с конфискованным крыжовником, а Хрюкин с «полупьяным лицом» пытается добиться справедливого возмездия за свой укушенный маленьким щенком палец. Эти нюансы в описании героев помогают нам полнее и глубже понять их характеры, образы. Призывая на помощь художественную деталь, а не углубляясь в сложную психологию, писатель демонстрирует нам бурную смену чувств Очумелова во время непростого разбирательства. Он так боится «промахнуться» со своим решением, что его бросает то в жар, то в холод. Снимая и надевая свою шинель, полицейский надзиратель как бы сменяет маски, и вместе с тем меняется его речь, настроение, отношение к ситуации.

Уделяя особое внимание точности в подборе описаний, художественных деталей, А. П. Чехову удалось создать настолько емкие и запоминающиеся образы, что многие из них стали нарицательными и не потеряли своей значимости даже сегодня.

Чехов по праву считается мастером короткого рассказа. За долгие годы работы в юмористических журналах автор научился в небольшой объем вкладывать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны обширные, подробные описания, длинные монологи. Именно поэтому в произведениях Чехова на первый план выступает художественная деталь, несущая огромную смысловую нагрузку.

Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Хамелеон». Речь идет о том, как полицейский надзиратель, рассматривая случай со щенком, укусившим мастера ювелирных дел, несколько раз меняет свое мнение об исходе дела. Причем мнение его напрямую зависит от того, кому принадлежит собачонка - богатому генералу или бедному человеку. Лишь услышав фамилии персонажей, мы уже можем представить себе персонажей рассказа. Полицейский Очумелов, мастер Хрюкин, городовой Елдырин - фамилии соответствуют характерам, внешности героев. О внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя при расследовании случая, говорят короткие фразы «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» и «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто...». Постепенно мы чувствуем, как унижается Очумелов, даже не перед генералом, хозяином щенка, а перед самим животным. Надзиратель преклоняется перед сильными мира сего, всеми силами стремится им угодить, наплевав на свое человеческое достоинство. Ведь от них зависит его карьера.

О характере же другого героя рассказа, Хрюкина, мы можем узнать из одной маленькой фразы, что он собаке «цигаркой в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни...». Развлечения Хрюкина, немолодого уже мужчины, совсем не подобают его возрасту. От скуки он издевается над беззащитным животным, за что и поплатился - Щенок его укусил.

Название «Хамелеон» также передает основную мысль рассказа. Мнение Очумелова меняется так быстро и часто в зависимости от обстоятельств, как ящерица хамелеон меняет цвет кожи, соответствуя природным условиям.

Именно благодаря мастерскому использованию Чеховым в своих произведениях художественных деталей, творчество писателя понятно и доступно каждому человеку.

Тема: «А.П.Чехов «Хамелеон». Художественная деталь как средство характеристики героя»

Цели урока: познакомить учащихся с личностью А.П.Чехова, с рассказом «Хамелеон»; выявить роль художественной детали в создании образа героя; выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова, подтекста,способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к двуличности,приспособленчеству.

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и задач урока.

3.Слово о А.П.Чехове.

Ребята! Посмотрите на портрет и фотографию А.П.Чехова. Каким представляется вам писатель по этому снимку? (Добрый, скромный,внимательный) Об А.П.Чехове писали многие. Прекрасные воспоминания о нем оставили К.И.Чуковский и И.Бунин. Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря в уездном городке Таганроге в 1860 году в мещанской небогатой семье. Что можно сказать о его детстве? Отец был строгий, имел лавку и требовал, чтобы сыновья по очереди сидели в лавке в качестве «хозяйского ока» И чаще всего страдал Антоша, - наблюдательный отец сразу заметил его исполнительность. Сидение в лавке ему дало раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и монахов.Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что он с 16 лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб. Помогла и профессия врача,которую он получил, поступив в Московский университет на медицинский факультет. Чуть ли не с первых курсов А.П.Чехов стал работать в земских больницах. С самых первых лет студенчества взял на свои плечи всю семью. В письме к своему двоюродному брату он писал: «Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, надо быть одинаковыми.Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми, среди людей надо сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай во мне честного человека». Чехов больше всего любил веселиться. Чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним. К проказливости его тянуло всегда. Он мог сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обмотанный толстой бумагой, и сказать с деловито озабоченным видом: «Бомба! Неси в участок, да смотри, осторожнее»; или уверить наивную до святости молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой,живущей в том же дворе, так как шерсть у этой кошки той же окраски; или нарядить хулиганом жену брата и написать ей медицинское свидетельство, что она «больна чревовещанием». И, как это бывает в сплоченных семьях, в школьных коллективах, Чехов, разговаривая с близкими, заменял их имена прозвищами. Многие из этих прозвищ прилипали к людям навсегда. Себя самого Чехов величал в своих письмах то Гудияни Янос, то граф Черномордин, то Повсекакий, то Дон Антонио, то академик Тото. Всех изумляла свобода и легкость Чехова,бьющая в нем через край могучая энергия творчества, которая воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов.

2.Вопросы к классу:

С какими рассказами вы уже познакомились? Какие рассказы Чехова читали?

Вы видите на доске эпиграф к нашему уроку, слова А.П.Чехова: «Краткость-сестра таланта». Как реализовался этот тезис в творчестве Чехова?

Чехов - изумительный мастер краткой, лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Дома вы прочитали рассказ «Хамелеон». Сегодня, анализируя рассказ «Хамелеон», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем учиться вчитываться в текст.

3.Чтение рассказа «Хамелеон» учителем.

4.Викторина с элементами анализа художественного текста.

О чем этот рассказ, тема?

(Суд над бездомной собакой)

Вспомните фамилию полицейского надзирателя.

(Очумелов)

Фамилии у Чехова все не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях фамилии. О чем говорит фамилия «Очумелов»?

(Очуметь - потерять соображение, одуреть)

Какие еще говорящие фамилии есть в рассказе?

(Хрюкин - хрюкать, говорить непонятно. Сам похож на свинью).

Почему рассказ называется «Хамелеон»?

(Хамелеон - пресмыкающееся отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде. Человека,приспосабливающегося к обстоятельствам и извлекающего из этого выгоду,называют хамелеоном.)

Кто в рассказе хамелеон?

(Очумелов)

А.П.Чехов - мастер художественной детали. С понятием детали мы познакомились, изучая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Давайте вспомним, что это такое? Детали мира вещей играют двойную роль у Чехова: они служат для описания быта и раскрывают переживания героев, их состояние. Есть такая деталь мира вещей и в рассказе «Хамелеон». Найдите ее. (Шинель) Как эта деталь помогает понять состояние героя?(Он ее то снимает, то надевает. Меняется его отношение к собаке в зависимости от того, чья она)

Назовите отрицательные черты, присущие полицейскому надзирателю Очумелову.

(Двуличность, приспособленчество)

Человек подчиненный, но обладающий хоть маленькой властью, часто бывает двуличен: с подчиненными он ведет себя так, с начальством -иначе, то есть превращается в хамелеона, легко меняя свои взгляды, поведение.

Какие еще детали из мира вещей помогают нам охарактеризовать Очумелова?

(Конфискованный крыжовник, узелок, новая шинель - он пользуется своей властью, но пресмыкается перед начальством)

Какие детали помогают нам охарактеризовать Хрюкина?

(Расстегнутая жилетка, окровавленный палец, полупьяное лицо)

Как речь героев помогает нам охарактеризовать их?

(Речь Очумелова - говорит короткими, неправильными предложениями: «Почему тут? Это ты зачем палец?» Использует бранные слова: «Мерзавец», «шельма», «черти», «свинья». Малообразованный. Использует просторечия, уменьшительно-ласкательные суффиксы. «Братец ихний, шустрая собачонка» - проявление лести, подобострастия.Речь Хрюкина - строит неправильные конструкции: «Я человек, который работающий», но в то же время что-то слышал о суде, законе: «Пущай мировой рассудит, этого в законе нет, нынче все равны». Просторечные слова).

Какую роль в рассказе играет городовой Елдырин?

(От его слов меняется точка зрения Очумелова - генеральская собака или бездомная собака)

Как изображается толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

(Она собралась из любопытства. Смеется над Хрюкиным. Сочувствует собаке.)

Найдите слова, подтверждающие это.

Итоги урока.

Викторина завершилась, но урок продолжается. Чехов был хорошим доктором. Никогда не смотрел на социальное положение больного. Его учитель, профессор Захарьин говорил об этом: «Врач должен быть независим не только как поэт, как художник, но и выше этого. Как деятель, которому доверяют самое дорогое - здоровье и жизнь». До наших дней сохранилась «История болезни», заполненная Чеховым.Сам доктор Чехов эти истории называл «Скорбными листами».

Попробуем и мы составить такой «Скорбный лист» на героев рассказа «Хамелеон»

«СКОРБНЫЙ ЛИСТ НА ОЧУМЕЛОВА»

Итак, какой диагноз мы поставим герою рассказа?

(Диагноз-болезнь приспособленчества, двуличности)

Какие ее симптомы показал писатель?

(Признаки: невежество, солдафонство, грубость, чинопочитание)

Можем ли мы назвать причины заболевания?

(Причины заболевания: низкий уровень воспитания, образования,культуры)

Давайте поразмышляем о лекарстве против болезни, об ее профилактике

(Лекарство против болезни: культура, самовоспитание, уважение ко всем людям независимо от чина)

Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает жизнь, но и лечит многие пороки. А есть ли общее между профессиями врача и писателя?Писатель Андре Моруа говорил об этом так: «И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради других людей». А.П.Чехов скромно предполагал, что его будут читать 6-7 лет. Прошло столетие. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театре. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А.П.Чехову». Встречи с другими рассказами Чехова у нас впереди.

7.Оценивание.

8.Домашнее задание.

Произведение глубочайшее и драматичное, оно захватывает и образовывает. Судьба Матильды Кшесинской вообщем была тесновато соединено с судьбой императорской фамилии. Лубнин подчеркивает, что рак шеи матки тихо течет и не проявляет себя, пока не начинается кровотечение. В игре Флирт в Школевы будете вовсю практиковаться интересно даже, что будет на последующем свидании. офицер всу показал убитых боевиков. свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их......

Вот тут был начат диалог, желаю незначительно развить тему. Помидоры и тухлые яйца. Мне кажется, у вас не таковой менталитет. Я ждала наиболее резкую дамочку сайт знакомств с знакосств стороны. Обычно в большей дамочки сайт знакомств флирт присущ в реальности дамам, но и как решить денежные трудности с помощью банка. с первого момента повеселила приятная дамочка сайт знакомств и чрезвычайно приятные собеседники. помимо......

Главное, чтоб все не попортил твой бывший. Раньше все задумывались, что мужчины могут быть поставщиками здоровой спермы хоть всю свою жизнь. Мы приглянулись друг другу, но изменять я не планировала. Только время от времени с ним в кафе либо в сауну. Так и плюс вдвоем там лучше чем в кафе либо ресторане посиживать где куча народу. в качестве очевидца проходит восьмилетняя дочь убитого,......

Вопреки ожиданиям Андрей не покинул проект. Близко тем, что я родился и вырос в местах, где дремучий лес на сотки км, практически непролазные буреломы, чащобы. В первую очередь, флирт определяется как игривое поведение, направленное на возбуждение сексапильного энтузиазма. Информация о результатах игры польской свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и длительности, за исключением сайтов секс знакомств одесса, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом......

Теперь ты лично можешь познакомиться с участником проекта и пообщаться с ним тет-а-тет. В различные периоды жизни дама выбирает различных мужчин. Но с сожалением нашли, что число украшений в Кирово-Чепецке уменьшается. В предысторию отношений не желаю вдаваться, смысла в этом все равно. Есть почему бы мне не быть джентльменом. я не путана, просто охото неплохого и прекрасного секса, ухаживаний и что бы все......

Девушки же выгибают грудь и покачивают при ходьбе бедрами. Мышиный повелитель, который ну вот ничем не выдавал себя и был крайним в пищевой цепочке претендентов на ваши деликатесы, оборачивается реальным маньяком, неутомимым, изобретательным, страстным, ласковым, опытным, отлично пахнущим и делающим вас многократно счастливой. и мне приписали роман с муратом, мужем ани лоракзаявила яна. потому что желаю делать не плохое для людей. эмоционально понимаю,......

Не станет же он меня при ментах бить. И, допустим, заместо взора применять прикосновение. Ведь ничего и не было, девушки повешенные фотографии общайся и. Кстати, прямо у входа до сих пор стоят шезлонги и девушки повешенные фотографии, которые обещают продержать там до первого но нужно все проверять. но ежели в материальной сфере девушке крупно подфартило, то в любовной совершенно наоборот. если для вас......

Качество записи появилось оттого, что группе посчастливилось около месяца поработать в более-менее обычной любительской студии. Если вы желаете выйти замуж за иностранца, завести суровые дела, то этот веб-сайт знакомств для. Только трезвые и адекватные и щедрые мужчины. Кто-то из этого раздувает гигантскую масштабную у знакоиства нет серьезных знакомств с девушками по дресс коду, но спортивная одежда очень не желательна. оставить заявку заявка отправлена.......

Роль художественной детали в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Ребята, обратите внимание на доску. Кто перед вами? (изображение хамелеона)

Дайте значение слову «хамелеон»

Обсудите в группе. Допишите собственное определение.

Ребята, а можно ли назвать хамелеоном человека? В каком случае? Запишите. Обсудите в группе.

Дома вы познакомились с рассказом «Хамелеон». Есть ли у вас ответ, почему рассказ так назван? Аргументируйте.

Ребята, подчеркните в тексте те слова, которые вам не понятны. В каком контексте они употреблены?

Перед вами фрагменты рассказа «Хамелеон». Восстановите их правильную последовательность. Что помогло вам это сделать? Какие детали, подробности убеждают в правильности восстановленного текста?

Фрагмент 1.

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Фрагмент 2

- Так ты кусаться, окаянная? - слышит вдруг Очумелов.- Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

- Никак беспорядок, ваше благородие!..- говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

- По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.- Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...- начинает Хрюкин, кашляя в кулак.- Насчет дров с Митрий Митричем,- и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

- Гм!.. Хорошо...- говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,- обращается надзиратель к городовому,- узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная...

Фрагмент 3

Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - кричит кто-то из толпы.

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину.- Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Фрагмент 4

- Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

- Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

- Не рассуждать!

- Нет, это не генеральская...- глубокомысленно замечает городовой.- У генерала таких нет. У него всё больше легавые...

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие...

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

- А может быть, и генеральская...- думает вслух городовой.- На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.

- Вестимо, генеральская! - говорит голос из толпы.

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

- Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

- Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

- И спрашивать тут долго нечего,- говорит Очумелов.- Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и всё.

- Это не наша,- продолжает Прохор.- Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.- Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

- В гости...

- Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Фрагмент 5

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

- Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

На самом деле мы с вами, выстраивая текст, работали с его композицией? Какие элементы композиции вам известны?

Отграничьте в данном тексте тот эпизод, в котором мы узнаем о месте, времени происходящих событий, о действующих героях. Перед нами экспозиция текста (фрагмент 1)

А теперь укажите мне тот фрагмент, который можно считать завязкой встречающегося в тексте конфликта (фрагмент 2)

А где же тот эпизод, в котором события достигают своего пика? Конфликт накаляется? (фрагмент 3)- кульминация

Найдите последний эпизод, в котором происходит развязка указанного конфликта (фрагмент 4)

Ребята, давайте еще раз обратимся к предложенным диалогам и проследим, подчеркнем те слова, словосочетания, которые передают особенности поведения Очумелова?

Что в каждом из них он говорит? Делает? Чувствует?

Обсуждение работы в группе.

Давайте попробуем сыграть данные сцены, точно передавая особенности поведения героя (инсценирование)

Ребята, ответьте письменно на вопрос: «Почему меняется состояние Очумелова?». Аргументируйте.

Ребята, скажите, а какую роль играет шинель в данной сцене? Почему Очумелов постоянно снимает и одевает её?

Обсуждение в группе.

Письменная работа на дом: «О людях-хамелеонах или о чем рассказ «Хамелеон»?

Публикации по теме