Влияние городской среды на поведение человека. Ограничивайте, но не исключайте

В широком понятии воздействие - это процесс активного влияния одного участника деятельности на другого. В нашем мире ничто не существует само по себе. Все организмы и предметы так или иначе взаимодействуют, влияя друг на друга или испытывая влияние на себе.

Факторы среды

Наука экология рассматривает несколько факторов среды, которые представляют собой различные условия, отражающиеся на жизнедеятельности организмов. Первая группа - это абиотические факторы, включающие климат, рельеф, качество воды, почвы, состав атмосферы.

Представляют взаимодействие живых организмов между собой. Животные и растения могут приспосабливаться к совместному существованию и даже извлекать из него личную пользу, либо, наоборот, могут конкурировать друг с другом. В результате жизнедеятельности они превращаются в факторы воздействия на окружающую среду и способны изменять условия существования.

Третьей группой являются В последнее время они играют наиболее важную роль, так как отражают влияние человека на окружающий мир. Сюда относятся намеренное и случайное вмешательство со стороны людей в жизнедеятельность организмов и природные условия.

и организмы

Природные условия, как правило, действуют на организм в комплексе. Вместе они представляют целостную систему, называемую средой. Каждому отдельному виду живых организмов необходимы определенные условия среды для существования.

Важную роль играет и газовый состав атмосферы, солёность воды и почв, температурный режим, количество осадков и многое другое. При этом одни факторы окружающей среды могут усиливать или уменьшать действие других. В зависимости от результата выделяют четыре типа их взаимодействия: монодоминантность, синергизм, провокационность и антагонизм. Поговорим о них подробней.

Монодоминантное воздействие - это подавление одним фактором всех остальных. Синергизм - процесс положительного взаимного усиления. Антагонизм, наоборот, представляет взаимное угнетение. Например, саранча настолько активно уничтожает свою пищу, что последующий дефицит еды уменьшает и саму ее популяцию. Провокационное воздействие - это положительное и отрицательное влияние на организм, в котором действие вторых усиливается от влияния первых.

Антропогенное влияние на среду

Антропогенное воздействие - это любое вмешательство людей в законы окружающего мира. Положительный эффект проявляется в учреждении заповедников и других охраняемых природных зон. В таком случае удается сохранить ценные ландшафты, растения и уберечь редкие виды животных от вымирания.

К сожалению, по большей части человек оказывает негативное воздействие на среду, а заповедники часто являются попыткой это исправить. Деятельность людей охватывает все существующие факторы окружающей среды. Один завод, к примеру, может одновременно загрязнять почву, воздух и воду. Изменение хотя бы одного такого фактора неизбежно приводит к изменению остальных.

Загрязнение воздуха способно изменить климатические условия, измененный состав почв или воды влияет на жизнедеятельность животных и растений. Антропогенный фактор проявляется в вырубке лесов, выбрасывании отходов, браконьерстве, сооружении дамб, водохранилищ. Влияние его бывает прямым - целенаправленное действие на компонент природы, или косвенным - случайное последствие прямого действия. Например, после вырубки лесов и т. д.

Воздействие на человека

Окружающая среда влияет на человека так же, как и на остальных живых существ. Часто именно деятельность людей отражается негативными переменами в окружающей среде. Хотя изменения условий связано с этим не всегда. Причинами могут служить природные катастрофы, циклоны, электромагнитные волны, изменение атмосферного давления, выпадение осадков.

Важной составляющей здоровья человека является его психическое состояние, повлиять на которое может окружающая обстановка. В современном урбанистическом мире индивид каждый день подвергается стрессу. Психологическую нагрузку несет все: архитектурные строения, цветовое оформление зданий и интерьеров, шум, освещение, композиционные решения. Все эти компоненты воздействуют на человека не меньше природных факторов.

Влияние окружающей среды на поведение

Некоторые формы поведения проявляются только на определенных стадиях развития. Иногда такое поведение развивается, по-видимому, без какой бы то ни


было заметной тренировки. Например, голуби в определенном возрасте начинают махать крыльями и неуверенно летать, но с практикой их летательные способности улучшаются. Однако Громан (Grohmann, 1939) в ставшем теперь классическим эксперименте выращивал группу голубей в трубах, в которых они не могли двигать крыльями. Другая группа такого же возраста развивалась без ограничений. Когда эти развивавшиеся на свободе голуби достигли стадии, на которой они могли удовлетворительно летать, были освобождены голуби из труб. Оказалось, что они также способны летать сразу же после освобождения. У мутантных цыплят, лишенных оперения, развиваются нормальные вестибулярные рефлексы, проявляющиеся в движениях крыльев, хотя эти рефлексы совершенно бесполезны (Provine, 1981). На первый взгляд кажется очевидным, что поведение не зависит от средовых факторов, но не следует считать, что способность к полету развивается независимо от онтогенетических возможностей. Вероятнее все же, способность к полету зависит от некоторых существенных условий, хотя наши знания о них фрагментарны (Ham, Veomett, 1980). Сходный пример - вокализация у голубей и домашних кур, которая весьма стереотипна и проявляется на определенных стадиях развития. Она зависит не от слухового опыта, а от определенного гормонального состояния, являющегося частью общего созревания.

Многие типы движений развиваются при очевидном отсутствии тренировок или примера (Hinde, 1970). Однако результаты изучения некоторых форм поведения в эмбриогенезе позволили предположить, что в них фрагментарно и неполно включены движения, которые, возможно, влияют на процесс развития (например, Кио, 1932, 1967; Kraijt, 1964; Anthoney, 1968). В качестве примера мы рассмотрим работу Куо (Кио, 1932) по развитию поведения у куриных зародышей. Куо делал окна в скорлупе яйца и непосредственно наблюдал за поведением зародыша (рис. 3.2). Он обнаружил, что зародыш постоянно подвергается воздействию различных сигналов, возникающих как внутри яйца в результате его собственной активности, так и поступающих снаружи. Можно было наблюдать различные движения, в том числе начальные пассивные движения головы, вызванные сокращениями сердца. Активные движения головы развиваются в течение нескольких дней и сопровождаются открыванием и закрыванием клюва. К семнадцатому дню наблюдаются движения, похожие на клевание. Некоторые исследователи полагают, что таким образом цыпленок учится клевать (например, Lehrman, 1953; Schneirla, 1965). Другие (например, Thorpe, 1963; Lorenz, 1965) поднимают эту идею на смех. Независимо от того, имеет место научение или нет, не приходится сомневаться в том, что развивающийся зародыш отвечает на различные сигналы, поступающие как изнутри яйца, так и из внешней среды, и что эти сигналы влияют на эмбриональное развитие. Так, Маргарет Винс (Margaret Vince, 1969) показала, что сигналы, исходящие от зародыша, могут влиять на развитие других яиц в гнезде, синхронизируя вылупление. Готтлиб (Gottlieb, 1971) обнаружил, что утиные зародыши начинают реагировать на сигналы матери за пять дней до вылупления и что такой опыт может влиять на последующее поведение утят. Однако другие исследователи (например, Hamburger, 1963) получили данные, свидетельствующие о том, что движения у куриных за-


родышей развиваются при отсутствии сенсорной стимуляции, и что на типы движений, которые проявляются позднее в онтогенезе, не обязательно оказывают влияние движения раннего зародыша (см. Gottlieb, 1970).

Читатели, должно быть, помнят, что потомство разных видов развивается разными путями. Если утята и козлята способны бегать сразу же после появления на свет, то птенцы черного дрозда и котята в этом возрасте беспомощны. Нас не удивляет утверждение о том, что на постна-тальное развитие последних влияет опыт. Так должны ли мы удивляться тому, что животное, находящееся в яйце или в утробе матери и проходящее такие же стадии общего развития, подвергается воздействию определенных сигналов. По-видимому, нет принципиальной разницы между защитными приспособлениями, окружающими утенка в яйце, и защитой молодых черных дроздов в гнезде. Точно так же, по-видимому, невелики принципиальные различия между влиянием среды в том и в другом случае. Для нормального развития потомства каждого вида важны определенные типы жизненного опыта. Например, взрослая кошка не будет обладать нормальным зрением, если в течение первых месяцев жизни у нее возникают какие-либо нарушения в координации зрения двумя глазами, например, при искусственном косоглазии или при выключении каждого глаза поочередно (через день), так чтобы оба глаза не функционировали вместе (Hubel, Wiesel, 1965). Опыт, который необходим для нормального развития животного, различен у разных видов.

Учеными был проведен эксперимент, который показал, что получение стресса сразу после рождения может спровоцировать развитие шизофрении. Человек мог никогда не стать шизофреником. Но именно внешний фактор, который вызвал в нем , спровоцировал развитие шизофренических патологий в мозгу.

Выбирайте тех, с кем общаетесь

Выбирайте тех, с кем общаетесь. Пообщавшись некоторое время с человеком, вы со временем начинаете думать и говорить точно так же, как и он. Но можно этого избежать лишь в том случае, когда вы замечаете что-то в другом человеке и следите за тем, чтобы в вас это качество не проявилось. Вы наблюдаете, что нового в вас появляется. В вас могут проявляться как хорошие черты, так и плохие. Но не делать ничего плохого из того, что постоянно делает ваш знакомый.

Вы перенимаете на себя все, что есть в другом человеке, но вместе с тем выбираете, что оставить, а что отвергнуть. Вы это делаете так: прослеживаете, что нового в вас появилось, и решаете, оставить это в себе или прекратить развивать, поступая иным образом.

Зачастую человек живет неосознанно и все-таки набирается некоторых привычек от других, потому что не контролирует процесс их развития в себе в течение всего общения с новыми знакомыми. Вы повторяете, делаете то же, что и другие люди, не останавливаете себя в проявлениях, выражениях, отчего со временем это становится вашей привычкой. Если не хотите набраться плохих привычек от новых знакомых, просто не делайте того, что и они. Контролируйте себя, наблюдайте, какие новые поступки и черты у вас появляются, продолжайте делать так, как делали раньше, до общения с этими людьми, если вам не хочется менять себя. Другими словами, «гните свою линию», что бы другой человек ни делал и ни прививал со своей стороны.

Обратите внимание, как становятся похожими люди друг на друга после долгого общения. Они ведут себя так, словно их воспитывали одни и те же родители. Это естественный процесс, когда человек перенимает качества и привычки, которые присущи его окружению и ярко выражены в нем.

Если вам нравятся качества, которые проявляет другой человек в вашем присутствии, тогда не сопротивляйтесь процессу «передачи»: вы вскоре сами начнете вести себя точно так же. Но если вам не нравятся те суждения и поступки, которые делает другой человек, лучше прекратите с ним общение либо будьте внимательны к себе: каждый раз пресекайте в себе совершение поступков и развитие качеств, которыми не хотите обладать. Сразу же поступайте так, как бы вам хотелось и как считаете нужным. Будьте осознаны и внимательны. Только от вас зависит, проявятся у вас качества другого человека или нет.

Плохая окружающая среда

Следует понимать, что окружение может быть не только хорошим, но и плохим. Пока вы являлись маленьким ребенком, не было выбора, в какой окружающей среде расти. Ваши родители – это первая среда, в которую вы попадаете. Как отмечает , именно родители становятся первыми факторами, которые развивают нездоровую психику человека.

Далее к этому процессу подключаются соседи, воспитатели, учителя, друзья, СМИ и общество в целом. Ежедневно на вас воздействуют различными факторами, некоторые из которых вызывают стресс. Все, что вызывает у вас негативные эмоции, заставляет развивать в себе психические и эмоциональные отклонения. Это происходит неосознанно и незаметно. Вам остается только наблюдать результаты воздействия той среды, в которой вы пребываете постоянно.

Eлeнa Штeйнбax

В городской культуре веками складывались определенные типы пространства: площади, улицы, дворы, центры, окраины, рынки, въезды, ритуальные пространства и т. д. Все эти типы пространств архитектурно заданы, вошли в культурную память человека и предполагают соответственный тип поведения. Городской архетип — пространство, определяющее поведение человека в рамках городской культуры. Поведение человека в публичном пространстве задано архетипом этого пространства ("архе" (arche) в переводе с греческого означает начало, главенство).

Архетип улицы , например, задан архитектурно наличием фасада, выходящего на улицу, различием между внешним пространством улицы и внутренним пространством двора. Соответственно на улице и во дворе предполагается различные формы поведения. Во двор можно выйти в халате, тапочках, с ведром, вытряхивать половики, болтать с соседями, накопать червяков, загорать,играть в детские игры, и все это абсолютно неуместно на улице. На улице нужно быть соответственно одетым, нельзя играть в пятнашки и прятки и нужно идти по тротуару. Что происходит, если этот архетип нарушен?

Вместе с архитектором А. М. Катхановой мы обследовали ряд территорий в Санкт-Петербурге, отличающихся по своему архетипу двора и соотношению внутреннего и внешнего пространства. Метод исследования — наблюдение за поведением и интервью. Первая территория — квартал нового района Ржевка-Пороховые — типичные для новостройки девятиэтажные пластины домов образовали внутренние пространства, в которых располагались школы и детский сад. Мы наблюдали поведенческую активность в двух дворах: в одном была школа, в другом детский сад. Вторая территория — квартал Старая деревня с малоэтажной застройкой — по периметру огороженного двора расположены восемь двухэтажных зданий. Внутреннее пространство двора разбито на зоны, есть небольшие огороды, клумба, место для сушки белья, стол, детская площадка, открытая лужайка. Третья территория — квартал в историческом центре города на Петроградской стороне с типичной для центрального района плотностью застройки, частой сетью улиц и дворовыми пространствами, принадлежащими нескольким соседним домам.

В квартале на Ржевке-Пороховых из-за несоответствия архетипу возникли следующие конфликты:

  1. Между жителями домов и потоком людей, проходящих мимо . Жители считали внутреннее пространство своим и пытались навести в нем порядок. В частности, одна бабулька вскапывала газон, по которому топал мимо поток людей, идущих в универсам. Лужа на пути заставляла людей выходить на траву газона. Бабулька же была уверена, что это ее двор и нельзя позволять вытаптывать траву. Вдоль стен домов жители под своими окнами пытались разбить палисадники. Прохожие безжалостно их вытаптывали. Жители не сдавались, они огораживали цветники колючей проволокой и вбивали доски с надписями — по газонам не ходить, собак не выгуливать.
  2. Конфликт, возникший из-за того, что территория двора занята детским садом . Жители двора считают, что у них есть право пользования территорией детского сада, и как только администрация сада уходит, детская площадка оккупируется местными ребятами. Администрация жалуется, что она не в состоянии держать в порядке оборудование площадки. Кроме того, прохожие, которым некогда обходить по периметру детский сад, с их точки зрения это досадное препятствие на пути, ломая забор, движутся к намеченной цели.

Во дворе, в котором находится школа, также постоянно возникают стычки, школьники, сдающие спортивные нормативы, сливаются с потоком проходящих. У жителей нет покоя днем, так как дети шумят, выбегая во двор во время перемен. Школьники занимают детскую площадку жителей домов.

Между жителями домов и владельцами машин идет война. Жители категорически не желают, чтобы под их окнами стояли чужие машины — это же двор, а не улица, говорят они; забаррикадировали въезд во двор огромным камнем, а владельцы машин регулярно эту глыбу откатывают.

Нарушение архетипа двора приводит к неправильным поведенческим ожиданиям . В малоэтажной застройке мы наблюдали практически полное понимание всеми членами сообщества того, что здесь должно происходить. Жители хорошо друг друга знают, цветочная клумба, огородики и палисадники все ухожены, известно, что кому принадлежит. То есть обеспечен полный контроль над территорией. Двор замкнут, и чужак здесь будет чувствовать себя неуютно. В центральном районе дворовое пространство четко задано архитектурно и планировочно. Оно открыто для любого прохожего, но правила поведения для каждого из участников процесса вполне понятны, заданы в рамках городской культуры.

Среда как место поведения: школа экологической психологии Роджера Баркера

Родоначальник школы экологической психологии Роджер Баркер (Barker R. G., 1968) изучает взаимодействие человека и среды. Так как поведение невозможно объяснить вне его связей с непосредственной средой, объективная среда также должна стать объектом исследования. Баркер соединяет поведение человека и среду в единую систему. Для ее описания он вводит новое понятие и новую единицу — место поведения.

Место поведения (МП) — это объективная пространственно-временная ситуация, которой свойственна определенная совокупность форм поведения. Например, ресторан, магазин, Дворцовая площадь (причем Дворцовая площадь в дни праздников это другое место поведения, чем в обычные дни).

Элементы места поведения . Элементами места поведения являются люди и окружающая их обстановка. В зависимости от степени влияния на события и ответственности за свои действия выделяются следующие уровни ролей людей: посторонний, наблюдатель, приглашенный гость, публика, клиент, активный функционер, руководитель. На каждом уровне требуются определенные нормы поведения , могут быть главные и второстепенные роли, должно быть представлено определенное количество и разнообразие действующих лиц (например, лекция может состояться при наличии одного преподавателя и хотя бы одного ученика). Место поведения характеризуется согласованностью актов поведения и физических объектов.

Процессы в месте поведения . Место поведения существует только в действии. При этом непрерывно воссоздается постоянный паттерн поведения группы людей, свойственный данному месту, который подчиняется определенному сценарию . Например: рынок — это место поведения, куда одни приходят что-то купить, другие что-то продать, и все лица заинтересованы в том, чтобы это место купли-продажи функционировало именно таким образом.

Место поведения — это самостоятельное целое, которое регулирует свое функциональное состояние и противодействует нежелательному, неуместному сценарию или программам поведения . (Например, попробуйте прийти на рынок во фраке с бабочкой и пройтись там в вальсе.) Есть также роли и сценарии, на которые наложены ограничения. На этом рынке вы можете встретить попрошаек, уличных певцов, и все это входит в синоморф рынка, но как только их становится слишком много, место поведения их отвергает , происходит как бы саморегуляция. Если саморегуляция неэффективна, то место поведения вымирает.

Положение человека . Рассматривая человека как составляющую места поведения, можно сделать определенные предсказания относительно его поведения, если известны программа и состояние данного места поведения, а также позиция индивида в нем.

Место поведения характеризуется:

  • программой или сценарием;
  • состоянием места поведения — оно может быть стабильным или нестабильным. В стабильном месте поведения от человека требуется адаптация к общему паттерну поведения;
  • позицией индивида или ролью . От позиции индивида зависит чувствительность индивида к определенным видам отклонения от сценария поведения (например, позиция судьи и уборщицы на спортивной площадке очень сильно отличаются).

В концепции МП описываются при этом не вариации индивидуального поведения, а паттерн поведения некоторой группы людей . С другой стороны, люди реализуют только часть из возможных программ МП.

Несоответствие между МП и человеком возникает в двух случаях:

  1. несоответствие количества участников и количества ролей ;
  2. несогласованность поведения и физической среды . Физическая среда и человек не связаны непосредственно, их связь осуществляется в рамках метасистемы, в которую они оба включены. Метасистемой в данном случае является культура. То есть можно говорить, что в рамках данной культуры данному месту соответствуют данные формы поведения. Причем главным и определяющим здесь по теории Р. Баркера является МП, а вещи и люди — его элементы. Программа и состояние МП влияют на взаимосвязь людей и вещей (МП — зал ожидания, предполагает наличие людей и мест для сидения, но при перенаселенности зала ожидания в качестве мест для сидения используются самые разнообразные объекты — подоконники и т. д.)

Теория населенности МП

Для осуществления своей программы каждое МП нуждается в определенном количестве людей, выполняющих конкретные роли; если ролей больше, чем исполнителей, то данное МП называют недонаселенным .

Поведенческие последствия недонаселенности:

  • люди участвуют в более разнообразных действиях и более интенсивно;
  • у каждого больше ролей;
  • наблюдается большая зависимость друг от друга;
  • уменьшаются требования относительно качества работы и качества новых участников (более свободный вход).

Состояние недонаселенности может возникнуть и при оптимальном количестве людей, если кто-нибудь не справляется со своими обязанностями или если общая нагрузка резко возрастает. Аналогично представляется и ситуация с вещами при плохом оснащении МП, когда не хватает вещей, происходит перегрузка. По Баркеру, недонаселенность является продуктивным состоянием, оно способствует индивидуальной активности, более энергичному участию в действии МП и большей субъективной удовлетворенности.

МП может быть и перенаселенным. Недонаселенность и перенаселенность являются нестабильными состояниями, и если отклонение будет слишком большим, это может привести к вымиранию МП.

Поведенческие последствия перенаселенности МП:

  • большая специализация людей, каждый из участников выполняет строго определенные функции;
  • люди меньше заботятся о функционировании МП как целого;
  • проявляется циничное отношение к МП;
  • сравнительно низкая самооценка;
  • поверхностная деятельность.

Степень населенности необходимо определять для каждой роли. Недонаселенность в одной из ролей может привести к перенаселенности в других ролях. (Недостаток обслуживающего персонала приводит к перенаселенности клиентов.) То есть роли могут быть в комплиментарных или дополнительных отношениях.

Особенности среды в МП рассматривал дизайнер Р. Бехтел. Среда для нормального функционирования должна иметь оптимальные размеры. Увеличение размеров начинает оказывать давление, разрушительно влияющее на поведение группы. Большие города, большие школы, учреждения неоптимальны для группы. Поведение нуждается в среде с определенными размерами. Свойства среды, ее величина, изменяют структуру поведения. Рекомендации Бехтела для проектировщиков сводились к следующим положениям — недонаселенную территорию можно создать, если расчленить территорию проектирования на возможно большее число маленьких социальных территорий , создать больше разных МП. Кроме того, в различных исследованиях даются следующие рекомендации при проектировании среды: создание ясной границы между пересекающимися в пространстве и времени МП (например, при входе в метро устанавливаются специальные коридоры из барьеров, направляющие потоки людей), создание умеренно недонаселенных мест.

В источниках приводятся следующие экспертные оценки оптимальной численности людей — город около 10 тыс. населения, школа на 400 детей, дворовое сообщество приблизительно на 40 семей, а многоквартирный дом на 8-12 семей. В малом городе, когда все знают друг друга, успешнее осуществляется неформальный контроль, он соответствует требованиям недонаселенности и индивид получает здесь большую поддержку со стороны окружающих. В школе с небольшим количеством учеников учитель в состоянии помнить лица учеников школы. В дворовом сообществе оптимальное количество семей даст возможность общаться детям со старшими и младшими ребятами, а не только с ровесниками, и одновременно само общение можно контролировать. Семьи в малоквартирном доме имеют шанс договориться об общих правилах и нормах для квартиросъемщиков.

Особенности пространственного поведения в различных культурах

Э. Холл (1995) сравнил особенности территориального поведения в разных культурных системах. В доме практически у всех народов священные территории — кухня, кабинет, мастерская. Сосед в Америке — как родственник, в Англии и Франции гораздо холоднее. Офис — американцы уступают новичку место, все передвигаются,центр принадлежит всей группе, французы не уступают место новичкам, неохотно уделяют уголок. Немцы реагируют, если кто-то чужой останавливается около их дома или квартиры на лестничной площадке и обязательно спрашивают — что вам здесь надо. Жилище защищается двойными толстыми дверьми, в учреждениях двери закрыты. Они возражают против тех, кто влезает без очереди, игнорирует надписи «вход воспрещен, служебный вход», посетители не могут передвигать стулья в учреждениях. Американцы не обращают внимания на человека около входа в свое жилье, территория за пределами их квартиры ими не контролируется, в офисах открыты все помещения, контакт регулируется громкостью разговора.

В США адрес определяет социальное положение человека. Человек может гордо сообщить, что он живет на Беверли Хилз, — в этом случае можно предположить, что у него приличное состояние, или тщательно скрывать, что квартира у него на Брайтон Бич, — так как это обычно означает, что он эмигрант. В Англии адрес мало что говорит. Англичане привыкли обходиться без личного пространства и без офиса, реже прибегают к телефону, мужчина считает общую спальню своей комнатой.

Французы принимают гостей в кафе и в ресторанах, дома живут скученно, в офисе главный человек расположен в середине. Японцы дают название не улицам, а перекресткам. Очаг в центре дома, а стены подвижны, не признают общих с соседями стен. Пустота для японцев тоже событие: ма — размер пустоты, интервал. Арабы привыкли толкаться в общественных местах. Заняв место в зале ожидания, европеец будет считать, что у него есть право первого на это место и никто его не смеет тронуть, араб же будет считать, что он может выжить уютно устроившегося пассажира. Он может встать очень близко, будет сморкаться, чавкать, в конце концов пассажир дрогнет и уйдет. Уединение, без которого не могут европейцы, арабу заменяет молчание.

«Теория разбитых окон» - теория, сформулированная Джеймсом Уилсоном (J. Q. Wilson) и Джорджем Келлингом (G. L. Kelling) в 1982 году. Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

Теория нашла широкое применение на практике - сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Южной Африки, Индонезии и т.д. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе.

Многие эксперты сомневались в действенности теории разбитых окон. В частности, оспаривалось утверждение, что несоблюдение окружающими одних правил может подталкивать людей к нарушению других.

Социологами Гронингенского университета (Нидерланды) было проведено шесть экспериментов по проверке истинности теории разбитых окон.

Эксперимент 1

Первый эксперимент проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где гронингенцы, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий - как их соблюдение.

Из 77 велосипедистов лишь 25 (33%) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69%). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило - не сорить на улицах.

Эксперимент 2

Второй эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или ее действие распространяется также и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места. Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен». В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку. Результат оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» - 82%.

Эксперимент 3

Третий эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации «порядок нарушен» там находились четыре тележки. Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки, как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили бумажку на землю 30% водителей, во второй – 58%.

Эксперимент 4

Четвертый эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.

Эксперименты 5 и 6

В пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити (эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент 6).

В ситуации «порядок соблюден» только 13% прохожих (из 71) присвоили конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей (из 72).

Публикации по теме