Методика преподавания разговорного английского языка. Основные принципы методики Игоря Шехтера

Как средство кросс-культурной коммуникации, английский обязателен для изучения в образовательных учреждениях (ОУ) в России и за рубежом. Изучение английского является трендом среди китайцев. Так можно подчеркнуть состоятельность и благополучие семьи и стать ценнейшим для общества человеком.

  1. Школьное обучение в Китае и китайский язык.

В Китае с 2008 года обязательно бесплатное 9-летнее школьное образование. Обучение предполагается на протяжении 12 лет. Преподавание ведется на путунхуа, государственном языке Китая. Чем южнее находится город, тем меньше местный диалект напоминает путунхуа. В шанхайском диалекте, например, нет тонов, тогда как в путунхуа их четыре. Таким образом, изучение китайского языка для некоторых школьников превращается в занятие ИЯ. Начиная с 3 класса, школьники изучают английский язык. В шанхайских ОУ дети изучают два ИЯ. По окончании школы дети сдают устный экзамен по английскому языку с аудированием. Число учеников в классе составляет более 30 человек, иногда достигает 70-80 детей.

Отличительной чертой школ в Китае является высокая нагрузка на учеников. Главная причина - в китайском языке. Язык занесен в Книгу рекордов Гиннеса как один из самых сложных, хотя на нем уже говорит пятая часть населения Земли. Вики Дюмер из Гамбурга - преподавательница немецкого языка в средней шанхайской школе Цзядин - делится своими впечатлениями о школе в Китае:

— У меня сложилось очень противоречивое мнение о китайских школьниках. На переменах они вели себя как обычные дети, разве что слишком много играли в детские игры (я преподавала школьникам 13-14 лет). Зато, как только звенел звонок на урок, они превращались в ответственных, сосредоточенных на учебе роботов. К вопросу о дисциплине. Главное, чтобы ребенок научился пробиваться в условиях жесткой конкуренции.

  1. Перспективы развития китайского языка в России.

15% россиян, по данным опроса ВЦИОМ, считают, что их дети должны знать китайский, так как это поможет найти им успешную, высокооплачиваемую работу (из них 10% называют французский, 2% — испанский). Зампредседателя комитета по вопросам образования и культуры Татьяна Ордынская считает, что китайский язык должен пополнить список предметов с пятого класса, так как «наука и производство связаны с Востоком», который «очень мощно развивается».

Весной 2016 года школьники впервые сдавали ЕГЭ по китайскому языку в Москве, Петербурге, в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке.

  1. Методы обучения английскому языку в китайских ДОУ

В 5 лет дети могут начать изучать английский язык в ДОУ. Хотя не каждая китайская семья может позволить себе оплатить такие занятия, в настоящее время они достаточно популярны. Китайские детские сады можно сравнить с театром. В одних садиках преподавание построено на международной системе «Montessori». В других каждый урок состоит из 4-х частей:

  1. «Greeting/warm up» - приветствие детей с музыкальной зарядкой.
  2. «Revising/learning» — повторение предыдущего материала, новый материал. Полпулярны флэш-карточки со словами (цвета, животные, цифры, легкие фразы).
  3. «Revising game» - игра с использованием слов и фраз из текущего урока, для закрепления материала.
  4. «Good bye part» - финальная часть урока, где учитель использует такие фразы как: «Thank you! See you next time! Have a nice day! See you tomorrow!».
  5. Методы, используемые китайскими учителями на уроках ИЯ.

Спрос на английский язык создал потребность в качественном преподавании, использовании новых методов, материалов и ресурсов для этой цели. Каждый метод обучения базируется на определенном видении и понимании языка.

Метод грамматического перевода.

  • классический метод на основе детального анализа грамматических правил;
  • Основные направления - это чтение и письмо;
  • Словарный запас формируется при чтении текстов;
  • Слова запоминают с помощью двуязычного списка слов, сформированного в виде переводческого словаря;
  • Основной метод обучения - это письменный перевод.

Метод коммуникативного обучения языку.

  • современный стандартный метод.
  • огромные возможности для креативного обучения.
  • изучение языка должно происходить в контексте (в языковом, социальном / ситуативном).
  • активное взаимодействие учащихся на ИЯ;
  • ученики не только изучают ИЯ, но они также участвуют в выработке стратегии для его понимания;
  • Большое значение имеет содержание урока;
  • Использование нового языка в условиях репликаций создает возможности для обучения за пределами аудитории.

Инновационные методы обучения английскому языку.

Преподавание английского языка с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и мультимедийных средств (ММС), считается наиболее перспективным. Это ценный инструмент для повышения качества преподавания. Этот метод обеспечивает более эффективное общение и развитие навыков языковой грамотности.

Методика ИКТ позволяет учащимся выйти за рамки обычных методов и способствует самостоятельному обучению.

Основная цель - акцент на слуховое восприятие, текстовые изображения, видео изображения, анимацию и интересный контекст. Используя мультимедийные средства, учащиеся лучше понимают уроки, учатся самостоятельно мыслить, развивая одновременно все четыре основных навыка РД, которые связаны между собой и дополняют друг друга.

Технические ресурсы для обучения языку.

Аудиоустройства и видеоустройства позволяют учащимся иметь доступ к важным элементам разговорной коммуникации: жесты, произношение, интонация, погружение в естественный, культурный контекст. Такие устройства как DVD - плееры, видеокассеты, Web-источники, лазерные диски и видеокамеры обеспечивают и улучшают процесс преподавания. Предлагаются различные виды визуальной поддержки, например, субтитры на родном языке, помогающие понять и обеспечить частично прямое восприятие изучаемого языка.

Метод case-study.

Метод case-study (от английского case-случай, ситуация) - это анализ конкретной ситуации, основанный на обучении путем анализа конкретных задач-ситуаций.

Цель метода - анализ ситуации учащимися с поиском возможных путей решения.

Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации) и обучающие (искусственно созданные, содержащие значительный элемент условности при отражении в них жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством метода моделирования).

При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой и командной работы, определяется их роль в решении проблемы.

Метод конкретных ситуаций подразделяется на этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый. Вовлечение в дискуссию имеет очень важное значение для успешного обучения.

Метод кейс-стади впервые был применен в Гарвардском университете в 1870 году. В настоящее время существует две классические школы кейс-стади - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). Кейс-стади является одним из самых эффективных методов обучения в ряде ОУ Европы, Америки и Азии .

Метод кейс-стади развивает следующие навыки:

  1. Аналитические - умения анализировать информацию, классифицировать её, выделять существенную и несущественную информацию, мыслить логически;
  2. Практические - способствуют формированию на практике навыков использования различных методов и принципов;
  3. Творческие;
  4. Коммуникативные - умения вести дискуссию, использовать наглядный материал, защищать свою точку зрения, составлять краткий обзор;
  5. Социальные - оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Соответствовать четко поставленной задаче;
  • Иметь соответствующий уровень сложности;
  • Иллюстрировать несколько аспектов;
  • Быть актуальным на сегодняшний день;
  • Развивать аналитическое мышление;
  • Провоцировать дискуссию;
  • Иметь несколько решений.

Мозговой штурм

или мозговая атака (англ. вrainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Из общего числа высказанных идей отбирают самые удачные, которые могут быть использованы на практике.

Сначала группе задается определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. Затем обсуждение. На третьем этапе происходит презентация результатов. Можно разделить участников на несколько групп: генераторы идей, критики и аналитики.

Брифинг

(англ. вrief-краткий) - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу в режиме прямого диалога. Ответы следуют сразу.

Метод портфолио

(итал. portfolio—портфель, англ. - папка для документов). Это современная образовательная технология. Портфолио может быть индивидуальным и групповым. Способствует самонаправленному обучению и улучшает качество обучения. Разделы портфолио включают то, что изучается на теоретических и практических занятиях.

Имитация и ролевые игры.

Способствуют оценке учебного материала, обеспечивая практическое обучение чему-то “делая что-то”. Возможность участвовать в учебном процессе ведет к чувству принадлежности, мотивации и успеха. Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода, широко применяемого как в России, так и в Китае.

Методика « TRP » используется китайскими учителями в основном для закрепления лексического материала.

Примеры методик парной работы:

1. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

2. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача - по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик - без ответов.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

Эмоционально-смысловой метод

Относится к наиболее востребованным в плане обучения школьников, он основан на специфике восприятия информации детьми и подростками.

Все перечисленные выше методы с использованием мультимедийных технологий и ИКТ вошли в разработанную и широко применяемую за рубежом программно - аппаратную обучающую среду компании SANAKO (Финляндия). В качестве альтернативы устаревшим методам преподавания появились понятия безбумажной и безмеловой технологии. Изменение роли преподавателя в ОУ неизбежно при использовании интерактивного обучения, с введением мультимедийных технологий и появлением технологически продвинутого поколения. Любой метод не является постоянным или универсальным, важно правильно их сочетать.

Каждый ученик индивидуален, а каждый педагог отличается своим собственным уникальным стилем преподнесения информации.

К концу ХХ века за английским окончательно закрепился статус языка мирового значения. В большинстве школ мира его изучение стало обязательным, а методология преподавания начала развиваться семимильными шагами. Не все могли позволить себе посещение курсов, что спровоцировало появление первой методики самостоятельного изучения английского языка. Впоследствии многие авторы предпринимали попытки создать программу эффективного изучения английского языка самостоятельно, но мы остановимся на 8 наиболее популярных.

Метод Шехтера

В данном способе изучения английского языка за основу берется не классическая модель «от теории к практике», а обратная, более естественная система восприятия. Она крайне схожа с тем, как мы усваиваем родной язык. Автор приводит в пример то, как маленькие дети учатся разговаривать — ведь никто не объясняет им правила построения предложений, падежи и части речи. Точно так же Игорь Юрьевич Шехтер предлагает изучать английский язык.

Суть современной методики изучения английского языка заключается в том, что с первого занятия перед учениками ставится определённая задача, например, узнать о профессии собеседника. Далее все учащиеся разыгрывают так называемые «этюды», где примеряют на себя различные роли и стараются решить поставленную задачу. За счёт того, что общение происходит между людьми с примерно одинаковым уровнем владения языком, пропадает страх использовать иностранную речь, который имеет место при общении между учителем и учеником.

Данная методика английского языка состоит из трёх этапов: на первом даются лексические единицы, слова и выражения, и только потом, на втором и третьем, происходит коррекция использования грамматико-синтаксических структур. Система не раз подтвердила свою действенность и на данный момент является одной из самых успешных с точки зрения педагогов-психологов.

Метод Пимслера

Доктор Пауль Пимслер разработал специальную систему тридцатиминутных уроков, рассчитанную не только на восприятие информации, но и на её воспроизведение. Каждое занятие озвучивают два человека: наш соотечественник и native English speaker. Благодаря этому, а также особой технологии запоминания, любой обучающийся за каждое занятие усваивает до сотни английских слов и выражений. Суть занятия заключается в последовательном выполнении заданий, которые проговариваются дикторами.

К безусловным плюсам методики можно отнести её мобильность — выполнять аудио-задания можно где угодно: стоя в пробке, направляясь на работу, в метро по пути на свидание или лёжа в постели перед сном. Минусом же станет отсутствие качественной проверки произношения и усвоения знаний.

Метод Драгункина

Особенностью системы Александра Николаевича Драгункина является ориентация на родной русский язык при изучении любого иностранного. Очень смело называя английский простым, автор утверждает, что его корни уходят в древнерусский язык, особенно система грамматических времён. Слушатели курса Драгункина изучают новые слова, затранскрибированные русскими буквами, а грамматические конструкции разделены не на 12 времён, известные нам со школы, а на прошедшее, настоящее, будущее и их вариации.

У Александра Николаевича работает своя сеть школ, где можно освоить три вида курсов: основной, краткий и разговорный. Для самостоятельного обучения предлагается книга «Малый прыжок в английский », где изложен инновационный подход лингвиста к изучению языка. Пользуясь его системой, можно легко разобраться с употреблением английских глаголов, запомнить правила употребления артиклей и легко освоить базовые принципы построения предложений. Тем не менее, методика Драгункина имеет множество отрицательных отзывов, критикующих постановку произношения и недостаточный объём теоретических знаний.

Метод Петрова

Дмитрий Петров заявляет, что изучить английский можно за 16 часов. Правда, далее автор уточняет, что речь идёт не о мастерском владении языком на уровне коренного жителя Великобритании, а о базовых знаниях. Его уроков достаточно для того, чтобы выжить в условиях попадания в англоязычную среду, объяснить свои нужды и понять ответ.

Методика английского языка «Полиглот » Петрова доказала свою эффективность в прямом эфире телеканала «Культура» (с 2010 - «Россия К»). Основа методики заключается в искусственном погружении в языковую среду. С первого занятия участники шоу обязаны изъясняться на иностранном. Для этого автор даёт необходимый лексический минимум по заданной теме, а также модели речевых конструкций. Большая часть занятия отводится именно на многократное повторение заданных структур, их «оттачивание» и, таким образом, происходит прочное запоминание.

Метод Франка

Илья Франк является автором оригинальной методики изучения английского языка, основанной на чтении адаптированной особым образом литературы. Небольшие фрагменты текста подаются с последовательным переводом в скобках. Так одно большое предложение делится на отдельные фразы, и как только читатель заканчивает прочтение фразы, тут же в скобках подаётся перевод. Таким образом удаётся сравнить оригинальный текст и перевод и восполнить значение тех слов, которые не были известны ранее. После того, как весь фрагмент прочитан по частям с переводом, следует этот же текст, но уже без «костыля» — русского аналога.

Используя метод Ильи Франка, обучающийся усваивает значения новых лексических единиц подсознательно, равно как и готовые образцы употребления и построения фраз. Главным минусом методики является накопление только пассивных знаний по английскому — упражнений на применение полученных знаний адаптированные тексты в себе не несут. Использовать методы изучения английского по Илье Франку стоит в качестве дополнительного средства наращивания лексического запаса.

Метод Умина

Опубликовав книгу «Иностранный легко и с удовольствием », Евгений Александрович Умин (Умрюхин) на 50 страницах изложил метод моторных и слуховых энграмм проговаривания и восприятия фраз на английском языке на автомате. Энграммами автор называет «следы памяти», которые помогают мозгу легче усваивать информацию. Опираясь, подобно Шехтеру, на пример обучения речи у маленьких детей, а также на свои исследования механизмов работы человеческого мозга во время обучения, Умин разработал систему ежедневных занятий. По его словам, занимаясь всего 15-20 минут в день, за год можно достичь значительного успеха. Если увеличить продолжительность занятий до 1-1,5 часов, то за год можно начать говорить по-английски на одном уровне с носителем.

Метод Замяткина

Книга «Вас невозможно научить иностранному языку » для многих стала откровением. В ней Николай Фёдорович Замяткин раскрывает причины безуспешного обучения английскому в школе, а также описывает способ «матричного тай-чи», помогающего на самом деле выучить чужой язык. Его методы изучения английского языка основаны на постепенном погружении в языковую среду и формировании искусственного «информационного голода» — потребности мозга в новой информации.

Согласно методу, сначала происходит прослушивание диалогов, затем чтение книг, а после просмотр англоязычных фильмов. Каждый этап прорабатывается тщательно, на прослушивание одного диалога уходит по 3-5 дней, чтобы разобрать каждую фонему и понять каждое слово. Подключив при этом техники медитации, получается добиться поразительных результатов. В прочем, автор честно предупреждает, что «there is no miracle» — на освоение языка понадобится много времени и значительный уровень самодисциплины.

Метод Розетты Стоун

Последняя в нашем списке методика придётся по вкусу тем, кто проводит большую часть времени у компьютера. Специально разработанная компьютерная флеш-программа постепенно погружает пользователя в иностранную языковую среду, подобно тому, как дети погружаются в мир взрослых. Этапы разработаны с тенденцией к постепенному усложнению, обучающийся продвигается от простого к сложному. Сначала к запоминанию предлагаются отдельные простые слова, потом даются лексемы посложнее, далее вводятся речевые конструкции, а потом уже синтаксис и грамматика.

Заключение

Описанные выше методики изучения английского действительно могут помочь выучить английский язык самостоятельно, но только до определённого уровня. Не стоит забывать, что для эффективного использования нужно уметь не только понимать текст и речь на слух, но и овладеть разговорными навыками. А самостоятельно определить насколько правильно произносятся те или иные слова практически невозможно. Из этого следует вывод, что эффективное изучение английского требует как минимум собеседника (которого можно найти в нашем разговорном клубе). Но лучше всего, если этот собеседник сможет не только поговорить, но и грамотно объяснить непонятные моменты речи и сможет выступить в качестве наставника, а с этой задачей прекрасно справятся наши преподаватели английского по скайпу.

Наша школа предлагает своим ученикам комплексный подход к изучению языка. На индивидуальных занятиях успешно разрешатся трудности с грамматикой. Групповые занятия в разговорном клубе и вебинары помогут сформировать навык общения на английском. Онлайн тренажер поможет с пользой убить время между занятиями и повторить пройденный материал. Новую лексику можно почерпнуть из статей на самые разнообразные темы, а к общению на работе или новом месте учёбы можно подготовиться на специализированных курсах.

В любом случае, the rolling stone gathers no moss, так что скорее присоединяйтесь к нам, и вы полюбите English так же как мы.

Большая и дружная семья EnglishDom

Конечно же существует множество методов, но ни один из них не является лучшим во всех контекстах, и ни один из них, по своей сути, не превосходит другие. Кроме того, невозможно применять одну и ту же методику для всех учащихся, которые имеют разные цели, условия и потребности в обучении. Нужно применять наиболее подходящий метод для выполнения конкретных задач учащегося.

Каждый метод обучения базируется на определенном видении понимания языка или процессе обучения, часто с использованием специальных методик и материалов, которые используются в заданной последовательности.

4 основные методики преподавания английского в хронологическом порядке их развития:

  1. Grammar Translation- классическая методика по изучению английского языка;
  2. Direct Method – прямой метод;
  3. Audio-lingualism – один из первых современных методов;
  4. Communicative Language Teaching – современный стандартный метод.

Какая между ними разница? Каждый из методов имеет иную направленность и свои приоритеты. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Классическая методика по изучению английского языка Grammar Translation

Один из самых традиционных методов начиная с конца девятнадцатого и начала двадцатого столетия. Первоначально он использовался для того, чтобы обучать «мертвым языкам», таким как латынь и греческий. Основной характеристикой данного метода является изучение грамматических правил и их применение при переводе текста с родного языка на инностранный. Основной недостаток такого метода – это то, что 80 процентов урока ведется на родном языке, а применение инностранного языка происходит только при переводе тех или иных грамматичсекий конструкций или предложений (текстов), в которых они представлены.

Этот метод также известен как «естественный», он возник в начале 1900гг в качестве альтернативы традиционному Grammar method. Основное внимание уделяется хорошему произношению, спонтанному использованию языка, без использования перевода и мало внимания уделяется анализу грамматики. Данный метод основан на непосредственной практики студента в разговорном английском , понимании иностранного языка в общих повседневных ситуациях. Чтобы такой метод работал, потребуются небольшие группы учащихся, а также их высокая мотивация, потому как в искусственной среде тяжело генерировать природные ситуации, а также гарантировать понимание и достаточную практику для всех участников.

Audio-lingualism Method — повторение и запоминание стандартных фраз

Этот подход имеет свои корни в США во времена второй мировой войны, когда возникла потребность в обучении ключевых сотрудников быстро и эффективно разговаривать на иностранном языке. В то время, этот метод был признан довольно успешным, но опять же при условии работы в небольших группах и высокому уровню самомотивации. Данный метод направлен на образование механической привычки, которая образовывается посредством повторения основных моделей. Эта же направленность на повторение и запоминание стандартных фраз, полностью игнорирует роль контекста в процессе изучении языка.

Communicative Language Teaching Method. Коммуникативная методика изучения.

Коммуникативный метод основан на идее, что успешное изучение иностранного языка происходит посредством его изучения в реальных ситуациях, что, в свою очередь, приводит к естественному овладению и умению использовать иностранный язык. Преподаватель несет две основные функции: первая роль заключается в содействии процесса коммуникации между всеми участниками в классе, а также использовании различный видов деятельности. Вторая роль – выступать в качестве руководителя данной группы, контролировать процесс обучения, а также мотивировать учащихся.

У носителей английского языка часто есть много возможностей для поездок за границу и преподавания английского для студентов других стран. Вы можете быть удивлены, но чтобы выучить другой язык гораздо эффективнее заниматься с учителем, который знает только английский язык. Этот метод обучения, когда преподаватель заставляет своих студентов говорить только по-английски на уроке, называется прямым методом или естественным методом обучения иностранному языку. Данный метод в значительной степени фокусируется на правильном произношении и нарабатывает разговорные навыки. Именно этот метод используем и мы в Native English School.

P.S. Первым навыком, которым вам нужно овладеть, чтобы начать успешно изучать английский язык, является способность использовать эффективно жесты тела. Наши студенты считают, что учить английский эффективнее, когда они вынуждены говорить только на английском в классе. Отказываясь использовать родной язык, преподаватель заставит вас изучать английский язык, используя язык тела и жестов, чтобы научить вас новым словам. Эта модель обучения точно имитирует способ, когда маленькие детки учат свой родной язык. Этот метод обучения является одним из наиболее эффективных в изучении любого языка. Доказательством этого является то, что вы говорите сейчас на своем языке.)))

Приходите на уроки в NES и убедитесь в эффективности этого метода сами!

В статье вы найдете описание различных подходов в сфере преподавания английского языка учащимся. Тема будет полезна молодому преподавателю и тем, кто хочет приступить к изучению языка самостоятельно. Потребителю важно понимать с помощью каких методик будут реализовываться его языковые потребности.

Уровень знаний

Чтобы преподавателю понять, какую методику преподавания английского языка выбрать для своих занятий, нужно иметь представление о том, какие уровни владения языком существуют.

  • Elementary – элементарный уровень. Учащийся имеет знания, достаточные для понимания простых фраз, указаний. Может участвовать в несложных диалогах. Учащийся также понимает простые тексты, содержащие ограниченный словарный состав, может писать элементарные словосочетания и предложения.
  • Pre-intermediate . Учащийся, обладая знаниями ниже среднего, способен выражать свои желания, мысли и нужды. Может понимать простые тексты, содержащие в себе базовую лексику, составлять предложения, касающиеся личной информации.
  • Средний уровень владения или Intermediate . Учащийся способен выражать свое мнение на известные темы, участвовать в беседах. Понимание текстов таким учащимся осуществляется гораздо легче, появляется способность познавать новую лексику из контекста. Может писать несложные тексты, связанные логической мыслью, используя знакомую лексику.
  • Upper-Intermediate . На этом этапе владения языком учащийся может обсуждать различные темы, включающие в себя специализированную терминологию. При работе с текстом понимает общую информацию и детали, контекст продолжает играть вспомогательную роль в изучении незнакомой лексики.
  • Advanced – продвинутый уровень. Изучающий язык может активно дискутировать на знакомые и новые темы. Понимает тексты различных жанров и направлений, использует контекст в роли идентификатора незнакомой лексики. Обладая знаниями на данном уровне, предполагается, что изучающий язык может писать подробные тексты с использованием разных грамматических конструкций.
  • Proficiency – профессиональный уровень. Говорящий свободно общается на разные темы. Уверенно себя чувствует в обсуждении и дискуссиях, знания близки к уровню носителя языка. На этом этапе владения языком происходит быстрое ориентирование в новой языковой ситуации на различные тематики. Работа с текстом также связана с опорой на контекст. Владение уровнем Proficiency предполагает написание развернутых тестов на специализированные темы, с грамотным использованием терминологии, грамматических конструкций и знаков препинания.

Описание различных методик преподавания английского языка

Наиболее актуальна в современном и стремительно меняющемся мире интенсивная методика изучения языка. Сегодня потребитель может выбрать тренинги на любой вкус – «Английский для юристов», «Английский для экономистов», «Бизнес английский» и т.д. С таким подходом слушатели будут наделены массой шаблонных фраз и клише. Да, это даст возможность сориентироваться в рабочей ситуации, но будут ли действительно сформированы языковая база и чувство языка? Этот вопрос остается открытым.
  • Лингвосоциокультурный метод изучения языка. Данная методика представляет собой структурированный подход к изучению культурной и социальной среды без цели «сухо» овладеть лексическими особенностями и грамматическими конструкциями. Лингвосоциокультурный метод приоткрывает завесу стилистической окрашенности и живости языка. Наглядным примером могут послужить два глагола – make и do. Их главное отличие в том, что глагол make подразумевает творческий подход к делу, продуманность действий.

    Одним из авторов методики является Тер-Минасова С.Г. Сферы научных интересов профессора как пазлы выстраивают картину данного метода изучения языка. Это и морфология, и синтаксис языка, стилистика, лексикология и лексикография, лингвопоэтика (как звучит!), культурная антропология и др.

    Целью данного метода изучения языка является способность учащегося адекватно понимать собеседника, чувствовать особенности языка с точки зрения культуры и этики.

  • Коммуникативный метод изучения английского языка. Такой подход получил наиболее широкое распространение в период появления многообразия языковых курсов и тренингов. Аутентичные учебные пособия рассчитаны как раз на применение такой методики. Использование этого метода прекрасно работает за рубежом.

    Суть сводится к тому, что слушатели курсов учатся воспринимать иностранную речь, будучи активно вовлеченными в процесс. Говорение и аудирование занимают значительную часть учебного времени. Данный метод подразумевает под собой искусственное воссоздание языковой среды. Целью коммуникативного метода является помощь учащимся в преодолении языкового барьера, обучение слушателей курсов сначала говорить на языке, а затем и мыслить на нем.

    Ярким примером воплощения данной методики является учебник Headway , состоящий из пяти уровней. Это дает преподавателю возможность спланировать обучение разных групп студентов/учащихся, с отличными друг от друга потребностями, уровнем знаний и кругозором.

  • Эмоционально-смысловой подход к изучению английского языка представляет собой ситуацию, когда преподаватель свободно общается со своими студентами. Это позволяет учащимся избежать страха перед наставником и аудиторией. По данной методике работает школа Галины Китайгородской и Игоря Шехтера .

    Суть методики в том, что учащиеся обучаются в атмосфере созданной ими «легенды» и моделирования ситуаций.

  • Фундаментальный подход к изучению языка. Данный метод широко применяется в языковых вузах и школах. Суть методики заключается в построении недвижимой базы знаний «от малого к великому».

    Автор учебников Н.А. Бонк является наиболее ярким представителем этой методики. Нужно действительно быть всецело увлеченным языком, чтобы погрузиться в мир многообразия конструкций и форм, дающих истинное представление о языке. Именно поэтому студенты языковых вузов выбирают такой путь сознательно – непростой путь скрупулезного изучения языка.

Изучение языка с помощью классического метода наиболее актуально в той ситуации, когда язык ранее не изучался. Классика…., она на то и существует, чтобы поставить фонетику, сформировать четкое представление о грамматическом строе языка, планомерно наращивать лексическую базу и уверенно ввести учащегося в аудирование. Классическая методика подразумевает занятия с преподавателем, говорящем на родном языке учащегося.

Уважаемые молодые специалисты, помните, что не бывает единственно верной методики, по которой вы будете работать с учащимися. Ваш выбор должен соответствовать каждому конкретному случаю и отвечать потребностям ученика. Не идите прямо по дороге, начерченной тем или иным методом, иногда сворачивайте на соседние улицы, быть может, именно там найдется неожиданное и интересное разрешение конкретной педагогической ситуации.


Удачи!

Необходимость в переводе появилась тысячи лет назад, еще во времена Гомера и Аристотеля. Данная потребность в знании иностранных языков осталась и посей день. И теперь очень важным стало качество преподавания, ведь в мире сформировалось очень много программ и методик, которые подходят под определенный тип людей. Именно о таких методиках преподавания вы узнаете сегодня.

1. Фундаментальная методика

Классическая программа, по которой в древности учили греческий и латынь. Этот метод можно назвать «планом захвата крепости». Преподаватель английского языка старается преподнести студенту фонетику, синтаксические конструкции, лексику, грамматику и т.д. Стоит отметить, что учение по фундаментальной методике характеризуется своей неспешностью и может длиться 2-3 года и более.

Данная методология широко распространена в языковых ВУЗах. Наиболее ярким преподавателем, который практикует этот метод, является Н.А. Бонк, учебники которого превратились в настоящую классику.

Публикации по теме