"Существует ли "сглаз"? Как церковь относится к таким понятиям, как «порча».

  1. Сглаз и порча. Православное мнение.

    Какое богохульство: "целитель" гадает на сатанинских картах,
    рядом иконостас, горит церковная свеча!
    Если вы в трудную минуту жизни обратитесь к «народному целителю», он обязательно скажет, что Вас сглазили или на вас навели порчу. Да ещё и подскажет, кто её навел (чтобы Вы потом годами мучались непреодолимой ненавистью к этому человеку). Впрочем, он тут же Вас успокоит, предложив снять её методами «народной медицины», которыми он «в совершенстве владеет»: заговоры, «выкатывание» яйцами, «сливание» воском или водой и т. п., - естественно, за немалую сумму. Только не удивляйтесь, если после подобного исцеления Вы попадете в психиатрическую больницу.
    Итак... о «порче».

    Господь наш Иисус Христос сказал: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-32).

    Следовательно, ничто и никто (даже диавол) человеку не повредит, если сам человек себе не повредит, т. е. не отпадет от Бога через нарушение Его святых заповедей. Скорби и страдания нам попущены Богом именно за наши грехи и являются могучим воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.
    Так, значит, колдуны и ворожеи реально существуют и могут вредить?

    Да, связь с сатанинскими силами в виде колдовства, ворожбы, заговоров существует с давних времен и отрицать её - значит отрицать наличие самого князя тьмы, диавола. Но их негативное влияние возможно только попущением Божиим для укрепления человека в вере и осознания им того, что Бог и только Бог - наш единственный заступник. Да вот беда - многие этого не осознают и не хотят менять греховный образ жизни, который их вполне устраивает.

    Слова «порча» и «сглаз» отсутствуют в Библии, Писание упоминает о чародействе лишь как об одной из разновидностей тяжких грехов. В новозаветные же времена о всех «порчах», «насланных болезнях», «наговоренных продуктах» апостол Павел ясно сказал любителям «бабьих басен»: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4).

    Все эти призывы: «Бойтесь колдунов», «Бойтесь порчи» - это ещё и забвение заповеди Псалмопевца, обличавшего тех, кои «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13, 5).

    Тем, кто болеет страхом перед колдунами дает совет свт. Тихон Задонский: «Убоимся убо, братие, единого Бога, да ничего и никого не убоимся... Бог всё, и кроме Бога всё ничто: и злоба всех диаволов и злых людей ничто. Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится».

    Итак, мы должны решить - к чему приковано наше зрение, что мы переживаем острее: могущество нашего врага или силу нашего Господа? Вера в «порчу» и боязнь её есть именно привязанность взгляда ко злу. Но если в поле нашего зрения не Бог, - значит мы сами находимся в состоянии отпадения от Бога. И значит, тем беззащитнее мы пред стихиями падшего мира. Следовательно, чем более человек интересуется «порчей» и «сглазами», чем больше боиться их - тем и в самом деле он дальше от Бога и тем доступнее он для предметов своего страха.

  2. В этом и есть самое неприятное. Что обычный рядовой человек, далекий от веры, может понять? Он пришел к такому колдуну с проблемой. Проблему сняли. И такой "исцеленный" расскажет о чудодейственной силе колдуна еще шестерым таким же людям...
    Так вот активно и пополняются ряды бесовские. :ai:
    Только, спустя некоторое время, когда приходится платить по счетам, таким "исцеленным" и не вдомек, отчего у них беды и горести начинают сыпаться как из рога изобилия. Они же уже и не помнят о своих грехах, а значит и не связывают свои походы к колдунам с новыми печалями. :bn:
  3. Ничего колдуны не снимают, к ним идут за легким решением. Молиться долго надо, да и Бог не допустит плохого помысла в молитве. У колдунов все проще - плати и получишь иллюзию, что все изменилось.
  4. Могу добавить лишь одно - все в этом мире по Воли Божьей. Если человек грешит постоянно и меняться не хочет, тогда и получает порчи и сглазы. Я очень сомневаюсь, что наши замечательные Батюшки, свято верующие в Бога, носят на себе порчу или сглаз. Если наша душа чиста и открыта Богу, то нам ничего не страшно. И если ты узнал, что тебе сделали порчу, прежде всего надо идти в Церковь и истово молиться, чтобы понять почему это произошло и менять себя, свое отношение и мировоззрение. Также и в противоположном случае, если сам со злости пожелал кому-либо зла или осудил - сразу просить прощения и молиться. Это лично мое мнение, могу и ошибаться.
  5. Сделаем вывод на основании Священного Писания и святых отцов: Господь не дал злым духам власти творить истинные чудеса. То, что может делать дьявол, демоны и их слуги-колдуны,- не является чудом, ибо есть использование физических законов, пока что неведомых человеку. И никаких порч или сглазов нельзя навести на православного человека. Если бы такая проблема была актуальна, то в храмах не было бы отбоя от просящих отслужить, скажем, молебен от сглаза. Но у нас в Церкви нет таких чинопоследований. Нет, потому что всё это - суеверия, пришедшие из языческого прошлого. Сейчас любая гадалка или ворожея скажет вам, что на вас навели порчу и только ваши доллары могут исправить это положение. Ясно, что весь народ не может быть подвержен сглазу и шарлатаны умело манипулируют сознанием доверчивых простаков или суеверных людей. Но иногда по попущению Божию нечистый может навредить человеку, но только тому, кто не почитает Истинного Бога и не участвует в Церковных таинствах. Человек, отпадая от Бога и становясь рабом дьявола, сам обрекает себя на множество неприятностей, потому что у дьявола нет ни своих не чужих - он всех ненавидит. Кто носит на себе святой крест и живёт в мире с матерью - Церковью, того никто не одолеет!
  6. Уважаемые священослужители!
    Подскажите, пожалуйста, как можно определить настоящего целителя, исцеляющего Силой Божию, среди всех этих шарлатанов-мракобесов?
    И ещё один вопрос, не совсем относящийся к теме.
    Уважаемый иерей Олег, Вы говорите:

    Господь не дал злым духам власти творить истинные чудеса. То, что может делать дьявол, демоны и их слуги-колдуны,- не является чудом, ибо есть использование физических законов, пока что неведомых человеку.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Но как же тогда объяснить такой эпизод из Священого Писания?

    10
    Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
    11
    И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Исход 7: 10,11
  7. Истинные чудеса может творить лишь Бог ("Ты еси Бог творяй чудеса"). Часто это совершается по молитве кого то из угодников Божиих, и этих угодников люди называют чудотворцами, хотя чудо творит Господь, а они лишь ходатаи об этом чуде. Бесы же творить чудес не могут, хотя и пробуют изображать нечто подобное ("обезьянничают"). В некоторых случая по попущению Божию у них что-то получается, как в случае с фараоновыми волхвами, но лишь до той поры пока Бог это им попускает, ведь те же волхвы мошек уже не смогли произвести(Исх.8.18.). Попускается же им что-то сделать для того что бы еще больше посрамить - жаб то они произвели, а вот избавиться от них уже не могли и вынужден был фараон позвать Моисея и услышать от него:"Нет никого как Господь Бог наш(Исх.8.10)"
    В свете выше сказанного, напрашивается вывод, что среди так называемых "целителей" от Бога нет никого. Исцеление это чудо Божие, а чудеса Бог творит по Своей Воле, а не "под заказ" целителя. Люди должны молиться, а Бог знает в чем мы имеем нужду и если это нам на пользу, то даст и исцеление и все необходимое.
  8. Протоиерей Александр , как я понимаю египетские волхвы творили чудеса от каких-то других могучих сил, но не от Господа нашего. Зачем Богу было помогать врагам израилитян?
    И вы не совсем ответили на мой вопрос. Вы говорите, что угодникам дан дар исцеления. Я и хотел узнать как отличить такого угодника от мракобеса. И почему мракобесы не могут научиться дару исцеления?
  9. К сожалению, Вы невнимательно прочитали ответ. "Обезьянничае" волхвов - это жалкое подобие чудес. И Бог не помогал им, а попускал, что далеко не одно и тоже. Причину попущения я уже объяснил: для их же посрамления.
    А зачем Вам нужно искать целителей или чудотворцев? Еще Христос предупреждал о том, что род лукавый ищет знамений (чудес) и знамения не дастся ему.
  10. Протоиерей Александр , а ежели Господь попускал им повторение чудес, то всё-таки, какими силами они были сотворены?
    А целители и чудотворцы мне нужны для того, чтобы подлечить кое-какие недуги и уладить личные дела.
  11. Ищите, прежде всего, Царствия Небесного и Правды Его, и все остальное приложится.
  12. Про сглаз.
    А как быть, когда у человека "дурной глаз". Т.е. человек может и не хочет, но не так глянул/сказал/подумал - и у другого начались проблемы?
    Собственный пример. Я, 15-летней девочкой, первый раз в деревне, и увидела петуха. Потрясающе красивого, с цветными, переливчатыми перьями в хвосте - прямо как с картинки! От души восклицаю: какой красавец! - после обеда этого петуха задавила машина.
    Мне 22 года. С подругой и нашими мужьями идем после конференции на банкет. Подруга идет потому, что у нее муж участвовал в подготовке мероприятия, сама она никакого отношения ни к организации конференции, ни к ее содержанию не имеет. Неожиданно получается, что она выглядит на банкете красивее всех: удачная юбка, подчеркивающая красивые ноги, сама подруга по характеру веселая и жизнерадостная. Вобщем, я весь вечер смотрю на ее ноги и думаю: ну почему так? Она совсем "левый" человек здесь, заслуг никаких нет для того, чтобы ее пригласили на этот банкет, как других. Даже эту самую юбку она заняла у подруги, и юбка так потрясающе подчеркивает ее фигуру, и даже скрывает отсутствие талии! - На следующий день подруга обварила ноги кипятком.
    Или. Мужу подарили литровую пивную кружку. Но ее очень трудно было мыть, т.к. она рельефная. Однажды я в сердцах подумала: как достала эта кружка, мыть трудно, и выбросить жалко, хоть бы сломалась, что ли... - Через день кружку уронил ребенок и разбил.
    Подобных случаев в моей жизни много. Совпадениями назвать их трудно, настолько их много и настолько они четкие. Я уже боюсь от души хвалить что-то... И как мне быть? Как с этим бороться? Если это не сглаз, то что это?
  13. Скажите, как развиваются Ваши взаимоотношения с Православной Церковью? Вообще Вы должны понимать, что суеверия имеют тем большую силу, чем больше человек на них надеется.
  14. Мои взаимоотношения с Церковью... Меня крестили в детстве, в советский период, что тщательно скрывалось. Лет в 15 я начала задумываться о Боге, о том, что он всё-таки есть. Чуть позже начала носить крест. Лет в 17 начала ходить в храм, но не для молитвы, а чтобы попросить за предстоящий экзамен. В 20 лет поженились и повенчались с моим нынешним мужем.
    Потом мы переехали в город, где не было церкви. Находясь в командировках, я иногда заходила в храм. Исповедовалась очень редко. Однажды за грех, который я никак не могла преодолеть и повторяла вновь и вновь, батюшка отлучил меня от причастия. Я очень расстроилась и перестла ходить в храм вообще - подумала, что теперь не имею права да и вообще нет смысла (не знала тогда, что можно и без причастия ходить).
    Потом лет через 5 всё же пошла. Да и переехали мы в город, где храм есть.
    А в 35 лет я захотела второго ребенка, достаточно позднего, очень боялась и... пришла в церковь, снова просить. И вот тут уже начала изучать и соблюдать все правила, попыталась вникать в слова молитв, многое начало проясняться, перестала грешить многими грехами - нашла в себе силы.
    Сейчас каждое воскресенье хожу в храм, соблюдаю утреннее и вечернее правило, среду и пятницу, посты, стараюсь быть миренной (что мне очень трудно удается) и т.п. Ну т.е. делаю то, что делает обычный христианин и прихожанин. Вот так развиваются мои взаимоотношения с Православной Церковью.
    Я согласна, что суеверия имеют тем большую силу, чем больше человек на них надеется. Но ведь у меня часто бывает, что я даже не думаю о сглазе, а когда действие уже произошло (т.е. плохое с другим человеком случилось), то корю себя: ведь знала же, что нельзя так делать!

    Причем наш батюшка говорит, что сглаза нет, особенно для того, кто живет по законам божиьм. Значит всё-таки есть? А для того, кто живет по законам божиьм, сглаз имеет меньшую силу или не имеет ее вообще?

    А как быть, когда не я, а другой человек сглазил? Таких случаев в моей жизни тоже много. Например, я активно общаюсь на форуме мамашек, где мы делимся опытом воспитания детей. Многие часто "вывешивают" фото (дни рожденья, то или иное развивающее занятие, просто счастливого ребенка). Так вот когда я вывешиваю фото своего ребенка, он обязательно начинает прихварывать. Фото дочки и внучки - нет, а фото сына - обязательно болячка.
    Как оградить детей/работу/дом и т.п.?

Словом «порча» в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. В духовной литературе используются такие понятия, как «беснование», «одержимость» (от церк.-слав. одержу – крепко держу, стесняю, мучаю), «приражение» (от церк.-слав. приразитися – столкнуться с кем-либо). В Библии имеется немало примеров проявления этого недуга. Там же приоткрываются тайны этого темного мира.

Не будем отрицать реальности действия в нашем падшем мире демонических сил: для этого надо быть попросту неверующим человеком. Кроме того, есть люди, которые благодаря своим душевным качествам, намерениям, устремлениям становятся своеобразными проводниками этих сил.

В Библии сказано, что в конце времен сатана и его слуги будут ввержены в озеро огненное и серное навеки (Откр.20:10). А пока для испытания нашей веры и любви к Богу им попущена определенная активность. Святые подвижники в борьбе с ними стяжали великую опытность. Позволяя демонам искушать людей, Господь по Своему смотрению определяет и пределы, которые они не могут преступить (Иов.1:12).

Одержимость постигает человека неслучайно. Причиной является грех. Чаще всего это происходит с людьми гордыми, самонадеянными, не желающими приносить покаяние и просить у Бога помощи: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас » (Иак.4:6-7). Прямой путь к этому тяжкому болезненному состоянию – занятия колдовством, магией, астрологией, ворожбой, гаданием и прочими оккультными делами, а также обращение к экстрасенсам и проч. «целителям».

Христианин, живущий по заповедям Божиим и исполняющий уставы Св. Церкви, не должен бояться бесов. Господь хранит Свое достояние: «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого » (2 Фес.3:3). Бесобоязнь есть признак нездоровья души. Нужно иметь лишь страх Божий – высокое чувство благоговения перед Господом и боязнь оскорбить Его святость своими грехами.

Чаще всего истории о порче и сглазе можно слышать от людей, или далеких от Церкви, или ходящих в храм несколько раз в год (а то и реже), для того, чтобы поставить свечку или взять святой воды. Это люди, как правило, в большей степени верующие в то, что «что-то есть». И это «что-то» носит для них настолько неопределенный характер, что если в смертоносную силу зла они поверить способны, то в благость и милость Божию, как и в то, что помимо воли Господней ничего и ни с кем произойти не может, верить им гораздо трудней. Они говорят о своей беде, своих переживаниях и ждут помощи от священника. Им кажется, что он может сделать что-то, что избавит их от воздействия чужого, «недоброго глаза». Помолиться, что-то такое отслужить, возможно - возложить руки на голову, дать испить какой-то «особенной» освященной воды или произнести не менее особенные слова.

Однако священник может и должен сделать прежде всего одну лишь вещь: спросить, как и чем живут пришедшие к нему люди, какое место занимает в их жизни Бог. И тут выясняется, что человек на исповеди никогда не был и смысла в ней не видит никакого, потому что он живет, как все, ничего плохого не делает, и, кроме того, считает: «зачем вообще это посредничество, неужели нельзя самостоятельно, напрямую, общаться с Богом?» Он бы и вовсе к священнику не обращался, просто подумал: вдруг тот знает что-то о том, как быть, если тебя «сглазили»?

Слово «порча» неточно. Употребляя его, человек возлагает вину за постигшее приражение не на себя, а на других. С подозрением относится к окружающим, ищет колдунов, ему повредивших. Если вести нездоровый образ жизни, то легко заболеть. Если не радеть о своем спасении, иметь в себе греховную нечистоту, то к такой душе бесовские силы легко найдут доступ, потому что от такого человека отходит защищающая нас благодать Божия. Большинство людей, испытывающих зависимость от демонов, сами навели на себя порчу страстями, порочными привычками, духовной беспечностью. Всякий обращающийся к тем, кто занимается «снятием» порчи, к одному тяжелому недугу прибавляет другой.

Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним болезни даются за грехи, другим – для духовного совершенства. Когда мы по-христиански, с молитвой и благодарением Богу переносим их, тогда идем уверенным путем ко спасению.

священник Афанасий Гумеров и игумен Нектарий (Морозов)
Православие.ru

Молитвы священномученикам Киприану и Иустине

Молитва первая
О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих. Приими от нас недостойных хваление наше и испроси нам у Господа Бога в немощех укрепление, в болезнех исцеление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей. Вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений наших греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диаволъскаго и всякаго действия духов нечистых, и избавит от обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, во искушении подаждь нам терпение и в час кончины нашей яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах наших, да водимый тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена ). Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Экстрасенсы и целители 17.11.2015

КАК ЦЕРКОВЬ ОТНОСИТСЯ К ТАКИМ ПОНЯТИЯМ, КАК «ПОРЧА»?

Словом «порча» в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. В духовной литературе используются такие понятия, как «беснование», «одержимость», «приражение». В Библии имеется немало примеров проявления этого недуга. Там же приоткрываются тайны этого темного мира.

Не будем отрицать реальности действия в нашем падшем мире демонических сил: для этого надо быть попросту неверующим человеком. Кроме того, есть люди, которые благодаря своим душевным качествам, намерениям, устремлениям становятся своеобразными проводниками этих сил.

В Библии сказано, что в конце времен сатана и его слуги будут ввержены в озеро огненное и серное навеки (Откр.20:10). А пока для испытания нашей веры и любви к Богу им попущена определенная активность. Святые подвижники в борьбе с ними стяжали великую опытность. Позволяя демонам искушать людей, Господь по Своему смотрению определяет и пределы, которые они не могут преступить (Иов.1:12).

Одержимость постигает человека неслучайно. Причиной является грех. Чаще всего это происходит с людьми гордыми, самонадеянными, не желающими приносить покаяние и просить у Бога помощи: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:6-7). Прямой путь к этому тяжкому болезненному состоянию - занятия колдовством, магией, астрологией, ворожбой, гаданием и прочими оккультными делами, а также обращение к экстрасенсам и проч. «целителям».

Христианин, живущий по заповедям Божиим и исполняющий уставы Св. Церкви, не должен бояться бесов. Господь хранит Свое достояние: «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес.3:3). Бесобоязнь есть признак нездоровья души. Нужно иметь лишь страх Божий - высокое чувство благоговения перед Господом и боязнь оскорбить Его святость своими грехами.

Чаще всего истории о порче и сглазе можно слышать от людей, или далеких от Церкви , или ходящих в храм несколько раз в год (а то и реже), для того, чтобы поставить свечку или взять святой воды. Это люди, как правило, в большей степени верующие в то, что «что-то есть». И это «что-то» носит для них настолько неопределенный характер, что если в смертоносную силу зла они поверить способны, то в благость и милость Божию, как и в то, что помимо воли Господней ничего и ни с кем произойти не может, верить им гораздо трудней. Они говорят о своей беде, своих переживаниях и ждут помощи от священника. Им кажется, что он может сделать что-то, что избавит их от воздействия чужого, «недоброго глаза». Помолиться, что-то такое отслужить, возможно — возложить руки на голову, дать испить какой-то «особенной» освященной воды или произнести не менее особенные слова.

Однако священник может и должен сделать прежде всего одну лишь вещь: спросить, как и чем живут пришедшие к нему люди, какое место занимает в их жизни Бог. И тут выясняется, что человек на исповеди никогда не был и смысла в ней не видит никакого, потому что он живет, как все, ничего плохого не делает, и, кроме того, считает: «зачем вообще это посредничество, неужели нельзя самостоятельно, напрямую, общаться с Богом?» Он бы и вовсе к священнику не обращался, просто подумал: вдруг тот знает что-то о том, как быть, если тебя «сглазили»?

Слово «порча» неточно. Употребляя его, человек возлагает вину за постигшее приражение не на себя, а на других. С подозрением относится к окружающим, ищет колдунов, ему повредивших. Если вести нездоровый образ жизни, то легко заболеть. Если не радеть о своем спасении, иметь в себе греховную нечистоту, то к такой душе бесовские силы легко найдут доступ, потому что от такого человека отходит защищающая нас благодать Божия. Большинство людей, испытывающих зависимость от демонов, сами навели на себя порчу страстями, порочными привычками, духовной беспечностью. Всякий обращающийся к тем, кто занимается «снятием» порчи, к одному тяжелому недугу прибавляет другой.

Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним болезни даются за грехи, другим - для духовного совершенства. Когда мы по-христиански, с молитвой и благодарением Богу переносим их, тогда идем уверенным путем ко спасению.

священник Афанасий Гумеров и игумен Нектарий (Морозов)

Православие.ru

Молитвы священномученикам Киприану и Иустине

Молитва первая

О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих. Приими от нас недостойных хваление наше и испроси нам у Господа Бога в немощех укрепление, в болезнех исцеление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей. Вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений наших греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диаволъскаго и всякаго действия духов нечистых, и избавит от обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, во искушении подаждь нам терпение и в час кончины нашей яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах наших, да водимый тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена). Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Март 15th 2011 -

«Сглаз» и «порча» в свете Христианства

Об отношении православной церкви к колдовству сглазу, порче, заговорам рассказывает православный священник о.Георгий

Сглаз, порча, заговоры, оракул, сатанизм, колдовство... Эти термины сейчас звучат все чаще и чаще. Почему некоторые, считающие себя христианами, поддаются на уловки шарлатанов и выполняют языческие обряды?
Кто не обращал внимание на обилие газетных (и не только) объявлений, обещающих сделать заговоры на любовь, навести или снять порчу, сглаз, венец безбрачия (?) и провести прочие оккультные мероприятия, зачастую с «гарантией» наказать обидчика, вернуть мужа в семью и т.д. Интернет пестрит сайтами оккультных «специалистов». Оно и понятно, если такие запросы потребителей как «заговоры», «колдовство», «оракул», «сатанизм» весьма популярны. Вот только не понятно — откуда появились у нас и доморощенные колдуны — поклонники культа Вуду, зачастую плохо представляющие эту смесь гаитянского шаманизма и некоторых псевдо христианских обрядов. Авторы рекламы любят подписывать такие объявления магистрами белой и черной магии, волхвами, колдуньями в 10-м поколении и действительными членами Межгалактических академий. Ощущение, что половина населения наводит порчу, половина лечится от нее. Да и фольклорные традиции сильны — часто слышать приходится, мол, не сглазить бы…

Христианская Церковь категорически отрицает существование подобных явлений как реальности, относя их к проявлениям «бесовщины», «сатанизма» и крайнего язычества.
Между тем, проблема есть, и нуждается она в рассмотрении и анализе с точки зрения пастырской психологии. Давайте привычный для психологии термин «гипноз» — явление до сих пор не вполне изученное, для удобства заменим «трансом», т.е. просто измененным состоянием сознания. В трансе мы все пребываем часто, например, на монотонной лекции, в длительной поездке, глубоко задумавшись о чем-то, либо, наоборот, внезапно попадая в сильную стрессовую ситуацию… Тем не менее, состояние транса позволяет нам общаться с людьми, вести беседу, выполнять какие-то действия.
Должен предупредить, что в статье содержится некоторое количество слов и фраз, способных воздействовать на читателя негативно, но это компенсируется тем, что эффективность письменного изложения (в отсутствие невербальной и других компонент) значительно низка, да и сама форма публикации (развенчивающего характера) должна нейтрализовать воздействие. Так, что не беспокойтесь получить сглаз или порчу от статьи.
Итак, основным коммуникационным средством общения является речь, слово. Фразы, составленные определенным образом, могут быть конструктивными, созидательными, но могут иметь и обратную сторону — нести разрушение, вред. Современные психотехнологии (НЛП и его составляющая — эриксоновский гипноз, суггестивная лингвистика и фоносемантика — смысл звука) убедительно доказывают, что при помощи слова можно и исцелять, и причинять вред. Давайте образно представим, что человек имеет защитный психомеханизм. Он у кого-то прочнее, у кого-то предельно истончен. Все зависит в конкретном случае от индивидуальной карты мира человека, его внушаемости и эмоционального статуса. Ни для кого не секрет, что словами можно нанести, условно говоря, психологический удар. Выдержит ли ее наш механизм? Причем необходимо учесть, что этот удар наносится как-бы сзади, подло. Я имею в виду, что его объектом является не наше сознание, в котором сильно рациональное и логическое, а область подсознательного, неконтролируемого.
В нашумевшей в свое время книге Вита Ценева «Протоколы колдуна Стоменова» есть такой эпизод. КГБ СССР в Болгарии допрашивает сибирского мужика, принявшего болгарскую фамилию Стоменов. На допросе у следователя тот частично раскрывает секреты своего страшного «мастерства»: «Другим сильным средством письмо особое будет, в котором, если погубить человека хочешь, писать ему надобно следущее: мол, уважаемый хороший человек, пишет вам доброжелатель ваш тайный. Спешу сообщить вам, что враг ваш пытается извести вас… С вашей одежды нитка была взята от вас незаметно, и нить эта, на которой сорок узелков крепких завязано, левую ногу покойника одного, уже схороненного, оплетает. Это для того сделано, чтобы умерший этот связь с вами обрел нерушимую, и в царство мертвых не мог отправиться — и остается дух умершего между небом и землей до тех пор, пока связь эта не разрушится. А разрушиться она может очень скоро, потому как умерший этот изо всех сил будет стремиться вас за собой утянуть (чем Вам не заговор?). Только одно средство есть, чтобы от гибели неотвратимой избавиться. Нужно обмылок найти, которым любого другого покойника обмывали, только обязательно мужчину, — и в ближайшую полночь тщательно вымыться этим мылом. Тогда надежда есть, что связь ваша смертная разомкнется…» Каково? Сильнейшая программа деструкции… Только упаси Бог кого-либо из читателей действительно применить данный пример, возомнив себя колдуном! Тайники нашего подсознательного таковы, что нельзя сказать, кто жертвой окажется — получатель письма или его отправитель. И не пытайтесь рисковать! Это приведено в качестве примера сильнейшего психологического удара. Знаете ли, даже опытные боксеры, забывшись, руки себе ломают. А здесь все гораздо сложнее. Это и есть т.н. «порча». Кстати, от сглаза она отличается тем, что он (сглаз) наводится невербально, без помощи слова, как правило, взглядом .
Механизм наведения «порчи» довольно прост — психотравмирующая ситуация, падение тонуса, «запуск» патологий — неврозов, психопатий . И, самое главное, ипохондрических расстройств. Ипохондрия же в принципе может активировать множество пограничных и соматических заболеваний. Надеюсь, читатель достаточно владеет этой медицинской терминологией. Зная же механизм, исцеление — это уже дело пастыря или психотехнолога.
Так вот, и порча, и сглаз, и иные психологические удары (нападения) — это чисто духовная и психологическая проблема . И обращаться за «снятием порчи» к очередному «колдуну» — примерно то же, что по поводу сотрясения мозга — к гинекологу. Не скрою, есть среди этих «колдунов», «магистров» и «потомственных» люди, владеющие навыками практической психологии и соответствующим опытом, знающие, что такое суггестивная лингвистика. Но большинство — это просто шарлатаны, интуитивно «видящие» клиента и его кошелек. Я неоднократно беседовал с цыганками (они как правило пользуются эриксоновским гипнозом), признанными «специалистами» (вообще не известно чем пользуются) в применении «психологического оружия». Знаете, их практика доведена почти до автоматизма, но такие несложные методы, применяемые в отношении их, как «разрыв шаблона», дают результат от растерянности до транса.
Но вернемся все же к трассовому состоянию. Есть естественные трассовые состояния. Психотехнологиям известны множество методов введения, погружения в транс, в том числе и моментальных. Это состояние (выявлено, что человек в течении дня, неоднократно, самопроизвольно на короткий промежуток времени впадает в транс ) характерно тем, что всю поступающую извне информацию начинает жадно впитывать подсознание, а не сознание. Иными словами, исчезают барьеры, фильтрующие информацию. Подсознание интересно тем, что является «серым кардиналом» нашей мыслительной продукции, ненавязчиво доминируя над сознательным. В трансе оно пропускает в мозг все, по-своему интерпретирует и уже этим программирует сознание. Эффективность зависит от глубины транса, частоты, и самих компонентов манипулирования. Психологи С. Горин и А. Котлячков выделили 4 таких компонента при воздействии:
1) Паравербальные — мимика, пантомимика, жестикуляция, положение тела, взгляд и т.д.
2) Невербальные — интонация, громкость, темп речи, внятность, смысловое ударение и пр.
3) Фоносемантика — оценка звучания фразы, восприятие звуков на уровне подсознания.
4) Семантика — смысл сказанной фразы. Их действенность и эффективность находится именно в таком порядке. Отсутствие одного из компонентов дает риск, что результат воздействия будут равен нулю. Но формула может и подействовать — это зависит от индивидуальных особенностей.
Так неужели все так мрачно? Вовсе нет. Представьте себе 70-е годы. Где были эти колдуны и шаманы, в каких щелях? Да их просто не было, потомственных-то. Единичные упорные в своих сверх способностях экземпляры в основном населяли психиатрические больницы, причем там их способности как-то не проявлялись. Христианство же имеет эффективный инструментарий для попечения над душой человеческой. Правда, Таинства Святой Евхаристии, Покаяния, Елеосвящения — не гарантия, и вы понимаете, что я имею в виду духовника — наставника, желательно владеющего методиками пастырской психологии. Но это далеко не значит, что, придя в любой Храм и спросить себе духовника, вы получите то, что необходимо. Однако компетентные пастыри есть. Пример — братия Макариев — Решемского монастыря (настоятель — игумен Евмений). Много их и среди служителей протестантских деноминаций.
Можно также обратиться к психологу — христианину. Здесь осторожнее с сайентологами и прочими иеговистами. Необходим именно психолог с христианским мировоззрением. Опыт показывает, что «навести» порчу, другими словами, запустить деструктивную программу легче, чем нейтрализовать ее. Но уничтожить ее в любом случае можно. Всегда помните, что и порча, и сглаз существуют только в темных уголках вашего подсознания, активируемые маловерием в Господа нашего Иисуса Христа . Поэтому лучший вариант — смиренно попросите Его Совета.
Спаситель направит, не откажет, и избавит Вас и от порчи, и от сглаза, и от колдовства…

Иногда встречаются рекомендации: подозреваете, что на вас порча – сходите в церковь. В итоге создается впечатление, что священники проводят специальные ритуалы для снятия негативных воздействий. На самом деле все не так однозначно.

Как относится церковь к «порче»?

Любой священнослужитель скажет вам, что верующему человеку нечего опасаться порчи: его защищает Бог. «Все рассуждения, что кто-то кого-то без его воли “сглазил” или “порчу навел” – абсолютно не серьезны, - говорит протоиерей Александр Авдюгин. - Воздействие лукавого (бесов) на нас возможно лишь по нашему собственному желанию или вере». А вот слова преподобного Макария Оптинского: «Когда с человеком беда случится, он не переносит ее с терпением, а на других злобствует. Кто много думает о колдовстве, то и вправду от своей думы при попущении Божием беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться, скучать и заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры, порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, а не бояться колдунов».

Поэтому приходить в храм с просьбой: «Батюшка, снимите с меня сглаз» (или порчу) – это не что иное как духовная безграмотность. Священник не занимается снятием порчи. Однако в православной церкви есть таинства, которые помогают человеку очиститься от грехов, что ведет к исцелению души и тела. Например, исповедь, причастие, соборование. Также есть священники, которые проводят ритуалы изгнания бесов (тех, кто может делать это, мало, и они должны получать на это специальное разрешение от церковного руководства). Иногда практикуется просто отчитка с помощью молитв. Можно заказать молебны о здравии, сорокоусты, в конце концов, просто обращаться за помощью к Христу, Божьей Матери, святым угодникам.

Какие существуют популярные обряды и молитвы «от порчи»?

К сожалению, некоторые люди решают самостоятельно провести обряд избавления от порчи, отыскав его описание в книгах или СМИ, или просто услышав от кого-то. Для этого они часто используют религиозную атрибутику, например, церковные свечи, святую воду, к которым могут добавляться яйцо, соль и другие «ингредиенты». Их использование сопровождается чтением заговоров «от порчи». Очень распространен обряд снятия порчи на воск, в котором фигурируют расплавленный воск от церковных свечей и чтение молитв.

Считается, что от порчи помогают такие молитвы, как «Живые помощи» и «Молитва честному кресту». Третья молитва зависит от вида порчи. Например, порчу на здоровье снимает Молитва к Господу об исцелении. Порчу на семью и семейные отношения - Молитва Митрополита Мануила (Лемешевского), обращенная к Богородице для защиты семьи.

При порче на запой читают молитву Мученику Вонифатию. При порче на женское одиночество - молитву девицы о супружестве. При порче на бесплодие - молитву Святому пророку Захарию и Елизавете.

Почему не стоит «снимать порчу»?

Между тем священнослужители возражают против самого понятия «порча», считая его языческим суеверием. По мнению священников, порчей в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. Но следует помнить, что никто не сможет сделать христианину ничего плохого, если он тверд в своей вере и ведет праведный образ жизни: «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес.3:3).

Если что-то в жизни неблагополучно, то следует просить помощи у Бога: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:6-7). Только грехи дают бесам власть над людьми. Поэтому необходимо регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Помогают и молитвы. Так, чтобы сохранить себя и близких от магии, бесов и злых людей, полезно обращаться с молитвой к священномученику Киприану и мученице Иустине. Можно читать и другие молитвы, в том числе и вышеупомянутые. Но ни один священник никогда вам не посоветует что-то делать со свечным воском и читать при этом заклинания.

Публикации по теме