Иуда продался за сколько. Сколько на нынешние деньги получил бы Иуда за предательство Христа? Освободился от осуждения

На одном из занятий исторического объединения “Саровская пустынь”, посвящённом изучению Евангелий, возник вопрос, а много ли это – 30 сребренников, полученных Иудой за предательство Иисуса Христа.
Из текста Нового завета не очевидно, какие конкретно серебряные монеты имеются в виду. Это могли быть римские денарии, древнегреческие драхмы, дидрахмы, статеры или тетрадрахмы. Однако обычно 30 сребренников отождествляются с тирскими статерами (иудейскими сиклями, шекелями) или тетрадрахмами (4 драхмы).

Нумизматическая справка


Тирский статер (сикль, шекель)

Статер, Статир (др.-греч. στᾰτήρ - коромысло весов, весы) – античная монета, имевшая хождение в Древней Греции и Лидии в период примерно с начала V века до н. э. до середины I века н. э.
Первоначально название использовалось в Афинах для монет, равных по ценности тетрадрахме (четырём драхмам), хотя впоследствии в других местах статером называли и дидрахму (монету в две драхмы).

Денарий (лат. Denarius) – Старинная римская серебряная монета, равная 10 медным ассам, чеканка которой началась в 269 г. до н.э. Сперва денарий весил 4.55 грамм, в 217 г. до н.э. вес денария снизился до 3.9 г. Во времена Нового завета одна драхма равнялась одному денарию.


Сначала посчитаем стоимость формально. 30 сребренников – это 360 грамм серебра (т.к. 1 денарий – это ~ 4 г серебра, 1 сребренник = 4 драхмы, т.е. 12 г серебра). В дореволюционных источниках конца 19 века 30 сребренников приравнивается к 30 рублям серебром, хотя тогда в серебряной монете в 1 рубль (20 грамм) содержалось 18 г чистого серебра и, следовательно, 18х30=540 г. (т.е. в 19 веке серебро стало дешевле). Сейчас серебро добывается промышленным способом и стоит ещё дешевле, чем в те времена, а 1 грамм лома серебра стоит примерно 40 рублей (современных). Таким образом, если считать по стоимости серебра, 30 сребренников сейчас стоят: 40р. х 360г ≈14400 рублей, или 40р. х 540г ≈21600 рублей, что явно не соответствует ни покупательной способности 30 царских рублей (зарплате высоко-квалифицированного рабочего Российской империи за два-три месяца), ни 30 серебряных монет на окраине Римской империи в Иудее. О довольно высокой покупательной способности 30 сребренников говорит и тот факт, что за эти деньги (раскаявшийся Иуда вернул их первосвященникам) был куплен участок земли под кладбище рядом со столицей Иудеи – Иерусалимом (сравните со стоимостью участков под Нижним Новгородом – т.е. рядом со столицей нашего региона).

Зайдём с другой стороны и порассуждаем. Денарий во времена жизни Иисуса Христа был стандартной подённой платой квалифицированному сельскохозяйственному рабочему или римскому легионеру. Если принять широко распространённую версию о том, что сребренник является тетрадрахмой (4 драхмы, равные 4 денариям), то 30 сребренников – это 120 денариев или примерно пятимесячное жалование при шестидневной рабочей неделе. Причём, на эти деньги они могли содержать (пусть на весьма минимальном по нынешнем меркам уровне) не только себя, но свою многочисленную семью (жёны тогда, как правило, не работали, а детей в семье было “чуть” больше, чем сейчас).

Допустим, что сейчас зарплата квалифицированного работника или офицера среднего ранга составляет с учётом всех доплат и надбавок примерно 40-50 тысяч рублей в месяц. Ещё тысяч 10-20 «набегает» из общественных фондов потребления, не существовавших для «простых» людей 2000 лет назад (бесплатное образование, медицина, полиция и т.д.). Следовательно, их зарплата за шесть месяцев (при пятидневной рабочей неделе) составит 300-400 тысяч рублей, т.е. примерно стоимость простейшего отечественного автомобиля или подержанной бюджетной иномарки. Ну или стоимость одной сотки земли под Нижним Новгородом. Кладбище, даже деревенское, разместить трудновато. Впрочем, тогда (во времена Иисуса Христа) людей на Земле было на два порядка меньше, а свободной земли - соответственно больше, поэтому соотношение цен на землю и разные товары было, очевидно, другим.

Из всего представленного, наиболее корректным мне кажется определение нынешней стоимости 30 сребренников, исходящее из соотношения размеров зарплаты (т.е. ~ 300-400 тысяч рублей). Без серебра или собственного участка земли прожить можно, а вот есть и пить хочется всегда. Таким образом, с приличной долей волюнтаризма, можно допустить, что предательство стоило первосвященникам не так уж дорого, ну а Иуде – его жизни (согласно евангелию от Матфея, он удавился) и сомнительной славе.

©2013 — Первая редакция, ©2019 — Вторая редакция. В.Н.Ганькин, ИО «Саровская Пустынь».

1. Википедия.
2. Нумизматический словарь, Львов, 1979.
3. Мифологический словарь, Москва, 1990.
4. Библейская энциклопедия, БиЭ, СПб, 1893.

Тридцать сребреников (в оригинале - др.-греч. αργύρια) - плата за предательство, которую получил Иуда Искариот, согласившись выдать Иисуса Христа первосвященникам. Упоминаются в Евангелии от Матфея (Мф. 26:14-16 и Мф. 27:3-10), Евангелии от Марка (Мк. 14:10-10) и Евангелии от Луки (Лк. 22:1-6). В последних двух случаях без указания точной суммы.

Обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами (сиклями, шекелями) или древнегреческими тетрадрахмами.

Из текста Нового завета не очевидно, какие конкретно серебряные монеты имеются в виду. Это могли быть римские денарии или квинарии, древнегреческие драхмы, дидрахмы, статеры или тетрадрахмы. Однако обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами (сиклями, шекелями) или тетрадрахмами.

Предав Христа, Иуда вернул деньги первосвященникам, и на них была приобретена земля для погребения странников:

"Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь."
Евангелие от Матфея, глава 27

Речь идет о следующем месте Книги пророка Иеремии:

"И сказал Иеремия: таково было ко мне слово Господне: вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе сказать: «купи себе поле мое, которое в Анафофе, потому что по праву родства тебе надлежит купить его». И Анамеил, сын дяди моего, пришел ко мне, по слову Господню, во двор стражи и сказал мне: «купи поле мое, которое в Анафофе, в земле Вениаминовой, ибо право наследства твое и право выкупа твое; купи себе». Тогда я узнал, что это было слово Господне. И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников; и записал в книгу и запечатал ее, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах. И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую; и отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии, сына Маасеи, в глазах Анамеила, сына дяди моего, и в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи; и заповедал Варуху в присутствии их: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтобы они оставались там многие дни"
книга Иеремии глава 32

Такое отождествление с сиклями (шекелями) важно и с вероучительской точки зрения, поскольку позволяет связать текст Нового завета с несколькими стихами Ветхого - в частности, с пророчеством из Книги пророка Захарии и оценённом в 30 сиклей рабом из книги «Исход».

В времена Нового завета одна драхма равнялась денарию. Денарий в свою очередь был стандартной подённой платой квалифицированному сельскохозяйственному рабочему (см., например, Притчу о работниках в винограднике Мф. 20:1-15) или римскому легионеру. Если принять версию о том, что сребреник является тетрадрахмой (4 драхмы, равные 4 денариям), то 30 сребреников - это 120 денариев или четырехмесячное жалование при семидневной рабочей неделе. О покупательной способности 30 сребреников говорит тот факт, что за эти деньги был куплен участок земли под кладбище рядом со столицей Иудеи - Иерусалимом.

О предательстве Иуды и о 30 сребрениках

Иисус сказал своим ученикам: «Через два дня будет Пасха и я буду предан на распятие». Собрались тогда первосвященники, книжники, старейшины народа во дворе первосвященника по имени Каиафа, долго советовались, как им убить Иисуса. Решили, что сделать это нужно непременно, но только не в праздник, чтобы не возмутился народ, который почитал Иисуса за пророка.

Иуда Искариот, один из двенадцати учеников Иисуса, имел от Иисуса поручение носить при себе ящик, в который опускались приношения. Он оказался человеком корыстолюбивым и иногда даже крал деньги из общей кассы. Эта гибельная страсть и привела его к предательству. Как-то раз он даже выразил неудовольствие, когда одна женщина в знак благоговения перед Иисусом вылила ему на ноги дорогие благовония, потому что, как он сказал, можно было эти благовония продать, а деньги раздать нищим. Но Иисус ответил ему: «Не смущай эту женщину. Она для Меня доброе дело сделала. Потому что нищие всегда будут при вас, а вот Я не всегда буду». Вот этот Иуда Искариот и пошел к первосвященникам и сказал им: «Я готов предать Иисуса в ваши руки, если вы мне хорошо заплатите». Первосвященники посовещались и дали ему тридцать сребреников, а Иуда, получив деньги, стал думать, как ему исполнить свое обещание и предать Иисуса.

Потом уже, когда предательство совершилось, Иуда раскаялся; он пришел к первосвященникам и тщетно пытался убедить их, что Иисус ни в чем не виновен, что он, Иуда, предал невинного. Бросил Иуда в храм тридцать сребреников и ушел, но совесть измучила его, и вскоре он повесился. А первосвященники сказали: «Непозволительно класть эти сребреники в сокровищницу храма, потому что они уплачены за кровь». И купили на них землю для погребения странников.

Из книги Код завета. Библия: ошибки перевода автора Гор Оксана

Заблуждение о предательстве Двенадцать учеников было у Иисуса. И вот один из них предал Иисуса. Учителя схватили, судили и предали казни. По христианской легенде, Иисус восстал из смерти. То есть победил саму смерть, появившись после положения в гроб перед своими

Из книги Основы христианской культуры автора Ильин Иван Александрович

Из книги Новый Завет под ред. еп. Кассиана Безобразова автора Автор неизвестен

Иуды 11 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, возлюбленным в Боге Отце и сохранённым для Иисуса Христа, призванным: 2 милость вам и мир и любовь да умножатся. 3 Возлюбленные, имея всяческое усердие писать вам об общем нашем спасении, я почел за нужное написать вам увещание

Из книги Иуда и Евангелие Иисуса автора Райт Том

Евангелие Иуды Тайное слово откровения, данного Иисусом, когда говорил Он с Иудой Искариотом в продолжение недели за три дня до того, как Он отпраздновал Пасху.* * *Когда Иисус явился на землю, творил Он знамения и чудеса великие ради спасения людей. И как одни ходили

Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен Жорж

9. Евангелие Иуды Строго говоря, недавно опубликованное Евангелие Иуды принадлежит к гностическим текстам. Однако самая яркая его специфическая особенность (положительный образ Иуды Искариота) нетипична даже для гностического движения, поэтому его стоит рассмотреть

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

МИФ О ТРУСОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ ЕВРЕЕВ Еще один извечный упрек евреям - отсутствие у них склонности к ратному делу. Потому облик еврея становился еще менее привлекательным для женщин в эпохи больших войн, когда наиболее соблазнительны были мужчины, бряцавшие оружием.

Из книги Библия. Синодальный перевод (RST) автора Библия

3. Гибель Иуды 3. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, О гибели Иуды рассказывается у Матфея и в Деян. 1:16-20. Не подлежит сомнению, что в обоих этих местах рассказывается об одном и

Из книги Библия. Современный русский перевод (SRP, RBO) автора Библия

Иуды Глава 1 1 Приветствие. 3 Предостережение против нечестивых учителей, отвергающих Христа. 5 Примеры древних нечестивцев и суд над ними. 17 «Сохраняйте себя в любви Божией»; помогайте сомневающимся и искушаемым. 24 Слава Могущему соблюсти вас от падения. 1 Иуда, раб Иисуса

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Иуды Глава 1 Иуда, служитель Иису?са Христа, брат Иакова, приветствует тех, кто призван Богом Отцом жить в Его любви и под защитой Иисуса Христа.2 Милость, мир и любовь да будут с вами во всей полноте!3 Любимые мои, хотя я очень хотел написать вам о нашем общем с вами спасении,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Предательство Иуды 14 После того один из Двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15 и сказал: «Что дадите вы мне, если выдам вам Его?» Они заплатили ему тридцать серебряных монет. 16 И с тех пор он стал искать удобного случая, чтобы выдать

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Предательство Иуды 10 В то время Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать им Иисуса. 11 Те же, услышав это, обрадовались и обещали дать ему денег. И он стал искать удобного случая, чтобы предать

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Иуды Введение Настоящее послание было написано Иудой (еще одним братом Иисуса Христа) в период между 65 и 70 гг. по Р.Х. Где Иуда писал свое послание и кому конкретно оно было адресовано, нам неизвестно. Но суть вопроса, который поднял в нем автор, ясна. Иуда призывает

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

Самоубийство Иуды (Деян. 1:16–20)3 Когда Иуда, предавший Ису, увидел, что Иса осуждён, он раскаялся и вернул тридцать серебряных монет главным священнослужителям и старейшинам.4 - Я согрешил, - сказал он, - я предал на смерть невинного Человека.- А нам-то что за дело? -

Из книги автора

Иуды Глава 1 Приветствие 1 От Иуды, слуги Иисуса Христа и брата Иакова, всем призванным и любимым Богом Отцом и хранимым Иисусом Христом a.2 Пусть умножатся для вас милость, мир и

Из книги автора

Оглашение 36 О том, чтобы ради будущих благ презирать настоящие, а также о брате Василии и о двух сребрениках Отцы и братия. Хотя мое оглашение и совершается по отеческому преданию, но не имеет той силы, ибо слово отцов, подкрепляемое благими делами, проходило и достигало до

Из книги автора

Послание Иуды 25 229

Иуда против Иисуса?

Далеко за полночь Иуда приводит большую группу солдат, старших священников, фарисеев и других в Гефсиманский сад. Священники сговорились заплатить Иуде 30 сребреников, чтобы он предал Иисуса.

А 30 серебряников - это много или мало по тем временам?

30 серебряников – это:

Стоимость раба в то время. Но это не обязательно. Цены и зарплаты были более менее стабильные, потому что деньги - драгметалл. Колебания вызваны форсмажором - неурожай, стихийное бедствие. А вот рабы - это не стабильный "товар". Тут зависит от пола, возраста, здоровые ли зубы и т.д.

Евреев никто покупать не хотел, потому что такие рабы даже под страхом смерти не работали в субботу, а кому нужен раб с выходным? Может им еще и оплачиваемый отпуск сделать и пенсионные отчисления и профсоюзы?

Когда Рим разрушил Иерусалим, они продали всех евреев (кроме тех, что убежали - это в основном христиане) в рабство. Но тогда цена упала до нуля и их просто раздавали даром. Так были евреи рассеяны по всей земле.

Прожиточный минимум для семьи того времени - 2 денария в неделю. То есть с голоду не умрут.

Один человек мог жить нормально полгода.

Это как высокая зарплата за полтора месяца.

Сегодня сложно сказать сколько это. Может, как 50 000 руб.

Каноническая версия считает сумму достаточной для предательства, раз на неё можно было приобрести участок земли в черте города.

Шекель (сребреник) равен 4 динариям. Динарий - дневная плата рабочего на винограднике (Мф.20:2) или стоимость хиникса пшеницы (дневного рациона мужчины) (Откр.6:6).

Около 4 месяцев нужно отработать на винограднике, чтобы получить тридцать сребреников. Опять же, миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк.14:5), стоило 300 динариев, что равняется 75 сребреникам или чуть меньше года работы на винограднике.

До этого, когда Иуда был освобожден от пасхальной вечери, он видимо прямо пошел к старшим священникам. Те сразу же собрали своих служителей и также отряд солдат. Может быть, Иуда повел их сначала к тому месту, где Иисус праздновал Пасху со Своими апостолами. Обнаружв, что они ушли, большая группа, несущая оружие, фонари и светильники, следовала Иуде из Иерусалима и через долину Кедрон.

Ведя процессию на Елеонскую гору, Иуда уверен, что знает, где найти Иисуса. В течение прошлой недели Иисус и апостолы, находясь в пути между Вифанией и Иерусалимом, часто останавливались в Гефсиманском саду, чтобы отдохнуть и поговорить. Но как солдаты узнают Иисуса теперь, если Он, возможно, скрылся в темноте под оливковыми деревьями? Они, может быть, еще никогда не видели Его. Поэтому Иуда предоставляет знак, говоря: "Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно."

Поцелуй являлся в те времена обычным приветствием (1 Фес. 5:26) и знаком дружеского расположения. Поэтому он несовместим с предательством и злом. Это знак дружбы и доверия, как и совместная трапеза. Но Иуда использовал поцелуй в своих предательских целях!

Иуда ведет большую толпу в сад, видит Иисуса с Его апостолами и идет прямо к Нему. "Радуйся, Равви!" - говорит он и целует Его нежно.

"Друг, для чего ты пришел?" - резко спрашивает Иисус. Отвечая на собственный вопрос, Он тогда говорит: "Иуда, Целованием ли предаешь Сына Человеческого?" Но достаточно сказано о Его предателе! Иисус выступает вперед в свет горящих фонарей и светильников и спрашивает: "Кого ищете?"

"Это Я", - отвечает Иисус и смело стоит перед ними всеми. Удивляясь Его смелости и не зная, что ожидать, мужчины отступают назад и падают на землю.

"Я сказал, что это Я, - продолжает Иисус спокойно. - Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть уйдут." Даже в этот критический момент Иисус продолжает заботиться о Своих учениках!

Недолго до этого в верхней комнате Иисус в молитве сказал Своему Небесному Отцу, что сохранил Своих верных апостолов и ни один из них не был потерян, "кроме сына погибели." Он, значит, просит Его последователей, чтобы исполнилось Его слово.

Иисус сознательно хотел дать Себя арестовать и принять страдания. Он не делал попыток избежать того, что должно было произойти.

Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та "землею крови" до сего дня. (Матф.27:6-8)

Противоречие о «земле крови»

Из всех евангелистов-синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» (Акелдамы) первосвященниками: «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников…» (Мф.27:7). Возможно, Матфей почерпнул разгадку предательства в Книге пророка Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.11:12-13).

Согласно Деяниям Апостолов, Иуда «приобрел землю неправедною мздою…» (Деян.1:18).

Фонд «Лютеранское наследие» объясняет противоречие следующим образом: землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде.

Серьёзные затруднения все же возникают при попытке объяснить разницу в написании:

  1. Слово «поле» (др.-греч. agros), стоит после глагола agorazo - «купить на открытом рынке» (от agora - «рыночная площадь») (Мф.27:7);
  2. Слово «участок» (др.-греч. chorion - земельная собственность или небольшое хозяйство) стоит после глагола ktaomai - «получить во владение» (Деян.1:18).
Когда к солдатам возвращается самообладание и они встают и начинают связывать Иисуса, апостолы понимают, в чем дело. "Господи! Не ударить ли нам мечем?" - спрашивают он. Еше перед тем как Иисус отвечает, Петр, держащий в руках один из двух мечей, которые апостолы принесли с собой, нападает на Малха, раба первосвященника. Удар Петра не попадает в готову раба, но отсекает ему правое ухо.

Кстати, многие в интернете задаются вопросом: "В какой день недели Иуда предал Иисуса?"

Отвечаю: Со Среды на Четверг произошло предательство Иудой, а в Пятницу Иисуса распяли.

Неоднозначно воспринимается и мотивация предательства

Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие сатаны. Но богословы не имеют единого мнения:

  1. Матфей считает мотивом предательства сребролюбие: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:14-15);
  2. Марк тоже настаивает на единственной и главенствующей роли сребролюбия: «И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники» (Мк.14:10-11);
  3. Лука комбинирует, считая мотивом предательства и сребролюбие и участие сатаны: «Вошел же сатана в Иуду» (Лк.22:3), «…и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» (Лк.22:4-5);
  4. Иоанн умалчивает о деньгах и настаивает на участии сатаны: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин.13:27).
М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель» приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие «главным и руководительным мотивом в поступке Искариота»:
  1. Евангелисты сами «не придают сребролюбию Иуды первенствующего значения, если прямо и ясно указывают на сатану как на главного виновника»;
  2. Из рассказов евангелистов «не видно, чтобы предатель ставил на первом плане сребреники»;
  3. Иуда довольствовался всего тридцатью сребрениками;
  4. Иуда с легкостью расстался с деньгами;
  5. «Неужели жалкий поклонник золотого кумира» отважился бы на сделку, веря в божественность Иисуса?

В той же статье М. Д. Муретов называет три противоречия того, что «сатана управлял Иудой без свободного самоопределения последнего»:

  1. Не ведая, что творит, Иуда не мог тяжело раскаиваться;
  2. Перед синедрионом Иуда обвиняет себя, а не сатану;
  3. Иисус предрекает, что будет предан человеком, а не сатаной.
Неубедительность и противоречия свидетельств евангелистов дали почву различным толкованиям и интерпретациям мотивации предательства. С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:
  1. Организация бунта против римского гнета;
  2. Разочарование в учении Иисуса;
  3. Самопожертвование;
  4. Божья воля;
  5. Иуда - тайный агент Рима или синедриона;
  6. Иуда выполняет просьбу Иисуса
Видимая противоречивость в понимании Иуды и его действий привела к потиворечивости восприятия Иуды Искариота. Часть христиан встали на защиту Иуды Искариота, часть - отвергли его. О нем пишут книги и статьи, слагают песни, ставят фильмы, возводят памятники, пишут картины.

Критика неканонического восприятия Иуды Искариота

Согласно сторонникам неканонической версии предательства, мотивация Иуды вовсе не выглядит нелепой, поскольку каждый человек имеет свободу воли. Иуда же вполне мог быть сребролюбивым человеком, что видно из Евангелия: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: „Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали"; «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».

В любом случае, променять Бого-человека на деньги - это не по христински, не по человечески, не законно. И уже с этих позиций Иуда - негативная личность, вызывающая только негативные эмоции.

По материалам Библии, Википедии и книги "Самый известный человек, который когда-либо жил".

Публикации по теме