Избиение младенцев: христианская легенда или исторический факт? Усекновение главы честного предтечи и крестителя господня иоанна.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 14, ст. 1 - 13

1. В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

2. и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

4. потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

7. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10. и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

(Мф. 14, 1-13)

Сегодня нам представлена картина того, как Ирод убил Иоанна Крестителя. Он связал и бросил Иоанна Крестителя в темницу, потому что тот обличал его за совершенный грех: Ирод Антипа взял себе жену своего брата. До этого Ирод был женат на дочери арабского царя из Набатии Ареты. В Риме у него был брат, которого тоже звали Иродом, но авторы Евангелий называют его Филиппом (по-видимому, полное имя его было Ирод Филипп). Филипп проживал в Риме как богатое частное лицо, и у него не было своего царства. Во время визита в Рим Ирод Антипа соблазнил жену своего брата: убедил ее бросить мужа и выйти замуж за него. Для этого он должен был отослать свою жену обратно к ее отцу, царю Арете, что потом имело печальные последствия для самого Ирода Антипы.

Сегодня, рассматривая печальную историю усекновения главы пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, особо рассмотрим личность Ирода Антипы. Он совершил преступление: даже если не говорить о нравственном аспекте (соблазнил жену брата), он нарушил два закона: во-первых, развелся с женой, не имея для этого никаких законных оснований, во-вторых, женился на своей невестке, что было запрещено по иудейскому закону. Иоанн Креститель без колебаний обличил его в этом. Иродиада - жена брата Филиппа, которую Ирод Антипа увел у него, была этим сильно оскорблена, возненавидела Иоанна Крестителя и ждала случая его уничтожить.

Некоторые толкователи Писания считают, что Ирод Антипа почитал Иоанна Крестителя, даже иногда беседовал с ним наедине (это можно видеть в параллельных Евангелиях). Но для того чтобы угодить жене, схватил Иоанна Крестителя и заточил в крепость Махерон. С одной стороны, тем самым спрятав его от Иродиады (чтобы ее руки не дошли до Иоанна Крестителя), с другой, заключив его в темницу, он все же сковал его действия. Ирод знал, что Иоанна Крестителя почитали за пророка и среди простого народа он был очень уважаем и имел авторитет. Иосиф Флавий пишет, что Ирод Антипа боялся народного волнения и восстания. Собственно говоря, того же боялись, когда толпам народа проповедовал Христос.

Во время этого небольшого рассказа можно почувствовать личность Ирода, его характеру был присущ страх. Он боялся Иоанна Крестителя, поэтому и поступает таким образом. Посмотрите, как прогрессирует грех, совершенный человеком: Ирод совершает безнравственный поступок, уводит жену у своего брата, но за этим следуют все большие преступления. Его обличает Иоанн, этот пророк пустыни, возможно, его обличает и совесть. Иродиада до последнего ждет момента, чтобы убить Иоанна Крестителя, заточенного в темнице. Ирод боится преступить свое слово, опасаясь осуждения людей, бывших на его дне рождения: по-видимому, богатых вельмож, князей и царей. Хотя просят у него не богатств, не земной славы, а того, чего он и сам, наверное, очень не хотел совершать. Ирод Антипа находится здесь в сложной ситуации, но его малодушие, трусость и бессовестное поведение позволяют совершить то, о чем просила Иродиада.

Иродиада же посылает свою дочь, принцессу, танцевать на пиру безнравственные танцы, которыми она угодила смотревшим. Мать даже не смущает, что она жертвует своей приличием своей дочери, для того чтобы вынудить Ирода Антипу совершить преступление.

Судьба Ирода вообще была очень печальна и трагична. Когда на императорский престол вошел Калигула, он забрал у Ирода Антипы царство и отправил его в ссылку в Галлию. Иродиада поехала вместе с мужем и находилась рядом до последних дней его жизни. Эта женщина, через которую к Ироду пришла погибель, осталась вместе с ним до его последнего дня.

В этом трагичном эпизоде очень ясно представлено, как действует грех и как он может разрушить всю жизнь человека, именно поэтому мы и обращаем сегодня внимание на личность Ирода.

Храни вас Господь!

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Нина Кирсанова

Обратимся к первоисточникам и представим достоверное описание кончины Иоанна Предтечи , которое нам оставили ученики Христа , писатели первого века Матфей , Марк , Лука.

После смерти Ирода Великого , того правителя, что пытался убить младенца Христа, римские власти разделили территорию Палестины на четыре части, в каждой из которых назначили правителем своего ставленника. Ирод Антипа , о котором и пойдёт речь, получил от императора Августа в управление Галилею. Он оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой , женой своего брата.

Этот самый Ирод приказал взять под стражу Иоанна и бросить его в тюрьму из-за Иродиады, бывшей жены своего брата Филиппа , на которой он женился. Иоанн говорил Ироду: «Нельзя тебе жить с женой брата». Ирод боялся Иоанна, он знал, что Иоанн — праведный и святой человек, и берёг его. Ему нравилось слушать его, хотя эти речи и приводили царя в сильное смущение.

Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Иисус, он послал своих учеников спросить у Него: «Ты — Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?». Иисус ответил им: « Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы видите и слышите: слепые снова видят, калеки ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, бедным возвещают Благую Весть. И счастлив тот, кто во Мне не усомнится» .

«Явление Христа народу» (картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос). Commons.wikimedia.org

Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: «Зачем вы ходили в пустыню? Посмотреть на тростник, как он под ветром колышется? Думали увидеть человека в пышной одежде? Но люди в пышных одеждах живут во дворцах. Кого же вы думали увидеть? Пророка? Да, вы видели пророка, и, говорю вам, он больше, чем пророк. Не было никого во всём роде человеческом, кто был бы выше Иоанна».

Иродиада, ненавидящая Иоанна, добивалась его смерти, но ничего не могла поделать. Подходящий случай выдался в день рождения Ирода, когда тот устроил пир для вельмож, военачальников и галилейской знати. Туда явилась дочь Иродиады, и пляска её так понравилась Ироду и гостям, что царь сказал ей: «Проси у меня чего пожелаешь. Всё дам, чего ни попросишь, до половины царства!». Она, спросив у матери, требовала сейчас же принести на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь сильно опечалился, но не решился ей отказать из-за клятвы, данной перед гостями. Он тут же послал телохранителя и приказал принести ему голову. Тот отрубил в тюрьме Иоанну голову и принес её на блюде. Ученики Иоанна, узнав об этом, пришли, забрали тело и похоронили.

Если не знать предыстории, если не понимать той миссии, что нёс Иоанн Предтеча, то представленное описание казни выглядит почти безысходным. Особую грусть вносит честное свидетельство о недоумениях Иоанна относительно Христа, а значит, и относительно смысла того свидетельства и служения, что совершал Иоанн до своего ареста.

«Казнь Иоанна Крестителя» (картина Караваджо). Commons.wikimedia.org

Кто такой Иоанн Предтеча?

По свидетельству евангелистов, Иоанн родился от престарелых родителей за полгода до рождества Христова. Отец его был из священнического рода и во время богослужения в Иерусалимском храме ему было откровение от Бога, что, несмотря на бездетность, у них на склоне лет родится сын: «Жена твоя Елизавета родит тебе сына, и ты назовёшь его Иоанном. Он даст тебе великую радость, и многие будут радоваться его рождению. Ибо он будет велик в глазах Господа, не будет пить ни вина, ни пива, но исполнится Духа Святого с самого рождения. Многих из народа Израиля вернёт он Господу, их Богу». Так и случилось.

Иоанн Креститель, картина Эль Греко. Фото: Commons.wikimedia.org

О детстве и юности Предтечи ничего не известно. Как и о Господе Иисусе Христе. Повествование о них начинается с 30-летнего возраста. Дело в том, что по древним израильским законам только на тридцатом году жизни человек мог стать учителем, только с этого периода его голос, его мнение могли быть услышаны и приняты народом. Поэтому и Иоанн, и Христос неукоснительно соблюдают это предписание, о чём и говорят евангелисты, подчёркивая легитимность их проповедей и учений.

За полгода до начала проповеди Иисуса Христа в малонаселённых, пустынных землях израильской страны появился удивительный человек. Сейчас бы его назвали аскетом. Это и был Иоанн Предтеча. Он вёл одинокий, безупречный в нравственном и религиозном отношении образ жизни, носил простую, недорогую, грубо пошитую одежду из верблюжьего волоса и питался только тем, что давала ему окружающая скудная природа: сушёными кузнечиков (так называемыми акридами) и мёдом диких пчёл.

Иоанн призывал людей к покаянию, то есть осмыслению своей жизни, признанию своих грехов и стремлению жить более нравственно, исполняя заповеди Божьи. Как знак свершившегося духовного очищения, Предтеча крестил людей, то есть окунал их в воды реки Иордан, за что и получил прозвище Креститель. В проповеди Иоанна не было бы ничего особенного для тех времён, если бы не свидетельство, что он послан подготовить пришествие Мессии Спасителя, что требуемое им раскаяние — это не самоцель, а лишь подготовка к встрече с Тем, кого можно узнать, понять и, самое важное, принять только через раскаяние, через отказ от зла и стремление к жизни с Богом.

В чём смысл праздника?

Иисус Христос очень высоко ценил Иоанна. Мы уже видели, что Он называл его главнейшим из пророков, величайшим из рождённых женщинами. И дело тут не только в удивительных личных качествах Иоанна: его вере, его аскезе. Думаю, дело прежде всего в трудности, почти неисполнимости того служения, что нёс Иоанн.

Предтеча являет нам удивительный пример веры и, главное, понимания своего места и роли. Главная миссия Иоанна была исполнена в день крещения им Христа. Имевший безусловный духовный авторитет в народе Иоанн встречает Иисуса, свидетельствует о нём как о Мессии и недвусмысленно даёт понять о своём «умалении» и начавшемся «возрастании» Христа. Часть учеников Иоанна по прямому указанию его становятся первыми учениками Иисуса.

Мало кто прославился принятием такой миссии и доведением её до конца. Быть не более чем чьим-то голосом, который должен умолкнуть с приходом говорящего, — это очень непросто. Представьте себе: Иоанн всего за полгода прославился на всю страну, обрёл уважение и авторитет в народе настолько, что его совету внимали и воины, и учителя религиозного закона, и цари. По сути, он стал религиозным лидером, объединившим вокруг себя множество людей. И от всего этого он должен был отказаться, направить своих учеников и последователей к Тому, предтечей, провозвестником Кого он послан быть — ко Христу. Иоанн не просто возвеститель воли Божьей, он тот, кто с самого начала пошёл на жертву, с самого начала жил ради того, чтобы прославился другой.

Церковь именует Иоанна Предтечу последним пророком и первым мучеником. И действительно, Иоанн оказался как бы на грани двух эпох. С одной стороны, он исполнил пророческое служение, возвещая людям волю Божью, подготавливая приход Иисуса. С другой стороны, он пострадал за Божью правду, за своё служение Христу.

Празднуя «Усекновение главы Иоанна Предтечи» христиане вспоминают великого человека, его жизнь и кончину, учатся у него вере в Бога, доверию Богу, стремлению исполнить своё предназначение до конца. Но это в общем. Думаю, что непосредственно для нашего времени, когда страх сковал сердца и волю многих людей, важно свидетельство об Иоанне как о непримиримом возвестителе правды и обличителе зла и неправды.

P.S. К сказанному надо упомянуть, что день «Усекновения главы Иоанна Предтечи» — постный. Православные христиане призваны воздержаться от мясных и молочных продуктов и тем на деле почтить память великого праведника. В народе есть поверье, что недопустимо есть ничего круглого. Этот обычай порождён простым необразованным народом и не имеет никакого отношения к церковной дисциплине. Можно предположить, что это отголоски языческого прошлого наших предков.

Вероучению Православной Церкви, богослужению и праздникам будет посвящён православный лекторий для молодежи при Политехническом музее г. Москвы.

Иродиада была внучкой царя Иудеи Ирода Великого - того самого, по инициативе которого произошло избиение младенцев. А по приказу его внучки был убит Иоанн Креститель - праведник и предшественник Иисуса Христа.

Имя иудейского царя Ирода Великого стало нарицательным: слово «ирод» в нашем сознании ассоциируется с жестокостью и бесчеловечностью. Тем не менее, историки оценивают его деятельность не только отрицательно. Этот царь много сделал для строительства Иудеи. А вот о его внучке Иродиаде история не донесла до нас ни одного хорошего слова.

Язык мятежного Предтечи

Иоанн Креститель (Предтеча) был сыном Елизаветы (родственницы Марии, матери Иисуса Христа) и священника Захарии. Он появился на свет за несколько месяцев до того, кого христиане считают Спасителем. И позже в своих проповедях предрекал его появление.

Иоанн Креститель вел отшельнический образ жизни: носил простую, грубую одежду и питался самой простой пищей. В возрасте около 30 лет он стал ходить по Иудее, проповедуя ее жителям покаяние в грехах. Он крестил людей, омывая их в водах реки Иордан и говоря, что этот обряд принесет покаяние и очищение от грехов. Кроме того, Иоанн утверждал: «Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

Увидев как-то Иисуса, Предтеча сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

Вскоре Иоанн Креститель стал известен всем жителям Иудеи. Он пользовался большой популярностью среди соотечественников, хотя проповедовал явно не иудейскую традицию. Соотечественникам Крестителя явно импонировали аскетизм Иоанна, его желание сделать мир людей лучше, а также бесстрашие. Дело в том, что Предтеча не стеснялся никому говорить правду в глаза. И представителям власти - в том числе. За это ему предстояло заплатить дорогую цену.

Жестокие кровосмесители

В то время Галилеей и Переей, частью Иудеи, где развернулись последующие страшные события, правил сын Ирода Великого - Ирод Антипа. Властительницей же этой местности считалась женщина по имени Иродиада. Она не была законной женой Ирода и вообще приходилась ему племянницей.

С детства Иродиада отличалась не просто склонностью к разврату. Она пренебрегала одним из самых главных правил - запретом на инцест. Эта женщина с ранних лет стремилась к самому высокому положению, поэтому в своих интимных предпочтениях она не выходила за «рамки» династии Иродиадов, основанной ее дедом.

Успех у мужчин собственной семьи сначала привел ее к браку с первым своим дядей Иродом Бефом. От него 20-летняя Иродиада примерно в 5 году нашей эры родила дочь Саломею. Брак между такими близкими родственниками был самой настоящей пощечиной для правоверных иудеев, боявшихся кровосмесительства как огня. Но это замужество Иродиады соотечественники еще как-то переварили.

Однако этот родственник показался недостаточно перспективным честолюбивой женщине. И она обратила свои взоры на следующего. Новым супругом развратницы стал другой дядя - Ирод Филипп. Народ содрогнулся. Но Иродиада плевать хотела на обычаи предков. Ее религией стала жажда власти.

И опять прокол - Ироду Филиппу не светило высокое положение. Ну что делать? Злая и властолюбивая Иродиада ломала руки от досады. Пришлось опять сменить спутника жизни. И не стоит в этом сомневаться - опять стал ближайший родственник. И опять дядя - Ирод Антипа, который к моменту начала совместной жизни с Иродиадой был правителем Галилеи и Переи. Конечно, эти части Иудеи - не целая Римская империя. Но лучше уж так, чем прозябать в рядовых аристократках, думала честолюбивая женщина. Тут следует отметить, что к моменту сближения с Иродиадой Ирод Антипа был женат на дочери Ареты, царя набатеев. Супруга не желала так просто отпускать мужа к разлучнице. Она нажаловалась отцу, и Арета пошел войной на Антипу. Сын Ирода Великого проиграл это сражение. Но к жене не вернулся - уж слишком околдовала его своими чарами красивая племянница Иродиада. Сколько людей погибло в том сражении - неизвестно. А для Иродиады кровь человеческая была жиже воды...

Став женой Ирода Антипы, Иродиада по большей части удовлетворила свои властные амбиции. Она счастливо жила с мужем и своей дочерью Саломеей. Подданных парочка грабила нещадно, облагая иудеев непосильной данью.

Народ пребывал в ужасе. Но, как это часто бывает, безмолвствовал. Алчная кровосмесительница наглела все больше.

Единственным человеком, который открыто выступил против зарвавшейся власти, был Иоанн Креститель. Этот человек, как мы уже писали, вел отшельнический образ жизни. И совсем не походил на холеных представителей местной аристократии. Он открыто клеймил кровосмесительницу и ее мужа, которые обирали свой народ.

Поначалу Иродиада не принимала Предтечу и все, что он говорил, близко к сердцу. «Мало ли что там несет какой-то оборванец», - думала она. Но вскоре Иродиаде стали доносить о том, что Иоанн, несмотря на свой нищий вид, пользуется большим авторитетом у иудеев (притом что некоторые его утверждения шли вразрез с иудаизмом). И она поняла: надо как-то его заткнуть. Но как? Неудачей стало то, что Ирод Антипа, который готов был всегда подчиниться коварной красавице, тут стал сопротивляться. Он утверждал: Иоанн - праведный муж и мудрец. Кроме того, Антипа не хотел казнить Крестителя в страхе перед народным гневом.

Единственное, чего добилась Иродиада, стало заключение Иоанна в крепости Махерон. Вот как описывает историк это страшное место: «Сама крепость образована была скалистым холмом, поднимающимся на чрезвычайную высоту и потому трудно досягаемым, но природа еще позаботилась о том, чтобы он был недоступен. Со всех сторон холм окружен невероятной глубины пропастями, так что переход через них практически невозможен. Западная горная впадина простирается на 60 стадий и доходит до Асфальтового озера, и как раз на этой же стороне Махерон достигает наибольшей высоты. Северная и южная впадины хотя и уступают в длине только что упомянутой, но тоже делают невозможным нападение на крепость. Что касается восточной, то она имеет не менее 100 локтей глубины, но примыкает к горе, противоположной Махерону».

Не стоило сомневаться в том, что заключение не стало серьезным испытанием для Иоанна - человека мудрого и аскета по своему складу. Это Иродиада поняла сразу же. И она решила во что бы то ни стало уничтожить Крестителя.

Казнь на день рождения

Шел 28 год нашей эры. В одну из ночей во дворце Ирода Антипы праздновали день рождения правителя. И гости, и хозяева после полуночи были пьяны настолько, что уже не помнили себя от веселья и нетрезвой удали.

В этот момент в голове Иродиады созрел коварный план. Она попросила свою юную дочь Саломею станцевать перед гостями развратный танец в обнаженном виде. Это предложение очень понравилось Антипе. Но тут испорченная с юных лет Саломея, как и надоумила ее мать, решила немного поломаться. Пьяный Антипа заявил: он готов заплатить любую цену за танец. И Саломея «по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:8-11).

Иоанна умертвили. Его голову принесли на блюде Саломее - та позвала мать, и Иродиада в бешенстве исколола иглой язык человека, который столько правды сказал народу о ней...

Что было потом? Согласно одной версии, Антипа с Иродиадой потеряли власть и умерли в бедности примерно в 40 году нашей эры. Согласно другой, земля разверзлась под ногами убийц и поглотила их...

Гибель Саломеи также была страшна - ее насмерть затерли льдины реки, которую она переходила зимой. Две льдины сомкнулись у нее на шее и оторвали ей голову так же, как некогда нож убийцы отрезал голову Иоанна Крестителя.

Мария Конюкова

В христианской традиции

Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.

«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года

Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.


Иудейский царь Ирод Великий

Историчность

Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев.


«Иудейские древности» Иосифа Флавия

Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.


«Избиение младенцев». Гвидо Рени. 1611—1612. Национальная пинакотека Болоньи

Как бы то ни было, это христианское предание оказало значительное влияние на культуру и нашло отражение в искусстве, особенно в живописи. Убитые младенцы почитаются христианами как мученики: в православии их вспоминают 29 декабря, а католицизме 28 декабря.

Видишь, за сколько родов раньше было возвещено о безумии Ирода в последние дни: "послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его" (послав изби вся дети, сущия в Вифлееме, и во всех пределах его). О, безумие Иродово, или, лучше, нечестие диавольское! Ведь и это было его дело, он вооружил Ирода против детей. Однако он поднял меч детоубийства против самого себя; Ирод, много замышлявший, не убил Иисуса, Которого искал; неудача Ирода – несчастье для диавола.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его". О, Ирод, зачем безрассудно раздражаешься? Зачем вооружаешься против детей? Ты осмеян волхвами, и убиваешь младенцев. Разве младенцы указали дорогу волхвам? Звезда указала им родившегося Господа, Не в силах будучи уметить в звезду, убиваешь младенцев? Или для того ты получил царство, чтобы показать свою силу против кормящихся грудью? С детьми воюешь, Ирод? Матерей сиротишь? Сосцы сушишь? Объятия обнажаешь? Сердца ранишь? Женщинам, мучащимся родами, прибавляешь плача? Младенцев двух лет и моложе убиваешь? Есть ли, где вонзить меч? Это (значит) не убивать, но преждевременно резать. Покажи детям меч; если, испугавшись, они сробеют, то убивай, режь; а если весело подбегут к мечу, то зачем вынимаешь меч против улыбающихся мечу? Ты думаешь, Ирод, Спасителя настигнуть, и Его убить?

Так как ты совсем решился (на это), то издай повеление, призови волхвов, задержи звезду, заключи в темницу Гавриила, расспроси пророков, разыщи матерь Деву; если ты этим овладеешь, то можешь и Христа найти. Не славословишь, но ищешь рожденного бессеменно? Богоборствуешь, царь? Хлопочешь о Царе? Желаешь овладеть владеющим тобой? Желаешь погубить, кто желает тебя спасти? Замышляешь схватить, Того, Кто стоит подле тебя, и не желает, чтобы ты видел Его, по твоему лукавству? Он, о, Ирод, есть Тот, Кто взывал за много времени раньше: "будут искать меня, и не найдут" (взыщут мене злии, и не обрящут) (Прит, 1: 28). Как же ты (можешь) презирать этого Младенца? Он, по божеству, много древнее Авраама, не только Авраама древнее, но и Адама создатель. Он не страхом облечен, но идет для домоправления. Зачем безрассудно раздражаешься, Ирод? Корысть напрасного гнева – падение. Зачем ты делаешь подобно фараону? Он в Египте приказал, чтобы младенцев мужского пола бросали в реку, и ты приказываешь, чтобы в Вифлееме иудейских младенцев мужского пола убивали. О, одинаковый дух! О, равная безжалостность! О, сходное нечестие! Вернее же сказать, Ирод много свирепее фараона.

Также и копьеносцы Иродовы много тягостнее щитоносцев фараоновых. Фараон в Египте, если и приказывал, чтобы иудейских младенцев мужскогого пола убивали, однако решился на это как иноплеменник, из боязни, чтобы не усилился израильский род, и не истребил бы египтян. Он египетских детей щадит, а убивает израильских; по страху воюет, а не по зависти умерщвляет. Фараон был человеколюбивее Ирода (настолько), что даже отменил закон, который он объявил, и сделался нарушителем собственного повеления. Он нашел одного Моисея носящимся по реке в ящике; через свою дочь взял его, и не только не убил, но, как сына, вскормил; щадит младенца, нарушив свой закон. Что ты говоришь, Ирод? Фараон спасает Моисея, а ты решился настигнуть Владыку Христа; тот спасает будущего карателя Египта, а ты желаешь убить Спасителя вселенной? И щитоносцы фараоновы почтеннее копьеносцев Иродовых.

Бабки, получив приказание душить еврейских младенцев мужского пола во время (их) рождения, не исполняли этого из благочестия – хотя и были египтянки родом; их внутренность переворачивалась при мысли, что испытывают матери, когда лишаются младенцев насильственной смертью. Они решились скорее оскорбить царя временного, чем противодействовать большему Царю и Богу. Ирод показал свое нечестие в отношении не иного племени, но с единоплеменниками безумно поступил. Фараон только в Египте обнаружил такую ярость, не далее; а Ирод приказал избивать нежных младенцев не только в Вифлееме, но и во всех его пределах. О, несправедливое повеление того, кто восстал тогда сразу против города, деревень, полей и улиц! Не было у матерей, где бы детей скрыть; вне материнских объятий они не могли остаться. Если бы когда мать пожелала укрыть свое дитя, оно само выдало бы себя плачем, привлекло бы к себе смерть привязанностью к сосцам. Как рыба не может жить вне воды, так и младенец скоро гибнет, лишаясь материнских сосцов. О, та вселенская плачевная песнь! Я не нахожу, как описать виды материнских сетований. Если бы произошло варварское нападение, матери легче переносили бы скорбь; разделяемое несчастье умереннее терзает страдающего (им). Но (то) было не нападением варварским, но междоусобной войной; было насилием, не допускающим просьбы; было беззаконием, имеющим защитником закон.

"Избиение младенцев" Маттео ди Джованни. 1488

Матери кричали, и не было слушателя; младенцы рыдали, и подле не было жалеющего; сосцы обливали молоком землю; а Ирод, как камень, более ожесточался. Копьеносцы царя еще кровожаднее там и здесь различно нападали на младенцев: одних у стен мучили, других на скалы бросали, иных душили. Волновал их диавол, виновник такого дела.

В этом и подобном матери ослабевали и, забывшись от страдания, не заботились о благопристойности. Разрывали одежды, распускали по воздуху косы, сосцы обнажали, которые нужно было скрывать, грудь поражали камнями, царапали (себе) щеки, как палачи, призывали в свидетели небо, молчаливого судью, обращались с просьбой к общему Судье и Владыке со словами: "Что это за кровожадность царя, Владыко? Он свирепствует над Твоим творением; Ты создал, он не перестает закалывать; Ты одарил, он вредит. Для чего мы рождали детей, если так горька смерть детей? Если (это) Твое приказание, прикажи и нам с ними умереть; если (это) предприятие и приказание беззаконного царя, почему Ты скорее на него не нападешь?" Но, конечно, матери так кричат, терзаясь страданием, (и) по незнанию пользы для своих птенцов. В действительности что блаженнее тех, кто переносит замыслы из-за Владыки Христа? Что блаженнее этих детей, – так как они закалывались не ради только их самих, но и как бы сам Христос убивался? Поистине благовременно сказать к матерям слово Господа: не плачьте, матери, не плачьте; на малое время они потеряли ваше лоно, но лоно Авраамово получили. Не плачьте, матери, не плачьте; "не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (не препятствуйте детям идти ко Мне: таковых бо есть царство небесное) (Мф. 19:14), во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, во веки веков.

Публикации по теме