Упражнения для развития слоговой структуры слова. Игры-упражнения со слогами — формируем слоговую структуру

Правильно сформированная слоговая структура — залог грамотного чтения и письма ребенка. Поэтому чем раньше вы решите проблему или предотвратите ее, тем легче будет вашему ребенку дальше в учебе!

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Это все классификации, которые мамам не совсем то и нужны. Вопрос в том, что если есть хоть какие-то проблемы со слоговой структурой ближе к 4 годам — их нужно решать! Но играть с ритмом можно с самого рождения, то есть массаж, пестовальная гимнастика и любые действия с малышом можно делать с сопровождением потешок, стихов, песенок. И естественно в этот момент делать какие-то манипуляции с телом в ритм вашим словам.

Но когда уже есть проблема в старшем возрасте, то делаем следующие упражнения:

1. Послушай-Повтори

Вы простукиваете простой ритм ладошкой по столу, коленкам, инструментом (маракасы, барабан, бубен). Ребенок повторяет. Один раз ГРОМКО, второй тихо или два раза тихо, один ГРОМКО. Можно это делать хлопками рука об руку, причем меняя захват на каждый слог.

2. Сколько ударов?

  • Вы стучите 3 раза, например — ребёнок должен посчитать сколько ударов.
  • Или можно, чтобы ребенок стучал столько раз, сколько выпало на кубике, или на карточке, которую он вытянул из мешочка.

3. Работа со схемами ритма (предварительно ребенка знакомим со схемой, которую можно привязать к визуальной опоре).

То есть картинка ЗАяц и схема — зайчик стучит так ГРОМКО-тихо

Картинка коЗА и схема тихо-ГРОМКО

И когда ребенок это знает, то уже может подобрать схему к заданному педагогом ритму или наоборот, может воспроизвести ритм по схеме.

4. Длинный-короткий

Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой они длины и выбирает длинную или короткую полоски.

Или можно сделать с опорой на картинку и схему.

5. Неуловимые звуки.

  • Произнеси звук «О» определенное количество раз (кубик, карточка из мешочка, мое количество хлопков)
  • Поймай звук «А» в словах. Логопед произносит, когда ребенок слышит звук — хлопает.
  • Назови ударный гласный, например оАу, аоУ. Выделяем ударный звук очень ГРОМКО.

6. Слоги

  • Называем слоги с простукиванием, перекладыванием, складыванием пирамиды, башни.
  • Называем слоги сочетая с пальчиковой гимнастикой, на каждый слог один из четырех пальчиков соединяем с большим.
  • Считаем сколько слогов сказал логопед
  • Называем ударный слог в слове, цепочке слогов. Естественно выделяем ударный намного громче.

7. Игра с мячом

  • Бросаем мяч, произнося слово и разделяя его на слоги. На каждый слог мяч у одного человека.
  • Пробуем отбить мячом количество слогов в заданном слове.

8. Угадай по ритму.

Ребенок отстукивает слово, одно из трех картинок, логопед должен угадать. И наоборот.

9. Выкладываем ритм предметами

Ребенок проговаривает слово и выкладывает предметы по количеству слогов. Это могут быть камешки, листики, палочки. Потом по количеству определяем длину слова.

10. Найди самое длинное

Из картинок или предметов ребенок выбирает ту, в составе слова которой больше всего слогов.

11. Считаем слоги по картинке

Показываем картинку, ребенок показывает цифру количества слогов. Или можно показать какой по счету ударный слог.

12. Четвертый лишний

Логопед называет серию слов: мак, дом, карета, ров. Ребенок определяет лишнее слово по количеству слогов.

Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием. ТАрелка, красоТА, каТАмаран. Ребенок определяет общий слог в словах ТА, потом можно без картинок.

14. Продолжи слово

Логопед бросает мяч, называя при этом начало слова, ребенок должен продолжить слово одним и тем же слогом, например ША. Ма-ША, Ми-ША, ка-ША

15. Скажи ласково

Логопед называет слово, ребенок должен его преобразовать в уменьшительно-ласкательное, добавляя суффикс: кот-котик, мяч-мячик

Логопед произносит цепочку из слов, среди которых одно правильное. Ребенок должен назвать правильный вариант. гебемот, бегетом, бетегом, БЕГЕМОТ.

17. Собери картинку и слово

Ребенок должен собрать картинку, разрезанную на то количество частей, сколько слогов в названии.

Вот такое пособие можно скачать у нас или сделать самому.

18. Цепочка (паровоз) слов.

Ряд картинок с надписями разрезают пополам, по типу домино, ребенок должен составить ряд. Лучше использовать слова из 2 слогов.

19. Сортировка по количеству слогов.

Ребенок сортирует картинки по количеству слогов. Можно раскладывать по домикам, по гаражам с машинами.

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

Учитель-логопед: Ананьина Г.Н.

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова логопеду нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное - короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
- «Пальчики здороваются» - произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
- Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения - цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант - бантик, бинт - бинтик, куст - кустик, шарф - шарфик, лист - листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху - с односложным словом, два в середине - с двухсложными словами, три внизу - с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

«Прошагай слово».

На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию. Второй игрок начинает движение с листа, на котором остановился первый игрок и т. д. Побеждает команда, которая первая дойдёт до финиша. Общее количество слогов в словах у обеих команд должно быть равным.

«Поднимись по лесенке».

Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

«Магазин».

Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».

Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…

Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…

Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино…

«Игра с мячом».

Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.

«Почтальон».

У каждого ребёнка «телеграмма», на которой напечатан определённый слог и точками указано количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах разложены картинки. Каждый ребёнок должен найти картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов. Например, для «телеграммы»подобраны картинки: луна, бананы, тюльпан, пенал.

Игра с пирамидкой

Поставить перед ребёнком пирамидку, обсудить её, затем разобрать, и начать одевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог.

Игра с пуговицами

Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!

Игра с мячиками

Дайте ребёнку поиграть различными мячиками небольшого размера, покидайте или покатайте их.

После этого предложите ребёнку кидать мячики в тазик, проговаривая слова по слогам. Вместе с ребёнком отрабатывайте это упражнение, постепенно увеличивая расстояние до таза, в который нужно кидать мячи и слоговую структуру проговариваемых слов.

Игра с матрёшкой

Вместе с ребёнком поиграйте в матрёшку, разберите и соберите её. Затем разберите и соберите каждую маленькую матрёшку отдельно и расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам - на каждую игрушку по слогу.

Игра с геометрическими фигурами

Предложите ребёнку изучить фигуры: круг, квадрат, треугольник. Разлижите все фигуры по отдельным кучкам. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Так поиграйте со всеми фигурами. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом - короткие, слова с большим количеством слогов - длинные)

Игра с кубиками

Возьмите кубики, постройте из них башню или забор, потом предложите ребёнку поговорить и проговаривайте слова по слогам, расставляя кубики в ряд «заборчиком», на каждый кубик - один слог.

Игра с детскими печатями

Взрослый предлагает ребенку сделать красивую картинку и даёт ему печать. В совместной деятельности взрослы и ребёнком печатают картинки в ряд, проговаривая слова по слогам. На каждую напечатанную картинку - один слог. Слова, напечатанные по слогам, должны располагаться отдельно друг от друга на листе бумаги.


Логопедический проект: «Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».
Автор: Евсюкова Юлия Александровна – учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 8, Красноярского края, г. Боготола.
Дата создания: 2016 - 2017гг
Цель:изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи: развивать и совершенствовать связную речь воспитанников, совершенствуя слоговую структуру слова, расширять знания детей об окружающем мире, стимулировать интерес детей к дидактическим играм, подготовить к обучению в школе.
Вид проекта: коррекционно - развивающий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (ноябрь – январь 2016-2017г.)
Участники проекта: дети старшей речевой группы «Звездочка», учитель-логопед, родители детей.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Объект исследования: проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Актуальность проекта:
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
В ходе работы по преодолению нарушений в слоговой структуре слова зачастую возникают трудности в подборе речевого дидактического материала, в обеспечении занятий лексической насыщенностью.
Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь и мышление.Поэтому мною был разработан творческий проект: « Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе.
План реализации проекта:
Работа по формированию слоговой структуры слова сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм, расширяется и активизируется словарь. Включаются в работу следующие игры: «Чего не стало? » (Образование существительных единственного и множественного числа) ; «Назови один предмет» (образование единственного числа существительных от множественного) ; «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом) ; «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением) ; «Собери картинку и назови другим словом» (употребление синонимов) и др. Слова каждой слоговой сложности вводятся только после усвоения предыдущих слов. На заключительном этапе закрепляются навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. Дети составляют рассказы по опорным словам, описывают предметы, пересказывают предложенные тексты, составляют рассказы по плану, диалоги на заданную тему, рассказы из опыта.
Таким образом, в конце коррекционного обучения у детей формируется соответствующий уровень развития слоговой структуры. Дети умеют проводить звуковой анализ и синтез слов, пользуясь специальными терминами (звук, слог, гласные звуки, согласные звуки, твердость, мягкость) составлять схемы звуко- слогового состава слов различной сложности. Все это создает базу для дальнейшего успешного обучения чтению и письму в школе.
Так же в данном проекте я предлагаю вашему вниманию несколько дидактических пособий способствующих коррекции слоговой структуры слова. Данные игры мы изготавливаем совместно с детьми и их родителями.
Ноябрь:
Описание дидактического пособия: « МАГАЗИН».
На определенную лексическую тему нужно изготовить карточки (товар магазина). Так же понадобятся деньги, чтобы купить товар. Деньги можно изготовить самим, а можно распечатать в интернете. На каждой купюре наклеиваем цифры или разное количество кружков. Для того, что бы купить товар в магазине ребенок должен сосчитать количество слогов в слове и заплатить купюрой с соответствующей цифрой или с таким же количеством кружков, сколько в слове слогов.
Предполагаемый результат: логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова будет эффективной в том случае, если в работе будут использоваться специальные коррекционные игры и упражнения описанные выше.
Декабрь:
Описание дидактического пособия: « ПОЕЗД ».
В логопедической работе большая роль отводится подготовке детей к обучению грамоте. Дети должны научиться определять наличие звука в слове, определять позицию заданного звука, самостоятельно подбирать слова с заданным звуком, делить слова на слоги. В обучении детей дошкольного возраста большое значение имеет наглядность. Ребёнку должно быть не скучно на занятии. Заинтересованность-залог успеха. Привлекательно оформленные упражнения и игровые задания, удерживающие внимание ребёнка, будут наиболее эффективны.
Предлагаю использовать на занятиях дидактическое пособие “Поезд”, которое легко изготовить своими руками.
Это пособие состоит из поезда, к которому цепляются четыре вагона. Вагончики разных цветов и имеют порядковый номер (1, 2, 3, 4). В зависимости от поставленных задач количество вагонов можно убавить или прибавить.
Используется данное пособие для реализации следующих целей:
1.Упражнять детей в определение местоположения заданного звука (начало слова, середина, конец).
Детям даются картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Если этот звук стоит в начале слова картинка ставиться в первый вагон, если в середине - во второй вагон, если в конце - в третий вагон.
2.Упражнять детей в подборе слов с различными звуками.
В каждый вагончик помещается буква. Задача ребёнка – подобрать карточки с заданным звуком и расставить их в нужные вагончики. Иногда задание усложняется: в синий вагон поставить карточки с твёрдым звуком, в зелёный – с мягким, а в красный – с гласным звуком.
3.Упражнять детей в дифференциации звуков.
Задание даётся аналогично предыдущему, только используются акустически близкие звуки - “Картинки со звуком “С” засели в жёлтый вагон, со звуком “З” -в зелёный вагон, со звуком “Ш” в синий вагон”
4.Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Ребёнок определяет количество слогов в слове и заселяет картинку в нужный вагон: односложные слова в первый вагон, двусложные – во второй вагон, трёхсложные – в третий вагон, четырехсложные – в четвертый вагон. Ответы детей можно усложнить, добавляя в предложение дифференциацию по цвету.
Январь:
Описание дидактического пособия: « ВАЗА С ЦВЕТАМИ».
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, учить подбирать слова на заданный звук в определенной позиции, учить дифференциации сходных по звучанию звуков.
Описание: данное пособие состоит из трех ваз. На вазах расположены схемы, указывающие на количество слогов в слове (от 1 до 3).
К пособию прилагаются разнообразные цветы. На отдельных кружочках представлены картинки с различным количеством слогов в их названии.
ВАРИАНТ 1: Дети должны определить количество слогов в названии картинки и прикрепить его к цветку в нужной вазе.
ВАРИАНТ 2: На вазу прикрепляется изучаемая буква. Дети к цветам прикрепляют картинки на заданный звук.
ВАРИАНТ 3: На вазу прикрепляется изучаемая буква и схема отображающая позицию звука в слове. Дети к цветам прикрепляют картинки на заданный звук в определенной позиции.
ВАРИАНТ 4: Используют 2 вазы. На них прикрепляют сходные по звучанию звуки. Дети дифференцируют слова.


Приложенные файлы

Формирование слоговой структуры слова

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :

1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши , речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

· - уточнения артикуляции сохранных звуков;

· - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт - афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

· - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).Учитывать данную классификацию (см. приложение 2) необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети ).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина ).

3. Односложные слова (дом, мак ).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель ).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон ).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки ).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка ).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф ).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт ).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка ).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Приложение 1

Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории:

3 года : воспроизведение слов, состоящих:

Из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

Из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

Из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

Из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

Из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:

Назвать предметные картинки;

Повторить слова за взрослым;

Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Детишкольного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

Чтение слов сложной слоговой структуры;

Чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

Чтение скороговорок;

Списывание сложных слов и предложений.

Приложение 2

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания

Курдвановская Н.В.,

Ванюкова Л.С.


Аннотация

В пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Пособие предназначено логопедам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, имеющими речевую патологию.


Введение

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).

В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:

Звукоподражания;

Двухсложные слова из открытых слогов;

Трехсложные слова из открытых слогов;

Односложные слова из закрытых слогов;

Двухсложные слова из закрытых слогов;

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

Трехсложные слова с закрытым слогом;

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

Двухсложные слова с двумя стечениями;

Трехсложные слова с двумя стечениями;

Четырехсложные слова из открытых слогов;

Пятисложные слова из открытых слогов;

Четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

Пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

Слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).

Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.

Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».

В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [р], [р"]. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с"], [з], [з"], [р], [р"], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.

Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.


Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи.

На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав - собака, би-би - машина и т.д.). У неговорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях - двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчетливо проявляются в самостоятельной фразовой речи. Количественный запас слов и объем аморфных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня - полное или частичное отсутствие способности к словоизменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только в той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей можно выявить две формы одного и того же слова.

На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со. сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям:

Развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура;

Постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

Следует также помнить, что к более сложному слоговому классу рекомендуется переходить после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи.

Непосредственно методика работы по данному разделу включает в себя пропедевтический и основной этапы.

Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

Восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.);

Различению на слух длинных и коротких слов;

Различению на слух слоговых контуров по длине. Главная задача основного этапа - формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов.

Пропедевтический этап

Вначале логопед не требует от ребенка осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Проговаривая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог приходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова.

Публикации по теме