Синдром вильямса знаменитые люди. Синдром Вильямса ("лица Эльфа"): причины, симптомы, лечение

Новозеландский кардиолог Джон Вильямс, наблюдавший детей с пороками сердечно-сосудистой системы, обратил внимание на одинаковый фенотип нескольких пациентов. В 1961 году в своих работах доказал врожденную природу заболевания, которое получило название синдром Вильямса-Бойрена (Уильямса), «лица эльфа».

В основе развития болезни лежит отсутствие нескольких генов в хромосомной цепочке. Отличительной чертой является специфическое строение лица. Дети с заболеванием имеют необычную внешность (на фото), обладают уникальной особенностью развития интеллекта в определенной сфере на фоне умственной отсталости. В редких случаях патология передается аутосомно-доминантным способом.

Факторы-провокаторы синдрома Вильямса

В научных кругах ведутся споры вокруг причины, вызывающей генетическое заболевание. Часть специалистов поддерживает теорию наследственного фактора, остальные склоняются к спонтанной мутации во время зачатия. Механизмом, запускающим патологический процесс, является делеция (утрата) пары в седьмой хромосоме. В состав отсутствующей копии входит больше 25 кодирующих генов, от которых зависит:

  • углеводный метаболизм;
  • синтез эластина;
  • функционирование головного мозга;
  • кальциевый обмен;
  • состояние нейронов в нервной ткани;
  • развитие интеллекта.

Недостаточное производство эластина, входящего в клеточный состав стенок сосудов и сердечного клапана, приводит к появлению пороков органа и гипертензии. Нарушение метаболизма кальция становится причиной гиперкальциемии, при которой истончаются стенки артерий и клапана, вызывая сердечно-сосудистую недостаточность. Дефицит питания нейронов отражается на формировании центральной нервной системы, развитии головного мозга, лицевой дисморфологии.

Вероятность синдрома Вильямса у потомства возрастает, если генетическая мутация диагностировалась у родителей или близких родственников. В этом случае не отмечено выпадение одной копии в наборе на момент зачатия. С учетом клинических проявлений у новорожденного недостающее звено в седьмой хромосоме плод получил путем наследования. Такая причина развития аномалии встречается очень редко.

Более распространенная теория, чем аутосомно-доминантный вариант, утверждает, что синдром Вильямса у детей формируется путем спонтанного нарушения хромосомной цепочки в момент зачатия. Провоцирующим фактором является воздействие на организм одного или обоих родителей:

  • вида трудовой деятельности на вредном производстве, связанном с ядовитыми химикатами, тяжелыми металлами, радиацией;
  • концентрация токсинов в организме по вине плохой экологии в месте проживания мужчины или женщины;
  • употребление алкоголя, наркотиков, курение табака.

В этом случае у родителей существует риск появления на свет ребенка с недостающим звеном в хромосоме.


Отличительные признаки аномалии

К основным визуальным симптомам заболевания, которые определяются в младенческом возрасте, относятся специфические черты лица и строение черепа. Благодаря этой особенности, аномалия получила свое второе название – синдром «лица эльфа». В процессе развития ребенка видоизменяется скелет и мышечная структура. Характерные особенности внешности:

  • высокий, широкий лоб, непропорциональный зауженному книзу маленькому подбородку;
  • плоская переносица переходит в короткий нос, у которого отсутствует кончик;
  • разрез широко посаженных глаз узкий, цвет зрачка голубой, веки припухшие, сходящееся косоглазие;
  • низко расположенные уши вытянутой кверху формы, что делает индивидуума похожим на персонажа фэнтези;
  • рот большой, верхняя губа значительно тоньше нижней.

Кукольную внешность дополняют пухлые опущенные щеки, прямые, правильной формы брови.

У детей с этим диагнозом позже установленного нормой срока прорезаются зубы, деформируется челюсть, проявляются признаки неправильного прикуса. Отсутствие аппетита сказывается на росте, отмечается дефицит веса. Мышцы недостаточно развитые. К вторичной симптоматике синдрома относится плоскостопие, слабый вестибулярный аппарат, нарушение координации.

У человека в переходном возрасте признаки дополняются:

  • заниженной линией талии;
  • узкой грудной клеткой;
  • непропорциональной туловищу длинной шеей;
  • соединенными коленями.

Дефекты со стороны внутренних органов характеризуются:

  1. Выпячиванием внутрь стенки двенадцатиперстной кишки, что становится причиной частых запоров. Заболевание сопровождается хроническим гастритом.
  2. Формированием стеноза артерий и аорты, сердечной недостаточностью. Избыток кальция в организме усугубляет патологию.
  3. Недоразвитость щитовидной железы у плода становится причиной гормонального сбоя, появляются признаки сахарного диабета, гипотиреоза.
  4. Аномалией почек и мочевыделительной системы.

У всех пациентов болезнь вызывает отставание в умственном развитии. Дети неспособны образно мыслить, не могут сконцентрироваться на определенном предмете, у них отмечается дефицит внимания.

Малыши плохо читают, практически не владеют счетом. Невозможность обучения компенсируется хорошим словарным запасом, высокими коммуникативными способностями. В возрасте до четырех лет пациенты испытывают трудности в составлении осмысленного предложения, позже эта проблема самоустраняется.

Малыши в частых случаях обладают абсолютным слухом и чувством ритма. Легко знакомятся с людьми, у них хорошая память на лица. Привлекают внимания обширным словарным запасом и умением им пользоваться. Легко ведут беседу, доброжелательны, всегда позитивно настроены, улыбчивы и вежливы. Синдром Уильямса делает ребенка знаменитостью в кругу социума.

Взрослые отличаются инфантильностью, которая проявляется в несвойственных возрасту поступках, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью. Необходимость в постоянном общении вызывает неадекватность поведения, формирует фобии. Для адаптации в социуме пациентам необходима помощь психолога и близких людей.

Диагностические мероприятия

Определение синдрома Уильямса ведется в нескольких направлениях, назначаются лабораторные исследования, инструментальные методики, учитывается симптоматика. Достоверная диагностика, с высокой вероятностью показывающая патологию, – это генетическое тестирование. Хромосомная перестройка выявляется путем проведения флуоресцентной гибридизации, указывающей на последовательность генов. Молекулярно-цитогенетический анализ осуществляется ДНК-микрочипом, который вводится во время беременности и после рождения ребенка.

Лабораторные методики, включающие общий и биохимический анализ крови, устанавливают концентрацию кальция, уровень тиреотропного гормона. Показатели этих веществ при заболевании будут повышены, а количество нейтрофилов в сыворотке, наоборот, понижено. Проводят исследование мочи для выявления креатинина и вычисляют соотношение показателя с концентрацией кальция. Генетическая мутация этого типа всегда сопровождается гиперкальциемией и гиперхолестеринемией.

Инструментальная диагностика:

  1. Тонометрия нижних и верхних конечностей для определения в них артериального давления (ярко выраженная гипертензия).
  2. ЭхоКГ (кардиологическое исследование) для выявления врожденных аномалий сердца и сосудов. При синдроме отмечается недостаточность сердечных клапанов, стеноз аорты и крупных артерий.
  3. УЗИ (ультразвуковое исследование) почек.
  4. Томография головного мозга.
  5. Рентгенография урологических органов.


Пренатальный скрининг плода позволяет определить пороки в сердечно-сосудистой системе, поликистоз почки. На ранних сроках беременности помогает выявить пониженную концентрацию в крови женщины альфа-фетопротеина. Своевременно проведенная диагностика способствует назначению адекватной терапии. При необходимости проводится хирургическое вмешательство. Квалифицированная помощь, оказанная новорожденному, в дальнейшем улучшает качество и продолжительность жизни.

Принципы лечения

Учитывая, что синдром «лица эльфа» относится к генетическому заболеванию, вызванному перестройкой в хромосоме, этиотропного лечения еще не разработано. Задачей терапии является коррекция физических аномалий, интеллектуального развития. Медикаментозное воздействие направлено на устранение или облегчение симптомов. Назначаются следующие препараты:

  1. Ноотропные средства – «Пирацетам», «Семакс», «Винпоцетин», «Церебролизин», «Актовегин», нормализующие кровообращение в коре головного мозга.
  2. Гипотензивные препараты, купирующие высокий показатель артериального давления, антагонисты кальция, мочегонные медикаменты, блокаторы бета-адринолина рецепторов.
  3. Если синдром протекает в тяжелой форме, применяются глюкокортикостероиды «Преднизолон», «Гидрокортизон».
  4. Средства седативного влияния – «Валериана», «Ново-пассит». При выраженной гиперактивности рекомендуются сильнодействующие лекарства.
  5. Для нормализации высокого уровня кальция необходима внутривенная инъекция физраствора с препаратами калия.

В комплексную терапию включаются: лечебная физкультура, массаж, иглоукалывание, электро- и магнитотерапия. Оперативное вмешательство показано для устранения врожденных пороков сердца.

Психологическая помощь улучшает способность к обучению, освоению навыков общения, адаптации в коллективе. Для детей с «лицом эльфа» необходимо создать дружелюбную обстановку в семье, не ограничивать контакт со здоровыми сверстниками, благоприятные факторы помогут снизить выраженность задержки умственного развития.

Прогноз и профилактика

Специальных мер, предотвращающих появление синдрома, нет. В большинстве случаев генная мутация происходит спонтанно, без видимых для этого причин. Для исключения прогрессирования врожденных патологий рекомендуется:

  • периодически отслеживать концентрацию холестерина и кальция в крови;
  • отказаться от лекарств и продуктов, содержащих витамин D;
  • рацион не должен провоцировать запоры;
  • систематические физические нагрузки помогут избежать излишка веса при гормональном дисбалансе;
  • достаточное время на ночной сон и дневной отдых уменьшает излишнюю активность, препятствует появлению тревоги;
  • в случае неоднократного повышения температуры тела необходимо обследовать ребенка на локализацию инфекции в мочевыделительной системе;
  • занятия проводят в спокойной дружелюбной обстановке, предварительно убрав предметы, способные отвлечь внимание.

Прогноз синдрома Вильямса и продолжительность жизни пациента зависят от степени врожденных дефектов. Выздороветь человек полностью не сможет, проведенная в раннем возрасте операция по устранению пороков даст возможность дожить до преклонной старости. Прогноз улучшается, если проводится регулярный мониторинг состояния сосудов и сердца. Мероприятие позволит избежать артериальной гипертензии и сердечной недостаточности, причины летального исхода.

Медицина сегодня убедительно доказывает: легенды и предания о сказочных существах: гномах, великанах, вампирах, боящихся солнечного света, основаны на реальных фактах. Генетические заболевания, искажающие внешность, влияющие на поведение или на восприимчивость кожи к УФ-излучению, существуют давно и предоставляют богатую почву для фантазий о тех, кто пьет кровь или закапывает у конца радуги горшочек с золотом. Сказания о миниатюрных беззаботных созданиях с характерной внешностью и непременной любовью к музыке - не исключение. MedAboutMe рассказывает о синдроме Вильямса, генетическом нарушении, из-за которого рождаются легенды об эльфах.

Синдром лица эльфа

Классический фольклорный эльф совсем не похож на героев современных фильмов. У него нет ни статной фигуры, ни векового долголетия, ни мудрости. Создания из преданий - невысокого роста, с большими ушами, широкой улыбкой и проказливыми поступками, они появляются из ниоткуда, болтают ни о чем и быстро исчезают, мелодично напевая. Они дружелюбны и пугливы, и все предания уверяют, что эльфов можно «подманить» хорошей музыкой.

Несмотря на усредненное описание, особенности анатомии и поведения людей с синдромом Вильямса подмечены в сказках с достаточно высокой точностью. Заболевание названо по имени кардиолога Дж. Вильямса, разглядевшего среди множества пациентов с врожденными пороками сердечно-сосудистой системы группу людей со схожей внешностью и нарушениями умственного развития. Из-за характерных особенностей черт лица синдром Вильямса называют также «болезнью с лицом эльфа».

Особенности внешности людей с синдромом Вильямса:

маленькая голова с выпуклым затылком; широкий лоб; низко расположенные глаза, чаще всего - голубого цвета с синеватыми склерами и звездчатой радужкой, отечные веки; круглое лицо, с возрастом удлиняющееся; полные щеки, пухлые губы, большой рот, часто слегка приоткрытый; маленькая нижняя челюсть; широкая переносица, маленький «вздернутый» нос; деформированные зубы (редкие, искривленные); большие уши; удлиненная шея, невысокий рост, узкая грудная клетка, низкая талия, х-образная постановка ног.

Не все особенности внешности обязательно присутствуют у людей с синдромом Вильямса. Как правило, сочетаются 2-3 характерных черты, существует и вариация без отклонений во внешности.

Частота возникновения генетического отклонения - 1 случай на 7000-10000 новорожденных. У большинства людей с синдромом Вильямса генетическое нарушение возникает спонтанно по неизвестным причинам, хотя зарегистрированы и случаи заболеваний среди родственников: риск наследования аномалии составляет 50%.

Спорадические и семейные случаи считаются результатом делеции генетического материала из соседних генов в определенном регионе хромосомы 7 (7q11.23). Делеция (потеря) участка 7-ой хромосомы, содержащего 26 генов, может быть полной или частичной, что обуславливает различия в проявлении синдрома. Точный диагноз устанавливается на основании генетического анализа.

Синдром Вильямса характеризуется широким спектром симптомов и физических особенностей, которые значительно различаются по диапазону и тяжести даже среди родственников с «лицом эльфа».

Отсутствие генов выражается не только в изменениях внешности. Данный участок также содержит генетические коды, влияющие на развитие и особенности функционирования головного мозга, а также на синтез эластина. Полная клиническая картина синдрома Вильямса включает умственную отсталость, патологии строения сердечно-сосудистой, скелетно-мышечной систем и характерный поведенческий паттерн.

Чем болеют эльфы?

Большинство младенцев отличаются при рождении низкой массой тела, несоответствием набора веса и роста средним показателям до возраста в 4-5 лет, после чего отмечается скачок роста. Хотя взрослые люди с синдромом Вильямса, как правило, ниже среднего роста.

Для первого года развития характерно повышенное содержание кальция в крови (инфантильная гиперкальциемия). Обычно к 12 месяцам уровень кальция возвращается к норме, хотя может наблюдаться и у взрослых больных.

Из-за недостатка белка эластина у 3 из 4 людей с синдромом Вильямса наблюдаются пороки сердца: обструкция кровотока из правого желудочка в легкие (легочный стеноз), аномальное сужение аорты над сердечным клапаном. Для взрослых характерна гипертония с аномально высокими показателями.

Скелетно-мышечные патологии строения, связанные с синдромом Вильямса, могут включать искривление костей грудины, позвоночного столба (сколиоз или кифоз), врожденный вывих бедра. Также часто встречается высокая подвижность суставов, что в целом определяет характерную для сказок «подпрыгивающую» походку эльфов.

Личный опытМарина, мама Миши с синдромом Вильямса

Миша родился очень маленьким, но мы не особенно беспокоились - у мужа от первого брака дочка тоже родилась миниатюрной, а выросла вполне симпатичной девушкой. Когда нам в роддоме показывали, как пеленать и массировать детей, я впервые пригляделась: все младенцы были вполне упитанными, как с картинки, а мой похож на мороженого цыпленка. Но, со слов мужа, дочка была такая же.

Около Мишкиных полугода мы начали разбираться с причиной шумов в сердце, история была долгая, пока мы не попали на прием к профессору. Он посмотрел на результаты обследований и «выдал текст» про наш новый диагноз: и зубы будут кривые, и мелкой моторики можно не ждать, и пойдет Мишка с трудом, и умом будет на уровне детского сада.

Я приходила в себя месяца два после такого прогноза, перечитала в интернете все и постоянно следила за ребенком: за игрушками он следил, мелкие предметы пытался брать, сел и пошел, да, позже, чем положено, но сам. Таблеток никаких мы не принимали, и не назначал никто, ходим к логопеду, в сад в кратковременную группу 3 раза в неделю, а в качестве коррекции все время стараемся поменьше сидеть дома.

Сейчас Мишка физически вполне развит и не оправдал прогнозов профессора. Интеллект, конечно, отстает и в поведении отличается от ровесников. Ну, это уже каждый родитель «вильямсенка» знает.

Кофе с ботинками, гены любви к музыке и отсутствия расовых предубеждений

У большинства людей с синдромом Вильямса наблюдается умственная отсталость, в среднем уровень коэффициента интеллекта соответствует 50-65 баллам. Однако интеллектуальное развитие очень неравномерно: наравне с умеренным отставанием отмечается активная речь с богатым словарным запасом, образностью и эмоциональностью выражений, хотя есть и склонность к использованию штампов в речи, нередко хорошо развита память, воображение.

Арина, 7 лет, синдром Вильямса

Мои глаза - как голубые озера, а щеки - скалистые горы.

Расхождение между развитыми речевыми способностями и IQ настолько поразительно, что привлекает внимание специалистов и дает основания для понимания не только специфики данного заболевания, но и других нарушений.

Комментарий экспертаУрсула Беллуги, профессор, директор лаборатории когнитивной нейронауки

Люди с синдромом Вильямса отличаются сложным и богатым словарным запасом и используют очень описательный, выразительный язык, что делает их речь очень привлекательной. А вот многие люди с аутизмом не стремятся к изучению и использованию языковых структур. Болтовня, сплетни, весь тот социальный «клей», который объединяет нас, для аутистов не несет ни ценности, ни смысла.

Несмотря на значительные различия в способностях, от отсутствия функциональной речи до почти нормальных языковых навыков, дефицит в семантической обработке, особенно интерпретация языка в контексте, распространены во всем спектре аутистических расстройств, включая синдром Аспергера.

Именно этот разрыв в языковых навыках и их использовании, который отражает противоположные социальные профили, побудил нас исследовать, как идет обработка информации в мозге людей с синдромом Вильямса и расстройствами аутистического спектра.

Специалисты сравнивали ответную реакцию мозга, связанную с обработкой языка, у людей с синдромом Вильямса, аутизмом и контрольной группой. Они сосредоточились на так называемом факторе N400, показателе реакции мозга на слова и другие значимые или потенциально значимые стимулы.

В качестве раздражителя была выбрана фраза «Я пью кофе с сахаром и ботинками». В группе с синдромом Вильямса была выявлена аномально высокая реакция в ответ на такую несуразицу, подтверждающая, что они особенно чувствительны к смысловым аспектам речи. Люди с расстройством аутического спектра, наоборот, не продемонстрировали никакого негатива по отношению к странной фразе. Здоровые люди показали средние результаты реакции.

Музыка и гормон счастья

Широко известная музыкальность эльфов - тоже следствие особенностей влияния генетических нарушений. Люди с синдромом Вильямса отличаются настоящей любовью к музыке, музыкальным инструментам, мелодиям, интонациям, хотя научиться играть нередко мешает синдром дефицита внимания. Специалисты изучают способности людей с синдромом лица эльфа быстро запоминать и воспроизводить на слух мелодии, а также причину повышенного интереса к музыке.

Предполагается, что музыкальная память связана с гипертрофированным развитием областей мозга, отвечающих за слуховое восприятие. А вот у любви к различным звукам, как оказалось, есть иное объяснение.

Группой ученых Университета Юты были проведены исследования, в которых оценивался состав крови людей с синдромом Вильямса и контрольной группы до прослушивания музыкального произведения и после.

Хотя внешнего эмоционального отклика музыка не вызвала, результаты анализа крови показали, что среди группы пациентов с «лицом эльфа» сеансы прослушивания вызывают резкое повышение уровня окситоцина и вазопрессина. У здоровых людей такой реакции зафиксировано не было.

Ученые считают, что такие результаты исследования указывают на особенности работы гормональной системы, определяющие не только любовь к музыке, но и специфические поведенческие паттерны, особенности взаимоотношений и реакций у людей с синдромом Вильямса. А также, что данные результаты могут быть использованы в терапии синдрома лица эльфа, аутизма и тревожных расстройств.

Люди без расовых стереотипов

Удивительно, но факт: наше предпочтение людей своей национальности и предвзятость к другим закреплена генетически. И именно благодаря людям-«эльфам» и их высокому уровню дружелюбия, стремления к контакту со всеми окружающими, была выявлена эта связь.

В международном исследовании реакции здоровых детей и детей с синдромом Вильямса было опровергнуто мнение, что расовые стереотипы - исключительно социальное явление. Абсолютно все дети, в том числе и с расстройством аутического спектра, в возрасте трех лет начинают проявлять признаки предпочтения представителей своей расы. Однако у людей с синдромом Вильямса это явление совершенно отсутствует, хотя стереотипы по половому признаку - «женские» и «мужские» занятия, профессии, поступки - выражены так же, как и у среднего здорового человека.

Это открытие позволяет предположить, что различные формы стереотипов возникают вследствие активности разных областей головного мозга, и что эта активность выборочно подвержена влиянию генетических нарушений. И подтверждает, что дружелюбие эльфов - не просто сказки, а характерная особенность, закрепленная на уровне генов.

Перспективы лечения синдрома Вильямса

Положительные качества личности у больных с синдромом Вильямса являются одновременно и отрицательными. Высокий уровень гормона окситоцина, вызывающий повышенный интерес к другим людям, а также особенность развития миндалевидного тела головного мозга подавляют способность распознавать отрицательные эмоции и агрессию и правильно интерпретировать проявления приязни и неприязни. Люди с «лицом эльфа» отличаются затруднениями в распознавании отрицательных эмоций даже на фотографиях, что повышает их уровень виктимности, так называемой привлекательности для агрессоров.

Умственная отсталость, распространенность синдрома дефицита внимания, сложности с целостным визуальным восприятием, обработкой информации и логическим мышлением не предполагают полноценного образования. В большинстве случаев специалисты рекомендуют родителям таких детей концентрироваться на обучении бытовым навыкам и, по возможности, выборе рабочих специальностей, не требующих систематических знаний.

Синдром Вильямса не предполагает статуса инвалида или особых льгот. Сопутствующие заболевания, выраженные пороки сердца могут послужить основой для присвоения группы инвалидности, но коррекцией умственного и психического развития «детей-эльфов» занимаются родители, в основном, за счет семейного бюджета. Причем такая ситуация не наблюдается только в России.

Личный опытМария, мама ребенка с синдромом Вильямса, Франция

В обычный детский сад нам разрешено ходить 3 раза в неделю на полтора часа. И два раза в неделю 45-минутные занятия со специалистом, на которые мы ездим в другой город - это все, что положено от государства. Все остальное - логопеды, психологи, бассейны - за наш счет. Дети с синдромом Вильямса инвалидами не признаются.

Я однажды распечатала статью из русскоязычного интернета, где россияне ругают правительство и рассказывают, что положено детям с таким диагнозом во Франции, перевела на французский и дала почитать нашему доктору. Он очень смеялся. Нам положено только бесплатное медицинское обслуживание, коррекции практически нет.

Личный опытМила, США В Штатах «вильямсятам» инвалидность не положена, только после 18 лет, и то не всем. Так что пока у нас так: есть бесплатная терапия развития до 3 лет, мы начали в год, как получили диагноз, все приходили на дом; бесплатный детский сад по 2,5 ч. в день от 3 лет до 5, бесплатное школьное образование с 5 до 21 года.

Все медицинское обслуживание - по страховке, которую надо покупать, и приходится еще доплачивать в процессе лечения. Пенсию для ребенка выплачивают только нуждающимся семьям, а мы, хотя и живем достаточно скромно по сравнению с местными, не считаемся нуждающимися. Приходится платить.

Препаратов никаких не назначают, считают, что лекарства принимать бесполезно. Даем только витамины.

Медикаментозная коррекция поведения и специфики развития при синдроме Вильямса находится на стадии теоретических исследований. Сегодня в курс терапии рекомендуют включать занятия с логопедом, психологами, интеграционные мероприятия и обучение по программам для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности. Для малышей важен контакт со здоровыми детьми, что не всегда достижимо в условиях общеобразовательных школ.

Сказка - ложь, да в ней намек. Музыкальные, дружелюбные и пугливые «эльфы» нуждаются в помощи и поддержке, как медицинской, так и социальной. В России проблемами, связанными с данным диагнозом, занимается благотворительный фонд «Синдром Вильямса» (williams-syndrome.ru), работающий с детьми и их родителями. Взрослые с данным заболеванием, а их, по статистической оценке, около 40000, в основном остаются на попечении родственников или находятся в государственных учреждениях.

Синдром Вильямса – редкое хромосомное заболевание, оказывающее влияние на многие функции организма и приводящее к сердечно-сосудистым поражениям. Больным с генетическим дефектом присущи: специфическая внешность, средняя или легкая степень умственной отсталости и ряд уникальных характеристик личности. Синдром был описан впервые в начале 60-х годов прошлого столетия Д. Вильямсом, новозеландским детским кардиологом, в честь которого и названо заболевание. Встречается генетическая патология примерно с частотой 1: 10000-20000 новорожденных, в разных странах и социальных слоях.

Причины синдрома Вильямса

Синдром Вильямса вызван генетической мутацией, приводящей к потере сегмента плеча седьмой хромосомы, включающего в себя более 20 генов. Что провоцирует делецию хромосомы и является причиной синдрома Вильямса в настоящее время точно неизвестно. Родители больного далеко не всегда обладают семейной историей заболевания. Хромосомное нарушение считается случайным фактом, возникающим спонтанно без каких-либо видимых причин при наследственной предрасположенности, либо вследствие неблагоприятного воздействия внешней среды. Но в случае констатации заболевания у кого-то из родителей вероятность передачи синдрома ребенку составляет около 50%.

При зачатии ребенку с половыми клетками матери или отца передается нарушенная хромосома из седьмой пары, лишенная небольшого участка, его недостача является причиной главных особенностей синдрома Вильямса. Среди исчезнувших генов есть отвечающие за интеллектуальное развитие, а также синтез эластина, способствующего эластичности кровеносных сосудов и тканей, и отсутствие которого приводит к их поражению.

Симптомы синдрома Вильямса

Синдром Вильямса также называют синдромом «лица эльфа» из-за особых черт лица присущих детям с данным заболеванием. Назовем некоторые из них:

  • Большой рот с полными губами;
  • Широкий лоб;
  • Короткий нос с тупым и широким кончиком;
  • Плоская переносица;
  • Ярко-голубые глаза, с голубоватыми белками;
  • Отечные веки;
  • Полные щеки, опущенные к низу;
  • Небольшой острый подбородок.

Такое строение лица детей с синдромом Вильямса делает их похожими на фольклорных героев – эльфов. У малышей с генной мутацией поздно прорезаются зубы, нарушен прикус, они ослаблены, страдают отсутствием аппетита, сильной худобой, у них отмечается нарушение равновесия и координации движений. Дети отстают в росте, ходить и говорить они начинают гораздо позже своих здоровых сверстников, часто наблюдается развитие плоскостопия и косолапости.

У старших детей и взрослых выделяется узкая грудная клетка, низкая талия, удлиненная шея, из-за эндокринных нарушений – склонность к ожирению. Больным с синдромом Вильямса в большинстве случаев сопутствуют сердечно-сосудистые заболевания – сужения крупных сосудов, прогрессирующий надклапанный стеноз аорты – это обусловлено повышенной концентрацией кальция в крови, приводящей к его отложению на стенках артерий. Также у больных с хромосомной аномалией наблюдаются поражения ЖКТ, проблемы урологического характера и суставов, ухудшение зрения.

Особенности интеллектуального развития детей с синдромом Вильямса

Степень умственного развития детей с синдромом «лица эльфа» значительно варьирует – от легкой степени до значительного интеллектуального дефекта. Для таких больных характерно отсутствие способности к наглядно-образному мышлению, концентрированию на поставленной задаче, планированию и организации деятельности. При обучении детей с синдромом Вильямса по специальной методике большое значение имеет спокойная и доброжелательная атмосфера в классе, отсутствие любых отвлекающих моментов. Следует отметить, что при определенных трудностях с обучением, особенно при овладении счетом и письмом, дети могут иметь значительный словарный запас и хорошо развитую речь, они неплохо овладевают материалом путем запоминания при механическом повторении, с удовольствием занимаются музыкой и пением. Большинство из них при неумении читать ноты, обладают абсолютным слухом и чувством ритма.

Характеристика поведения

У таких больных возникают проблемы со зрительной координацией и моторикой, их движения часто резкие и неловкие. Люди с синдромом Вильямса отличаются коммуникабельностью, добродушием, смешливостью и дружелюбием, обладают позитивным характером. Но уже даже будучи взрослыми, они проявляют излишнюю непосредственность и инфантильность, неадекватность в поведении, им свойственны различные фобии,навязчивые действия. Такие больные нуждаются в постоянной поддержке и помощи для нормальной адаптации в обществе.

Лечение и диагностика синдрома Вильямса

Так как синдром «лица эльфа» является генетическим нарушением, самым точным методом диагностики заболевания является FISH тест или тест при помощи генного чипа, определяющие недостающий участок дефектной хромосомы. Диагностика синдрома Вильямса на основании внешних признаков и сопутствующих заболеваний часто бывает ошибочной. Специфического лечения данной патологии в настоящее время не имеется, проводится симптоматическая терапия, направленная на коррекцию сопутствующих поражений – больные находятся на постоянном учете у кардиолога, при необходимости проводится хирургическое вмешательство при сужении участка аорты. Также необходимо наблюдение у уролога, эндокринолога, невропатолога, ортопеда и других специалистов, рекомендуются физиотерапевтические процедуры, лечебная гимнастика, контроль уровня кальция и холестерина в крови.

Своевременное диагностирование синдрома Вильямса, адекватное лечение сопутствующих пороков, обучение по специализированным программам, зависимым от интеллектуальных способностей, внимание и поддержка окружающих людей способствуют социальной адаптации больных и повышению уровня их жизни.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ им. Я. М. СЕЧЕНОВА SECHENOV PHYSIOLOGICAL JOURNAL 81-№8/1995
УДК. 612.821+616.056.7+616-102:575.1 © 1995

СИНДРОМ ВИЛЬЯМСА - МОДЕЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИ ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО ПРАВОПОЛУШАРНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ

И. Н. Богданов, В. Г. Солониченко
Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН; Медико-генетический центр ДКБ имени Н. Ф. Филатова, Москва

Исследованы особенности дерматоглифики (узоров гребневой кожи) кистей рук детей с синдромом Вильямса - наследственным заболеванием, характеризующимся наряду с патологией сердечно-сосудистой системы и необычным лицевым фенотипом («лицо эльфа») специфическими психическими и когнитивными расстройствами. Полученные данные позволяют говорить об определенном дерматоглифическом типе, характеризующемся наличием сложных завитковых узоров на пальцах рук с отчетливо выраженным преобладанием узоров большей сложности на левой руке, что является очень редким признаком как в норме, так и при других наследственных заболеваниях нервной системы. Особенности дерматоглифической картины - своеобразного маркера генетически детерминированного состояния центральной нервной системы человека - позволяют предполагать перспективность нейрофизиологических исследований у детей с синдромом Вильямса как особой модели для изучения высшей нервной деятельности человека.

Ключевые слова: Вильямса синдром, дерматоглифика, межполушарная асимметрия мозга.

Кардинальным направлением экспериментальной физиологии является моде­лирование тех или иных процессов в организме человека или животных. Однако моделью может служить и сам организм, точнее - какой-либо определенный, конституциональный тип организма, изучение специфических реакций которого на определенные экспериментальные воздействия, особенностей адаптации к оп­ределенным условиям есть другой путь к постижению механизмов регуляции гомеостаза. Пожалуй, наиболее легко диагностируемыми типами человека явля­ются типы, описанные в рамках синдромологии - относительно молодого и чрезвычайно перспективного раздела современной клинической медицины, область исследований которого ограничена кругом множественных врожденных, генети­чески детерминированных особенностей развития организма (иногда столь грубых, что представляют собой уже пороки развития). Одним из таких типов является синдром Вильямса - достаточно распространенное наследственное состояние (Аме­риканская ассоциация синдрома Вильямса насчитывает более 1000 пациентов (1990) [ 7 ]), характеризующееся наряду с необычным лицевым фенотипом («лицо эль­фа») и различными дефектами сердечно-сосудистой системы специфическими психическими и когнитивными расстройствами в виде своеобразного континуума от выраженной умственной отсталости до пограничного с нормальным уровня интеллекта. Особенности психического статуса пациентов с синдромом Вильямса характеризуются специфическим и может быть даже уникальным комплексом черт ([ 9 ] с дополнениями), включающим в себя: 1) нарушения сенсорной интег­рации с гиперчувствительностью к звуку и «гравитационной тревожностью» [ 6 ]; 2) гиперреактивность с эмоциональной лабильностью, импульсивностью, дефици­том внимания, навязчивой коммуникабельностью; 3) повышенную тревожность и страх новизны; 4) нарушения экспрессивной и импрессивной речи; 5) трудности в обучении, особенно в усвоении математики, наряду с относительной легкостью в овладении чтением; 6) хороший музыкальный слух и чувство ритма [ 4 ]. Перечисленные особенности позволяют думать об определенном нейропсихологическом типе, морфофизиологической базой которого является определенный тип строения ЦНС. Вклад в изучение этой проблемы может внести дерматоглифика. Значение дерматоглифического метода определяется тем, что, во-первых, гребневая кожа происходит из тех же эмбриональных зачатков, что и структуры центральной нервной системы. Во-вторых, признаки дерматоглифики не изменяются в течение жизни и при общеизвестном индивидуальном многообразии все же отно­сительно легко классифицируются. Следует, однако, подчеркнуть, что в отличие от традиционного для дерматоглифических исследований формального анализа отдельных признаков гребневой кожи, чем, возможно, объясняется незна­чительный прогресс в этой области знаний, необходимо, на наш взгляд, оценивать полный дерматоглифический тип индивидуума в целом. Такой подход адекватен представлениям об организме человека как целостной системе в его «индивиду­альном и историческом развитии» (Шмальгаузен).

МЕТОДИКА

В настоящей работе исследованы особенности дерматоглифики 16 детей с синдромом Вильямса (6 мальчиков и 10 девочек) в возрасте от 3 до 10 лет. Контрольной группой служили школьники московских школ 5-12-летнего возраста, всего 176 человек (92 мальчика и 84 девочки). Отпечатки пальцев и ладоней получали с помощью типографской краски на листах бумаги и анализировали на кончиках пальцев и ладонных полях по классической методике Камминса и Мидло.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что дерматоглифическая картина кисти детей с синдромом Вильямса позволяет говорить об определенном дерматоглифи-ческом типе (см. рисунок и таблицу), характеризующемся преобладанием пра­вильно сформированных, симметричных, сложных (имеющих два трирадиуса) узоров на пальцах - завитков с высоким гребневым счетом. При этом узоры большей сложности располагаются преимущественно на левой руке. Отмеченная межпальцевая асимметрия наиболее часто встречалась на третьих и/или пятых пальцах кисти. У двух детей были так называемые «мономорфные руки» - рису­нок гребневой кожи на всех пальцах был одинаков (в одном случае это были завитки, в другом ульнарные петли), однако гребневой счет в этих случаях также был выше слева. Узорность ладонных полей была очень незначительной, осевые трирадиусы и сгибательные ладонные складки не отклонены от нормальных.

Рисунок узоров гребневой кожи при синдроме Вильямса.

А - левая, Б - правая кисть.

Преобладание завитков является относительно редким признаком в нор­ме (см. таблицу), еще более редким является преобладание узоров большей сложности на левой руке (см. таблицу). Указанные особенности и отсутствие отклонений в дерматоглифической картине позволяют считать дерматоглифический тип детей с синд­ромом Вильямса редким вариантом нормы. Как уже отмечалось, кожные узоры могут служить маркером типа центральной нервной системы. В пользу высказан­ного предположения, помимо общности эмбрионального происхождения, говорит также, с одной стороны, показанная в классических исследованиях Бонневи [ 8 ] взаимосвязь сложности кожных узоров и структуры нервных окончаний в терми­нальных фалангах пальцев, центральная детерминация которых едва ли подлежит сомнению. С другой стороны, многолетний клинический опыт подтверждает связь между нарушениями в развитии ЦНС и отклонениями в характере дермато-глифических узоров. Помимо этого, у здоровых детей найдены корреляции между отдельными паттернами дерматоглифики и ЭЭГ покоя, причем более сложным узорам гребневой кожи соответствует бблыпая мощность высокочастотных диапа­зонов ЭЭГ, что, возможно, является отражением генетически детерминирован­ных особенностей строения мозга этих детей.

Распределение признаков гребневой кожи (дерматоглифики) кисти у детей с синдромом Вильямса и здоровых детей

Признаки дерматоглифики

Синдром Вильямса

Контрольная группа

n - 16

n = 176

%

8 - 10 завитков

5 - 7 завитков

9 - 10 петель

5 дуг

Асимметрия D s > D d , III палец

Асимметрия D s > D d , V палец

Асимметрия D s > D^, по любым пальцам

Примечание. D s - число дельт (пальцевых трирадиусов) на пальцах левой руки;
D d - то же на пальцах правой руки.
* р - < 0.001 (критерий %).

Тот факт, что дерматоглифические узоры большей сложности чаще встречают­ся на правой, ведущей у большинства людей, руке отмечен в многочисленных исследованиях [ 3> 5 ]. В свою очередь доминирующая роль левого полушария в отправлении высших (в первую очередь речевых) функций мозга общеизвестна. На этих представлениях базируется само понятие доминирование полушарий. Возможно, что полученные к настоящему времени данные о морфологической асимметрии (например, большая площадь входящей в зону Вернике височной плоскости в левом полушарии [ 10> 12 ]) также отражают доминирование левого полушария в деятельности мозга. Между тем дерматоглифика при синдроме Виль­ямса дает нам как бы зеркальную картину преобладания сложности узоров греб­невой кожи. Не является ли выявленная дерматоглифическая картина, особенно асимметрия по пальцевым узорам, маркером особого типа центральной нервной системы у детей с этим синдромом? Типа, существенной характеристикой которого является более сложная морфологическая организация правого, а не левого, как у большинства людей, полушария. Такое предположение, нуждающееся, без сомне­ния, в тщательной проверке и более веских доказательствах, заставляет по-ново­му взглянуть на характер психического статуса этих детей, в первую очередь - на уровень интеллектуального развития. Отсутствие отклонений от нормы в дерма-тоглифической картине при синдроме Вильямса позволяет предполагать отсутст­вие у этих детей грубых нарушений в структуре мозга, диагностическая значимость патологических признаков гребневой кожи для которых общепризна-на Р 1 ]. В пользу этого предположения говорит также тот факт, что дети с синдро­мом Вильямса, несмотря на трудности в обучении, способны все же в большинстве своем адаптироваться к нормальной школе [ 4 ]. В то же время не будет большим преувеличением считать, что современные тесты на определение интеллектуаль­ного уровня оценивают главным образом возможности левого полушария. Воз­можно, что многие, может быть еще не описанные, особенности поведения детей с синдромом Вильямса являются отражением этой уникальной межполушарной асимметрии. Следует иметь в виду, что значительная часть знаний о функциях правого полушария получена в условиях патологии (инфаркты, инсульты мозга, опухоли, травматические поражения и т. д.) [ 2 ]. Не окажется ли синдром Вильямса именно той моделью, с которой начнется новый этап собственно физиологического изучения terra incognito - правого полушария?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богданов Н. Н., Горбачевская Н. Л., Солониченко В. Г. и др. Особенности ЭЭГ у девочек 6-8 лет с разным дерматоглифическим рисунком кисти // Докл. АН России. 1994. Т. 338. № 3. С. 420-424.
  2. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М., 1988. 240 с.
  3. Гусева И. С. Морфогенез и генетика гребешковой кожи человека. Минск, 1986. 160 с.
  4. Маринчева Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М., 1988. 256 с.
  5. Полюхов А. М. «Сцепление пальцев^ и «скрещивание рук». Популяционные, наследственные и нейрофизиологические аспекты // Генетика. 1980. № 7. С. 1294- 1300.
  6. Ayres A. J. Sensory integration and the child. Los Angeles, 1981.
  7. Rellugi. If., Bihrle A., Jernigan T. et al. Neuropsychological, neurological and neuroanatomical profile of Williams syndrome // Amer. J. Med. Genetics. Suppl. 1990. Vol. 6. P. 115-125.
  8. Bonnevie K. Zur Mechanik der Papillarmusterbildung. I. Die Epidermis als formativer Faktor in der Entwickluhg der Fingerbeeren und der Papillanmister // Arch. Entwickl. Organ. 1929. Vol. 117. P. 384-420.
  9. Dills C. K, Morris C. A., Leonard С. О. Hypothesis for development of a behavioral phenotype in Williams Syndrome // Amer. J. Med. Genetics. Suppl. 1990. Vol. 6. P. 126-131.
  10. Geschwind N., Levitsky W. Human brain: left-right asymmetries in temporal speech region // Science. 1968. Vol. 161. P. 186-187.
  11. Schaiimann B. , Alter A/. Dermatoglyphics in medical disorders. New York, 1976. 258 p.
  12. Wada J. A., Clark R., Hamm A. Cerebral hemispheric asymmetry in humans // Arch. Neurology. 1975. Vol. 32. P. 239-246.

Публикации по теме