История и традиции праздника Троицы. Народные гуляния на Троицу

Святая Троица – один из самых главных христианских праздников. Он знаменует собой не только чудо явления Святого духа, но и появление христианской церкви, как таковой. В России Троица – особенно почитаема; она приходится на пятидесятый день после Пасхи, как раз на то время, когда природа входит в свой летний цикл и всё радуется обновлению и новой жизни.

Церковь. Начало

В один из жарких дней, уже после Вознесения Христа, апостолы собрались в одной из горниц Иерусалима. Тот день стал знаковым не только для них, но и для всей последующей христианской культуры и традиции. В этот день апостолы прошли инициацию Святым Духом «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси – Святого Духа, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Пятидесятница в Ветхом Завете

Почему второе название праздника – пятидесятница? Всё дело в том, что именно на 50 день после Пасхи апостолы собрались в том самом доме на горе Сион, где проходила тайная вечеря. Собрались они там неслучайно. Была Пятидесятница, только ещё не христианская, а ветхозаветная. Этот день был 50 днём выхода евреев из Египта, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Большинство апостолов были в Иерусалиме, что называется, не местными, но по завету Христа не могли уезжать из города. То, что обряд инициации апостолов Христа произошёл именно в этот день – глубоко символично. Именно так сформировалось триединство Отец-Сын-Дух, ставшее для любого христианина той самой Святой Троицей.

Нерабочий понедельник

До революции Духов день, следующий за Троицей, приходившейся на воскресение, был нерабочим днём. Патриархальное крестьянство считало, что в Духов день земля освящается, и поэтому особенно перекапывать её не нужно, на земле работать лучше уже завтра, на 3-й день Троицы. Вместо этого шли в храм, так как там могли испытать явление благодати Святого духа. Таким образом, это был нерабочий понедельник, в наше время представляющийся оксюмороном и это не могло не вызывать дополнительного уважения рабочего населения к христианскому празднику.

Цветы и цвета

Троица - невероятно красивый праздник. В этот день церкви по-особому украшаются. Прихожане приходят в храм с цветами. Интересно, что букеты цветов также несут в себе символику Троицы: белый цвет как символ Святого Духа, красный – символ крови Христа, голубой как символ Отца небесного. Зелёный цвет, который является доминантным на Троицу, символизирует собой жизнь и процветание.

Троица и семик

В России праздник Святой Троицы слился со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов, связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.
В четверг перед Троицей пекли пироги, лепешки, курники, яичницы, лапшинники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен. Наложение традиций язычества и христианства делает Троицу особенным праздником.

Хождение в народ

Троица – праздник, который справляли всем миром. До революции Троица была днём «хождения царя в народ». Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Процессия входила в Успенский собор. Впереди шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. Начиналась праздничная служба. Женская часть двора на троицкой неделе приобщалась к народным традициям. Царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-хороводами. Для игр были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси.

Не о быте

По народной традиции на Святую Троицу нельзя заниматься никаким физическим трудом, за исключением некоторой работы по обслуживанию домашнего хозяйства. Можно кормить и поить домашних животных, скот и птицу. Однако чистить, расчесывать и убирать, то есть делать "грязную" работу нельзя.
Также нельзя шить, стирать, резать, стричься, убирать дом, копать землю, сажать растения. Ни в коем случае нельзя косить траву, рубить деревья. Троица - праздник особенный. В дни троицкой недели наша связь с горним миром необычайно тонка, об этом говорит и православие и дохристианская славянская традиция. Это время, когда нам даётся шанс. Для христиан - шанс благодати Святого духа.

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.


Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в , с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Община Русской Древлеправославной Церкви в (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в

В светлый день пятидесятый,

Как воскрес Господь распятый,

Дух Святой на землю сходит,

Благодать с небес низводит.

Людям Троица открылась:

Сын, Отец и Дух Святой.

Все творенье освятилось

Неземною красотой.

Традиционно на конец весны-начало лета выпадает 50-тый день от праздника Пасхи , наиболее важный и древний праздник в Православии, всегда приходящийся на воскресенье, — Троица.

День Святой Троицы (Троицын день или просто Троица) , называемый также Пятидесятница и Сошествие Святого Духа – один из самых значимых праздников христиан и один из двунадесятых праздников в православной традиции (т.е. двенадцати важнейших праздников после Пасхи).

Когда отмечается Троица в ближайшие 5 лет?

Дохристианские традиции празднования

Еще до зарождения христианства в это время ежегодно отмечали Зеленую и Русалью недели , пышно украшая жилище растениями и принося дары во имя плодородия и благоприятной погоды.

В древние времена люди поклонялись стихиям огня, воды, ветра. Календарное начало лета давало небольшую передышку аграриям, когда всё уже было посажено, а собирать урожай еще рано. Тогда проводились массовые гуляния, игры, гадания.

Считалось, что русалки во время Зеленой недели обладали особой силой, могли без труда утащить зазевавшегося в воду, выходили на сушу, помогали в гаданиях на суженного молодым девушкам.

Почему у праздника три названия

В православии Троицу празднуют в воскресенье по прошествии 50 дней после Пасхи и, таким образом, Троица совпадает с Пятидесятницей.

В христианских церквях, следующих западной традиции (католических и протестантских), эти два праздника разделены: на 50-й день после Пасхи празднуют Пятидесятницу, а День Святой Троицы отмечают в следующее воскресенье.

В понедельник после Троицы отмечается Духов День — праздник в честь Животворящего Святого Духа.

К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви.

Название дано празднику в честь Сошествия на апостолов Святого Духа, о котором им говорил Иисус Христос перед Вознесением на небо. Сошествие указало на тройственную природу Бога: «Бог Отец сотворил всё сущее, Бог Сын искупает человечество от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и проповедование веры».

Во время Сошествия Святого Духа апостолам открылась созидательная сущность третьей составляющей Пресвятой Троицы, и учение Христа Спасителя о Триедином Боге достигло абсолютной ясности и полноты. Это необычайное событие положило начало Христианской Церкви.

Давайте разберёмся в самой сути, что представляет из себя Троица по христианскому учению.

Суть Троицы

Согласно Никео-Цареградскому (или Никео-Константинопольскому) Символу веры, являющемуся основой христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице говорит нам следующее:

Бог Отец — творец всего сущего в мире (видимого и невидимого);

Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца;

Бог Святой Дух изначально и вечно исходит от Бога Отца.

По церковному учению, Бог един в трёх ипостасях (триедин) и является невидимым бестелесным духом — вечным, живым, вездесущим (всеобъемлющим) и всеблагим.

Его нельзя увидеть, поскольку Бог не материален, в нём нет ничего от видимого мира.

История Праздника Святой Троицы

Подобно празднику Пасхи, празднование Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) уходит корнями в далёкие ветхозаветные времена.

Название Пятидесятницы праздник имеет не только потому, что его отмечают на 50-й от Пасхи день, но также потому, что Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы, посвящённого дарованию еврейскому народу пророком Моисеем Закона Божьего при горе Синай, тогда же им было основано ветхозаветное священство. Он праздновался в 50-й день после иудейской Пасхи (Песаха) и приходился на конец жатвы и сбора плодов, которые люди приносили в качестве жертвы в храм.

И в этот же день почти 2000 лет назад все 12 апостолов (вместо Иуды 12-м апостолом был избран Матфий), мать Иисуса Мария и другие люди собрались в одном из домов в Иерусалиме на горе Сион. В горнице этого дома Христос два раза являлся ученикам после Своего Воскресения. И там же через 50 дней после Воскресения Спасителя и спустя 10 дней после Его Вознесения на небеса на апостолов и Деву Марию снизошёл Святой Дух.

Пятьдесят дней апостолы не расходились по своим домам, каждый день собираясь в той самой Сионской горнице. Потому что Христос просил их не покидать город, ожидая крещения Святым Духом. И вот, наконец, свершилось: в доме на горе Сион Бог предстал им в своей третьей ипостаси, и этот день с тех пор посвящён Святой Троице.

Около девяти часов утра, когда люди обычно собирались в храм для молитвы и жертвоприношения, неожиданно над Сионской горницей возник шум, словно от порывов очень сильного ветра. Этот шум наполнил дом, и над головами апостолов появились огненные языки, их было множество, и они начали опускаться на каждого из них. Огонь этих необыкновенных языков светил, но не обжигал. Но еще более чудесными были духовные свойства, которые передавали они апостолам. Каждый, на кого спустилось это пламя, ощущал мощный прилив духовных сил, воодушевление и огромную радость. Он чувствовал себя умиротворенным и сильным, полным жизни и любви к Богу. Все эти внутренние перемены и новые неизведанные чувства апостолы выразили в громком прославлении Бога и в радостных восклицаниях.

Более того, внезапно апостолы заговорили на неведомых им доселе языках, и люди сначала приняли их за пьяных из-за громких восклицаний и непонятных слов. Но апостол Пётр вышел к ним и объяснил, что произошло.

Бог Отец создал мир и послал на землю Своего Сына Иисуса, чтобы Он указал людям путь к спасению, а Бог Святой Дух спустился на апостолов, а через них и на каждого из нас, чтобы находиться рядом с людьми. И ещё в этот день Бог дал апостолам способность говорить на многих языках. Ведь если земной путь Иисуса Христа закончился, то жизнь Его Церкви только начиналась. Апостолам нужно было идти в разные страны, чтобы рассказать людям об Истине, которую Бог поведал им всеми возможными способами.

Они получили от Святого Духа 9 особых даров: дар мудрости и знания, дар пророчества, умение различать духов, дары пастырства, веры, исцеления и творения чудес, дары знания и толкования языков.

Получив от Бога способности исцелять, пророчествовать, а главное – нести людям Истину на различных языках, апостолы разошлись по миру и неустанно проповедовали в самых далёких его уголках. Их всех казнили (лишь один из 12 апостолов умер своей смертью — Иоанн), но учение Христа существует уже почти два тысячелетия, чему они немало поспособствовали.

Сионская горница, где Святой Дух в виде чудесных огненных языков спустился на апостолов, стала самым первым христианским храмом, а со дня этого необычайного события ведёт своё начало на земле Новозаветная Церковь.

Такова история возникновения этого светлого церковного праздника Троицы , который пронизан солнцем, свежестью и жаждой жизни бурно расцветающей природы в начале лета, когда кажется, что Божья благодать разлита везде и во всём, в каждом солнечном блике, в капельках росы и в каждой зелёной травинке, и всё вокруг растёт, цветёт, распускается, живёт и дышит!



Много веков назад определился христианский праздник, означающий рождение Церкви Христовой, получивший название Троица. Что означает это праздник, откуда взялся, и каковы его истоки?




Языки пламени появились затем в горнице, где с учениками и женами мироносицами в этом время находилась Божья Матерь. Это пламя было, как благодатный огонь, что на Пасху в Иерусалиме на всех верующих исходит - не обжигающий, мягкий и вдохновляющий. Тут же со всеми, находящимися в горнице, произошло чудо - они стали говорить незнакомыми им доселе языками, которых никогда не учили и не знали. Также они почувствовали большой прилив сил, и радостно стали восклицать и делится своими впечатлениями.

В этот день в Иерусалим стеклось много иудеев отовсюду, чтобы отметить праздник Пятидесятница. Это был ветхий праздник, он совпадал с началом жатвы, и означал избавление евреев от рабства египетского. Увидев огонь, спускавшийся с неба, иудеи начали собираться вокруг синайской горницы.

Апостолы, почувствовав в себе огромные силы, и увидев множество народа, взобрались на крышу, и апостол Петр начал свою первую проповедь. Он рассказал всем о происшедшем, и они были очень удивлены, и благодарили Бога. Но собравшийся народ, многие из которого говорили на разных языках, с удивлением обнаружили, что апостолы, необразованные в основном мужчины, не знавшие других языков, кроме галилейского наречия, вдруг стали обращаться к каждому из них на их языке. Это поистине было чудом, заставившим всех поверить в божественное произволение свершившегося.
Читать еще: .




Люди не понимали, что же теперь им делать. Апостолы объясняли, что если они примут веру христианскую, покаются, то им простятся грехи и они исполнятся Духа Святого. Тогда многие стали каяться перед всеми в грехах и крестится. В тот же день из 120 человек количество христиан увеличилось до 3000 человек. Получив Святого Духа, они стали вести жизнь праведную, понимая слова Петра, что они теперь храм Духа Святого, и должны вести себя соответственно, чтобы не отторгнуть Его от себя своими плохими деяниями.

Тогда христиане стали собираться вместе, в общину, делиться своим достатком с неимущими, и все у них было общее, и не было у них бедных. Они молились, старались вести достойную жизнь, следовать наставлениям апостолов. За праведную и честную жизнь их любили, и многие присоединялись к их общине, видя, как в ней хорошо, справедливо и благостно.

А апостолы, почувствовав в себе великую силу и мужество, поняв правильно свою задачу, состоявшую в проповеди Евангелия по всему миру, отправились в разные концы света нести свет христианства в заблудшие языческие души. Этот день стал рождением Церкви Христовой, которая с каждым днем собирала все новых приверженцев, и распространилась через какое-то время по миру.
Апостолы проповедовали не только в Римской империи, они прошли тяжелый путь и множество испытаний по всем концам света, проповедовали везде, претерпевали гонения и частые унижения, преследования, но, ведомые и укрепляемые Святым Духом, твердо вершили свое дело, зная, что оно по воле Господней.

Троица — это великий христианский праздник, который является переходящим (двунадесятым) праздником у православных верующих и отмечается на 50-й день после Пасхи, в воскресенье.

Другие его названия - День сошествия Святого Духа, День святой Троицы, Пятидесятница.

Свое первое название светлый праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса.

Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога и его единство.

После этого события апостолы получили благословения от самого Господа на строительство духовного храма.

Что означает Троица

В Библии сказано, что благодать, дарованная апостолам Святым Духом, снизошла на них именно в этот день.

Люди увидели третье лицо Бога — Святой Дух, и узнали, что единство Бога проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Дух.

Можно сказать, что значение Троицы в том, что Бог людям открывается поэтапно, а не сразу.

В современном христианстве Троица означает то, что Отец, создавший все живое, послал людям Сына — Иисуса Христа, а затем и Духа Святого.

Для верующих людей значение Пресвятой Троицы сводится к восхвалению Бога во всех его ипостасях.

Этот день признан знаменательной датой, к которой причислено первое появление церкви на Земле.

История Троицы

Согласно книге Деяний апостолов, которая входит в Новый Завет, Святой Дух сошел на апостолов именно на 50-й день после Воскресения Христова. О том, что это произойдет, Иисус поведал своим ученикам ещё при жизни.

После воскресения Иисус Христос еще сорок дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На сороковой день Иисус вознесся на небо, пообещав, что пошлёт Дух Божий, который сойдёт на учеников, давая им силу проповедовать Его учение.

Через десять дней после вознесения ученики Иисуса и его мать Мария собрались в Иерусалиме в Сионской горнице.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках.

Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов.

Дух Божий сошел на учеников, и они получили особые дары - дар говорить на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

После сошествия Святого Духа св. апостол Петр произнес свою первую проповедь, в которой сообщил и о славном событии, совершившемся в этот день. Обращение апостола было кратким и простым, после него многие иудеи покаялись, уверовали и крестились.

А в IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне.

Сам праздник Святой Троицы в воспоминание великого события сошествия Святого Духа был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа ученики Христа начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16).

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Этот день посвящается воспоминанию и прославлению сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника переходящая, но всегда она выпадает на понедельник.

Традиции празднования Троицы

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году.

Накануне, в субботу вечером (Троицкая родительская суббота) служится праздничное всенощное бдение.

На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало; на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

В сам праздник служится праздничная литургия.

После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает семь молитв о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По народному календарю Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений - зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов).

В народе же перед Троицей принято было убирать жилище, а после этого украшать его зеленой травой и полевыми цветами.

Смысл этого обычая в том, что молодые растения обязательно принесут семье благополучие, процветание и хороший урожай.

Прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев для освящения, дома украшались березками.

Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную).

Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

Ближе к вечеру народ собирался на массовые гуляния с играми и песнями. Также в этот день организовывались ярмарки.

Троицкие празднества включали в себя и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню святой Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Славянские обычаи на Троицу — березовый праздник

Воскресенье проводили в лесу, где росли березки.

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой.

Семик — весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.

Семик считается древним языческим праздником — одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей.

Во многих деревнях в дни Семицкой недели перед Троицей исполнялись чисто девичьи обряды, которые символизировали готовность девушек к браку.

Ведь расцвет природы весной рассматривался, как женское начало, и ассоциировался с девушками, достигшими брачного возраста.

Завить березку (завивание березы) - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

Завивание березки - один из главных обрядов Семика, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы.

В деревнях центральной и южной части Европейской России, а также в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Основой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап которого приходился на Семик, а окончание - на Троицу.

Обряд совершали девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора ритуального дерева.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые;
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, Семик да Троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут…

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т.п.

После этого вокруг березы водили хороводы:

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.

Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.

На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни.

Кумление - один из обрядов Семика-Троицы, который исполняли девушки брачного возраста. Он проводился, как правило, в день завивания березки.

Наиболее распространенным был вариант, когда девушки две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками.

Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» - косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками.

Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка.

Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы.

Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку.

Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех самая красивая из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни.

На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В некоторых областях в троицкое воскресенье березу выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит».

На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

В сам праздник принято было ходить друг к другу в гости, чтобы поздравить и одарить подарками.

В обычай также вошел запрет на купание в открытых водоемах из-за русалок, которые там жили.

Считалось, что они могут заманить к себе в воду и там защекотать до смерти.

Троицкое гадание на венках

Гадание на троицких венках было одним из самых популярных у славян.

Венки на Троицу делали, конечно же, из березовых веток, вплетая туда полевые цветы и украшая лентами.

В Троицкое воскресенье девушки расставались с венком, сплетенным в Семик.

Бросали его на воду и громко спрашивали, суждено ли выйти замуж в этом году, а затем наблюдали.

Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, и вообще, к неприятностям. Но еще худшим знаком считалось, если венок расплетется в воде и вытянется в цепочку.

Если венок вертится на одном месте – означает семейные ссоры и то, что свадьба неожиданно расстроится.

Если венок остается на одном месте, никуда не уплывая, – замужество будет не скорое.

Если венок быстро плывет – хороший знак, а если уплыл дальше всех и почти скрылся из глаз – означает крупное везение.

Но самым лучшим знаком считается, если венок, проплыв какое-то расстояние, пристал к берегу – это означает и удачное замужество, и счастье в браке.

Пословицы, поговорки и приметы на Троицу

Бог любит Троицу.

Без Троицы дом не строится.

Троица перстов крест кладет.

Троица три дня строится.

Троица Троицей, а трех свечей на стол не ставят.

Троица – граница между весной и летом.

На Троицу дождь – много грибов.

На Троицу дождь – к теплой погоде.

Если на Троицын день идет дождь, то в продолжение лета будет много.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом.

На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь.

На Троицу не купаются – русалки лютуют, на дно заманивают.

Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок.

Если парень девушку на Троицу под березой поцелует, быть девице его женой.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

Публикации по теме