МК: Красивый шов. Ручные соединительные швы


1. Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не пугается, не скручивается.
2. Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
З. Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 5): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажкмают нитку с нитками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая нопем большого пальца.

Иначе говоря, опытные мастерицы узелок не любят и закрепляют нитку так (рис. 6): ткань прокалывают с лицевой стороны на изнаночную и через 2—З мм выводят иголку на лицевую сторону — первый стежок образовался на изнанке, а «хвостик» остался на лицевой стороне. Затем первый стежок прошивают поперек вторым и после этого нитку туго затягивают. Потяните за нитку — и вы убедитесь, насколько прочно она закреплена.
4. Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
5. Все ручные швыг можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).


Шов «вперед иголку», или сметочный, считается самым простым (рис. 7) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой длины.
Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 8): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.
Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 9). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.
На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.


Шов «назад иголку» (рис. 10). Этим прочным, эластичньтм швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.
Шов ручная «строчка » (рис. 11). Этот шов -- разновидность шва «назад иголку», но еще более прочный. Выполняют его точно так же, как предыдущий) только без просветов между стежками, поэтому длина стежка на изнанке не в три, а только в два раза больше, чем у лицевого стежка (исключен просвет). Аккуратно выполненную ручную «строчку» трудно отличить от машинной. По прочности она ей не только не уступает, но даже превосходит, особенно если выполнена качественными нитками.
Потайной шов (рис. 12). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшiгг подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.
Возьмите кусочек светлой ткани размером 20х20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предьщущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.
Маленькая подсказка: чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.


Крестообразный шов —«козлик» (рис. 13). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отстугiив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.
Петельный шов (рис. 14). Петельньими стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезньте петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.


Дерево и сова выполнены из лоскутиков, пришитых к мешковине петельным швом. Листики вышиты "козлыком".

Ручные швы

Прежде чем рассказать о швах, которые нам придется использовать в работе с лоскутами, познакомьтесь с общими правилами для всех видов ручных швов.

  • Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не путается, не скручивается.
  • Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «Длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «Длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
  • Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 1): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажимают нитку с витками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая ногтем большого пальца.
    Нужно сказать, что первоклассные портнихи считают, что закреплять нитку на ткани необходимо иначе, без узелка, так как даже небольшой аккуратный узелок нередко при строчке на машинке попадает под иглу и застревает в машинном шве, откуда его трудно удалить. Кроме того, на тонких прозрачных тканях узелок может просвечивать в подшивке и отпечатываться под утюгом.
  • Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
  • Все ручные швы можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).

Шов «вперед иголку», или сметочный , считается самым простым (рис. 3) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах — одинаковой длины.

Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 4): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.

Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 5). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.

На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.

Шов «назад иголку» (рис. 6). Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга,образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. Для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.

Потайной шов (рис. 8). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия, прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшит подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.

Возьмите кусочек светлой ткани размером 20x20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предыдущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.

Маленькая подсказка : чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.

Крестообразный шов — «козлик» (рис. 9). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отступив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.

Петельный шов (рис. 10). Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.

М. Максимова М. Кузьмина «Лоскутики»

ИСТОЧНИК:

Ручные швы

. Прокладочный шов (рис. 1) применяется для обозначения середины изделия, а также для обозначения исправлений, отмеченных булавками во время примерки. Длина стежка - 2-3см. При наложении стежков на ткань нить не натягивают. Проколы иглой производятся справа налево.

. Силки (рис.2) применяются для переноса линий на одноимённые детали. Для этого по линии прокладывают смёточные стежки, не натягивая нить. Стежки образуют петельки 1.5-2см. После наложения силков детали раздвигают, нитки стежков между ними натягивают и разрезают.

. Смёточный шов (рис.3) применяется для временного скрепления деталей между собой. Длина смёточного стежка зависит от его назначения и толщины ткани.

. Потайной шов (рис.4) применяется для подшивки низа платья, горловины, рукавов. Для выполнения этого шва подогнутый и слегка отвёрнутый край ткани прокалывают иглой внутри ткани, продвигают иглу на 0.5-1см, около выхода иглы прокалывают нижнюю ткань, захватывая 1-2 нитки и т.д.

. Шов «через край» (рис.5) применяется в тех случаях, когда требуется соединить две кромки ткани.

. Шов сборки (рис.6) применяется для собирания ткани в сборку (рис.6а), а также в качестве отделочного (рис.6б).

. Ручной шов строчка (рис.7) по внешнему виду напоминает машинный. При его выполнении игла вкалывается в место выхода её в предыдущем стежке. Длина стежка этого шва на изнанке равна двум стежкам с лицевой стороны. На лицевой стороне стежки должны плотно сходиться друг к другу. Ручной шов употребляется, когда требуется плотная и крепкая строчка, а применить машинный шов невозможно.

. Шов «за иглой» (рис.8) применяется при смётывании тканей в клетку и полоску. Выполняется так же, как и ручной шов строчка, однако между стежками допускается некоторый интервал.

. Штуковка (рис.9) применяется для того, чтобы прочно и незаметно зашить порез в шерстяных и суконных изделиях. А также для пошива меховых изделий. В шерстяных изделиях штуковку выполняют в следующем порядке: вводят иглу, несколько отступая от края пореза изделия, и делают стежки через край взад-вперёд иголкой как при штопке, слегка притягивая один край пореза к другому (рис.9а). Штуковка прямого пореза в грубых тканях (драп, сукно) требует следующего приёма: иглу вводят в край пореза, не проходя всей толщины ткани (рис.9б), а лишь доходя до верхнего угла пореза. Стежки делают не через край, а внутрь с края пореза взад-вперёд иголкой. Затем с изнанки прокладывают шов через край, не прокалывая иглой всей ткани, а лишь захватывая изнаночный слой. Второй шов (рис.9в) выполняют для прочности заделанного пореза. Нитки подбирают соответственно цвету и толщине ткани.


Штопка (рис.10) применяется для починки протёртых мест в тканях. Стежки при штопки накладываются в долевом и поперечных направлениях.

Ручные швы

Шов - Это место соединения деталей. Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - Это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют длиной стежка .

Расстояние от среза детали до строчки -- ширина шва .



По назначению ручные стежки делятся на соединительные и отделочные . Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Ручные стежки и строчки

Стежки

строчки

графическое
изображение

Строчки временного назначения

Прямые

Сметочные

Копировальные

Строчки постоянного назначения

Косые

Обметочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Подшивочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Петлеобразные

Стачные (в 1 см 4 - 5 стежков)

Петельные

Обметочные


Виды отделочных ручных стежков

Подготовка к работе

Для того чтобы качественно выполнить те или иные швейные ручные работы, необходимо знать приемы вдевания нитки в иглу, завязьвания узла на конце нитки, работу с наперстком.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего (не больше 80 см).

Пословица - Длинная нитка, ленивая швея.

Перед вдеванием нитки в иглу конец нитки закручивают между большим и указательным пальцами правой руки. Иглу держат между большим и указательным пальцами правой руки, ушком в сторону нитки. Левой рукой скрученную нить вводят в ушко иглы и вытягивают ее на 2 / 3 длины.

Завязывать узел на конце нитки необходимо для того, чтобы не распускалась строчка.

Выполнение ручных строчек



6. Сметочные строчки удаляют после стачивания.

Ручной шов

Ручной шов. Большая часть читательниц, открыв нашу "Энциклопедию" на этой главе, скажут, что совершенно лишне говорить подробно о ручном шве, особенно теперь, когда так часто машинный шов заменяет ручной

Спешим им ответить, что из всех дамских работ важнее всего знать во всех деталях именно ручной шов, так как именно он представляет основу всякой работы иголкой.

Руки, которые исполняют хорошо все роды шва, не встретят затруднений при исполнении любого рода орнамента.

Впрочем, каковы бы ни были условия, в какие вас поставила жизнь, всегда полезно уметь хорошо шить. Потому что если, с одной стороны, умение шить облегчает правильную оценку чужой работы, то, с другой стороны, всегда имеешь возможность исполнить хорошо и прочно работу собственными руками, если необходимость заставляет это сделать.

Положение тела. Прежде чем перейти к объяснению стежков и швов, заметим, что, какова бы ни была ваша работа, надо позаботиться об удобной позе. Долгий опыт позволяет нам положительно утверждать, что нет такого шва или вышивания, который заставлял бы нас сидеть неудобно.

Прежде всего для удобной и спокойной позы надо, чтобы высота стула соответствовала высоте стола. Руки должны держать работу на такой высоте, чтобы не являлось необходимости опускать голову, которую надо держать по возможности прямо и, самое большее, чуть-чуть наклонять вперед.

Никогда не надо прикалывать работу к колену: поза, которую принимает при этом тело, некрасива и негигиенична. Работу надо прикалывать к подушке с тяжелым основанием, чтобы эта подушка не могла подаваться при стежках.

Иголки. Для шитья надо употреблять иголки первого сорта и очень упругие. Чтобы узнать, достаточно ли они упруги, переломите руками одну иголку. Если она достаточно упруга, то перед переломом почувствуется порядочное сопротивление и самый перелом выйдет гладким.

Но если иголка ломается легко, как стекло, или гнется, как проволока, она плоха. Никогда не надо шить искривленными иголками, потому что при употреблении их стежки выходят неправильные. Ушко иголки должно быть очень гладкое, чтобы не рассучивался и не прорезывался кончик нитки.

Швы на тонком белье делаются короткими или полудлинными иголками. Другие работы исполняются длинными иголками. Поэтому полезно иметь по крайней мере три сорта иголок.

Иголка должна быть чуть-чуть толще нитки, чтобы нитка свободно скользила в дырочки.

Чтобы предохранить иголки от ржавчины, хорошо класть в пакетики немного талька в порошке. Хорошо также тем особам, у которых потеют руки (отчего иголки ржавеют), от времени до времени погружать кончики пальцев в коробочку с амиантом.

Можно также набить подушечку мелким песком и в нее вкалывать иголки, слегка заржавевшие.

Ножницы. Ножниц для работы надо иметь две пары: одни большие с одним острым, другим закругленным концом, другие — маленькие, для обрезания нитки, кончиков и вырезания небольших частиц материи. Эти же ножницы употребляются и при множестве описанных ниже работ. Кольца ножниц должны быть круглые и насколько возможно шире, потому что маленькие кольца утомляют руку и оставляют следы на пальцах.

Наперсток. Стальной наперсток лучше костямрго, который слишком хрупок, и серебряного, в котором слишком мелки ямочки. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце, и края его не должны отставать вокруг пальца.

Длина нитки. Нитка для шитья не должна быть длиннее на 50 см.; для приметки она может быть и длиннее.

Нитку лучше отрезать, чем обрывать, отчего она раскручивается.


Рис.1. Укрепление нитки подле ушка

(Рис. 1)

Если нитка не длинна, но ее не хотят еще менять, то можно закрепить ее петлей у самого ушка иголки.

Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.

Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продеть обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.

Нитки.

Для наметки употребляются дешевые нитки, мягкие и специально для этого фабрикующиеся.

Для шитья лучше всего эльзасские х/б. нитки D. M. C., черные и белые.


Рис.2. Положение рук при шитье с подушечкой

(Рис. 2).

Материю приколоть к подушке и придерживать левой рукой. Но левая рука не должна никогда опираться ни на подушечку, ни на стол.

Большой и указательный пальцы правой руки должны захватить иголку на половине длины.

Средний палец, на который надет наперсток, опирается на ушко иголки и продвигает ее в материю достаточно далеко, чтобы большой и указательный могли захватить ее ниже стежка и протянуть вместе с ниткой.

Нитка проходит между 4-м и 5-м пальцами и образует на последнем петлю, которую надо протащить постепенно, чтобы не образовалось узла. пальцами



Рис.3. Положение рук для шитья без подушечки

Положение рук для шва без подушечки. (Рис. 3)

Если нельзя употреблять подушечки, то не надо обертывать материей указательный палец левой руки, а только держать ее большим и указательным пальцами и оставить ее свободно свешиваться через остальные пальцы.

Впрочем, если материя должна быть несколько натянута, то зажать ее между 4-м и 5-м пальцами. Тогда материя не собирается и не вытягивается по шву.


Стежки.

Для различного рода швов есть четыре сорта стежков: вперед иголку, за иголку, рубец и через край.


Рис.4. Шов вперед иголку

(Рис. 4).

Это самый простой шов и его прежде всего показывают детям.

Иголку вкалывают в материю немного впереди предыдущего стежка (нитки через 2 - 4) и вытягивают обратно на таком же (иногда меньшем) расстоянии.

Если позволяет материя, то иголку вкалывают несколько раз подряд, туда и обратно, а потом уже вытягивают вместе с ниткой.

Этот шов употребляется для простого шва, сборок и при стачивании легких материй.


Рис.5. Шов за иголку


(Рис. 5).

Захватывают иголкой справа налево шесть ниток ткани, потом, вытянув нитку, вкалывают иголку назад, за ниткой.


Рис.6. Строчка

(Рис. 6).

Так называется шов за иголку, если между стежками нет промежутка. Иголка вкалывается в ту же дырочку, из которой выходит предыдущая нитка, и вытягивается на расстоянии, равном следующему стежку.

Этот шов должен быть очень правильным, и это достигается сначала только тем, что считают нитки материи.

Стежок занимает одну-две нитки, смотря по толщине материи. При прямой строчке для белья выдергивают нитку тонкой ткани там, где должен быть шов.

Выдернутую нитку заменят стежки. Если строчка должна идти вкось или по толстой материи, то, чтобы строчка была прямая, делают наметку ниткой, отличающейся цветом от материи.


Рис.7. Рубец строчкой

(Рис. 7).

Он исполняется швом, только что описанным. Рубец сначала загибают по прямой нитке. Потом выдергивают нитку (или делают наметку) для строчки, отступя две-три нитки от загиба. Лицо работы - с той стороны, где стежки строчки.

(Рис. 8).

Чтобы рубец вышел хорошо, надо сначала загнуть материю по прямой нитке. Если материя жесткая, как полотно, нансук или коленкор, то сначала, чтобы сделать ее мягче, ее трут между пальцами. Первый загиб делается самое большое на 2 мм во всю длину шва. Потом делают второй загиб (какой нужно ширины). Край материи скрывается между двумя загибами. Приметываются только рубцы шире 1 см а первый загиб делается только такой ширины, чтобы материя не высыпалась.


Рис.8. Простой рубец

Для стежка захватывают одну нитку материи под рубцом и пропускают иголку немного наискось, на две нитки выше загиба рубца. Промежуток между стежками - две нитки. Стежки должны образовать прямую линию. Выдергивать для этого нитку не рекомендуется, так как материя от этого теряет прочность.

Шерстяная материя не держит загиба, а потому ее приходится загибать постепенно на два-три стежка или наметывать.

Этот шов употребляется еще в тех случаях, когда надо сделать подвернутый шов. Иголка должна проходить в нижнюю материю и в средний (подвернутый) слой, но стежки не должны быть заметны с той стороны, которая лежит на левой руке.


Рис.9.


Рис.10.

ПРОДОЛЖЕНИЕ на САЙТЕ: http://encework.liferus.ru/ruchn_shov.aspx

Шить на руках, оказывается, не всегда так долго и неудобно, как многие думают. Иногда скорость шитья на машине и на руках почти совпадают - когда шьётся что-то небольшое и сложное.

По словам кельта:

Мы как-то увидели в музее такую рубаху, до сих пор даже муж вспоминает швы, не говоря
уж обо мне:) Вот и захотелось научиться по-настоящему, ведь если хорошо шить умеешь, это совсем не так долго. Со мной в общежитии жила девочка 17-летняя, так она занималась всякими
реконструкторскими играми и сшила однажды себе очаровательное длинное бархатное платье в стиле 18 века со всякими вставками и кружевами - за день! Я и одежду на руках шила тоже - рубахи, куртку... Это не так долго на самом деле. Некоторые вещи даже удобнее, чем на машине, там только сострачивать быстро, а всё остальное тоже - пока подсунешь, пока сколешь или сметаешь, пока повернёшь... На руках эти действия быстрее делаются, поэтому общее время неслишком сильно отличается, по крайней мере для меня, т.к. с машинкой я обращаюсь непрофессионально.

У меня примерно так же - профессиональные швеи, которые знают как пользоваться специальными лапками и т.п., наверное шьют быстро и точно и на машинах. Но я шью обычно с одной основной лапкой - другие есть, но не знаю как ими пользоваться, собираюсь сесть и поучиться. Бывает шью на руках, и с удивлением обнаружила, что это бывает быстро и удобно.

Принципы ручного шитья

Для шитья надо употреблять иголки первого сорта и очень упругие. Чтобы узнать, достаточно ли они упруги, переломите руками одну иголку. Если она достаточно упруга, то перед переломом почувствуется порядочное сопротивление и самый перелом выйдет гладким. Но если иголка ломается легко, как стекло, или гнется, как проволока, она плоха. Никогда не надо шить искривленными иголками, потому что при употреблении их стежки выходят неправильные. Ушко иголки должно быть очень гладкое, чтобы не рассучивался и не прорезывался кончик нитки.

Для различного рода швов есть четыре сорта стежков : вперед иголку, за иголку, рубец и через край.

Можно выделить самые распространённые техники вышивания на данный момент: крест, полукрест, гладь, петит, вышивка бисером, вышивка лентами, силуэтная вышивка, ассизи, blackwork.

При шитье на руках посаживается верхний слой ткани. Все знают, что машинка посаживает нижний слой, хотя есть всякие лапки, про которые производители говорят, что они не посаживают. А при шитье на руках происходит наоборот (если НЕ шить вышивальным способом). Именно так мы держим ткань в пальчиках, она натягивается не прямо, а слегка по дуге. Причём машинка именно посаживает нижний слой, те. слегка сборит его. А на руках верхний слой не сборится, а как бы слегка перетягивается и правильно огибает при этом нижний слой. Слои ткани, в частности, припуски, можно таким образом уложить друг на друга очень правильно и красиво на всех округлостях фигуры. Практически без морщинок и без ступенек. Скрепляя их бисерным швом.

Простые ручные швы

Шов вперед иголку . Это самый легкий и всем известный шов. Иголку с ниткой про пускают в материю через 2-4 нити, все время вперед от последнего стежка. Если материя позволяет, то можно поднять на иголку несколько стежков, а затем сразу продернуть нитку; таким образом работа ускоряется.

Шов за иголку. Проводят иголку с изнанки на лицо, отсчитывают 6-8 нитей ткани и выводят иголку на изнанку. Затем отсчитывают вдвое большее количество нитей (12-16), опять вытаскивают иголку на лицо и делают стежок обратно, отсчитывая снова 6 или 8 нитей. Дальше стежки повторяются в указанном порядке.

Шов строчной . Шов строчной состоит из последовательных равных стежков за иголку, следующих один за другим без промежутков.

Это шов трудный, требующий большой аккуратности и опыта. Чтобы шов вышел ро вным и с равномерными стежками, надо считать нити ткани; их отсчитывают по 3-4 на стежок в зависимости от толщины ткани. При шитье тонкого белья, если надо; чтобы шов шел по прямой линии, на месте шва выдергивают одну нить ткани и, отсчитывая нити, делают строчку. Если шов идет не по прямой линии, то предварительно надо наметить место строчки.

Рубец строчкой. Только что описанный шов может также служить для подшивки рубца. Материю загибают обыкновенным рубцом и приглаживают наперстком, затем выдергивают одну нитку из материи на верхней части рубца (на расстоянии 2-3 нитей от края) и по этой нитке прошивают швом строчкой получившиеся три слоя материи.

Простая подрубка. Чтобы получить красивую подрубку, сперва надо заложить рубчик шириной не более 2 мм во всю длину подрубки, затем также завернуть материю второй раз и начать подрубать. При этом надо следить, чтобы все стежки были ровные и захватывали не более двух ниток ткани заложенного рубца. Широкие рубцы предварительно прометывают как на бумажных, так и на шерстяных тканях. Если стежки не должны быть видны, то иголку осторожно продевают через изнанку материи и первый: загиб.

Подрубка с украшениями. Такой шов применяется чаще всего для белья, когда край должен быть не только подшит, но и отделан легкой вышивкой. Сперва делают подрубку, начиная справа налево, как указано выше, затем из точки а, где заканчивается подрубка, рабочую нитку перекидывают на лицевую сторону через точку б (иголка в край рубца не вкалывается) и вводят в точку в с лицевой стороны в рубчик; при этом образуются два косых стежка: а-б с изнанки и б-в с лица. Последний стежок на рисунке не виден, так как здесь изображена изнаночная сторона работы. Далее из точки в рабочую нитку перекидывают на лицевую сторону через точку г и вводят иголку с лицевой стороны в рубчик в точке д, и т.д. до конца шва ведя вышивку слева направо. Второй ряд вышивки должен идти справа налево, причем иголку надо вводить в те же дырочки, что и в первом ряду, и перекидывать рабочую нитку на лицевую сторону через те же точки. В готовом виде вышивка примет такой вид, как показано на рисунке (в правой части).

Другой вид узора выполняется следующим образом. Работу держат лицевой стороной к себе; подшивочный рубец должен быть обращен вверх. Вышивку делают слева направо. Иголку вводят в верхний край подшивочного шва в точке а и начинают делать петельный шов. Последовательность прохождения иголки: из точки а в точку б, затем следует затяжка стежка вверху (в точке а); из точки а в точку б, снова затяжка стежка вверху в точке в; из точки в в точку б и затяжка стежка вверху в точке г. Таким образом, внизу иголка вкалывается 3 раза в точку б. Следующую группу стежков нужно начинать, отсчитывая 8 нитей ткани от последнего стежка.

Запошивка шва. При сшивании двух полотнищ сначала сметывают их край с краем, а затем прошивают швом вперед иголку или за иголку. После этого шов отгибают вправо и на его внутреннем загибе отрезают узенькую полоску вдоль всего шва, а на внешнем загибе загибают узенький рубчик и запошивают подрубочным швом.

Сшивание кромок. Полотнища с кромками сшивают через край мелкими и частыми стежками, захватывая 1-2 нити кромок ткани. Работу следует выполнять так, как показано на рисунке. При этом полотнище должно находиться справа; стежки в этом случае получаются ровнее. Шить можно сверху вниз и снизу вверх, как удобнее. Не надо слишком стягивать нитку: это портит шов. Когда подшивка кончена, шов расправляют на обе стороны наперстком или ножницами. До начала работы следует сметать полотнища вместе, чтобы не вытянуть одну из кромок.

Сшивание полотнищ и полосок ажуром. Это старинный и очень красивый способ сшивания краев. При сшивании ажуром полотнища рекомендуется наметывать на бумагу, чтобы ажур получался ровным.

Двойной шов (французский) . Легко осыпающиеся ткани сшивают двойным или французским швом. Для этого аккуратно складывают оба куска материи лицо с лицом, край в край и сшивают их на расстоянии нескольких миллиметров от края швом вперед иголку. Затем сшитое вывертывают на изнанку, тщательно складывают работу по сделанному рубцу, приглаживая его руками, и вторично прошивают так, чтобы с лица не было видно ни одной ниточки краев ткани.

Скрещенный, или русский, шов. Для чистоты работы и чтобы не высыпались края, рубец иногда подшивают скрещенным швом. Для этого закладывают рубец, как и при обыкновенной подшивке, но обычно на лицо. Работу держат так, чтобы край загнутого рубца был обращен вниз. Иголку вводят внутрь рубца и вытаскивают ее через точку а. Затем рабочую нитку проводят вкось, вкалывают иголку в точку б не в рубец, а прямо в полотнище и выводят на изнанку. Через точку в иголку снова выводят на лицо, ведут наискось, вкалывают иголку через точку г на изнанку и снова выводят на лицо в точке д, и т.д. Между стежками должно быть расстояние не более 5 мм.

Иногда скрещенный шов украшают цветной продержкой.

Переплетенные стежки . Для отделки белья применяют также шов елочкой (простой и двойной), который выполняют белыми или цветными нитками, по желанию. Елочка хороша для украшения детских вещей.

Подрубка с закрученными краями. При подшивке очень легких тканей, например шифона, тюля и т.д., края материи скручивают между большим и указательным пальцами и обшивают, слегка скошенными небольшими стежками туго, но не стягивая шва.

Подрубка зубчиками. Закладывают край ткани рубцом в 2-3 см ширины на изнанку и прошивают с лица небольшими стежками вперед иголку по направлению, указанному на рисунке ниже, а затем вздергивают рабочую нитку и получают зубчики.

Подшивка со шнурком. Иногда в подшивку вводят шнурок. Это делается следующим образом. На 2 мм от края, который требуется подшить, пришивают косую полоску или тесьму швом вперед иголку мелкими стежками.

Если пришита тесьма, то ее закладывают пополам и подшивают к ткани подшивочным швом, оставляя внутри шнурок. Если пришивают косую полоску, то ее подворачивают так же, как подшивочный рубец, и подшивают тоже подшивочным швом, узким рубчиком. Как в первом, так и во втором случае шнурок прихватывать нельзя.

Полезная большая тема по ручным швам - вот здесь club.season.ru/lofiversion/index.php/t11215.html.

У меня спрашивают как я делаю такие ровные швы. Я отвечаю, что все мои швы сделаны вручную и поэтому они ровные.
Конечно вручную машинный шов с двух сторон сделать невозможно. Вернее возможно, но получится не так красиво.
Но ведь нам не нужна внутренняя сторона. Обычно мы ее клеем. Поэтому я предлагаю вот такой ручной шов, которому меня научила еще в детстве мама. Он очень распространенный и наверное его все знают, но все же....
Прошу прощения за качество фотографий. Очень намучилась сама(((



Для начала нам нужно сделать проколы. Чтобы наши швы были ровными воспользуемся линейкой и иголкой. Есть в магазинах инструмент для прокола. Я к сожалению им не пользовалась, все руки не доходят до него, поэтому у меня все по старинке)))
Каждые 5 мм делаем прокол.



Теперь начинаем прошивать. Думаю по фото будет гораздо понятнее, чем если бы я решила это рассказать на словах))) Поэтому смотрим фото. А в конце я нарисовала схему, если по фото совсем все непонятно, попробуйте разобраться в ней) Главное следовать по стрелкам.



Вот тут ниточки надо связать между собой, чтобы конец не вылетел. Я что-то стормозила и забыла. Обычно я просто конец двусторонним скотчем закрепляю к листу) А если делать узелки, то они либо проскальзывают через дырочку, либо проступают через бумагу.















Вот видите какой красивый и ровный шов получается на лицевой стороне бумаги...



... А это вид изнутри.



А это как раз та самая схема. которую я нарисовала, если по фото совсем ничего не понятно)) Следуйте по стрелкам.


Говоря ранее о квилте, мы уже упоминали, что эти изделия могут быть выполнены как вручную, так и на швейной машине. Исходя из этого, следует посвятить некоторое время видам швов, которые используются при создании лоскутных изделий. Как известно, все швейные швы разделяются на ручные и машинные. В свою очередь внутри каждой из этих групп различают соединительные и декоративные виды швов. Градация эта очень условная поскольку декоративные швы тоже часто выполняют функцию соединения деталей, а соединительными швами частенько выполняют декор. Как бы ни было, а приступим придерживаясь этой схемы.


Шов «Вперед иголку» — самый распространенный вид шва. По изнаночной стороне выглядит практически также, за некоторым незначительным исключением.

Используется:

а) для обозначения меток

б) для наметки деталей

в) для стежки

В каждом из перечисленных случаев шов внешне несколько отличается, но основные требования к его исполнению постоянны. Общее для перечисленных работ следующее:

а) Начинаем вкалывать иглу в ткань с лица работы, как бы от себя во внутрь. Узел нити должен остаться перед вами.

б) Ваша игла движется вперед прокалывая ткань только своим кончиком.

в) После нескольких проколов проталкиваете иглу той же рукой, в которой держите ее, и, опять той же рукой вытягиваете всю иглу на лицевую часть работы. Следом за иглой протянется нить.

г) Вам необходимо расправить ткань так, чтоб длина проложенной нити соответствовала длине прошитого участка ткани.

д) Повторяем действия от пункта «а».

Теперь о различиях, они в длине шага иглы и, исходя из этого, в рисунке самого шва:

а) Для меток все проколы выполняют примерно одинаковыми и на расстоянии друг от друга около 0,5 см.

б) При намётке ваша проложенная нить по лицевой части работы выглядит как повторение рапорта — *2 коротких стежка (0,5см) и один длинный (1,5см)*. Расстояние между ними везде около 0,5 см. Эта схема выполняется достаточно просто, если делать 6 проколов подряд по 0,5 см и затем, вытянув иглу сквозь ткань и отступив 1,5см от последнего прокола, начать все снова. Такой способ ускоряет работу и облегчает в дальнейшем очистку изделия от ненужных нитей.

в) Выполняя стежку изделия стремитесь прокладывать стежки настолько короткими, насколько это возможно, Главное, чтоб кончик иглы выходил сквозь все слои, которые вы соединяете. Расстояние между стежками тоже гораздо короче, чем обычно. Оно либо равно видимой части шва по лицу, либо несколько короче.


Шов «За иглу» — используется для замены машинного соединительного шва. Он и выглядит очень на него похожим, но только с лицевой части работы. С изнанки этот шов гораздо непригляднее, как бы вы ни старались 😉

Схема его выполнения следующая:

а) Проколов ткань «от себя» в точке 1, выводим кончик иглы в точку 2, затем, вытянув всю иглу на поверхность и протянув нить до конца, возвращаемся несколько назад и прокалываем ткань «от себя» в точке 3. Обратите внимание – точка 3 находится по центру между точками 1 и 2.

б) Выводим иглу «на себя» в точке 4. Протянув нить возвращаемся назад в точку 2, но это для нас уже 5-ый прокол. Опять же – точка 2 находится по центру между точками 3 и 4.

в) Затем все действия повторяются от пункта «б». Главное правило – каждое движение иглы вперед ровно в 2 раза длиннее, чем назад.


Если попытаться объединить оба предыдущих шва, то можно, не потеряв качества, добиться скорости. Для этого нужно всего лишь на 6 мелких шагов вперед иглой выполнить 1 за иглу. Иначе говоря, каждый очередной первый прокол должен совпадать с точкой 5. С лицевой стороны такой шов выглядит как 3 стежка подряд видимых и один невидимый (промежуток). Такой гибридный шов также можно использовать для соединения деталей лоскутного изделия. Но важно помнить — длина стежка должна быть такой, чтоб на 1см у вас было не менее 4 проколов иглой.


Шов «Петельный» или «Фестончатый» — используется в квилтах только для аппликаций или декоративных работ, так как припуски швов в лоскутном шитье обычно не выглядывают наружу, а потому не обрабатываются. «Петельный» и «фестончатый» швы — близкие родственники, разница лишь в густоте стежка. Петельный гораздо гуще, каждый стежок в нем практически впритык предыдущему. Этот вариант шва используется для проработки прорезных петель или по краю аппликации из сыпучих тканей.

Обе эти разновидности шва имеют 2 способа исполнения: справа налево, либо наоборот – слева на право. При этом и положение иглы может быть иным, чем на картинке.

Если перед тем, как протянуть иглу сквозь петлю нити, намотать ею один виток вокруг иглы, то такой шов получается несколько прочнее и лучше держит форму. Но выполняется он несколько медленнее, так как требует дополнительных движений руки. Однако это себя часто оправдывает так как,если у вашего изделия в процессе эксплуатации где-то порвалась ниточка, то шов не расползется. Этот самый виток выполнит роль узелка и задержит процесс деформации.


Шов «Потайной» — используется в лоскутном деле для пришивания окантовки квилта вручную, а так же для выполнения аппликаций. Техника выполнения этого шва следующая:

а) Обрезанный край ткани подгибается во внутрь кончиком иглы.

б) Игла входит снизу вверх сквозь 2 слоя верхней детали но таким образом, чтоб узелок нити оказался между деталью основы и наложенной на нее другой деталью. Выводя иглу на поверхность, необходимо стремиться к линии контура наложенной детали.

в) Вкалываем иглу «от себя» сквозь основную деталь напротив предыдущего выхода (из верхней наложенной детали) и выводим ее кончик на некотором незначительном расстоянии (не более 0,3 см) двигаясь вперед.

г)Тут же напротив выхода проходим кончиком иглы сквозь верхнюю деталь, прихватывая только 1-2 нити от нее, но так, чтоб припуск оказался внутри. Протягиваем всю иглу на поверхность, а за ней и нить.

Этот способ хорош когда ваше изделие расположено так, что накладываемая деталь находится к вам ближе, чем основная, как бы «снизу от нее».Если же ваше изделие повернуто наоборот, то немного подумав вы можете изловчится так, что невидимая часть шва будет проложена не под основной деталью, а внутри наложенной на нее. Тогда ваш шов по праву может называться «потайным».😉

Выполняя квилт вам частенько придется доращивать средний слой. Мы уже об этом , но сейчас о том, какими видами швов при этом следует пользоваться.


Шов « Через край» — наложив одну деталь на другую прокладываете через край косые стежки. Делать это будет достаточно быстро если вводить не всю иглу, а ее кончик, выполняя постоянно движение только в одном направлении. Вам нужно как бы накручивать ткань на иглу. Подобных «витков» ткани нужно сделать несколько подряд, а только затем протолкнуть иглу и протянуть нить.Если проложить в обратном направлении такие же косые стежки поверх предыдущих, то образуется шов «Крестообразный» . Соединив таким образом детали, необходимо их раскрыть. Детали станут встык, вам только придется их немного подправить.


Соединить детали встык также можно, если использовать шов «Козлик» . Он выполняется слева направо, а ваша игла направлена при этом своим ушком в сторону продвижения. Шов достаточно просто выполнить, если периодически повторять 2 прокола иглой сквозь одну ткань, а затем переходить на другую для того чтоб выполнить точно такие же проколы и на ней. Важно только следить за рабочей нитью, она должна быть в стороне от иглы. Шов этот образуется за счет косых стежков, а потому имеет некоторую слабину. Для того чтоб ваши, соединенные встык детали, не расходились, лучше предусмотреть изначально некоторое незначительное их наложение друг на друга. Закончив шов вы только растянете детали и они лягут встык довольно плотно друг к другу. Такой шов с изнанки выглядит как два, отдельно расположенных шва «вперед иглу».

Публикации по теме