Что за праздник масленица? Масленица: смысл, история и традиции Заграничная масленица.

Сохранившийся еще со времен язычества - это Масленица. Описание праздника, краткое содержание сценариев обрядов и ритуалов требует создания отдельной статьи. Поэтому предлагаю вместе ознакомиться подробнее с историей и традициями народного торжества.

История праздника

Древние славяне верили, что Масленица символизирует укрепление языческого божества Солнца. Из слабого младенца Коляды оно превращается в сильного юношу Ярилу, который помогает летом получить богатый урожай на полях. В честь этого и устраивалась Масленица. Описание праздника на Руси представляется как встреча весны и умасливание богов с просьбой о благополучном новом урожае.

До XIV века каждый год на Руси начинал свой отсчет с 1 марта. Поэтому праздник Масленицы означал также встречу Нового года. Традиционным праздничным угощением были блины, которые представляли собой символ солнечного круга. Горячие и румяные, они похожи на солнце, которое с каждым днем весны разгорается все больше и становится ярче. Древняя примета гласила: как пройдет встреча нового года, таким будет и весь год. Поэтому наши предки не жалели денег на богатое застолье и веселые забавы, которыми особо щедра Масленица. Описание праздника упоминает другие его названия в народе: широкая, обжорная, честная и даже разорительница. Пословица гласила: "Масленица - объедуха, деньги приберуха".

Сырная седмица

Со временем который длился четырнадцать дней, превратился в христианский. Он стал предшествовать началу Великого Поста, длящегося сорок дней и заканчивающегося Пасхой -- Светлым Христовым Воскресением. Из-за этого Масленица стала движимым праздником, зависящим от пасхальных сроков, и уменьшилась до семи дней.

Во времена Петра Первого был издан указ, повелевающий отмечать праздник по образу и подобию европейских карнавалов. Веселой и удалой запомнилась нашим предкам и дошла до наших дней Масленица. Описание праздника (фото ниже) напоминает итальянский карнавал, который в переводе звучит как «прощай, говядина». Семь дней, предшествовавших Посту, называли также Мясопуст. В эти дни уже запрещалось употреблять в пищу мясо, хотя другие скоромные продукты (масло, молоко, яйца, рыбу) есть было позволительно.

Масленичные обряды

Традиции и ритуалы Сырной недели строго упорядочены и подчиняются священной цифре семь. Именно столько дней длится Масленица. Описание праздника (сжигание чучела, народные гулянья, посиделки и т. п.) говорит о том, что начинается Мясопуст ровно за семь недель до Пасхи и делится на две части. Узкая Масленица - это короткий период, который включает в себя первые три дня недели. Вторую часть (начиная с четверга и заканчивая воскресеньем) называют Описание каждого дня говорит о его особом назначении и связано с выполнением определенных ритуалов.

В течение недели люди ходят в гости, угощают друг друга сытной праздничной едой, веселятся, танцуют и поют. Кульминационная часть праздника приходится на воскресенье. В этот день происходит сожжение чучела Зимы. Ритуал символизирует неизбежную смену времен года. Этим торжественным событием и заканчивается Масленица.

Описание праздника для детей и взрослых содержит в себе глубокий смысл, основанный на народной мудрости. Он говорит о жертвоприношении, которое необходимо для будущего плодородия. Рождение жизни предваряет борьба, смерть и воскрешение. Далее в статье рассмотрим описание Масленицы на каждый день праздника. Мы узнаем также, какие обычаи сохранились до нынешних времен.

День первый - Встреча

Узкая Масленица. Описание по дням событий, которые должны происходить в праздничную неделю, начинается с понедельника. Из подручных материалов (соломы, ветоши, пеньки) молодежь мастерила большую куклу, обрядив ее в женскую одежду. Так происходил ритуал создания чучела, которое именовали «Масленица».

Описание праздника в старинных городах и деревнях подтверждает, что этот день был наполнен важными событиями. Масленицу сажали на кол и выставляли на всеобщее обозрение на центральной площади. Дети собирали сухие ветки, остатки соломы, старые тряпки и складывали все это в кучу, подготавливая будущий костер для сожжения чучела. Мужчины строили снежные города, в которых затем устраивали веселые побоища. Для детей и взрослых строили ледяные горки, заливали катки, устанавливали пестрые карусели.

Целую неделю радовала и веселила народ соломенная Масленица. Описание праздника упоминает о многолюдных ярмарках, где шла бойкая торговля различными товарами и устраивались шумные представления с ряжеными. Народ веселили шуты и скоморохи, которые распевали веселые частушки и устраивали забавные розыгрыши. Для мужчин организовывались различные состязания, где они могли померяться силой и показать свою молодецкую удаль. Все события первого дня подчеркивали особую радость встречи важного события под названием Масленица.

Описание праздника для детей отмечено особой заботой о них. Для малышей готовили сладкие столы, где радовали леденцовыми петушками на палочке, сахарными орешками и прочими сладостями. На площади ставили балаганы, где давали кукольные представления. Дети создавали для своей забавы маленькую соломенную бабу. Ее сажали на санки и возили по всему селу.

В первый день праздника люди начинали ходить по гостям. На стол обязательно выставлялись блины с различными начинками. Особо приветствовалась выпечка круглой формы: ватрушки, бублики, калачи. Кроме этого, хозяйки обязательно готовили оладьи, картофельные пирожки с грибами, творогом, капустой. Угощали дорогих гостей различными орешками (кедровыми, грецкими, лесными), жареными семечками, леденцами.

В первый день Масленицы к молодоженам приходила теща, чтобы обучить детей правильно готовить блины. По обычаю первый испеченный блин отдавали нищим или блаженным людям, чтобы они поминали усопших.

День второй - Заигрыш

Название вторника говорит о его особом веселом настроении. С самого утра молодые люди угощались блинами, катались на каруселях и ледяных горках. Парни заигрывали с девушками, подыскивая для себя среди них будущих невест. Очень популярным было катание на лошадях, поэтому состоятельные женихи специально к этому времени приобретали расписные сани, на которых возили своих избранниц.

Праздничные гуляния в Мясопустную неделю называли масленичными потехами. На них устраивались самые разнообразные увеселения и забавы: снежные баталии, взятие снежного городка, борьба, медвежьи представления, прыжки через костер, катание на салазках с горки.

День третий - Лакомка

В среду заканчивалась Узкая Масленица. Описание праздника в этот день говорит о его особом значении в поддержании семейных отношений. Взрослые дети приходили в гости к своим родителям, дарили им подарки и поздравляли с праздником. Каждая теща на Лакомку готовила блины по своему особому фирменному рецепту и потчевала ими дорогого зятя. Кроме этого, столы ломились от всевозможной снеди, которой угощали также родственников и близких друзей. С тех пор родственные походы на Масленицу стали называть визитом «к теще на блины».

С Лакомкой связано много шуточных песен, пословиц и поговорок, в которых говорится об отношениях близких родственников: "зять на двор — пирог на стол"; "зять на порог — тёща за яйца"; "придёт зять, где сметанки взять?" Особенно затратным был праздник для тех семей, где вырастало много дочерей. Отсюда родилась поговорка: "хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи!"

День четвертый - Разгуляй

Широкая Масленица. Описание дней праздничной недели продолжается четвергом, в который утраивался широкий разгул. Народ предавался всевозможным утехам с особой силой. По улицам возили чучело на колесе, пели, веселились и устраивались катания на лошадях. Считалось, что обычай помогает солнцу быстрее проводить зиму. В знак этого молодые люди катались на тройках вокруг деревни, двигаясь по часовой стрелке.

Вот такой была Масленица. Описание праздника с картинками говорит о том, что четвертый день был переломным в масленичной неделе, поэтому гуляния были бурными и длились до позднего вечера. Дети ходили по домам и колядовали. Мужчины на Разгуляй устраивали сражение в снежном городке, а также мерялись силами в кулачных боях или шли «стенка на стенку». Девушки устраивали пляски, водили хороводы, пели озорные частушки. В этот день для влюбленных пар не считалось зазорным целоваться на виду у всех. А особо застенчивых могли просто забросать снежками. И, конечно, продолжали готовить бесчисленные блины и угощать ими друг друга.

День пятый - Тещины вечерки

В пятницу тещи приходили к своим дочерям и зятьям, делая им ответный визит. Гостей встречали с особым почтением и уважением. Зятья угощали родственников жены горячими блинами и оказывали им всевозможные почести. В этот день происходили не просто застолья, а душевные беседы, в которых старшее поколение давало советы молодым, вразумляло и напутствовало их.

Описание Масленицы будет неполным, если не рассказать о том, как готовились к тещиным вечеркам. Когда зять забывал позвать тещу в гости, она могла обидеться на всю жизнь. Ритуал состоял в том, чтобы после приглашения каждая теща накануне вечером отправила в дом зятя кухонную утварь: сковородки, миски и прочую посуду для выпечки блинов. От тестя прибывали продукты, из которых зять сумел бы замесить тесто. В пятницу утром в тещин дом отправляли гонца с напоминанием о том, что их ждут в гости. В день тещиных вечерок закрывались все магазины и мастерские, а в школах отменялись занятия.

День шестой - Золовкины посиделки

В субботу молодая невестка приглашала в гости золовку - сестру своего мужа. В дом также приходили замужние подруги и молодые женщины. Хозяйка накрывала для своих подруг праздничный стол и одаривала золовок подарками. Женские посиделки были хорошим поводом обменяться новостями и посудачить на разные темы.

В шестой день Масленицы продолжался праздничный разгул и пиршество. Одной из главных забав становились рысьи бега и катание на расписных тройках.

День седьмой - Прощеное Воскресение

В воскресенье совершали главный обряд, которым провожалась Масленица - сжигание чучела. Соломенную бабу сначала катали по селу, а затем вывозили за околицу, где поджигали. Когда кукла сгорала, молодежь начинала прыгать через костер. В огонь кроме дров бросали старые вещи, например, деревянное колесо. Оно символизировало солнце, которое приближало скорую весну.

В некоторых деревнях Масленицу топили в проруби или разрывали на части, а остатки разбрасывали по селу. Иногда вместо соломенного чучела Масленицей выбирали пожилую женщину или старика. Их одевали в праздничный наряд, возили на санях по селу, а затем вываливали в снег.

Ритуальное уничтожение соломенной куклы символизировало прощание с Масленицей и воскрешение ее силы с наступлением весны в проросших зернах хлеба. В последний разрешалось пить спиртное и веселиться до самой ночи. Воскресенье завершало народное недельное празднование. В последний день недели накануне Великого Поста все просили друг у друга прощения, освобождая тем самым свою душу от грехов. Чтобы полностью покаяться, было принято после сжигания чучела отправляться в парную баню.

Как отмечают Масленицу сегодня?

Древний языческий праздник сохранил свои традиции до сегодняшних дней. В честь праздника во многих российских городах проводят карнавальные шествия с ряжеными героями, маскарадами и фейерверками. Для гостей устраивают масленичные площадки со сценой, аттракционами и местами продажи сувениров и праздничной еды.

В масленичную неделю принято уделять больше времени своей семье, посещать родственников и принимать гостей у себя. В Прощеное Воскресенье все православные люди каются в собственных грехах и проявляют милосердие к другим.

Особо приветствуется участие малышей и подростков в веселом празднике под названием Масленица. Описание для детей истории праздника и его традиций, дошедших до наших дней, дает подрастающему поколению полезные знания о своем народе. Популяризация Сырной недели включает в себя обязательное участие в городских мероприятиях семей с детьми. Для малышей в детских садах и школах устанавливают красочное чучело Масленицы и устраивают коллективные проводы зимы. Многочисленные мастер-классы по приготовлению разнообразных блинов с непременным участием детей приучают их к труду и повествуют о том, что такое Масленица. Описание для детей сценариев проведения праздника включает в себя конкурсы на знание традиций, пословиц и поговорок, связанных с Масленицей. Предлагается также множество различных конкурсов, игр и забав с обязательными наградами и подарками. Все это обогащает детей новыми знаниями и помогает организовать культурный досуг.

Как отмечают Масленицу в других странах?

Масленица - это не только праздник славян, его издавна отмечают во многих европейских странах. Праздничная неделя знаменует собой приход весны и проходит в виде карнавала. На это время прекращаются ссоры и распри, царит веселье, смех и хорошее настроение.

В Шотландии на Масленицу принято выпекать круглые постные лепешки - аналог русских блинов. К этому событию в доме относились очень ответственно и привлекали к участию в нем всех членов семьи. Каждому отводилась отдельная роль: замесить тесто, смазывать маслом сковороду, поворачивать лепешки, складывать их в стопки.

В Англии тоже широко и весело празднуется Масленица. Описание праздника на английском языке повествует об интересной традиции устраивать соревнования по бегу с блинами. Участие в них принимают только женщины, которые по сигналу колокола бегут, удерживая в руках горячую сковородку с блином. Каждая из участниц должна быть старше 18 лет и одета в косынку и кухонный фартук. Самым сложным в соревновании является то, что во время бега нужно трижды подбросить блин на сковороде и поймать его. Участница, пришедшая к финишу первой, передает свой блин звонарю, получая за это от него поцелуй.

На Руси главными героями праздника были молодожены. Считалось очень удачным вступить в брак на Масленичной неделе. А в некоторых европейских странах главное внимание уделяется холостым людям. В Польше молодые девушки приглашают в гости парней, угощают их блинами. Вместо благодарности молодые парни подставляют свои головы, а девушки могут оттягать их за волосы.

В Чехии начало праздника приходится еще на 6 января, достигая своего апогея в последнюю неделю перед Постом. В деревнях молодые парни вымазывают свои лица сажей и, распевая веселые песни, обходят всю деревню. С собой они берут пестрый деревянный брусок - клатик, который надевают встречным девушкам на шею или привязывают к руке. Чтобы откупиться от приставаний женихов, девушка должна заплатить им.

Во Франции второй день недели называют Жирным вторником или Марди Гра. Его история связана с красивой древней легендой о прекрасной девушке Роз, которую спас из рук дьявола отважный парень Габриель. Праздник сопровождается поеданием блинов и веселым карнавалом, который должен окончиться ровно в полночь.

В Греции Масленицу называют Апокриесом, что в переводе означает «без мяса». Празднование длится целых три недели и включает в себя обязательную традицию жарить свинью на костре. Непременным атрибутом праздника также является карнавальное костюмированное шествие с веселыми песнями и играми.

В Германии на Масленицу принято готовить блины, оладьи и жареную колбасу. Во время карнавальных шествий люди обряжаются в чертей, лесных духов, шутов и различных сказочных героев. В Голландии и Бельгии праздничный карнавал длится три дня. В эти дни угощаются блинами со шпиком, оладьями и жареными пончиками.

Масленица - древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. В 2010 году Масленица начинается 8 февраля.

По одной из версий, название "масленица" возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

Масленица ‑ самый веселый и сытный народный праздник , длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "пеpебуха", "объедуха", "ясочка".

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

В XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых ‑ "Масленица", "Воевода" и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие‑то реальные местные события.

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

На Руси существовал обычай : первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица". До сих пор каждый день недели имеет свое название , которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли "мясное воскресенье", в которое тесть ездил звать зятя "доедать мясо".

Понедельник -"встреча" праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.

Вторник - "заигрыш". В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки? женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда ‑ "лакомка". На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.

Четверг ‑ "разгуляй". В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" ‑ то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг ‑ оборона или взятие снежного городка.

Пятница ‑ "тещины вечера", когда зять едет "к теще на блины".

Суббота ‑ "золовкины посиделки". В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье ‑ это заключительный "прощеный день", когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело , олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста ‑ Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок : "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост", "Боится Масленица горькой редьки да пареной репы" (т.е. поста).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к . Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется . Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои . Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу . Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая ). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии - всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением - настроением "светлой печали". И второе – в эти дни впервые в году совершается . Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм – ритм усиленной молитвы и покаяния.

Масленица - один из самых любимых и сытных народных праздников. Он ассоциируется с началом весны и изобилием на столе румяных блинчиков. Масленица не имеет твердой даты и празднуется за 7 недель до Пасхи, выпадая на вторую половину февраля или первые дни марта. Отмечают этот веселый праздник целую неделю, но далеко не все любители блинов знают историю зарождения масленичных гуляний.

Дохристианская масленица

Масленица - древний языческий праздник, олицетворяющий окончание холодной зимы и начало долгожданной весны. В праславянские времена ее отмечали в период весеннего равноденствия, когда световой день полноправно отнимал у ночи свои права.

Блины в эти дни пекли не просто так - круглые и горячие лакомства прославляли весеннее солнце, которое все ярче светило и радовало теплыми лучами. Другая версия в том, что окружность символизирует неизбежный круговорот событий, в данном случае - возвращение весны и новой жизни.

Также существует версия, что блины являлись атрибутом поминальных угощений, известно, что славяне всегда поклонялись душам предкам с помощью еды. Первый блин на Масленицу традиционно жертвовали нищим, чтобы они помянули усопших родственников.

Главный масленичный обряд язычников - сжигание чучела. Предавая огню соломенную Зимушку, древние люди верили, что так холода быстрее отступят, а весна придет вовремя и поможет вырастить богатый урожай. Чучело мастерили из соломы и тряпок, одевали в женские сарафаны, разукрашивали и усаживали на кол. Символ зимы несли через все село, а потом радостно сжигали на костре, а пеплом освящали землю. Иногда вместо сжигания его опускали в прорубь или символично разрывали на мелкие части, посыпая соломой поля.

Главное сакральное значение древней Масленицы - освятить землю, попросить у духов умерших и у богов хорошего урожая в грядущем году. Для язычников Богом была сама природа, поэтому они приносили ей жертвы и старались всячески задобрить высшие силы.

Сырная седмица

С приходом христианства Масленица обрела еще одно значение - она стала предвестницей Великого поста и получила название Сырная седмица. Всего подготовка к посту длится 22 дня, за этот период христиане должны настроиться на нужный лад, чтобы добровольно принять все ограничения и получить очищение.

В завершающую неделю перед постом запрещено есть мясо, но дозволяется лакомиться рыбой, молочными продуктами и яйцами. В сырные дни не нужно поститься в среду и пятницу, но в эти дни положена только одна вечерняя трапеза. Богослужения в сыропустную неделю не являются праздничными, а по средам и пятницам они похожи на великопостные. В субботу чествуют память всех преподобных отцов, принявших постриг, а в воскресенье вспоминаются первые изгнанники из Рая.

Стоит заметить, что Церковь не считает древнюю Масленицу своим праздником, она лишь приурочила собственные мероприятия на дни традиционных народных гуляний и дала им право на существование в новом значении. В христианском календаре есть Сыропустная неделя, но нет никакого упоминания о Масленице. Главная цель церковного праздника, в отличие от народного, - подготовка души и тела к Великому посту.

Традиции Масленицы

В современном мире все смешалось, но люди продолжают любить веселый народный праздник - Масленицу и весело отмечают его, черпая обычаи из древней дохристианской культуры.

Первый день праздничной недели именуют «Встречей», раньше в понедельник ходили с чучелом по деревне и строили горки для катания. Сейчас ограничиваются выпечкой блинов и угощением ими малоимущих.

Во второй день , называемый «Заигрышом», люди ходят в гости, а пришедших угощают блинами. Также во вторник принято веселиться, кататься с горок и играть в подвижные игры на улице.

Среду называют «Лакомкой». Главная традиция третьего дня - угощение блинами зятьев. Тещи должны сытно накормить мужей своих дочерей, а чтобы развеселить их во время трапезы, в дом приглашают и других родственников.

Четверг широко известен кулачными боями и конскими бегами. В старину эти бои были далеко не безобидными, но сейчас они носят больше игровой и шутливый характер.

В пятницу с ответным визитом к зятьям собираются тещи на «Тещины вечерки». В этот день матери лакомятся блинами в доме дочерей и хвалят зятьев.

Суббота - особый день, называемый «Золовкины посиделки», юные жены приглашали к себе в гости старших сестер своих супругов, дарили им подарки и угощали блинами.

Воскресенье - самый главный день Масленицы, известный как «Прощеное воскресенье». В этот день все верующие и те, кто просто почитает народные праздники, просят друг у друга прощения, получая в ответ традиционную фразу: «Бог простит».

Вот такой разнообразий, но всеми любимый праздник Масленица! И вряд ли есть человек, который считает его лишним и ненужным.

by Записки Дикой Хозяйки

Веселый праздник с массовыми гуляньями, играми и забавами. День обжорства и винопития, после которого все просят прощения друг у друга. Церковный праздник, подготовка к великому посту. Языческий праздник, поклонение богу Солнца - Яриле. Проводы зимы (в середине февраля?), сжигание соломенной Маслёны на костре... Такие разноплановые ответы я получила, пытаясь выяснить, что означает для современных людей Масленица. Общее было только одно: все пекут блины!

Так что же это за такой загадочный праздник, который нам знаком с детства, но так по-разному интерпретируемый окружающими? Чтобы найти корни, традиции празднования Масленицы, обратимся к истории его возникновения.

Откуда повелась Масленица?

Итак, Масленица – один из древнеславянских народных праздников. Ещё он назывался Комоедица. "Комы" - это хлебцы из овсяной, гороховой и ячменной муки, в которые добавлялись сушёные ягоды и орехи. Их съедали в последний день Масленицы. Длилась она две недели – за неделю до весеннего равноденствия (22 марта) и неделю после. Всё это время пекли блины – символы солнца. Подавали их горячими и щедро сдабривали маслом, которое таяло на блинах, как тает снег на солнце.

Ещё "комами" называли медведей, которые издавна были символом Руси. Первый блин – символ весны - несли Медведю, чтобы он пробудился от зимней спячки, и быстрее пришла весна. Даже есть пословица:

Первый блин - комам, блин второй – знакомым, третий блин – родне, а четвёртый – мне.

Так что, первый блин - комАм, а не комом, как мы привыкли говорить. Комом – это у тех, кто печь не умеет!

С принятием христианства на Руси Масленица был приурочена к последней неделе перед Великим постом, поэтому дата празднования каждый год стала меняться в зависимости от Пасхи.

Церковное название Масленицы – Сырная (или мясопустная) седмица. В этот период разрешается употреблять молочные продукты, яйца и рыбу, а от мяса следует воздержаться. То есть, это своего рода подготовка к посту. Смысл праздника - в добром общении с ближними - друзьями, родственниками. Заканчивается Масленица Прощёным Воскресением.

При Петре I Масленицу стали праздновать по-европейски - с шутовскими кривляньями, шествиями ряженых по типу итальянских карнавалов, с пьянками и гулянками. Празднество так и называлось "Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор". Такое "бесовское" празднование Масленицы продолжалось почти тридцать лет…

Вот на таких корнях и вырос наш современный праздник – Масленица. Соответственно, вобрав в себя от всего понемногу.

Обряды и традиции Масленицы

Выяснив истоки праздника, рассмотрим теперь обряды и традиции проведения.

1. Выпечка блинов , символизирующих Солнце. В их приготовление вкладывали душу. Тесто замешивали в хорошем настроении, с добрыми помыслами, чтобы передать всем, вкушающим блины, тёплые чувства.

2. Взятие снежной крепости . Это была борьба Нового (сил тепла) и устоев Равновесия (сил холода). Женщины, олицетворяющие равновесие, находились на вершине крепости и охраняли богиню Марену (Мару), сделанную из веток и соломы, символизирующую Зиму. Мужчины, олицетворяющие силы нового, должны были взять крепость и вынести Марену из её чертогов. Но не с первого раза, а только с третьего. Это символизировало триединство. Первые два раза мужчины благоразумно отступали, пытаясь схватить у девушек какие-нибудь вещицы. И, наконец, в третий раз, силы Нового побеждали и несли соломенное чучело Марены-Зимы к костру.

3. Обряд пробуждения Медведя . По дороге они шли мимо "берлоги Медведя", которого будили и угощали первым блином. Пробуждение медведя, "кома" символизировало пробуждение всей природы, наступление весны.

4. Сжигание соломенного чучела означало проводы Зимы в её ледяные чертоги. Дома также заранее изготавливали маленьких кукол, подобных большой, да и разные другие фигурки - коняшки, птички, цветочки, звездочки из всевозможных верёвочек, платочков, бумаги, пакли, дерева и соломы. В них вкладывалось всё плохое, от чего хотели избавиться. Когда в последний день Масленицы сжигали Зиму, бросали в костёр и самодельные фигурки, выкидывая с ними все беды и болезни.

Да, ещё один момент. В связи с приходом христианства, дата смещалась иногда и на начало февраля, например, в этом году Масленица приходится на 16 февраля. Было как-то неуместно сжигать Зиму, когда до таяния снега оставалось месяца два. Русский народ со своей смекалкой исправил это несоответствие, назвав чучело Маслёной, и приурочив её сжигание к завершению самого праздника - Масленицы, переходом к Великому посту.

5. Хоровод и скоморохи . Когда зажигали костёр вокруг чучела, чтобы огонь сильнее разошёлся, начинали водить вокруг него хороводы и петь песни: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". А скоморохи показывали представления, пели частушки. "Как на масленой неделе из трубы блины летели!.."

6. Потом всех приглашали за общий стол , богатый угощеньями: блины с маслом и мёдом, овсяный кисель, печенье, хлебцы-комы, травяные чаи и множество других яств.

Вот такие традиции проведения Масленицы.

Масленица сегодня

В последнее время эти традиции возрождаются. В российских городах и сёлах всю масленичную неделю пекут блины и ходят друг к другу в гости. А в последний день Масленицы проходят массовые гуляния с катанием на лошадях, весёлыми конкурсами, спортивными соревнованиями, активными зимними играми.

Открываются ярмарки , где продают всевозможные вкусности и народные поделки и сувениры. Ремесленники выставляют свои работы. Здесь и плетёные корзинки, и глиняная посуда, и русские народные платки, и много всего красивого, душевного, родного, истинно русского. Каждый может приобрести подарок для себя и своих близких.

Маленькие сувениры - символы Масленицы , можно купить здесь же, если вы не успели сделать их дома. Мысленно вложив в них свои беды и горести, бросить в костёр к сжигаемому чучелу Маслёны - избавиться, таким образом, от несчастий в этом году.

Обязательной частью является чаепитие у самовара с расписными пряниками и баранками. Ну, и, конечно же, угощение блинами и блинчиками с различными начинками. "С пылу, с жару", с маслом, красной икрой, мёдом - это лишь малая часть этого огромного праздника - Масленица!

И хоть этот праздник есть во многих странах, с таким размахом, как в России, его не отмечают нигде! Поэтому множество туристов из разных стран стараются попасть на празднование Русской Масленицы.

Полина Вертинская

Публикации по теме