Где живут папуасы? Традиции папуасов, шокирующие нас.

Слухи о людоедстве и жестокости, процветающие на диких островах, сильно преувеличены. Туристы, которые отважились лично познакомиться с культурой и обычаями папуасов, утверждают, что аборигены приветливы, хотя поначалу выглядят весьма сурово и мрачно. К сведению, так же писал и Миклухо-Маклай в своем дневнике. Русский путешественник не один год прожил с дикими племенами. Практически сразу он отметил простодушие местных жителей. Выходит, что с тех самых пор (с 1870 года) папуасы не утратили своей доброты, конечно же, если не покушаться на их земли, свиней и женщин.

Где и как живут настоящие папуасы сегодня? Что изменилось в их образе жизни? Об этом можно узнать из статьи.

Что изменилось со времен каменного века?

За прошедшие столетия почти не изменился не только психологический портрет папуасов, но и образ их жизни. Этнографы, досконально изучившие мир дикарей, имеют единое мнение по поводу того, что многие племена до сегодняшних дней сохранили в своей обыденной жизни признаки времен каменного века. Многие папуасы, далекие от цивилизации, живут как их предки. Конечно, некоторые признаки современного мира проникли на острова. К примеру, вместо пальмовых листьев и перьев они теперь используют ткани, но в большей степени их уклад жизни остается в таком же состоянии, как и столетия назад.

Однако следует отметить, что благодаря появлению белых людей там, где живут папуасы, часть коренного населения, покинув свои родовые общины, стала заниматься совершенно другой деятельностью. Началось это с момента возникновения горной промышленности и развития туризма в стране (благодаря европейцам). Некоторые местные жители стали заниматься разработкой месторождений, извозом людей, обслуживанием магазинов и пр. На сегодня в Гвинее наблюдается формирование прослойки фермеров и предпринимателей. И уже известно, что многие обряды и традиции или бесследно исчезли, или стали частью туристических аттракционов.

Где живут папуасы?

Папуасы это древнейшее население о. Новая Гвинея и нескольких других островов Индонезии и Меланезии. Они являются основным населением государства Папуа-Новая Гвинея и Ириан-Джая (провинция Индонезии). По своему антропологическому типу они близки к меланезийцам (ветвь расы австралоидной), но по языку они отличаются. Не все языки папуасов между собой родственны. Общенациональным в ПНГ считается креольский язык ток-писин (основа английская).

Самое крупное по численности папуасское племя, обитавшее в восточной Новой Гвинее, ранее было известно в связи с процветавшим там каннибализмом. Сегодня принято считать, что там, где живут папуасы, подобной ужасающей традиции уже нет. Однако некоторые факты все же указывают на то, что время от времени представителями этого племени проводятся подобные магические ритуалы.

Общее о традициях

Представители разных национальностей имеют немало своих обрядов и традиций, крепко укоренившихся в повседневной жизни настолько, что никто уже давно особо не обращает на них внимания. Однако если в любой из социумов попадает человек, который воспитан на совершенно других ценностях, то для него новые традиции могут показаться дикостью.

Это касается и некоторых особенностей жизненного уклада папуасов. Там, где живут папуасы, есть традиции просто ужасающие обычных цивилизованных людей. Все то, что для дикарей считается нормальным и обычным явлением, даже в страшном сне невозможно представить.

Несколько шокирующих традиций папуасов

  • Папуасы своих вождей мумифицируют, демонстрируя таким способом уважение к умершим. Они хранят их в хижинах. Некоторые искаженные жуткие мумии имеют возраст 200-300 лет.
  • Женщины, потерявшие своих родственников, раньше отрубали себе пальцы. И сегодня еще можно увидеть в некоторых селениях беспалых старых женщин.
  • Папуаски своей грудью выкармливают не только своих детей, но и детенышей зверей.
  • Практически всю тяжелую работу выполняют женщины. Случается даже такое, что женщины на последних месяцах своей беременности могут рубить дрова, в то время как их мужья отдыхают в хижинах.
  • Племя папуасов короваи имеют очень странное место жительства. Свои дома они строят на деревьях (высота от 15 до 50 метров). Любимым лакомством короваев являются личинки насекомых.

  • Некоторые папуасы из Новой Гвинеи, живущие в горных районах, носят котеки. Это футляры, изготавливаемые из сортов местной тыквы-калебаса. Надеваются они на мужские достоинства вместо трусов.
  • Выкуп за невесту в папуасских племенах измеряется в свиньях, поэтому об этих домашних животных очень хорошо заботятся. Даже выкармливают их женщины своим грудным молоком.

Удивительная культура чрезвычайно колоритна и самобытна. Возможно, именно по этой причине европейцы так полюбили экзотические страны и необычные туристические направления.

ТО:1ТО ВДО111 ВМРХХейхз За йепх? МЫ ТайОГО МВКО1Да йе

Б Ро1 у 1 калила:

Сто ово1цы„Сйд11 сделал вт йп моехо холл.

Л Сйдо сказзл:

Идите за ыххо?1С й вам все 1К11охвху.

Сй ххмрхха.з йз з1"млп йх"вхпо1о тп?Кх в бххт гххв, йа.1оьхав 11я-

та?п1охо троетйххв11, йодоброх1 йескояько В1хххххсхмв п вг1" 11то оо:1

отй1свй к отегу. Ботом ои ста.,х показыв1мь и оба помять:

дто ттхро, о эхо оатптхх - йь моп11их ох"ть.

11й иьиьь кххубий й т1111 В111й йопробое1й1. Сопхма ххдйрп й

Дяртй1о попххооовах1п я уйалй 61"3 "хуаств йягохго иохоьте1"о

ояй йо 1ий ойго пйпогда. ??1йда ойп оппулвс1ь Соло сказав:

Сйо?хо вм йрпвь1кйетх к;1той йй1д1 11 буха11е 111"хь 1Я1 вх.е

Спи стола вмххь вместхь Садо сдсва1 хойор, изрубив де

1евьхв йа стодбм й посхройд дом, д;1й1птмб. йак путь ох острх-

ва Дару 11о 1?ЯВ11Т1,1. ?хойхпв его 1*тройт1О ой повес йл пп 11ойех

крх йпй гойе. Сгопумо, Лдйрй п хбирххххо хйросплп:

Зайетх ТН ВОСТРОйа ЭТОТ ДОМ? ?теив ПВВОХО, ПРХ1ЫО Вае,

здесь пот, кто гйе оудех в йеы в111"1ъ?

Садо ответйх11

Бодхтпдххте, 1 моро хапаете.

Ой раз?Воевой й хвраейл хой1, в1ско хько 11ххз т1омх?Втхх О1О,

а йотой воихе11 в дом п бмстро йройхо.1 по хйвху от одпохо коп-

ий до друмйо.?ропе оп йоверйух1 д.1п тохо, хтеом 1бпхвода.1в

Входя -- чтохбхз ойй умврахххх.~ Лдврв 11тох1 й;вт1, о одвом копие

дома, Дирйво в;хрухом, Сойума йоеередййе, а Сидо стол хозвхх-

йом веехо дома,

Лбере, о"1хпм еявьвай хкеххвй1йа, зквта йа острове мабодв. ОДйакквм Ое ОДВОСОВ1паайО Схазй ГМТОВПТЬОП К ВРХХЗИ1ПКУ, В Лбере сйа в1111 а:

Бе йавипаЁТО "хайце1йхт1, йодххждйтьх мх"йи, й йрйпезу вам укргппой й Й,

Лбере сола в лодку п лойдьйж в руркзурк, оттуд((-- в Т1(3- й((ту, кэ 61а(3((ты - йа 1;акб3а((, а с (.:аиб(33(. - ка 61абукек До- (33(й ук1(аюсййй для тайц("(6 03(а 3(а(л(с(к(3((а 3(кк (к(3(ку й йойлы((к йкаад.

Лбе1ж о(ейь лот((ж(3 уйв(еть, дож((лы(ся от(3(ос(ч(3 (аво ж (иь(3(ра(д(л((й клв (3333(пачалл 331(аэд((333(6(о ке(.,11оэтоиу, котдл йй оо(ытко(3 й(тк ойа 3(р((й(3(а((а йа ост1жв Д(31(у, Лб ре с(К(о(к,(а у 3(й(т(о(е1"(

61ОС(3(33 о Ккйа(3 йлй с Ьабоды к ваи лр(3(й(ь(йалку

11о те е(3 отв(-тйлв:

11(3", ке лрлп(кжаяй.

Лборе отйра((лжйж 33.33(ь(ле к йрк((лыла йа остров 613(бу, к

туда - ь с(лолы 1"йб(: па остро((о Кквал, тд(жкл Коабуро. Кеабу13О у ййдсл в ко(ж ое лодку, авкл луй л стр(лы й вмжс:3 ка (63(.3(о((Лбср(закричала:

1Я, кто ты - так„ла бо1ж(у?

Л К(абуро, к 33(3(су эдось. в Гпбу, охра(3333(3 ((то со,(екйе.

Лб "(ю воткпут(а в дйо й("ст, 3(р((вйзака к лему;3одлч л (ора(й

Идл сед(31

К(к(бу1(о 3(о(пол вбр(33(к лодке, к,к к к 3(се, й Або1(е ыо сйро- Т3,3 йе ввдел, лодж о Кабоды тут 3(в 331(ой((мва(3333

Нет, ло 3333(дк(,- (лветкл Кеабуро.

Ол лес вьп(сто с Лбсре в 3(о(33(е, лодка ааьачалас(ь и от й(о пойжй вмсокке волам. Ероыо у3(ра33(е(3331(, в лойко у Лбсре бы. ((а сввйья, к йта свпйьл, 3(сйу(ч(333333(с(качкк, йрыйкуаа в воду, лой,(мла к берету, вь((31(а((ась кз водь(а убежала в лес. Лберо оь(ло экйл(свй(((к(, н(3 сд(ла"("3 (кы лй"3(3("(3 (ы мо(лй. 1 в(й(ья ойо 1)осйэ(аоак к с тск йор йа Ковал ос(ь (аккы - до ((то((3 кк та(1 (л(633,333(3.

Внимание! Данный сайт использует технологию JavaScript, поддержка которой отключена в вашем браузере. Для полноценной работы с ресурсом рекомендуется включить эту функцию в настройках вашего Интернет-обозревателя. Однако всё информационное наполнение сайта доступно и в режиме работы с отключённым JavaScript, поэтому активация этой настройки не обязательна, хотя и рекомендована.


Сказки и мифы папуасов кивай

Река Флай, одна из самых больших на Новой Гвинее, впадает в залив Папуа на западной его стороне. Её низкие заболоченные берега покрыты густыми зарослями мангровых. В часы прилива мощный морской поток с огромной силой устремляется вверх по реке. Флай образует глубокую дельту с несколькими сравнительно крупными островами и множеством мелких. Один из них - Кивай, длиной около 50 и шириной от 3 до 6 километров, получил широкую известность благодаря побывавшим там в разное время путешественникам и учёным. Жители острова и нескольких прибрежных деревень составляют одну этнографическую и языковую группу - кивай.

Предлагаемые читателю настоящей книги тексты составляют часть обширного собрания повествовательного фольклора кивай, записанного Г. Ландтманом. Собрание это - одно из самых крупных и интересных среди известных науке материалов по мифологии обитателей Новой Гвинеи. Особенный его интерес заключается в том, что многочисленные тексты у Г. Ландтмана сопровождаются подробными этнографическими комментариями, мифологические представления открываются в их живых и достаточно сложных связях с папуасским бытом, с трудовыми процессами, с обрядово-магической практикой, с разными формами искусства. Вне этих многообразных связей мифологические рассказы не могут быть в должной степени поняты. Здесь даёт себя знать одна из самых существенных особенностей фольклора первобытнообщинного коллектива - его синкретический характер, единство слова, образа, сюжетов и стоящих за ними представлений о мире и обществе - и бытовой практики, производственной деятельности, культовых действий.

Г. Ландтман систематизировал свои записи по тематическим группам. Таких групп у него двадцать: "Мифическая история", "Мифические герои", "Духи мёртвых", "Мифические существа", "Ухаживание и брак", "Половая жизнь", "Семья", "Рассказы о земледелии", "Культурные мифы", "Рассказы, связанные с церемониями", "Встречи и путешествия", "Приключения на охоте", "Война и распри", "Люди с необычными частями тела", "Люди, занимающиеся необыкновенными делами", "Сновидения", "Рассказы о детях", "Рассказы о животных и растениях", "Рассказы о небесных телах", "Рассказы разного содержания" ("Истории о людях", "Общественные дела").

Среди пятисот текстов, представленных в книге Г. Ландтмана, нет, конечно, жанрового единообразия. Далеко не все они могут рассматриваться как собственно мифы, то есть как рассказы, включённые в определённую сакрально-ритуальную систему, представляющие в своей совокупности основанную на специфических принципах идеологическую форму упорядочения природы и общества и обладающие своим "языком", своими способами моделирования мира. Однако всем рассказам, как утверждает Г. Ландтман, свойственна одна общая черта: кивай верят в их достоверность, то есть в реальность описываемого.

Название небольшого городка Вамена может ничего не сказать человеку непосвященному. Но если упомянуть, что это самое сердце Папуа, окруженное кольцом гор. Что все пути в земли каннибалов начинаются именно отсюда, то отношение к этому месту сразу изменится. С "большой землей" Вамену связывает только воздушное сообщение.

Вамена. На пути к папуасам

Как часто мы в своей повседневной жизни упоминаем папуасов по тому или иному поводу. О ненужности какого-либо предмета говорим - "как икона папуасу". В просторечии, никчемных необразованных людей, называем не иначе как "папуасы". Но правы ли мы в своих утверждениях? Узнать об этом можно только побывав в гостях у коренных жителей Папуа Новая Гвинея . Но это путешествие таит в себе много опасностей. Здесь есть единственная в мире полиция, специализирующаяся на делах по расследованию каннибализма. Так что беспечность, при посещении этого почти нетронутого цивилизацией края, может привести к печальным последствиям. Но, как говорится, папуасов бояться - в джунгли не ходить. А мы не из робкого десятка.

Единственной ниточкой, связывающей Вамену с цивилизацией, является местная авиакомпания Trigana. Небольшие винтовые самолеты осуществляют перевозки пассажиров и грузов. Все, что есть в Вамена, доставлено этими крылатыми тружениками. Наземных путей сюда нет. Плотное кольцо крутых гор неприступной стеной окружает долину Балием, где находится Вамена. Из-за этого здесь даже образовался особый микроклимат. Постоянный круговорот воды в одном отдельно взятом районе. Днем жаркое солнце выпаривает влагу с безбрежных просторов джунглей, покрывающих землю сплошным ковром. Но горная цепь не дает куда-нибудь сместиться этой паровоздушной массе. И ночью, вся испарившаяся влага, возвращается на землю в виде сильнейшего тропического ливня. Этот "день сурка" повторяется с завидным постоянством. По началу дождя можно сверять часы.

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

Какого-то строгого расписания рейсов самолетов местных маршрутов не существует. Нет, конечно, на информационном табло все рейсы написаны. И, даже, с указанием времени вылета. Но это совсем не значит, что вы улетите в тот же день. И билет на руках не является гарантией. В первую очередь будут отправляться те пассажиры, которые не смогли улететь вчера. Но, возможно, вам повезет, и вы вылетите всего на четыре часа позже, чем написано в билете. Почти всю дорогу от Сентани до Вамены под крылом самолета простирается сплошное зеленое море джунглей, изредка прорезанное узкими извилистыми речками. Красивое завораживающее зрелище.

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

Наконец, самолет авиакомпании Trigana приземляется в аэропорту Вамены и останавливается на краю поля. Зона выдачи багажа ограничивается беседкой с соломенной крышей. Владельцев багажа от их имущества отделяет только деревянная доска, прибитая к столбам беседки. Служащие аэропорта выдают багаж только после тщательной процедуры сверки багажного талона с биркой на рюкзаке или сумке. Беседка быстро пустеет. Пора отправляться в город. Вамена начинается сразу за забором, расположенным в тридцати метрах от зоны выдачи багажа.

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

Сразу у входа встречаются продавцы с традиционным для Папуа товаром - плоды красной пальмы. Но в обиходе они называются пинанг. Это легкое наркотическое средство, которое продается в комплекте. Кучка плодов пинанга, порошок гашеной извести и палочки еще какого-то растения. Все это с удовольствием жуется местным населением. Даже дети с малолетства приучены к этому снадобью. А красные плевки, похожие на пятна крови, встречаются повсеместно.

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

Еще совсем недавно Вамена была обычной деревней. Но построенный рядом аэропорт и ежегодное проведение фестивалей стали привлекать туристов со всего мира. Это направление пока еще слабо развито и ограничивается несколькими отелями. Для освоения здешних мест сюда приезжают люди со всех концов Индонезии. Им требуются цивилизованные условия жизни и работы. Так началась застройка Вамены. И постепенно из деревни она превратилась в небольшой городок. Для такого места, здесь на удивление, очень много банков.

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

Их не просто очень много, а ОЧЕНЬ много. Складывается ощущение, что они расположены не среди джунглей, куда можно добраться только на самолете, а в каком-то деловом центре. Иногда можно наблюдать интересную картину, как в здание современного банка входит голый босой папуас с бамбуковыми дротиками в одной руке и луком с пучком стрел - в другой. Где-нибудь в другом месте это был бы нонсенс, а здесь обычное дело.

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

Городской транспорт представлен здесь бечаками и маршрутками. Бечак - это своеобразная трехколесная велорикша. Ехать на ней удовольствие весьма сомнительное. Деревянная лавочка на колесах, лишенная напрочь каких-либо амортизаторов. Каждая кочка и ухаб ощущаются всем телом, но это лучше, чем идти пешком. Водители бечаков совсем молодые парни. За свой тяжелый труд зарабатывают копейки, которых едва хватает на пропитание. Тем более что все привозные продукты стоят очень дорого. Бутылка обычной питьевой воды продается в три раза дороже, чем на "большой земле".

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

О здешних маршрутках стоит рассказать особо. Встречаются и относительно новые экземпляры, но в основной массе машины возраста "так долго не живут". Некоторые пережили не один пожар. На внутренних частях салона отчетливо видны следы копоти. Металлические заплатки приваривали прямо на краску. Но снаружи все аккуратно покрашено кисточкой в белый цвет. Здесь иногда случаются местные войны из-за каких-нибудь пустяков. Например, вождь одного племени поставил на свой мобильный мелодию на номер вождя другого племени, которая тому не понравилась. Результатом оказалось несколько сожженных деревень. В том числе пострадали и машины. Поэтому следы копоти на маршрутках становятся понятны. О людских потерях история скромно умалчивает.

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

Раньше в этих краях каннибализм был проявлением доблести. Каждый папуас имел украшения с фрагментами человеческого тела. И очень гордился этим. Но потом сюда пришли цивилизованные люди и стали объяснять папуасам, что кушать себе подобных нехорошо. Те согласно кивали головами, но люди продолжали пропадать. Тогда было предпринято силовое воздействие и создана полиция по расследованию каннибализма. Людей стало пропадать значительно меньше и украшения из ушей, или чего-нибудь еще, перестали афишировать. Но, в глубине души, папуасы так и не поняли, почему кушать своих врагов нехорошо. И, под великим секретом, они приучают детей к вкусу человеческого мяса. Но эти нравы остались в джунглях. Городские папуасы адаптируются к современной жизни, и начинают стыдиться своих лесных соплеменников. Пройдет еще совсем немного лет и эта самобытная культура каменного века может навсегда исчезнуть с лица земли.

Вероятно, чтобы обезопасить приезжих туристов, их обязали получать в полиции специальное разрешения, дающее право на посещение Вамены. Без этого разрешения вас не пустят даже в гостиницу. По прилету в Вамену, нужно сразу в полиции зарегистрировать свое разрешение. На вопрос о том, зачем нужны эти бумаги, не для того ли, чтобы количество прибывших и отъезжающих туристов совпало? В полиции начинают пространно объяснять о ведении статистического учета, из какой страны визитеров больше. Но какова истинная причина, пусть каждый для себя решает сам.

Вамена - Ириан Джая, Индонезия

Назвать Вамену городом можно только из-за наличия в ней каменных строений. А пройти ее всю из конца в конец, останавливаясь у каждого магазина, можно минут за тридцать. Одним из самых крупных зданий, кроме банков, является мусульманская мечеть. Но она скорее построена для прибывших индонезийцев, потому что папуасы, как ни странно, исповедуют христианство. Тогда фраза про то, что что-то нужно как икона папуасу, теряет весь свой первоначальный смысл. А сколько еще подобных открытий вас ждет при посещении этого уникального места, где на маленькой площади сосуществуют две такие разные эпохи - век каменный и век космический. Но огорчает лишь то, что с приходом цивилизации удивительный мир первобытного человека может вскоре совсем исчезнуть с лица земли.

Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно поздно, уже на ступени земледельческих цивилизаций. А

ведь прекрасно известно, что культ фаллоса, культ коитуса от­четливо заявлен уже в доземледельческих культурах, т.е. на эта­пе господства присваивающего хозяйства. Поэтому логично рас­сматривать идею плодородия в качестве позднейшего наслоения в религиозно-мистических культах, когда на уже существующую сексуально-эротическую матрицу религиозных культов наклады­ваются новые обстоятельства, связанные с возникновением фено­мена земледелия. Те же представления, которые связывают хра­мовую сексуальность древних культур с прагматической идеей плодородия земли, описывают вторичное в древних культах и упускают главное: их связь с еще более глубокими и архаически­ми доземледельческими корнями. Новые, земледельческие реа­лии, действительно связанные с проблемой оплодотворения земли, накладываются у древних народов на гораздо более глубокие ве­рования в демиургическую силу фаллоса, не имеющую никакого отношения к идее плодородия. Это примерно как христианские верования накладывались на языческие представления в созна­нии русского мужика, а в результате христианство начинало го­ворить языком языческих символов.

И когда Фрезер, а вслед за ним поколения исследователей пытаются прагматизировать иррационально-сексуальное содержа­ние древних культов и свести это содержание к банальной идее плодородия, они видят только часть истины. Скажем, когда Фре­зер пытается понять сексуально-оргаистические празднества древ­них народов, он заявляет: "Было бы несправедливым "видеть в этих оргиях простую вспышку необузданных страстей" и. Мол, все дело в желании дикарей стимулировать своими оргиями пло­дородие земли. Но как объяснить то, что наряду с сексуальными оргиями те же самые земледельческие народы активно практику­ют разнообразные формы сексуального воздержания в ходе по­севных и уборочных кампаний (факт, о который явно спотыкает­ся сам Фрезер, так и не найдя ему убедительного объяснения)?

Между прочим, с различного рода запретами на половую ак­тивность в период посевных кампаний мы встречаемся у многих народов. Можно сослаться на данные Л.А.Ивановой по обрядо­вой практике народности абелам (Новая Гвинея). Основная пи­щевая (и одновременно священная) культура, которую возделы­вает эта народность - это культура ямса - местной разновидности картофеля. Абелам посвящают возделыванию этой культуры до­вольно много времени и энергии. Но вот что бросается в глаза. Сама процедура посадки и выращивания ямса связана с безус­ловными сексуальными табу. На время посадки и выращивания ямса вводится полный запрет на сексуальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Ямс выращивается на специ­альных площадках, куда запрещен вход всем женщинам, а так же мужчинам, которые нарушили сексуальный запрет. Сами абелам объясняют свое половое воздержание тем, что "они долж­ны быть "чистыми" в этот период, так как "плохой запах жен­щин" неблагоприятно влияет на рост клубней ямса" .



Вообще практика сексуальных воздержаний в период посев­ной страды настолько распространена у древних земледельчес­ких народов (наряду с обрядово-ритуальным разыгрыванием орга­истических сексуальных связей), что это практически полностью дезавуирует распространенное мнение, согласно которому для примитивных народов "акт посадки и процесс произрастания растений... ассоциировались с зачатием, рождением и ростом других живых существ, в первую очередь людей" г °.

Между прочим, те же самые исследователи, которые настаива­ют на оплодотворяющем смысле сексуализированных земледель­ческих обрядов, признают, что посевные кампании раннеземле­дельческих народов сопровождаются, скорее, имитацией полового акта, чем его реальным исполнением. А ведь имитация полового акта - это нечто прямо противоположное натуральному половому акту, поскольку при имитации сексуальное возбуждение сопро­вождается на самом деле... подавлением сексуального импульса.

Вот как выглядит такого рода обряд у папуасов кивай в опи­сании Б.Н.Путилова. "Женщина ложится, обнаженная или в юбочке, на спину в том месте, где предполагается посадить рос­ток первого банана. Она поднимает колени, и мужчина, стоя пе­ред ней с расставленными ногами, пропускает несколько раз под ее коленями и между своими ногами росток банана" 27 . Никакого реального совокупления при этом не происходит; наоборот, сек­суально возбужденный мужчина волевым усилием подавляет выход своей сексуальной энергии, и, как сказал бы психоанали­тик, сублимирует свою подавленную сексуальную энергию.

Разумеется, я был бы не прав, если бы сказал, что ранние земледельцы занимаются только имитацией полового акта на воз­делываемом поле. Несомненно, что у многих народов имеет мес­то и натуральное совокупление в период посевных кампаний. Однако, тот факт, что реальная ритуально-сексуальная практика древних земледельцев достаточно разнообразна и выходит далеко за рамки "оплодотворительной" интерпретационной модели, за­ставляет высказать серьезные сомнения в общепринятой точке зрения по поводу прагматической природы этих обрядов.

К сказанному следует добавить, что, как свидетельствуют ис­точники, у некоторых раннеземледельческих народов вообще не существует представления о связи процедуры сексуального сово­купления между мужчиной и женщиной и фактом рождения ре­бенка. Тем не менее, эти народы все равно практикуют сезонные религиозно-сексуальные оргии. Они даже могут использовать мужскую сперму при возделывании земли, но... при этом вовсе не рассматривают ее как источник оплодотворения, поскольку вообще не видят связи между актом совокупления мужчины и женщины и происходящим спустя какое-то время рождением ре­бенка. Совокупление женщины с мужчиной для них - это вовсе не предпосылка рождения ребенка, а вполне самостоятельная и независимая реальность. При этом сама по себе акция совокупле­ния является для них сверхценной. Однако это самозначимая

сверхценность, никак не связываемая с последующим рождением ребенка: обряды совокупления, с одной стороны, и обряды вынашивания, рождения и выкармливания ребенка, с другой, - это совершенно различные и независимые группы обрядов. Во мно­жестве случаев первобытные народы попросту не подозревают (и даже НЕ ХОТЯТ этого знать), что во время совокупления между мужчиной и женщиной происходит нечто, в результате чего в последующем рождается ребенок. Так, нередко встречается си­туация, когда причину рождения ребенка видят в приеме какой-то пищи, но никак не во введении фаллоса во влагалище.

Скажем, у папуасов Новой Гвинеи, по данным Н.А.Бутинова, "акт зачатия мыслится как вхождение в женщину зародыша вместе с пищей. Иногда, как полагают, бывает достаточно запаха пищи, чтобы женщина забеременела. В легенде племени кивай говорит­ся о том, как женщина понюхала банан и в результате этого ро­дила ребенка. "Он родился оттого, что я понюхала банан с заро­дышем"" м.

Более того, у некоторых племен считается, что от пищи может забеременеть и мужчина, и потому во время обрядов инициации производятся специальные действия, дабы предохранить посвя­щаемого мальчика на всю оставшуюся жизнь. "Люди племени кераки полагают, что мужчина тоже может забеременеть - ведь зародыш ребенка может войти с пищей и в него. Чтобы этого не случилось, кераки во время обрядов инициации суют в горло посвящаемому негашеную известь - после этого, полагают они, беременность мужчины исключена" 29 .

Характерно, что сама идея отцовства в этих обществах никак не связывается с акцией физиологического зачатия, и это нередко приводило к недоразумениям в тех или иных этнографических интерпретациях. Как подчеркивает Н.А.Бутинов, у папуасов "от­цом ребенка считается не родитель, а кормилец. Н.Н.Миклухо-Маклай, увидев на руках у папуаски ребенка-метиса, не пове­рил, что его отцом является ее муж, папуас, хотя женщина и утверждала это. (...) Но женщина говорила правду, только под отцом она понимала кормильца" 30 . Роль мужчины в создании ребенка, по мнению папуасов, состоит не в том, что он совокуп­ляется с женщиной, а в том, что он приносит пищу - кормит женщину во время ее беременности, а впоследствии - кормит ре­бенка. "Роль мужчины в появлении на свет ребенка не отрицает­ся полностью, но сводится в основном к тому, что он кормит беременную женщину. Муж, не кормящий беременную жену, не считается отцом..." 31 . Поэтому, скажем, "папуас племени арапеш, призывая сына к послушанию, не скажет ему, что он его породил. Он скажет: "Я добывал пищу, которая сделала твое тело"" 32 . А папуасы энга "отводят главную роль отцу не в зачатии ребен­ка..., а в том, что он дает ребенку душу и устанавливает с помо­щью обрядов ее связь с духами родовых предков" 33 .

Но можно ли в таком случае утверждать, что характерные для папуасов этих племен сексуальные обряды на земледельческих

полях имеют оплодотворяющий характер? Естественно, что такое предположение выглядит совершенно абсурдно, коль скоро сексу­альный акт вообще не связан для них с идеей оплодотворения.

Что же в таком случае делает земледелец, мастурбирующий на возделываемом поле, или имитирующий сексуальные акты, или на самом деле совокупляющийся с лицом противоположного пола?

Один из возможных ответов на этот вопрос состоит в том, что земледелец своими символическими действиями пытается не столь­ко оплодотворить поле, сколько... сексуально удовлетворить поле, И, тем самым, умилостивить, ублажить поле, доставить ему сек­суальное наслаждение как женщине. И сделать поле тем самым благорасположенным к себе. А еще - передать полю силу своего фаллоса, силу своей спермы. Ведь если связь между мужским половым органом и рождением ребенка - это совершенно не оче­видная для первобытного сознания связь, и предположение, что фаллос является источником ребенка - это более чем неочевидное предположение, то связь между фаллосом и сексуальным экста­зом, сексуальным удовлетворением, сексуальным наслаждением - это как раз более чем очевидная связь. Способен ли фаллос приводить к рождению детей - это большой вопрос. Но вот то, что фаллос обладает какой-то удивительной силой, приводящей и женщину, и мужчину в состояние ни с чем не сравнимого на­слаждения, чувственного экстаза, в состояние оргазма, а затем в состояние нирваны - это вещь совершенно очевидная для любого человека, попробовавшего вкус сексуальной жизни.

Поэтому, когда первобытный человек в ритуальном экстазе мастурбирует, обхватив ногами ствол гвоздичного дерева, это вовсе не означает, что он пытается тем самым усилить плодоношение этого дерева, имея в виду оплодотворяющую функцию спермы, как полагает приводящий этот пример Дж.Фрезер 34 . Вполне возможно, что осуществляющий это странное действие человек даже не подозревает о том, что его сперма обладает какого-то рода оплодотворяющей силой. Но зато он твердо знает, что его фаллос обладает огромной силой, способной создавать эффект ни с чем не сравнимого наслаждения в момент оргазма. И оттого смысл его действий можно интерпретировать не как имитацию оплодотворения, но, скорее, как имитацию удовлетворения. Человек пытается с помощью своего фаллоса удовлетворить гвоз­дичное дерево, и сделать его благосклонным, и передать ему тем самым часть божественной силы своего фаллоса.

Ну, а кроме того, есть еще одна существенная в мифологичес­ких сексуальных мистериях тема, способная дать ключ к пони­манию древних сексуально-религиозных мистерий: это тема УКРОЩЕНИЯ сексуальности, которая так же не имеет ровным счетом никакого отношения к идее оплодотворения.

В самом деле, внимательный анализ сексуально-ритуальной практики древнего человека позволяет сделать достаточно опре­деленный вывод относительно того, что очень часто суть этой

практики составляет странное переплетение изощренной сексу­альной свободы и жесточайших сексуальных запретов. Весьма показателен в этом плане проанализированный К.Леви-Стросом один из распространенных в Южной и Северной Америке мифов о соблазнении женщины неким священно-магическим растением. Финал этого мифа весьма грустен и поучителен: сын этого стран­ного союза между женщиной и растением, узнав тайну своего происхождения, превращает свою мать в камень со словами: ""Отныне не будут женщины совокупляться с корешками и прино­сить им детей" 3> . А учитывая, что в соответствующих этому мифу обрядах данный сюжет самым тщательным образом разыгрыва­ется, можно сделать вывод, что ритуальное исполнение процесса совокупления с растениями парадоксальным образом служит за­даче наложения запрета, табу на такого рода совокупление, а, значит, суть этого ритуала не в инициации оплодотворения, а в табуировании его.

Другой пример аналогичного свойства обнаруживаем у Дж.Фре­зера. Он описывает процедуру Элевсинских мистерий, в ходе ко­торых верховный жрец Зевса мастурбировал в храме Деметры (богини земли) или вступал в ритуальный контакт с жрицей Де­метры, а потом демонстрировал собравшимся срезанный колос. Традиционно эти действия интерпретируются в том смысле, что жрец Деметры своим ритуалом стимулирует плодородие земли. Однако вполне возможна и совершенно иная интерпретация этого обряда, если вспомнить, что хлебный колос являлся в древних культурах фаллическим символом. Возможно, что в данном слу­чае происходит символическое воспроизведение архаических об­рядов, в центре которых находилась операция обрезания фаллоса, и в этом случае обрезанный колос - это символ сублимированной сексуальной энергии, а вовсе не символ плодородия.

Нечто аналогичное можно обнаружить и в древнеегипетском культе Осириса, который, согласно "Книге мертвых", являлся воплощением фаллоса. Безусловно, Осирис - бог плодородия. Однако, и в случае с Осирисом можно утверждать, что функция плодородия - факультативная, дополнительная функция. Суть же Осириса - это именно эрегированный фаллос, фаллос, кото­рый является, с одной стороны, источником сексуального удов­летворения, а, с другой, согласно всем первобытным представле­ниям и обрядам, предметом усмирения. Потому-то классический миф об Осирисе - это миф, в котором Осириса умерщвляют, рас­секая на части, а потом восстанавливают, но лишают при этом полового органа. И вновь это то обстоятельство, которое не учи­тывает в своей интерпретации Дж.Фрезер. Символическое отре­зание у Осириса фаллоса вполне можно интерпретировать как операцию обрезания. И вот что удивительно: после того, как эта операция произведена, происходит чудо: бог умерщвленный и спеленутый, как мумия (т.е. сам как бы превращенный в фаллос), в ходе празднества поднимается все выше и выше из гроба, что вполне интерпретируется как символ эрекции.

То, что Осирис - это эрегированный фаллос, значимый сам по себе, т.е. в собственно сексуальном смысле, а вовсе не как источ­ник оплодотворения, видно и из того, что символом Осириса вы­ступало подчеркнуто неплодоносящие дерево - сосна. Именно со­сну срубали, чтобы выдолбить ее сердцевину и поместить туда изображение Осириса: прямой ствол сосны в наибольшей степе­ни соответствовал образу эрегированного фаллоса. Сказанное по­зволяет предположить, что в культе Осириса актуализированы древние, доземледельческие культурные темы, связанные с куль­том фаллоса как такового (причем обрезанного фаллоса), с куль­том его эрегирующей способности и культом увеличивающей сек­суальную силу операции обрезания. И уже на эту, древнейшую основу накладываются специфические земледельческие смыслы, в результате которых Осирис начинает интерпретироваться как бог плодородия.

Итак, анализ сексуального содержания ранних земледельчес­ких культов убеждает в том, что в этих культах проступают чер­ты гораздо более глубоких и древних верований, в которых каким-то странным образом соединялись сексуально-оргаистические мотивы с мотивами самых жестких и изощренных сексуальных табу, и что расшифровать содержание этих сексуальных мотивов в культовой деятельности земледельцев можно только на основе реконструкции более древних, более архаических слоев мировоз­зрения, неизмеримо более глубоких и сущностных для понима­ния самого феномена человека, нежели культура земледелия, являющаяся культурным новообразованием десятитысячелетней давности.

Но в чем же мог заключаться этот первозданный смысл сексу­ально-оргаистических обрядов на доземледельческой ступени развития человеческого общества? Чтобы ответить на этот вопрос, мы вынуждены выйти в область весьма рискованных гипотез и предположений, касающихся самого происхождения человека.

Публикации по теме